The Social Significance of the Russian Prosecutor's Office: Yesterday, Today, Tomorrow

Cover Page


Cite item

Full Text

Open Access Open Access
Restricted Access Access granted
Restricted Access Subscription or Fee Access

Abstract

This article examines the historical aspects of the development of the supervisory agency, and analyzes the role of the prosecutor’s office in the life of modern Russian society and the state, concerning the 300th anniversary of the founding of the prosecutor’s office in Russia. The author substantiates the importance of the existence of the prosecutor's office in the state system of authorities and its social relevance. It is particularly emphasized that at this stage of development, the main principles of the activities of the prosecutor’s office should be the social orientation of the prosecutor’s supervision and the readiness to meet the most unexpected challenges of the time, constantly guarding the interests of the state, society, and individuals.

Full Text

12 января 1722 г. в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура: «Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору». При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония»1.

Целью ее создания было побороть беззаконие в сфере правопорядка. Прокурор становился «оком государевым», т.е. от лица высшей власти следил за соблюдением законов, а также лично докладывал царю о фактах нарушений в действиях высокопоставленных лиц. Прокуратуры были учреждены при надворных судах, Святейшем Синоде, в провинциях, армии и на флоте. Прокуроры отслеживали соблюдение интересов казны, следили за правильностью сбора налогов, местами содержания арестантов и осужденных за преступления.

Как известно, к числу знаменитых высказываний Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина принадлежит и это: «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения». Несмотря на то, что известный писатель родился значительно позже и не был современником Петра I, опасения царя о неисполнении его воли, собственно, и предопределили роль и место прокуратуры в тогдашнем российском обществе.

По сути, называя прокурора «оком государевым», Петр I обозначал значимость прокурора как лица, которое от его имени следит за исполнением воли царя, выраженной в его указах. Говоря современным языком, целью деятельности органа прокуратуры становился надзор за соблюдением законов, выраженных в нормативной базе, имевшейся на тот момент. Прокурор являлся доверенным лицом царя, докладывал ему лично о выявленных нарушениях. Как известно, впервые в истории отечества должность Генерал-прокурора занял один из ближайших сподвижников Петра I ― граф Павел Иванович Ягужинский.

П.И. Ягужинский довольно быстро занял ключевые позиции в государственных делах, играя, по существу, роль второго лица в империи после Петра I. По выражению русского историка В.О. Ключевского, Генерал-прокурор становится «маховым колесом всего управления». Императора вполне удовлетворяла активная деятельность П.И. Ягужинского, и он во всем поддерживал его. Петр I не раз говорил своим приближенным: «Что осмотрит Павел, так верно, как будто я сам видел»2.

Следующей исторической вехой, наиболее ярко характеризующей роль органов прокуратуры в нашем государстве, по нашему мнению, являются двадцатые годы ХХ в. Так, в ноябре 1917 г. Совет народных комиссаров принял Декрет о суде № 1, в соответствии с положениями которого упразднялись суды, институты судебных следователей и прокурорского надзора. Фактически существовавшая до Октябрьской революции правоохранительная система была полностью ликвидирована. Указанная реформа прервала деятельность отечественных прокуроров ― на протяжении пяти лет прокурорского надзора в стране не существовало.

Вместе с тем уже в мае 1922 г. постановлением ВЦИК было принято «Положение о прокурорском надзоре», учредившее Государственную прокуратуру в составе Народного комиссариата юстиции, которая впоследствии преобразовалась в Прокуратуру Верховного Суда СССР, а в июне 1933 г. в качестве самостоятельного органа появилась Прокуратура СССР.

В письме «О „двойном“ подчинении и законности», продиктованном по телефону и адресованном «Товарищу Сталину для Политбюро», В.И. Ленин отмечал, что «основным злом во всей нашей жизни и во всей нашей некультурности является попустительство <…> и привычки полудикарей, желающих сохранить законность калужскую в отличие от законности казанской... Законность не может быть калужская и казанская, а должна быть единая всероссийская... Прокурор имеет право и обязан делать только одно: следить за установлением действительно единообразного понимания законности во всей республике, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям... Прокурор отвечает за то, чтобы ни одно решение, ни одной местной власти не расходилось с законом...» [1, с. 197–201].

Таким образом, следует сделать однозначный вывод о том, что происходившее в тот период становление нового государства показало необходимость органов прокуратуры и осуществления прокурорского надзора. Снова основной целью и задачей органов прокуратуры на очередном историческом витке стали надзор за единообразным исполнением законов на территории государства, несмотря на то, что государственное устройство и сама законодательная база были уже принципиально иными.

Следующей важной вехой в развитии отечественной прокуратуры стал период, последовавший за прекращением существования СССР как единого государства, и появление на его бывшей территории самостоятельных государств. В частности, в научном труде «Прокуратура Российской Федерации (Концепция развития на переходный период)» 1994 г. указывалось, что «как глава государства Президент принимает на себя большую часть ответственности за состояние правовой системы и правопорядка. Прокуратура должна стать важной опорой органов государственной и, прежде всего, президентской власти в ее усилиях по преодолению нестабильности правовых отношений в обществе, повышению авторитета законов и подзаконных актов». Уникальность роли прокуратуры подчеркивалась в том же документе тем, что «ни один из существующих государственных органов не может принять на себя надзорную функцию прокуратуры»3. Тем самым, органы прокуратуры декларировались снова «оком государевым», в первоочередной функционал которого закладывался надзор за соблюдением законов на территории всего государства. Как представляется, указанные параллели с историческими событиями XVII и XX в. неслучайны.

Последнее десятилетие, на наш взгляд, существенным образом изменило жизнь подавляющего большинства людей в нашей стране. Как уже указывалось ранее, с развитием общества, усложнением политической жизни государства, борьбой за власть ценность определенных видов информации все более и более возрастает. Ценной становится та информация, обладание которой позволит ее существующему или потенциальному владельцу получить какие-либо преимущества: материальные, политические, военные и т.д. [2].

Появилось большое количество цифровых коммуникационных технологий, и это не только мессенджеры, электронные почтовые ящики, а также различные социальные сети. Это еще и значительное количество развлекательных онлайн-программ, к числу которых следует отнести и сетевые интернет-игры.

Вместе с развитием указанных новшеств, как верно подметил во время своего выступления статс-секретарь Министерства внутренних дел Российской Федерации Зубов И.Н., «преступность в киберсреде резко выросла... В определенной мере можем говорить, что длительное время мы все, все наше общество, и молодежь, мы испытываем огромнейшее информационное давление деструктивного плана... Можем говорить о феномене влияния на массовое сознание населения в плане изменения его поведения в деструктивную сторону»4.

Аналогичное, по сути, мнение высказал президент В.В. Путин на встрече с участниками общероссийской акции взаимопомощи «Мы вместе»: «Интернет может разрушить общество изнутри, если не будет подчинен „моральным“ законам». В числе негативных явлений в Интернете, в частности, были указаны распространение детской порнографии, склонение к суицидам и вовлечение несовершеннолетних в незаконные акции протеста5.

Примеров этого в настоящее время достаточно: наличие в Интернете групп «Тихий дом», «Синий кит» и др., призывающих малолетних и несовершеннолетних к суициду, что является одной из форм проявления подобной вседозволенности.

Неслучайно в последнее время органами прокуратуры уделяется большое внимание защите прав детей. В частности, на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации указано: «Органы прокуратуры занимают чрезвычайно важное положение в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних представляет собой самостоятельное направление деятельности органов прокуратуры, охватывает самый широкий спектр работы прокурора и призван обеспечить реальное исполнение законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних, пресечение и предупреждение преступности детей»6.

В качестве других не менее значимых примеров можно привести факты размещения в Сети материалов экстремистского характера, призывающих к совершению террористических действий, пропагандирующих межнациональную и межконфессиональную рознь, а также факты распространения наркотических и психотропных веществ.

Как мы видим, информационный обмен, производимый с помощью современных электронных средств связи, может затрагивать базовые права и свободы человека, что, в свою очередь, наводит на мысль о том, что данные общественные отношения должны быть урегулированы на правовом уровне, а надзор за соблюдением указанных норм закона в ближайшей перспективе должен стать одним из важнейших инструментариев органов прокуратуры.

Как показывает практика, год от года возрастает нагрузка на прокурорских работников всех уровней, начиная от прокуратуры города, района и заканчивая центральным аппаратом Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Обусловлено это рядом объективных причин, некоторые из которых мы изложили выше, ― большая социальная важность деятельности органов прокуратуры, возникновение новых противоправных проявлений, увеличение информационного обмена в обществе и т.д.

Важно отметить, что в подобных условиях на руководителях всех уровней прокурорской системы лежит повышенная ответственность за поддержание комфортного психологического климата внутри вверенного коллектива и грамотное распределение обязанностей среди подчиненных с учетом наработанного опыта и личных профессиональных качеств.

Выражаем уверенность, что богатейшая история отечественной прокуратуры, насчитывающая уже три века, обширный багаж профессиональных знаний и навыков действующих прокурорских работников позволит с достоинством исполнять им важнейшую социальную роль по защите интересов человека, общества и государства в непростых условиях современных вызовов времени.

1 URL: https://genproc.gov.ru/about/history/ (дата обращения: 18.08.2021).

2 URL: https://genproc.gov.ru/about/people/person-12020/ (дата обращения: 18.08.2021).

3 «Прокуратура Российской Федерации (Концепция развития на переходный период)». М., 1994. С. 24, 26.

4 URL: https://ria.ru/amp/20201218/rossiya-1589856994.html (дата обращения: 11.01.2021).

5 URL: https://www.rbc.ru/politics/04/03/2021/6040c97c9a7947263f812b1c (дата обращения: 18.08.2021).

6 URL: https://genproc.gov.ru/protecting_children/ (дата обращения: 23.08.2021).

×

About the authors

Mikhail V. Kolesov

The University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation

Author for correspondence.
Email: kolesov.mv@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-5346-6205
SPIN-code: 6357-3169

Candidate of Jurisprudence, Professor

Russian Federation, Moscow

References

  1. Lenin VI. Complete works. Moscow, 1970. Vol. 45. 730 p. (In Russ.).
  2. Kolesov MV. Problems and prospects of ensuring information security in the Prosecutor's Office of the Russian Federation. Bulletin of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation. 2020;5(79): 92-95. (In Russ.).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Eco-Vector

License URL: https://eco-vector.com/en/for_authors.php#07

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies