Results of analytic and epidemiologic research of external risk factors for multiple sclerosis among moscow population

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Results of epidemiologic reseach of environmental risс factors for multiple sclerosis among Moscow population are given. It was shown, that provoking factors for development or exacerbation this pathology are infections and stress situations. Diet habits, chronic bacterial infections of respiratory tract are significant too. The obtained results can be used in development of a certain diet and preventive measures.

Full Text

Этиология рассеянного склероза (PC) является одной из актуальных и сложных проблем современной неврологии. Наиболее распространена гипотеза о мультифакториальной природе этого заболевания. Под этим понимается сочетанное воздействие внешних и генетических факторов, которое приводит к развитию хронического воспалительного и демиелинизирующего процесса [11, 13, 18]. Предшествующие эпидемиологические исследования в разных странах свидетельствуют о необходимости внешних факторов для развития PC [1, 2, 8—10], в частности инфекций [6], особенностей диеты [5, 9, 13, 14, 19], токсических воздействий [3, 12, 14].

Изучение внешних факторов риска PC и выявление наиболее важных из них становятся все более актуальными задачами в последние годы в связи с ростом его распространенности в большинстве стран Европы, в том числе в России [2, 11, 18]. Результатами работы Международной рабочей группы в г. Осло стало создание универсальной эпидемиологической анкеты для изучения этиологии PC и разработка новых требований к выполнению таких исследований [17]. Первые аналитические исследования, проведенные недавно в Московской популяции, с использованием менее информативных подходов выявили связь PC с особенностями питания и хроническими бактериальными инфекциями в детском возрасте [1, 4, 9]. В то же время пока не выяснено, какой вид воздействия и в каком возрасте имеет наибольшее значение. Данное исследование, основанное на более детальном подходе к анализу эпидемиологических данных, является продолжением этой работы.

 

Таблица 1. Параметры аналитического эпидемиологического исследования

Демографические показатели

Социально-экономические показатели

Семейный и медицинский анамнез

Внешние воздействия

Место рождения респондента и его родителей. Место жительства в возрасте до и после 15 лет. Число детей.

 

Возраст родителей при рождении респондента

Семейное положение.

Уровень образования респондента и его родителей. Профессия респондента и его родителей.

Контакты с животными дома и на работе

Частота различных хронических заболеваний у родителей (кроме PC).

Частота острых и хронических, инфекционных и неинфекционных заболеваний и время их возникновения (кроме хронических тонзиллитов в возрасте до 15 лет). Частота травм головного и спинного мозга, аллергических реакций, операций и другие особенности медицинского анамнеза, а также время их возникновения

Частота и степень контакта с химическими веществами, а также с нефтепродуктами с учетом возраста, при котором был этот контакт. Проживание возле предприятий с наличием различных токсических продуктов и воздействий.

Степень потребления в разные возрастные периоды молока и молочных продуктов, яиц и др.

 

Целью нашего исследования являлось изучение особенностей начала заболевания и внешних факторов риска PC с использованием метода “случай—контроль”. Проведен анализ данных 110 пар “больной PC—контроль”, конкордантных по полу, возрасту (±5 лет), национальности и месту жительства в возрасте до 15 лет (критический возраст при смене риска PC, по данным миграционных исследований [7, 8]). В работе использовали новую эпидемиологическую анкету, составленную по рекомендациям Международной рабочей группы в г. Осло [17]. Анкета содержала более 80 вопросов, которые сконструированы по методу «выбор наиболее вероятного ответа». Каждый ответ имел несколько градаций в зависимости от степени воздействия внешнего фактора и возраста, когда было это воздействие. Для больных PC анкета включала приложение, содержащее клиническую информацию об особенностях течения заболевания для исследования прогностического влияния внешних факторов.

В исследование включены результаты анкетирования больных только с достоверным PC по критериям Позера [16], которые находились на стационарном или амбулаторном лечении в клинике кафедры неврологии и нейрохирургии РГМУ на базе неврологических отделений 1-й ГКБ г. Москвы. В контрольную группу вошли больные с другими невоспалительными ненаследственными заболеваниями нервной системы — начальными проявлениями недостаточности мозгового кровообращения, вторичными корешковыми синдромами при остеохондрозе позвоночника, невропатиями и полиневропатиями токсического генеза, вегетативными расстройствами, последствиями травм головы. Контролем служили также медперсонал больницы и студенты университета. В группах больных PC и контроля было по 70 женщин и 40 мужчин.

В клинике начала PC преобладали симптомы поражения нескольких систем ЦНС (полисистемное начало) у 39 (35,4%) человек. У 26 (23,6%) больных PC начинался с ретробульбарного неврита, у 17 (15,4%) — с чувствительных расстройств, у 13 (11,8%) — с пирамидных нарушения, у 3 (2,7%) — с поражения черепных нервов и у одного (0,9%) — с тазовых расстройств. Среди факторов, стимулировавших развитие заболевания, больные PC наиболее часто называли вирусные и бактериальные инфекции (40,0%), а 25 (22,7%) человек указали на наличие стрессовых ситуаций. Среди факторов, провоцирующих обострение или ухудшение состояния в последующем, больные PC наиболее часто отмечали вирусные и бактериальные инфекции (27,3%), отсутствие видимых причин (22,7%). У 14 (12,7%) человек обострения или прогрессирование симптоматики приходилось на весну или осень, и только у 13 (11,8%) человек провоцирующими оказались стрессовые ситуации.

В результате статистического анализа результатов анкетирования по ряду показателей отличий не выявлено (табл. 1). В нескольких случаях различие имело статистически пограничное значение, достигавшее достоверного отличия только при стратификационном анализе данных по группам больных и контроля, соответствовавших по полу, возрасту в интервале ±5 лет, месту рождения в Москве или за пределами (табл. 2). Больные PC чаще болели хроническим тонзиллитом. Статистически достоверные отличия получены для всей группы больных и контроля при ответе на вопросы,связанные с особенностями диеты в возрасте до 15 лет.

 

Таблица 2. Частота внешних факторов со статистически достоверными различиями в группах больных и контроля

Показатели

Больные PC

Контроль

ПС

ИД

Р

+

+

 

 

 

Тонзиллит (когда-либо)

63

47

44

66

2,01

(1,14-23,57)

0,0104

Приготовление пищи только на растительном масле

в возрасте <15 лет

30

80

43

67

0,58

(0,32-1,07)

0,06 (н.д.)

в возрасте >15 лет

36

74

56

54

0,47

(0,26-0,84)

0,0062

Преобладание в рационе мясной пищи у лиц в возрасте до 15 лет

28

82

14

96

3,34

(1,10-5,04)

0,0163

Выраженный кариес зубов

187

63

171

79

1,37

(0,91-2,07)

< 0,05

Примечание. ПС — показатель соотношения, ИД — интервал 95% достоверности, определенной по Cornfield. Р рассчитывали по значению ꭓ2 с коррекцией по Yates.

 

Таблица 3. Расчет градиента риска для внешних факторов (копченое мясо в питании у лиц в возрасте до 15 лет)

Фактор

Градации по степени воздействия

Больные PC

Контроль

2 для градиента риска

Р

Копченое мясо

 

 

 

 

 

не употреблял

4

38

61,87

0,0000001

очень редко

31

45

 

 

по праздникам

39

24

 

 

еженедельно

27

3

 

 

ежедневно

9

0

 

 

 

Больные PC достоверно реже, чем в контроле использовали в питании продукты, приготовленные на растительном масле (табл. 2). В их рационе преобладали мясные продукты, что подтверждает ранее полученные данные для этой популяции [1, 4, 9], причем преимущественно копченое мясо, при анализе степени потребления которого получен высокодостоверный градиент риска (табл. 3). Это данные подтверждают недавно опубликованные результаты аналогичного по методологии опроса 300 пар “больной PC-контроль” в Германии, показавшего связь PC с частотой потребления копченого мяса [15].

Таким образом, в Московской популяции наиболее частыми факторами, провоцирующими развитие или обострение PC (по мнению больных), являются инфекции и стрессовые ситуации. Среди внешних факторов наибольшее значение имеют особенности питания в возрасте до 15 лет, в частности повышенное потребление копченого мяса и приготовление пищи на животных жирах. Определенную роль играют хронические бактериальные инфекции верхних дыхательных путей.

×

About the authors

N. F. Smirnova

Russian State Medical University

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Moscow

А. N. Boiko

Russian State Medical University

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Moscow

Т. L. Djemina

Russian State Medical University

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Moscow

Е. I. Gusev

Russian State Medical University

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Moscow

References

  1. Бойко А.Н, Демина Т.Л., Кулагина Н.Ю., Лялина В.В., Талалакин А.И. Применение метода «случай-контроль» в эпидемиологии рассеянного склероза. — Тез. докл. VII Всеросс. съезда неврологов. — Н. Новгород, 1995.
  2. Гусев Е.И, Демина Т.Л, Бойко А.Н, Кулагина Н.Ю. Методологические аспекты изучения эпидемиологии рассеянного склероза. — Тез. докл. VII Всерос. съезда неврологов — Н. Новгород, 1995.
  3. Молоховец Е. Подарок молодым хозяйкам или средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве. — СПб., 1901.
  4. Boiko A.N., Deomina T.L., Lauer К, Riise T., Gusev E.I. // J.Neuroimmunol. - 1995. - Suppl. 1. - P. 58.
  5. Casetta I., Granieri E., Malagu M. et al. // Neuroepidemiology - 1994. — Vol. 13. — P. 120—128.
  6. Cook S.D. //Acta/. Neurol. Scand. — 1995. — Vol. 91. — P. 34-42.
  7. Dean G., Kurtzke J.F. //Brit. Med. J. — 1971. — Vol. 3. — P. 725-729.
  8. Elian M., Nightingale S., Dean G. //J. Neurol Neurosurg Psychiatry - 1990 - Vol. 53. - P. 906-911.
  9. Gusev E.L., Boiko A.N., Lauer K., Riise T, Deomina T.L. // Acta. Neurol. Scand. — 1996. — Vol.94. — P. 386—394.
  10. Kahana E., Zilber N., Abramson J.H. et al. //J. Neurol.— 1994. - Vol. 241. - P.341-346.
  11. Kurtzke J.F. Epidemiology of multiple sclerosis. In: Koetsier J.C. (ed.) Handbook of clinical neurology. — Vol.3(47) - Amsterdam, 1985. - P. 259-287.
  12. Landtbiom A.M., Flodin U., Karlsson M. et al. //Scand.
  13. J.Work. Env. Health. - 1993. - Vol. 19. - P. 399-404.
  14. Lauer K. Multiple sclerosis in the Old World: the new old map. In Finrhaber W., Lauer K. (ads.) Multiple sclerosis in Europ: an epidemiologycal update. - Alsbach, 1994. - P. 41—27.
  15. Lauer K. //Acta. Neurol. Scand. —1995. — Vol. 91. — P. 77-88.
  16. Lauer R., Wahl A. //Europ. J. Neurol. — 1997. - Vol. 4. - P. 16.
  17. Poser C.M., Paty D.W., Scheinberg L. et al. //Ann. Neurol. - 1983. - Vol. 13. - P. 227-231.
  18. Riise T., Boiko A., Granieri E., Lauer K., Landtblom A.M., Wolfson C. //Neurology. - 1997 (August, Special Suppl.).
  19. Rosati G. //Ann. Neurol. - 1994. - Vol.36 - P. 164-174.
  20. Tola M.R., Granieri E., Malagu S. et al. //Acta. Neurologica. — 1994. - Vol. 6. - P.189-197.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2021 Smirnova N.F., Boiko А.N., Djemina Т.L., Gusev Е.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 75562 от 12 апреля 2019 года.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies