Генетические предикторы неблагоприятного течения облитерирующего атеросклероза артерий нижних конечностей

Обложка


Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

Цель. Определение влияния полиморфизма –250G>A в гене LIPC и –1607insG в гене MMP-1 на течение облитерирующего атеросклероза артерий нижних конечностей (ОААНК).

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 76 человек. В I группу (n = 34) были включены пациенты с неблагоприятным (прогрессирующим) типом течения ОААНК, у которых развилась критическая ишемия нижних конечностей в течение 5 лет от начала заболевания. Во II группу (n = 34) включались пациенты с условно благоприятным (не прогрессирующим) типом течения, у которых в течение 5 лет от начала заболевания критическая ишемия нижних конечностей не развивалась, а степень хронической ишемии не прогрессировала. В качестве контрольной группы (n = 8) были включены здоровые добровольцы без признаков атеросклероза во всех сосудистых бассейнах. Пациентам проводилось генотипирование полиморфизмов LIPC-250G>A и MMP-1-1607insG. Оценивалось различие наблюдаемых и ожидаемых частот по критерию χ2 Пирсона с поправкой на правдоподобие.

Результаты. При исследовании полиморфизма –250G>A гена LIPC выявлены статистически значимые (p = 0,013) различия наблюдаемых и ожидаемых частот при сравнении групп пациентов с ОААНК и здоровых добровольцев. При оценке I и II группы также выявлены различия наблюдаемых и ожидаемых частот (р = 0,004). Гетерозиготное носительство (генотип GA) ассоциируется с повышенным риском развития неблагоприятного течения ОААНК. Отношение рисков = 2,133 с 95% доверительным интервалом 1,214–3,748. При анализе полиморфизма -1607insG гена MMP1 получены статистически незначимые данные как при сравнении I и II групп (р = 0,128), так и при сравнении групп пациентов с ОААНК со здоровыми добровольцами (р = 0,38).

Выводы. Гетерозиготное носительство LIPC –250G>A ассоциируется с повышенным риском развития неблагоприятного типа течения ОААНК. Исследование данного полиморфизма может быть использовано у пациентов с впервые выявленным атеросклерозом артерий нижних конечностей с целью определения прогноза течения заболевания, особенно у молодых пациентов с ранней манифестацией и у лиц с отягощенным наследственным анамнезом. Полиморфизм –1607insG гена MMP1 не продемонстрировал влияния на течение ОААНК.

Полный текст

Облитерирующий атеросклероз артерий нижних конечностей (ОААНК) является тяжелым, многофакторным заболеванием, в ряде случаев с неблагоприятным исходом — развитием критической ишемии и ампутацией конечности. Совершенствование реконструктивно-восстановительных операций, прогресс эндоваскулярных технологий в подавляющем большинстве случаев позволяет разрешить ишемию. Однако, проблема прогрессирования атеросклероза как системного заболевания остается нерешенной [1].

В своем клиническом течении ОААНК достаточно разнообразен: в ряде случаев заболевание протекает бессимптомно, что существенно затрудняет своевременность выявления. Перемежающаяся хромота — наиболее распространенное проявление заболевания, которое можно считать условно благоприятным типом течения. Развитие же критической ишемии нижних конечностей (КИНК) является неблагоприятным предиктором, как для сохранения конечности, так и для жизни пациента [2]. Риск смерти у пациентов с КИНК составляет 25%, а риск высокой ампутации в первый год развития КИНК несмотря на получение адекватной ангиохирургической помощи достигает 30% [3]. Также стоит считать неблагоприятным типом течения ОААНК развитие острой артериальной непроходимости с клиникой острой ишемии конечности.

С точки зрения долгосрочного прогнозирования течения любых заболеваний наиболее актуальными являются генетические исследования [4]. На сегодняшний день в данной области проделан огромный шаг вперед, однако тест-систем для прогнозирования течения ОААНК не существует.

Исследования полиморфизма –250G>A гена печеночной липазы (LIPC) показали взаимосвязь с повышенным уровнем инсулина, липопротеидов низкой и очень низкой плотности, что является, в свою очередь, фактором риска развития и прогрессирования атеросклероза [5]. E. A. Vil'ms, et al. (2012) зарегистрировали нарушения липидного обмена у мужчин, ассоциированные с носительством аллеля А данного полиморфизма [6]. P. Valdivielso, et al. (2007) было отмечено, что патологический аллель А полиморфизма –250G>A гена LIPC является предрасполагающим фактором развития ОААНК у пациентов с сахарным диабетом [7].

Длительное время изучается влияние на течение различных заболеваний матриксных металлопротеиназ, относящихся к семейству коллагеназ. Публикаций посвящены влиянию данных ферментов на состояние соединительной ткани [8, 9]. Имеются данные об их разрушающем воздействии на фиброзную покрышку атеросклеротических бляшек, приводящем к её разрыву, следовательно, тромбозу артерии с развитием клиники острого коронарного синдрома [10]. В работе Д. Е. Иванощука, и др. (2018) было определено повышение концентрации ММР-1 в нестабильных атеросклеротических бляшках [11]. Анализ литературы показал, что полиморфизм –1607insG гена MMP-1 ранее не изучался в проекции ОААНК.

Цель — изучение влияния полиморфизма 250G>A в гене LIPC и 1607insG в гене MMP-1 на течение облитерирующего атеросклероза артерий нижних конечностей.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исследование проводилось на клинических базах кафедры сердечно-сосудистой, рентгенэндоваскулярной, оперативной хирургии и топографической анатомии ФГБОУ ВО Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова Минздрава России. Лабораторная часть исследования выполнена на базе Центральной научно-исследовательской лаборатории ФГБОУ ВО Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова Минздрава России. Исследование одобрено Локальным этическим комитетом ФГБOУ ВО Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова Минздрава России.

В исследовании приняли участие 76 человек.

В I группу (n = 34) были включены пациенты с неблагоприятным (прогрессирующим) типом течения ОААНК, у которых развилась КИНК в течение 5 лет от начала заболевания.

Во II группу (n = 34) включались пациенты с условно благоприятным (не прогрессирующим) типом течения, у которых в течение 5 лет от начала заболевания КИНК не развивалась, а степень хронической ишемии не прогрессировала.

В качестве контрольной группы (n = 8) в исследование были включены здоровые добровольцы без признаков атеросклероза во всех сосудистых бассейнах.

Исследуемым пациентам были проведены следующие диагностические исследования: ультразвуковая допплерография с определением лодыжечно-плечевого индекса, ультразвуковое дуплексное сканирование артерий нижних конечностей и брахиоцефальных артерий, ангиография (по показаниям). Лечение пациентов осуществлялось согласно Национальным рекомендациям по диагностике и лечению заболеваний артерий нижних конечностей 2019 г. [12]. Характеристика пациентов по уровню окклюзионно-стенотического поражения артерий нижних конечностей представлена в таблице 1.

Статистическая обработка полученных результатов осуществлялась на программном обеспечении Statistica 13.0 (Stat Soft Inc., США). Оценивались: различие наблюдаемых и ожидаемых частот по критерию χ2 Пирсона с поправкой на правдоподобие, Критерий Крамера V, относительный риск (ОР), 95% доверительный интервал (ДИ) для ОР. Критический уровень статистической значимости различия сравниваемых показателей принимался p < 0,05.

 

Таблица 1. Характеристика исследуемых пациентов с облитерирующим атеросклерозом артерий нижних конечностей по уровню окклюзионно-стенотического поражения артерий нижних конечностей, n (доля в группе)

Уровень поражения артериального русла нижних конечностей

Аорто-подвздошный сегмент

Подвздошно-бедренный сегмент

Бедренно-подколенный сегмент

I группа (n = 34)

3 (0,09)

8 (0,24)

23 (0,68)

II группа (n = 34)

4 (0,12)

9 (0,26)

21 (0,62)

Всего

7 (0,10)

17 (0,25)

44 (0,65)

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При анализе полиморфизма –1607insG гена MMP-1, различия наблюдаемых и ожидаемых частот по критерию χ2 Пирсона с поправкой на правдоподобие оказались статистически незначимы, как при сравнении I и II групп (р = 0,128), так и при сравнении I и II групп в совокупности (n = 68) со здоровыми добровольцами (р = 0,38, табл. 2).

При анализе полиморфизма –250 G>A гена LIPC выявлены статистически значимые различия наблюдаемых и ожидаемых частот при сравнении групп пациентов с ОААНК и здоровых добровольцев по критерию χ2 Пирсона с поправкой на правдоподобие (p = 0,013, табл. 3); связь по критерию Крамера V положительная (+0,335). При оценке I и II группы по критерию χ2 Пирсона также выявлены значимые различия наблюдаемых и ожидаемых частот (р = 0,004, табл. 3); связь по критерию Фи положительная (+0,354).

 

Таблица 2. Частота распределения генотипов MMP1-1607insG в исследуемых группах, n (доля в группе)

Исследуемая группа

Пациентов в группе с генотипом

p

1G/1G

1G/2G

2G/2G

I группа (n = 34)

6 (0,18)

22 (0,65)

6 (0,18)

0,1281

II группа (n = 34))

12 (0,35)

14 (0,41)

8 (0,24)

Контрольная группа (n = 8)

2 (0,25)

4 (0,50)

2 (0,25)

0,382

Примечания: 1 — статистическая значимость различий между группами I и II, 2 — статистическая значимость различий между группами I и II в совокупности (n = 68) со здоровыми добровольцами

 

Таблица 3. Частота распределения генотипов LIPC –250 G>A в исследуемых группах, n (доля в группе)

Исследуемая группа

Пациентов в группе с генотипом

p

GG

GA

AA

I группа (n = 34)

10 (0,29)

24 (0,71)

0

0,0041,2

II группа (n = 34))

22 (0,65)

12 (0,35)

0

Контрольная группа (n = 8)

4 (0,50)

4 (0,50)

0

0,0133

Примечания: 1 — ОР = 2,133, 95% ДИ 1,214-3,748, 2 — статистическая значимость различий между группами I и II, 3 — статистическая значимость различий между группами I и II в совокупности (n = 68) со здоровыми добровольцами

 

Переходя к обсуждению полученных данных необходимо отметить, что по данным Y. Chahirou, et al. (2018), печеночная липаза — ключевой фермент в метаболизме липопротеидов высокой плотности — также принимает участие в образовании более атерогенной фракции — липопротеидов низкой плотности [13].

В литературе описана взаимосвязь полиморфизма –250G>A и развития инсулинорезистентности и повышения уровня инсулина, что является еще одним важным фактором риска развития и прогрессирования атеросклероза [6, 14]. В работе W. Bakker, et al. (2009), посвященной определению роли гипергликемии, инсулинорезистентности и ожирения в развитии дисфункции эндотелия, было показано, что снижение активности печеночной липазы может приводить к прогрессированию атеросклеротического процесса [15]. Данный факт подтверждают результаты нашего исследования — у пациентов с неблагоприятным типом течения ОААНК (I группа) превалировало носительство патологического аллеля А в полиморфизме –250 G>A гена LIPC.

Более раннее исследование P. Valdivielso, et al. (2008), посвященное данному полиморфизму, показало снижение активности печеночной липазы у лиц с сахарным диабетом и носительством аллеля А, однако, у лиц без диабета данный факт не изучался [7]. Гетерозиготное носительство (генотип GA) ассоциируется с повышенным риском развития неблагоприятного течения ОААНК (по нашим данным, ОР = 2,133 с 95% ДИ 1,214–3,748).

Гомозигота по первой аллели (генотип GG) является нормой. Согласно результатам нашего исследования, данный генотип достоверно чаще встречался у пациентов с условно благоприятным течением ОААНК (II группа).

ВЫВОДЫ

  1. Гетерозиготное носительство LIPC –250 G>A ассоциируется с повышенным риском развития неблагоприятного типа течения облитерирующего атеросклероза артерий нижних конечностей. Полагаем, что исследование данного полиморфизма может быть использовано у пациентов с впервые выявленным атеросклерозом артерий нижних конечностей с целью определения прогноза течения заболевания, особенно у молодых пациентов с ранней манифестацией и у лиц с отягощенным наследственным анамнезом.
  2. Полиморфизм –1607insG гена MMP1 достоверно не оказывает влияния на течение облитерирующего атеросклероза артерий нижних конечностей.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Источник финансирования. Бюджет Рязанского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Вклад авторов: Калинин Р.Е., Сучков И.А. — концепция и дизайн исследования, редактирование, Никифоров А.А., Шумская Е.И. — выполнение генетического исследования и анализ результатов, Чобанян А.А. — анализ литературных источников, сбор и обработка клинических данных, статистическая обработка, написание текста.

×

Об авторах

Роман Евгеньевич Калинин

Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова

Email: kalinin-re@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-0817-9573

д.м.н., профессор, зав. кафедрой сердечно-сосудистой, рентгенэндоваскулярной, оперативной хирургии и топографической анатомии

Россия, Рязань

Игорь Александрович Сучков

Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова

Автор, ответственный за переписку.
Email: suchkov_med@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1292-5452

д.м.н., профессор, профессор кафедры сердечно-сосудистой, рентгенэндовасулярной, оперативной хирургии и топографической анатомии

Россия, Рязань

Артём Александрович Чобанян

Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова

Email: artaleksandrovich@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-8129-5976

аспирант кафедры сердечно-сосудистой, рентгенэндоваскулярной, оперативной хирургии и топографической анатомии

Россия, Рязань

Александр Алексеевич Никифоров

Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова

Email: alnik003@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-7364-7687

к.м.н., зав. Центральной научно-исследовательской лабораторией

Россия, Рязань

Евгения Игоревна Шумская

Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова

Email: shumsckaya.ev@yandex.ru

ассистент кафедры гистологии, паталогической анатомии и медицинской генетики

Россия, Рязань

Список литературы

  1. Калинин Р.Е., Сучков И.А., Мжаванадзе Н.Д., и др. Сравнение цитотоксичности синтетических сосудистых протезов in vitro // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2020. Т. 28, №2. С. 183-192. doi: 10.23888/PAVLOVJ2020282183-192
  2. Dua A., Lee C.J. Epidemiology of Peripheral Arterial Disease and Critical Limb Ischemia // Techniques in Vascular and Interventional Radiology. 2016. Vol. 19, № 2. P. 91-95. doi: 10.1053/j.tvir.2016.04.001
  3. Adam D.J., Bradbury A.W. TASC II Document on the Management of Peripheral Arterial Disease // European Journal of Vascular and Endovascular Surgery. 2007. Vol. 33. № 1. P. 1-2. doi: 10.1016/j.ejvs.2006.11.008
  4. Калинин Р.Е., Егоров А.А., Сучков И.А., и др. Влияние генетических полиморфизмов на функционирование постоянного сосудистого доступа у пациентов на диализе // Ангиология и сосудистая хирургия. 2019. Т. 25, № 1. С. 40-44. doi: 10.33529/angio2019105
  5. Стародубова Ю.Н., Осипова И.В. Особенности дислипидемии и длительность ревматоидного артрита у женщин // Атеросклероз. 2017. Т. 13, № 3. С. 33-42.
  6. Вильмс Е.А., Долгих Т.И., Турчанинов Д.В. Распространенность полиморфизмов генов, ассоциированных с социально-значимыми мультифакториальными заболеваниями, у населения г. Омска // Медицинский альманах. 2012. № 3 (22). С. 169-172.
  7. Valdivielso P., Ariza M.J., de la Vega-Román C., et al. Association of the -250G/A promoter polymorphism of the hepatic lipase gene with the risk of peripheral arterial disease in type 2 diabetic patients // Journal of Diabetes and its Complications. 2008. Vol. 22, № 4. P. 273-277. doi: 10.1016/j.jdiacomp.2007.06.011
  8. Джазаева М.Б., Гладких Н.Н., Решетников В.А., и др. Матриксные металлопротеиназы: значение в ремоделировании сердца у пациентов с дисплазией соединительной ткани // Медицинский вестник Северного Кавказа. 2018. Т. 13, № 4. С. 576-580. doi: 10.14300/mnnc.2018.13108
  9. Kalinin R.E., Suchkov I.A., Pshennikov A.S., et al. Application of Magnesium Drugs and Their Influence on the Indicators of Connective Tissue Dysplasia in Patients with Varicose Veins // Novosti Khirurgii. 2018. Vol. 26, № 1. P. 51-59. doi: 10.18484/2305-0047.2018.1.51
  10. Lin J., Kakkar V., Lu X. Impact of matrix metalloproteinases on atherosclerosis // Current Drug Targets. 2014. Vol. 15, № 4. P. 442-453. doi: 10.2174/1389450115666140211115805
  11. Иванощук Д.Е., Рагино Ю.И., Шахтшнейдер Е.В., и др. Анализ дифференциальной экспрессии матриксных металлопротеиназ в стабильной и нестабильной атеросклеротических бляшках методом полногеномного секвенирования РНК: пилотное исследование // Российский кардиологический журнал. 2018. Т. 23, № 8. С. 52-58. doi: 10.15829/1560-4071-2018-8-52-58
  12. Национальные рекомендации по диагностике и лечению заболеваний артерий нижних конечностей. М.; 2019. Доступно по: http://www.angiolsurgery.org/library/recommendations/2019/recommendations_LLA_2019.pdf. Ссылка активна на 26 апреля 2021.
  13. Chahirou Y., Mesfioui A., Ouichou A., и др. Адипокины: механизмы метаболических и поведенческих расстройств // Ожирение и метаболизм. 2018. Т. 15, № 3. С. 14-20. doi: 10.14341/OMET9430
  14. Калинин Р.Е., Сучков И.А., Чобанян А.А. Перспективы прогнозирования течения облитерирующего атеросклероза артерий нижних конечностей // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2019. Т. 7, № 2. С. 274-282. doi: 10.23888/HMJ201972274-282
  15. Bakker W., Eringa E.C., Sipkema P., et al. Endothelial dysfunction and diabetes: roles of hyperglycemia, impaired insulin signaling and obesity // Cell and Tissue Research. 2009. Vol. 335, № 1. P. 165-189. doi: 10.1007/s00441-008-0685-6

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ООО "Эко-Вектор", 2021



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС77-76803 от 24 сентября 2019 года


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах