THe Scientific novelty of the post-classical jurisprudence

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The author shows the inadequacy of the classical criteria of scientific character. Criteria and practice of logic not adequate the new picture of the world. The objectivity of scientific activity today is replaced by intersubjectivity. The main criterion of scientific novelty today is the social - relevance of the knowledge society. This criterion establishes the elites and reference groups. They selectrows the knowledge that claim the status of scientific novelty. Modern approaches to the law in domestic jurisprudence, the criterion of scientific novelty were more consistent with legal liberalism, economic analysis of law and postclassical theory of law. The most adequate call time, according to the author, is postclassical theory of law. The article presents the main provisions of the postclassical theory of law. It focuses on the main problem of modern law - connection of theory with practice.

Full Text

Н аучность юриспруденции, как и любой другой отрасли знаний, напрямую зави- сит от ее - науки - социального назначения, от реализации ею социальной функции, т.е. от воздействия на социум. Именно этот - социальный - аспект науки выходит на первое место в ситуации постмодерна или «постсциен- тизма», когда классические критерии научности признаны неадекватными (как минимум погре- шимыми), а новые эпистемологические каноны ориентированы на социальное признание1. По- этому научная новизна в общем и целом состоит в адекватности науки социальным ожиданиям, социальному запросу, исходящему от обще- ства элит и референтных групп. Однако сегод- ня соотношение науки и общества как минимум подвержено радикальной ревизии или транс- формации. Если ранее незыблемым считалось положение о том, что наука - важнейшее сред- ство социальных преобразований (а право - средство социальной инженерии по Р. Паунду), то после развенчания претензий научного раз- ума на аподиктичное описание, объяснение и предсказание реальности, а также исследований М. Фуко о «власти-знания», пришло осознание подчиненности науки власти, оспоримости или фальсифицируемости научных результатов и в результате - утрата наукой привилегированного эпистемологического и социального статуса. Во многом это связано с коммерциализаци- ей науки и изменений ее функций. Вот что об этом пишет крупнейший криминолог Н. Кристи: 1 Это не отрицает интрасциентистские критерии науч- ной деятельности, как это делают некоторые радикально настроенные сторонники социальной эпистемологии (в ее «сильной» версии или программе), но говорит об их под- чиненности или вторичности относительно социальной востребованности научных знаний. Другими словами, экстранаучные критерии включают в себя интранаучные. «Университетам постоянно приходится дока- зывать, что они полезны и не зря получают суб- сидии. Но ценность высшего учебного заведе- ния не определяется его практической пользой. Университеты призваны служить базой для из- учения неизведанных ранее сфер бытия и пред- упреждать человечество о грядущих опасностях. К сожалению, последние тенденции в кримино- логии, а также и в других гуманитарных науках, недвусмысленно свидетельствуют об опасностях, угрожающих университетам, когда те вынужде- ны или по собственной воле решают обслужи- вать сиюминутные интересы государства. Причина такого развития ситуации заклю- чается в том, что высшая школа вместе с другими общественными структурами стала жертвой моно- институциональных тенденций… На нее начинают в известной степени распространяться рыночные отношения. Все больше университетов становятся похожими на магазины или фабрики и рекламиру- ют себя, чтобы привлечь студентов, обещают давать им только полезные на практике знания, а оплата сотрудников в известной степени зависит от спро- са на курс среди студентов, а также от количества студентов, успешно его завершивших. Чтобы запо- лучить лучших студентов, приходится изыскивать деньги на исследовательскую работу. Это превра- щает нас самих в элементы правоохранительной индустрии, которая деньгами располагает. Поли- цейские участки, тюрьмы, служба пробации и на- блюдения - все они нуждаются в помощи крими- нологов. Финансирование исследований, доступ к информации, работа для студентов - все идет из одного и того же источника, правоохранительной системы, изучать и критиковать работу которой - наш профессиональный долг. /…/ Складывается впечатление, что те, кто при- зван защищать нашу науку, не понимают, какую опасность несет наступление рынка, и не могут осознать размер своих потерь, потерь для иссле- дователей и всего общества. Наука - древний оплот свободомыслия - рискует утратить свой критический потенциал под давлением всепро- никающего рыночного мышления. Независи- мость науки и свободомыслие ученых - это не просто красивые слова на университетских тор- жествах. Нет, это, по сути, единственная гаран- тия того, что мы по-прежнему сможем и станем высказывать критические суждения»2. То, о чем мечтал «методологический анар- хист» П. Фейерабенд, свершилось. «Наука в свободном обществе» превратилась в одну из форм социальной деятельности, в один из видов знаний3 и утратила свой социальный престиж. Власти и обществу наука по большому счету не нужна. Научные учреждения, проводящие экс- пертизу законодательства, не предлагают (по крайней мере, об этом не известно широкой на- учной общественности) чего-то принципиаль- ного, важного для развития общества и самой науки, ограничиваясь обслуживанием власти и эмпирикой. В глазах широкой общественности занятие наукой потеряло ореол социальной зна- чимости, а перманентный финансово-экономи- ческий кризис привел к утрате всякой матери- альной привлекательности. Все это, очевидно, свойственно и юриспруденции, которая с точки зрения материального обеспечения находится скорее в выигрышном положении по сравнению с подавляющим большинством других научных специальностей. Одновременно интеллектуаль- ное влияние науки в ситуации постмодернити сменилось стремлением к известности. «Знак ра- венства, - пишет З. Бауман, - традиционно ста- вившийся между знанием, культурой, нравствен- ными аспектами человеческого сосуществования и благосостоянием (как общественным, так и личным), решительно стерт, тем самым перестал существовать основной аргумент, поддерживав- ший претензии университетов на общественное высокое к себе уважение»4. 2 Кристи Н. Удобное количество преступлений / пер. с англ. Е. Матерновской; общ. ред. и вступ. ст. Я.И. Гилин- ского. СПб., 2006. С. 166-167, 168. 3 «Свободным является общество, в котором все традиции имеют равные права и равный доступ к центрам власти (что отличается от обычного определения, которое гласит, что индивиды обладают равными правами на достижение положения, заданного некоторой особой традицией - тра- дицией науки Запада и рационализма)». - Фейерабенд П. Наука в свободном обществе / пер. с англ. А.Л. Никифорова. Вот какую картину состояния социальных наук в 2001 г. обрисовал Ю.Л. Качанов. «Сейчас многие научные книги даже не открывают. Иным публикациям везет больше: за счет выверенного маркетинга они на мгновение показываются на поверхности социологической коммуникации, иногда даже “производят впечатление”, но все одно: почти всегда низвергаются в ‘’мир теней’’. Подавляющее большинство социологических книг в России сейчас не рассчитаны на долгую читательскую жизнь. Все они ‘’эфемериды’’, по- скольку утрачена социально гарантированная инстанция “вечности”. …Появилась ли в послед- нее десятилетие хотя бы одна книга с большой буквы? Нет. …К сожалению, этот “высокий” иде- ал не срабатывает, и статус социолога во многом определяется институциональным признанием, учебными и издательскими программами и из- дательскими программами и их докторскими диссертациями, “на все проливающими свет”. По- ставим вопрос несколько иначе, заострим; мож- но ли стать “великим социологом” после падения Берлинской стены? После гибели Атлантиды СССР, гибели, которая, по словам Гераклита, од- них объявила богами, других людьми, сотворила свободными, других рабами? Скорее всего, нет. В основе опыта потери институциональной “веч- ности” покоится скорбь. Прошло, прекратилось, прервалось все, что поддерживало исследовате- ля, ориентировавшегося на “вечные ценности”. … “Великие” научные идеи как “действенная дей- ствительность всего действительного” в социоло- гии лишились своей действенной силы. Стрем- ление сделать “великое открытие” перестало быть действенно-действительным принципом научных практик. Мир собственно научных иде- алов и идей (не путать с технологиями и другими “приложениями”) сделался неправдоподобным, он уже не подает признаков прежней жизни»5. В результате происходящих трансформаций классическая юриспруденция перестала соответ- ствовать «духу времени» - тем изменениям, ко- торые произошли в философии (эпистемологии). Отсюда разрыв между философским, средним те- оретическим и эмпирическим уровнями в юриди- ческой науке. Лингвистический, практический и антропологический повороты не затронули юри- дическую науку, прежде всего отраслевую. Прав Б. Мелкевик, критикующий современную юриспру- денцию, хотя его критический пафос следует адре- совать прежде всего не постмодернистской тории права, а догматической юриспруденции6. «В сфере М., 2010. С. 11. В другой работе он доказывает, что «ни ценности, ни факты, ни методы нe могут обосновать убеждения в том, что наука и научные технологии (тесты интеллектуаль- ного развития, научная медицина, земледелие, архитектура и т.д.) превосходят все иные способы деятельности». - Фей- ерабенд П. Прощай, разум / пер. с англ. А.Л. Никифорова. М., 2010. С. 34. 4 Бауман З. Индивидуализированное общество / пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. М., 2002. С. 169. 5 Качанов Ю.Л. Социология социологии: антитезисы. М.; СПб., 2001. С. 142-143, 144-145. 6 Это кажется достаточно странным. По его мнению, «интеллектуальный климат изменился, но это изменение произошло в эпоху разгула иррационализма, обскуран- тизма, антинаучности, псевдонауки, антирационализма, догматизма и т.п. He говоря уже о постмодерне и о всех иных направлениях с приставкой “пост-”, о культурологифилософии права, - пишет известный канадский (норвежского происхождения) философ права, - основной проблемой сегодня является то, что во- прос о теории права и о теоретическом осмысле- нии права все больше и больше рассматривается в отрыве от судебной практики с пренебрежением и с игнорированием практических аспектов права - того, что фактически происходит в кабинетах адво- катов и в судебных залах. Все чаще философы права пишут свои книги и статьи так, как если бы юриди- ческая практика вовсе не существовала, как если бы она полностью была лишена интереса. Это приво- дит к тому, что “право” становится “вещью в себе” - как в онтологическим, так и в буквальном смыслах, на осях как бытия, так и обладания»7. Догматическая по преимуществу юриспруден- ция оторвана от практических нужд жизни, практи- ки: учебники и правовая реальность не стыкуются друг с другом. А.Э. Жалинский справедливо пишет: «Не вполне понятно, как уголовное право служит об- ществу. Отсутствует должная ясность относительно природы, тенденций и, соответственно, места уго- ловного права в быстро меняющемся современном обществе. …В российском обществе, в значительной части по вине профессиональных юристов, нет чет- кого представления как о позитивных и негатив- ных следствиях функционирования действующего уголовного права, так и о способах использования его возможностей»8. И продолжает: «В уголовно- правовой науке, и не только российской, не решен ческих исследованиях права, о юридическом плюрализме и других “политически и морально корректных” теориях права, которые сегодня осуществляют свое губительное воздействие на интеллектуальную и рациональную сторо- ны права». - Мелкевик Б. Юридическая практика в зер- кале философии права / пер. с фр. и англ. М.В. Антонова, А.Н. Остроух, B.A. Токарева, E. Уваровой и др. / отв. ред. М.В. Антонов. СПб., 2015. С. 6. Однако в другом месте он критикует догматизм современной философии права и указывает «необходимые пути интеллектуального раскре- пощения. Так, мы хотим освободить философию права, во-первых, от неблагодарной роли «сторожевого пса» док- тринального творчества юристов, во-вторых, от вредной этатистской идеологии, в-третьих, от любых форм реифи- кации права, которые угрожают автономии и роли инди- видов, и, в конце концов, от “фундиpyющиx” дискурсов по вопросам права». Особо примечателен последний тезис. Так, он утверждает, что «попытки фундирования того или иного понятия, равно как и чистая селекция модных (или “симпатичных’’) понятий, приводят к одному и тому же результату: в лучшем случае, это бесплодная борьба по- нятий, которая ни к чему не приводит! Все без исключе- ния фундирующие концепции являются лишь ловушкой для ума! И хотя философия права на протяжении долгого времени страдала от такого интеллектуального атавизма, нужно констатировать, что сегодня на это уже нельзя за- крывать глаза». Там же. С. 44, 66. Полагаю, что такого рода заявления значительно радикальнее, чем многие высказы- вания постмодернистов. 7 Мелкевик Б. Юридическая практика в зеркале филосо- фии права / пер. с фр. и англ. М.В. Антонова, А.Н. Остроух, B.A. Токарева, E. Уваровой и др. / отв. ред. М.В. Антонов. СПб., 2015. С. 7. 8 Жалинский А.Э. Уголовное право в ожидании перемен: теоретико-инструментальный анализ. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2009. С. 7-8. ее основной вопрос: какова действительно роль уго- ловного закона. И в особенности каково действи- тельное воздействие уголовного права на поведение людей»9. «В итоге мы имеем, что юридическое, нор- мативистское представление практически почти не имеет отношения к реальности, - констатирует другой авторитетный криминолог В.В. Лунеев. Зако- ны разрабатываются не на основе фундаментально- го анализа и прогноза реалий, и научно не исследу- ется и не прогнозируется их возможная фактическая эффективность действия. И это становится особен- но очевидным при обращении к фактам жизни и де- ятельности системы правоохраны»10. «Но самый главный недостаток, - полагают В.Л. Шульц и С.А. Бочкарёв, - состоит в статич- ных мировоззренческих установках действую- щего права, которые основаны на классических теориях равновесия и готовы только к простому повторению производства тождественного. Они не предрасположены, говоря словами Н. Лумана, к оперативному и беспрерывному самообновле- нию, непрерывному воспроизводству и констел- ляции элементов для нового вида стабильно- сти - динамической стабильности»11. Если согласиться с тем, что наука права изуча- ет состояние одноименной отрасли в ее прошлом, настоящем и будущем, то, полагает Ю.А. Дмитриев, «современное состояние российской конституци- онно-правовой науки иначе как “эмбриональным’’ не назовешь. Обратимся к доказательствам. Что касается предшествующего этапа развития совет- ской государствоведческой науки, то он практиче- ски полностью отброшен, остался без серьезного осмысления, оценки и конструктивной критики. А ведь не случайно очень точно сказано: “В тех, кто стреляет в свое прошлое из пистолета, - будущее выстрелит из пушки”. Так оно и случилось сегодня: состояние и развитие конституционно-правовой науки безнадежно отстает от стремительно раз- вивающейся законодательной практики, и наука вынуждена довольствоваться жалкой ролью ком- ментатора уже фактически сложившихся и урегу- лированных правовых отношений. Правовая на- ука, а в особенности конституционная, утратила свою прогностическую роль, то, для чего и должна создаваться любая реальная наука»12. И продолжа- ет: «Одним из признаков упадка конституционно- правовой науки является тот факт, что в ней не фор- мируются новые научные школы, или, во всяком случае, они не приобрели широкого признания в 9 Там же. С. 106. 10 Лунеев В.В. Теории права и их соотношение с реалия- ми жизни // Российский журнал правовых исследований. 2015. № 1 (2). С. 19. 11 Шульц В.Л., Бочкарёв С.А. «Состояние права» как объект научно-практического осмысления // Российский журнал правовых исследований. 2014. № 4 (1). С. 14. 12 Дмитриев Ю.А. О состоянии и перспективах развития российской конституционно-правовой науки // Россий- ский журнал правовых исследований. 2015. № 1 (2). С. 33. научных кругах. А ведь была в советское время шко- ла Н.П. Фарбера, Д.А. Керимова, В.С. Основина, к которой принадлежал академик РАН О.Е. Кутафин, позже создавший свою научную школу, в которую вошел автор настоящей статьи. В современных условиях если и существуют отдельные планы на- учных исследований, то они носят корпоратив- ный, узко ведомственный характер, «заточены» под решение конкретных задач, этим ведомством или вузом решаемых. Неслучайно в научном юри- дическом сообществе отсутствуют самостоятель- ные объединения государстововедов. Однако мы в процессе освобождения от идеологических шор отбросили то хорошее, что было создано нашими учителями»13. Во многом кризисное состояние юридической науки - и это свойственно науке как таковой - об- условлено сменой картины мира, мировоззрения, происходящей во второй половине ХХ в. Формиро- вание постклассической (постнеклассической по В.С. Степину) рациональности и науки, происходя- щее на наших глазах, меняет представления о науке, критериях научности и научной новизны. «Объ- ективные» критерии научности и, соответствен- но, научной новизны - практика и логика, - как оказалось, исторически и социокультурно детерми- нированы, являются интерсубъективными, зависи- мыми от признания научным сообществом, отсоци- альной востребованности. При этом убедить власти в необходимости нового социального (и правового) проекта невозможно ссылками на научные факты или рациональные аргументы: они всегда опровер- жимы и не могут быть полностью рассчитаны из-за сущностной неопределенности социального мира14, амбивалентности оценки любого социального явле- ния или процесса, латентных функций и дисфунк- ций. Невозможно предсказать отдаленные послед- ствия любого более или менее сложного социально- го явления или процесса, тем более его изменения, так как на конечный результат и его оценку влияют все социальные (и техногенные, и даже отчасти при- родные) факторы и позиция наблюдателя, такую оценку производящего15. Поэтому убедительность в научной новизне в социогуманитарном знании все больше опирается на идеологические, а не собствен- но сциентистские основания. Ко всему прочему па- радоксом научной новизны является то, что новое в науке возникает из «ненаучного», сегодня чаще все- 13 Дмитриев Ю.А. О состоянии и перспективах развития российской конституционно-правовой науки // Россий- ский журнал правовых исследований. 2015. № 1 (2). С. 33. 14 О принципе неопределенности как специфики постклас- сической картины мира см. подробнее: Честнов И.Л. Право- вая политика в постклассическом измерении // Российский журнал правовых исследований. 2015. № 2 (3). С. 33-35. 15 «Пагубной самонадеянностью» назвал претензии на- учного разума на полное описание, объяснение и предска- зание социального мира Ф. Хайек. Ситуация осложняется тем, что не существует «объективных» научных фактов - они всегда «теоретически нагружены» и зависят от пози- ции «метанаблюдателя». Подробнее см.: Там же. С. 36-37. го из междисциплинарного, из абстрагирования от актуального сегодня, от «научной повседневности». Научная новизна в юриспруденции (как и лю- бой науке) формируется ее «передним краем», про- дуцирующим именно концептуальную новизну, из- меняющую основания науки. Ее следует отличать от приращения эмпирических знаний «нормальной» науки (по терминологии Т. Куна), что является чрез- вычайно важным аспектом научной деятельности, но, по большому счету, не может быть квалифицировано как научная (теоретическая) новизна. В отечественной юриспруденции постсовет- ского периода, как представляется, можно назвать два направления, с некоторыми оговорками - три, которые претендуют на научную новизну, по крайней мере, с точки зрения их популярности в научном сообществе. Это юридический либера- тризм, пик популярности которого приходится на середину 90-х гг., экономический анализ права и постклассическая теория права в разных ее моди- фикациях (коммуникативная теория А.В. Поляко- ва, теория многогранности правовой реальности С.И. Максимова, социопсихологическая неклас- сическая философия права Е.В. Тимошиной, фено- менолого-экзистенциальная концепция А.В. Сто- вбы и близкий ему подход Ю.Е. Пермякова, антро- пология права В.И. Павлова, феноменолого-гер- меневтическая концепция М.В. Байтеевой, пост- модернизм А.С. Александрова и Я.И. Гилинско- го, культуральная и критическая криминология О.Н. Бибика и А.Л. Сморгуновойи др.). Полагаю, что первое и второе направления при всей их привлекательности и эвристической ценности, сохраняя верность классической методологии, в меньшей степени отвечают на вызов времени. Постклассическая же юридическая наука в «сон- ном болоте» современной юриспруденции16, вы- зывающая некоторый интерес у читателя, как по- зитивный, так и критический17, отвечает критери- ям научной новизны в эпоху постсовременности в большей степени, чем иные подходы. Что же привносит постклассика, что она дает нового? Прежде всего постклассическая юриди- ческая теория - это критика классической юри- спруденции с точки зрения постклассической фи- лософии права18. Постклассика признает потенци- 16 Так характеризуют современную юриспруденцию из- вестные теоретики уголовного процесса А.С. Александров и В.В. Терехин: «Сообщество неклассической философии права… напоминает “кулибиных’’, “самопальные проекты’’ которых периодически падают на поверхность нашего юри- дического болота, исчезая без следа в его пучине». - Алексан- дрова А.С., Терехина В.В. Текст-Закон-Право-Судие // Россий- ский журнал правовых исследований. № 4 (1). 2014. С. 149. 17 См. обзор основных критических замечаний в адрес постклассической коммуникативной теории права: По- ляков A.B. Коммуникативное правопонимание: избр. тр. СПб., 2014. С. 139-155, 394-439. 18 По мнению А.В. Полякова, именно односторонность клас- сических типов правопонимания - главный их недостаток: «…каждый из этих вариантов правопонимания (норматиальную неисчерпаемость, отсутствие единого ре- ферента у любого сложного социального явления или процесса, в том числе и права19. Это вытекает из постулата неисчерпаемости, постоянной из- менчивости и непознаваемости всей полноты со- циального мира в силу как его (мира) предельной сложности, так и ограниченности человеческого познания, что не отрицает возможности и необхо- димости его познавать. Отсюда - отказ или, по крайней мере, переосмысление с позиций пост- классической эпистемологии сущности, исти- ны, рациональности и т.п. онтических категорий права и в праве. Это не означает полный разрыв с классикой, но предполагает демонстрацию ее не- полноты, ограниченности, односторонности20. «Позитивная программа» постклассической онтологии права21 состоит в том, что она задает новистский этатизм, юснатурализм, психологизм или социоло- гизм) имели дело с важными, но односторонними интерпре- тациями права. Ни одну из них нельзя игнорировать, но нель- зя и абсолютизировать. Однако именно абсолютизация одной из сторон права служит «визитной карточкой» «вчерашнего» правопонимания». - Поляков A.B. Коммуникативное право- понимание: Избранные труды. СПб., 2014. С. 73. 19 «Права “как такового” не существует. Это означает, что у данного слова нет определенного эмпирически узнаваемого референта. Слово “право” не привязано жестко к какому- либо внешнему эмпирическому объекту». - Поляков А.В. Коммуникативный подход к праву как вариант посткласси- ческого правопонимания // Классическая и постклассиче- ская методология развития юридической науки на современ- ном этапе : сб. науч. тр. / Редкол.: А.Л. Савенок (отв. ред.) и др. Минск, 2012. С. 19. 20 Постклассические концепции сегодня сосуществуют с классическими. Прав А.В. Поляков, утверждающий: «Впро- чем, различие между классической теорией права и теорией права постклассической не стоит ни преувеличивать (тем более, абсолютизировать), ни преуменьшать. Переход к постклассическому правоведению, по нашему мнению, не означает полного разрушения основ классической теории, включая ее составную часть - юридическую догматику. /…/ Постклассическое правоведение, как и классическое естественно-правовoe, проблематизирует само понятие права, саму возможность его беспроблемного нахождения в текстуальном пространстве «позитивного»». - Поляков A.B. Коммуникативное правопонимание: избр. тр. СПб., 2014. С. 136-137. По мнению В.С. Степина, возникновение «каждого нового типа рациональности не приводит к ис- чезновению предшествующих типов, а лишь ограничивает сферу их действия. При решении ряда задач неклассиче- ский и постнеклассический подходы могут быть избыточ- ными и можно ограничиться классическими нормативами исследования. Научная рациональность на современной стадии развития науки представляет собой гетерогенный комплекс со сложными взаимодействиями между разными историческими типами рациональности». - Степин В.С. Научная рациональность в техногенной культуре: типы и историческая эволюция // Рациональность и ее границы: Материалы международной научной конференции «Раци- ональность и ее границы» в рамках заседания Междуна- родного института философии в Москве (15-18 сентября 2011 г.) / Рос. акад. наук, Ин-т философии; Отв. ред.: A.A. Гу- сейнов, В.А. Лекторский. М., 2012. С. 18. 21 Онтология права, как уже отмечалось выше, включает вое представление о праве, значительно отличаю- щееся от «классического». Наивный объективизм, реифицирующий правовое бытие, заменяется интерсубъективизмом; бессубъектность юриди- ческого нормативизма трансформируется в чело- векоцентризм; контекстуализм, историческая и социокультурная обусловленность права или ре- лятивизм приходят на смену универсализма; кон- струируемость правой реальности как механизм ее воспроизводства, задающее практическое изме- рение, включающее процессуальность, заменяют статичность права; все эти модусы бытия права имеют внутреннюю основу - правовую комму- никацию, содержанием которой, с моей точки зрения, выступает диалогичность. Все это - более адекватная картина правовой реальности. Конечно, и ранее представители неклассического правоведения и даже классической юриспруден- ции (например, представители социологии права или психологического правопонимания) акценти- ровали внимание на некоторых из перечисленных моментах, аспектах онтологии права. Так, социоло- гия права, а ранее - историческая школа права - постулировала динамик права, психологическое правопонимание - роль эмоций в функциониро- вании права, правовой реализм обращал внимание на вопросы правовой политики. Но адекватного (пост)современным условиям механизма право- генеза или, точнее, воспроизводства правовой ре- альности предложено тем не менее не было. Кроме того, как уже подчеркивалось выше, всем им свой- ствен монизм, монологизм, односторонность, а не диалогичность бытия права. Несколько слов по поводу приведенных выше аспектов правовой реальности. Принцип неопреде- ленности как невозможности полного, объективно- го, аподиктично-универсального описания и объяс- нения всей полноты права (хотя можно спорить с его аутентичностью - этосугубоавторский концепт) по- стулирует отказ от единственно верной точки зрения и эпистемологический плюрализм. Одновременно он ставит ограничения «законодательному разуму» (термин З. Баумана) в претензии на формирование беспробельной, завершенной, непротиворечивойси- стемы права22. Втоже время это неозначает равенства или равноправия любой точки зрения - они могут быть более убедительными, аргументированными или менее. Другое дело, что то, что сегодня представ- ляется более верным, необязательно останется тако- вым и завтра. Пересмотр устоявшихся, принимаемых как самоочевидные аксиом, догм - важнейшее тре- бование постклассической науки. Антиобъективизм (критика вульгарного объ- ективизма) - это признание социокультурной обгносеологию, методологию и аксиологию. - См.: «…правовая онтология, которая сама гносеологична и аксиоло- гична и потому предполагает и соответствующую гносе- ологию и теоретическую аксиологию…». - Поляков A.B. Коммуникативное правопонимание: Избранные труды. СПб., 2014. С. 20-21. 22 Это хорошо понимали реалисты США или Г. Харт, ут- верждавший, что у правовых понятий есть не только неко- торая неопределенность значения, но иногда, в некоторых случаях их употребления, невозможно даже установить их значение. - Харт Г.Л.А. Понятие права. СПб., 2007. С. 130. условленности научного познания, интерсубъек- тивности процесса его воспроизводства. Об этом достаточно подробно пишет Ю. Хабермас: «Объ- ективность мира, которую мы подменяем в языке и действиях, скрещивается с интерсубъективностью соглашения относительно чего-либо в мире столь крепко, что мы не можем отстраниться от этой свя- зи, не можем вырваться из раскрытого в языке гори- зонта нашего интерсубъективно разделяемого жиз- ненного мира»23. В другом месте он пишет: «Субъ- екты, способные к речи и действию… подменяют (unterstellen) “мир” как совокупность независимо существующих предметов, которые можно оцени- вать или как-то с ними обращаться. “Доступными оценке” являются все предметы, о которых вообще возможны фактические высказывания. Но лишь с предметами, идентифицируемыми в пространстве и во времени, можно “обращаться” в смысле целе- направленной манипуляции. “Объективность” мира означает, что мир “дан” нам как “для всех идентич- ный”. При этом именно языковая практика - пре- жде всего практика употребления единственных в своем роде терминов - вынуждает нас к прагмати- ческой подстановке общего для всех объективного мира. Встроенная в естественные языки система референции обеспечивает говорящим формальное предвосхищение возможных соотносящихся между собой предметов. Посредством этой формальной подмены мира коммуникация о чем-либо в мире пересекается с практическими вмешательствами в мир. Для говорящих и акторов это один итот жеобъ- ективный мир, о котором они могут договариваться и в который они могут вмешиваться»24. С этой точки зрения «“реально” все, что может быть представлено в истинных высказываниях, хотя факты интерпре- тируются на таком языке, который в данном случае является “нашим”. Сам мир не навязывает нам “свой” язык; сам он не говорит, а “отвечает” лишь в перенос- ном смысле. “Действительным” мы называем суще- ствование высказанных положений вещей. Но это “веритативное бытие” фактов - соответственно ре- презентационной модели познания - нельзя пред- ставить как отраженную действительность и тем самым приравнять к “существованию” предметов»25. Релятивность права - это его относитель- ность, хотя и не абсолютная, к другим социаль- ным явлениям и обществу, как социальному представлению о целостности социального мира, доминирующему в обыденном сознании челове- ка. Тем самым провозглашается относительная автономность права, его обусловленность эко- номикой, политикой и другими социальными явлениями и процессами, формой которых, по большому счету, и является право. В этом смыс- 23 Хабермас Ю. Коммуникативное действие и детрансцен- дентализированный разум // Хабермас Ю. Между натура- лизмом и религией. Философские статьи. М., 2011. С. 43-44. 24 Там же. С. 32-33. 25 Там же. С. 33-34. ле нет «чистых» правовых явлений, которые не были бы одновременно психическими, экономи- ческими и т.д. феноменами. Но такая релятив- ность права не отрицает его универсальности. Универсальным в праве можно считать право- вую коммуникацию, по мнению А.В. Полякова, диалог и, с моей точки зрения, функциональную значимость права. В принципе, нельзя отрицать универсальности таких модусов бытия права, как мера свободы, формальное равенства, справед- ливость, на чем настаивают сторонники либер- тарного правопонимания. Однако конкретное содержание меры свободы, формального равен- ства и справедливости всегда контекстуально - обусловлено историческими и социокультурны- ми факторами, а потому относительно. Постклассическая социально-философская па- радигма может быть трансформирована в следую- щую картину правовой реальности: 1) любое пра- вовое явление (процесс, норма, институт) суще- ствует в трех модусах бытия - в виде массового поведения, знаковой формы и ментального образа, включая индивидуальные, групповые и коллектив- ные (социальные, общественные) формы проявле- ния, взаимодействующие друг с другом; 2) правовое явление является результатом предшествующей практики, в том числе означивания, в определен- ном смысле результатом «произвола» (по отно- шению к предшествующим юридическим явлениям и практикам), который, впрочем, не может быть каким угодно, выступая в то же время относи- тельно устойчивой структурой - массово повто- ряющимся поведением, зафиксированным знаком и общепринятым ментальным образом; 3) правовое явление (институт) не есть некая данность, объек- тивная сущность, открываемая в «природе вещей», а представляет собой социальный конструкт, обусловленный и ограниченный хабитуализаци- ей (опривычиванием) предшествующих практик; 4) оно никогда не является окончательно завершен- ным, а находится в состоянии постоянного переос- мысления, а тем самым - трансформации; 5) лю- бое правовое явление контекстуально и релятивно: оно зависит от исторического и социокультурно- го контекста, т.е., его содержание определяется связью с другими социальными явлениями и обще- ством как целым. Таким образом, постклассика - это новое про- чтение, переинтерпретация правовой реальности, понимаемой как бытие права или система права. Правовая реальность с позиций постклассической парадигмы - это человек (включая объединения, коллективы людей), социализированный в определен- ной правовой культуре, конструирующий правовую систему; знаковые формы, закрепляющие образцы должного (в широком смысле - включая меру запре- щенного и дозволенного поведения) и опосредующие жизнедеятельность человека; действия человека (шире: его поведенческая и ментальная активность) по воспроизводству (в т.ч. переконструированию) правовой системы. Качество «правового» форми- руется знаковой формой, наделяющей физическое, фактическое поведение (взаимодействия) статусом юридического, как культура переводит материаль- ное (физическое) в социальное. Функционирование системы права осуществляется через означивание - бинарный код, задаваемый извне, политикой права, которая переводит экстраправовые факторы (в том числе - мораль) в юридические явления. Поэтому нет правовых феноменов в «чистой» их явленности, а есть приписывание (аскрипция - по терминологии Г. Харта) некоторым социальным явлениям, событи- ям и процессам свойства «быть правовыми». Таким образом, правовая реальность - это не отдельная (в эмпирико-наглядном смысле) сфера общества, а срез, сторона, аспект социальности, возникающий при означивании (юридической квалификации) тех или иных социальных связей и интеракций как правовых. «Нет такой вещи, как право», но есть прак- тическая активность человека по конструированию и воспроизведению правовой реальности. При этом правовая реальность является многогранным фено- меном, который невозможно исчерпывающим обра- зом описать и объяснить одним (и даже множеством) непротиворечивых способов. Постклассика - это изучение механизма действия правовой системы: ее конструирования и воспроизводства практиками людей. Именно это - экспликация механизма воспроизводства права - главный показатель научной новизны, состоятельности постклассической парадигмы (точнее - научно-исследовательской програм- мы). С позиций критического дискурс-анализа борьба социальных групп за гегемонию в деле со- циальной номинации (юридической категориза- ции и квалификации) суть политика права. Кон- струирование нормы права - это всегда различе- ние нормы и девиации. При этом граница между правильным и неправильным, добром и злом, «своим» и «чужим» не может быть определена а ргіогі - она является предметом ожесточенной политической борьбы, продуктом исторически сложившейся «гегемонической артикуляции», как утверждает Э. Лаклау26. Однако политика пра- ва в постклассическом (например, фукианском) смысле - это не только правовые инновации, исходящие от правящей элиты и референтных групп, но и практики населения по легитимации и воспроизведению правовой реальности. Эта научно-исследовательская программа ак- тивно применяется сегодня, например в крими- нологии. Современная мировая криминология, по мнению Я.И. Гилинского, находится в стадии постмодернизма. «Одной из разновидностей пост- модернизма является конститутивная криминоло- 26 Laclau E. The Death and Resurrection of the Theory of Ide- ology // Journal of Political Ideologies. Vol. 1. 1996. № 3. P. 205. гия. Ее суть заключается в том, что преступность и контроль над ней не могут быть отделены от все- общего структурного и культурного контекста, в котором они продуцируются. Преступность - ин- тегральная часть тотального продукта общества, часть культуры. Поэтому криминологический ана- лиз преступности должен осуществляться в общей социальной картине, наравне с другими состав- ляющими общества. Преступление - социально сконструированная категория»27. Главная проблема, которая не получала над- лежащего осмысления в классической юриспру- денции, - отсутствие ясного механизма транс- формации научных положений в практическую плоскость. Это связано с тем, что применение научного знания на практике опосредовано мно- жеством «фильтров», исходящих прежде всего от действующих акторов. Более того, до послед- него времени юридическая наука, конструируя «параллельный» фактическому особый «юриди- ческий мир», недостаточно последовательно и адекватно описывала и объясняла юридическою практику28. Поэтому научная новизна юриспру- денции состоит в экспликации того, как и почему элита и референтные группы наделяют юриди- ческим значением те или иные социальные яв- ления и процессы, как их переинтерпретируют правоприменители и «обыватели», как использу- ются эти повседневные рутинные знания, навы- ки и умения в практиках действующих акторов. Именно это должно быть прежде всего предме- том анализа постклассической юридической на- уки, как ответ на вызовы постсовременности. 27 Гилинский Я.И. Современные тенденции мировой криминологии // Гилинский Я.И. Девиантность, преступ- ность и социальный контроль в «новом мире»: сб. ст. СПб., 2013. С. 279. 28 Б. Мелкевик по этому поводу достаточно радикально (в духе критикуемого им постмодернизма) заявляет: «По сути, проблема заключается в том, что сегодня ‘’теория’’ стала не- зависимой от практики. В долгой и нестабильной истории обнаруживается тот факт, что теория все чаще и чаще пово- рачивается спиной к юридической практике, чтобы придать, самим себе больший вес и представить самих себя в качестве интеллектуальных конструкций. Начиная с Ганса Кельзена, который создавал словарь и воображаемый мир для пользы своей теории ‘’права’’(sic!), этот феномен наращивал темп, чтобы захватывать все более и более экзотические направ- ления или воображаемые. С чем сегодня соотносятся теории ‘’права’’? Чаще всего, ни с чем! Или целым рядом теоретиче- ских чтений, которые оправдываются одно через другое - как серия романов - и где слово ‘’право’’ в конечном счете не имеет никакого смысла, если только не считать таковым продажу товара автором (-ами), или, более вероятно, чтобы захватывать и усиливать олигархическую власть во благо ей, ее защитникам и сторонникам. Чтобы убедиться в этом, до- статочно полистать научные журналы по праву, издаваемые в США, и задуматься над использованием слова «право», произвольно и небрежно упоминаемом на каждой страни- це. Это слово чаще всего не соотносится с ‘’практикой’’, но практически полностью с идеологией, которой в настоящий момент придерживается исследователь, и с борьбой за власть, которую ведут между собой олигархии: юридические (sic!), политические, глобалистские (или антиглобалистские), плю- ралистические и т.д. Добро пожаловать на ‘’ярмарку тщесла- вия’’!». - Мелкевик Б. Указ. соч. С. 136-137.
×

About the authors

I L Chestnov

St. Petersburg law Institute of the Academy of the Prosecutor General of the Russian Federation

Email: ichestnov@gmail.com

References

  1. Александрова А.С., Терехина В.В. Текст-Закон-Право-Судие // Российский журнал правовых исследований. № 4 (1). 2014. С. 149-161.
  2. Бауман З. Индивидуализированное общество / пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Логос, 2002. 390 с.
  3. Гилинский Я.И. Современные тенденции мировой криминологии // Гилинский Я.И. Девиантность, преступность и социальный контроль в «новом мире»: сб. ст. СПб.: Алеф-Пресс, 2013. С. 273-289.
  4. Дмитриев Ю.А. О состоянии и перспективах развития российской конституционно-правовой науки // Российский журнал правовых исследований. 2015. № 1 (2). С. 32-39.
  5. Жалинский А.Э. Уголовное право в ожидании перемен: теоретико-инструментальный анализ. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009. 400 с.
  6. Качанов Ю.Л. Социология социологии: антитезисы. М.; СПб.: Алетейя; Институт экспериментальной социологии, 2001. 185 с.
  7. Кристи Н. Удобное количество преступлений / пер. с англ. Е. Матерновской; общ. ред. и вступ. ст. Я.И. Гилинского. СПб.: Алетейя, 2006. 184 с.
  8. Лунеев В.В. Теории права и их соотношение с реалиями жизни // Российский журнал правовых исследований. 2015. № 1 (2). С. 19-23.
  9. Мелкевик Б. Юридическая практика в зеркале философии права / пер. с фр. и англ. М.В. Антонова, А.Н. Остроух, B.A. Токарева, E. Уваровой и др. / отв. ред. М.В. Антонов. СПб.: Алеф-Пресс, 2015. 288 с.
  10. Поляков A.B. Коммуникативное правопонимание: Избранные труды. СПб.: Алеф-Пресс, 2014. 575 с.
  11. Поляков А.В. Коммуникативный подход к праву как вариант постклассического правопонимания // Классическая и постклассическая методология развития юридической науки на современном этапе: сб. науч. тр. / редкол.: А.Л. Савенок (отв. ред.) и др. Минск: Изд-во Академия МВД, 2012. С. 19-28.
  12. Степин В.С. Научная рациональность в техногенной культуре: типы и историческая эволюция // Рациональность и ее границы: материалы междунар. науч. конф. «Рациональность и ее границы» в рамках заседания Международного института философии в Москве (15-18 сентября 2011 г.) / Рос. акад. наук, Ин-т философии; Отв. ред.: A.A. Гусейнов, В.А. Лекторский. М.: ИФРАН, 2012. С. 7-21.
  13. Фейерабенд П. Прощай, разум / пер. с англ. А.Л. Никифорова. М.: АСТ: Астрель, 2010. 477 с.
  14. Фейерабенд П. Прощай, разум / пер. с англ. А.Л. Никифорова. М.: АСТ, 2010. 378 с.
  15. Харт Г.Л.А. Понятие права. СПб.: СПбГУ, 2007. 302 с.
  16. Хабермас Ю. Коммуникативное действие и детрансцендентализированный разум // Хабермас Ю. Между натурализмом и религией. Философские статьи. М.: Весь мир, 2011. С. 26-75.
  17. Честнов И.Л. Правовая политика в постклассическом измерении // Российский журнал правовых исследований. 2015. № 2 (3). С. 33-44.
  18. Шульц В.Л., Бочкарёв С.А. «Состояние права» как обьект научно-практического осмысления // Российский журнал правовых исследований. 2014. № 4 (1). С. 13-15.
  19. Laclau E. The Death and Resurrection of the Theory of Ideology // Journal of Political Ideologies. Vol. 1. 1996. № 3. Р. 201-220.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2016 Eco-Vector

License URL: https://eco-vector.com/en/for_authors.php#07

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies