Семнадцатые Всероссийские востоковедные чтения памяти О.О. Розенберга. (Санкт-Петербург, 27–28 ноября 2023 г.)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Полный текст

Семнадцатые Всероссийские востоковедные чтения памяти О.О. Розенберга (1888–1919), организованные ИВР РАН, проходили в Санкт-Петербурге 27–28 ноября 2023 г.

По традиции открыла чтения директор ИВР РАН член-корр. РАН И.Ф. Попова. В презентации были освещены основные этапы истории Азиатского музея (ныне ИВР РАН) и санкт-петербургской буддологической школы с преимущественным вниманием к периоду научной деятельности О.О. Розенберга, ученика акад. Ф.И. Щербатского.

Обнародование результатов изучения письменных памятников буддизма — одна из тематик, неизменно представленных на чтениях.

Е.П. Островская (ИВР РАН) в докладе «Буддийские практики нравственного самосовершенствования» изложила промежуточные результаты исследования буддийской этики на материале оригинальных санскритских источников. Была показана смысловая связь буддийской этики с четырьмя благородными истинами.

С.Л. Бурмистров (ИВР РАН) представил доклад «Трактовки закона взаимозависимого возникновения в истории буддизма», в котором рассмотрел в диахронном аспекте комментаторские традиции и факторы интерпретации основополагающей буддийской идеологемы «пратитьясамутпада».

В.Ю. Климов (ИВР РАН) в докладе «Шань-дао в стихотворных славословиях Синрана» раскрыл приемы конструирования образа авторитетных проповедников. Было установлено, что Синран в тетради, содержащей сведения о «достойных монахах», в 27 строфах увековечил заслуги Шань-дао: практиковал буддийскую йогу, комментировал буддийские сочинения, переписывал сутру будды Амиды.

А.Ю. Лущенко (ИВР РАН) в докладе «Минамото и Тайра в корейских источниках XVII в. о Японии» сопоставил историографические подходы к описанию японских властных субъектов периода XII–XIX вв. сложившиеся в Японии и Корее. В докладе были проанализированы корейские официальные истории и другие исторические документы.

Ю.В. Болтач (ИВР РАН) представила доклад «Ксилограф СЗ „Чигён ёнхом ки“ из корейского собрания ИВР РАН: результаты предварительного изучения». Докладчица осветила историко-культурную ценность памятника, проливающего свет на взаимодействие государства, религии и культуры в Корее.

Г.С. Попова (ИВ РАН) выступила с докладом «Хроники Семаранга и Чиребона». В результате комплексного исследования памятника, зафиксировавшего историю китайских мусульманских общин и формирование султанатов на о. Ява (XV — первая пол. XVI вв.), была восстановлена история его введения в научный оборот: комментированный перевод с китайского языка, выполненный колониальным чиновником К. Портманом в нач. XX в. с последующей передачей индонезийскому историку М.О. Парлиндунгану, который и опубликовал Хроники в 1964 г.

Г.В. Кашенина (Института русского языка Нижегородского гос. Лингвистического университета) в докладе «Ислам в Лаосе» проанализировала историю и географию распространения ислама в Лаосе, локализацию главных мечетей. Особое внимание было уделено многочисленной группе лаосских мусульман — выходцам из Камбоджи.

Е. Лекарева (ИВР РАН) представила доклад «Роман „Дайте дорогу“ (1926) Ш. Чоттопаддхая: семантическое пространство текста». На основе анализа содержания произведения была установлена негативная коннотация образа англичан в дихотомической паре «свой-чужой».

В докладе «Бодхисаттва чарья аватара: глава „Усердие“» Р.Н. Крапивина (ИВР РАН) охарактеризовала памятник и поделилась своим опытом перевода с тибетского языка седьмого его раздела.

По традиции чтений обширно была представлена проблематика исследований культуры Китая.

А.Э. Терехов (ИВР РАН) в докладе «Время трех семерок: анокалиптические представления в западноханьском Китае» привел нумерологические формулы, характеризующие исторические периоды: «5 семерок» означали 350 лет, «3 семерки» соответствовали 210-ти годам

П.Д. Ленков (РГПУ им. А.И. Герцена) выступил с докладом «Числовые коды в текстах школы Цюаньчжэнь (некоторые наблюдения)». Он охарактеризовал данную школу как синкретическую, поскольку в текстах прослеживаются элементы буддизма, даосизма и конфуцианства. Именно поэтому числовые коды заимствовались из всех трех учений.

Д.А. Худяков (ИСАА МГУ, ШАГИ ИОН РАНХиГС) в докладе «Даосско-буддийский синтез в идеологии минского императора Тай-цзу (1368–1398)» проанализировал комментарий императора Тай-цзу к «Дао-дэ-цзин», опубликованный в 1374 г. вскоре после основания новой династии. Этот комментарий, как показал докладчик, отразил те когнитивные шаблоны и механизмы, при помощи которых осуществлялся идейный синтез «трех учений» — конфуцианства, даосизма и буддизма.

К.М. Карасева (ИСАА МГУ) в докладе «Различия в биографиях политических деятелей эпохи ранней Мин в Тай-цзу шилу и Мин ши» провела сравнительный анализ и сопоставление биографий «политических субъектов» (чиновники, военные, мятежники, прочие). К.М. Карасева привела дополнительные данные из представительных источников, в том числе тексты эпитафий.

М.В. Ефименко (ИВ РАН) изложила результаты своего исследования надписей на ритуальных бронзовых сосудах в докладе «Сакрально-политические центры государства по данным эпиграфики западного Чжоу (XI–VIII вв. до н.э.)». На репрезентативном эпиграфическом материале были убедительно установлены и соотнесены с известными ныне археологическими памятниками локусы сакрально-политических центров.

М.С. Целуйко (ИСАА МГУ) в докладе «„Песни царства Цинь“ Шицзина как исторический источник по истории Цинь» рассмотрел Шицзин как гетерогенный по времени составления свод ранних китайских произведений. Были проанализированы лексический состав и особенности иероглифики каждой песни.

Т.В. Клементьева (ИВР РАН) представила доклад «Описание округа Жунань по материалам трактата Ин Шао „Фэн су тун и“ («Проникновение в смысл поветрий и обычаев»). На материале соответствующих разделов памятника была составлена таблица, систематизирующая упомянутые примечательные случаи, персоналии и сведения об обрядовых практиках.

В.В. Башкеев (Центр изучения культуры Китая ИКСА РАН) выступил с докладом «Предания новизны высокой: об опыте сличения текстов некоторых глав Ши цзи и Хань шу из разделов чжуань». На основе текстологического анализа оригиналов произведений были установлены изменения синтагм, рассмотренных как фрагмент текста.

Два доклада были посвящены исследованию рукописей из Центральноазиатского фонда ИВР РАН.

С.Х. Шомахмадов (ИВР РАН) посвятил свой доклад «Фрагмент «Будда-нама-сутры» (SI 3446), содержащий дхарани, из Сериндийского фонда ИВР РАН» палеографическому и текстологическому анализу санскритского фрагмента из собрания ИВР РАН. Докладчик вычленил из текста имена будд и соответствующие им заклинательные формулы.

А.В. Мешезников (ИВР РАН) в докладе «Неопубликованный санскритский фрагмент Махапраджняпарамиты (рукопись SI 3331/5) из коллекции М.И. Лаврова (ИВР РАН)» охарактеризовал состав обширного (664 ед.хр.) собрания, поступившего в Азиатский музей при содействии российских дипломатов. Особо подробно было рассмотрено содержание трех фрагментов, которые удалось совместить в слитный текст.

Реалиям проникновения христианства в социальные практики Японии посвятила свой доклад «Влияние христианства на положение людей с ограниченными возможностями в японском обществе (конец XIX — сер. XX вв.)» А.Д. Бертова (СПбГУ). На обширном материале было установлено, что христианство распространялось среди слепых в форме поддержки их социальной адаптации через освоение профессий музыканта, массажиста, декламатора. Вероисповедная идентичность новообращенных поддерживалась распространением евангельского текста об исцелении слепца Христом.

Е.Ю. Елихина (Государственный Эрмитажа) в докладе «К вопросу о культе Чингисхана» проанализировала художественные особенности памятников Чингисхану, установленных с 2000-х годов на территории МНР, в Калмыкии (РФ), Внутренней Монголии (КНР). Было отмечено, что все изображения отражают положительные стороны личности Чингисхана.

Возможности информационных технологий в исследовании фольклора и мифологии были представлены в докладе Е.Н. Дувакина (МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН) «Специфические связи в области фольклора между Южной, Восточной и Центральной Азией в свете новых данных». Докладчик на конкретных примерах продемонстрировал уточнение ареального распределения мотивов и новые фольклорно-мифологические параллели.

Традиционному мировоззрению айнов посвятил свой доклад «Анимистические представления айнов об окружающем мире или все в природе имеет „камуй“» И.Р. Сулейманов (ИСАА МГУ). Источниковую базу доклада составили труды исследователей о. Сахалин, экспонаты краеведческого музея. Опубликованные сведения об айнской анимистической картине мира докладчик дополнил данными из личного наблюдения.

Два доклада отразили исследовательский интерес к культуре калмыков. А.П. Слащинина (Самарский НИУ) в докладе «История монаха „калмыцкой нации“ отца Михаила, изложенная А.А. Дмитриевским» осветила содержание рукописи из собрания РНБ (Санкт-Петербург), содержащей жизнеописание «Михаила-калмыка» — этнического калмыка, ставшего христианином-старообрядцем.

А.С. Сахаров (Самарский НИУ) представил подготовленный по гранту РНФ совместно с Л.Б. Четыровой (Самарский НИУ) доклад «Внутренняя колонизация России в контексте земельных взаимоотношений русских с калмыками в конце XIX — начале XX в.». Он рассмотрел процесс миграции населения центральных областей Российской империи в относительно мало населенные южные степи и те коллизии, которые возникали при межэтническом взаимодействии.

По традиции чтений самостоятельной тематикой была история востоковедения.

Валеев Р.М. (Федеральный Казанский университет) представил коллективный доклад «Центральноазиатское путешествие Н.Ф. Катанова (1889–1892 гг.): рукописное и музейное наследие». Доклад обобщил исследование наследия Н.Ф. Катанова, предпринятое коллективом в перспективе юбилейной даты — 160-летия ученого и путешественника. Идея проекта — представить научную биографию в контексте общественно-политических и социокультурных обстоятельств.

И.Ю. Котин (МАЭ (Кунсткамера) РАН) в докладе «Об одной биографии Рахула Санкритьяяна» осветил современные источники, посвященные жизнеописанию индийского востоковеда и политического деятеля. Докладчик отметил, что фактологическая канва биографии Санкритьяяны представлена во многих монографиях, но ощущается потребность в обобщающем неангажированном труде.

Е.В. Гордиенко (Центр изучения религий РГГУ) представила совместный с М.Ю. Ульяновым (ИСАА МГУ) доклад «Издание книги А.Б. Полякова „Возрождение средневекового Вьетнама (X — начало XV в.)“». Была охарактеризована актуальность первой публикации в России на русском языке научного труда, опубликованного в Ханое в 1996 г. на вьетнамском языке.

Е.А. Кий (Государственный Эрмитажа) представил доклад «Неосуществленный проект выставки буддийского искусства Ю.К. Щуцкого (Об одном неизвестном документе из архива Государственного Эрмитажа)». В ходе восстановления истории Отдела Востока была обнаружена программа буддийской выставки (1937 г.) авторства Ю.К. Щуцкого. Программа была охарактеризована как документ значительной историко-научной ценности, поскольку содержала описание принципов отбора и расположения экспонатов, тематику общедоступных лекций.

Д.А. Носов (ИВР РАН) в докладе «Ботаник Николай Васильевич Павлов (1893–1971) — исследователь культуры монголов» на основе ставшего библиографическим раритетом дневника ученого восстановил описание религиозной жизни монголов 1930‑х годов.

Д.В. Возчиков (Уральский Федеральный университет) посвятил доклад «Раджпуты и наяры в западноевропейских травелогах XVI — начала XVII вв.» малоизученным источникам — дневниковым записям путешественников-европейцев, не интергрированных в реализацию колониальных интересов португальцев.

Т.В. Ермакова (ИВР РАН) в докладе «М.И. Тубянский как инициатор отечественной бенгалистики» на основе опубликованных и архивных материалов раскрыла вненаучные и биографические факторы интереса ученика Ф.И. Щербатского к новоиндийской тематике, охарактеризовала его трактовку преемственности бенгалоязычной образности с древнеиндийской.

На чтениях был заслушан и обсужден 31 доклад, зачитанный востоковедами Санкт-Петербурга, Москвы, Самары, Казани, Екатеринбурга. Тематика современных исследований письменных памятников, рукописного наследия, культуры Центральной Азии и Дальнего Востока, истории востоковедения была представлена в разнообразии интерпретаций и на высоком научном уровне.

В рамках научного сотрудничества ИВР РАН и Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы (Москва) в программу чтений было включено и проведено отдельное заседание «День Центра исследования философии и культуры Индии „Пурушоттама“». В форме научно-практического семинара обсуждались проблемы разработки методологии изучения индийской философии, находящиеся в русле тематик чтений. Московские коллеги из Центра «Пурушоттама» Р.В. Псху (зав. Центром) и А.В. Парибок (РУДН), Л.Г. Роман (РУДН) в своих выступлениях продемонстрировали применение разработанного Р.В. Псху подхода — ситуативной герменевтики — к разным группам философских текстов. В результате заключительной дискуссии были сформулированы современные интерпретации классических тематик, по которым высказывался в своих трудах О.О. Розенберг — особенности перевода религиозно-философских текстов, философская терминология в культурах Востока и Запада.

При подведении итогов чтений был отмечен высокий научный уровень докладов, современный стиль подачи материала и его тематическое разнообразие. В качестве положительного опыта Чтений отмечено неизменное привлечение к участию с докладами аспирантов и выпускников аспирантуры ИВР РАН, что обеспечивает апробацию их исследований.

×

Об авторах

Татьяна Викторовна Ермакова

Институт восточных рукописей РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: taersu@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-5273-7870

кандидат философских наук, старший научный сотрудник Отдела Центральной и Южной Азии

Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах