Categories of necessity and chance in philosophy, science, and social cognition



Cite item

Full Text

Abstract

The article examines the two paradigms of understanding of relation of necessity and fortuity categories: Democritus, where the need dominates over accident, and Epicurus, where the primacy belongs to fortuity. The article considers application of these paradigms in science and social cognition.

Full Text

Категории необходимости и случайности имеют в качестве своего основания повседневную жизнь и обыденное познание, в которых они представлены понятием судьбы. Это понятие предопределяет некоторую взаимосвязь событий в жизни человека, причем эти события с необходимостью завершаются предопределенным итогом. Необходимость и случайность постоянно обсуждались и обсуждаются в философии в различных концепциях детерминизма. Эти концепции включают в себя принцип детерминизма, под которым в науке и философии понимается принцип, предусматривающий поиск причин у явлений и процессов. Крайним случаем использования указанного принципа в философии является представление мира обусловленным. Позиции при этом могут существенно отличаться. Принципом детерминизма руководствуются многие из существующих философских и научных концепций. В их спектр входит множество концепций от естественнонаучных, преимущественно материалистических, до идеалистических. В процессе разработки и применения детерминистского подхода применяют такие системы категорий, которые конкретизируют его и опосредуют взаимодействие принципа детерминизма с еще одним диалектическим принципом принципом развития. К таким категориям наряду с категориями причины, следствия, закона, возможности, действительности, относятся также рассматриваемые в работе категории необходимости и случайности. Необходимость и случайность выступают в философии соотносительной парой категорий, которые конкретизируют представления о способах взаимозависимости явлений, а также выражают типы связей этих явлений и степень их обусловленности. В категории необходимости происходит фиксация закономерного характера связи явлений, который обуславливается их внутренним содержанием. В категории случайности происходит обращение к такому типу связи явлений с окружающим миром, который определяется внешними, привходящими обстоятельствами. Жесткой демаркационной линии между категориями необходимости и случайности не существует. Однако в классических концепциях детерминизма при соотнесении категорий необходимости и случайности приоритет принадлежит необходимости. В истории философии со времен античности можно выделить две конкурирующие парадигмы понимания соотношения категорий необходимости и случайности. В первой парадигме, восходящей к Демокриту, категория необходимости трактуется как абсолютная, а под категорией случайности понимается то, что является следствием временной непознанности объектов. Во второй парадигме, связанной преимущественно с именем Эпикура, напротив, случайность довлеет над необходимостью и обусловленностью. Из мифологии и религии первые философы Индии, Китая и Греции заимствуют образ царствующей необходимости (Дао, Рита, Ананке, Судьба в образе Мойр). Первоначально в античном сознании судьба трактуется как слепая, безличная необходимость. В эпоху кризиса полисного устройства идея судьбы претерпевает значительные изменения. На смену мойрам на первый план выступает «Тюхе» - судьба как удача и случайность (в латинской традиции под ней понимается Фортуна). В римском обыденном сознании судьба осмысливается как всеохватывающая предопределенность, которая отчуждена от жизни конкретного человека. В этом случае под судьбой понимается фатум. Мифологема судьбы накладывает свой особый отпечаток на генезис и эволюцию античной философии. Она влияет на введение в философию понятия «логос» у Гераклита, согласно которому все в мире происходит согласно логосу, через борьбу и по необходимости. В философии Демокрита формируется первая парадигма понимания соотношения категорий необходимости и случайности, в которой приоритет отдается необходимости. Сторонник первой парадигмы - Платон - под необходимостью понимает исключительно проявления разумной воли и божественного ума, в то время как под случайностью - все хаотичное, неупорядоченное, нецелесообразное. В античной философии формируется и вторая парадигма понимания соотношения категорий необходимости и случайности, в которой приоритет отдается случайности. Ее сторонник Эмпедокл полагает, что все в мире является результатом случайности. Эпикур, как наиболее яркий сторонник второй парадигмы, оставаясь атомистом, «высмеивает необходимость, которую некоторые изображают владычицей вселенной». Попытку примирить две выделенные парадигмы предпринимает Аристотель. Он к необходимости относит все то, что само по себе присуще предметам и в силу этого не может быть иным, а к случайности - все то, что не есть само по себе и в силу этого может быть тем или иным. Необходимость по Аристотелю определяет сущность предмета, а случайность выражает нечто второстепенное в предмете. В раннем Средневековье соотношение категорий необходимости и случайности предстает как борьба учений о предопределении и свободной воле (спор Августина и Пелагия). В эпоху схоластики Фома Аквинский утверждает, что в мире наряду со случайностью присутствует и необходимость, в качестве которой выступает божественное существо, устанавливающее порядок в мире. В Новое время формируются первые научные концепции детерминизма, в которых значительное внимание уделяется анализу соотношения категорий необходимости и случайности. Идеи появившегося в эту эпоху механистического детерминизма красной нитью проходят через философию Нового времени. Б. Спиноза считает категорию необходимости одной из центральных в своей философии. Посредством механического принципа причинности он интерпретирует природу и человека. И. Кант указывает на акцидентальность случайности, и переносит функционирование свободной причинности из мира феноменов в мир вещей в себе. Г. Гегель разрабатывает диалектический подход к пониманию категорий необходимости и случайности и отмечает, что эти категории нельзя мыслить порознь, так как они предполагают и взаимодополняют друг друга. С позиций гегелевской диалектики категории необходимости и случайности оказываются взаимосвязанными в рамках целостного процесса развития. Сторонники многих философских концепций детерминизма второй половины 18 - первой половины 20 века отрицают объективный характер существования необходимости и случайности. Так, Д. Юм выводит указанные категории из особенностей мышления и человеческих привычек. Э. Мах, Г. Якоби, неопозитивисты, в том числе Л. Витгенштейн, понимают под необходимостью логическую связь понятий, то есть логическую необходимость. Неокантианцы, признавая необходимость в природе, отрицают ее в жизни социума. Таким образом, в истории философии вырабатываются альтернативные по своему основанию и по содержанию парадигмы понимания соотношения категорий необходимости и случайности. При этом следует отметить, что пока ни одному мыслителю не удалось осуществить непротиворечивое и общезначимое обобщение этих парадигм. Интерес науки к анализу случайности возрастает в геометрической прогрессии, начиная с 18 века. Случайные процессы в последние столетия начинают изучаться с помощью специальных, так называемых вероятностно-статистических методов исследования, которые широко используются в физике, биологии, экономике и в других науках. В механистической картине мира, характерной для 18 века, в которой доминирует концепция механистического детерминизма, случайные процессы и явления либо не рассматриваются, либо случайными считаются такие, причины которых пока неизвестны. Классическое естествознание, в особенности классическая механика, обращается к исследованию только таких процессов, результаты которых предсказываются с полной достоверностью. Наиболее полно и точно ее выражает французский астроном и математик П. Лаплас в работе «Опыт философии теории вероятностей», по фамилии которого данный вид детерминизма часто называют лапласовским. В соответствии с лапласовским детерминизмом природа понимается как то, что заполнено определенными телами, которые движутся по раз и навсегда установленным законам. Необходимость при таком подходе отождествляется с причинностью. Мир трактуется как машина, которую запустили единожды в ход, и потом она постоянно перемещается по раз и навсегда заданным законам. В соответствии с лапласовским детерминизмом, можно полностью определить состояние некоторой закрытой системы, в случае если оказываются известными положения и скорости основных элементов этой системы в определенный момент времени. Лаплас следует постулату, согласно которому если мы знаем исходные причины, то из них всегда можно однозначно вывести следствия. Развитие научного знания во второй половине 19 века приводит к тому, что на смену механистическому (лапласовскому) детерминизму в работах Дж. Максвелла, Р. Клаузиуса, Л. Больцмана, Д. Гиббса и других естествоиспытателей приходит концепция вероятностного детерминизма. В работах указанных авторов доказывается, что любые тела, которые состоят из набора частиц, не могут быть описаны с помощью законов классической механики. Для их описания характерные для классической механики законы Ньютона следует дополнить закономерностями, которые исследуются с помощью вероятностного подхода, являющегося проявлением закономерностей статистического порядка. Вероятностный детерминизм трактует необходимость и случайность как две формы действительности. Наука 20 века устанавливает фундаментальную конструктивную роль случайности, ее значение для объяснения происходящих в природе и обществе явлений и процессов. В 1960 - 1970-е годы появляется синергетика, которая разрабатывает механизм исследования возникновения порядка из хаоса в массиве случайностей. Она делает акцент на том обстоятельстве, что в точке перехода объектов в новые качественные состояния (в точках бифуркаций) наличествует как правило несколько возможностей. Для перехода одной из этих возможностей в действительность нужно внешнее воздействие, порой незначительное в сравнении с событием, которое оно порождает. Случайность при этом осуществляет такие функции: во-первых, отбора одной из наличествующих возможностей и, во-вторых, запуска процесса ее трансформации в действительность. Соотношение категорий необходимости и случайности в социальном познании понимается преимущественно как их взаимосвязь в историческом процессе. Изучение в едином историческом процессе конкретного периода основывается на знании общих законов становления и развития исторических типов обществ. Однако на ход истории влияет множество различных факторов. Взгляды на случайность в социальном познании варьируются от полного отрицания роли случайности (детерминизм лапласовского типа) до его абсолютизации (индетерминизм). Исходя из специфики социальных изменений нередко подчеркивается примат случайности в социальном познании и историческом процессе. В эпоху поздней античности, Средневековья и Ренессанса представления о случайности в социальном познании преимущественно связываются с раскрытием основ поведения человека. Наиболее ярко они представляются в проблематике свободы воли человека. В Новое время в социальном познании при изучении соотношения категорий необходимости и случайности доминирует подход Демокрита, который принимает в 18 веке форму лапласовского детерминизма, и переносит законы механики на всю реальность, включая социальную. В этом ключе рассматривают необходимость и случайность в социальном познании представители классического рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц). В соответствии с демокритовским подходом к исследованию необходимости и случайности в социальном познании считается, что законы общества, равно как и законы природы, носят жесткий, необходимый характер. Поэтому объективно случайности в историческом процессе нет, и любое историческое событие предсказуемо. Однако ускорение темпов социального развития в 18 - 19 веках, крушение идеалов Просвещения, непредсказуемость происходящих в эту эпоху исторических событий начинают требовать основательного осмысления роли случайности в историческом процессе. Гегель трактует случайность как хотя и объективное явление, но вызванное несущественными, внешними причинами. Продолжает данную трактовку и марксизм, признающий важную роль случайности в историческом процессе. Случайность понимается марксистами и как форма проявления и дополнения необходимости (Ф. Энгельс), и как результат пересечения причинных цепей (Г.В. Плеханов). Во второй половине 19 века в ряде философских школ распространяются идеи исторического индетерминизма (философия жизни, неокантианство). Эти концепции пытаются раскрыть качественную специфику социального познания и исторического процесса, придавая ведущее значение в них случайности. Научное подтверждение этих представлений в социальном познании появляется после создания и разработки в 19 - 20 веках статистической теории на основе теории вероятностей. В итоге многочисленных исследований в области социальных наук случайность признается как самостоятельное начало социума, происходит утверждение конструктивной роли случая в качестве фактора свободы человека и необратимости социальных изменений, а также важнейшего условия появления нового в историческом процессе. Наличие случайности говорит о нелинейности этого процесса, о невозможности точных исторических предсказаний. В социальном познании можно только говорить о вероятности протекания определенных тенденций. Особенно это специфично для современной техногенной цивилизации, характеризующейся неустойчивостью, неравновесностью социальных трансформаций. Таким образом, на первый план в социальном познании также выдвигается утверждение об объективности вероятности, а следовательно, и случайности. Важное значение для современного понимания роли случайности в социальном познании и историческом процессе принадлежит упомянутой ранее синергетике. Разработанный в ее рамках современный подход к случайности демонстрирует ее ключевую роль и в историческом процессе, которая обеспечивает нелинейность этого процесса, и в обосновании выбора людьми своих действий. В завершении статьи рассмотрим специфику необходимости и случайности в экономических процессах. Необходимость появляется там и тогда, когда условия, причины и основания, детерминирующие существование того или иного явления, соединяются между собой определенным способом. Способ определяет последовательность соединения явлений между собой. Таким образом, необходимость - это соединение условий, причин и оснований определенным способом, детерминирующим существование, возникновение, развитие и функционирование тех или иных явлений. Именно это соединение делает то или иное явление именно этим явлением. Экстраполируя категорию необходимости на экономику, можно отметить: необходимость развития экономического процесса детерминируется специфическим способом связей условий, причин и оснований, воздействующих на экономику. Таким образом, для того чтобы понять необходимость в развитии экономики, следует понять способы связи условий, причин и оснований, работающих в направлении экономического процесса. В реальной жизни все происходит значительно сложнее. Сложность возникает тогда, когда становится ясным, что существование любого явления, в том числе экономического, детерминировано не одной, а многими необходимостями, поскольку условия, причины и основания могут соединяться между собой самыми разными способами. Этот факт предопределяет исследование, выбор из массы необходимостей той, которая действительно играет главную роль в процессе жизнедеятельности того или иного феномена. В нашем контексте - экономики. Задача является в принципе выполнимой, но отнюдь не простой. Практическая деятельность убеждает, что случайность появляется как следствие «столкновения» необходимостей. Результат такого взаимодействия, борьбы необходимостей - «победа» более «сильной» необходимости над более «слабой». В реальной жизни это происходит так. Одна необходимость, являющаяся связанными между собой условиями, причинами и основаниями, разрывает взаимодействие других условий, причин и оснований, создающих другую (другие) необходимость. Разрыв их взаимодействий в каждом конкретном случае являет собой случайность. Философская ориентация на практическую значимость необходимости и случайности в развитии экономики заключается в следующем. Во-первых, развитие всех без исключения экономических процессов детерминируется взаимосвязью условий, причин и оснований, то есть необходимостями. Во-вторых, каждый экономический процесс развивается под воздействием не одной, а многих необходимостей. В-третьих, среди этих многих необходимостей обязательно в конкретном пространстве и времени существует главная, самая «сильная» необходимость, которая решающим образом влияет на состояние и развитие конкретной экономики. В-четвертых, взаимодействия названной необходимости с другими необходимостями, влияющими на экономическое развитие стран мира, рождают случайности. Последние возникают там и тогда, когда главная, основная, определяющая необходимость «проигрывает», теряет свою решающую роль в ходе столкновения, «борьбы» с другой или другими необходимостями. В-пятых, в результате такой борьбы необходимости превращаются в случайности, а случайности становятся необходимостями. Руководствуясь философским пониманием соотношения необходимости и случайности, можно решать ряд практических проблем экономического развития. Таким образом, философский анализ создает свои ориентиры в плане понимания соотношения необходимого и случайного в экономических процессах, способствуя решению не только теоретических, но и практических проблем.
×

About the authors

Y. V. Inozemtseva

Moscow State University of Mechanical Engineering (MAMI)

Email: jusy_juss@mail.ru
8-962-271-11-50

References

  1. Лаплас П. Опыт философии теории вероятностей. М., 1908.
  2. Лурье С.Я. Демокрит. Тексты. Перевод. Исследования. Л., 1970.
  3. Пилипенко Н.В. Диалектика необходимости и случайности. М., 1980.
  4. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М., 1986.
  5. Сачков Ю.В. Вероятностная революция в науке: (вероятность, случайность, независимость, иерархия). М., 1999.
  6. Эволюция концепций компьютерной репрезентации знания и эпистемологического содержания искусственного интеллекта. Ивлев.В.Ю., Ивлева М.Л., Иноземцев В.А. Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2012. Т. 3. № 2. С. 294-298.
  7. Методологическая роль категорий необходимости, случайности и возможности в научном познании. Ивлев В.Ю., Ивлева М.Л. М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Московский гос. технический ун-т "МАМИ". Москва, 2011.
  8. The methodological role of categories of chance, necessity and possibility of scientific knowledge. Ivlev V., Bargamyants M., Selyutin A. Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2008. № 1. С. 250-254.
  9. Научный этап развития психологической концепции одаренности: тенденции, направления, подходы. Ивлева М.Л., М.: Издательство МГТУ «МАМИ»,2012.-195с.
  10. Становление новой философско-методологической парадигмы современной науки в условиях информационного общества. Ивлев В.Ю., Ивлева М.Л., Иноземцев В.А., М.: ООО«ИТО СЕМРИК»-2012.-133 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2014 Inozemtseva Y.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies