Retsenziya na monografiyu Agadzhanyana N.A. «Ekologiya dushi cheloveka i prirody»


Cite item

Full Text

Abstract

Full Text

Экологическая направленность научных публикаций академика РАМН Николая Александровича Агаджаняна общеизвестна не только в нашей стране, но и за рубежом. Рецензируемая монография, несомненно, особый труд автора, отличающийся оригинальностью суждений, обобщений и настолько повышающий значимость экологических исследований, что эта область научных знаний по существу становится всеобъемлющей, далеко выходя за рамки общепринятого ее практического использования в биологии и медицине. В то же время эту книгу не хотелось бы рассматривать как труд, подводящий итоги многогранного и плодотворного научного пути известного физиолога академика Н.А. Агаджаняна. Скорее всего, эта монография представляет собой взгляд ученого, направленный в оптимистическое будущее, рисуя вполне определенные ориентиры, на которых должно базироваться прогрессивное развитие не только общества, но и души человека. Перефразируя одну из врачебных заповедей - «Не навреди!», автор подчеркивает, что только «творящий добро возвышает и мир, и самого себя», и выдвигает этот постулат в разряд самого главного принципа сбалансированного сосуществования человека, общества и природы. В противном случае - не избежать проблем, и даже катастроф, различного уровня и масштаба, о чем на протяжении всей книги и на многочисленных примерах из разных сфер жизни предупреждает академик Агаджанян Н.А. Автор, являясь родоначальником экологического направления в физиологии и, в то же время, как никто другой, представляющий роль гипоксического фактора в адаптологии и общей патологии, по сути аллегорически заявляет: «гипоксия природы», сформированная неоправданно агрессивным и не до конца обдуманным воздействием человека на природные ресурсы и богатства, непременно приводит к «гипоксии общества», всей его социально-политической структуры, к «безумным крайностям цивилизации», что, в свою очередь, применительно к конкретному индивидууму, формирует «гипоксию души», ассоциируемую со многими нравственными проблемами современности. Т.е. своеобразный «порочный круг», запускающийся самим человеком, в который он сам и вовлекается и, в итоге, сам же от него страдает и даже погибает. Понимая важность учета временного фактора при различного рода экстремальных воздействиях на человека, академик Агаджанян Н.А. предлагает всем нам остановиться, оглянуться, одуматься, критически переосмыслить многое сделанное, направив все свои устремления на сохранение самого ценного на Земле - человеческой жизни. Эта жизнь, как свидетельствует позиция автора, весьма экологически зависимая категория, при чем она взаимосвязана не только с «экологической нишей» места проживания конкретного человека и условиями его жизнедеятельности, но имеет отношение к более глобальным процессам, связанным со здоровьем всей биосферы. Академик Агаджанян Н.А. неоднократно подчеркивает, что современный экологический кризис в биосфере - состояние вторичное, порожденное «деградацией духовных ценностей человека», «упадком морали», отсутствием у человека должного экологического воспитания и экологической культуры. Именно в этом видит автор истоки всех наших бед и экологических катаклизмов: только безнравственный и некультурный (=неинтеллигентный, =необразованный) человек своей деятельностью, во многом только внешне успешной, особенно в ее материальной части, может создавать различные проблемы не только для своего здоровья, но и для здоровья других, а, в глобальном плане, и для всего живого. В этой связи весьма интересен, представленный в историческом ракурсе анализ биологической эволюции человечества, напрямую связанный с условиями существования человека в постоянно изменяющемся мире. Так убедительно показано, что научно-технический прогресс в обществе, строящийся на основе технократического мышления, в котором исповедуется «примат частной цели над смыслом и общечеловеческими интересами,...техники над человеком и его ценностями», не только не улучшает «искусство жизни человека», а напротив, создает новые проблемы для его здоровья, переводя их в совершенно другую область болезней цивилизации - «антропогенные болезни». Естественно, академик Агаджанян Н.А., оставивший заметный след в авиакосмической медицине и создавший ряд перспективных направлений развития в современной физиологии, вовсе не призывает «притормаживать» развитие науки и техники, а высказывает необходимость соизмерять все новаторские научно-технические идеи со «смыслом человеческого бытия», направлять их на «осуществление человечески достижимых, благородных целей», «социального прогресса». Автор убежден, что только творческое мышление способно сделать человека, как духовно и физически здоровым, так и стимулировать его к активной полезной деятельности. Он прямо так и заявляет: «Кто хорошо и высоконравственно мыслит, тот живет и действует хорошо в нашем мире.». С великим сожалением академик Агаджанян Н.А. констатирует, что в настоящей действительности в трудовой, личной и общественной деятельности человека во многом утрачен духовно-нравственный потенциал и предлагает внедрить его развитие, в качестве основополагающего направления, в системы современного образования, воспитания и подготовки научных кадров. При этом автор подчеркивает, что для него категория «высококлассный специалист» является по своей сущности синонимом категории «высоконравственный человек», в которых приоритетами являются интеллигентность, совестливость, духовность. Именно эти качества личности академик Агаджанян Н.А. рассматривает в качестве основных человеческих качеств, которые позволят нынешней молодежи сформировать новые парадигмы развития общества и восстановить утраченную экологическую красоту нашего мира. По Агаджаняну Н.А., «мир есть вся действительность в целом, в ее прошедшем, настоящем и будущем. Частей мира бесконечное множество, но мир у всех у нас один». Этим высказыванием автор, являющийся идеологом этнической физиологии и концепции экопортрета человека и поэтому во многом исповедующий дифференцированный подход в оценке характера влияния факторов внешней среды на человека в зависимости от его национальной принадлежности, ставит, тем не менее, по истине интернациональную задачу перед всем населением нашей планеты - сохранить «здоровье биосферы............ чтобы в конечном итоге восторжествовала ноосфера - сфера разума.», а не ее альтернатива - «некросфера». Понимая и соглашаясь с позицией академика Агаджаняна Н.А. в отношении того, что «миром правит мысль», а «духовная сила более могущественна, чем любая материальная, а нравственная отвага - более высокая, чем физическая», не удивляешься наличием в монографии ряда уникальных глав, посвященных экологическим аспектам духовного, или просто, как пишет автор - «экологии души». в этих главах не присутствует энциклопедической трактовки термина «душа», который при любом рассмотрении выглядел бы всегда не совсем научным,слабо аргументированным и однобоким. в связи с этим, на наш взгляд, неслучайно в книге цитируется вопрос-сомнение М.Ю. Лермонтова: «А душу можно ли рассказать?». Осознавая это, автор данную, сугубо нравственную, категорию сводит к своеобразному измерению - мере в каждом человеке человеческого, что проявляется как во взаимодействии с другими людьми, так и во взаимоотношениях с самой природой. Поэтому «экологическая чистота» наших помыслов неизменно приводит к экологически сохраненной природе и, наоборот, гармония во внешней среде, как ничто другое способствует действиям человека, как говорится, «от чистого сердца». Глубоко прочувствовав это, академик Агаджанян Н.А. подчеркивает, что великие личности нашей планеты могли создать истинные шедевры своей творческой деятельности только находясь в тесной взаимосвязи с природными достояниями своих стран и эпох. Именно эта неотделимость человека от природы отражена в самом названии книги. При этом автор убежден, что душе человека, в смысле его духовных качеств, как и совести, не нужны никакие определения: они или есть, или их нет. Но академик Агаджанян Н.А. убежден и в другом- их надо обязательно культивировать среди всех нас, опираясь на лучшие образцы русской, советской и мировой интеллигенции, чтобы избежать, по образному выражению автора, «асфиксии души» - критического состояния как для самого человека, так и для среды его обитания. Представляется, что книга-размышление Николая Александровича Агаджаняна «Экология души человека и природы» во многом является тем «духовным эликсиром», весьма необходимым не только ныне живущим, но и будущим поколениям. ведь автор, словами античного философа Платона, утверждает, что «самое главное для человеческой души - подражать движению небесных тел, которые гармонично, без всякого нарушения «прекрасного» вращаются целую вечность. Такой прекрасной, вечной и гармоничной должна быть и человеческая душа...». А, следовательно, и наша жизнь.
×

About the authors

A. A Mar'yanovskiy

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2012 Mar'yanovskiy A.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies