Физическое развитие мальчиков-сирот младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Умственная отсталость считается одной из самых распространенных патологий психического развития детей. Параметры физического развития активно используются в качестве информативных маркеров состояния здоровья, социально-гигиенических благополучия как в норме, так и при различных патологиях. При этом, детям-сиротам с умственной отсталостью в этом контексте уделяется недостаточно внимания.

Цель. Изучить параметры физического развития у мальчиков младшего школьного возраста с умственной отсталостью, воспитывающихся в специализированном детском доме.

Материалы и методы. Обследовано 34 мальчика (7-11 лет). Из них 20 детей с диагнозом умственная отсталость умеренной степени тяжести (F71), воспитывающиеся в специализированном детском доме для умственно отсталых детей (без попечения родителей). В контрольную группу вошли 14 интеллектуально здоровых мальчиков того же возраста, воспитывающихся в детском доме физиологического типа. Исследовались антропометрические параметры (длина тела, масса тела, окружность груди и головы, поперечный диаметр грудной клетки), индекс «стении», уровень физического развития, индекс Кетле II.

Результаты. Полученные данные свидетельствуют о резком снижении показателей, характеризующих параметры физического развития у мальчиков-сирот с умственной отсталостью по сравнению с интеллектуально здоровыми мальчиками–сиротами. Поскольку дети находятся в одинаковых социально-гигиенических условиях, выявленные особенности могут быть обусловлены сочетанным влиянием наличия отклонений в интеллектуальном развитии детей и воспитания в условиях дома-интерната.

Заключение. Полученные результаты определяют необходимость более пристального медико-гигиенического сопровождения детей-сирот с умственной отсталостью.

Полный текст

Умственная отсталость считается одной из самых распространенных патологий психического развития детей [1]. У больных с умственной отсталостью наблюдаются снижение когнитивных, речевых, моторных способностей, а также отклонение функционирования различных систем организма [2].

Параметры физического развития активно используются в качестве информативных маркеров состояния здоровья, социально-гигиенических благополучия, как в норме, так и при различных патологиях [3-5]. Отмечено, что изменение параметров физического развития, их взаимосвязь с функциональными возможностями организма ребенка, может являться маркером развития хронических заболеваний у детей [6, 7], а также прогностическим критерием оценки тяжести патологического состояния [8]. Незавершенность процессов роста и морфофункционального созревания у детей младшего школьного возраста делает их крайне восприимчивыми к влиянию негативных внешних факторов [9].

В исследовании ряда авторов отмечено отклонение параметров физического развития у детей с умственной отсталостью [10-12]. При этом детям-сиротам с умственной отсталостью в этом контексте уделяется недостаточно внимания.

Цель изучить параметры физического развития у мальчиков младшего школьного возраста с умственной отсталостью, воспитывающихся в специализированном детском доме.

Материалы и методы

Проведено исследование параметров физического развития у 20 мальчиков 7-11 лет с умеренной степенью (F71) умственной отсталости, воспитывающихся в специализированном детском доме. Контрольную группу составили интеллектуально здоровые мальчики того же возраста, воспитывающиеся в детском доме физиологического типа (n=14). Обследование детей проводилось по унифицированной методике с использованием стандартного набора инструментов [13]. Анализировались антропометрические параметры (длина тела, масса тела, окружности грудной клетки и головы, поперечный диаметр грудной клетки), уровень физического развития, индекс «стении», индекс Кетле II.

Исследования соответствовали этическим и правовым стандартам, изложенным в Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации (World Medical Association Declaration of Helsinki (2000 г., последний пересмотр Сеул, октябрь, 2008)), и были одобрены комитетом по биомедицинской этике НИИ медицинских проблем Севера.

Статистический анализ проводился с помощью пакета прикладных программ STATISTICA 6.1. Статистическая значимость определялась для количественных непараметрических признаков с помощью U- критерия Манна-Уитни (данные представлены в виде медианы (Me) и квартилей (25 и 75)), для качественных признаков методом χ-квадрата. Уровень статистической значимости различий – p<0,05.

Результаты и их обсуждение

При анализе антропометрических параметров было установлено, что мальчики-сироты с умственной отсталостью имеют статистически значимо более низкие показатели по сравнению со здоровыми сиротами (табл. 1).

При анализе индекса «стении», характеризующего пропорциональность развития «в ширину», зафиксировано, что в обеих исследуемых группах детей преобладала мезоморфия (пропорциональное развитие по сравнению с другими вариантами «индекса стении») (табл. 2). Однако, если в контрольной группе отклонение от пропорционального развития фиксировалось за счет брахиморфии (преобладания роста в ширину), то у мальчиков-сирот с умственной отсталостью – за счет умеренной долихоморфии (преобладание линейного роста, табл. 2).

У мальчиков-сирот с умственной отсталостью зафиксировано преобладание физического развития ниже среднего по сравнению с контрольной группой (табл. 2). Следует подчеркнуть, что в группе мальчиков с умственной отсталостью не выявлено детей с физическим развитием выше среднего (в контрольной группе данный показатель зафиксирован у 29% детей, табл. 2).

Нами также был исследован индекс Кетле II, характеризующий соотношение массы тела и длины тела. У мальчиков с умственной отсталостью фиксируется сниженный показатель индекса Кетле II, по сравнению с контрольной группой (р=0,0057, рис. 1).

Таким образом, при исследовании параметров физического развития у мальчиков-сирот с умственной отсталостью была зафиксирована значительная разница по сравнению с интеллектуально здоровыми детьми-сиротами. Так мальчики с умственной отсталостью имели статистически значимо больнее низкие антропометрические параметры, индекс Кетле II

 

Таблица 1

Антропометрические параметры в исследуемых группах детей, воспитывающихся в условиях дома-интерната

Параметры

Контрольная группа (n=14)

Дети с умственной отсталостью (n=20)

p

Длина тела, см

136 (135;141)

124,5 (118;134)

0,00163

Масса тела, кг

30,7 (29,3;37,9)

23 (20,4;26,4)

0,00013

ОГК, см

64 (61;68)

60 (55,5;63,5)

0,03

ПДГК, см

20 (19;21)

19 (18;20)

0,137

ОГ, см

52,5 (52;53)

49,5 (48,8;20,3)

0,00005

Примечание: результаты представлены в виде Ме (25;75); ОГК – окружность грудной клетки, ПДГК – поперечный диаметр грудной клетки, ОГ – окружность головы

 

Таблица 2

Распределение детей, воспитывающихся в условиях дома-интерната по индексу «стении» и уровню физического развития (%)

Параметры

Контрольная группа

(n=14)

Дети с умственной отсталостью (n=20)

p

Индекс "стении"

Умеренная долихоморфия

17%

0,321

Мезоморфия

92%*

83%**

0,788

Брахиморфия

8%

0,898

Уровень физического развития

Ниже среднего

14%

55%

0,041

Среднее

57%

45%

0,727

Выше среднего

29%

0,045

Примечание: * – статистически значимое преобладание мезоморфии в контрольной группе по сравнению с брахиморфией (р=0,000001); ** – статистически значимое преобладание мезоморфии у мальчиков с умственной отсталостью по сравнению с умеренной долихоморфией (р=0,000001)

 

Рис. 1. Индекс Кетле II (усл. ед.) в сравниваемых группах

 

 по сравнению с контрольной группой. Кроме того, в группе мальчиков с умственной отсталостью преобладает физическое развитие ниже среднего и внутри группы и по сравнению с контрольной группой.

Отечественные и зарубежные исследования состояния физического развития детей с умственной отсталостью посвящены преимущественно детям, воспитывающимся в семье. При этом нередко фиксируется дисгармоничность физического развития, как за счет недостатка показателей массы и длины тела [10, 14], так и за счет избыточной массы тела [11, 12, 15]. В ряде работ не выявлено значимых отличий по показателям физического развития у детей с умственной отсталостью по сравнению со здоровыми детьми [16, 17]. Стоит отметить, что работы, посвященные детям-сиротам с умственной отсталостью, воспитывающимся в детских домах, единичны. Так в работе К.С. Тебеновой с соавт., (2015) зафиксированы сниженные показатели физического развития (однако, следует уточнить, что в данной работе исследовались дети с глубокой умственной отсталостью). Учитывая высокую распространённость умственной отсталости, серьезные социальные последствия данной патологии, а также установленный правительством курс на социализацию и адаптацию детей с умственной отсталостью, необходимы дальнейшие, более комплексные исследования состояния здоровья детей-сирот с умственной отсталостью.

Заключение

Все обследованные нами дети воспитываются в одинаковых условиях интернатного учреждения, регламентированных требованиями санитарных норм и правил для организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (СанПиН 2.4.3259-15).

Выявленные в ходе проведенного исследования резкие отклонения параметров физического развития (отставание детей по всем исследованным антропометрическим показателям, значительный процент детей с уровнем физического развития «ниже среднего») у мальчиков-сирот с умственной отсталостью по сравнению со здоровыми сиротами могут быть обусловлены, помимо влияния самого интернатного учреждения, разносторонней депривацией, которую испытывают дети, воспитывающиеся в условиях интернатного учреждения, и также наличием патологии интеллектуального развития.

Полученные результаты определяют необходимость более пристального медико-гигиенического сопровождения детей-сирот с умственной отсталостью.

Дополнительная информация [Additional Info]

Источник финансирования. Работа выполнена за счет средств, выделяемых для выполнения государственного задания ФГБНУ Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера – обособленное подразделение ФИЦ КНЦ СО РАН.

[Financing of study. The work was performed at the expense of funds allocated for the implementation of the State Task of Research Institute for Medical Problems in the North.]

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, о которых необходимо сообщить в связи с публикацией данной статьи.

[Conflict of interests. The authors declare no actual and potential conflict of interests which should be stated in connection with publication of the article.]

Участие авторов. Овчаренко Е.С. – сбор и обработка материала, статистическая обработка, написание текста, Фефелова В.В. – концепция и дизайн исследования, написание и редактирование текста, Каспаров Э.В. – концепция и дизайн исследования, Колоскова Т.П. – сбор материала, статистическая обработка, Смирнова О.В. – дизайн исследования, редактирование текста.

[Participation of authors. E.S. Ovcharenko – collection and processing of material, statistical processing, writing of text, V.V. Fefelova – concept and design of research, writing and editing of text, E.V. Kasparov – concept and design of research, T.P. Koloskova – collection of material, statistical processing, O.V. Smirnova – design of research, editing of text.]

×

Об авторах

Елизавета Сергеевна Овчаренко

ФГБНУ Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера – обособленное подразделение ФИЦ КНЦ СО РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: sci.work@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6884-7871
SPIN-код: 5234-6083
ResearcherId: O-5127-2015

научный сотрудник лаборатории клинической патофизиологии

Россия, Красноярск

Вера Владимировна Фефелова

ФГБНУ Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера – обособленное подразделение ФИЦ КНЦ СО РАН

Email: Fefelova1405@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2865-866X
SPIN-код: 2212-7212
ResearcherId: K-1946-2018

д.б.н., проф., г.н.с.

Россия, Красноярск

Эдуард Вильямович Каспаров

ФГБНУ Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера – обособленное подразделение ФИЦ КНЦ СО РАН

Email: clinic@impn.ru
ORCID iD: 0000-0002-5988-1688
ResearcherId: C-3621-2018

д.м.н., проф., директор

Россия, Красноярск

Татьяна Петровна Колоскова

ФГБНУ Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера – обособленное подразделение ФИЦ КНЦ СО РАН

Email: koloskova72@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0003-3847-1994
SPIN-код: 5234-6083
ResearcherId: K-2913-2018

к.м.н., в.н.с.

Россия, Красноярск

Ольга Валентиновна Смирнова

ФГБНУ Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера – обособленное подразделение ФИЦ КНЦ СО РАН

Email: ovsmirnova71@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3992-9207
SPIN-код: 2198-0265
ResearcherId: C-2722-2018

д.м.н., зав. лабораторией клинической патофизиологии

Россия, Красноярск

Ирина Акимовна Игнатова

ФГБНУ Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера – обособленное подразделение ФИЦ КНЦ СО РАН

Email: ignatovai@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3327-7631
SPIN-код: 2270-7722
ResearcherId: K-2880-2018

д.м.н., в.н.с.

Россия, Красноярск

Список литературы

  1. Vasconcelos M.M. Retardo Mental. Mental retardation // Jornal de Pediatria. 2004. Vol. 80, №2 (Suppl). P. S71-S82.
  2. Шипицына Л. М., Сорокин В.М., Исаев Д.Н., и др. Психология детей с нарушениями интеллектуального раз-вития. М.: Издательский центр «Академия»; 2014.
  3. Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. 2012. Т. 91, №3. С. 9-14.
  4. Овчаренко Е.С., Фефелова В.В. Физическое развитие детей с нарушением двигательной активности // Бюлле-тень Северного государственного медицинского университета. 2014. №1(32). С. 63-64.
  5. Бавыкина И.А. Оценка длины и массы тела детей с расстройствами аутического спектра // Аутизм и наруше-ние развития. 2018. Т. 16, №2(59). С. 42-47. doi: 10.17759/autdd.2018160206
  6. Прахин Е.И., Грицинская В.Л., Галактионова М.Ю. Индивидуально-типологический подход к оценке состоя-ния здоровья детей // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2001. Т. 29, №5. С. 18-20.
  7. Бавыкина И.А. Особенности физического развития и уровня нутриентов у детей с расстройствами аутическо-го спектра // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2019. Т. 27, №2. С. 181-187. doi: 10.23888/PAVLOVJ2019272181-187
  8. Колоскова Т.П., Фефелова В.В., Мартынова Г.П. Прогностическая значимость определения компонентного состава тела у детей больных острыми кишечными инфекциями // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2013. Т. 118, №3. С. 84-86.
  9. Потупчик В.Т., Макарова М.В., Прахин Е.И., и др. Критерии оценки адаптации детей к высоким учебным нагрузкам // Гигиена и санитария. 2011. №6. С. 41-44.
  10. Жуков О.Ф., Акчурин Ф.А. Особенности морфофункционального развития детей 12-13 лет с легкой степенью умственной отсталости // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2009. №10(56). С. 40-44.
  11. Фефелова В.В., Овчаренко Е.С., Каспаров Э.В., и др. Гиперреакция симпатической регуляции у младших школьников с умственной отсталостью и избыточной массой тела // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанско-го. 2018. Т. 97, №3. С. 187-191. doi: 10.24110/0031-403X-2018-97-3-187-191
  12. Einarsson I.T., Johannsson E., Daly D., et al. Phy-sical activity and physical condition of Icelandic primary and sec-ondary school children with intellectual disability // Laeknabladid. 2015. Vol. 101, №5. Р. 243-248. doi: 10.17992/lbl.2015.05.25
  13. Воронцов И.М., Мазурин А.В. Пропедевтика детских болезней. СПб.: Фолиант; 2009.
  14. Baidwan S., Paul M.M., Chhatwal J., et al. Growth and sexual maturity pattern of girls with mental retardation // In-ternational Journal of Applied and Basic Medical Research. 2014. Vol. 4, №1. Р. 38-42. doi: 10.4103/2229-516X.125691
  15. Emerson E., Robertson J., Baines S. et al. Obesity in British children with and without intellectual disability: cohort study // BMC Public Health. 2016. №16. P. 644. doi: 10.1186/s12889-016-3309-1
  16. Baidwar S., Paul M.M., Chhatwal J., et al. Physical growth during adolescence in mental retarded children // National Journal of Clinical Anatomy. 2012. №1(2). P. 61-66. doi: 10.1055/s-0039-3401668
  17. Nogay N.H. Nutritional status in mental disabled children and adolescents: A study from Western Turkey // Pakistan Journal of Medical Sciences. 2013. Vol. 29, №2. P. 614-618. doi:10.12699/ pjms.292.3194
  18. Тебенова К.С., Рахметова А.М., Туганбекова К.М., и др. Оценка физического статуса детей с интеллектуаль-ной недостаточностью // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. №3 (часть 2). С. 258-261. Доступно по: https://applied-research.ru/ru/article/ view?id=6526. Ссылка активна на: 27.04.2020.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Индекс Кетле II (усл. ед.) в сравниваемых группах

Скачать (33KB)

© Овчаренко Е.С., Фефелова В.В., Каспаров Э.В., Колоскова Т.П., Смирнова О.В., Игнатова И.А., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС77-76803 от 24 сентября 2019 года


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах