Религиозно-философские мотивы поэзии И.А. Бродского
- 作者: 1, 1
-
隶属关系:
- Самарский филиал Московского городского педагогического университета
- 期: 卷 2 (2023)
- 页面: 106-107
- 栏目: Литературоведение
- URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr2023/article/view/409753
- ID: 409753
如何引用文章
全文:
详细
Обоснование. Во многих исследованиях поэзии И.А. Бродского представлен анализ античных мотивов или мотивов английских метафизиков в его творчестве [2, 4]. Между тем в основе его стихотворных текстов — сложный сплав религиозно-философских мотивов, которые не исчерпываются только указанными литературными связями. Как справедливо было отмечено в некоторых, пока немногих, исследованиях, «метафизическая атмосфера стихов Бродского некоторыми чертами близка кругу тем и идей, представленных в философских и философско-литературных учениях философов-экзистенциалистов» [2]. Представляется важным развернуть эти тезисы и уточнить наблюдения над поэтикой И.А. Бродского в этом направлении.
Цель — выявить мотивы религиозного экзистенциализма в поэзии И.А. Бродского.
Методы. Для достижения поставленной цели были использованы механизмы мотивного и интертекстуального анализа стихотворений.
Результаты. Религиозный экзистенциализм — определение, на первый взгляд, кажущееся парадоксальным сочетанием несочетаемого, однако в поэтике Бродского действительно можно обнаружить такой парадокс: человек отчужден от мира (отчуждение — ключевая философема экзистенциализма), при этом поэтическое мироощущение в творчестве Бродского наполнено метафизическим значением. С экзистенциальной философией поэта сближает мотив внерационального оправдания страданий. Оно выступает как благо, открывающее человеку таинственный опыт богообщения. При этом обнаруживается особое, пограничное состояние мира и человека: «четко прослеживается одна из философем Бродского: наиболее реально не происходящее, даже не происшедшее, а то, что так и не произошло» [3]. И если говорить о религиозной экзистенциальной философии, в таком случае страдание понимается как нечто вне человека, как вызов ничто, небытия. Однако Бродский, как и приверженцы стоической философии, утверждает, что страдание учит быть непреклонным и спокойным перед ударами судьбы [2].
В его произведениях мы находим контраст между материальным миром и божественным бытием. Земное существование подчиняется рациональным правилам, которые ограничивают и стесняют свободу, но это не означает, что оно лишено экзистенциальной оправданности. Бог предстает здесь в виде обезличенного и созданного человеком пейзажа [1], имитирующего природу (в стихотворении «Речь о пролитом молоке»). Он враждебен «Я», и его эпитет (в стихотворении «Разговор с небожителем») «дух-исцелитель» позволяет нам увидеть и своеобразного двойника — Сатану (в случае ожидаемой подмены на «искуситель»), либо же утвердить образ Святого Духа (в случае подмены на «утешитель»), что говорит нам о некой игре. И если воспринимать игру как обман ожиданий, то здесь же нам помогает образ рыбы (традиционно обозначающей Христа), от которой «несет из всех углов» — здесь мы находим иллюзию веры.
Философско-эстетической основой творчества поэта явились во многом идеи религиозного экзистенциализма. В таком случае предметом поэзии является не только и не столько реальность, окружающая человека, но и категории философского и религиозного сознания: «Я», душа, тело, Бог, время, пространство, вещь, смерть. Эти два измерения и определяют отношения «Я» к миру у Бродского.
Выводы. Религиозно-философские мотивы в поэзии И.А. Бродского во многом воплотились в идеях экзистенциализма.
全文:
Обоснование. Во многих исследованиях поэзии И.А. Бродского представлен анализ античных мотивов или мотивов английских метафизиков в его творчестве [2, 4]. Между тем в основе его стихотворных текстов — сложный сплав религиозно-философских мотивов, которые не исчерпываются только указанными литературными связями. Как справедливо было отмечено в некоторых, пока немногих, исследованиях, «метафизическая атмосфера стихов Бродского некоторыми чертами близка кругу тем и идей, представленных в философских и философско-литературных учениях философов-экзистенциалистов» [2]. Представляется важным развернуть эти тезисы и уточнить наблюдения над поэтикой И.А. Бродского в этом направлении.
Цель — выявить мотивы религиозного экзистенциализма в поэзии И.А. Бродского.
Методы. Для достижения поставленной цели были использованы механизмы мотивного и интертекстуального анализа стихотворений.
Результаты. Религиозный экзистенциализм — определение, на первый взгляд, кажущееся парадоксальным сочетанием несочетаемого, однако в поэтике Бродского действительно можно обнаружить такой парадокс: человек отчужден от мира (отчуждение — ключевая философема экзистенциализма), при этом поэтическое мироощущение в творчестве Бродского наполнено метафизическим значением. С экзистенциальной философией поэта сближает мотив внерационального оправдания страданий. Оно выступает как благо, открывающее человеку таинственный опыт богообщения. При этом обнаруживается особое, пограничное состояние мира и человека: «четко прослеживается одна из философем Бродского: наиболее реально не происходящее, даже не происшедшее, а то, что так и не произошло» [3]. И если говорить о религиозной экзистенциальной философии, в таком случае страдание понимается как нечто вне человека, как вызов ничто, небытия. Однако Бродский, как и приверженцы стоической философии, утверждает, что страдание учит быть непреклонным и спокойным перед ударами судьбы [2].
В его произведениях мы находим контраст между материальным миром и божественным бытием. Земное существование подчиняется рациональным правилам, которые ограничивают и стесняют свободу, но это не означает, что оно лишено экзистенциальной оправданности. Бог предстает здесь в виде обезличенного и созданного человеком пейзажа [1], имитирующего природу (в стихотворении «Речь о пролитом молоке»). Он враждебен «Я», и его эпитет (в стихотворении «Разговор с небожителем») «дух-исцелитель» позволяет нам увидеть и своеобразного двойника — Сатану (в случае ожидаемой подмены на «искуситель»), либо же утвердить образ Святого Духа (в случае подмены на «утешитель»), что говорит нам о некой игре. И если воспринимать игру как обман ожиданий, то здесь же нам помогает образ рыбы (традиционно обозначающей Христа), от которой «несет из всех углов» — здесь мы находим иллюзию веры.
Философско-эстетической основой творчества поэта явились во многом идеи религиозного экзистенциализма. В таком случае предметом поэзии является не только и не столько реальность, окружающая человека, но и категории философского и религиозного сознания: «Я», душа, тело, Бог, время, пространство, вещь, смерть. Эти два измерения и определяют отношения «Я» к миру у Бродского.
Выводы. Религиозно-философские мотивы в поэзии И.А. Бродского во многом воплотились в идеях экзистенциализма.
作者简介
Самарский филиал Московского городского педагогического университета
编辑信件的主要联系方式.
Email: sorryimmarie@gmail.com
студентка 2-го курса отделения «Русская филология», филологический факультет
俄罗斯联邦, СамараСамарский филиал Московского городского педагогического университета
Email: vidha@yandex.ru
кандидат филологических наук, доцент
俄罗斯联邦, Самара参考
- Бродский И.А. Сочинения Иосифа Бродского. Санкт-Петербург: Пушкинский фонд, Третья волна, 1992–1995.
- Крепс М. О поэзии Иосифа Бродского. Санкт-Петербург: Журнал «Звезда», 2007. 200 с.
- Лотман Ю.М. Между вещью и пустотой (из наблюдений над поэтикой сборника Иосифа Бродского «Урания») (совместно с М.Ю. Лотманом). Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. Санкт-Петербург: Искусство, 1996. С. 731–747.
- Полухина В.П. Иосиф Бродский: жизнь, труды, эпоха. Санкт-Петербург: Журнал «Звезда», 2008. 528 с.