Musealisation of society and its causes



Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to the problems of the museum. It analyzes the causes of these problems. The first reason - museums move to market relations. The second reason is the reduction of present time moment. The third reason is the loss of the foundations of life experience.

Full Text

В музеи помещают или артефакты, которые давно вышли из обихода, или природные вещи, представляющие эксклюзивную ценность. К музейным экспонатам относят, как правило, предметы примерно 70-летней или более давности. Обществу необходима охрана памятников с целью познания своего прошлого. Музеевизация - это процесс сохранения момента «оставания» (остановка во времени). Особенно необходим момент «оставания» для классических произведений материальной и духовной деятельности людей. Более того, классические произведения являются, по сути, современным явлением, так как они меньше подвержены старению, чем более новые артефакты. Однако музеи длительное время рассматривались как только культурные учреждения, не связанные с развитием экономики. Они считались фактически обузой для экономики государства. Это понял 100 лет назад автор «Футуристического манифеста» (1909 г.) М. Маринетти, провозгласив лозунг: «Освободим Италию от давления многочисленных музеев, которые являются кладбищами». Цивилизация действительно переполняется устаревшими артефактами. Этот факт можно проиллюстрировать на примере архитектурных памятников. В странах Западной Европы их количество составляет более 15% всех строений. В России, особенно в крупных городах, памятников архитектуры также много. Данное обстоятельство создает определенные трудности в развитии градостроительства, о чем мы хорошо информированы через СМИ. Однако требование М. Маринетти устранить музейное кладбище не реализовалось. Наоборот, произошло значительное увеличение количества музеев. Возникло даже такое, по сути, глобальное явление, которое можно назвать музеевизацией общества. К сожалению, Россию этот процесс коснулся достаточно слабо, так как до сих пор доминирует устаревшая схема восприятия роли музеев в современном обществе. В цивилизованных странах роль музеев во 2-ой половине ХХ в. была основательно пересмотрена. Функция помещения в музеи старых артефактов как элементов прошлой культуры в целом сохранилась, так как современная цивилизация серьезно относится к своему прошлому. Но, одновременно с ней, возникла новая функция музея - приносить стране, городу, селу экономическую прибыль. Реализовать данную функцию возможно лишь при наличии хорошо развитого туристического бизнеса как внутреннего, так и внешнего. Источником экономической прибыли является не только массовое посещение музеев, как правило туристами, но и аукционная продажа музейных экспонатов, прежде всего тех, что хранятся в запасниках. Число посетителей музеев за последние десятилетия увеличилось во много раз. Их сейчас больше, чем посетителей спортивных состязаний. Значительно возросло количество музейных экспонатов. Более того, восстанавливаются целые деревни и районы городов с целью привлечения туристов. Например, в Стокгольме в центре города старые деревянные дома реставрированы и превращаются в музейные экспонаты. Люди обращаются в прошлое, чтобы найти там целый мир. Человек по природе своей стремится познать и сравнить свой образ жизни с жизнедеятельностью прошлых поколений и современных ему людей из других стран и регионов, внутри большой страны. Поэтому возникает потребность в исторической синхронизации представлений об образах жизни людей прошлого и настоящего. Консервация прошлого не означает отказ от научно-технического прогресса. Наоборот, наиболее притягательны именно научно-технические музеи. Еще тот же М. Маринетти говорил о восприятии прекрасного в технике: «В гоночном автомобиле выражается блеск эпохи». Действительно, автомобиль не только техническое чудо, но и одновременно эстетическая ценность. Современная наука, техника и производство вовлечены в музеевизацию. Так, практически у каждой крупной фирмы есть свой музей. Такова первая причина музеевизации общества. Вторая причина интереса людей к прошлому обусловлена резким сокращением момента настоящего времени по отношению к прошлому. Динамика цивилизации очень высока, поэтому происходит компрессия (сжатие) восприятия настоящего времени, то есть количество лет, которые можно считать настоящим временем, уменьшается. В течение жизни человек переживает несколько сменяющих друг друга технических эпох, характеризующих восприятие настоящего времени. Например, лично я, автор данной статьи, в молодые годы начинал работать с настольными счётами, затем с арифмометром, далее с калькулятором и, наконец, с персональным компьютером в разных его модификациях. Эти различные артефакты определяли во многом мое настоящее время в каждый период собственной жизнедеятельности. В свою очередь, сокращение момента настоящего времени вызвало третью причину музеевизации общества - это утрата основ жизненного опыта людьми. Например, еще 100 лет назад 80% населения было занято в сельском хозяйстве. Это обстоятельство имело плюсы и минусы. Главным плюсом было то, что большинство людей имело непосредственное отношение к жизненным условиям, т.е. они обладали элементарным жизненным опытом. Можно сказать - они знали жизнь. Если это перевести на экономический язык, то была ситуация, при которой редко приобретали товары. Обычно это делалось на ярмарках, ходили туда два-три раза в год. Покупали соль, сложные металлические изделия и т.д. Крестьянин, как правило, один раз в жизни покупал костюм, в котором его женили и хоронили. Во всех сельскохозяйственных обществах было представление об основах жизни. Сейчас ритм жизни возрастает в геометрической прогрессии, но вместе с тем многие знания трудно протаскивать через «ушко» социального сознания. А именно последнее определяет наше отношение к жизни. Мы не знаем жизнь как целое из-за того, что являемся специалистами в очень узкой области. Мы отличаемся от школьного соседа по парте в этом отношении. Отсюда значительные социально-психологические последствия. Мы можем жить тогда, когда проявляются свойства, которые не требовались в сельскохозяйственном обществе. Это, прежде всего, доверие к соседу-специалисту. Раньше оно не нужно было, т.к. была семейная автаркичность. Сейчас наша повседневная жизнь свидетельствует, что в течение одного дня мы совершаем многочисленные акты доверия, позволяющие без ущерба провести этот день. Мы доверяем специалистам слепо, они должны обеспечить нашу безопасность. Сами же мы, как правило, не понимаем процессы, совершаемые в этих артефактах. Поэтому мужчина сейчас часто не может совершать обыденные ремонтные работы, а женщина нередко плохая домашняя хозяйка. Они надеются на современные технические устройства, которые позволяют решить бытовые проблемы. Таким образом, доверие, т.е. надежность результатов деятельности специалистов, является своеобразной, образно говоря, смазкой нашей жизнедеятельности, напоминает сейчас замазку, которая засыхает и начинает крошиться. Все это вызывает недоверие. Недоверие прямо сказывается на чувстве уверенности. Это звучит драматично, но люди не знали никогда так мало о прошлом, как сейчас. Раньше картина прошлого была куда определеннее. В доиндустиальных обществах они знали больше об условиях своей жизни, потому что мир через 20-30 лет оставался таким же, т.е. практически неизменным. Сложнее мир представить, если быстро идут изменения в единицу времени. Иначе говоря, убыстряется ритм жизни. Ритм социальной жизни - совершение действий в единицу времени. Итак, мы назвали три причины изменения отношения к основам жизни человека. Возникает вопрос: к чему приводят все эти причины? Эти причины, на наш взгляд, приводят к увеличению затрат на решение жизненных проблем. Затраты растут быстрее, чем жизненные преимущества. В свою очередь, в силу данного обстоятельства, постиндустриальные общества находятся под влиянием закона пограничной пользы. Польза все более уменьшается по сравнению с затратами на ее получение, что свидетельствует о социальном кризисе постиндустриального общества и потребности формирования нового типа общества. Поэтому люди ищут в прошлом какие-то стабильные элементы жизнедеятельности, которые можно использовать при формировании нового типа общества (цивилизации).
×

About the authors

A. G Pyrin

Moscow State University of Mechanical Engineering (MAMI)

Dr.Sc., Prof.; +7 499 267-16-40

References

  1. Балаховская Ф. Бедное, но наше // «Ведомости». М., 30.09.2008.
  2. Катаева О.В. Социологические подходы к анализу социальных изменений: прошлое и настоящее. - М.: Известия МГТУ «МАМИ». № 4 (18), 2013, т. 2.
  3. Пырин А.Г. Художественный авангард-искусство! - М.: «Вестник Российского философского общества». № 1, 2010.
  4. Фадеева М. Пора наводить мосты // «Ведомости» М.: 23.04.2010.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2014 Pyrin A.G.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies