Evolution of the concept of crisis in philosophy of P. A. Sorokin



Cite item

Full Text

Abstract

This article discusses the concept of the crisis of modern society in the work of russian-american philosopher and sociologist P. A. Sorokin. The ideas of this area are shown through the whole science period of P. A. Sorokin work. There was analyzed the meaning of the concept of crisis through the papers of P.A. Sorokin and socio-philosophical thought in general.

Full Text

Развитие современного общества сопровождается целым рядом негативных явлений. Определяющими тенденциями становятся нестабильность, неустойчивость и резкие колебания во всех областях общественной жизни. Одним из определяющих состояние современного общества понятий становится понятие кризиса. Как известно, в широком толковании под кризисом понимается резкий, крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние, а также острый недостаток, нехватка чего-либо, тяжелое положение [5]. Без сомнения, за историю своего существования человечество неоднократно сталкивалось с серьезными затруднениями и пребывало в состоянии кризиса, но при этом кризисы, в подавляющем большинстве, носили локальный характер. Особенностью современного кризиса является его глобальность и системный характер. Почти во всех отраслях человеческой деятельности можно обнаружить проблемы и затруднения, имеющие серьезные последствия для судеб всего мира. К ним можно отнести следствия технизации современного общества, проявляющиеся в катастрофическом загрязнении природной среды, в ухудшении состояния здоровья населения, возникновении техногенных катастроф; экономические неурядицы, выражающиеся в падении темпов экономического роста и финансовых колебаниях, усилении социального неравенства как внутри общества, так и между различными странами; политическую напряженность в мире, этнические конфликты и войны. Современный кризис отличается особой глубиной и широтой проявлений. Кризис охватывает все сферы человеческой деятельности, «…современным кризисом затронуты все отрасли и грани человеческой культуры: экономика, идеология, политика, мораль, право, искусство, философия, экология, религия, межнациональные отношения» [1, с. 206]. В связи с вышесказанным особую актуальность приобретает философское наследие Питирима Александровича Сорокина. Без преувеличения можно сказать, что большинство трудов Сорокина имеют целью исследование современной цивилизации и направлены на выявление, разъяснение, разработку основных проблем, возникающих в ходе развития современного общества. При этом категория «кризис» является одной из ведущих в творчестве мыслителя. На наш взгляд, истоки «кризисологии» можно найти уже в ранних работах П.А. Сорокина, а анализ ученым таких общественных явлений как преступность, война, революция в дальнейшем приведет к формированию целостной концепции кризиса. Необходимо отметить, что в этот период творчества Сорокин практически не употребляет термин «кризис» и не рассматривает его как важную составляющую общественного процесса. Тем не менее, анализируемые им явления представляют конкретные проявления кризиса. Так, в работе 1922 года «Голод как фактор. Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь» [6] Сорокин всесторонне исследует воздействие голода не только на отдельного человека, его сознание, психологию и поведение, но и «социальные эффекты» данного явления. Голод рассматривается Сорокиным в его взаимосвязи с такими явлениями, как преступность, социальная нестабильность, революция и война. Все эти явления в комплексе и составляют основу кризиса. Опираясь на обширный эмпирический материал, Сорокин делает вывод, что голод не только разрушает человеческую личность, подавляя условные детерминаторы социальных действий и искажая моральные, правовые, религиозные, эстетические и прочие формы социального поведения, но и становится одним из определяющих факторов в формировании общественной идеологии, морали, а также основ государственного устройства. Еще одно из существенных проявлений кризиса - война. В статье «Влияние войны на состав населения, его свойства и общественную организацию» (1922) П.А. Сорокин констатирует, что, помимо количественного уменьшения населения (что, несомненно, в первую очередь сказывается на экономическом развитии общества), война приводит к гораздо более важным для общества потерям, оказывая значительное влияние на его качественный состав. Проявляется это в том, что вследствие военных действий более всего страдают трудоспособные возрасты, из жизни уходят более здоровые представители рода, нарушается половой состав населения. Но наиболее значимым фактором, влияющим на стабильное развитие общества (и, как следствие, возможность избегать либо преодолевать кризисы), является то, что «война уносит преимущественно морально здоровые элементы и оставляет выживать элементы морально негодные, преступные … На войне, при равенстве прочих условий, людей с глубоким сознанием долга перед страной, родиной, своей группой гибнет больше, чем лиц, лишенных такого сознания»[6, c. 560]. Сорокин приводит факты, убедительно доказывающие, что общество теряет более интеллектуальную, талантливую и квалифицированную часть населения, «война прямо и косвенно пожирает в большей степени духовно одаренных (более волевых, более развитых, более талантливых), чем неодаренных» [6, c.560]. Таким образом, война оказывает негативное влияние на все основополагающие стороны общественной жизни, что, в свою очередь, может способствовать нарастанию кризисной симптоматики. В своей дальнейшей работе П.А. Сорокин обращается к исследованию кризиса как комплексного, многопланового явления, пронизывающего всю ткань современного общества, задающего характер его развития и определяющего дальнейшие перспективы. В работе «Социальная и культурная динамика» [8] Сорокин утверждает, что кризис носит системный характер. В основе кризиса лежит разрушение всей системы ценностей современной культуры. Категория кризиса у П.А. Сорокина неразрывно связана с категорией культурной суперсистемы и учением о суперсистемах. Необходимо отметить, что категория культурной суперсистемы является основной в теории развития общества П.А. Сорокина, более того, она играет методологическую роль в процессе рассмотрения П.А. Сорокиным кризисного состояния общества и путей выхода из него. В своей концепции социальной и культурной динамики Сорокин рассматривает развитие социокультурных явлений, объединенных некоей основополагающей ценностью. Данная ценность составляет базу суперсистемы и определяет все области деятельности человека. Культура, наука, философия, религия, искусство и мораль зависят от этой ценности. В истории человечества, по мнению Сорокина, существовали три основные культурные суперсистемы - идеациональная (идейная), чувственная, идеалистическая. Основу идеациональной системы составляет обращение к сверхчувственному как к высшей ценности. Идеалом данной системы является некий возвышенный духовный Абсолют. Нравственные нормы данной системы определяются понятием долга и воспринимаются как абсолютные, безусловные и неизменные. Чувственные системы основаны на принципе чувственного счастья. В подобных системах в качестве высшей цели рассматриваются такие понятия, как удовольствие и наслаждение. Наука, искусство и мораль основаны на утилитаризме. Идеалистическая система является синтезом двух вышеназванных систем. Усматривая высшую ценность в боге, она не отрицает значимости мирской жизни. Особенностью данного социокультурного типа является сочетание духовности и рациональности. На протяжении развития человечества данные системы сменяли друг друга, по очереди занимая господствующее положение. Все изменения, происходящие в обществе, обусловлены изменениями в системе ценностей. С изменениями системы ценностей связаны и кризисные проявления. В своих зрелых работах П.А. Сорокин делает вывод, что к кризису в обществе приводит девальвация ценности, лежащей в основе культурной суперсистемы. При этом кризис - явление не случайное. Это следствие «пульсации» суперсистем. Подобно тому, как в жизни человека различные состояния - здоровье и болезнь, напряжение и отдых - сменяют друг друга, так «аналогичная пульсация происходит в процессе исторического развития общества» [8, c. 661]. В работе 1957 года «Кризис нашего времени» [9] Сорокин подчеркивает, что кризисы типичны для человеческой истории, это проявление ее объективного хода. Истории человечества свойственны переходы от порядка к хаосу и наоборот. Тем не менее, кризис XX века носит особый характер и сопровождается крайне глубокими изменениями в области важнейших ценностей. Именно этот кризис Сорокин характеризует как «самый кровавый кризис самого кровавого века» [9, c. 212]. Если мы обратимся к нашей недавней истории, мы обнаружим явные признаки кризиса основополагающих ценностей нашего общества. Следуя логике П.А. Сорокина, можно заключить, что современный кризис - это продолжение, «наследство» кризиса века прошлого. Тем не менее, прогноз на будущее представляется достаточно позитивным. С точки зрения П.А. Сорокина, точно так же, как ценность, образующая основу суперсистемы, влияет на культуру и мораль, изменения в области культуры и нравственности могут помочь «продлить жизнь» или, наоборот, прекратить существование господствующей суперсистемы, и, таким образом, помочь в скорейшем преодолении кризиса. В качестве заключения хотелось бы отметить, что несомненной заслугой П.А. Сорокина можно считать то, что он одним из первых в русской философии применил системный подход для анализа кризиса современного общества. Опираясь на богатый эмпирический материал, П.А. Сорокин исследовал сущность, причины и конкретные проявления кризиса в различных областях общественной жизни, наметил возможные пути его преодоления и дал прогноз на будущее.
×

About the authors

Y. V Golovko

Moscow State University of Mechanical Engineering (MAMI)

Email: yulia_golovko@mail.ru
Ph.D.

References

  1. Анатомия кризисов. / А.Д. Арманд, Д.И. Люри, В.В. Жерихин и др. М., Наука. 1999.
  2. Головко Ю.В. Есть ли будущее у альтруизма и амитологии? Вестник МГУЛ № 7 (49), 2006.
  3. Головко Ю.В. Кризис ответственности как проявление глобального кризиса. Известия МГТУ «МАМИ» Научный рецензируемый журнал. - М., МГТУ «МАМИ» № 2 (16), 2013, т. 6.
  4. Ивлев В.Ю., Ивлева М.Л., Иноземцев В.А. Кризис техногенной цивилизации и формирование новой экологической парадигмы общественного сознания. Известия МГТУ «МАМИ» Научный рецензируемый журнал. - М.,МГТУ «МАМИ» № 2 (16), 2013, т. 6.
  5. Современный словарь иностранных слов. М., 1992.
  6. Сорокин П.А. Голод как фактор. Влияние голода нга поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь. М., 2003.
  7. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997.
  8. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000.
  9. Sorokin P.A. The Crisis Of Our Age. N.Y. 1957.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2014 Golovko Y.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies