Первый опыт применения в клинике костной патологии биокомпозиционного материала «Остеоматрикс»

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В клинике костной патологии взрослых ЦИТО у 15 больных (преимущественно с опухолями и опухолеподобными заболеваниями костей) для пластики пострезекционных костных дефектов использован новый биокомпозиционный материал «Остеоматрикс». В состав «Остеоматрикса» входят костный коллаген, гидроксиапатит и сульфатированные гликозаминогликаны. Препарат изготавливается совместно с ООО «Конектбиофарм» в виде гранул и блоков. Наблюдение в динамике с рентгенологическим контролем показало хорошую переносимость больными «Остеоматрикса» и отчетливое ускорение костной регенерации в области пластики.

Полный текст

Одним из эффективных способов замещения пострезекционных дефектов у больных с опухолями и опухолеподобными заболеваниями скелета является пластика трансплантатами или имплантатами. В качестве пластического материала применяются ауто-, аллоили ксеноткани, а также комбинации из биологических и/или синтетических компонентов [10, 17]. Однако использование аутотканей сопряжено с рядом негативных моментов, к числу которых относятся риск инфицирования этих тканей во время забора, нередко недостаточный объем материала для заполнения дефекта, нанесение больному дополнительной травмы. Поиск альтернативы этому методу привел к разработке биоматериалов, способных перестраиваться и обладающих остеокондуктивными и остеоиндуктивными свойствами [11, 12]. Такие материалы чаще всего состоят из нескольких компонентов и могут содержать как остеогенные клетки-предшественники, так и остеокондуктивные и остеоиндуктивные компоненты костного матрикса. Экспериментальные и клинические исследования по использованию такого рода биокомпозиционных материалов подтвердили их конкурентоспособность с аутокостью [14, 15].

Известно, что в процессах остеогенеза активное участие принимают основные компоненты межклеточного матрикса, такие как протеогликаны, гликопротеиды и коллаген, а также другие факторы роста. Протеогликаны представляют собой белки, связанные со сложными полисахаридами, главным образом с сульфатированными гликозаминогликанами (сГАГ), которые и определяют основные функциональные характеристики этих соединений. В кости сГАГ представлены хондроитин-, дерматани кератансульфатами. Доказано, что сГАГ способны модулировать обмен клеток соединительной ткани и влиять на их дифференцировку [6, 9, 13]. В литературе имеются отдельные сообщения о влиянии сГАГ на репарацию костной ткани [1], однако их роль в процессах ее восстановления изучена крайне недостаточно.

В ЦИТО им. Н.Н. Приорова совместно с фирмой ООО «Конектбиофарм» на основе костного аллоколлагена, костных алло-сГАГ и гидроксиапатита разработан биопластический материал нового поколения «Остеоматрикс» [2]. Как показали доклинические и клинические испытания, этот материал характеризуется хорошей биоинтеграцией, обладает устойчивостью к биодеградации, высокой биосовместимостью (практически полное отсутствие иммунных реакций у реципиента), способностью выполнять остеокондуктивную функцию и имеет выраженные остеогенные потенции.

Целью настоящей работы было изучение пластических свойств «Остеоматрикса» при применении его у больных с различными видами костной патологии.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

В исследование включено 15 больных, оперированных в клинике костной патологии взрослых ЦИТО с мая по ноябрь 2001 г. Возраст больных составлял от 20 до 73 лет. Обследование пациентов проводилось с использованием клинического, рентгенологического, компьютерно-томографического и гистологического методов. Как видно из представленной таблицы, локализация поражений и их нозологическая форма имели достаточно широкий диапазон. Преобладали опухолевые поражения, диагностированные у 7 больных. У 4 пациентов были различные кистозные образования, у 3 — хронический воспалительный процесс и у 1 больного — ложный сустав. Патологический процесс чаще локализовался в бедренной и большеберцовой костях.

 

Характеристика группы больных, подвергнутых хирургическому лечению с использованием «Остеоматрикса»

№ п/п

Дата операции

Пол

Возраст, годы

Локализация поражения

Нозологическая форма

1

14.05.01

М

25

Плечевая кость

Солитарная киста

2

22.05.01

м

51

III пястная кость

Хондрома

3 *

24.05.01

ж

24

Бедренная кость

Неврогенная опухоль

4 **

24.05.01

м

21

Большеберцовая кость

Гигантоклеточная опухоль

5

01.06.01

м

20

Фаланга I пальца стопы

Хронический воспалительный процесс

6

04.06.01

м

39

Таранная кость

Гигантоклеточная опухоль

7

09.06.01

ж

41

Бедренная кость

Хронический воспалительный процесс

8

14.06.01

Zrt

24

IV пястная кость

Хондрома

9

18.06.01

м

21

Бодьшеберцовая кость

Остеохондрома

10 *

25.06.01

/tv

21

Плечевая кость

Гигантоклеточная опухоль

11

26.06.01

м

73

V-VII грудинореберное сочленение

Ложный сустав

12

12.09.01

м

54

Пяточная кость

Дегенеративная киста

13

26.09.01

м

51

Большеберцовая кость

Хронический воспалительный процесс

14 **

04.10.01

м

24

Бедренная кость

Аневризмальная киста

15

05.10.01

м

23

Плечевая кость

Аневризмальная киста

* «Остеоматрикс» применен в сочетании с замороженными кортикальными имплантатами.** «Остеоматрикс» применен в сочетании с деминерализованными имплантатами «Перфоост».

 

Для замещения костных дефектов использовали «Остеоматрикс» в виде гранул размером 0,20,3 см3, расфасованный во флаконы по 1-2 см3. После выполнения краевой резекции или секвестрнекрэктомии образовавшиеся дефекты размером до 10 см3 в ненагружаемых отделах кости неплотно заполнялись гранулами «Остеоматрикса». При наличии воспалительного процесса рану дренировали.

При дефектах большего размера или локализации их в нагружаемом отделе иногда вместе с гранулами «Остеоматрикса» использовали уже известный материал «Перфоост» — поверхностно-деминерализованный кортикальный имплантат или кортикальные замороженные имплантаты с высокими механическими характеристиками [3]. У больного с ложным суставом грудинореберного сочленения применение «Остеоматрикса» сочеталось с остеосинтезом скобами из никелида титана с памятью формы.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

После полного заживления раны больных выписывали из клиники, реабилитация проводилась по общепринятой схеме с учетом локализации патологического процесса и объема оперативного вмешательства. Рентгенологическое исследование области пластики выполняли сразу после операции и затем через 1, 3 и 6 мес. К моменту анализа результатов срок наблюдения составлял не менее полугода.

В раннем послеоперационном периоде нагноений или формирования гематом не отмечалось. Во всех случаях раны зажили в обычные сроки первичным натяжением. Инфекционных осложнений и рецидивов заболевания на протяжении всего периода наблюдения не выявлено.

Анализ рентгенограмм показал, что через 1 мес после хирургических вмешательств картина неоднородной «глыбчатой» структуры в местах заполнения дефектов «Остеоматриксом» или в пространствах между его гранулами и аллоимплантатами, выявлявшаяся сразу после операции, полностью исчезала. Рентгеновская тень была практически однородной и имела умеренную плотность (рис. 1). Через 3 мес в большинстве случаев (66%), а через 6 мес у всех больных места, куда помещался «Остеоматрикс», по плотности рентгеновского изображения были неотличимы от окружающей губчатой костной ткани (рис. 2). Признаки перестройки замороженных кортикальных аллоимплантатов, применявшихся совместно с гранулами «Остеоматрикса», во все сроки наблюдения были минимальными (рис. 3), тогда как поверхностно-деминерализованные кортикальные аллотрансплантаты к 6-му месяцу частично инкорпорировались в материнское костное ложе (рис. 4).

 

Рис. 1. Рентгенограммы больной П. 24 лет. Диагноз: хондрома IV пястной кости.a — после операции с пластикой дефекта «Остеоматриксом»; б — через 1 мес.

 

Клинический пример. Больная К., 51 года, поступила в отделение костной патологии ЦИТО 21.05.01 с жалобами на боли в области III пястно-фалангового сустава правой кисти, усиливающиеся при физической нагрузке. При клинико-рентгенологическом обследовании выявлен очаг патологической деструкции в головке III пястной кости (рис. 5, а). Диагноз: хондрома III пястной кости. 22.05.01 произведена операция: краевая резекция III пястной кости, удаление патологической ткани с последующей электрокоагуляцией стенок полости и пластикой дефекта «Остеоматриксом» (рис. 5, б). Послеоперационное течение без осложнений. Рентгенологическая картина через 1 и 5 мес после операции свидетельствует о постепенной биодеградации пластического материала и замещении его собственной костной тканью (рис. 5, в, г).

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что биокомпозиционный материал «Остеоматрикс» при помещении его в костный дефект активно влияет на построение костной ткани на месте бывшего очага поражения у больных с разными видами костной патологии. Формирование рентгенологически плотной субстанции происходит в достаточно короткие сроки, начинаясь с первого месяца после трансплантации и завершаясь к 6-му месяцу построением губчатой кости. При этом каких-либо воспалительных реакций организма на внесенный материал не наблюдается, что указывает на его низкую антигенность и высокую степень биоинтеграции в ткани реципиента.

 

Рис. 2. Рентгенограммы больной Т. 41 года. Диагноз: воспалительный процесс в области внутреннего надмыщелка правой бедренной кости.а — после открытой биопсии; б — через 3 мес после операции с пластикой дефекта «Остеоматриксом».

 

Рис. 3. Рентгенограмма больной Б. 21 года. Диагноз: рецидив гигантоклеточной опухоли плечевой кости. Через 9 мес после операции с пластикой дефекта «Остеоматриксом» в сочетании с замороженными кортикальными аллоимплантатами.

 

Рис. 4. Рентгенограммы больной С. 21 года. Диагноз: гигантоклеточная опухоль большеберцовой кости.a — до операции; б — через 5 мес после операции с пластикой дефекта «Остеоматриксом» и «Перфоостом».

 

«Остеоматрикс» в виде гранул может успешно использоваться для заполнения небольших — до 10 см3 костных дефектов. Следует отметить, что изначально данный вид материала был разработан для стоматологии и челюстно-лицевой хирургии, где объем поражения кости, как правило, не очень велик. Сегодня он достаточно широко используется в этих областях медицины. В травматологии и ортопедии это первый опыт применения «Остеоматрикса». Учитывая, что объем поражения кости у больных с травмами и различными видами костной патологии всегда значителен и для замещения дефектов требуется большое количество пластического материала, в настоящее время в клиниках ЦИТО приступили к использованию «Остеоматрикса» в форме блоков объемом 6~8 см3. Скорее всего, при этом удастся решить вопрос не только заполнения и возмещения достаточно больших дефектов костной ткани, но и создания в ней устойчивой поддерживающей структуры, столь необходимой в нагружаемых участках пораженной кости. В этом плане перспективным является также использование «Остеоматрикса» совместно с другими видами материалов, о чем свидетельствует наш первый опыт одновременного применения этого биокомпозита с замороженными или поверхностно-деминерализованными кортикальными аллоимплантатами «Перфоост». Последние, помимо остеогенных качеств [16], имеют достаточно высокие прочностные показатели [3] и в настоящее время уже нашли применение при пластике обширных костных дефектов [4], а также при хирургическом лечении посттравматических ложных суставов [5].

 

Рис. 5. Рентгенограммы больной К. 51 года. Диагноз: хондрома III пястной кости.а — до операции; б — после операции с пластикой дефекта «Остеоматриксом»; в — через 1 мес; г — через 5 мес.

 

Использование у 2 наших больных поверхностно-деминерализованных кортикальных имплантатов вместе с «Остеоматриксом» оказалось абсолютно оправданным. Известно, что деминерализованная кость обладает остеоиндуктивным эффектом и может запускать процесс костеобразования у реципиента [18— 20]. Изготовленные по технологии ЦИТО частично деминерализованные аллоимплантаты «Перфоост» [7] имеют как необходимые пластические свойства, так и достаточно высокие биомеханические характеристики. Пластика больших дефектов в нагружаемых отделах костей нижних конечностей должна выполняться с применением имплантатов, обладающих хорошими прочностными свойствами.

Таким образом, «Остеоматрикс» является перспективным биокомпозиционным материалом, способным стимулировать репарацию костной ткани, обеспечивая ее быстрое восстановление. Возможность применения его в виде гранул в качестве самостоятельного пластического материала или в сочетании с препаратом «Перфоост» расширяет для клиницистов выбор способа лечения и типа пластики после резекции кости у больных с опухолями и опухолеподобными заболеваниями скелета. На основании полученных результатов представляется целесообразным расширить область клинического применения и ассортимент форм выпуска «Остеоматрикса».

×

Об авторах

М. В. Лекшивили

Центральный институт травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Россия, Москва

А. В. Балберкин

Центральный институт травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова

Email: info@eco-vector.com
Россия, Москва

М. Г. Васильев

Центральный институт травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова

Email: info@eco-vector.com
Россия, Москва

А. Ф. Колондаев

Центральный институт травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова

Email: info@eco-vector.com
Россия, Москва

А. Л. Баранецкий

Центральный институт травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова

Email: info@eco-vector.com
Россия, Москва

Ю. В. Буклемишев

Центральный институт травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова

Email: info@eco-vector.com
Россия, Москва

Список литературы

  1. Иванов С.Ю., Бизяев Н.Ф., Панин А.М. и др. //Новое в стоматологии. — 1999. — N 2. — С. 37-41.
  2. Иванов С.Ю., Панасюк А.Ф., Ларионов Е.В. и др. Био- совместимый материал для заполнения костных дефектов в стоматологии (Положительное решение на выдачу патента РФ от 23.07.01. Заявка № 2000125355/ 14 (026943) от 09.10.00).
  3. Касымов И.А., Гаврюшенко Н.С. //Вести, травматол. ортопед. — 1999. — N 2. — С. 62-65.
  4. Лекишвили М.В. //Детская больница. — 2002. — N 2. — С. 23-27.
  5. Меркулов В.Н., Лекишвили М.В., Дорохин А.И. //Вести, травматол. ортопед. — 2000. — N 4. — С. 22~25.
  6. Панасюк А.Ф., Ларионов Е.В. //Науч.-практ. ревма- тол. — 2000. — N 2. — С. 46-55.
  7. Пат. 2147800 РФ от 17.02.99. Способ изготовления костного аллотрансплантата /Лекишвили М.В., Касымов И.А.
  8. Пат. 2162331 РФ от 20.05.00. Способ выделения сульфатированных гликозаминогликанов /Панасюк А.Ф.. Ларионов Е.В., Саващук Д.А.
  9. Серое В.В., Шехтер А.Б. Соединительная ткань. — М., 1981. — С. 103-122.
  10. Bauer T.W., Muschler G.E. //Clin. Orthop. — 2000. — N 371. — P. 10-27.
  11. Boden S.D. //Ibid. — 1999. — N 367S. — P. S84-94.
  12. Bruder S.P., Fox B.S. //Ibid., — 1999. — N 367S. — P. S68-83.
  13. Ellis D.L., Yannas I.V. Human biomaterials applications /Ed. Wise D.L. — New Jersey, 1996. — P. 415-429.
  14. Goldstein S.A., Patil P.V., Moalli M.R. //Clin. Orthop. — 1999. — N 367S. — P. S419-423.
  15. Lane J.M., Tomin E., Bostrom M.P.G. //Ibid. — 1999. — N 367S. — P. S107-117.
  16. Lekishvili M.V., Vasiliev M.G., Bulgacov V.G. et al. I/Mat. 9th Int. Conf, of EATB, 6th Congress of AEBT. — La Coruna, 2000. — P. 88.
  17. Nolan P.C., Nicholas R.M., Mulholland B.J. et al. //J. Bone Jt Surg. — 1992. — Vol. 74B, N 2. — P. 284-286.
  18. Rosenthal R.K., Folkman J., Glowacki J. //Clin. Orthop. — 1999. — N 364. — P. 61-69.
  19. Solheim E. //Int. Orthop. — 1998. — Vol. 22, N 5. — P. 335-342.
  20. Stevenson S., Emery S.E., Goldberg V.M. //Clin. Orthop. — 1996. — N 324. — P. 66-74

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Рентгенограммы больной П. 24 лет. Диагноз: хондрома IV пястной кости.a — после операции с пластикой дефекта «Остеоматриксом»; б — через 1 мес.

Скачать (493KB)
3. Рис. 2. Рентгенограммы больной Т. 41 года. Диагноз: воспалительный процесс в области внутреннего надмыщелка правой бедренной кости.а — после открытой биопсии; б — через 3 мес после операции с пластикой дефекта «Остеоматриксом».

Скачать (478KB)
4. Рис. 3. Рентгенограмма больной Б. 21 года. Диагноз: рецидив гигантоклеточной опухоли плечевой кости. Через 9 мес после операции с пластикой дефекта «Остеоматриксом» в сочетании с замороженными кортикальными аллоимплантатами.

Скачать (209KB)
5. Рис. 4. Рентгенограммы больной С. 21 года. Диагноз: гигантоклеточная опухоль большеберцовой кости.a — до операции; б — через 5 мес после операции с пластикой дефекта «Остеоматриксом» и «Перфоостом».

Скачать (890KB)
6. Рис. 5. Рентгенограммы больной К. 51 года. Диагноз: хондрома III пястной кости.а — до операции; б — после операции с пластикой дефекта «Остеоматриксом»; в — через 1 мес; г — через 5 мес.

Скачать (942KB)

© ООО "Эко-Вектор", 2022



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77-76249 от 19.07.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах