Социокультурные аспекты трансформации национального самосознания в постсоветский период: социально-политический анализ
- Авторы: Лиханова Т.Ю.1
-
Учреждения:
- Институт социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИСПИ ФНИСЦ РАН)
- Выпуск: Том 13, № 4 (2023)
- Страницы: 55-64
- Раздел: Социология культуры
- URL: https://journals.eco-vector.com/2223-0092/article/view/583314
- DOI: https://doi.org/10.33693/2223-0092-2023-13-4-55-64
- ID: 583314
Цитировать
Полный текст
![Открытый доступ](https://journals.eco-vector.com/lib/pkp/templates/images/icons/text_open.png)
![Доступ закрыт](https://journals.eco-vector.com/lib/pkp/templates/images/icons/text_unlock.png)
![Доступ закрыт](https://journals.eco-vector.com/lib/pkp/templates/images/icons/text_lock.png)
Аннотация
Цель исследования: рассмотреть основания национального самосознания, такие как историческая и культурная память, включающие также духовно-нравственные ценности общества и отношения к ним как самого общества, так и государства. На основе социологических данных рассмотреть, какие ценности являются ключевыми для российского общества, насколько активно они воспроизводятся на уровне трансляторов культуры. Выводы: полученные данные показали, что в российском обществе отсутствует реальный консенсус по поводу единой системы ценностей, разделяемой как обществом, так и государством. Проводимая государством политика часто противоречит декларируемым государством ценностям. Необходимо предпринимать реальные действенные меры для того, чтобы привести в соответствие, в первую очередь, экономическую и культурную политику государства с традиционными духовно-нравственными ценностями российского общества. В обществе существуют острое противоречие между теми ценностями, которые воспринимаются обществом как основополагающие, и теми ценностями, которые транслируются в общество, в том числе, лидерами общественного мнения, пользующимися наибольшим доверием. Обществом четко осознается несоответствие нынешней ситуации его реальным запросам, а также острая потребность в претворении этих ценностей в жизнь. В частности, это относится к социальной справедливости. Отсутствие консенсуса делает поле ценностей открытым для влияний извне, способным заполняться ценностями из любых источников, включая чужеродные элементы, сознательно или бессознательно разрушающие национальное самосознание.
Полный текст
![Доступ закрыт](https://journals.eco-vector.com/lib/pkp/templates/images/icons/text_lock.png)
Об авторах
Тамара Юрьевна Лиханова
Институт социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИСПИ ФНИСЦ РАН)
Автор, ответственный за переписку.
Email: Ltu1311@mail.ru
младший научный сотрудник
Россия, г. МоскваСписок литературы
- Березина Н.В., Богданов И.Я., Великая Н.М. и др. Российское общество и государство в условиях глобальной многополярности. Социально-политическое положение России в 2022 годы: монография / отв. ред. В.К. Левашов; ФНИСЦ РАН. М.: ФНИСЦ РАН, 2023. 549 с.
- Вебер А.Б. Социальная справедливость и развитие // Свободная мысль. 2015. № 5. С. 95–108.
- Галкин А.А. Объективные вызовы и национальная идентичность: тенденции и проблемы // Полития. 2013. № 1 (68). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obektivnye-vyzovy-i-natsionalnaya-identichnost-tendentsii-i-problemy (дата обращения: 10.07.2023).
- Нора П. Расстройство исторической идентичности // Исторические записки. 2010. № 13 (131). С. 153–159.
- Ученые записки ФНИСЦ РАН / отв. ред. М.К. Горшков. Вып. 3. Потенциал межэтнического согласия как ресурс консолидации российского общества. М.: ФНИСЦ РАН, 2019. С. 8.
- Кортен Д. Когда корпорации правят миром. СПб.: Агентство ВиТ-принт, 2002. 327 с.
- Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2009. 795 с.
Дополнительные файлы
![](/img/style/loading.gif)