Об этнических особенностях русского мышления
- Авторы: Андриевская Ж.В.1
-
Учреждения:
- Южный Федеральный Университет
- Выпуск: Том 10, № 3 (2020)
- Страницы: 194-198
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.eco-vector.com/2223-0092/article/view/538118
- DOI: https://doi.org/10.33693/2223-0092-2020-10-3-194-198
- ID: 538118
Цитировать
Полный текст
Открытый доступ
Доступ предоставлен
Доступ платный или только для подписчиков
Доступ предоставлен
Доступ платный или только для подписчиков
Аннотация
В настоящей статье рассматривается специфически русский тип мышления со свойственным ему этническим русским типом рациональности; целью статьи при этом является обнаружение их характерных особенностей. Выявляется, что русское мышление не сводится к выполнению банальных логических операций на уровне рассудочной деятельности «здравого смысла»; указывается, для него характерно легкое пренебрежение рассудочностью, прагматичностью, «здравым смыслом», в нем присутствую некоторые сверх-рациональные элементы, которые не сводятся ни к собственно рациональным, ни к когнитивным вообще, и являются основанием таких феноменов, как, например, «широта русской души» - признаков, которые неспецифичны для носителей Западной рациональности; отсюда обнаруживается существование русского типа рациональности, который не сводится ни к Западным , ни к Восточным типам рациональности. Тем самым цель данной статьи - показать несводимость фундаментальных специфик русского мышления - прежде всего, ценностных - к Восточным и Западным спецификам мышления - достигается через рассмотрение этих ценностных установок, и прежде всего - к установке на отказ на сведение разумной деятельность к рассудочной, - русский человек «думает сердцем», а не рассудком, и, тем самым, русское (российское) культурное пространство формирует особый тип рациональности, причем негибридный в координатах «Запад-Восток», не являющийся своего рода синтезом установок Западных и Восточных типов рациональности, а представляющий собой некоторый независимый, имманентный, автономный, самобытный, тип рациональности, который прошел через тысячелетия своей исторической кристаллизации, от древних языческих культов до своего современного - постсоветского состояния.
Ключевые слова
Полный текст
Об авторах
Жанна Викторовна Андриевская
Южный Федеральный Университет
Email: bambinoboom@mail.ru
кандидат психологических наук; доцент Ростов-на-Дону, Российская Федерация
Список литературы
- Барышков В.П. Аксиология личностного бытия / под ред. В.Б. Устьянцева. М.: Логос, 2005.
- Громов М.Н. Панэтизм древнерусской мысли и культуры // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2016. Вып. 6. С. 272-289.
- Жукова О.А. Философия русской культуры. Метафизическая перспектива человека и истории. М.: ООО Изд-во «Согласие», 2017. 624 c.
- Кончаловский А.С. Русское мышление и мировой цивилизационный процесс // Полис. Политические исследования. 2010. № 5. С. 38-47.
- Лебеденко А.А. Философия сердца Григория Сковороды: концепция цельности человека и мира // Труды Объединенного научного центра проблем космического мышления. Т. 2. М., 2009. С. 240-253.
- Ментальные программы и модели социального поведения в российском обществе: монография / отв. ред. А.В. Лубский. Ростов н/Д.: Фонд науки и образования, 2016. 392 c.
- Рябий М.М. Об одной из причин разногласий западников и славянофилов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2009. № 5. С. 293-299.
- Сковорода Г.С. Сочинения: В 2 т. Т. 2. М., 1973.
- Шмелёв А.Д. «Широта русской души». В кн.: Логический анализ языка. Языки пространств / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова, И.Б. Левонтина. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 357-359.