Влияние Эпштейна – Барр-ассоциированной инфекции на гипофизарно-тиреоидную систему у детей в различные периоды заболевания

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

Актуальность. В последние годы отмечается возрастание интереса к инфекционному мононуклеозу, вызванному вирусом Эпштейна – Барр. Вирус Эпштейна – Барр обладает тропизмом к ретикулярной и лимфоидной тканям, не элиминирует из организма и вызывает иммунопатологический процесс, в который вовлекается и эндокринная система. Определение тироксина (T4), трийодтиронина (T3) и тиреотропного гормона — наиболее широко используемые диагностические тесты для оценки функции щитовидной железы.

Цель — изучить изменение уровня Т3, Т4 и тиреотропного гормона у детей различного пола и возраста в период разгара и реконвалесценции инфекционного мононуклеоза, вызванного вирусом Эпштейна – Барр.

Материалы и методы. Под наблюдением находились 94 ребенка в возрасте от 1 до 17 лет, среди них от 1 до 5 лет — 22 %, от 5 до 10 лет — 39 %, от 10 до 15 лет — 27 %, от 15 до 17 лет — 12 %, с диагнозом «вирус Эпштейна – Барр – мононуклеоз, средняя степень тяжести». Диагноз выставлен на основании клинико-анамнестических и лабораторных данных. Исследования, подтверждающие диагноз, проведены в лаборатории Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета. Помимо рутинных обследований (клинический минимум), определения титров антител M- и G- к вирусу Эпштейна – Барр, выявления генома в крови методом полимеразной цепной реакции проведено определение уровня Т3, Т4, тиреотропного гормона методом твердофазного иммуноферментного анализа в сыворотке крови.

Результаты. Зарегистрированы закономерные изменения средних значений концентрации Т3 и у девочек, и у мальчиков всех трех возрастных групп: концентрация Т3, Т4 в периоде разгара болезни была снижена по сравнению с периодом реконвалесценции. Зарегистрированы выраженные изменения концентрации тиреотропного гормона и у девочек, и у мальчиков всех трех возрастных групп: концентрация в периоде разгара болезни была несколько снижена по сравнению с периодом реконвалесценции у мальчиков и повышена по сравнению с периодом реконвалесценции у девочек.

Выводы. Выявлены изменения уровней Т3, Т4 и тиреотропного гормона у детей в период разгара инфекционного мононуклеоза, зависящие от тяжести заболевания, наличия и характера осложнений: динамика показателей Т3, Т4, ТТГ в период разгара и реконвалесценции при инфекционном мононуклеозе у детей зависит от тяжести заболевания, наличия и характера осложнений.

Полный текст

АКТУАЛЬНОСТЬ

Инфекционный мононуклеоз (ИМ) — острое инфекционное заболевание, вызываемое вирусом Эпштейна – Барр (ВЭБ). Этот вирус реплицируется в основном в В-лимфоцитах, но может быть обнаружен и в эпителиальных клетках глотки и околоушных протоков. Типичные признаки и симптомы включают лихорадку, лимфаденопатию и герпетическую ангину [15, 19, 20].

Согласно современным данным, нейроэндокринная и тимико-лимфатическая системы в онто- и филогенезе составляют основу гомеостаза, что подтверждает теорию о возможности эндокринной регуляции иммуногенеза. В соответствии с этой концепцией гормоны рассматриваются как факторы, активно действующие на иммунный статус организма. B результате гормонального воздействия развиваются потенциальные возможности лимфоидных клеток в направлении их специфической дифференцировки [11, 14, 16, 17].

В связи с попаданием ВЭБ в лимфоидные клетки происходят структурные изменения, охватывающие все звенья иммунной системы [5, 9, 14, 16, 21]. Иммунные нарушения при ИМ носят комплексный характер, они затрагивают как клеточный, так и гуморальный иммунный ответ, что и обусловливает полиморфизм клинических проявлений при данном заболевании [3, 4, 6, 8].

До сих пор отсутствуют данные о функциональном состоянии гипофизарно-тиреоидной и гипофизарно-надпочечниковой систем у детей и подростков, больных ИМ, о роли желез внутренней секреции в регуляции иммуногенеза при данном заболевании. Между тем изучение состояния и взаимосвязи эндокринной и иммунной систем при ИМ даст информацию, необходимую для дифференциальной диагностики, прогнозирования течения и исходов заболевания.

Цель — изучение изменения уровня тироксина (T4), трийодтиронина (T3) и тиреотропного гормона (ТТГ) у детей различного пола и возраста в период разгара и реконвалесценции ИМ, вызванного ВЭБ.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Обследованы 94 пациента в возрасте от 1 года до 17 лет на первые-третьи сутки от начала заболевания ИМ и через 30 дней после выздоровления. Исследования, подтверждающие диагноз ИМ, проведены в лаборатории СПбГПМУ с помощью полимеразной цепной реакции и определения титров антител M- и G- к ВЭБ. Больным в первые трое суток от начала ИМ и через 30 дней после выздоровления определяли уровень Т3, Т4, ТТГ методом иммуноферментного анализа.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Концентрации Т3, Т4, ТТГ в сыворотке крови измеряли у детей от 1 до 16 лет, больных инфекционным ВЭБ — мононуклеозом в период разгара болезни и в период реконвалесценции. Все средние результаты исследования сравнивали у групп, разделенных по половому признаку (девочки/мальчики) и по возрасту (1–5, 6–10, 11–16 лет). Как оказалось, и средняя концентрация Т3, и индивидуальные результаты у отдельных пациентов ни в период разгара, ни в период реконвалесценции не выходили за пределы возрастной нормы. Тем не менее практически во всех группах в той или иной степени концентрация Т3 в период разгара ниже, чем в период реконвалесценции (у девочек в возрастной группе от 1 до 5 лет — 2,60 ± 0,30 против 3,03 ± 0,33 пмоль/л, от 6 до 10 лет — 2,26 ± 0,16 против 2,41 ± 0,18 пмоль/л, от 11 до 16 лет — 2,41 ± 0,14 против 2,31 ± 0,20 пмоль/л). При этом у девочек во всех возрастных группах достоверных различий установить не удалось.

У мальчиков в группах от 6 до 10 лет и от 11 до 16 лет различие было достоверно (статистика знаковых рангов Уилкоксона в группе от 6 до 10 лет Z = –2,201, в группе от 11 до 16 лет — Z = –2,366), в группе от 1 до 5 лет достоверного различия установить не удалось, тем не менее выявлена значительная тенденция к снижению концентрации Т3 в период разгара болезни (рис. 1).

 

Рис. 1. Динамика уровня трийодтиронина (Т3) в период разгара и реконвалесценции заболевания вирусом Эпштейна – Барр у детей различных возрастных групп.

Fig. 1. Dynamics of triiodothyronine (Т3) levels during the peak and convalescence of Epstein–Barr virus diseases in children of different age groups.

 

Концентрация Т4 и индивидуальные результаты у отдельных пациентов ни в период разгара, ни в период реконвалесценции не выходили за пределы возрастной нормы. Тем не менее практически во всех группах в той или иной степени концентрация Т4 в период разгара ниже, чем в период реконвалесценции (у девочек в возрастной группе от 1 до 5 лет — 16,58 ± 0,91 против 18,17 ± 0,84 пмоль/л, от 6 до 10 лет — 16,91 ± 0,91 против 18,95 ± 0,84 пмоль/л, от 11 до 16 лет — 15,01 ± 0,79 против 18,35 ± 0,63 пмоль/л). При этом у девочек в группе от 11 до 16 лет это различие было достоверно (статистика знаковых рангов Уилкоксона Z = –2,521), а в группе от 1 года до 5 лет достоверных различий установить не удалось, однако имелась четкая тенденция к снижению концентрации Т4 в период разгара болезни.

У мальчиков в возрастных группах от 1 до 5 лет и от 11 до 16 лет различие было достоверно (статистика знаковых рангов Уилкоксона в группе от 1 до 5 лет Z = –2,380, в группе от 11 до 16 лет Z = –2,521), в группе от 6 до 10 лет достоверного различия установить не удалось, однако выявлена явная тенденция к снижению концентрации тироксина в период разгара болезни (рис. 2).

 

Рис. 2. Динамика уровня тироксина (Т4) в период разгара и реконвалесценции заболевания вирусом Эпштейна – Барр у детей различных возрастных групп. *Отличия от группы «Реконвалесценция» достоверны на принятом уровне значимости (р < 0,05); **отличия от группы «Реконвалесценция» достоверны на принятом уровне значимости (р < 0,01)

Fig. 2. Dynamics of thyroxine (Т4) levels during the peak and convalescence of EBV diseases in children of different age groups. *Difference from the “Reconvalescence” group at the established detection level (р < 0.05); **difference from the “Reconvalescence” group at the established detection level (р < 0.01)

 

Концентрация ТТГ и индивидуальные результаты у отдельных пациентов ни в период разгара, ни в период реконвалесценции не выходили за пределы возрастной нормы. Тем не менее во всех группах девочек в той или иной степени концентрация ТТГ в период разгара выше, чем в период реконвалесценции (у девочек в возрастной группе от 1 до 5 лет — 4,33 ± 1,36 против 4,01 ± 0,54 мМЕ/л, от 6 до 10 лет — 3,97 ± 0,59 против 3,80 ± 0,75 мМЕ/л, от 11 до 16 лет — 3,68 ± 0,76 против 2,61 ± 0,35 мМЕ/л). При этом у девочек во всех трех возрастных группах достоверных различий установить не удалось, однако имелась четкая тенденция к повышению концентрации ТТГ в период разгара болезни (рис. 3).

 

Рис. 3. Динамика уровня тиреотропного гормона в период разгара и реконвалесценции заболевания вирусом Эпштейна – Барр у детей различных возрастных групп.

Fig. 3. Dynamics of ТSH levels (mIU/l) during the peak and convalescence of EBV diseases in children of different age groups.

 

У мальчиков в возрастной группе от 6 до 10 лет различие было достоверно (статистика знаковых рангов Уилкоксона Z = –2,221), в группах от 1 до 5 лет и от 11 до 16 лет достоверного различия установить не удалось, тем не менее выявлена определенная тенденция к снижению концентрации ТТГ в период разгара болезни.

ВЭБ является эффективным активатором В-клеток [12, 18]. Иногда вирус может активировать и трансформировать определенные субпопуляции В-клеток с образованием клеточных линий, секретирующих антитела, которые продуцируют аутоантитела IgG к антигенам щитовидной железы, включая тиреоглобулин, тиреопероксидазу и рецептор тиротропина [1, 2, 7]. Кроме того, ранее сообщалось как о гипотиреозе, так и о тиреотоксикозе, связанных с острой инфекцией ВЭБ [10, 13]. Данные авторов сопоставимы с результатами, полученными в ходе нашего исследования.

ВЫВОДЫ

Зарегистрированы закономерные изменения средних значений концентрации Т3 и у девочек, и у мальчиков больных инфекционным мононуклеозом, вызванным ВЭБ: концентрация Т3 и Т4 в периоде разгара болезни была снижена по сравнению с периодом реконвалесценции.

Зарегистрированы закономерные выраженные изменения средних значений концентрации ТТГ и у девочек, и у мальчиков, больных инфекционным мононуклеозом, вызванным ВЭБ, всех трех возрастных групп: концентрация ТТГ в периоде разгара болезни была несколько снижена по сравнению с периодом реконвалесценции у мальчиков и повышена по сравнению с периодом реконвалесценции у девочек.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Вклад авторов. Все авторы внесли существенный вклад в разработку концепции, проведение исследования и подготовку статьи и одобрили финальную версию перед публикацией.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Источник финансирования. Авторы заявляют об отсутствии внешнего финансирования при проведении исследования.

ADDITIONAL INFORMATION

Authors’ contribution. All authors made significant contributions to the development of the concept, research and preparation of the article and approved the final version before publication.

Competing interests. The authors declare the absence of obvious and potential conflicts of interest related to the publication of this article.

Funding source. The authors declare that there is no external funding for the study.

×

Об авторах

Анна Владимировна Федорова

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Email: aanna.fedorova@gmail.com
SPIN-код: 1198-4915

ассистент, кафедра инфекционных заболеваний у детей им. проф. М.Г. Данилевича

Россия, Санкт-Петербург

Татьяна Викторовна Брус

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: bant.90@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7468-8563
SPIN-код: 9597-4953

канд. мед. наук, доцент, кафедра патологической физиологии с курсом иммунопатологии

Россия, Санкт-Петербург

Андрей Глебович Васильев

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Email: avas7@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8539-7128
SPIN-код: 1985-4025

д-р. мед. наук, профессор, заведующий кафедрой патологической физиологии с курсом иммунопатологии

Россия, Санкт-Петербург

Владимир Николаевич Тимченко

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Email: timchenko220853@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-4068-1731
SPIN-код: 8594-0751

д-р мед. наук, профессор, заведующий кафедрой инфекционных заболеваний у детей им. проф. М.Г. Данилевича

Россия, Санкт-Петербург

Светлана Леонидовна Баннова

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Email: svetlanalb81@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1351-1910

канд. мед. наук, доцент кафедры инфекционных заболеваний у детей им. проф. М.Г. Данилевича

Россия, Санкт-Петербург

Наир Собирович Тагиров

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Email: ruslana73nair@mail.ru

д-р мед. наук, профессор, кафедра патологической физиологии с курсом иммунопатологии

Россия, Санкт-Петербург

Анна Валентиновна Васильева

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Email: bondarenko@yandex.ru

ассистент кафедры патологической физиологии с курсом иммунопатологии

Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Карпищенко А.И., Алипов А.Н., Андреев В.А., и др. Медицинские лабораторные технологии. Руководство по клинической лабораторной диагностике в 2-х т. Т. 2 / под ред. А.И. Карпищенко. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. 792 с.
  2. Беклемишев Н.Д. Инфекционный мононуклеоз. Иммунопатология и иммунорегуляция / под ред. Н.Д. Беклемишева. Москва: Медицина, 1986. С. 134–136.
  3. Белова В.М., Шестакова М.Д. Вирус Эпштейна – Барр при заболеваниях желудочно-кишечного тракта // Университетский терапевтический вестник. 2020. Т. 2, № 4. С. 53–65.
  4. Брус Т.В., Пюрвеев С.С., Васильева А.В., и др. Морфологические изменения печени при жировой дистрофии различной этиологии // Российские биомедицинские исследования. 2021. Т. 6, № 3. С. 21–26.
  5. Брус Т.В., Хайцев Н.В., Кравцова А.А. Дисфункция печени в патогенезе ожоговой болезни и ее коррекция сукцинатсодержащими препаратами // Педиатр. 2016. Т. 7, № 4. С. 132–141. doi: 10.17816/PED74132-141
  6. Васильев А.Г., Комяков Б.К., Тагиров Н.С., Мусаев С.А. Чрескожная нефролитотрипсия в лечении коралловидного нефролитиаза // Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова. 2009. № 4. С. 183–186.
  7. Корнеева Е.А., Гихинек Э.К. Гормоны и иммунная система. Ленинград: Наука, 1988. 215 с.
  8. Тагиров Н.С., Назаров Т.Х., Васильев А.Г., и др. Опыт применения чрескожной нефролитотрипсии и контактной уретеролитотрипсии в комплексном лечении мочекаменной болезни // Профилактическая и клиническая медицина. 2012. № 4. С. 30–33.
  9. Трашков А.П., Брус Т.В., Васильев А.Г., и др. Биохимический профиль крыс с неалкогольной жировой болезнью печени различной степени тяжести и его коррекция препаратом Ремаксол // Педиатр. 2017. Т. 8, № 4. С. 78–85. doi: 10.17816/PED8478-85
  10. Учайкин В.Ф. Руководство по инфекционным болезням у детей. Москва: ГЭОТАР Медицина, 1999. 810 с.
  11. Федорова А.В., Тимченко В.Н., Баннова С.Л., и др. Аутоиммунные и лимфопролиферативные злокачественные заболевания, ассоциированные с Эпштейна — Барр вирусной инфекцией // Педиатр. 2019. Т. 10, № 4. С. 89–96. doi: 10.17816/PED10489-96
  12. Хайцев Н.В., Васильев А.Г., Трашков А.П., и др. Влияние возраста и пола на характер ответных реакций белых крыс при действии хронической гипоксической гипоксии // Педиатр. 2015. Т. 6, № 2. С. 71–77. doi: 10.17816/PED6271-77
  13. Царькова С.А., Гаспарян М.О. Инфекционный мононуклеоз. Руководство: детские инфекционные болезни. Тюмень, 2000. С. 663–678.
  14. Coyle P.V., Wyatt D., Connolly J.H., O’Brien C. Epstein–Barr virus infection and thyroid dysfunction // Lancet. 1989. Vol. 333, No. 8643. P. 899. doi: 10.1016/S0140-6736(89)92889-4
  15. Despres N., Grant A.M. Antibody interference in thyroid assays: A potential for clinical misinformation // Clin Chem. 1998. Vol. 44, No. 3. P. 440–454. doi: 10.1093/clinchem/44.3.440
  16. Morgenthaler N.G., Kim M.R., Tremble J., et al. Human immunoglobulin G autoantibodies to the thyrotropin receptor from Epstein–Barr virus-transformed B lymphocytes: characterization by immunoprecipitation with recombinant antigen and biological activity // J Clin Endocrinol Metab. 1996. Vol. 81, No. 9. P. 3155–3161. doi: 10.1210/jcem.81.9.8784060
  17. Nakamura M., Burastero S.E., Ueki Y., et al. Probing the normal and autoimmune B cell repertoire with Epstein–Barr virus. Frequency of B cells producing monoreactive high affinity autoantibodies in patients with Hashimoto’s disease and systemic lupus erythematosus // J Immunol. 1988. Vol. 141, No. 12. P. 4165–4172. doi: 10.4049/jimmunol.141.12.4165
  18. Pierpaoli W., Kopp H.G., Müller J., Keller M. Interdependenc between neuroendocrine programming and the generation of immune recognition in ontogeny // Cell Immunol. 1977. Vol. 29, No. 1. P. 16–27. doi: 10.1016/0008-8749(77)90271-4
  19. Rickinson A.B., Kieff E. Epstein–Barr virus. Virology / B.N. Fields, D.M. Knipe, P.M. Howly, editors. Philadelphia: Lippincott-Raven Publishers, 1996. P. 2397–2446.
  20. Rocchi G., Felici A., Ragona G., Heinz A. Quantitative evaluation of Epstein–Barr-virus-infected mononuclear peripheral blood leukocytes in infectious mononucleosis // N Engl J Med. 1977. Vol. 296. P. 132–134. doi: 10.1056/NEJM197701202960302
  21. Tsygan N.V., Trashkov A.P., Litvinenko I.V., et al. Autoimmunity in acute ischemic stroke and the role of blood-brain barrier: the dark side or the light one? // Front Med. 2019. Vol. 13, No. 4. P. 420–426. doi: 10.1007/s11684-019-0688-6

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Динамика уровня трийодтиронина (Т3) в период разгара и реконвалесценции заболевания вирусом Эпштейна – Барр у детей различных возрастных групп.

Скачать (181KB)
3. Рис. 2. Динамика уровня тироксина (Т4) в период разгара и реконвалесценции заболевания вирусом Эпштейна – Барр у детей различных возрастных групп. *Отличия от группы «Реконвалесценция» достоверны на принятом уровне значимости (р < 0,05); **отличия от группы «Реконвалесценция» достоверны на принятом уровне значимости (р < 0,01)

Скачать (181KB)
4. Рис. 3. Динамика уровня тиреотропного гормона в период разгара и реконвалесценции заболевания вирусом Эпштейна – Барр у детей различных возрастных групп.

Скачать (178KB)

© Эко-Вектор, 2023



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 69634 от 15.03.2021 г.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах