Results of the use of an autonomous electrostimulator of the gastrointestinal tract and mucous membranes in lumbosacral radiculitis

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

An autonomous electrostimulator of the gastrointestinal tract and mucous membranes (AES of the gastrointestinal tract and CO) is a microprocessor placed in a sealed capsule, easy to swallow. Upon contact with the mucous membrane, the electrostimulator turns on and begins to produce electrical impulses that cause a response from the stimulated organ.

Full Text

Автономный электростимулятор желудочно-кишечного тракта и слизистых оболочек (АЭС ЖКТ и СО) представляет собой микропроцессор, помещенный в герметическую капсулу, удобную для проглатывания. При контакте со слизистой оболочкой электростимулятор включается и начинает вырабатывать электроимпульсы, вызывающие ответную реакцию со стороны стимулируемого органа. Первоначально АЭС разработан для электрической стимуляции желудка и всех отделов кишечника с целью активации их биоэлектрической, моторной и секреторной функций (авт.свидетельства № 936931 от 23.02.82 г.; № 1223922 от 15.12.85 г., № 1337079 от 15.05.87 г.). Применение АЭС по прямым показаниям (патология ЖКТ) выявило высокую клиническую эффективность и длительное лечебное воздействие при хроническом пояснично-крестцовом радикулите.

Анализ патогенетических механизмов обострения пояснично-крестцового радикулита свидетельствует об участии при этом заболевании функционального состояния центральных регуляторных образований мозга с развитием синдрома вегетососудистой дистонии. В возникновении рецидивирующего болевого синдрома большое значение имеет демиелинизация нервных волокон, развитие и сохранение которой связано с неспецифическим аутоиммунным воспалением и вегетативно-трофическими нарушениями. Применение АЭС сопровождается выраженной стимуляцией ЦНС, нормализацией иммунных реакций и активацией неспецифической защиты организма. Можно предположить, что лечебное действие АЭС при пояснично-крестцовом радикулите должно сопровождаться нормализацией нарушений нейромоторного аппарата.

Целью настоящего исследования являлось изучение клинической эффективности и механизмов действия АЭС ЖКТ и СО в закрытом рандомизированном тесте у больных с затянувшимся обострением пояснично-крестцового радикулита.

Обследованы 20 больных (10 мужчин и 10 женщин) с затянувшимся (от 1 до 3 месяцев) обострением хронического пояснично-крестцового радикулита. Для проведения рандомизированного клинического исследования (применения АЭС и плацебо) больные были разделены на 2 группы: в каждой - по 5 мужчин и 5 женщин, попарно совместимых по возрасту, тяжести и длительности заболевания. Средний возраст больных, получавших капсулы, - 46± 2,6 года, больных контрольной группы - 47,3±3,4 года. Сразу после контрольного исследования и через 2 недели после него утром натощак больные проглатывали капсулу АЭС ЖКТ и СО и плацебо (обесточенную капсулу). Обследование проводили в клинических и поликлинических условиях наблюдения за больными на фоне традиционной терапии: анальгетики, витамины, массаж, физиолечение, исключая иглорефлексотерапию. Неврологический статус оценивали в динамике по балльной системе. Шкала и таблица оценки неврологических симптомов разработаны на кафедре. В исходном состоянии в основной группе выраженность неврологических симптомов составляла 15,75+1,46 балла, в контрольной - 16,48+2,20.

Всем больным до применения АЭС и через 30 дней после этого проведено электронейромиографическое (ЭНМГ) исследование нижних конечностей: максимальной амплитуды М-ответа и потенциалов действия (ПД) малоберцового и большеберцового нервов, латентности и длительности М-ответа в мышцах стоп, скорости проведения импульса по двигательным и чувствительным волокнам малоберцового и большеберцового нервов и интактной конечности. В исходном состоянии показатели ЭНМГ по группам не различались.

При первичном исследовании не было выявлено достоверных различий между средними показателями в основной и контрольной группах. Однако уже после приема первой капсулы у пациентов основной группы наметилась тенденция к значительному регрессу неврологических симптомов. У больных с выраженным болевым синдромом и грубым неврологическим дефицитом заметный регресс неврологических симптомов наблюдался только после второго приема АЭС. У пациентов основной группы восстановилась ранее отсутствовавшая болевая чувствительность по корешковому типу на стороне поражения. В контрольной группе больные также чувствовали субъективное улучшение состояния без существенного регресса неврологических симптомов. Ни у одного пациента контрольной группы за время лечения не восстановилась корешковая чувствительность.

После курса лечения у 6 пациентов основной группы наблюдался полный регресс симптомов, у одного - значительный, у 2 - умеренный, у одного - без существенной динамики. В контрольной группе значительный регресс симптомов был прослежен только у одной больной, умеренный - у 4. Существенного эффекта не было у 4 больных. У одного больного имело место нарастание неврологических симптомов, не связанное с приемом плацебо. При балльной оценке неврологических симптомов в основной группе наблюдался достоверный регресс неврологического дефицита ( Р < 0,0001), тогда как в группе плацебо в целом положительная динамика оказалась статистически недостоверной (Р>0,1).

Интересной особенностью действия АЭС оказалось восстановление вегетативных реакций, утраченных у больных с пояснично-крестцовым радикулитом, а именно появление кожного дермографизма ниже пояса и в области нижних конечностей. При исходном отсутствии этой кожной вегетативной реакции уже сразу после приема первой капсулы АЭС наблюдалось появление стойкого белого разлитого дермографизма ниже пояса у всех больных основной группы, что свидетельствовало об активации симпатической нервной системы. У большинства больных основной группы разлитой белый дермографизм через 2-3 недели сменялся нормальным розовым дермографизмом, что свидетельствовало о восстановлении у них нормальных вегетативных кожных рефлексов, замыкающихся в задних столбах спинного мозга и ранее утраченных. У 4 больных контрольной группы наблюдалось появление нестойкого белого дермографизма в области поясницы в течение нескольких дней после приема капсулы плацебо, однако восстановления нормальных вегетативных реакций у пациентов этой группы не произошло.

Анализ результатов ЭНМГ исследований также позволил выявить достоверные изменения исследуемых параметров у пациентов основной группы:

  • достоверное ускорение проведения импульса по чувствительным и двигательным волокнам малоберцового и большеберцового нервов по показателям СПИ и латентных периодов М-ответов, при этом в основной группе эти изменения наблюдались как на стороне поражения, так и на интактной конечности;
  • нарастание амплитуды М-ответа в мышцах стоп на стороне поражения;
  • повышение или появление (при исходном отсутствии) ПД нервов и достоверное увеличение скорости проведения импульсов по чувствительным волокнам, что подтверждалось клинически восстановлением корешковой чувствительности у большинства больных основной группы.

Достоверные различия результатов обследования основной и контрольной групп свидетельствуют о клинической эффективности применения АЭС ЖКТ и СО при пояснично-крестцовом радикулите. Особенности выбора больных с затянувшимся обострением хронического пояснич- но- крестцового радикулита делает полученные результаты еще более ценными. Выраженный клинический эффект АЭС на фоне дегенеративных изменений, вызванных длительным хроническим заболеванием позвоночника, свидетельствует о вегетотрофическом воздействии АЭС. Это подтверждается изменением кожных вегетативных рефлексов — появлением на уровне и ниже пояса стойкого разлитого белого дермографизма, что свидетельствует об активации симпатического отдела вегетативной нервной системы, одной из основных функций которой является адаптивно-трофическая. Отсутствие или слабая выраженность такой реакции у больных, получавших плацебо, подтверждает выявленное нами действие АЭС на вегетативную нервную систему.

Достаточно быстрое исчезновение стойких неврологических симптомов, главным образом корешковых расстройств чувствительности, свидетельствует о нейрорефлекторном воздействии АЭС. Клинический эффект, преимущественно утраченная чувствительность, восстановилась сразу же после приема первой или второй капсулы, тогда как прочие симптомы постепенно - в течение 2 — 4 недель. Наличие стойких вегетативных реакций в виде разлитого белого дермографизма указывает на активирующее влияние АЭС на тонус симпатической нервной системы. Результаты исследования позволили предположить, что основным механизмом лечебного действия АЭС является вегетотрофическое и нейрорефлекторное стимулирующее действие.

Таким образом, достоверное увеличение клинического эффекта лечения, выявленное в основной группе по сравнению с группой больных, получавших плацебо, является достаточным основанием, чтобы рекомендовать АЭС ЖКТ и СО для лечения больных с затянувшимся обострением пояснично-крестцового радикулита.

×

About the authors

N. V. Kazantseva

Russian State Medical University

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Moscow

Е. A. Katunina

Russian State Medical University

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Moscow

А. I. Khristachevskaya

Russian State Medical University

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Moscow

В. L. Lurie

Russian State Medical University

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Moscow

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 1998 Kazantseva N.V., Katunina Е.A., Khristachevskaya А.I., Lurie В.L.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 75562 от 12 апреля 2019 года.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies