Медикаментозная коррекция интеллектуально-мнестических и эмоционально-волевых нарушений у детей при интеллектуальной недостаточности как основной этап реабилитации

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Основные положения реабилитации психически больных, сформулированные впервые М.М. Кабановым в 1969—1984 гг., предполагают 3 основных этапа: восстановительной терапии, главная роль в которой отводится медикаментозной коррекции; реадаптации, точнее социально- трудовой адаптации больных; реабилитации в собственном смысле слова, где основное место занимают социальные мероприятия.

Полный текст

Основные положения реабилитации психически больных, сформулированные впервые М.М. Кабановым в 1969—1984 гг., предполагают 3 основных этапа:

1) восстановительной терапии, главная роль в которой отводится медикаментозной коррекции;
2) реадаптации, точнее социально- трудовой адаптации больных;
3) реабилитации в собственном смысле слова, где основное место занимают социальные мероприятия [5].

Из представленной схемы видно, что у детей с интеллектуальной недостаточностью на всех этапах реабилитации ведущее место принадлежит медикаментозной коррекции интеллектуально-мнестических и эмоционально волевых нарушений, которая включает прежде всего применение препаратов ноотропного ряда.

На базе Казанской городской психоневрологической больницы им. Б.М. Бехтерева проведено сравнительное изучение терапевтической эффективности отечественного препарата димефосфона и ноотропила у 143 детей с интеллектуальным недоразвитием, которое было представлено в виде пограничной интеллектуальной недостаточности (ПИН — у 109 детей), в основном дизонтогенетических и энцефалопатических форм задержки психического развития, и олигофрении в легкой степени дебильности (34 ребенка).

В зависимости от наличия психопатологической симптоматики выделяли также осложненные (96 человек) и неосложненные формы интеллектуальной недостаточности (47 человек). Неосложненные формы характеризовались нарушениями аналитико- синтетической деятельности, сниженными показателями слухоречевой и кратко срочной зрительной памяти, эмоционально волевые расстройства исчерпывались неустойчивостью внимания. Осложненные фор мы интеллектуальной недостаточности были представлены двумя вариантами: гипо-и гипердинамическим (каждый демонстрировали 48 человек). При обоих вариантах наряду с интеллектуально-мнестическими нарушениями наблюдались эмоционально волевые расстройства: при гиподинамическом — в виде вялости, безынициативности, психической заторможенности, при гипердинамическом — в виде явлений психомоторной расторможенности, раздражительности, слабой концентрации внимания.

Димефосфон и ноотропил назначались в возрастных дозировках согласно инструкции. Длительность курса лечения димефосфоном составляла 2 нед, ноотропилом — 4 нед. Интервал между курсами каждого из препаратов составлял 5 мес. Методы оценки степени интеллектуального дефекта и результатов лечения детей с осложненными и неосложненными формами интеллектуальной недостаточности подробно освещены нами в предыдущих публикациях [2, 9]. Минимальная оценка результатов терапии по пятибалльной системе составляла 1 балл, максимальная соответствовала 3 баллам.

При сравнении терапевтической эффективности димефосфона и эталонного пре паратаноотропила у детей с интеллектуальной недостаточностью установлено, что димефосфон оказывает более выраженное ноотропное действие. Отмечено, что уже после 1-го курса терапии наблюдалась несколько большая эффективность димефосфона (1,4±0,15 балла при неосложненных формах; 1,1±0,2 балла и 0,5±0,1 балла при гипо-и гипердинамическом синдромах при осложненных формах интеллектуальной недостаточности), причем курс лечения димефосфоном был вдвое короче. Эффективность ноотропила после 1 го курса терапии составила 1,0±0,17 балла при неосложнен ных формах; 0,7±0,2 балла и 0,2±0,2 при гипо-и гипердинамическом вариантах. При гиподинамическом варианте оба препарата уменьшали вялость и заторможенность; при гипердинамическом варианте под влиянием обоих препаратов отчетливого уменьшения явлений психомоторной расторможенности не было, напротив, при лечении ноотропилом уже на 3-й день терапии отмечалось ухудшение состояния, при этом усиливались явления психомоторной расторможенности, нарастали пре и интрасомнические расстройства, т.е. проявлялся специфический побочный эффект ноотропов. Требовалось корригирующее средство, в качестве которого использовался сопанакс.

Большая эффективность димефосфона подтверждалась достоверной разницей суммы баллов после 2 курсов лечения (2,3±0,16 балла при неосложненных формах; 2,1±0,2 балла и 1,5±0,2 балла при обоих вариантах осложненных форм). Общая терапевтическая эффективность при лечении ноотропилом составила 1,5 ±0,18 балла при неосложненных формах; 1,4±0,2 балла и 0,9±0,1 балла при гипо-и гипердинамическом вариантах осложненных форм.

В ходе дальнейших исследований установлено, что большинство детей с ПИН достигают нормального интеллектуального развития после 3 курсов терапии димефосфоном (2,5±0,16 балла при неосложненных формах; 2,4±0,2 балла и 2,0±0,2 балла при обоих вариантах осложненных форм) и 5—6 курсов терапии ноотропилом (2,4±0,17 балла при неосложненных формах после 5 курсов лечения; 2,1±0,3 балла и 2,1±0,2 балла при гипо-и гипердинамическом синдромах на фоне интеллектуального снижения после 6 курсов лечения).

Результаты проведенных исследований выявили особенности медикаментозной терапии димефосфоном и ноотропилом у детей с интеллектуальной недостаточностью. Первая особенность заключается в большей эффективности димефосфона, сокращении сроков лечения при этом в 2—2,5 раза, уменьшении длительности курсов терапии до 2 нед. Сокращение сроков лечения имеет огромное значение для пациентов детского возраста. Наиболее существенные изменения в развитии корковых формаций от примитивных формаций древней коры до сложнейших формаций новой коры происходят в возрасте до 2 лет, а особенности структуры коры, приближающейся по строению к коре взрослого человека, появляются к 7 годам, когда формируются механизмы высшей нервной деятельности [8]. Лечение ноотропными средствами наибольший эффект дает в периоды, близкие к этому возрасту, и чем меньше возраст ребенка, тем эффективнее терапия [10]. Чтобы уложиться в эти сроки, необходимо стремиться к большей эффективности лечения за короткий срок, что обеспечивается сокращением числа курсов терапии и их длительности. Помимо чисто количественного аспекта процесса развития существует и качественный. Год развития ребенка — от шестилетнего к семилетнему или от девятилетнего к десятилетнему — не одно и то же. Л.С. Выготский [4] писал по этому поводу, что необходимо учитывать "основ ной закон, гласящий, что в экономике умственного развития ценность месяца определяется его положением в жизненном цикле". Соответственно терапия ноотропными средствами помимо количественной стороны также имеет и качественную.

Вторая важная особенность при лечении димефосфоном по сравнению с традиционным средством терапии интеллектуальной недостаточности — ноотропилом заключается в отсутствии отрицательного влияния на синдром психомоторной расторможенности.

Третьей особенностью терапии обоими препаратами детей с умственной отсталостью является то, что при осложненных формах интеллектуальной недостаточности в нашем исследовании сначала корригировались эмоционально волевые, затем интеллектуально-мнестические нарушения при гиподинамическом и в ряде случаев при гипердинамическом вариантах. Подобная последовательность коррекции обоих видов нарушений согласуется с исследованиями других авторов [1, 6]. Однако в литературе мы не нашли каких либо объяснений по этому поводу, в связи с чем предприняли попытку интерпретации последовательности коррекции первоначально эмоционально-волевых, затем интеллектуально-мнестических расстройств у детей с осложненными формами интеллектуальной недостаточности. Процесс познания на ранних этапах развития у ребенка в отличие от взрослых и детей старшего возраста идет через движение. Ребенку недостаточно увидеть предмет — необходимо одновременно провести с ним ряд манипуляций. Это нашло отражение в работах А.В. Запорожца [7], Н.П. Бехтеревой с соавт. [3] и др. Процесс интеллектуального развития у ребенка схематично можно представить следующим образом:

Ощущение+движение = активное восприятие ⇾познание ⇾ интеллект

Отсюда очевидна взаимосвязь двигатель ной и интеллектуальной сфер. Эта взаимосвязь, на наш взгляд, находит свое отражение при патологии, что нередко обусловливает наличие эмоционально волевых расстройств в виде гипо- и гипердинамических синдромов у детей с интеллектуальной недостаточностью. Исходя из вышеприведенной формулы, отражающей процесс интеллектуального развития, можно сделать вывод: движение условно является первичным по отношению к интеллекту. Этим можно объяснить то, что в процессе терапии ноотропными средствами в нашем исследовании сначала корригировались эмоционально-волевые, затем интеллектуально-мнестические нарушения при гиподинамическом и в ряде случаев при гипердинамическом вариантах.

Таким образом, разработка новых эффективных методов медикаментозной терапии, в том числе димефосфоном, детей с интеллектуальной недостаточностью способствует наиболее полной и быстрейшей реабилитации этой категории больных.

×

Об авторах

С. А. Акберова

Казанский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com

кафедра психиатрии, кафедра фармакологии

Россия, Казань

Д. М. Менделевич

Казанский государственный медицинский университет

Email: info@eco-vector.com

профессор, заведующий кафедрой психиатрии, кафедра фармакологии

Россия, Казань

И. А. Студенцова

Казанский государственный медицинский университет

Email: info@eco-vector.com

кафедра психиатрии, кафедра фармакологии

Россия, Казань

Список литературы

  1. Авруцкая И.Г. Динамика осложненных форм интеллектуальной недостаточности у детей в процессе медикаментозной терапии: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 1983.
  2. Акберова С.Л., Студенцова И.А., Менделевич Д.М. и др // Казан. мед. журн. — 1994. — № 2. - С. 128—132.
  3. Бехтерева Н.П, Вартанян И.А., Василевский Н.Н Механизмы деятельности мозга человека. —Л.: Наука. 1988. — Ч. 1 — 677 с.
  4. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. Хрестоматия по патопсихологии. — М., 1981. — С. 66—80.
  5. Громов С.А. Реабилитация больных эпилепсией. — Л.: Медицина, 1987. — 176 с.
  6. Ермолина Л.А. // Журн. невропатол. и психиатр. — 1980. — № 3. — С. 439—443.
  7. Запорожец А. В. // Докл. Акад. пед. наук РСФСР. — 1962. — № 1. — С. 77—80.
  8. Саркисов С.А. Структурные основы деятельности мозга. — М.: Медицина, 1980. — 295 с.
  9. Студенцова И А., Хофизьянова Р.Х., Менделевич Д.М. и др. Способ коррекции интеллектуально мнестических функции головного мозга у детей с задержкой психического развития. — М., 1992.
  10. Тимчев Л., Костова Р. Въерху эфекта от приложението на ноотропии средства при умственно изостаналидеца // Проблеми на неврологията, психиатрията и неврохирургията. — София, 1981. — Ne 9. — С. 90—94.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Акберова С.А., Менделевич Д.М., Студенцова И.А., 1995

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 75562 от 12 апреля 2019 года.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах