ENIGMA OF PERFORMANCE ARTIST PETR PAVLENSKY: PSYCHOPATHOLOGY OR MODERN ART?



Cite item

Full Text

Abstract

In the article the behavior of the performance artist Petr Pavlensky during political actions is analyzed from a position of modern psychiatry. This behavior is estimated as reflection of psychopathology. Results of own psychopathological investigation are given. It is noted that diagnosing of Pavlensky of personal disorder by psychiatrists is unreasonable. This case allows drawing attention of experts to a problem of development of more accurate criteria of differentiation of behavioral disorders and deviations of behavior. Especially actual the matter becomes at an assessment of mental health of persons, showing political activity, and persons of the modern art.

Full Text

Современная мировая психиатрия столкну- лась с новым вызовом - постмодернистской реальностью, когда толерантное отношение к «инаковости» и плюралистичность позволяют признавать нормой широкий спектр индивидуальных стилей жизни и поступков какими бы они«чудаковатыми» ни казались. Границы нормативного поведения расширились, сместившись в сферу девиаций и психической патологии. Пост- модернизм поставил под сомнение объектив- ность понятия адекватности поведения, заменив его девизом «На Ваше усмотрение» и предо- ставив человеку самостоятельно определять норму и ненорму [32]. Cтали распространяться необычные для традиционной культуры формы социального поведения - «эпатаж», «жизнь по приколу», «шизо-культура». Для данного феномена появилось даже новое название - «мета- нормативное поведение» [10]. Утверждается, что будучи «антинормативным (антистереотипным), оно не антиобщественно» и нередко оказывается востребованным как любая иная игровая деятельность. По мнению В. Руднева, основной характеристикой нового феномена стала «актуализация шизотипического (аутистического) начала в культуре» [41].В новых социокультурных условиях остро встал вопрос о критериях диагностики психических расстройств. Короленко Ц.П. и Дмитриева Н.В. [19] обратили внимание на то, что«в постмодернистском обществе, в противоположность предшествующим ему традицион- ному и современному, наблюдается отчетливая тенденция к учащению ранее редко встречав-*Автору дано письменное разрешение П. Павленского (от 15.03.2015) на использование его медицинской документации (результатов психиатрического обследования, заключений судебно-психиатрических экспертиз, справок и др.) в научных и учебных целях.шихся нарушений, наряду с появлением новых, не выделявшихся в прошлом форм. [При этом] серьезной… проблемой… становится увеличение количества лиц, индивидуально-психологические особенности которых, хотя и не настолько выра- жены, чтобы формально определяться термином«психическое расстройство», но, тем не менее, предрасполагают к возникновению межлич- ностных конфликтов, кризисов и адаптационных затруднений».В такой обстановке классические принципы диагностики психических и, особенно, пове- денческих расстройств, вошли в противоречие с новыми требованиями общественной жизни [4, 6, 7, 28-30, 53, 54, 57, 58]. Возникла необхо- димость пересмотра базовых основ диагностики с сужением круга патологических явлений. Однако психиатрия выбрала другой алгоритм развития - в классификации психических и поведенческих расстройств стали включаться всё новые и новые«болезни» (расстройства), например, такие как«патологическое накопительство» (хординг) [32]. Расширение числа классифицируемых форм происходит сегодня в основном за счет поведен- ческой и аддиктивной патологии, путем признания расстройствами как девиантных, так и метанор- мативных форм поведения.Этот процесс был назван «психиатризацией(психопатологизацией)» обыденной жизни [29, 42]. В медицинской антропологии и социологии он обозначается термином «медикализация» [55, 56]. Под медикализацией понимают процесс, при котором состояние или поведение человека рассматриваться как медицинская проблема, требующая соответствующего решения [2, 14, 26, 34]. Речь, по мнению В.Л. Лехциер [23], идет о медикализации широкого круга областей - повседневности, детства, сексуальности, тела, смерти, нормы, страдания, медиадискурса и т.д. Всё начинает рассматриваться сквозь призму диагноза и необходимости лечения. «Можно сказать, что медикализация - это процесс пато- логизации общества, производства пациентского самосознания» [23].Следует признать, что многие аргументы ученых, отмечающих углубление тенденции медикализации обыденной жизни и критику- ющих психопатологизацию, носят аргументи- рованный и разумный характер. Ведь данный процесс сказывается как на результатах каждод- невной клинической практики психиатров, так и на обоснованности заключений судебно-психи-атрических экспертиз, переводя тему медикали- зации (психопатологизации) из академической в сферу с опасными для «пациентов» социальными последствиями.Особые диагностические сложности возни- кают у психиатров в случаях оценки психиче- ского состояния и поведения людей творческих профессий. В этом отношение дискутабельным представляется случай художника-акциониста Петра Павленского, совершившего в течение последних лет несколько «художественных акций» (перформансов), вызвавших широкий общественный резонанс и послуживших осно- ванием для назначения судебно-психиатриче- ских экспертиз. Во время акций он, находясь обычно в обнаженном виде, иногда с использо- ванием членовредительства (прибивания гвоздем мошонки к мостовой, отрезания мочки уха или зашивания рта), в метафорической форме демон- стрировал «протест против несправедливого государства, попирающего свободу творческой личности».По мнению коллег (ведущих искусство- ведов, художников, писателей, журналистов), П. Павленский является талантливым худож- ником, «Репиным нашего сегодня», а его акции следует трактовать как разновидность авангард- ного искусства [11, 18, 49, 50]. С точки зрения государства, обывателей и следствия Павлен- ский - это хулиган, экстремист или психически больной [18, 25, 45, 46, 49]. А.В. Скиперских [47], изучавший опыты протестного дискурса в современной России, указывает, что поведение Павленского следует рассматривать как поли- тический перформанс, который «представляет собой своеобразный ответ на действия власти не в рамках существующих институтов, не через созданные для этого механизмы, а непосред- ственно». Другими исследователями творчества П. Павленского обращается внимание на то, что он «сознательно не связывается ни с какими поли- тическими силами или капиталами, живя в абсо- лютной свободе и такой же бедности. Художник равноудалён от… большей части новых великих художников, застревающих в «узких кругах» и приятных компаниях себе подобных, поддаю- щихся соблазнам коммерческого искусства или уходу в прямое политическое действие... Его [Павленского] знают, его акции обсуждают и, даже когда воспринимают их как выходку нелепого придурка, интуитивно понимают (или хотя бы переживают)» [33]. С точки зрения М. Илюхина5В.Д. МЕНДЕЛЕВИЧ[17] всё же крайне сложно установить различия между политическим активизмом, результаты которого показывают на выставках, и искусством, когда предметом внимания становиться совре- менная политика.Сутью художественного творчества П. Павлен- ского является совершение акций, когда «в холст превращаются улицы и площади, зрительный зал и сцена смешиваются, зрители принимают участие в действии, сами того не понимая» [35]. При этом в соответствии с художественным замыслом акции документируются на видео или фото и впоследствие демонстируются. Искус- ствоведы считают перформансы П. Павленского неравнознаными по художественной ценности.За последние годы П. Павленский совершил несколько акций, названных им «Шов», «Туша»,«Фиксация», «Свобода», «Отделение», «Угроза». В рамках акции «Шов» (2012), Павленский, зашив себе рот суровой ниткой, в течение полу- тора часов простоял в одиночном пикете у Казан- ского собора в Санкт-Петербурге, держа в руках плакат с надписью: «Акция Pussy Riot была пере- игрыванием знаменитой акции Иисуса Христа».«Зашитый рот стал моей личной трансгрессией, - рассказал П. Павленский [11]. Процесс Pussy Riot меня очень сильно затронул. Я его рассматривал как удар по искусству и ожидал, что художники ответят достойно. Но были только разговоры. А рот я зашил потому, что процесс над Pussy Riot - это было требование заткнуться… Было любопытно построить какую-то конструкцию на территории власти, которая бы ей не нрави- лась, но при этом власть не знала бы, что с тобой делать. Я стал развивать эту тему, старался с помощью минимума средств, используя тело, создать какую-то метафору. Я дошел до такого состояния, когда стал испытывать страх того, что если не сделаю, если не отвечу происходящему, то не смогу остаться личностью, не смогу потом вообще ничего. В жизни я себя так не веду, я спокойный человек».Художественная акция «Туша» (2013) прохо- дила у здания Законодательного собрания Санкт- Петербурга. Ассистенты принесли нагого, завёр- нутого в многослойный «кокон» из колючей проволоки Павленского ко входу, где он безмолвно и неподвижно лежал, не реагируя на реплики и действия окружающих. Сотрудники полиции освободили его от проволоки при помощи садовых ножниц. Сторонники художника заявили, что «акция символизирует существование чело-века в репрессивной законодательной системе, где любое движение вызывает жестокую реакцию закона, впивающегося в тело индивида. Это мета- фора животной покорности, «выученной беспо- мощности» человека в загоне государственной машины». Соратница и гражданская жена Петра, Оксана Шалыгина, отметила, что метафора акции мгновенно и непосредственно была воплощена в реальности: «Как только проволоку разрезали и извлекли из неё художника, эта самая прово- лока впилась в него в виде сотрудников полиции, скорой помощи и многочисленных оператив- ников» [13].Наиболее нашумевшая акция «Фиксация» (2013) была проведена Павленским на Красной Площади у стен Кремля. Павленский, нахо- дясь в обнаженном виде, прибил свою мошонку гвоздём к каменной брусчатке. Сам он объяснил акцию так: «Голый художник, смотрящий на свои прибитые к кремлёвской брусчатке яйца, - мета- фора апатии, политической индифферентности и фатализма современного российского общества».Акция «Свобода» (2014) была организована на Мало-Конюшенном мосту Санкт-Петербурга и отражала «реконструкцию киевского Майдана». П. Павленский с коллегами подожгли автомо- бильные покрышки и стали колотить палками по металлическим листам, «создавая характерное для киевского Майдана звучание». Акция, со слов организаторов, была высказыванием о политике коллективного освобождения.Акция «Отделение» (2014) была проведена на заборе института социальной и судебной психи- атрии им. В.П. Сербского, когда П. Павленский отрезал себе часть мочки уха. Художник объяснил эту акцию так: «Нож отделяет мочку уха от тела. Бетонная стена психиатрии отделяет общество разумных от безумных больных. Возвращая использование психиатрии в политических целях, полицейский аппарат возвращает себе власть определять порог между разумом и безумием. Вооружаясь психиатрическими диагнозами, бюрократ в белом халате отрезает от общества те куски, которые мешают ему установить моно- литный диктат единой для всех и обязательной для каждого нормы» [38].Акция «Угроза» (2015) была проведена П. Павленским у входа в здание ФСБ на Лубянской площади в Москве, когда он поджег дверь и со смиренным видом встал впереди горящих дверей с канистрой в руках в ожидании собственного задержания. Суть действия художник объяснил6КАЗУС ХУДОЖНИКА-АКЦИОНИСТА ПЕТРА ПАВЛЕНСКОГО: ПСИХОПАТОЛОГИЯ ИЛИ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО?так: «Горящая дверь Лубянки - это перчатка, которую общество бросает в лицо террористиче- ской угрозе… Страх превращает свободных людей в слипшуюся массу разрозненных тел. Угроза неизбежной расправы нависает над каждым, кто находится в пределах досягаемости для устройств наружного наблюдения, прослушивания разго- воров и границ паспортного контроля» [38].В рамках современного искусства подобные акции относятся к проявлениям перформан- са - формы искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. Традиционно к перформансу относят любую ситу- ацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и взаимодействие художника и зрителя. В этом заключается отличие перформанса от таких форм изобразительного искусства, как картина или скульптура, где произ- ведение определяется выставленным объектом [9, 45]. Иногда перформанс характеризуют как«Художник вместо произведения». Исследова- тель современного искусства Г. Преображенский так описал акцию «Угроза»: «Перцепт довольно ясный: фронтальная экспозиция, темнота, пыла- ющая рама картины, некоторая новая зона в привычном, ниша, или как говорил Хайдеггер«разлом» картины, трещина посреди мира. И это не столько даже рама, сколько изображение самого искусства, современное искусство как пламя, огненная картина и автопортрет худож- ника на фоне сущностного (огненного) изобра- жения современного искусства, а художник с канистрой как поджигатель-творец... Если у Малевича квадрат - абсолютизация картины как картины, то здесь символическое выражение сути современного искусства… [У Павленского] всё происходившее может быть названо «автопортрет художника на фоне современного искусства» [40].П. Павленский, причисляя свои акции к формам современного искусства, объяснял, что «прои- зошла демократизация искусства, и это привело к тому, что многие формы искусства, например, классическая живопись, стали неактуальными. Художники начали искать новые формы для выра- жения» [12]. А акционизм - это «попытка худож- ника обозначить границу между традиционным искусством и общественной жизнью… любое произведение искусства, в том числе и классиче- ское, требует объяснений. Даже если вы придете в Лувр и увидите какие-нибудь живописные работы мастеров Средневековья, вы будете удивлены тем,сколько неожиданного расскажет вам грамотный специалист. Может быть, даже обнаружите, что совершенно неправильно понимали картину».Сходного взгляда придерживается известный искусствовед О. Свиблова, утверждая, что «Искус- ство - это символический объект и ничего больше. Вот в угол повесили «Джоконду» - и не знаем, что она «Джоконда», и пошли мимо… Каждый видит в искусстве только то, что он способен увидеть. Это отражение нашего внутреннего мира» [43]. Д. Драгунский [16], высоко оценивая художе- ственность акций П. Павленского, утверждает, что«искусство - это не только «похоже и красиво». Это еще «и больно, и противно». Искусство - это всегда, даже в самые благопристойные времена, - немножко шок».В. Нестеренко [35] задался вопросом о том, чем отличается современный акционизм как вид искусства от хулиганства, революции, восстания и погрома. По его словам «граница между искус- ством и хулиганством пролегает в области чужого носа. Если художник размахивает руками в опасной близости от чужого носа, то это все же провокация. Как только нанесен первый удар и пошла чья-то кровь - искусство заканчивается». Сам Павленский неоднократно заявлял, что «во всех акциях, которые [он] проводил, не было ни одной жертвы, только [он] сам, если это слово здесь вообще употребимо» [15].Акцию «Угроза» прокомментировали многие, например, глава Московской Хельсинской группы, правозащитница Л. Алексеева высказа- лась так: «Я категорически осуждаю его акцию. Если это перформанс, то это идиотский перфор- манс. Представляете, начался бы пожар, а внутри люди, они не смогли бы выйти, у них семьи и дети. Если бы люди сгорели, это как? Сначала все-таки его - к медикам. Нормальному человеку такой перформанс в голову не придет» [21]. По мнению Э. Лимонова: «Павленский - это наследник Геро- страта и Малевича… Он много раз нарывался и наконец-то у него это получилось… Я смотрю на это как на определенный выброс извращения искусства. Это, несомненно, сделано в русле перформансов. Если он раньше калечил себя, то сейчас он вдруг обратился против государства… Мотивы его поведения исключительно полити- ческие, и он должен быть судим как диверсант иностранного государства…» [2, 24].Необходимость проведения судебно-психи- атрической экспертизы П. Павленскому была обоснована, с одной стороны, декларированной7В.Д. МЕНДЕЛЕВИЧследствием неадекватностью его поведения, с другой стороны, имевшейся информацией о том, что П. Павленский ранее наблюдался у психи- атров и проходил лечение в психиатрическом стационаре. К тому же следствие отказывалось рассматривать акции Павленского как проявления современного искусства, а эксперты разошлись во мнениях. Вот отрывок из разговора следователя с П. Павленским [15]:Следователь: Я… против искусства ничего не имею. И государство наше против искусства ничего не имеет. Это не 80-е годы. И не Совет- ский Союз. Но вы должны разграничивать искус- ство и совершение противоправных действий.Павленский: На самом деле нет границы, противоправные действия - это риторика, в которую пробуют облечь искусство.Следователь: Да бросьте вы про искусство, тем более политическое. Давайте не будем хорошее искусство мешать с дерьмом.Павленский: Что вы понимаете под искус-ством?Следователь: Искусство как часть жизни. Павленский: Искусство - это визуальныекоды, вот с чем мы и работаем …Следователь: Этот акт [акцию] как искус- ство расценивать можете только вы, все остальные люди расценивают это как акт не искусства, а вандализма.Павленский: Об этом надо еще спросить этих остальных людей, есть много людей, много мнений… СМИ уже все сошлись на мнении, что это произведение искусства. Это контекстуа- лизация, перенос контекста в информационном и символическом поле.Мнение общественности о психическом здо- ровье П. Павленского выразил депутат В. Ми- лонов: «Ему [Павленскому] лечиться надо, а не выставляться на показ. Государство просто обязано обеспечить ему надёжный уход, поскольку его действия демонстрируют, что он опасен. Он сам себе наносит вред: уши себе отрезает, завтра голову отрежет. Это просто рецидив суицидаль- ного синдрома или паранойи… Те психиатры, которые отказываются признавать его невменя- емым, которые дышат модными веяниями, они сами, наверное, уже заразились. У психиатров такое бывает, что они сами себя странно ведут» [51]. Согласился с этим мнением и министр куль- туры РФ В. Мединский, порекомендовавший за информацией о Павленском обращаться в музей истории медицины и психиатрии.Клиническое обследование ПавленскогоПетра Андреевича 1984 года рождения*.История жизни и болезни испытуемого Павленского П.А. (со слов родственников и испы- туемого). Раннее развитие без особенностей. В школу пошел своевременно, успеваемость была хорошей, занимался спортом (легкой атлетикой). В старших классах школы потерял интерес к заня- тиям, прогуливал уроки, отмечалась конфликт- ность с учителями. Сменил две школы. Окончил9 классов, затем 11 класс вечерней школы. С 16-летнего возраста - эпизодическое употреб- ление разных психоактивных веществ (анаша, кокаин, ЛСД, «грибы»). Героин употреблял в течение двух лет. Со слов П. Павленского «хотел перепробовать все наркотики». В дальнейшем (с 2002 года) полностью отказался от употребления наркотиков и более не возобновлял - «закончился опыт наркотический, начался образовательный». Подрабатывал по рабочим специальностям. В армии не служил.Отношения с родителями П. Павленский характеризует так: «У меня с родителями никогда не было близкого контакта. Я был самостоя- тельным ребенком. Лет до семнадцати тусовался на улице, по выходным ходил в рейв-клубы…, часто попадал во всякие неприятные истории, пока не понял, что оставаться во всем этом дальше нет смысла, нужно формировать себя. Мать тогда работала медсестрой [в психиатрической боль- нице], сейчас она на пенсии. К моим увлече- ниям она всегда относилась нейтрально, на темы моих акций мы не общаемся вообще. А вот отец повлиял на то, чем я занимаюсь, напрямую. Он был обычным советским гражданином, со всеми вытекающими: никуда не лез, не высовывался, по максимуму хотел сохранить комфортные отно- шения с государством. Работал старшим научным сотрудником НИИ, а когда началась перестройка - воспринял её как данность. Главным для него было нахождение в состоянии покоя, в безо- пасных условиях, он ни в чём не хотел преодо- левать себя. В итоге это привело к тому, что он стал алкоголиком и в 49 лет умер, подавившись куском сырого мяса. Я ему за это благодарен, на самом деле. Можно сказать, что он пожертвовал собой ради того, чтобы показать мне, как жить*Было проведено нами 8 октября 2014 года с использованием интернет-коммуникации посредством системы Skype с устного информированного согласия испытуемого, находившегося в момент обследования в г. Санкт-Петербург.8КАЗУС ХУДОЖНИКА-АКЦИОНИСТА ПЕТРА ПАВЛЕНСКОГО: ПСИХОПАТОЛОГИЯ ИЛИ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО?нельзя. Для меня он - воплощение человеческой слабости. Я часто думаю о том, как поступил бы он, и делаю ровно наоборот» [20].В поле зрения психиатров П. Павленский попал в возрасте 18 лет (в 2002 году), когда по собственному желанию обратился в психонев- рологический диспансер г. Санкт-Петербурга и проходил стационарное обследование и лечение. При поступлении жаловался на эмоциональную неустойчивость, возбудимость, раздражитель- ность, нарушения сна, устрашающие снови- дения. Связывал плохое психическое состояние с последствиями употребления наркотиков. Психо- тических расстройств и суицидальных мыслей не обнаруживал. В отделении в первые дни конфлик- товал с больными, раздражался на замечания медицинского персонала. В последующем стал спокойнее, настроение выровнялось, наладился сон. Находился в стационаре в течение месяца. Был выставлен диагноз: «эмоционально-неустой- чивое расстройство личности, в анамнезе поли- наркомания». После выписки из стационара было рекомендовано амбулаторное наблюдение, была заведена амбулаторная карта больного. Однако на диспансерном учете не состоял и не состоит.В 2004 году поступил в Художественную академию на факультет программного дизайна, через два года перейдя на факультет монумен- тальной живописи. Параллельно обучался в школе современного искусства. Будучи на 5 курсе обучение в академии прервал. Объяснил это тем, что даже написание дипломной (выпускной) работы в вузах, готовящих скульпторов, худож- ников и других представителей мира искусства, противоречит его взглядам на возможность стать настоящим художником. С того времени стал зани- маться чтением лекций и проведением семинаров по современному искусству. По приглашению выступал с лекциями в России и зарубежом.В официальном браке не состоит, проживает совместно со своей гражданской женой (Оксаной Шалыгиной) и двумя несовершеннолетними детьми. Со слов матери и жены «очень любит дочерей, занимается их воспитанием», харак- теризуется соседями и родственниками с поло- жительной стороны. Окружающие описывают его как «тихого, спокойного, вежливого, некон- фликтного». Не курит, не употребляет алкоголь. Придерживается вегетарианской диеты (вместе с женой и детьми). В квартире, в которой прожи- вает семья П. Павленского, практически отсут- ствует мебель и занавески на окнах. Члены семьиспят на полу, стены обшарпаны, отсутствует душ [36]. При этом квартира не выглядит запущенной или грязной.Гражданская жена П. Павленского Оксана Шалыгина называет себя его соратницей. При этом сам институт брака и она, и Павленский отрицают, как и стабильные моногамные отно- шения, в целом. Художник и его соратница, по ее словам, встречаются и с другими партнерами для секса. [13]: «Не может быть отношений, осно- ванных только на сексе, - это неинтересно, непло- дотворно и тормозит работу. А если мы разделяем идеи, если человек наш друг - он может войти в наш близкий круг. Мы не используем понятие«семья», потому что это социально-политичес- кий конструкт, который подразумевает собствен- ничество и отказ от свободы воли. Мы говорим«близкий круг». Несмотря на свободные отно- шения в паре, «ревность окончательно изжить не удалось, хотя задача цивилизованного человека - держать ее под контролем… Сам по себе секс с другим партнером не является [для нас] чем-то предосудительным, в отношениях важно доверие, а вот обман или сокрытие правды - это предатель- ство». Когда измена со стороны О. Шалыгиной произошла и она не смогла признаться в этом, то решила добровольно себя наказать, отрубив две фаланги мизинца: «Я назначила себе такую цену за нарушенное слово… Потом рассказала Петру. Он согласился. Так, связь между действием и словом была восстановлена» [13, 36].Воспитанием детей родители занимаются поровну, «в зависимости от того, кому в тот или иной момент легче освободиться для других дел». Дети в школу не ходят, поскольку родители посчи- тали это нецелесообразным. Обосновывая это, О. Шалыгина сообщила, что сама не знает таблицу умножения, очень плохо знает географию, биологию, химию, физику, математику - «кроме ненависти к школе я ничего не вынесла. Един- ственно, что мне нравилось - это литература и история, так я начала активно читать… Это [школа] - загубленное время» [36]. П. Павлен- ский объясняет нежелание отдавать детей в школу тем, что в школе детей принуждают носить школьную форму, «всех унифицируют по брюкам и юбкам одинакового цвета. Это - верный признак наползающего тоталитаризма» [5, 38].О. Шалыгина является главным редак- тором журнала «Политическая пропаганда», где совместно с П. Павленским изучает феномен«политического искусства». Оксана также как9В.Д. МЕНДЕЛЕВИЧмуж организует собственные художественные акции. Наиболее известна акция «Бомбастика»*, проведенная ей на открытии выставки З. Цере- тели в 2014 году. Об акции Оксана сообщила следующее: «Новая книга [выпущенная их журналом] была представлена миру единственно соответствующим ситуации способом, а имен- но - извлечена из влагалища и втиснута в дряблые руки дочери главного приспособленца и самого продажного художника страны Зураба Церетели» [13].В течение десяти лет (начиная с 2002 года) П. Павленский к психиатрам не обращался. Обращение в психоневрологический диспансер (ПНД) в марте 2013 года было связано с жало- бами на тревожность, подавленность, нарушения сна, снижение аппетита, чувства внутреннего напряжения, слабость, появившиеся в 2011 году и связанные, со слов пациента, с прохождением лечения от гепатита С. В ПНД было назначено лечение (не может вспомнить названия препа- ратов).В июле 2012 года после проведения первой акции («Шов») был освидетельствован психи- атром, который в своем заключении отметил, что пациент «ориентирован верно. Без бреда и обманов чувств. Без агрессивных и суицидальных тенденций. Аутоагрессия была демонстративной. Диагноз: психически здоров».После проведения акции «Туша» (май 2013 года) был консультирован врачом дежурной психиатрической бригады. В связи с тем, что психиатры оценили состояние П. Павленского как«представляющее непосредственную опасность» для пациента, был помещен в клинико-диагности- ческую палату психиатрической больницы, где находился несколько часов. После консультации психиатра был выписан с рекомендациями на амбулаторное лечение.В ноябре 2013 года после совершения акции«Фиксация» в очередной раз был обследован психиатрами. Психическое состояние Павлен- ского в приемном покое городской больницы*“Бомбастика” повесть Александра Бренера и Барбосы Фамозы, в которой главная героиня - сорвиголова, хулиганка, волшебница - щекочет неповоротливую буржуазную Европу, доставая из исполинского влагалища всевозможные орудия труда и обороны; там прячется даже верблюд, привезенный из Самарканда. Когда Бомбастике удается отбиться от агентов всемирной машины подавления, она читает лекции зрителям, сбежавшим из зала, где продолжается скучнейший всемирный спектакль [Д. Волчек, Поэт, боксер, хулиган. http://www.svoboda.mobi/a/26600501.html].№1 г. Москвы психиатр описал так: «собрать анамнез затруднительно, погружен в бредовые переживания», «протестовал против засилья полиции», «считал себя художником», заявил, что«совершил акт художественного творчества». Был установлен диагноз: «эмоционально-неустой- чивое расстройство личности». Затем П. Павлен- скому была проведена амбулаторная комплексная судебно-психиатрическая экспертиза в психиа- трической клинической больнице им. Н.А. Алек- сеева, в рамках которой было отмечено, что подэкспертный «ориентирован в месте, времени и собственной личности. Демонстративен. Психо- тической симптоматики (бреда, галлюцинаций) нет. Критические и прогностические способ- ности не нарушены». Эксперт-психолог указал, что у подэкспертного «мнестические процессы сохранны. Логические зависимости устанавли- вает верно». На основании исследования эксперты пришли к заключению о том, что «Павлен- ский П.А. каким-либо психическим расстрой- ством и слабоумием не страдает, обнаруживает признаки смешанного расстройства личности»,«в период, относящийся к инкриминируемому ему деянию временного психического расстрой- ства либо иного болезненного состояния психики не обнаруживал, мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими». Был сделан вывод о том, что в принудительных мерах меди- цинского характера в соответствии со ст. 97, 99УК РФ не нуждается.После акции «Свобода» (февраль 2014 года) следственные органы ходатайствовали о прове- дении стационарной судебно-психиатрической экспертизы, которая назначена не была. В том же году (октябрь 2014 года) после совершения акции «Отделение» в связи с «аутоагрессивным поведением» (травматической ампутацией мочки правой ушной раковины) был трижды консуль- тирован психиатрами, выставившими противо- речащие друг другу диагнозы: «острое психи- ческое расстройство, неуточненное», «острое полиморфное психотическое расстройство с аутоагрессивным поведением» (с рекомендацией назначения галоперидола и аминазина) и «само- повреждение… с демонстративной целью».Психическое состояние испытуемого на момент обследования (8 октября 2014 года). В контакт вступает охотно. В беседе приветлив, учтив, деликатен. Спокоен, эмоционально синтонен. Открыто и заинтересованно обсуждает10КАЗУС ХУДОЖНИКА-АКЦИОНИСТА ПЕТРА ПАВЛЕНСКОГО: ПСИХОПАТОЛОГИЯ ИЛИ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО?вопросы, связанные с совершением им «актов художественного творчества» (инкримируемых ему деяний). На вопрос о мотивах своего поступка на Красной площади (акция «Фиксация») и его связи с доминирующим мировоззрением подробно описывает культурологические и худо- жественные истоки сходных поступков других творческих людей. Рассказывает об авангардист- ских течениях современного искусства (перфор- мансе, дадизме, акционизме и других). Подчерки- вает, что имеет соратников и коллег, разделяющих его взгляды на современное искусство. При этом отмечает, что принципиально значимой для него как для личности является цель данной разно- видности искусства - противостояние и борьба с различными стандартами, несвободой, ограни- чениями, стереотипами. При обсуждении этих тем говорит эмоционально, но без экзальтации и позерства. Признаков демонстративности также не обнаруживает. Отмечается повышенная чувствительность к вопросам справедливости и свободы.Убежден, что своей акцией на Красной площади (как и другими акциями) достиг желае- мого результата - привлечения внимания общест- венности к теме несвободы личности. Гордится тем, что смог осуществить свой план, всё проду- мать, обойти все препятствия. Объяснил, что форму акции взял из уголовной среды («на зоне нередко заключенные прибивают мошонку к нарам, демонстрируя таким образом протест против произвола начальства»), а смысл, который он вкладывал в акцию, должен был продемон- стрировать простым людям, что «мы все живем в глобальной зоне». Каких-либо политических предпочтений не высказывает.В беседе проявляет высокий интеллект и уровень знаний. Мышление логичное, последо- вательное, без признаков соскальзывания, резо- нерства или разорванности. Внимание привлека- ется и удерживается в норме. Память на текущие и прошедшие события сохранена. Признаков астении не отмечается.На вопрос считает ли он себя психически больным ответил отрицательно. При этом высказал мысль о том, что не раз размышлял о том, что такое психическое заболевание и знает людей, которые нуждались в психиатрической помощи. Сообщил, что его основной задачей при«Я отрезал мочку уха как Ван Гог. После этого он был объявлен сумасшедшим и началась травля. Я думаю, что это повлияло на его решение о самоубийстве… Есть очень показательный исторический пример. В США в XIX веке были такие диагнозы как драпетомания и дизестезия*. Психиатры изучали беглых рабов и находили, что стремление бежать из рабства - это психи- ческое расстройство и называлось оно драпето- мания. А стремление рабов разрушать продукт собственного труда назвали дизестезией… Где психиатрия? Нет её. Это псевдонаучное объяс- нение изоляции. Ну нужно изолировать человека, чтобы он не перерезал всех, и его изолируют. А в том виде, в котором она существует, это просто подкладка под режим... ».Не считает себя дезадаптированным чело- веком, указывая на то, что в быту и со своими близкими бесконфликтен. Активной психопатоло- гической продукции (бреда, галлюцинаций и др.) не выявляется.Выводы по клинико-психопатологическому исследованию Павленского П.А. и обсуждение. В процессе обследования Павленского П.А. не обнаружилось признаков нарушения познава- тельных процессов (расстройств мышления, восприятия, памяти, внимания, интеллекта) и расстройств аффективной сферы. Выявлены особенности поведения, приводившие его на протяжении жизни и в инкриминируемые периоды к эпатажному поведению, которое расценивалось правоохранительными органами как нарушение общественного порядка.Вопрос о том, носило ли поведение П. Павлен- ского в периоды совершения «акций» норма- тивный или патологический характер, явля- ется крайне неоднозначным и дискутабельным. Мнения психиатрической общественности разде- лились. Так, «психиатр-криминалист» М. Вино- градов [52] утверждает, что «речь может идти о психопатоподобной вялотекущей шизофрении, которая время от времени даёт всплески неадек- ватного поведения… Такие люди, как Павлен- ский, опасны для общества, потому что однажды они могут перейти грань и совершить действия, которые причинят вред окружающим - напасть на кого-то или создать ситуацию, при которой может произойти катастрофа, автомобильная или какая угодно другая. Все его действия больше говорят осовершении акции «Отделение» (на заборе инсти- тута им. В.П. Сербского) была поставка вопроса об объективности психиатрии как таковой:*См. подробнее Hickling F.W. The Political Misuse of Psychiatry: An African-Caribbean Perspective // J Am Acad Psychiatry Law. 2002. vol. 30, № 1. p. 112-119.11В.Д. МЕНДЕЛЕВИЧтом, что он нездоров». «Православный психиатр» Д. Авдеев [37] констатирует, что «глубокое уродство души далеко не всегда есть следствие тяжелого психического заболевания, например, шизофрении. Это может быть, и скорее всего, является патологией личности… Раньше о психо- патиях говорили как о «нравственном помеша- тельстве», «душевной порочности», «моральном уродстве»… Конечно, это душевное заболевание, но заболевание особого рода. Павленский болен уродством души».Выставлявшийся у П. Павленского психиа- трами (в том числе, судебными) диагноз эмоци- онально-неустойчивое расстройство личности (F60.3) требует обоснования и научной аргумен- тации. Известно, что для его диагностики необ- ходимо обнаружение в клинической картине следующих критериев [27]: 1) ярко выраженная тенденция действовать импульсивно, без учета последствий, наряду с неустойчивостью настро- ения; 2) сниженная способность планирования;3) вспышки интенсивного гневливого аффекта часто приводят к насилию, либо «поведенче- ским взрывам», они легко провоцируются, когда импульсивные акты осуждаются окружающими, либо им препятствуют. Выделяются две разно- видности этого личностного расстройства, и при обеих присутствует общая основа импульсив- ности и отсутствия самоконтроля.Сравнение особенностей поведения П. Павлен- ского с диагностическими критериями эмоцио- нально-неустойчивого личностного расстрой- ства показывает, что они не совпадают ни по одному пункту. П. Павленский всегда тщательно планировал свои акции, заранее всё продумывал -«акции «собирались» по несколько месяцев: в голове копились впечатления, которые однажды складывались в простое и лаконичное действие» [33]. К акции «Фиксация» он готовился особенно долго и скрупулезно, тренировался с секундо- мером, изучал в интернете анатомические схемы, готовил инструменты (точил, подпиливал, дезин- фицировал).Таким образом, нет оснований говорить о наличии у П. Павленского признаков импуль- сивности, тем более, что в обычной жизни он характеризуется как спокойный, тихий и урав- новешенный человек, несклонный к агрессии, эпатажу или демонстративности. Нельзя также говорить о неспособности планировать и учиты- вать последствия своих действий. Павленский прекрасно понимал, к чему могут привести егохудожественные акции и после их совершения ждал задержания полицией. Он ради воплощения в жизнь своих художественных замыслов был даже готов оказаться за решеткой.Если оценивать особенности «патологич- ности» поведения П. Павленского по основопола- гающим диагностическим критериям личностных расстройств по МКБ-10, то обнаружится, что и по ним нет никаких оснований диагностировать какое-либо поведенческое расстройство*. Так, у П. Павленского отсутствуют:а) заметная дисгармония в личностных позициях и поведении, вовлекающая обычно несколько сфер функционирования (аффектив- ность, возбудимость, контроль побуждений, процессы восприятия и мышления, стиль отно- шения к другим людям);б) хронический характер аномального стиля поведения, возникшего давно и не ограничиваю- щегося эпизодами психической болезни;в) аномальный стиль поведения является всеобъемлющим и отчетливо нарушающим адап- тацию к широкому диапазону личностных и соци- альных ситуаций;г) вышеупомянутые проявления всегда возни- кают в детстве или подростковом возрасте и продолжают свое существование в периоде зрелости;д) расстройство приводит к значительному личностному дистрессу, но это может стать очевидным только на поздних этапах течения времени;е) обычно, но не всегда, расстройство сопро- вождается существенным ухудшением професси- ональной и социальной продуктивности.Таким образом, клиническое исследование П. Павленского и анализ его «неадекватного» поведения по материалам судебно-психиатриче- ских экспертиз и объективного анамнеза, позво- ляют утверждать, что нет никаких оснований для диагностики у него каких-либо психических и/или поведенческих расстройств. Своеобразие поведения П. Павленского с элементами членов- редительства и сексуальной провокативности не должно рассматриваться исключительно сквозь призму психиатрии. Данному феномену может*П. Павленскому помимо диагноза «эмоционально неусточивое расстройство личности» выставлялся диагноз«смешанное расстройство личности», который нередко используется судебными психиатрами для характеристики поведенческих особенностей представителей современного искусства (арт-активизма) - Надежды Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерины Самуцевич из Pussy Riot.12КАЗУС ХУДОЖНИКА-АКЦИОНИСТА ПЕТРА ПАВЛЕНСКОГО: ПСИХОПАТОЛОГИЯ ИЛИ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО?и должно быть найдено иное объяснение. Ведь акционизм - не вымысел, не «бред воспален- ного воображения», а реальность современных худождественных практик, «самая адекватная форма неклассического искусства» [22]. Специ- алисты убеждены, что «причастность к вечному, присущая большому искусству, реализуется в акционизме за счет близости акций к перво- бытным ритуально-магическим формам… на уровне бессознательных архетипических структур», вследствие чего сфера сексуального становится существенной частью искусства [39]. Неотъемлимым атрибутом акционизма стано- вится феномен фиксации, «не важно какой - фото-кинодокументирование, интернет фикси- рование или собственно объектная фиксация» [43]. Психопатология же со своим специфическим инструментарием и устоявшимися взглядами на норму и патологию, не учитывая архетипической сущности современного искусства и осознанного характера его представления обществу, неправо- мерно вторгается в недоступные ей сферы.Свою лепту в дискредитацию психиатрии в общественном сознании вносит увлеченность многих психиатров патографией - исследованием жизни и творчества выдающихся личностей, ориентированным на поиск скрытых психопатоло- гических мотивов их творчества. В теориях соци- ального контроля патография рассматривается как инструмент медицинской стигматизации [46]. С развитием психиатрической профессии неко- торые ее представители стали заявлять о психопа- тологичности любого современного искусства [1] и о том, что без их экспертизы в вопросе о твор- честве обойтись нельзя. Существует даже точка зрения о том, что современное «искусство само по себе является психопатологией…, [поскольку] мир метафор искусства практически един с мета- форами психиатрии» [43]. С точки зрения В.П. Са- мохвалова, современное искусство питается творчеством душевно больных («искусством аутсайдеров», «арт-брютом»). «По отношению к классическому новое искусство выглядит отчет- ливо регрессивно, - считает В.П. Самохвалов. - Творящий всегда воплощает в своих произве- дениях особенности своей личности, личную историю и анамнез, а также психопатологию» [43]. Специалистами, критикующими пато- графию за примитивизм и «профессиональный кретинизм», регистрируется иная закономер- ность - процесс психопатологического синдро- мообразования предстает как творческий акт, а ненаоборот [31]. То есть изысканность или обыден- ность клинической картины болезни, богатство или бедность содержания и формы психической патологии признаются производными не от забо- левания, а от творческих способностей пациента.Обратим внимание на то, что в наши дни в России практически отсутствует критика, лежащей в основе патографии идеи - объяснять особенности творчества характером психичес- кой болезни [46]. В связи с этим В.В. Гаврилов [8] справделиво отмечает, что маргинальное творчество следует рассматривать как своео- бразную парапсихопатологическую экспрессию - результат смешения переживаний на грани психи- ческого заболевания и нормы.Частный случай художника-акциониста Петра Павленского заставляет всерьез обратиться к проблеме общего для психиатрии порядка - анализу причин распространенности парадигмы медикализации (психопатологизации) обще- ственной жизни и творческой деятельности. В идеале психиатрии не следует вмешиваться ни в процессы политического активизма, ни в метамор- фозы современного художественного творчества. Пересмотр существующей психиатрической пара- дигмы необходимо осуществить для того, чтобы избежать упреков в ангажированности и субъекти- визме, а также с целью утверждения психиатрии в качестве серьезной научной дисциплины. Анализ конкретного казуистического случая и предпри- нятые психиатрами попытки причислить его к кругу психиатрических, диктует необходимость привлечения внимания специалистов к выработке четких и убедительных критериев дифференци- ации поведенческих расстройств, девиаций пове- дения и творческих актов.
×

About the authors

Vladimir D Mendelevich

Kazan State Medical University

Email: mend@tbit.ru
Department of Medical and General psychology 420012, Kazan, Butlerov St., 49

References

  1. Безносюк Е.В., Князева М.Л. Психопатология современной культуры // Психотерапия. 2003. №9. С. 21-28.
  2. Беспалов В. Петр Павленский: из огня в огонь.https://www.zaks.ru/pda/archive/view/146595
  3. Боязитова А.Н. Медикализация как социальный процесс: Дисс. … канд. мед.наук. Волгоград, 2007. 159 с.
  4. Брюханов А.В. Смена парадигмы в психиатрии: от неокантианства к метамодернизму // Таврический медико-биологический вестник. 2013. №1. Ч. 3. С. 57-61.
  5. Буянова Д. Пётр Павленский: «Мои дети меня понимают» // Метро. 2014. http://www.metronews.ru/ novosti/pjotr-pavlenskij-moi-deti-menja-ponimajut/TponjD--- vTFMrNG1Wah/
  6. Власова О. Антипсихиатрия. Социальная теория и социальная практика. М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2014. 432 с.13
  7. Выгонский С. Психиатрический диагноз как феномен культуры // Медицина Юга России. 2001. №12 (73). С. 12.
  8. Гаврилов В.В. Границы аутсайдер арт / В Сб.«Искусство аусайдеров: путеводитель». Ярославль. 2005.http://www.medpsy.ru/science/science049.php
  9. Гниренко Ю. Перформанс как явление современного отечественного искусства. Арт-азбука современного искусства. http://www.gif.ru/texts/txt-gnirenko-diplom/city_266/fah_348/
  10. Гожев К.М., Юрков С.Е. Понятие «метанормативное поведение и его границы // Известия Российского государственного педагогического университета. 2005. №10. С. 268-272.
  11. Гусарова Ю. Петр Павленский: Тело человека гораздо прочнее, чем кажется // Интернет-издание «Сноб».2013. http://www.snob.ru/selected/entry/67704
  12. Дельфинов А. Теперь любой полицейский, который сфотографируется рядом с Павленским, войдет в историю искусства. http://7x7-journal.ru/item/71529
  13. Денисова И. Революционный этюд. http://www.svoboda.org/content/article/27380498.html
  14. Доброродний Д.Г., Черняк Ю.Г. Медикализация как социокультурный феномен и предмет междисциплинарного исследования // Философия и социальные науки. 2012. №1/2. С. 82-88.
  15. Допрос Петра Павленского. Пьеса в трех действиях // Сноб. 2014. https://snob.ru/selected/entry/77648
  16. Драгунский Д. Искусство - это «больно и противно» // Новая газета. 2013. http://www.novayagazeta.ru/ comments/60974.html
  17. Илюхин М. В чем художественная ценность акций Петра Павленского? http://thequestion.ru/questions/52119/v-chyom-hudozhestvennaya-cennost-akcij-petra-pavlenskogo
  18. Кандаурова Н. Если двери поджигают - значит, это кому-нибудь нужно? // Экономические известия. 2015. http:// eizvestia.com /life /full/752-esli-dveri-podzhigayut-znachit-eto- komu-nibud-nuzhno
  19. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Номо Postmodernus. Психологические и психические нарушения в постмодернистском мире. Новосибирск: Изд. НГПУ. 2009.248 с.
  20. Левкович Е. Пётр Павленский: «Моя цель - побудить людей к действию». http://juliawinston.eu/pavlenskiy/
  21. Лекс А. Миф, который сгорел. http://tools.t30p. ru/?http%3a%2f%2falbert-lex.livejournal.com%2f85181.html
  22. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века [под ред. В.В. Бычкова]. М.: Российская политическая энциклопедия. 2003. 607 с.
  23. Лехциер В.Л. Эффекты медикализации и апология патоса // Вестник Самарской гуманитарной академии. Выпуск «Философия. Филология». 2006. №1 (4). С. 113-125.
  24. Лимонов Э. Пособник врага. http://limonov-eduard. livejournal.com/740944.html
  25. Лукина Е. «Петр Павленский - «искусство» без дна и покрышки» // Политическая Россия. http://politrussia.com/ society/petr-pavlenskiy-605/
  26. Медведева Л.М. Homo medicus как возможный результат медикализации // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. №1 (11). С. 210-214.
  27. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10). Психические и поведенческие расстройства. СПб, 1994.304 с.
  28. Менделевич В.Д. Поведенческие расстройства или девиации поведения // Психиатрия и психофармакотерапия.2000. т. 2. №6. С.166-168.
  29. Менделевич В.Д. Психиатрическая пропедевтика. М.: МЕДпресс-информ. 2004. 528 с.
  30. Менделевич В.Д. Психопатологизация наркологических расстройств как доминирующая парадигма отечественной наркологии // Независимый психиатрический журнал. 2010. №3. С. 21-27.
  31. Менделевич В.Д. Психопатология как результат творчества // Практическая медицина. 2015. №5 (90). С. 39-41.
  32. Менделевич В.Д. Проблема диагностики психических и поведенческих расстройств в эпоху постмодернизма // Экспериментальная психология. 2015. № 3. С. 82-90.
  33. Михантьева М. Сдать свою позицию - это гораздо хуже. http://www.furfur.me/furfur/heros/heroes-furfur/214021-pp
  34. Михель Д.В. Медикализация как социальный феномен // Вестник СГТУ. 2011. №4 (60). Вып. 2. С. 256-263.
  35. Нестеренко В. Кто такой Пётр Павленский, и почему его имя нужно знать каждому // Генплан. 2015. http:// genplanua.com/item/show/700
  36. Огонь, иди со мной. https://www.youtube.com/watch?v=9lLnwWxJPs0
  37. Павленский болен уродством души. http://ruskline.ru/news_rl/2014/10/23/pavlenskij_bolen_urodstvom_dushi/
  38. Петр Павленский о русском акционизме. М.: Ангедония. 2016. http://www.theartnewspaper.ru/posts/2549/
  39. Попкова М.Д., Короленко Т.А. Акционизм в современном художественном пространстве. // В сборнике трудов конференции «XXI век - век дизайна». Екатеринбург,2014. С. 126-132.
  40. Преображенский Г. В чем художественная ценность акций Петра Павленского? http://thequestion.ru/ questions /52119 / v-chyom-hudozhestvennaya-cennost-akcij- petra-pavlenskogo
  41. Руднев В. Философия языка и семиотика безумия: Избранные работы. М.: Территория будущего, 2007. 528 с.
  42. Савенко Ю.С. Психиатризация массового сознания // Независимый психиатрический журнал. 1996. № 2. С. 55-70.
  43. Самохвалов В.П., Кузнецов В.Е. Психиатрия и искусство. М.: Видар, 2015. 376 с.
  44. Свиблова О. Что пропагандирует современное искусство: «культ порока» или свободу мысли? // Эхо Москвы. http://echo.msk.ru/programs/kulshok/1488158-echo/
  45. Сергеева М.А. Арт-акционизм в России и Украине: социальная и политическая проблематика в художественном пространстве // Творчество как национальная стихия: опыт России и Украины. Сб. статей [под ред. Г.Е. Аляева, О.Д. Маслобоевой]. Санкт-Петербург, 2015. С. 194-202.
  46. Сироткина И.Е. Патография как жанр: критическое исследование // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. № 2. http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_ global/2011_2_7/nomer/nomer10.php
  47. Скиперских А.В. Тело как поверхность политического письма: опыты протестного дискурса в современной России // Дискурс-Пи. 2015. № 1 (18). С. 31-36.
  48. Современное искусство как инструмент влияния на политику Российской Федерации. Аналитический доклад РИСИ. http://riss.ru/analitycs/22761/
  49. Стадников М.Г., Щеглов А.А. Проблема исследования социально-психологических особенностей лиц,совершивших тяжкие и особо тяжкие насильственные преступления по идеологическим мотивам // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. №1. http://psyedu.ru/ journal/2014/1/Shheglov.phtml
  50. Столяров Д. Правда ли, что художник Павленский - гений? http://thequestion.ru/questions/52047/pravda-li-chto- hudozhnik-pavlenskij-genij
  51. Сухоруков В. «Милонов: Психиатры, которые отказываются признавать Павленского невменяемым, наверное, сами уже заразились». https: //nevnov.ru/28731-milonov-psixiatryi-kotoryie-otkazyivayutsya-priznavat-pavlenskogo-nevmenyaemyim-navernoe-sami-uzhe-zara
  52. Художник Павленский: психопат-поджигатель или герой нашего времени? http://nsn.fm/society/khudozhnik-pav- lenskiy-psikhopat-podzhigatel-ili-geroy-nashego-vremeni.php
  53. Циркин С.Ю. Ревизия психопатологических категорий // Независимый психиатрический журнал. 2008.№2. С. 9-14.
  54. Bracken P., Thomas Ph. Postpsychiatry: a new direction for mental health // The British Medical Journal. 2001. Vol. 322. P. 724-727.
  55. Conrad P., Schneider J.W. Deviance and Medicalization: From Badness to Sickness. Philadelphia: Temple University Press, 1992. P. 263-265.
  56. Moynihan R., Smith R. Too Much Medicine? // BritishMedical Journal. 2002. Vol. 324. P. 859-860.
  57. Petho B. Recent crisis of psychiatry in the context of modern and postmodern science // Psychiatr Hung. 2008. Vol.3 (6). P. 396-419.
  58. Whitley R. Postmodernity and mental health // HarvRev Psychiatry. 2008. Vol. 16 (6). P. 352-364.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2016 Mendelevich V.D.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 75562 от 12 апреля 2019 года.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies