Творчество и проблема телесной выразительности
- Авторы: Усачева М.Н.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный институт культуры
- Выпуск: Том 2 (2023)
- Страницы: 37-38
- Раздел: Философия
- URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr2023/article/view/430220
- ID: 430220
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Проблема творчества как источник и сила, вдохновляющая автора на создание нового в культуре – ситуация, которая издавна находится на пределе и границе открытости-закрытости, вечная и сокровенная тайна и в своей метафизической сущности непременно приглашает к диалогу. Одно из сущностных свойств культуры – создание нового, творчество форм. Прецедентом, т.е. импульсом к началу разговора о творчестве служит, в нашем случае, опыт от соприкосновения с мистической силой искусства, его невербальным потенциалом, характером его бытийного присутствия и художественного развития в современной культуре, в частности, в хореографии.
Цель - показать проективные возможности искусства созидать реальность, отринув привычные демонстрационные его функции в культуре на примере хореографического искусства.
Методы. Методология историко-теоретической ретроспекции позволит изучить вопрос, изучив историко-философские источники, и определиться с кругом экспертов. Экзистенциальный метод решит вопрос с проблемой описания невербального, воспринятого через экзистенциалы переживания.
Результаты. Согласно Мишелю Фуко, «телесная выразительность - это технологическая способность эстетически мыслить свое тело так, что отдельные образы, позы, жесты, фигуры - суть знаки интенсивности, а не репрезентация реальности, трансцендентная телу» [1, с. 103]. Тем самым, мы понимаем из вышесказанного, что и тело может стать потенциальным выразителем формы в аристотелевском смысле, демонстрируя через сконструированные позы, жесты и пр. авторскую идею, смысл. В современном танце телесная выразительность утрачивает свою каноничность высказывания, намеренно разрушая классические правила объективации, демонстрации значений.
Искусство не соизмеряется с реальностью, не имитирует ее через воссоздаваемый образ, а, напротив, создает прецедент, или так часто встречающийся в искусстве формат перфоманс. Это сингулярность, неповторимое, исключение из правил, не изображение, а конструирование новой реальности, которой «научает» искусство.
Если рассмотреть саму специфику телесной выразительности, как таковую, то, еще Ницше замечал, что «тело есть идея более поразительная, чем «старая» душа» [2, c. 306]. В проявленной телесной экспрессивности могут пересекаться идея, музыка, форма и процессуальность как соединение разноколейного в едином. В теоретических исследованиях давно сложилась традиция осмысливать невербальные искусства по аналогии с вербальными, и применять такие выражения, как «язык тела», «язык жестов» «музыкальный язык» и т.д. Насколько это правильно - это большой вопрос и дискуссия. Но несомненным остается то, что значимость высказывания искусства и смысловая интенция телесной выразительности присутствует непременно, формируя скрытый язык и тело. [4, с. 366]. А Мерло-Понти в пандан писал, что тело именно оно указывает и «говорит» [5, с.74].
Выводы. Таким образом, проблема телесной выразительности проходит, с одной стороны, через аналитику специфики ее представленности в современной культурном пространстве, характеризующемся общими постмодернистскими чертами (множественность, открытость, вариационность, мозаичность, отсутствие четких границ и канонов, минимализм выразительных средств). С другой стороны, проблема выразительности, а значит способ высказывания, укоренен в вопросе онтологии искусства, смене его функциональных задач: не изображать, а создавать, проектировать смысл.
Ключевые слова
Полный текст
Обоснование. Проблема творчества как источник и сила, вдохновляющая автора на создание нового в культуре – ситуация, которая издавна находится на пределе и границе открытости-закрытости, вечная и сокровенная тайна и в своей метафизической сущности непременно приглашает к диалогу. Одно из сущностных свойств культуры – создание нового, творчество форм. Прецедентом, т.е. импульсом к началу разговора о творчестве служит, в нашем случае, опыт от соприкосновения с мистической силой искусства, его невербальным потенциалом, характером его бытийного присутствия и художественного развития в современной культуре, в частности, в хореографии.
Цель - показать проективные возможности искусства созидать реальность, отринув привычные демонстрационные его функции в культуре на примере хореографического искусства.
Методы. Методология историко-теоретической ретроспекции позволит изучить вопрос, изучив историко-философские источники, и определиться с кругом экспертов. Экзистенциальный метод решит вопрос с проблемой описания невербального, воспринятого через экзистенциалы переживания.
Результаты. Согласно Мишелю Фуко, «телесная выразительность - это технологическая способность эстетически мыслить свое тело так, что отдельные образы, позы, жесты, фигуры - суть знаки интенсивности, а не репрезентация реальности, трансцендентная телу» [1, с. 103]. Тем самым, мы понимаем из вышесказанного, что и тело может стать потенциальным выразителем формы в аристотелевском смысле, демонстрируя через сконструированные позы, жесты и пр. авторскую идею, смысл. В современном танце телесная выразительность утрачивает свою каноничность высказывания, намеренно разрушая классические правила объективации, демонстрации значений.
Искусство не соизмеряется с реальностью, не имитирует ее через воссоздаваемый образ, а, напротив, создает прецедент, или так часто встречающийся в искусстве формат перфоманс. Это сингулярность, неповторимое, исключение из правил, не изображение, а конструирование новой реальности, которой «научает» искусство.
Если рассмотреть саму специфику телесной выразительности, как таковую, то, еще Ницше замечал, что «тело есть идея более поразительная, чем «старая» душа» [2, c. 306]. В проявленной телесной экспрессивности могут пересекаться идея, музыка, форма и процессуальность как соединение разноколейного в едином. В теоретических исследованиях давно сложилась традиция осмысливать невербальные искусства по аналогии с вербальными, и применять такие выражения, как «язык тела», «язык жестов» «музыкальный язык» и т.д. Насколько это правильно - это большой вопрос и дискуссия. Но несомненным остается то, что значимость высказывания искусства и смысловая интенция телесной выразительности присутствует непременно, формируя скрытый язык и тело. [4, с. 366]. А Мерло-Понти в пандан писал, что тело именно оно указывает и «говорит» [5, с.74].
Выводы. Таким образом, проблема телесной выразительности проходит, с одной стороны, через аналитику специфики ее представленности в современной культурном пространстве, характеризующемся общими постмодернистскими чертами (множественность, открытость, вариационность, мозаичность, отсутствие четких границ и канонов, минимализм выразительных средств). С другой стороны, проблема выразительности, а значит способ высказывания, укоренен в вопросе онтологии искусства, смене его функциональных задач: не изображать, а создавать, проектировать смысл.
Об авторах
Мария Николаевна Усачева
Самарский государственный институт культуры
Автор, ответственный за переписку.
Email: usacevamaria@gmail.com
студентка, группа РНХ-221, факультет современного искусства и художественных коммуникаций
Россия, СамараСписок литературы
- Беспалов О.В. Символическое и дословное в искусстве ХХ века. М.: Памятники исторической мысли, 2010.
- Ницше, Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей // Избранные сочинения: в 3 т. Т. 1. / Ф. Ницше. - М.: REFL-book, 1994.
- Новейший философский словарь. Постмодернизм / Главный научный редактор и составитель А. А. Грицанов. – Мн.: Современный литератор, 2007. С. 402
- Делёз Ж. Клоссовски, или тела-язык // Делёз Ж. Логика смысла. Фуко М. Theatrum philosophicum. М.: Раритет; Екатеринбург: Деловая книга, 1998. С. 366
- Мерло-Понти М. Тело как выражение — и речь (гл. из книги «Феноменология восприятия») // Онтология. Эстетика. Религиозная философия / Ред.-сост. Г. И. Беневич. СПб., 1993.