Cosmism in Russian Art In the First Half of XXth Century

Мұқаба

Дәйексөз келтіру

Толық мәтін

Ашық рұқсат Ашық рұқсат
Рұқсат жабық Рұқсат берілді
Рұқсат жабық Рұқсат ақылы немесе тек жазылушылар үшін

Аннотация

Орусском космизме в науке и философии, как и о каждом из участников этого явления, написано достаточно много. В отличие от художников, чье творчество в целом или отчасти также было связано с идеями космизма. Однако в литературе о российском искусстве в этом контексте упоминаются всего лишь несколько имен – Микалоюс Чюрлёнис, Казимир Малевич, Василий Чекрыгин, Павел Филонов, группа под названием «Амаравелла» и некоторые другие. В действительности же художников, увлекавшихся космизмом, было больше. Они не составляли единого направления, не были объединены в какие-либо группы (кроме «Амаравеллы»). Отличаясь между собой темами и стилистикой, все они, тем не менее, не только верили в космическое будущее человечества, но искали путей в искусстве, соответствующих современным открытиям в науке. «Мы уходим в науку, – писал художник-авангардист Климент Редько. – …мы воспитываем свой разум, углубляем наблюдательность посредством анализов…»

Негізгі сөздер

,

Авторлар туралы

E. Petrova

Государственный Русский музей

Әдебиет тізімі

  1. The Divine Comedy of Pavel Tchelitchew. Biography by Parker Tyler. New York, 1967. P. 449–450.
  2. Акт передачи работ в Русский музей из Музея художественной культуры от 14 мая 1926 г., № 37, номер по списку – 104 «Люди. Второй ввод в Мировой расцвет».
  3. Александр Николаевич Бенуа. Художественные письма. 1908–1917, газета «Речь». Петербург. Т. 1. 1908–1910. СПб, 2006.
  4. Бенуа А.Н. Мой дневник. 1916–1917–1918. М.: Русский путь, 2003. С. 39, 366.
  5. Бенуа А.Н. Об отношении к современному творчеству. Март 1909 г. // Александр Николаевич Бенуа. Художественные письма. Т. 1. С. 107, 111, 113.
  6. Вячеслав Иванов и М.О. Гершензон: Переписка из двух углов. Пг: Алконост, 1921. С. 52.
  7. Глеб Ершов. Художник Мирового расцвета Филонов. СПб, 2015. С. 144–146.
  8. Горячева Татьяна. Теория и практика русского авангарда: Казимир Малевич и его школа. М.: АСТ, 2020. С. 48–49.
  9. Добужинский М.В. Воспоминания. М.: Наука, 1987.
  10. Желнина Т.Н. «Вне Земли» – книга на все времена (к 100-летию публикации) // Земля и Вселенная, 2018, № 3. С. 64–74.
  11. Иванов В. Чюрлёнис и проблема синтеза искусств // Аполлон. 1914. № 3. Цит. по: Вячеслав Иванов. Собр. соч.: в 4 т. Брюссель, 1979. Т. 3. С. 151.
  12. Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства. М.: Гилея, 2001. Т. 1.
  13. Кандинский В.В. Ступени. Текст художника. М.: ИЗО Наркомпроса, 1918.
  14. Каталог 5-й выставки Общины художников. Петроград, 1922. № 209–220.
  15. Каталог третьей периодической выставки Общины художников. Петроград, 1921. № 190–199.
  16. Круглов В.Ф. Русские годы Николая Бенуа // Страницы истории отечественного искусства. X–XX век. Вып. VII / Сб. ст. СПб: Palace Editions, 1999. С. 70–86.
  17. Маковский С. Чюрлёнис // Аполлон. 1911. № 5. Автор цитирует письмо к нему Вячеслава Иванова.
  18. Малевич К. Мир как беспредметность // Казимир Малевич. Собр. соч.: в 5 т. Т. 2. М.: Гилея, 2000. С. 105, 106.
  19. Малевич К. Собр. соч.: в 5 т. Т. 3. М.: Гилея, 2000.
  20. Малевич К. Супрематизм как беспредметность // Казимир Малевич. Собр. соч.: в 5 т. Т. 3. М.: Гилея, 2000. С. 236.
  21. Малевич К. Черный квадрат. СПб: Азбука, 2001. С. 76, 79.
  22. Михаил Ларионов, Наталья Гончарова. Шедевры из парижского наследия. Живопись. ГТГ. М., 1999. С. 197.
  23. Мурина Е., Ракитин В. Василий Николаевич Чекрыгин. М.: RA, 2005..
  24. ОР ГРМ. Ф. 137. Оп. 1. Ед. хр. 281. Л. 102, 99.
  25. Петрова Е.Н. Романтические иллюзии позднего Малевича // Страницы истории отечественного искусства. Выпуск XXXV. Сб. ст. СПб, 2020.
  26. Петрова Евгения. Николай Рерих. В поисках Шамбалы. СПб, 2019.
  27. Пронина И. В поисках символа: «Мирóвый расцвет» П.Н. Филонова // Символизм в авангарде. Отв. ред., сост. Г. Коваленко. М.: Наука, 2003.
  28. Редько К.Н. Дневники. ОР ГРМ. Ф. 148. Оп. 1. Ед. хр. 21. Л. 52.
  29. Серебрякова Е.А. Дневники // ОР ГРМ. Ф. 156. Оп. 1. Ед. хр. 43. Л. 30.
  30. Смекалов И. Государственные свободные художественные мастерские ГСХМ в Оренбурге. Оренбург: М.Ф. Коннов, 2013. С. 70, 104.
  31. Сорокин Г.В. Супраморализм как «сверхэтика » в учении Н.Ф. Фёдорова / Институт Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ). Интернет-журнал «Науковедение». № 4. 2012.
  32. Стражева-Янгель И.В. Камиль Фламмарион (к 150-летию со дня рождения) // Земля и Вселенная, 1992, № 1. C. 43–48.
  33. Филонов П.Н. Канон и закон // Филонов. Художник. Исследователь. Учитель. М.: «Агей Томеш», 2006.
  34. Циолковский К.Э. Вне Земли. М.; СПб, 2013. С. 109–115.
  35. Циолковский К.Э. Грезы о земле и небе. Тула: Приокское книжное издательство, 1986.
  36. Чюрлёнис М.К. Время признания. Вильнюс: Кронта, 2003. С. 27.
  37. Чюрлёнис М.К. Картины, эскизы, мысли // Национальный художественный музей М.К. Чюрлёниса. Каунас, 2006. С. 20.
  38. Шатских А.С. Малевич после живописи // Казимир Малевич. Собр. соч.: в 5 т. Т. 3. М.: Гилея, 2000. С. 42.
  39. Юон К.Ф. Автобиография. Предисл. проф. А.А. Сидорова // Современные художники. Вып. 1. М.: Изд-во Государственной академии художественных наук, 1926. С. 50, 53, 54.

Қосымша файлдар

Қосымша файлдар
Әрекет
1. JATS XML

© Издательство «Наука», 2023

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ:2119 от 28.06.1991.

Осы сайт cookie-файлдарды пайдаланады

Біздің сайтты пайдалануды жалғастыра отырып, сіз сайттың дұрыс жұмыс істеуін қамтамасыз ететін cookie файлдарын өңдеуге келісім бересіз.< / br>< / br>cookie файлдары туралы< / a>