Религиозно-философские мотивы поэзии И.А. Бродского

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Во многих исследованиях поэзии И.А. Бродского представлен анализ античных мотивов или мотивов английских метафизиков в его творчестве [2, 4]. Между тем в основе его стихотворных текстов — сложный сплав религиозно-философских мотивов, которые не исчерпываются только указанными литературными связями. Как справедливо было отмечено в некоторых, пока немногих, исследованиях, «метафизическая атмосфера стихов Бродского некоторыми чертами близка кругу тем и идей, представленных в философских и философско-литературных учениях философов-экзистенциалистов» [2]. Представляется важным развернуть эти тезисы и уточнить наблюдения над поэтикой И.А. Бродского в этом направлении.

Цель — выявить мотивы религиозного экзистенциализма в поэзии И.А. Бродского.

Методы. Для достижения поставленной цели были использованы механизмы мотивного и интертекстуального анализа стихотворений.

Результаты. Религиозный экзистенциализм — определение, на первый взгляд, кажущееся парадоксальным сочетанием несочетаемого, однако в поэтике Бродского действительно можно обнаружить такой парадокс: человек отчужден от мира (отчуждение — ключевая философема экзистенциализма), при этом поэтическое мироощущение в творчестве Бродского наполнено метафизическим значением. С экзистенциальной философией поэта сближает мотив внерационального оправдания страданий. Оно выступает как благо, открывающее человеку таинственный опыт богообщения. При этом обнаруживается особое, пограничное состояние мира и человека: «четко прослеживается одна из философем Бродского: наиболее реально не происходящее, даже не происшедшее, а то, что так и не произошло» [3]. И если говорить о религиозной экзистенциальной философии, в таком случае страдание понимается как нечто вне человека, как вызов ничто, небытия. Однако Бродский, как и приверженцы стоической философии, утверждает, что страдание учит быть непреклонным и спокойным перед ударами судьбы [2].

В его произведениях мы находим контраст между материальным миром и божественным бытием. Земное существование подчиняется рациональным правилам, которые ограничивают и стесняют свободу, но это не означает, что оно лишено экзистенциальной оправданности. Бог предстает здесь в виде обезличенного и созданного человеком пейзажа [1], имитирующего природу (в стихотворении «Речь о пролитом молоке»). Он враждебен «Я», и его эпитет (в стихотворении «Разговор с небожителем») «дух-исцелитель» позволяет нам увидеть и своеобразного двойника — Сатану (в случае ожидаемой подмены на «искуситель»), либо же утвердить образ Святого Духа (в случае подмены на «утешитель»), что говорит нам о некой игре. И если воспринимать игру как обман ожиданий, то здесь же нам помогает образ рыбы (традиционно обозначающей Христа), от которой «несет из всех углов» — здесь мы находим иллюзию веры.

Философско-эстетической основой творчества поэта явились во многом идеи религиозного экзистенциализма. В таком случае предметом поэзии является не только и не столько реальность, окружающая человека, но и категории философского и религиозного сознания: «Я», душа, тело, Бог, время, пространство, вещь, смерть. Эти два измерения и определяют отношения «Я» к миру у Бродского.

Выводы. Религиозно-философские мотивы в поэзии И.А. Бродского во многом воплотились в идеях экзистенциализма.

Full Text

Обоснование. Во многих исследованиях поэзии И.А. Бродского представлен анализ античных мотивов или мотивов английских метафизиков в его творчестве [2, 4]. Между тем в основе его стихотворных текстов — сложный сплав религиозно-философских мотивов, которые не исчерпываются только указанными литературными связями. Как справедливо было отмечено в некоторых, пока немногих, исследованиях, «метафизическая атмосфера стихов Бродского некоторыми чертами близка кругу тем и идей, представленных в философских и философско-литературных учениях философов-экзистенциалистов» [2]. Представляется важным развернуть эти тезисы и уточнить наблюдения над поэтикой И.А. Бродского в этом направлении.

Цель — выявить мотивы религиозного экзистенциализма в поэзии И.А. Бродского.

Методы. Для достижения поставленной цели были использованы механизмы мотивного и интертекстуального анализа стихотворений.

Результаты. Религиозный экзистенциализм — определение, на первый взгляд, кажущееся парадоксальным сочетанием несочетаемого, однако в поэтике Бродского действительно можно обнаружить такой парадокс: человек отчужден от мира (отчуждение — ключевая философема экзистенциализма), при этом поэтическое мироощущение в творчестве Бродского наполнено метафизическим значением. С экзистенциальной философией поэта сближает мотив внерационального оправдания страданий. Оно выступает как благо, открывающее человеку таинственный опыт богообщения. При этом обнаруживается особое, пограничное состояние мира и человека: «четко прослеживается одна из философем Бродского: наиболее реально не происходящее, даже не происшедшее, а то, что так и не произошло» [3]. И если говорить о религиозной экзистенциальной философии, в таком случае страдание понимается как нечто вне человека, как вызов ничто, небытия. Однако Бродский, как и приверженцы стоической философии, утверждает, что страдание учит быть непреклонным и спокойным перед ударами судьбы [2].

В его произведениях мы находим контраст между материальным миром и божественным бытием. Земное существование подчиняется рациональным правилам, которые ограничивают и стесняют свободу, но это не означает, что оно лишено экзистенциальной оправданности. Бог предстает здесь в виде обезличенного и созданного человеком пейзажа [1], имитирующего природу (в стихотворении «Речь о пролитом молоке»). Он враждебен «Я», и его эпитет (в стихотворении «Разговор с небожителем») «дух-исцелитель» позволяет нам увидеть и своеобразного двойника — Сатану (в случае ожидаемой подмены на «искуситель»), либо же утвердить образ Святого Духа (в случае подмены на «утешитель»), что говорит нам о некой игре. И если воспринимать игру как обман ожиданий, то здесь же нам помогает образ рыбы (традиционно обозначающей Христа), от которой «несет из всех углов» — здесь мы находим иллюзию веры.

Философско-эстетической основой творчества поэта явились во многом идеи религиозного экзистенциализма. В таком случае предметом поэзии является не только и не столько реальность, окружающая человека, но и категории философского и религиозного сознания: «Я», душа, тело, Бог, время, пространство, вещь, смерть. Эти два измерения и определяют отношения «Я» к миру у Бродского.

Выводы. Религиозно-философские мотивы в поэзии И.А. Бродского во многом воплотились в идеях экзистенциализма.

×

About the authors

Самарский филиал Московского городского педагогического университета

Author for correspondence.
Email: sorryimmarie@gmail.com

студентка 2-го курса отделения «Русская филология», филологический факультет

Russian Federation, Самара

Самарский филиал Московского городского педагогического университета

Email: vidha@yandex.ru

кандидат филологических наук, доцент

Russian Federation, Самара

References

  1. Бродский И.А. Сочинения Иосифа Бродского. Санкт-Петербург: Пушкинский фонд, Третья волна, 1992–1995.
  2. Крепс М. О поэзии Иосифа Бродского. Санкт-Петербург: Журнал «Звезда», 2007. 200 с.
  3. Лотман Ю.М. Между вещью и пустотой (из наблюдений над поэтикой сборника Иосифа Бродского «Урания») (совместно с М.Ю. Лотманом). Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. Санкт-Петербург: Искусство, 1996. С. 731–747.
  4. Полухина В.П. Иосиф Бродский: жизнь, труды, эпоха. Санкт-Петербург: Журнал «Звезда», 2008. 528 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Рябоконь М.В., Синицкая А.В.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies