The non-classical rationality and the problem of legal values

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

This article touches upon the problem of legal values’ substantiation an the transitional periods of cultural evolution. Particularly, the situation of legal conscience’s crisis at the beginning of 20th century is analyzed. The reasons of mentioned crisis are linked with the decay of the modern era’s culture, which determined the worldview preconditions of new European legal tradition and respective system of legal values. Then authors make the overview of legal conceptions of Russian scientists, which approached to the problem of legal values’ substantiation from the standpoints of non-classical rationality: L.I. Petrazycki, N.N. Alekseev, I.A. Ilyin,B.P. Vysheslavtsev, N.A. Berdyaev, S.L. Frank. They conclude, that the problem of legal values was considered by the mentioned authors in the framework of research of the act, in which subject perceives the values. Such an approach determined special attention to a subject and his self determination in the area of legal values.

Full Text

В качестве неотъемлемой части культуры общества право воплощает в себе важ- нейшие ценностные представления его членов. Само по себе нормативное содержание права является не только порождением матери- альных условий жизни социума, но и в равной мере - отражением базовых мировоззренче- ских установок общества. Соответственно, эво- люция правовой системы не может получить адекватного осмысления в отрыве от анализа изменений, происходящих в мировоззрении носителей данной традиции права. Ключ к про- чтению специфической системы знаков юриди- ческого дискурса кроется в языке той культуры, в рамках которой разворачивается указанный дискурс. А имплицированные в правовой систе- ме ценностные установки служат мостом между правосознанием людей и конкретно-историческим сознанием культуры. В свете сказанного становится очевидным, насколько болезненное воздействие может ока- зывать ломка устоявшихся мировоззренческих структур на общественное правосознание, в целом довольно консервативное и привязанное к тради- ционным формам. Тем не менее в условиях неиз- бежной периодической смены культурных пара- дигм правосознание порою сталкивается с утра- той актуальности в общекультурном контексте тех ценностных предпосылок, которыми до тех пор направлялось развитие правовой традиции. Это ставит перед юридической наукой и философией права непростую задачу по поиску и выражению на языке трансформировавшегося культурного пространства тех правовых ценностей, которые соответствовали бы новым реалиям. Богатый материал для изучения подобных процессов в юридической мысли предоставляет первая половина XX столетия, когда в условиях заката модернистской культурной парадигмы ев- ропейские народы столкнулись с явлением кри- зиса правового сознания. Признаки кризисных явлений выявлялись уже на рубеже веков. Приме- чательно, что в 1909 г., когда в работе «Введение в философию права. Кризис современного право- сознания» П.И. Новгородцев ставил вопрос: «Что представляет собою кризис современного право- сознания: полное крушение старых начал или их необходимое видоизменение?», ответ ученого звучал еще вполне обнадеживающе: «основные начала, - те, во имя которых ранее совершалось движение вперед, понятие личности, принципы равенства и свободы, - остались в силе»1. По его мнению, потерпели крушение лишь «те простые и гармонические схемы, в которых пламенное во- ображение оптимистического века хотело видеть разрешение общественных противоречий»2, в то время как основной вектор развития и ценност- ные ориентиры европейской политико-правовой системы сохраняются в неизменном виде. Однако позднее, в середине века П.А. Сорокин, анализи- руя проявления и причины упадка систем права и нравственности в современной западной цивили- 1 Новгородцев П.И. Введение в философию права: Кри- зис современного правосознания. М.: Наука, 1996. С. 251. 2 Там же. 18 Российский журнал правовых исследований. 2015 ◆ № 3 (4) зации, уже будет связывать его с тотальным кри- зисом постренессансной «чувственной культуры» и соответственно отрицать саму возможность дальнейшего развития европейской правовой си- стемы на прежних ценностных основаниях. Так или иначе, но к началу XX в. кризис пра- восознания со всей остротой поставил перед юридической наукой в России и на Западе вопрос о необходимости нового обоснования юридиче- ских ценностей, а равным образом - и ценности самого права. Причем ответ на этот вопрос дол- жен был быть дан в условиях формирования но- вого неклассического типа рациональности, что предполагало необходимость радикальной пере- стройки самого познавательного акта. В настоя- щей статье мы рассмотрим несколько примеров постановки и разрешения этого вопроса предста- вителями российской философии права. Классическая парадигма в научном мыш- лении сформировалась в XVII в. на базе гносе- ологических идей, выдвинутых прежде всего Декартом. Исходным пунктом познавательного процесса был определен самосознающий субъ- ект, противопоставленный внешнему миру как объекту познания. Необходимой предпосылкой и условием постижения реальности становит- ся имманентная данность субъекту логических структур познания, которые представляются тождественными законам самого мироздания. Эта внутренняя гармония законов человеческо- го мышления и разумных законов природы слу- жит залогом возможности получения истинных и объективных знаний о мире при условии того, что субъект сможет освободить процесс познания от влияния страстей, искажающих изначальную чистоту восприятия реальности. Рационалисти- ческая философия Нового времени исходит из представлений о единстве разумного начала в мире, из чего следует принципиальная воспро- изводимость познавательного опыта для всех субъектов, мыслящих четко и последовательно. Объективное знание, обладающее признаками необходимости и всеобщности, рассматривается не только в качестве предпосылки подчинения природы человеку, но и как фундамент для переу- стройства жизни самих людей на началах разума. Это рационалистическое в своих основах мировоззрение породило такие политические и юридические конструкции, как естественное право (в виде учения о всеобщих разумных осно- вах права), теория разделения властей, правовое государство и др. В подчинении иррационально- го произвола - источника непредсказуемости и хаоса в общественной жизни - рациональным юридическим структурам мыслители эпохи мо- дерна видят залог социального прогресса и бла- годенствия. В рамках классической парадигмы правовые ценности предстают как система всеоб- щих, неизменных и связанных с необходимыми истинами разума принципов-аксиом, к которым субъект приобщается путем их рационального по- стижения априорным путем или путем выявления их в позитивно-правовых формах, воплощающих в себе абстрактные принципы права. Таким образом, к концу XVIII в. складываются основные элементы новоевропейской правовой традиции, характер которых был задан класси- ческим идеалом рациональности. Вместе с тем во второй половине столетия чистота рационалисти- ческого юридического дискурса была существен- но искажена с возникновением исторического со- знания, отдельные элементы которого появляют- ся уже в классических произведениях Монтескье в виде утверждения значимости случайных факто- ров в формировании законов государства. Исто- рический подход к праву поставил под вопрос все- общность юридических ценностей, воплощенных в понятии естественного права. Тенденция была продолжена в XIX в. позитивистскими доктрина- ми с их принципиально агностической позицией в метафизических вопросах, сводившими рацио- нальность в праве к чисто утилитарной целераци- ональности. И если до тех пор легитимация дей- ствующих норм обеспечивалась установлением их логической связи с всеобщими абстрактными принципами естественного права, то теперь кри- терием приемлемости той или иной нормы стала выступать ее генетическая связь с волей законода- теля или просто ее действенность в качестве сред- ства социального регулирования. С точки зрения позитивизма, терял свой смысл вопрос об объек- тивном характере правовых ценностей, не говоря уже об их общезначимости. Окончательное же свертывание рационали- стической парадигмы в европейской политико- правой традиции происходит только с уходом в прошлое самого классического типа рациональ- ности, с которым она была неразрывно связана. Симптомом этого была проблематизация ис- ходных допущений научного мышления, прежде принимаемых за аксиому, а именно: беспредпо- сылочности и «прозрачности» сознания в каче- стве субъекта, воспринимающего реальность. Так, анализ идеологии К. Марксом и Ф. Энгель- сом выявил факт «многомерности сознания или сознательных явлений и их способности надстра- иваться одно на другое так, что объекты, потеряв- шие естественность или не имевшие естествен- ности, не контролируемые нами рационально <…> приобретают и обрастают теми значениями, которые и называются идеологическими в том смысле, что появляются некоторые автономные образования осознания, воображающие себя конечной точкой отсчета, а в действительно- сти являющиеся выражением чего-то другого»3. 3 См.: Мамардашвили М.К. Классический и неклассиче- ский идеалы рациональности. СПб.: Азбука, 2010. С. 68. Russian journal of legal studies. 2015 ◆ № 3 (4) 19 Аналогичное значение имели произведенные З. Фрейдом исследования несознаваемых процес- сов человеческой психики, влияющих не только на поведение, но и на само отношение человека к окружающей реальности. Таким образом, отказавшись от классической схемы познавательного процесса как непосред- ственного отражения сознанием объективной реальности, неклассическая рациональность начинает рассматривать субъекта и его харак- теристики в качестве неотъемлемых аспектов знания, фиксирующего определенный способ восприятия реальности субъектом. Принципи- альным становится допущение того, что «созна- ние, постигающее действительность, постоянно наталкивается на ситуации своей погруженности в саму эту действительность, ощущая свою зави- симость от социальных обстоятельств, которые во многом определяют установки познания, его ценностные и целевые ориентации»4. М.К. Ма- мардашвили так описывает эту познавательную установку: «Мы понимаем, сами установившись в качестве события в мире вместе с законами этого мира. В этом смысле законы мира нельзя пони- мать, не помещая в сам мир некое сознательное и чувствующее существо, которое понимает эти законы»5. С позиций неклассической рациональности способ восприятия правовых явлений субъектом начинает рассматриваться как определяющий фактор в формировании той или иной картины правовой реальности. Это порождает представ- ления о многомерности указанной реальности, заданной допущением нескольких точек отсче- та. Различие классической и неклассической парадигм рельефно проступает в их подходах к пониманию соотношения общего и частного в юридической сфере. Так, сравнивая холистские и атомистские методологические установки в понимании права, З.Д. Деникина указывает, что в классической парадигме правовой атомизм «формируется в виде проблемы индивидуального выбора предзаданных нормативных значений». В неклассическом же понимании права «атомизм как приоритетная методологическая стратегия связан с личностной самоидентификацией, вы- бором особенной онтологической и ценностной системы отсчета»6. Что же касается холистских установок, если в классических представлениях, где «часть детерминирована законами целого», «правовой холизм связан с обоснованием леги- тимности индивидуальных притязаний», то в неклассическом понимании «правовой холизм 4 Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия на- уки и техники. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Science/Step/11.php (дата обращения: 05.09.2015). 5 Мамардашвили М.К. Указ. соч. С. 106. 6 Деникина З.Д. Неклассическая и постнеклассическая философия права. М.: Изд-во МГОУ, 2010. С. 221. связан с обоснованием легитимности общезна- чимых норм»7. Иными словами, независимо от принятия той или иной методологической пози- ции в вопросе соотношения целого и его частей, неклассическая парадигма в сфере социального познания выводит на первый план проблему са- моопределения личности в ценностной сфере. Последнее предполагает обращение к исследова- нию самого акта, в ходе которого субъект утверж- дает себя в рамках определенной системы юри- дических ценностей. Одним из первых, кто в отечественной юри- спруденции начала прошлого века, поставив во- прос о субъективных основаниях права, ввел в исследование права элементы неклассического подхода, был Л.И. Петражицкий8. Предметом его исследования становятся процессы в психике че- ловека, в результате действия которых индивиды наделяют себя и других правами и обязанностя- ми. Нормы и правила, которым как источникам правомочий и правообязанностей приписывает- ся объективный характер, выступают порожде- ниями индивидуальной психики, а иллюзия их реальности и обязательности рассматривается Петражицким в качестве продукта «проекци- онной точки зрения». По его словам, «реально существуют только переживания этических мо- торных возбуждений в связи с представлениями известного поведения»9. Первичной формой су- ществования права является право интуитивное, непосредственно связанное с действием импера- тивно-атрибутивных эмоций каждого субъекта, и поэтому всегда индивидуальное. Что же каса- ется позитивного права, его отличительной чер- той является то, что оно отражает воздействие представлений внешних «нормативных фактов» на психику субъекта. Однако и в данном случае формирование правовых эмоций также цели- ком зависит от того, как субъект воспринимает эти внешние факты. Разнообразие нормативных фактов, способных вызывать императивно-атри- бутивные эмоции, обуславливает существование множества разновидностей позитивного права в рамках данного общества, причем официальное право выступает только одной из его разновид- ностей. Поскольку источник основных правовых фе- номенов относится к области индивидуальной психики, теория Петражицкого рассматривает действие внутренних психических механизмов единственным по-настоящему реальным факто- ром, определяющим принятие субъектами тех или иных поведенческих нормативов, правил 7 Там же. С. 222. 8 См.: Козлихин И.Ю., Поляков А.В., Тимошина Е.В. История политических и правовых учений. СПб.: Изд. Дом СПбГУ, 2007. С. 741. 9 Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб.: Лань, 2000. С. 51. 20 Российский журнал правовых исследований. 2015 ◆ № 3 (4) или принципов. В этом смысле любые ценност- ные системы выступают равноправными и об- условленными субъективным, да и то зачастую несознаваемым выбором. Вопрос об объектив- ности и общезначимости юридических ценно- стей, таким образом, снимается и уступает место вопросу о лежащих в области человеческой пси- хики причинах, побуждающих индивидов посту- пать тем или иным образом. Вместе с тем проблема обоснования обще- значимых ценностей в сфере права в условиях усугубляемого политическими потрясениями первой четверти XX в. кризиса правосознания становилась как нельзя более актуальной. Одной из попыток рассмотрения этого вопроса с пози- ций неклассической методологии была феноме- нологическая концепция права Н.Н. Алексеева. Решительно выступая против рационалистиче- ского подхода к определению права, центральное место в своих исследованиях он отводит анализу акта, в котором субъект воспринимает правовые ценности. Принципиальным моментом феноме- нологического подхода к анализу указанного акта становится установка на преодоление свойствен- ного классической науке противопоставления познающего субъекта познаваемой реальности как объекту. Речь идет не просто о рассудочном познании, а о «заинтересованном отношении», жизненном выборе, отождествлении себя с опре- деленной ценностной системой. Ценности, име- ющие характер первичных «качественных дан- ностей», не определимых и не выводимых логи- ческим путем, но вместе с тем очевидных в своей объективности, даются только в непосредствен- ном созерцании 10. Первоначальные правовые данности интуитивно переживаются субъектом и одновременно интеллектуально им призна- ются. Понятно поэтому, что при данном подходе ценности не рассматриваются как нечто внешнее субъекту - он обнаруживает их в себе самом. Субъект, таким образом, включается Алексеевым в структуру права в качестве носителя правовых ценностей. Из этого следует, что усмотрение и признание ценностей требует определенных ка- честв самого субъекта, без которых он навсегда останется лишь исполнителем навязанного ему формального юридического порядка. Ориентированность неклассической методо- логии на субъективные аспекты восприятия ре- альности придает ключевое значение проблеме правосознания в юридических исследованиях. И.А. Ильин в своих работах, посвященных во- просам правосознания, уделяет особое внимание предпосылкам формирования «здорового правоценностей. Как и Алексеев, он не считает возмож- ным сводить правосознание только лишь к «зна- нию положительного права». По его словам, оно «включает в себя все основные функции душевной жизни»: прежде всего - волю, а также - чувство, воображение, и «все культурные и хозяйственные отправления человеческой души» 11. В качестве «целостного стремления» правосознание охваты- вает как сознательно-разумные части души, так и «неразумные тайники ее», именно в последних черпая свою жизненную силу12. Таким образом, говоря о правосознании, философ подразумевает «некую духовную настроенность» субъекта по от- ношению к праву, «естественное чувство права и правоты», «инстинктивное правочувствие, в ко- тором человек утверждает свою собственную ду- ховность и признает духовность других людей»13. Воля к праву - это органичное проявление «воли к духу», то есть общей направленности личности на утверждение высших духовных ценностей, «верховного и универсального блага», охватываю- щей все области человеческой души. Естественно, что воспитание «нормального правосознания» становится воспитанием лично- сти во всех ее духовных проявлениях. Проблема правовых ценностей получает осмысление как проблема формирования субъекта, способного к восприятию и признанию этих ценностей. От- сюда - первая аксиома правосознания, которая определяется Ильиным в качестве «закона духов- ного достоинства», то есть уважения к себе как к существу, способному к осуществлению и воспри- ятию чего-то безусловно ценного14. Из уважения к себе, из духовного самоутверждения рождается автономия, вторая аксиома правосознания, озна- чающая самостоятельность и одновременно - способность к самоограничению. Поскольку же право существует в сфере межличностной ком- муникации, третьей аксиомой правосознания выступает взаимное духовное признание субъек- тов. Таким образом, правовое общение предстает как взаимодействие личностей - самостоятель- ных духовных центров - на основе их взаимного признания и обоюдного утверждения правовых ценностей. Другим ключевым аспектом неклассического осмысления правовых явлений становится про- блема личностного принятия внешней нормы, ценностной системы, которую субъект находит уже полностью сформировавшейся, в определен- ном смысле, навязываемой ему и, следовательно, требующей обоснования ее значимости для са- мого индивида. Б.П. Вышеславцев исследует отсознания» в качестве способности индивида к ус- 11 См.: Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве. мотрению и реализации в своей жизни правовых 10 Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб.: Юрид. ин-т, 1998. С. 54. М.: АСТ, 2006. С. 191. 12 Там же. С. 288. 13 Там же. С. 281. 14 Там же. С. 380. Russian journal of legal studies. 2015 ◆ № 3 (4) 21 ношение субъекта к гетерономным требованиям закона, соединяя христианскую этику благодати и систему представлений о человеческой психи- ке, разработанную психоаналитическими кон- цепциями первой половины XX в. Он утверждает, что закон (в широком смысле слова) всегда вос- принимается как нечто внешне-принудительное, и, обращая свои требования к сфере сознания, встречает сопротивление на подсознательном уровне15. Вышеславцев пишет, что «В последней глубине, в иррациональной “бездне” (Ungrund) первичного избирающего акта, закон, автори- тет, власть - не действует: всякий закон должен быть свободно признан, всякий авторитет дол- жен быть свободно принят, всякая власть и вся- кое право должны быть свободно установлены»16. Принятие закона подразумевает необходимость соотнесения его цели с внутренними глубинны- ми устремлениями личности. Однако закон как внешне-принудительная сила не способен воз- действовать на сферы человеческой психики, лежащие за пределами сознания, поэтому при- нятию ценностей, лежащих в основании закона, должно предшествовать внутреннее преобра- жение самой личности, сублимация ее инстин- ктов и устремлений. Последняя же невозможна на пути следования рассудочной норме, на пути навязанных предписаний и запретов. Силой для воздействия на подсознательную сферу психи- ки обладают образы воображения, вызывающие определенные эмоции, предметы, переживае- мые как жизненные ценности, которые способны порождать внутренние стремления, вызывать к себе любовь. Таким образом, в этической систе- ме Вышеславцева антиномия закона, гетероном- ной нормы и человеческой свободы разрешается творческим отношением к ценностям, опреде- ляющим содержание нормы, что подразумева- ет внутреннее принятие их через соотнесение с личными жизненными ориентирами. Это близко соотносится с понятием «этики творчества» в философии Н.А. Бердяева, кото- рую он противопоставляет равным образом и рассудочно-нормативной этике закона и рели- гиозной этике искупления. В отличие от них, этика творчества «утверждает ценность инди- видуального и единичного»17. Дух ее опреде- ляется тем, что «нравственная оценка и нрав- ственный акт должны исходить из конкретной единичной личности и быть индивидуальными и неповторимыми в своей индивидуальности нравственными актами и оценками»18. Только личность может быть творцом новых ценно- 15 См.: Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса // Вышеславцев Б.П. Кризис индустриальной культуры. Избр. соч. М.: Астрель, 2006. С. 66. 16 Там же. С. 113. 17 Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: АСТ, 2006. С. 215. 18 Там же. С. 216. стей в нравственной жизни. Этика творчества, «идущая от личности», тем не менее направлена социально, нравственный акт личности имеет общественное значение. С.Л. Франк в духе «философии всеединства» рассматривает встречу личного и общественного начала в общем «мы» как источник ценностей, одновременно индивидуальных и социальных. Он подчеркивает коммуникативную природу личности, индивидуального «я», которое обрета- ет себя только в диалоге с Другим, с «ты»19. При- чем диалог этот становится возможным только благодаря их принадлежности к общности «мы». Внутренняя связь «я» и «мы» рассматривается предпосылкой для осознания общих ценностей в качестве ценностей личных. Поэтому каждый индивид способен путем интроспекции найти в глубинах своей души то, что на ценностном уровне объединяет его с другими. Обоснование объективного характера этических и правовых ценностей, с точки зрения Франка, предполагает осуществляемое личностью «узнавание» всеоб- щего в частном и частного во всеобщем. Подводя итоги, еще раз отметим, что пробле- ма ценностей в праве - это проблема отношения правовой системы к определенной культурной среде. Актуальность исследования ценностных оснований права возрастает в кризисные пе- риоды, когда структурные изменения в обще- ственном мировоззрении становятся причиной рассогласования между правовой традицией и нарождающимся новым языком культуры. Си- туация осложняется тем, что в условиях смены мировоззренческих парадигм юридическая на- ука не может опереться на готовые методоло- гические формулы и должна, как мы это можем увидеть на примере культурной ситуации начала XX в., заново ставить вопрос об отношении лич- ности к праву и правовым ценностям. Применяя неклассическую методологию к исследованию этой проблемы, отечественные философы и правоведы первой половины прошлого века об- ращались прежде всего к анализу субъективного акта, в котором индивид воспринимает правовые ценности. В отличие от модернистских правовых концепций, основанных на рационалистическом мировоззрении, где субъект воспринимал прин- ципы права и правовые ценности в качестве не- изменного набора истин разума, неклассическая модель научного дискурса строилась на пред- ставлениях об определяющей роли субъекта и его индивидуальных характеристик в формиро- вании определенного взгляда на юридические ценности. Особенности переходного периода, разрушение прежней модернистской парадигмы обуславливали необходимость перевода пробле- 19 См.: Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Респу- блика, 1992. С. 50. 22 Российский журнал правовых исследований. 2015 ◆ № 3 (4) мы правовых ценностей в антропологическую плоскость, рассмотрения ее с позиций жизнен- ного самоопределения и творческого призвания человека в меняющихся культурных условиях. Таким образом, кризис правосознания, осмыс- ленный в рамках кризиса культуры модерна, в очередной раз ставил перед индивидом сокра- товскую задачу познания самого себя, развития в себе способности к восприятию ценностей, адек- ватных новой культурной ситуации.
×

About the authors

V B Romanovskaya

Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

Email: law-unn@mail.ru

P S Zhdanov

Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

Email: law-unn@mail.ru

References

  1. Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб.: Юрид. ин-т, 1998. 256 c.
  2. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: АСТ, 2006. 81 с.
  3. Вышеславцев Б.П. Кризис индустриальной культуры. Избр. соч. М.: Астрель, 2006. 1037 с.
  4. Деникина З.Д. Неклассическая и постнеклассическая философия права. М.: Изд-во МГОУ, 2010. 230 c.
  5. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве. М.: АСТ, 2006. 510 c.
  6. Кацапова И.А. Современные проблемы правоведения в контексте социальной роли права // Российский журнал правовых исследований. 2014. № 4 (1). С. 24-31.
  7. Лапаева В.В. Современное состояние и перспективы российской теории права и государства. Часть 2 // Российский журнал правовых исследований. 2015. № 1 (2). С. 9-18.
  8. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. СПб.: Азбука, 2010. 288 c.
  9. Новгородцев П.И. Введение в философию права: Кри- зис современного правосознания. М.: Наука, 1996. 269 c.
  10. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в свя- зи с теорией нравственности. СПб.: Лань, 2000. 608 c.
  11. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники: учеб. пособие. М.: Гардарики, 1999. 400 c.
  12. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. 510 c.
  13. Честнов И.Л. Социокультурная антропология права как постклассическая научно-исследовательская программа // Российский журнал правовых исследований. 2014. № 4 (1). С. 77-85.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Eco-Vector

License URL: https://eco-vector.com/en/for_authors.php#07

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies