A.M. Evlakhov. Genius-artist as antisocial. — Varsh. Univers. news. 1909-VII-VIII-IX

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The view is still widespread that a great artist, by his very nature, should be especially sensitive to issues of a social nature and that his worldview should be at least at the level of the progressive aspirations of society. However, an analysis of the facts, even a superficial one, leads to a different conclusion. The author lists the great artists of the word of different times and proves that they were not people with a broad social outlook, even more—many of them differed in this respect by extreme backwardness from their contemporary society; on the other hand, there is not a single outstanding artist who would be at the same time an active political or public figure, or at least have a view corresponding to such activity.

Full Text

До сихъ поръ широко распространенъ взглядъ, будто великій художникъ по самому существу своему долженъ быть особенно чутокъ къ вопросамъ общественнаго свойства и будто его міросозерцаніе должно быть, по крайней мѣрѣ, на уровнѣ прогрессивныхъ стремленій общества. Однако анализъ фактовъ, даже поверхностный, приводитъ къ иному выводу. Авторъ перечисляетъ великихъ художниковъ слова разныхъ временъ и доказываетъ, что они не были людьми съ широкимъ соціальнымъ міровоззрѣніемъ, даже болѣе—многіе изъ нихъ отличались въ этомъ отношеній крайней отсталостью отъ современнаго имъ общества; съ другой стороны, нѣтъ ни одного выдающагося художника, который былъ бы одновременно активнымъ политическимъ или общественнымъ дѣятелемъ или хотя бы имѣлъ соотвѣтствующія такой дѣятельности воззрѣнія. Причину этого, на первый взглядъ страннаго явленія, авторъ указываетъ въ психологическихъ особенностяхъ природы генія—художника и въ сущности искусства. Согласно съ мнѣніемъ многихъ авторитетныхъ критиковъ, авторъ признаетъ, что крайній индивидуализмъ, свойственный природѣ всякаго генія, не позволяетъ генію-художнику принадлежать какому бы то ни было обществу, такъ какъ всякое общество ограничиваетъ своихъ членовъ опредѣленными общими задачами и интересами. Подчиненіе имъ личности, имѣющей въ себѣ самой источникъ творчества, невозможно безъ ущерба для ея творческихъ способностей. Поэтому, какъ говоритъ цитируемый авторомъ С. Люблинскій, „артистическая и соціальная сторона человѣческой природы въ ихъ законченномъ видѣ діаметрально противоположны". Будучи исключительно во власти эстетическаго чувства, геній-художникъ создаетъ не то, что желательно или полезно обществу, а только то, что согласно съ этимъ чувствомъ. Имѣя предметомъ своихъ твореній красоту, безразлично въ чемъ бы она ни проявлялась, художникъ не рѣдко становится въ противорѣчіе съ требованіями общественной этики. Совпаденіе здѣсь бываетъ только случайнымъ, потому что, какъ говоритъ цитируемый авторомъ Л. Толстой, „понятіе красоты скорѣе противоположно добру, такъ какъ добро большею частью совпадаетъ съ побѣдой надъ пристрастіями, красота же есть основаніе всѣхъ нашихъ пристрастій." Она большею частью противоположна также истинѣ, потому что истина, большею частью разоблачая обманъ, разрушаетъ иллюзію, главное условіе красоты". Между тѣмъ, иллюзія дѣйствительности, изображаемой художникомъ, возбуждая эстетическое чувство, отнимаетъ иногда желаніе

испытать реальное чувство того же порядка, потому что первое легче и пріятнѣе второго. При такой подмѣнѣ одного чувства другимъ становится излишней дѣятельность, вызываемая желаніемъ реальныхъ чувствъ и личность эстетика постепенно пріобрѣтаетъ дряблый характеръ. Въ исторіи извѣстно много примѣровъ гибели цѣлыхъ націй вслѣдствіе такого вліянія на нихъ изящныхъ искусствъ. Въ подтвержденіе своихъ соображеній о противообщественной природѣ генія-художника и разрушающемъ дѣйствіи его твореній въ жизни общества авторъ приводитъ многочисленныя цитаты поэтовъ, критиковъ и философовъ. Ссылаясь на нихъ, авторъ далѣе утверждаетъ, что присущая художнику созерцательность и объективность преобладаютъ надъ способностью воспринимать явленія жизни чувствомъ. Результатомъ такого преобладанія является безучастное отношеніе къ нимъ. Чѣмъ болѣе это неравенство между двумя сторонами духовной природы художника, тѣмъ геніальнѣе онъ, но тѣмъ менѣе пригоденъ онъ для общественной и вообще для всякой активной дѣятельности.

×

About the authors

Y. Bogatyrev

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 1910 Bogatyrev Y.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 75562 от 12 апреля 2019 года.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies