Cosmism in Russian Art In the First Half of XXth Century

Capa

Citar

Texto integral

Acesso aberto Acesso aberto
Acesso é fechado Acesso está concedido
Acesso é fechado Acesso é pago ou somente para assinantes

Resumo

Орусском космизме в науке и философии, как и о каждом из участников этого явления, написано достаточно много. В отличие от художников, чье творчество в целом или отчасти также было связано с идеями космизма. Однако в литературе о российском искусстве в этом контексте упоминаются всего лишь несколько имен – Микалоюс Чюрлёнис, Казимир Малевич, Василий Чекрыгин, Павел Филонов, группа под названием «Амаравелла» и некоторые другие. В действительности же художников, увлекавшихся космизмом, было больше. Они не составляли единого направления, не были объединены в какие-либо группы (кроме «Амаравеллы»). Отличаясь между собой темами и стилистикой, все они, тем не менее, не только верили в космическое будущее человечества, но искали путей в искусстве, соответствующих современным открытиям в науке. «Мы уходим в науку, – писал художник-авангардист Климент Редько. – …мы воспитываем свой разум, углубляем наблюдательность посредством анализов…»

Palavras-chave

,

Sobre autores

E. Petrova

Государственный Русский музей

Bibliografia

  1. The Divine Comedy of Pavel Tchelitchew. Biography by Parker Tyler. New York, 1967. P. 449–450.
  2. Акт передачи работ в Русский музей из Музея художественной культуры от 14 мая 1926 г., № 37, номер по списку – 104 «Люди. Второй ввод в Мировой расцвет».
  3. Александр Николаевич Бенуа. Художественные письма. 1908–1917, газета «Речь». Петербург. Т. 1. 1908–1910. СПб, 2006.
  4. Бенуа А.Н. Мой дневник. 1916–1917–1918. М.: Русский путь, 2003. С. 39, 366.
  5. Бенуа А.Н. Об отношении к современному творчеству. Март 1909 г. // Александр Николаевич Бенуа. Художественные письма. Т. 1. С. 107, 111, 113.
  6. Вячеслав Иванов и М.О. Гершензон: Переписка из двух углов. Пг: Алконост, 1921. С. 52.
  7. Глеб Ершов. Художник Мирового расцвета Филонов. СПб, 2015. С. 144–146.
  8. Горячева Татьяна. Теория и практика русского авангарда: Казимир Малевич и его школа. М.: АСТ, 2020. С. 48–49.
  9. Добужинский М.В. Воспоминания. М.: Наука, 1987.
  10. Желнина Т.Н. «Вне Земли» – книга на все времена (к 100-летию публикации) // Земля и Вселенная, 2018, № 3. С. 64–74.
  11. Иванов В. Чюрлёнис и проблема синтеза искусств // Аполлон. 1914. № 3. Цит. по: Вячеслав Иванов. Собр. соч.: в 4 т. Брюссель, 1979. Т. 3. С. 151.
  12. Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства. М.: Гилея, 2001. Т. 1.
  13. Кандинский В.В. Ступени. Текст художника. М.: ИЗО Наркомпроса, 1918.
  14. Каталог 5-й выставки Общины художников. Петроград, 1922. № 209–220.
  15. Каталог третьей периодической выставки Общины художников. Петроград, 1921. № 190–199.
  16. Круглов В.Ф. Русские годы Николая Бенуа // Страницы истории отечественного искусства. X–XX век. Вып. VII / Сб. ст. СПб: Palace Editions, 1999. С. 70–86.
  17. Маковский С. Чюрлёнис // Аполлон. 1911. № 5. Автор цитирует письмо к нему Вячеслава Иванова.
  18. Малевич К. Мир как беспредметность // Казимир Малевич. Собр. соч.: в 5 т. Т. 2. М.: Гилея, 2000. С. 105, 106.
  19. Малевич К. Собр. соч.: в 5 т. Т. 3. М.: Гилея, 2000.
  20. Малевич К. Супрематизм как беспредметность // Казимир Малевич. Собр. соч.: в 5 т. Т. 3. М.: Гилея, 2000. С. 236.
  21. Малевич К. Черный квадрат. СПб: Азбука, 2001. С. 76, 79.
  22. Михаил Ларионов, Наталья Гончарова. Шедевры из парижского наследия. Живопись. ГТГ. М., 1999. С. 197.
  23. Мурина Е., Ракитин В. Василий Николаевич Чекрыгин. М.: RA, 2005..
  24. ОР ГРМ. Ф. 137. Оп. 1. Ед. хр. 281. Л. 102, 99.
  25. Петрова Е.Н. Романтические иллюзии позднего Малевича // Страницы истории отечественного искусства. Выпуск XXXV. Сб. ст. СПб, 2020.
  26. Петрова Евгения. Николай Рерих. В поисках Шамбалы. СПб, 2019.
  27. Пронина И. В поисках символа: «Мирóвый расцвет» П.Н. Филонова // Символизм в авангарде. Отв. ред., сост. Г. Коваленко. М.: Наука, 2003.
  28. Редько К.Н. Дневники. ОР ГРМ. Ф. 148. Оп. 1. Ед. хр. 21. Л. 52.
  29. Серебрякова Е.А. Дневники // ОР ГРМ. Ф. 156. Оп. 1. Ед. хр. 43. Л. 30.
  30. Смекалов И. Государственные свободные художественные мастерские ГСХМ в Оренбурге. Оренбург: М.Ф. Коннов, 2013. С. 70, 104.
  31. Сорокин Г.В. Супраморализм как «сверхэтика » в учении Н.Ф. Фёдорова / Институт Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ). Интернет-журнал «Науковедение». № 4. 2012.
  32. Стражева-Янгель И.В. Камиль Фламмарион (к 150-летию со дня рождения) // Земля и Вселенная, 1992, № 1. C. 43–48.
  33. Филонов П.Н. Канон и закон // Филонов. Художник. Исследователь. Учитель. М.: «Агей Томеш», 2006.
  34. Циолковский К.Э. Вне Земли. М.; СПб, 2013. С. 109–115.
  35. Циолковский К.Э. Грезы о земле и небе. Тула: Приокское книжное издательство, 1986.
  36. Чюрлёнис М.К. Время признания. Вильнюс: Кронта, 2003. С. 27.
  37. Чюрлёнис М.К. Картины, эскизы, мысли // Национальный художественный музей М.К. Чюрлёниса. Каунас, 2006. С. 20.
  38. Шатских А.С. Малевич после живописи // Казимир Малевич. Собр. соч.: в 5 т. Т. 3. М.: Гилея, 2000. С. 42.
  39. Юон К.Ф. Автобиография. Предисл. проф. А.А. Сидорова // Современные художники. Вып. 1. М.: Изд-во Государственной академии художественных наук, 1926. С. 50, 53, 54.

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML

Declaração de direitos autorais © Издательство «Наука», 2023

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ:2119 от 28.06.1991.

Este site utiliza cookies

Ao continuar usando nosso site, você concorda com o procedimento de cookies que mantêm o site funcionando normalmente.

Informação sobre cookies