Применение непрямой лимфотропной терапии при гнойно-воспалительных заболеваниях предплечья

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. В настоящее время значительно увеличилось число резистентных к стандартным алгоритмам лечения гнойно-воспалительных заболевания мягких тканей предплечья. Материалы и методы. В ходе исследования проанализированы результаты лечения 52 пациентов с флегмонами предплечья, разделенные на две клинические группы. В I группе (основной) применяли оригинальный дифференцированный подход с последующим внедрением алгоритма послеоперационного ведения, включающий метод непрямой лимфотропной антибактериальной терапии. Пациентам II группы выполняли классическое вскрытие и дренирование флегмоны в комбинации с традиционным внутримышечным введением антибактериальных препаратов. Результаты. Эффективность предложенной методики оценивали по цитологической картине раневой поверхности в разные фазы раневого процесса, результатам опроса по шкале ВАШ, для оценки двигательных возможностей пораженной конечности использовали опросник – DASH. Полная эпителизация раневой поверхности у пациентов основной наступала в течение (14,3 ± 2,7) суток. Неудовлетворительных результатов лечения, полной или частичной утраты функции конечности, в I группе не зафиксировано. В группе сравнения средний срок восстановления покровных тканей составил (22 ± 4,5) суток. В первом случае при глубокой флегмоне были вовлечены сухожилия сгибателя пальцев, что привело к нарушению функции в поврежденной конечности. Выводы. Разработанный алгоритм позволил уменьшить болевые ощущения, отек, сроки очищения раны и эпителизации раны, а также снизить затраты на лечение за счет уменьшения сроков госпитализации, снижения суточной дозы и кратности введения препаратов.

Полный текст

Гнойно-воспалительные заболевания мягких тканей конечностей зачастую ведут к временному или стойкому нарушению функции конечностей и снижению трудоспособности, вплоть до инвалидизации пациентов [1]. В настоящее время значительно увеличилось число резистентных к стандартным алгоритмам лечения флегмон верхних конечностей, поэтому несмотря на значительный прогресс в фармакологической и хирургической отрасли, эффективность лечения гнойных поражений данной локализации далека от идеала [2, 3]. Этому способствует нерациональное повсеместное применение антибиотикотерапии, ведущее к появлению и распространению резистентных штаммов микроорганизмов, а несвоевременное вскрытие, неправильное дренирование и отсутствие алгоритма ведения послеоперационной раны приводят к формированию мышечных контрактур [4].

В настоящее время недостаточное внимание уделяется транспорту лекарственных веществ при помощи лимфатической системы. Лимфа способна пролонгировать лечебную концентрацию препарата, не прибегая при этом к увеличению его дозы. Повышение биодоступности антибиотиков становится возможным благодаря накоплению и депонированию их в регионарных лимфатических узлах [5].

При проведении комплексного лечения флегмон предплечья также необходимо учитывать анатомическими особенности строения фасциально-мышечных структур и клетчаточных пространств для выбора наиболее подходящего способа некрэктомии и дренировании раны [6].

В значительной степени актуальность обусловлена быстрым формированием большого количества антибиотикорезистентных штаммов микроорганизмов, сложностью оценки качества некрэктомии и дренирования, а также – создания высоких терапевтических концентраций препарата в очаге воспаления при традиционных путях введения лекарственных препаратов в организм. Представляется актуальным разработка комплексного подхода, позволяющего систематизировать варианты хирургических методов и послеоперационного ведения пациентов с флегмонами предплечья.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Улучшение результатов лечения пациентов с флегмонами предплечья за счет разработки и внедрения алгоритма ведения пациентов с учетом локализации, распространенности и фазы раневого процесса, включающего выбор способа некрэктомии, дренирования раны и выбора метода введения лекарственных средств.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе исследования проанализированы результаты лечения 52 пациентов с гнойно-воспалительными заболеваниями предплечья, разделенных на две клинические группы в соответствии со способом примененной тактики. Больные обеих групп были сопоставимы по возрасту и гендерному составу, соотношение глубоких и поверхностных локализаций гнойно-воспалительных процессов в обоих исследуемых когортах составил 1,5 к 1,0.

Комплекс обследования включал сбор анамнеза, физикальные методы исследования, оценку локального статуса, лабораторные исследования. Всем больным выполняли ультразвуковое исследование сосудов верхних конечностей для оценки тканевого кровотока.

В I группу (основную) вошли 24 пациента, у которых применяли дифференцированный подход к оперативному лечению флегмон предплечья с последующим внедрением алгоритма послеоперационного ведения, включающего способ непрямой лимфотропной антибактериальной терапии.

Во II группе, в которую вошли 28 пациентов, выполняли классическое вскрытие и дренирование гнойника с применением адекватной «полноценной» некрэктомии в комбинации с традиционным внутримышечным введением антибактериальных препаратов [7].

В случае поверхностной локализации гнойно-септического процесса предплечья выполняли индивидуальный подход в выборе доступов с учетом локализации, глубины и распространения патологического процесса. Так, например, производили разрез над местом наибольшей флюктуации в зависимости от латерального или медиального расположения первичного очага инфекции продольной оси костей предплечья. Вскрывалось фасциально-клетчаточное пространство наружного или внутреннего фасциального ложа (при необходимости вскрывались оба). В проекции гнойной полости выполняли некрэктомию. С целью профилактики компартмент-синдрома рассекались фасции поверхностной группы мышц предплечья.

При лечении глубоких флегмон предплечья разрез производился между группами поверхностных группы мышц в зоне наибольшей флюктуации до глубоких фасциальных пространств, обеспечивая доступ к внутренней группе мышц предплечья, для адекватного дренирования межкостных и межмышечных фасциальных пространств. В проекции гнойной полости выполняли некрэктомию.

Активное дренирование осуществлялось через две силиконовые трубки с рядами расположенных по кругу в шахматном порядке отверстий согласно способу, предложенному в патенте РФ № 2 653 685.

Для проведения непрямой лимфотропной антибактериальной терапии у пациентов основной группы применяли разработки Ю.М. Левина, согласно которым лимфотропные вещества (лидазы, трипсина, химопсина) обладают способностью изменять агрегатное состояние основного вещества соединительной ткани и увеличивать проницаемость лимфатических сосудов, выполняя роль проводников и увеличивая концентрацию лекарственного средства в лимфатической системе [8].

Внутривенозное давление при проведении непрямой лимфотропной терапии увеличивали за счет манжеты от тонометра, наложенной на границе средней и нижней трети плеча, создавая в течении двух часов давление 40 мм рт. ст. Паранодулярно подкожно по боковым поверхностям предплечья или лучезапястного сустава вводили комбинацию препаратов, включающую цефотаксим 2 г, новокаин 0,25% 3,0 мл и лидазу 32 Ед. Длительность курса составляла 7 дней с кратностью введения 1 раз в стуки [9].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Эффективность применения предложенной методики оценивали по цитологической картине раневой поверхности в разные фазы раневого процесса, результатам опроса по визуальной аналоговой шкале боли, проводимого на 3, 7 и 14-е сут. после оперативного лечения, результатам ежедневной термометрии. Для оценки двигательных возможностей пораженной конечности использовали опросник исходов и неспособности руки и кисти Disability of the Arm, Shoulder and Hand Outcome Measure (DASH), которая является достаточно простым инструментом для определения степени двигательного дефицита.

Анализ цитограмм, полученных в первые сутки после оперативного лечения у всех пациентов, свидетельствовал об активном воспалительном процессе в ране, а также большом количестве нейтрофилов при наличии единичных фибробластов. Динамика изменения количества нейтрофилов в различные сроки в группах сравнения представлена на рис. 1. Достоверно значимых отличий в этот период не зафиксировано.

На 3-и сутки после операции ситуация характеризовалась сохранением I стадии раневого процесса, о чем свидетельствовали данные, полученные при анализе клеточного состава. Отмечено незначительное уменьшение числа нейтрофилов и рост числа фибробластов до 4 и 2 % в группах сравнения.

 

Рис. 1. Динамика изменения количества нейтрофилов

 

На 5-е сутки в I группе наблюдали очищение ран и появление небольшого количества грануляций у 20 пациентов (83,3 %), во II группе подобная картина наблюдалась только у 2 (7 %) больных с поверхностной локализацией процесса. В цитограммах больных основной группы по сравнению с 3-ми сутками отмечено статистических значимое снижение уровня нейтрофилов и рост числа фибробластов, что свидетельствует о переходе во II фазу раневого процесса. В последующих наблюдениях отличия между группами не только сохранялись, но и возрастали, достигая уровня статистической достоверности. Динамика изменения количества фибробластов в различные сроки в группах сравнения представлена на рис. 2. Применение предложенного алгоритма лечения, согласно данным, полученным при анализе цитологического состава, свидетельствует о более раннем очищении операционных ран и формировании грануляционной ткани.

В основной группе на 12-е сутки наблюдался один случай заживления, сопровождающийся сменой характера экссудата на серозный с последующим формированием на поверхности раны плотного струпа. На 14-е сутки подобная картина наблюдалось уже у 17 пациентов (71 %), в оставшихся ранах было отмечено большое количество грануляций. Полная эпителизация раневой поверхности у пациентов данной группы наступала в течение (14,3 ± 2,7) суток. Неудовлетворительных результатов лечения, полной или частичной утраты функции конечности, в основной группе не зафиксировано.

В группе сравнения восстановление покровных тканей при закрытии раневой поверхности отмечали не ранее, чем на 17-е сутки после оперативного лечения. Заживление в более 70 % случаях наступило через 18 дней. Средний срок эпителизации раневой поверхности составил (22 ± 4,5) суток. У троих пациентов (10,7 %) наблюдали прогрессирование нагноительного процесса, что потребовало проведение повторной некрэктомии и редренирования. В одном случае при глубокой флегмоне были вовлечены сухожилия сгибателя пальцев, что привело к нарушению функции в поврежденной конечности. Средние сроки заживления и результаты лечения представлены в табл. 1.

 

Рис. 2. Динамика изменения количества фибробластов

 

Таблица 1

Сравнительная характеристика результатов лечения флегмон предплечья в группах сравнения

Группа

Всего
человек

Глубокие/поверхностные
 флегмоны предплечья,
n случаев (%)

Время
заживления
раны, сут.

Повторное
 нагноение раны,
 
n случаев

Нарушение
 функции

I

24

14/10 (58,3/41,7)

14,3 ± 2,7

0

0

II

28

17/11 (60,7/39,3)

22,0 ± 4,5

3

1

 

Более раннее снижение активности воспалительного процесса у пациентов основной группы связано не только с применением дифференцированного хирургического подхода и выбором методики дренирования, но и за счет использования лимфотропного способа введения антибиотиков, позволяющего достичь их накопления непосредственно в пораженной области и сохранения минимальной действующей концентрации в течение 48 часов.

По результатам термометрии у пациентов I группы только в 4 случаях (16,6 %) цифры достигли фебрильных значений. У всех пациентов температурная реакция купировалась применением нестероидных противоспалительных препаратов. Во II группе наблюдали длительную фебрильную лихорадку у 10 больных, 7 из которых были с глубокими флегмонами, что связно с неадекватным дренированием раны и неэффективным применением антибиотикотерапии.

В I клинической группе одновременно с коррекцией гипертермии происходила и нормализация гемодинамических характеристик, по данным общеклинического анализа крови отмечено более раннее купирование системной воспалительной реакции.

Оценка двигательной функции конечности проводилась по шкале DASH через 14 и 28 дней поле оперативного вмешательства. Пациенту предлагали ответить на 30 вопросов с 5-балльной градацией. Оценке подлежали физические функции, оценка тяжести симптомов и социальное функционирование верхней конечности. Результатом опроса является оценка от 0 до 100 баллов. Минимальное значение свидетельствует об отсутствии признаков недееспособности. Предложенный алгоритм позволяет добиться более раннего и полного восстановления дееспособности пораженной конечности. Результаты опроса представлены в табл. 2.

Применяемый алгоритм также позволил достоверно уменьшить болевые ощущения у пациентов основной группы. В качестве обезболивающей терапии применялись инъекционные формы препаратов НПВС. По данным опроса по ВАШ на третьи сутки после оперативного вмешательства выраженность болевого синдрома была примерно одинакова в двух группах. Однако данные, полученные на 7-е и 14-е сутки достоверно ниже у пациентов I группы, что связано с лучшим дренированием и применением непрямой регионарной лимфотропной терапии, улучшающей биодоступность антибактериальных препаратов.

 

Таблица 2

Оценка двигательной функции конечности по шкале DASH в группах сравнения

Срок,
дней

Группа больных

I группа (n = 24)

II группа (n = 28)

Отл.
(1–25 б.)

Хор.
(26–50 б.)

Удовл.
(51–75 б.)

Неуд.
(76–100 б.)

Отл.
(1–25 б.)

Хор.
(26–50 б.)

Удовл.
(51–75 б.)

Неуд.
(76–100 б.)

14

8

14

2

0

4

17

6

1

28

20

4

0

0

16

8

3

1

 

Срок госпитализации при поверхностных флегмонах составил 7,4 в I клинической группе и 9,3 – во II группе. При глубоких флегмонах эти показатели равнялись 13,7 и 16,4 койко-дня соответственно.

Общие сроки амбулаторного лечения и восстановительной терапии в I группе были короче, в среднем, на 5,7 суток.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По данным проведенного исследования использование комплексного подхода к лечению гнойной патологии мягких тканей предплечья позволяет улучшить непосредственные и отдаленные результаты. Проведённый на основе клинических наблюдений и данных цитограмм сравнительный анализ свидетельствует о более раннем достижении положительного эффекта и отсутствии неудовлетворительных результатов при использовании предложенного алгоритма лечения пациентов. Положительный результат достигается путем применения непрямой лимфотропной терапии, позволяющей ускорить положительный терапевтический эффект за счет повышения биодоступности и увеличения сроков минимальной подавляющей концентрации лекарственного средства.

 

***

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Competing interests. The authors declare that they have no competing interests.

×

Об авторах

Николай Анатольевич Петренко

Ростовский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: petrenkoNA@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-6976-5824

кафедра хирургических болезней № 2

Россия, Ростов-на-Дону

Виталий Сергеевич Грошилин

Ростовский государственный медицинский университет

Email: groshilin@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-9927-8798

доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой хирургических болезней № 2

Россия, Ростов-на-Дону

Сергей Викторович Поройский

Астраханский государственный медицинский университет

Email: poroyskiy@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6990-6482

доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой экстремальной медицины и безопасности жизнедеятельности

Россия, Астрахань

Ольга Владимировна Воронова

Патологоанатомическое бюро

Email: VoronovaOV@ropab.net
ORCID iD: 0000-0003-0542-6900

главный врач, Патологоанатомическое бюро; доцент кафедры судебной медицины

Россия, Ростов-на-Дону

Владимир Дмитриевич Кузнецов

Ростовский государственный медицинский университет

Email: dv_kuz@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0292-4357

аспирант кафедры хирургических болезней № 2

Россия, Ростов-на-Дону

Яна Андреевна Давыденко

Ростовский государственный медицинский университет

Email: yana12082002@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0000-6898-1421

врач-хирург клиники

Россия, Ростов-на-Дону

Список литературы

  1. Сонис А.Г., Столяров Е.А., Алексеев Д.Г., Безрукова М.А. Гнойно-воспалительные заболевания пальцев кисти и стопы (введение в проблему). Московский хирургический журнал. 2020;1(71):62–69. doi: 10.17238/issn2072-3180.2020.1.62-69.
  2. Семкин В.А., Надточий А.Г., Возгомент О.В., Иванова А.А. Лимфатическая терапия и ее значение в комплексном лечении больных. Стоматология. 2020;5(99):116–121. doi: 10.17116/stomat202099051116.
  3. Белобородов В.Б. Осложненные инфекции кожи и мягких тканей: современные особенности антибактериальной терапии. Сonsilium medicum. 2017;2:7–12. doi: 10.26442/2075-1753_19.7.2.7-12.
  4. Wang Y., Oliver G. Current views on the function of the lymphatic vasculature in health and disease. Genes & Developmen. 2010;24 (19):2115–2126. doi: 10.1101/gad.1955910.
  5. Есипов А.В., Крайнюков П.Е., Мусаилов В.А. Лимфатическая терапия. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. 416 с.
  6. Король С.О., Матвийчук Б.В., Бурлука В.В. Современные подходы к хирургическому лечению боевой травмы кисти на этапах медицинской эвакуации. Травма. 2017;1(18):34–38. doi: 10.22141/1608-1706.1.18.2017.95588.
  7. Липатов К.В., Асатрян А.Г., Мелконян Г.Г. Некротизирующий фасциит верхней конечности: клиника, диагностика, лечение. Новости хирургии. 2022;1(30):102–111. doi: 10.18484/2305–0047.2022.1.102.
  8. Панченков Р.Т., Выренков Ю.Е., Ярема И.В., Щербакова Э.Г. Эндолимфатическая антибиотикотерапия. М.: Медицина 1984. 242 с.
  9. Петренко Н.А., Грошилин В.С., Давиденко А.В., Лукаш Ю.В. Клиническая эффективность комплексного многофакторного подхода к лечению флегмон предплечья. Ульяновский медико-биологический журнал. 2017;2:104–110. doi: 10.23648/UMBJ.2017.26.6224.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Динамика изменения количества нейтрофилов

Скачать (91KB)
3. Рис. 2. Динамика изменения количества фибробластов

Скачать (85KB)

© Петренко Н.А., Грошилин В.С., Поройский С.В., Воронова О.В., Кузнецов В.Д., Давыденко Я.А., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 79562 от 27.11.2020 г.