Феномен «нижнего интернета» в молодежной среде

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. С переходом к информационному обществу произошла демассификация масс-медиа (термин ввел в научный оборот Э. Тоффлер [1, с. 266]). Это выразилось в росте количества и разнообразия каналов массовой коммуникации, распаде массовой аудитории и преодолении однородности культуры. С появлением Интернета эти тенденции подтвердились. Интернет изначально был дифференцирован, позволяя пользователям самостоятельно принимать решения о наиболее предпочтительных для себя каналах коммуникации, находить единомышленников по интересам. Однако расширение сетевой аудитории и появление массовых видеохостингов повлияло на выделение высокорейтинговых и менее популярных каналов. Это закрепилось в различении слоев «верхнего» и «нижнего» Интернета. При этом понятие «нижний Интернет» в молодежной среде приобрело коннотативное значение и неоднозначные интерпретации. 

Цель – проанализировать содержание понятия «нижний Интернет» и типологические характеристики связанного с ним контента в контексте трансформации оппозиций «массовая/элитарная», «высокая/низовая культура».

Методы. Для достижения данной цели применялись методы типологизации и качественного анализа документов. Исследовались различные источники: публицистика, содержание блогов, комментарии в социальных сетях. 

Результаты. Выделены две основные интерпретации рассматриваемого понятия, получившие популярность в молодежной среде. Они осмыслены в контексте существующих в современной культурологии типологий массовой-элитарной культуры, высокой и низовой культуры, а также тенденций демассификации масс-медиа. 

Во-первых, осмысление феномена «нижнего Интернета» осуществляется в контексте оппозиции массовое/элитарное, мейнстрим/андеграунд. При этом андеграунд рассматривается как нижний слой элитарной культуры. Сюда входит креативный и интеллектуальный контент, тяготеющий к определенной элитарности, эпатажу и нонконформизму, предназначенный для узкой аудитории [2, с. 182].

Во-вторых, «нижний Интернет» рассматривается в контексте оппозиции «высокая/низовая культура» и включает совокупность неприемлемых для широкой аудитории Интернет-ресурсов, девиантных и часто аморальных треш-стримов [3]. Такая трактовка восходит к концепции низовой народной культуры в трудах М.М. Бахтина. Она выражает специфику культуры малообразованных социальных низов, ее неофициальный характер, ориентацию на семантику телесного низа, использование запретных тем и специфического юмора.

Несмотря на противоречивое содержание, два этих субкультурных слоя Интернет-культуры объединяет их определенная маргинальность и оппозиционность по отношению к более популярному и усредненному слою сетевого пространства, его мейнстриму. 

В качестве общей типологической характеристики субкультур «нижнего Интернета» выделены провокационность контента и специфический способ общения с аудиторией. Провокационность контента подразумевает желание автора вызвать у неподготовленного зрителя эмоции, возмутить его неподобающим поведением или высказыванием. Особый стиль коммуникации в этих блогах и сообществах включает агрессивное осуждение людей, их поступков и убеждений, включая собственную аудиторию. Авторы не стремятся угодить зрителю, их творчество становится неприемлемым для широких масс и, как следствие, чаще всего является непопулярным.

Эта характеристика может служить основным критерием отбора блогов для исследования субкультур «нижнего Интернета» в молодежной среде.

Выводы. Понятие «нижний Интернет» в молодежной среде объединяет совокупность различных субкультурных и маргинальных по отношению к Интернет-мейнстриму блогов и сетевых сообществ, включая как креативные и интеллектуальные формы сетевой культуры, непонятные широкой аудитории, так и качественно противоположный им, аморальный и малосодержательный контент. Само появление этого понятия фиксирует неоднородность Интернет-среды и сохраняющиеся тенденции демассификации масс-медиа.

Полный текст

Обоснование. С переходом к информационному обществу произошла демассификация масс-медиа (термин ввел в научный оборот Э. Тоффлер [1, с. 266]). Это выразилось в росте количества и разнообразия каналов массовой коммуникации, распаде массовой аудитории и преодолении однородности культуры. С появлением Интернета эти тенденции подтвердились. Интернет изначально был дифференцирован, позволяя пользователям самостоятельно принимать решения о наиболее предпочтительных для себя каналах коммуникации, находить единомышленников по интересам. Однако расширение сетевой аудитории и появление массовых видеохостингов повлияло на выделение высокорейтинговых и менее популярных каналов. Это закрепилось в различении слоев «верхнего» и «нижнего» Интернета. При этом понятие «нижний Интернет» в молодежной среде приобрело коннотативное значение и неоднозначные интерпретации. 

Цель – проанализировать содержание понятия «нижний Интернет» и типологические характеристики связанного с ним контента в контексте трансформации оппозиций «массовая/элитарная», «высокая/низовая культура».

Методы. Для достижения данной цели применялись методы типологизации и качественного анализа документов. Исследовались различные источники: публицистика, содержание блогов, комментарии в социальных сетях. 

Результаты. Выделены две основные интерпретации рассматриваемого понятия, получившие популярность в молодежной среде. Они осмыслены в контексте существующих в современной культурологии типологий массовой-элитарной культуры, высокой и низовой культуры, а также тенденций демассификации масс-медиа. 

Во-первых, осмысление феномена «нижнего Интернета» осуществляется в контексте оппозиции массовое/элитарное, мейнстрим/андеграунд. При этом андеграунд рассматривается как нижний слой элитарной культуры. Сюда входит креативный и интеллектуальный контент, тяготеющий к определенной элитарности, эпатажу и нонконформизму, предназначенный для узкой аудитории [2, с. 182].

Во-вторых, «нижний Интернет» рассматривается в контексте оппозиции «высокая/низовая культура» и включает совокупность неприемлемых для широкой аудитории Интернет-ресурсов, девиантных и часто аморальных треш-стримов [3]. Такая трактовка восходит к концепции низовой народной культуры в трудах М.М. Бахтина. Она выражает специфику культуры малообразованных социальных низов, ее неофициальный характер, ориентацию на семантику телесного низа, использование запретных тем и специфического юмора.

Несмотря на противоречивое содержание, два этих субкультурных слоя Интернет-культуры объединяет их определенная маргинальность и оппозиционность по отношению к более популярному и усредненному слою сетевого пространства, его мейнстриму. 

В качестве общей типологической характеристики субкультур «нижнего Интернета» выделены провокационность контента и специфический способ общения с аудиторией. Провокационность контента подразумевает желание автора вызвать у неподготовленного зрителя эмоции, возмутить его неподобающим поведением или высказыванием. Особый стиль коммуникации в этих блогах и сообществах включает агрессивное осуждение людей, их поступков и убеждений, включая собственную аудиторию. Авторы не стремятся угодить зрителю, их творчество становится неприемлемым для широких масс и, как следствие, чаще всего является непопулярным.

Эта характеристика может служить основным критерием отбора блогов для исследования субкультур «нижнего Интернета» в молодежной среде.

Выводы. Понятие «нижний Интернет» в молодежной среде объединяет совокупность различных субкультурных и маргинальных по отношению к Интернет-мейнстриму блогов и сетевых сообществ, включая как креативные и интеллектуальные формы сетевой культуры, непонятные широкой аудитории, так и качественно противоположный им, аморальный и малосодержательный контент. Само появление этого понятия фиксирует неоднородность Интернет-среды и сохраняющиеся тенденции демассификации масс-медиа.

×

Об авторах

Олег Андреевич Гнутов

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: gnutovoleg1@gmail.com

студент, группа 5102-390301, социологический факультет

Россия, Самара

Катерина Владимировна Рафикова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: rafikova.kv@ssau.ru

научный руководитель автора, кандидат культурологии, доцент кафедры социологии и культурологии

Россия, Самара

Список литературы

  1. Тоффлер Э. Третья волна. Москва: АСТ, 2004. 784 с.
  2. Онар А. А., Ольховиков К. М. Культура «верхнего» и «нижнего» интернета в молодежной среде // Государственная молодежная политика: вызовы и современные технологии работы с молодежью. 2022. С. 181-186.
  3. Про уродов и людей // Журнал Super, 2020. URL: https://super.ru/l/trash_na_strime

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Гнутов О.А., Рафикова К.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах