Сравнение данных оценки витаминной обеспеченности населения арктической зоны россии с помощью расчетных и биохимических методов

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель. Сопоставить расчетные показатели потребления с рационами питания витаминов А, B2, D и бета-каротина и биомаркеры витаминного статуса 178 жителей поселков Тазовский и Гыда Ямало-Ненецкого автономного округа РФ.

Материалы и методы. Фактическое питание было исследовано частотным (по частоте потребления пищевых продуктов за предшествующий месяц) и 24-часовым (суточным) методами воспроизведения. Витаминный статус оценивали по содержанию витаминов в сыворотке крови.

Результаты. Была установлена статистически значимая взаимосвязь между концентрацией бета-каротина в сыворотке крови и его потреблением с рационом. Не обнаружено выраженной взаимосвязи между уровнем потребления рыбы и обеспеченностью витамином D.

Заключение. Расчетные данные потребления витаминов позволяют выявлять отклонения от оптимального питания и группы риска развития алиментарной недостаточности, но не всегда дают возможность провести объективную оценку индивидуальной витаминной обеспеченности. Так, у лиц с явным недостатком витамина А в рационе в предыдущий перед взятием крови день, в крови он находился в диапазоне, характерном для адекватной обеспеченности.

Полный текст

Потенциальным фактором риска развития витаминной недостаточности у населения Заполярья являются однообразие рациона, связанное как с ограниченным набором местных видов продовольствия (в основном рыба и рыбопродукты, оленина) [1], так и с трудностями завоза определенных групп пищевых продуктов (молочных, овощей и фруктов) в условиях сложной транспортной доступности территории в совокупности с экстремальными природно-климатическими условиями. Утрата эгалитарного («горизонтального») принципа распределения за счет дарения-распреде-ления продукции оленеводства внутри общины служит одним из факторов, нарушающих поддержание статуса питания и здоровья коренных северян [2]. Низкая высота подъема солнца над горизонтом и малая продолжительность светового дня зимой не обеспечивает адекватный уровень витамина D в крови за счет его эндогенного синтеза в коже [3, 4], что может являться одной из причин широкой распространенности дефицита этого витамина у жителей Севера [5]. Дополнительным фактором риска развития витаминной недостаточности у населения Заполярья может быть воздействие на организм загрязняющих и токсичных веществ в результате интенсивного промышленного освоения месторождений углеводородного сырья, которое сопровождается активацией процессов свободнорадикального окисления [6]. Витамины (группы В, Е, С, каротиноиды) участвуют в процессах метаболизма, являются антиоксидантами [7, 8], что позволяет рассматривать биохимические маркеры витаминного статуса в качестве одного из критериев интегральной оценки уровня адаптационных резервов организма в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера [9].

Целью исследования было сопоставление расчетных данных по потреблению с рационом питания витаминов и результатов оценки витаминного статуса по концентрации их метаболитов в крови.

Материалы и методы

Фактическое питание было изучено у 178 человек (140 женщин и 38 мужчин) старше 18 лет, проживающих в поселках Тазовский и Гыда, расположенных на северо-востоке Ямало-Ненецкого автономного округа. Численность коренного населения, ведущего оседлый, кочующий или полукочующий образ жизни, составила 79,2% от всех обследованных, тогда как пришлого населения – 20,8%. Фактическое питание было исследовано частотным (по частоте потребления пищевых продуктов за предшествующий месяц) и 24-часовым (суточным) методами воспроизведения [10, 11]. Витаминный статус оценивали по содержанию витаминов в сыворотке крови. Концентрацию ретинола (витамина А) и бета-каротина определяли с помощью высокоэффективной жидкостной хроматографии [12], рибофлавина (витамина В2) – флуориметрическим методом с использованием рибофлавинсвязывающего апобелка, 25-гидрокси-витамина D [25(ОН)D] (витамин D) – иммуноферментным методом с использованием тест-системы «ELECSYS Vitamin D Total» (F. Hoffmann-La Roche Ltd., Швейцария). Лиц с показателями, не достигшими нижней границы нормы [13], считали недостаточно обеспеченными витаминами.

Статистический анализ полученных данных проводили с помощью программы SPSS v.20,0 (SPSS Inc., США). Рассчитывали среднее – M, относительное стандартное отклонение – m, медиану – Ме, коэффициент корреляции Спирмена (ρ). Статистически значимыми считали отличия при p<0,05.

Результаты и их обсуждение

Анализ данных фактического питания выявил потребление витамина А за счет ретинола 820,5±168,7 мкг рет. экв./сут; бета-каротина – 2500,6±204,6 мкг/сут; витамина В2 – 1,5±0,1 мг/сут. Содержание витаминов в сыворотке крови обследованных составило: ретинола 41,0±0,9 мкг/дл, бета-каротина 14,8±1,1 мкг/дл, рибофлавина 8,3±0,5 нг/мл, что было представлено ранее [14]. На рисунках 1-3 отражены результаты индивидуальной оценки обеспеченности микронутриентами, полученные биохимическим методом, в зависимости от показателей фактического питания за предшествующие сутки для витаминов А, В2 и бета-каро-тина. Данные имеют вид «облака», причем для витамина В2 наблюдается тенденция к увеличению концентрации рибофлавина при увеличении потребления витамина В2.

 

Рис. 1. Индивидуальные показатели обследованных в координатах: концентрация ретинола в крови – потребление с рационом витамина А

 

Рис. 2. Индивидуальные показатели обследованных в координатах: концентрация рибофлавина в крови – потребление с рационом витамина В2

 

Рис. 3. Индивидуальные показатели обследованных в координатах: концентрация бета-каротина в крови – потребление с рационом

 

Анализ взаимосвязи концентрации метаболитов витаминов в сыворотке крови с потреблением микронутриентов, проведенный с использованием непараметрического критерия – коэффициента корреляции Спирмена, показал, что статистически значимая зависимость обнаруживается только для бета-каротина, для двух других витаминов она не достигает уровня статистической значимости (табл. 1).

 

Таблица 1 Показатели корреляции (ρ) Спирмена между содержанием в сыворотке крови витамина, его поступлением с рационом и потреблением отдельных групп пищевых продуктов

Биомаркер
(сыворотка крови)

Поступление с рационом

ρ (статистическая
значимость,
p)

Ретинол, мкг/дл

витамин А (ретинол), мг/сут

-0,020 (>0,05)

частота потребления овощей, порция/сут

0,168 (0,042)

Рибофлавин, нг/мл

витамин В2, мг/сут

0,051 (>0,05)

25(ОН)D, нг/л

рыба и рыбопродукты, г/сут

0,119 (>0,05)

β-каротин, мкг/дл

β-каротин, мкг/сут

0,241 (0,004)

овощи, г/сут

0,273 (0,001)

частота потребления овощей, порция/сут

0,365 (<0,001)

фрукты, г/сут

0,410 (<0,001)

частота потребления фруктов, порция/сут

0,350 (<0,001)

 

Отсутствие корреляции между уровнем потребления витамина А в форме ретинола и его концентрацией в крови, очевидно, объясняется существующим механизмом поддержания концентрация метаболита на физиологическом уровне как за счет транспорта ретинола с ретинолсвязывающим белком из печени – депо витамина А, – так и за счет превращения поступающего с пищей бета-каротина в ретинол. Действительно, как видно из данных таблицы 2, между концентрацией ретинола и частотой потребления овощей – основных источников бета-каротина - выявляется статистически значимая связь, что в то же время косвенно свидетельствует о недостатке потребления витамина А за счет молочных и рыбных продуктов.

 

Таблица 2 Значимые корреляции (ρ) Спирмена между содержанием витаминов в рационе и уровнем потребления основных групп пищевых продуктов

Витамин

Группа пищевых продуктов

ρ (статистическая
значимость,
p)

А (ретинол)

рыба и рыбопродукты, г/ сут

0,396 (p<0,001)

молочные продукты в пересчете на молоко, г/сут

0,291 (p<0,001)

β-каротин

овощи, г/сут

0,642 (p<0,001)

фрукты, г/сут

0,215 (0,005)

В2

мясопродукты в пересчете на мясо, г/сут

0,567 (p<0,001)

оленина, г/сут

0,453 (p<0,001)

 

В отношении витаминов группы В известно, что на их усвоение влияет пищевая матрица [15]. Таким образом, для окончательного вывода о взаимозаменяемости расчетного и биохимического методов оценки обеспеченности витамином В2 требуются специальные исследования, учитывающие его биодоступность из разных пищевых продуктов.

Как видно из данных таблицы 2, основными источниками витамина А были рыба и рыбопродукты, а также молочные продукты, бета-каротина – овощи и фрукты, витамина В2 – мясопродукты, включая оленину.

Статически значимая взаимосвязь между биохимическими показателями обеспеченности витаминами и потреблением основных групп пищевых продуктов (табл. 1) была обнаружена только для бета-каротина, поступающего с овощами и фруктами, причем как по количеству (г/сут), так и по частоте потребления (порций/день, за последний месяц). Вопреки ожиданиям и данным литературы выраженной зависимости между уровнем потребления рыбы и обеспеченностью витамином D выявлено не было (табл. 1).

Для дальнейшего анализа полученные результаты были ранжированы по величине потребления исследуемых микронутриентов (табл. 3).

 

Таблица 3 Содержание в сыворотке крови витамина (M±m) в зависимости от уровня его поступления с рационом, [Ме (min-max)]

Показатель

Третили потребления

1

2

3

Витамин А

Потребление витамина А (за счет ретинола), мкг/сут

74

271

888

(47-159)

(165-413)

(415-1305)

Ретинол, мкг/дл сыворотки крови

40,2±2,0

38,2±1,3

38,1±1,6

Витамин В2

Потребление витамина В2, мг/сут

0,71±0,03

1,28±0,02

2,60±0,17

(0,5-1,0)

(1,0-1,5)

(1,6-9,3)

Рибофлавин, нг/мл сыворотки в крови

7,2±0,9

8,3±1,0

8,3±1,0

Бета-каротин

Бета-каротин, мг/сут., потребление

0,61

1,57

4,32

(0,13-1,04)

(1,05-2,40)

(2,48-6,51)

Бета-каротин, мкг/дл, в крови

9,1±0,8

15,7±2,01

18,0±3,01

Примечание: 1 – статистически значимое отличие от первого третиля

 

Таким образом, установлено, что концентрация бета-каротина в сыворотке крови обследованных во втором и третьем третиле потребления была статистически значимо выше (в 1,7 и 2,0 раза соответственно) по сравнению с первым третилем.

Заключение

Сопоставление двух способов оценки витаминной обеспеченности показало, что данные, получаемые частотным и 24-часовым методами воспроизведения питания не всегда дают возможность провести объективную оценку индивидуальной витаминной обеспеченности. Так, у лиц с явным недостатком витамина А в рационе в предыдущий перед взятием крови день, в крови он находился в диапазоне, характерном для адекватной обеспеченности.

Однако, это никоим образом не отвергает ценность расчетных данных для выявления отклонений от оптимального питания и разработки мер по их коррекции, а также выявления групп риска развития алиментарной недостаточности и подчеркивает важность одновременного использования нескольких методов исследования фактического питания и пищевого статуса.

×

Об авторах

Нина Алексеевна Бекетова

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи

Автор, ответственный за переписку.
Email: beketova@ion.ru
ORCID iD: 0000-0003-2810-2351
SPIN-код: 6604-6431
ResearcherId: G-9077-2012

к.х.н., старший научный сотрудник лаборатории витаминов и минеральных веществ

Россия, 109240, г. Москва , Устьинский пр-д, д. 2/14

Оксана Александровна Вржесинская

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи

Email: beketova@ion.ru
ORCID iD: 0000-0002-8973-8153
SPIN-код: 2745-1454
ResearcherId: V-2557-2017

к.б.н., ведущий научный сотрудник лаборатории витаминов и минеральных веществ

Россия, 109240, г. Москва , Устьинский пр-д, д. 2/14

Эвелина Эдуардовна Кешабянц

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи

Email: beketova@ion.ru
ORCID iD: 0000-0001-9762-2647
SPIN-код: 1141-9666
ResearcherId: L-1533-2018

к.м.н., старший научный сотрудник лаборатории эпидемиологии питания и генодиагностики алиментарно-зависимых заболеваний

Россия, 109240, г. Москва , Устьинский пр-д, д. 2/14

Ирина Витальевна Кобелькова

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи

Email: beketova@ion.ru
ORCID iD: 0000-0002-1237-5147
SPIN-код: 1190-1096
ResearcherId: 0000-0002-1237-5147

к.м.н., научный сотрудник лаборатории эпидемиологии питания и генодиагностики алиментарно-зависимых заболеваний

Россия, 109240, г. Москва , Устьинский пр-д, д. 2/14

Наталья Николаевна Денисова

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи

Email: beketova@ion.ru
ORCID iD: 0000-0002-7664-2523
SPIN-код: 2696-2598
ResearcherId: L-1600-2018

к.м.н., научный сотрудник лаборатории эпидемиологии питания и генодиагностики алиментарно-зависимых заболеваний

Россия, 109240, г. Москва , Устьинский пр-д, д. 2/14

Вера Митрофановна Коденцова

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи

Email: beketova@ion.ru
ORCID iD: 0000-0002-5288-1132
SPIN-код: 1190-1096
ResearcherId: V-2465-2017

д.б.н., профессор, главный научный сотрудник лаборатории витаминов и минеральных веществ

Россия, 109240, г. Москва , Устьинский пр-д, д. 2/14

Список литературы

  1. Мартинчик А.Н., Асауленко В.И., Батурин А.К., и др. Оценка фактического питания коренного и пришлого населения Ямало-Ненецкого авто-номного округа // Вопросы питания. 2010. Т. 79, №3. С. 55-60.
  2. Козлов А.И., Вершубская Г.Г., Козлова М.А., и др. Влияние «традиционного» и «вестернизи-рованного» распределения продуктов «арктиче-ской кухни» на статус питания коренных севе-рян // Этнографическое обозрение. 2017. №6. С. 146-154. doi: 10.13039/501100002261
  3. Brustad M., Edvardsen K., Wilsgaard T., et al. Seasonality of UV-radiation and vitamin D status at 69 degrees north // Photochemical & Photobiological Sciences. 2007. Vol. 6, №8. P. 903-908. doi:10. 1039/b702947k
  4. Козлов А.И., Вершубская Г.Г., Рыжаенков В.Г. Сывороточный 25-гидроксивитамин D у населе-ния Пермского края // Медицинский альманах. 2015. №4 (39). С. 219-222.
  5. Andersen S., Jakobsen A., Rex H.L., et al. Vitamin D status in Greenland – dermal and dietary donations // International Journal of Circumpolar Health. 2013. Vol. 72. e21225. doi: 10.3402/ijch.v72i0.21225
  6. Snyder R. Xenobiotic Metabolism and the Mecha-nism(s) of Benzene Toxicity // Drug Metabolism Reviews. 2004. Vol. 36, №3-4. P. 531-547. doi:10. 1081/DMR-200033445
  7. Жолдакова З.И., Харчевникова И.В. Механизмы процессов биоактивации чужеродных химичес-ких веществ под действием ферментных систем организма // Вестник Российской академии медицинских наук. 2002. №8. С. 44-49.
  8. Коденцова В.М., Вржесинская О.А., Мазо В.К. Витамины и окислительный стресс // Вопросы питания. 2013. Т. 82, №3. С. 11-18.
  9. Рахманов Р.С., Блинова Т.В., Тарасов А.В., и др. Антиоксидантная система как перспективное направление в оценке состояния и прогнозиро-вании здоровья населения // Гигиена и санита-рия. 2014. Т. 93, №6. С. 91-94.
  10. Методические рекомендации по оценке количе-ства потребляемой пищи методом 24-часового (суточного) воспроизведения питания (утв. зам. Главного государственного санитарного врача РФ Г.Г. Онищенко) №С1-19/14-17 от 26 февраля 1996 г.
  11. Мартинчик А.Н., Батурин А.К., Баева В.С., и др. Разработка метода исследования фактического питания по анализу частоты потребления пищевых продуктов: создание вопросника и общая оценка достоверности метода // Вопросы питания. 1998. Т. 67, №3. С. 8-13.
  12. Якушина Л.М., Бекетова Н.А., Бендер Е.Д., и др. Использование методов ВЭЖХ для определения витаминов в биологических жидкостях и пищевых продуктах // Вопросы питания. 1993. №1. С. 43-48.
  13. Kodentsova V.M., Vrzhesinskaya O.A., Spirichev V.B. Fluorometric Riboflavin Titration in Plasma by Riboflavin-Binding Apoprotein as a Method for Vitamin B2 Status Assessment // Annals of Nutrition and Metabolism. 1995. Vol. 39, №6. P. 355-360. doi: 10.1159/000177885
  14. Никитюк Д.Б., Батурин А.К., Погожева А.В., и др. Проблемы питания населения Ямало-Ненецкого автономного округа // Научный вестник Ямало-Ненецкого автономного округа. 2017. №3 (96). С. 96-100.
  15. Бекетова Н.А., Коденцова В.М., Вржесинская О.А., и др. Обеспеченность витаминами жителей сельских поселений российской Арктики // Вопросы питания. 2017. Т. 86, №3. С. 83-91. doi: 10.24411/0042-8833-2017-00049

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Индивидуальные показатели обследованных в координатах: концентрация ретинола в крови – потребление с рационом витамина А

Скачать (27KB)
3. Рис. 2. Индивидуальные показатели обследованных в координатах: концентрация рибофлавина в крови – потребление с рационом витамина В2

Скачать (272KB)
4. Рис. 3. Индивидуальные показатели обследованных в координатах: концентрация бета-каротина в крови – потребление с рационом

Скачать (283KB)

© Бекетова Н.А., Вржесинская О.А., Кешабянц Э.Э., Кобелькова И.В., Денисова Н.Н., Коденцова В.М., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС77-76803 от 24 сентября 2019 года


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах