Изучение влияния уровня мочевой кислоты на формирование высокого сердечно-сосудистого и очень высокого кардиометаболического рисков среди преподавателей и врачей Волгоградской области

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В настоящее время открытыми остаются вопросы влияния уровня мочевой кислоты (МК) сыворотки крови на показатели сердечно-сосудистого риска (ССР) по шкале SCORE-2 и кардиометаболического риска (КМР) по шкале CMDS и определения целевых показателей уровня МК. Материалы и методы. Выполнено обследование 200 преподавателей и врачей Волгоградской области в возрасте от 40 до 69 лет. Произведены подсчеты ССР и КМР. Проведен ROC-анализ полученных данных. Результаты. Выявлены статистически значимые модели: при уровне МК, равном или превышающим 300,5 мкмоль/л, прогнозировался высокий ССР по шкале SCORE-2, а при значении, равном или превышающим 288,5 мкмоль/л, – очень высокий КМР по шкале CMDS. Выводы. Установлена роль МК сыворотки крови в качестве дополнительного расчетного фактора ССР и КМР среди преподавателей и врачей Волгоградской области. Целевыми показателями уровня МК в приведенной выборке согласно моделям ССР и КМР являлись <300,5 мкмоль/л и <288,5 мкмоль/л соответственно.

Полный текст

В настоящее время уровень мочевой кислоты (МК) сыворотки крови рассматривают как независимый фактор риска развития сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) и метаболических нарушений [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]. Однако при этом в отечественных и зарубежных научных изданиях отсутствуют работы, направленные на изучение связи между уровнем МК и показателями основных прогностических и скрининговых шкал по расчету риска развития сердечно-сосудистых и метаболических нарушений. Такими шкалами являются признанные во всем мире SCORE-2 и CMDS [1, 8].

Необходимо отметить и другую немаловажную проблему, которая возникает при проведении скрининговых мероприятий и ведении пациентов различных групп ССР и КМР, – отсутствие единого мнения касательно вопроса целевых значений уровня мочевой кислоты (МК) сыворотки крови. В Российской Федерации нормальным значением МК считается <360 мкмоль/л для женщин и <420 мкмоль/л для мужчин, в то время как Американская коллегия ревматологов рекомендует считать нормой уровень <360 мкмоль/л, а Британское общество ревматологов <300 мкмоль/л независимо от пола [2, 3, 4]. А согласно резолюции совета экспертов Российского научного медицинского общества терапевтов 2023 г. целевые показатели уровня МК должны подбираться для каждого пациента индивидуально в зависимости от группы риска [3].

Вопрос изучения влияния уровня МК сыворотки крови на показатели сердечно-сосудистого риска (ССР) и кардиометаболического риска (КМР) является актуальным и нерешенным, а проблема подбора целевых показателей уровня МК требует дополнительного анализа.

Немаловажным аспектом данной работы является выбор группы обследуемых, у которых заведомо прогнозируются повышенные уровни ССР и КМР. В исследованиях, посвященных изучению профессиональных патологий, отмечается, что одними из самых распространенных профессий в России, имеющих высокий риск развития ССЗ, являются врачи и преподаватели вузов и школ [9, 10]. Авторы связывают это с большой эмоциональной нагрузкой, повышенным уровнем стресса на рабочем месте, нерегулярным приемом пищи и другими особенностями данных профессий.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Изучить влияние уровня МК сыворотки крови на формирование высокого ССР по шкале SCORE-2 и очень высокого КМР по шкале CMDS у преподавателей и врачей Волгоградской области, а также установить целевые показатели уровня МК для обследуемой группы пациентов.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью проведения исследования было обследовано 200 преподавателей и врачей Волгоградской области в возрасте от 40 до 69 лет. Клинико-демографическая характеристика выборки представлена в табл. 1.

Критериями исключения из исследования были: сахарный диабет 1-го и 2-го типов, выраженная гиперхолестеринемия, уровень систолического артериального давления >179 мм рт. ст., неконтролируемая злокачественная артериальная гипертензия, острый коронарный синдром и острые нарушения мозгового кровообращения давностью менее 6 месяцев, гемодинамически значимые пороки сердца и нарушения ритма, беременность, атеросклероз и атеросклероз-ассоциированные заболевания, морбидное ожирение, хроническая болезнь почек, стентирование или шунтирование коронарных сосудов, прием лекарственных препаратов, которые могли повлиять на уровень МК.

Каждому обследуемому оценивали клинический статус: жалобы, анамнез жизни и заболеваний, статус курения. Проводили измерение офисного артериального давления (АД) на обеих руках по стандартной методике, частоты сердечных сокращений (ЧСС), антропометрию с расчетом индекса массы тела (ИМТ), измерение окружности талии (ОТ) и окружности бедер (ОБ), состава тела методом биоэлектрического импеданса на мониторе Omron BF-508 – анализировали процент содержания в организме висцерального жира. Осуществляли биохимический анализ крови с целью определения уровня МК сыворотки крови и липопротеинов низкой и очень низкой плотности. Согласно резолюции Совета экспертов Российского научного медицинского общества терапевтов 2023 г. уровень МК сыворотки крови при подсчете ССР и КМР считали повышенным при значениях, превышающих или равных 360 мкмоль/л для обоих полов.

 

Таблица 1

Клинико-демографическая характеристика пациентов, включенных в исследование (Мe [25%;75%])

Показатель

Группа обследуемых

Количество пациентов, n

200

Мужчины/женщины, %

23/77

Возраст, лет

49,0 [42, 0; 57, 0]

Курящие, %

5,5

САД «офисное», мм рт. ст.

133 [123; 141]

ДАД «офисное», мм рт. ст.

85 [80; 94]

ЧСС, уд./мин

78 [72; 86]

ИМТ, кг/м2

26,5 [23, 4; 30, 7]

Висцеральный жир, у.е.

7,5 [5; 10]

ОТ/ОБ Мужчины

0,9 [0, 84; 0, 93]

ОТ/ОБ Женщины

0,83 [0, 77; 0, 89]

Уровень холестерина крови (липопротеины низкой и очень низкой плотности), ммоль/л

4,4 [3, 6; 5, 7]

Уровень МК сыворотки крови, мкмоль/л

282,5 [226, 8; 337, 0]

Примечание: САД – систолическое артериальное давление; ДАД – диастолическое артериальное давление; ЧСС – частота сердечных сокращений; ИМТ – индекс массы тела; ОТ – окружность талии; ОБ – окружность бедер; МК – мочевая кислота.

 

Уровень ССР рассчитывали при помощи разработанной электронной вычислительной программы (ЭВП) на основе шкалы SCORE-2 (свидетельство о государственной регистрации № 2022665149 от 10.08.2022) [11]. Для подсчета уровня КМР использовали ЭВП на основе шкалы CMDS (свидетельство о государственной регистрации № 2022665741 от 18.08.2022) [12].

Статистический анализ полученных данных проводили с использованием пакета программ Microsoft Excel 2018, SPSS statistics версии 26. Нормальность распределений показателей оценивали по критерию Колмогорова – Смирнова с поправкой Лиллиефорса. Изучаемые параметры соответствовали ненормальному распределению, в работе использованы непараметрические методы статистики. Количественные данные представлены в виде Мe [Q25; Q75], где Мe – медиана, Q25 и Q75 – 25 и 75 процентили соответственно, качественные показатели – в виде частоты встречаемости (%). Проводили ROC-анализ. В качестве проверяемой переменной во всех моделях взят уровень МК сыворотки крови, в качестве переменной состояния первой модели – ССР по шкале SCORE-2, где положительное актуальное состояние – высокий уровень риска, отрицательное актуальное состояние – низкий и умеренный уровни риска. В качестве переменной состояния второй модели – уровень КМР по шкале CMDS, где положительное актуальное состояние – очень высокий уровень риска, отрицательное актуальное состояние – низкий, умеренный и высокий уровни риска.

Исследование проводилось в соответствии с этическими принципами, изложенными в Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации (2008 г.), трехсторонним соглашением по Надлежащей клинической практике (ICH GCP), Конституцией РФ, Федеральным законом Российской Федерации № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г.

Письменное информированное согласие было получено у всех участников исследования до начала выполнения любых процедур исследования.

Финансирование работы осуществлялось за счет средств гранта для молодых исследователей ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Процентное соотношение групп риска по шкалам SCORE-2 и CMDS, выявленное в результате обследования пациентов, представлено на рис. 1 и 2.

В результате проведения ROC-анализа были получены следующие данные: площадь под ROC-кривой, соответствующей взаимосвязи прогноза ССР по шкале SCORE-2 и уровня МК сыворотки крови, составила 0,783 ± 0,036 c 95%-м доверительным интервалом 0,712–0,854. Полученная модель была статистически значимой (p = 0,005). Пороговое значение МК в точке cut-off равно 300,5 мкмоль/л, что является нормой уровня МК сыворотки крови в Российской Федерации для обоих полов. При уровне МК, равном или превышающим данное значение, прогнозировался высокий ССР по шкале SCORE-2. Чувствительность и специфичность метода составили 71,9 и 73,5 % соответственно. ROC-кривая представлена на рис. 3.

 

Рис. 1. Группы ССР по шкале SCORE-2 среди пациентов, включенных в исследование

 

Рис. 2. Группы КМР по шкале CMDS среди пациентов, включенных в исследование

 

При изучении взаимосвязи прогноза КМР по шкале CMDS и уровня МК сыворотки крови площадь под ROC-кривой составила 0,68 ± 0,039 c 95%-м доверительным интервалом 0,603–0,756. Полученная модель была статистически значимой (p = 0,01). Пороговое значение МК в точке cut-off равно 288,5 мкмоль/л. При уровне МК, равном или превышающим данное значение, прогнозировался очень высокий КМР по шкале CMDS. Чувствительность и специфичность метода составили 61,2 и 61,7 % соответственно. ROC-кривая представлена на рис. 4.

 

Рис. 3. ROC-кривая взаимосвязи прогноза ССР по шкале SCORE-2 и уровня МК сыворотки крови

 

Рис. 4. ROC-кривая взаимосвязи прогноза КМР по шкале CMDS и уровня МК сыворотки крови

 

В группу пациентов с бессимптомной гиперурикемией (ГУ) из 200 обследуемых вошли 35 человек (17,5 %). Пациенты были разделены согласно уровню ССР и КМР (рис. 5, 6).

Исходя из полученных данных, важно отметить, что при значениях уровня МК ниже пороговых у обследуемых прогнозировался высокий ССР по шкале SCORE-2 (при значениях, равных или превышающих 300,5 мкмоль/л). При этом пациенты распределялись в группу бессимптомной ГУ лишь при значениях МК 360 мкмоль/л (нижнее пороговое значение) и выше. Таким образом, возникает необходимость установления целевых показателей уровня МК сыворотки крови у группы обследуемых высокого ССР ниже 300,5 мкмоль/л.

 

Рис. 5. Группы ССР по шкале SCORE-2 среди пациентов с бессимптомной ГУ

 

Рис. 6. Группы КМР по шкале CMDS среди пациентов с бессимптомной ГУ. Низкого уровня ССР по шкале SCORE-2 в выборке пациентов с бессимптомной ГУ не обнаружилось

 

Очень высокий уровень КМР по шкале CMDS прогнозировался при еще более низких значениях – 288,5 мкмоль/л и выше. Этот результат говорит о том, что оптимальные значения уровня МК сыворотки крови должны подбираться для пациентов данной выборки с опорой не только на уровень ССР, но и на наличие коморбидных патологий. Важность такого подхода объясняется мультиполярностью повреждающего действия МК.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках исследования было выявлено, что в обследуемой группе высокий риск по шкале SCORE-2 и очень высокий риск по шкале CMDS прогнозируется при значениях уровня МК 300,5 мкмоль/л и 288,5 мкмоль/л и выше соответственно. В связи с этим для данной выборки целевыми показателями уровня МК для достижения умеренного ССР будет <300,5 мкмоль/л, а для снижения КМР с очень высокого до высокого уровня и ниже – <288,5 мкмоль/л.

Важно отметить, что среди обследуемых с бессимптомной ГУ встречались пациенты с умеренным и низким уровнями риска, что подтверждает важность подбора индивидуальных целевых значений уровня МК.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о возможности разработки новой прогностической шкалы ССЗ с использованием уровня МК сыворотки крови как дополнительного, неразрывно связанного с другими, расчетного фактора сердечно-сосудистого и кардиометаболического рисков.

Ограничения исследования: в задачи анализа не входили оценка функции почек путем расчета скорости клубочковой фильтрации, лабораторное и инструментальное исключение патологий, при которых использование шкал SCORE-2 и CMDS нецелесообразно, подробное изучение принимаемой терапии (за исключением оценки приема препаратов, влияющих на уровень МК). Планируется продолжение работы с учетом указанных ограничений исследования с целью получения более валидных данных.

×

Об авторах

Михаил Евгеньевич Стаценко

Волгоградский государственный медицинский университет

Email: mestatsenko@rambler.ru

доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой внутренних болезней

Россия, Волгоград

Мария Владимировна Деревянченко

Волгоградский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: derevjanchenko@gmail.com

доктор медицинских наук, профессор кафедры внутренних болезней

Россия, Волгоград

Владислав Владимирович Федотов

Волгоградский государственный медицинский университет

Email: yetiv0@mail.ru

студент 5-го курса лечебного факультета

Россия, Волгоград

Майя Юрьевна Шапошникова

Волгоградский государственный медицинский университет

Email: mayya.shaposhnikova@bk.ru

студентка 5-го курса педиатрического факультета

Россия, Волгоград

Список литературы

  1. Амиров Н.Б., Наумова А.Я., Фатыхов Р.Г., Амирова Р.Н. Гиперурикемия: клинические последствия, сердечно-сосудистый риск, современный подход к терапии. Вестник современной клинической медицины. 2022;1(15):95–106.
  2. Бессимптомная гиперурикемия, артериальная гипертония, сердечно-сосудистый риск: отдельные пазлы или единая картина? Лечащий врач. 2021;12:85–89.
  3. Сафарян А.С., Лишута А.С., Небиеридзе Д.В. Мочевая кислота как фактор риска сердечно-сосудистых заболеваний. Рациональная фармакотерапия в кардиологии. 2022;4(18):473–479.
  4. Hisatome I., Li P., Miake J. et al. Uric Acid as a Risk Factor for Chronic Kidney Disease and Cardiovascular Disease – Japanese Guideline on the Management of Asymptomatic Hyperuricemia. Circulation Journal. 2021; 85(2):130–138. doi: 10.1253/circj.CJ-20-0406.
  5. Стаценко М.Е., Деревянченко М.В. Функциональное состояние почек, ригидность магистральных артерий и сосудистый возраст у пациентов с артериальной гипертензией и сахарным диабетом 2 типа. Нефрология. 2019;3(23):42–48.
  6. Стаценко М.Е., Деревянченко М.В., Федотов В.В. и др. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2022665149 Российская Федерация. Электронно-вычислительная программа оценки риска развития сердечно-сосудистых заболеваний по шкалам SCORE-2 и SCORE-2-OP: № 2022664363: заявл. 02.08.2022: опубл. 10.08.2022; заявитель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации.
  7. Стаценко М.Е., Деревянченко М.В., Федотов В.В. и др. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2022665741 Российская Федерация. Электронно-вычислительная программа оценки антропометрических показателей тела и кардиометаболического риска: № 2022664807: заявл. 10.08.2022: опубл. 19.08.2022; заявитель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации.
  8. Драпкина О.М., Мазуров В.И., Мартынов А.И. и др. «В фокусе гиперурикемия». Резолюция Cовета экспертов. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023;4(22):77–84.
  9. Шодикулова Г.З., Пулатов У.С., Каримов А.Х., Махмусаев Э.Ж. Современный взгляд на проблему артериальной гипертензии у больных с подагрой и бессимптомной гиперурикемией. Journal of cardiorespiratory research. 2023;1(4):29–34.
  10. Saito Y., Tanaka A., Node K., Kobayashi Y. Uric acid and cardiovascular disease: A clinical review. Journal of Cardiology. 2021;78(1):51–57. doi: 10.1016/j.jjcc.2020.12.013.
  11. Деревянченко М. В., Федотов В. В., Шапошникова М.Ю. Оценка риска развития сердечно-сосудистых заболеваний по шкалам SCORE-2 и SCORE2-OP с помощью электронных программных средств как первичная скрининговая методика. Российский кардиологический журнал. 2023;S7(28):33.
  12. Мишкич И.А., Баймаков Е.А., Юшкова О.И. и др. Влияние нервно-эмоциональной напряжённости трудового процесса на организм педагогических и медицинских работников. Медицина труда и промышленная экология. 2021;4(61):218–223.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Группы ССР по шкале SCORE-2 среди пациентов, включенных в исследование

Скачать (64KB)
3. Рис. 2. Группы КМР по шкале CMDS среди пациентов, включенных в исследование

Скачать (70KB)
4. Рис. 3. ROC-кривая взаимосвязи прогноза ССР по шкале SCORE-2 и уровня МК сыворотки крови

Скачать (157KB)
5. Рис. 4. ROC-кривая взаимосвязи прогноза КМР по шкале CMDS и уровня МК сыворотки крови

Скачать (145KB)
6. Рис. 5. Группы ССР по шкале SCORE-2 среди пациентов с бессимптомной ГУ

Скачать (40KB)
7. Рис. 6. Группы КМР по шкале CMDS среди пациентов с бессимптомной ГУ. Низкого уровня ССР по шкале SCORE-2 в выборке пациентов с бессимптомной ГУ не обнаружилось

Скачать (54KB)

© Стаценко М.Е., Деревянченко М.В., Федотов В.В., Шапошникова М.Ю., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 79562 от 27.11.2020 г.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах