THe semantic approach to law as an integral foundation of the typology of new legal knowledge

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

This article examines the semantic approach to law as a uniting platform in the process of explanation, description and understanding of scientific novelty of legal knowledge. The author believes that the convergence of scientists on questions of the concept of law it is necessary to correlate with these questions, the problem of the nature and specificity of legal knowledge, which is uniform and often varies within appropriate types of scientific rationality: classical, nonclassical and postnonclassical. Therefore, it is proposed author’s vision of the solution to the problem of the «irreducibility» of the various approaches to the law (to ensure its integrity or integrative), as the most profound philosophical and ideological basis of such a combination is the sense of entitlement. The author comes to the conclusion that the semantic approach allows to optimally combine the material-existential and ideal-spiritual components of the phenomenon «law» in society, but also to expand the range of algorithms to obtain new legal knowledge in unity of classic, nonclassic and postnonclassic.

Full Text

П роблема новизны научного знания срав- нительно мало в отечественной лите- ратуре связывается с понятием смысла человеческого бытия и познания. Однако от- вет на вопрос об уровнях, критериях, способах получения и пределах научного знания суще- ственно различается в зависимости от того, в рамках какого типа научной рациональности оно рассматривается: классической, некласси- ческой и постнеклассической. В дополнение к этому заметим: проблема усложняется ввиду того, что помимо традиционно признанных эм- пирического и теоретического уровней знания существует метатеоретический уровень (фило- софский и общенаучный), а между соответству- ющими концепциями знания идет борьба за право называться универсальной и общенаучной его платформой. В журнале «Вопросы философии» за 1989 г. № 10 академик В.С. Степин поставил проблему ти- пологии научной рациональности и дал на тот мо- мент времени краткое обоснование ее решения: классическая, неклассическая и постнеклассиче- ская рациональность. Выделение этих типов ос- новывалось на трех критериях: 1) картина мира, задающая обобщенный образ предмета данной науки, в виде категориально осмысленной «сети согласование1. В настоящей статье мы придер- живаемся именно этого взгляда. Данная позиция была развита ученым в его мно- гочисленных публикациях за последние четверть века и в отечественной философской литературе стала общепризнанной, за некоторыми терминоло- гическими нюансами. Например, В.В. Ильин вме- сто «постнеклассики» употребляет понятие «нео- неклассики», в остальном солидарен с В.С. Степи- ным2. В.С. Швырев рассматривает эти явления как «закрытую» и «открытую» рациональность, где «за- крытой» рациональности соответствует уточнение исходных оснований теории путем имплементации в нее и интерпретации нового познавательного со- держания (классика и некласссика. - Ю.А.), а «от- крытая» рациональность предполагает, как учет со- держательных аспектов нового научного знания, так и возможность пересмотра самих фундаментальных предпосылок, на которых знание покоится (неклас- сика и постнеклассика. - Ю.А.)3. Отрадно, что по вопросам новизны научного знания позиции представителей юридических и других социально-гуманитарных наук явно сбли- жаются, например, мнение В.М. Сырых, круп- нейшего исследователя проблем правовой мето- дологии4, и В.М. Полонского, исследующего этот вопрос применительно к педагогическому проки» связей и отношений; 2) идеалы и нормы науки, определяющие обобщенную схему метода по- знания: образцы описания и объяснения фактов, правила доказательного обоснования и построе- ния научных теорий; 3) философско-мировоззрен- ческие основания науки, обосновывающие как существующую картину мира, так и нормативные структуры науки соответствующей исторической эпохи, обеспечивающие их взаимную «стыковку» 1 Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. № 10. С. 3-18. 2 Ильин В.В. Классика - неклассика - неонеклассика: три эпохи в развитии науки // Вестник Московского уни- верситета. Сер. 7. Философия. 1993. № 2. С. 16-34. 3 Швырев В.С. Рациональность как ценность культуры. Традиция и современность. М.: Прогресс-Традиция, 2003. С. 39-73. 4 Сырых В.М. История и методология юридической на- уки: учебник. М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. С. 245-255. ектированию и образовательным технологиям. Оба автора склонны думать, что уровень новиз- ны определяется степенью преобразования, до- полнения и конкретизации имеющихся научных данных, а для этих целей В.М. Полонский разра- батывает и применяет самостоятельный объект- но-компонентный метод5. Классическая рациональность возникла и развивалась на волне первых крупных дости- жений естествознания и экспериментального освоения природы в период Возрождения и Но- вое время (ХVІІ - вторая половина ХІХ в.). Под влиянием идей Ф. Бэкона, Г. Галилея, Р. Декарта, П. Лапласа, И. Ньютона сформировались ее ос- новные параметры: статизм и механистическая картина мира, приоритет абсолютной истины, абсолютной достоверности наглядного опыта, редукционизм и объективный (линейный) де- терминизм. Классическая рациональность в праве пред- ставлена в основном, по терминологии В.С. Нер- сесянца, легизмом и юснатурализмом6. Однако при любом восприятии права как выраженного в государственных законах либо вытекающего из «естественной» природы вещей и разума, оно оста- валось замкнутым самодостаточным объектом. В юридической литературе это находит выражение в распространенной формулировке учебного пред- мета теории государства и права: «общие законо- мерности возникновения, развития и функциони- рования государства и права в человеческом обще- стве». Считается, что право - это своеобразная «тайна или загадка», которую юрист-исследова- тель должен разрешить, выявив его рациональную обустроенность и целесообразность, свойственную ему имманентную логику развития. Весьма характерно для классического право- ведения следующее. Теоретико-правовое знание продуцируется непосредственно из эмпирических схем юридической практики, а наиболее рефлек- сивно это проявилось в советский период развития отечественного правоведения (а в некоторых мо- ментах остается в настоящее время). Утверждалось, что любой теоретический вывод или общее поло- жение должны иметь пример (подтверждение или опровержение) в юридической практике. В этой связи можно выделить классические критерии научной новизны юридических зна- ний: 1) введение нового объекта исследования, в том числе, когда старый вопрос по-новому ставит- ся относительно этого нового объекта; 2) новая постановка известных задач и проблем; 3) новые выводы из сложившейся теории применительно к новым условиям; 4) новое обобщение юридиче- ской практики и анализ его экспериментальных 5 Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004. С. 427. 6 Нерсесянц В.С. Философия права: учебник. М.: Изд-во «НОРМА», 2005. С. 54-57, 65-68. последствий. Возможно выделять и другие клас- сические критерии. Неклассическая рациональность появилась как результат осмысления новых фундаменталь- ных открытий в физике, химии и биологии (конец ХІХ - первая половина ХХ в.) и характеризуется переключением режима познания собъекта на ме- тод. Основными познавательными ориентирами здесь выступали уже релятивизм знаний о мире, антиредукционизм, дополнительность и т.д., а классическая логика «постороннего» наблюда- теля, изучающего право со стороны, заменяется позицией «включенного» наблюдателя, который вместе с познаваемым фрагментом юридической действительности составляет некоторую общую реальность. В связи с этим выдвигается допуще- ние, что право не только «объективно» само по себе, но требует учета позиции субъекта, которого нельзя полностью элиминировать (устранить) из познавательного процесса ввиду его погруженно- сти в саму объективную действительность. Впер- вые начинает осознаваться факт, что право теперь уже не простое изолированное образование в чис- ле других социальных систем, а сложная саморегу- лирующаяся подсистема, находящаяся с другими ячейками общества в постоянном и непрерывном взаимодействии. В системе юридического знания неклассиче- ская составляющая проявляется в том, что каждый юрист-исследователь изучает один и тот же объ- ект (право) в своих конкретных условиях места и времени, а также с помощью разных исследова- тельских инструментов, выявляет различные гра- ни и стороны этого объекта. Вследствие сказан- ного вместо одной универсальной и единственно верной теории признается одновременное суще- ствование нескольких истинных теорий, описы- вающих юридическую действительность, причем в каждой из них может содержаться, а зачастую по необходимости и присутствует, часть объективно- истинного знания о праве. Множество подходов к праву и разнообразие способов решения пробле- мы правопонимания в современной российской юридической науке представляют собой хресто- матийный пример «вторжения» принципов не- классического знания в правовую сферу. Отсюда актуализируется вопрос о неклассиче- ских критериях новизны юридического знания, в числе которых можно отметить такие: 1) разработ- ка нового метода исследования; 2) выявление но- вых перспектив (областей) использования ранее существующих методов; 3) совершенствование или выведение на новый теоретический уровень осмысления внутренних компонентов метода (анализ, расчет и т.п.); 4) формулирование новых критериев и показателей оценки объектов право- вого регулирования, если их функционирование связано с множеством факторов или исходных первоначальных условий и пр. По нашему мнению, исследование теоретиче- ских проблем правоведения уже в послевоенный советский период шло в виде некоторого синте- за классики и неклассики. Например, в 50-х гг. ХХ в. профессор С.Ф. Кечекьян одним из первых высказал мысль о необходимости включать в со- держание права не только нормы права, соответ- ствующие духу классической рациональности, но и правоотношения, воплощающие живое деятель- ностное начало и свойственное неклассике7. Про- фессор Л.С. Явич развивал подход к сущности пра- ва разных «порядков», что соответствует единому и многоуровневому видению права в неклассике8. В рамках категории «правовая система» в 80-х гг. ХХ в. огромный коллективный вклад таких уче- ных, как С.С. Алексеев, Ю.А. Тихомиров, Н.И. Ма- тузов, В.К. Бабаев и других, способствовал зна- чительному примирению «узкого» и «широкого» подходов к праву, что можно рассматривать как «предтечу» и максимальное приближение к пост- неклассическому состоянию правовых знаний9. Наконец, в постнеклассической рациональ- ности (60-70 гг. ХХ в. до настоящего времени) представление о целостном и системном по- строении права дополняется идеями его со- циальной эволюции, а активной и движущей силой процесса познания становится человек, на проблемы которого «замыкаются» и объ- ектный, и инструментальный подходы. Право окончательно становится предметом философ- ского и общенаучного анализа, а внутринауч- ный критерий объективной истины дополня- ется этическим содержанием полученных науч- ных знаний, оценкой социальных и культурных последствий их использования в прошлом, на- стоящем и будущем. С гносеологической точки зрения процесс выработки и понимания научного знания в пост- неклассике характеризуется уже не только как познание (классика) и не столько как преобра- зование (неклассика), а как проектное констру- ирование особого мира «человекоразмерных» объектов (В.С. Степин) на основе творческой способности мышления (креативности), не ис- ключающего воображение, интуицию и иные иррациональные средства. Необходимо специально оговорить, что суще- ствуют две версии постнеклассики: западная и от- ечественная. Западная версия представлена в ос- новном философским постмодернизмом (Ж. Бо- дрийяр, Ж. Делез, М. Фуко и др.) и является бо- лее жесткой и радикально настроенной по отно- 7 Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М.: Изд-во «АН СССР», 1958. С. 5-48. 8 Явич Л.С. Общая теория права. Ленинград: Изд-во Ле- нинградского ун-та, 1976. С. 85-100. 9 См., напр.: Матузов Н.И. Правовая система развитого социалистического общества // Советское государство и право. 1983. № 1. С. 18-19. шению к предшествующим типам рационально- сти - «модерну» и «традиции», - несущим ка- тастрофу для человечества. Мир есть универсаль- ная субъективность, не знающая границ, поэтому постмодернисты предлагают говорить не о «субъ- ект-объектной оппозиции», а о «субъект-субъект- ных» взаимоотношениях, проблемах «коммуни- кативной рациональности» (Ю. Хабермас) «рас- творении» человека в знаково-семиотических пространствах, не о понятиях, а о «симулякрах» (по сути о предельно и субъективно обобщенных «аналогах» понятий) и т.д.10 В отличие от сказанного, в отечественной фи- лософской школе науки и техники (В.С. Степин, В.С. Швырев, В.В. Ильин, М.А. Можейко, В.Г. Бу- данов и др.) представлена более мягкая и интегра- тивная версия постнеклассики. Гуманистические ориентиры научного познания имеют объективно заданные пределы, определяемые общим состоя- нием культуры данного конкретно-исторического общества, господствующими в нем мировоззрен- ческими взглядами и ценностными установками. В этом состоит коренное отличие отечественной философской постнеклассики от западного пост- модернизма. Для национального права это имеет принципиальное значение, поскольку образуется новое его этико-гуманитарное измерение, в кото- ром оно как особое явление активно подключается к решению глобальных проблем человечества: ми- ровых экономических кризисов, ядерного оружия и терроризма, экологии, самореализации человека в информационно-виртуальной среде и др. Как частные следствия из этой теории пред- лагаются два пути гуманизации права: приори- тет человеческой личности как уникальной и не- повторимой ценности (гуманизм в собственном смысле термина) и сохранение, выживание чело- вечества как биологического рода или вида (про- блема так называемого трансгуманизма)11. Между этими исходными пунктами может и должен быть найден определенный баланс в процессе полити- ко-правового сопровождения и оформления раз- личных групп ценностей и интересов. Постановка проблемы человека в центр постне- классической науки вызывает затруднения в опре- делении особенностей постнеклассических крите- риев научной новизны. По сравнению с известным «объективизмом» классики и «методологизмом» неклассики создание нового, идеального субъек- та вряд ли возможно, а легче дать новую трактов- ку, интерпретацию субъекта, хотя и это является весьма проблематичным. Мы думаем, что выход из 10 Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. Тула, 2013. С. 16-67. 11 Истоки комплексного анализа философской пробле- мы человека и гуманизации науки параллельно восходят к работам академика И.Т. Фролова. См. подробнее: Фро- лов И.Т. Перспективы человека: опыт комплексной поста- новки проблемы, дискуссии, обобщения. М.: Политиздат, 1983. С. 328-338. этого положения дел можно предложить на основе теоретических и практических критериев. Теоретические критерии постнеклассической научной новизны выражают идеальные ориентиры, к которым должна стремиться реальная познаватель- ная деятельность, а именно: 1) обоснование единой правовой картины мира в сторону ее большей инте- гративности и целостности; 2) усиление комплексно- сти методологии права; 3) разработка универсальных моделей исследования правовых процессов и явле- ний на основе междисциплинарных и проблемно ориентированных исследований; 4) использование передовых концепций отечественных и зарубежных ученых, если они впервые привлекаются для реше- ния традиционных проблем и т.п. Что же касается практических критериев, они отражают реальное состояние дел в постнеклассической науке и степень приближения социальных институтов к некоторому суператтрактору («идеалу всех идеалов»), ав их числе можно назвать: 1) совершенствование институтов со- циального и правового государства; 2) оптимизация функционирования всех элементов гражданского общества; 3) воспроизводство самобытности нацио- нально-культурных правовых традиций; 4) обеспече- ние юридической защищенности личности в эпоху глобализации и др. Мы считаем, что объединяющей платформой для всех типов научной рациональности под углом новизны юридического знания является смысловой подход к праву, где смысл права - это «краеуголь- ный камень» этого подхода. Если исходить из того, что постнеклассическая рациональность является новой, более широкой и объемной картиной мира, включающей классические и неклассические ком- поненты в качестве частных случаев, то результи- рующим вектором последовательного анализа сущ- ности и содержания права выступает его смысл, а связи между ними и смыслом права различаются с точки зрения наращивания информационно-позна- вательной глубины его понимания. В классической рациональности понятие сущ- ности права относится к числу исходных и ключе- вых, в неклассическом правоведении право харак- теризуется также разнородностью содержания, в отношении которого обычно и говорят об интегра- тивности правопонимания. При рассмотрении пра- ва в системе многообразных социальных явлений, помещении его в контекст современной культуры общества оно приобретает еще и общий гуманисти- чески ориентированный смысл, соответствующий постнеклассическим принципам. Поэтому смысло- вой подход к праву означает здесь способ связыва- ния классической, неклассической и постнекласси- ческой научной рациональности на уровне корреля- ции понятий его сущности, содержания и смысла. Отмеченные тенденции развития научно- го знания отражаются в правовой науке специ- фическим образом. В настоящее время на роль фундаментальной общенаучной парадигмы юридического знания стала претендовать правовая синергетика как составная часть учения о «гло- бальном эволюционизме». По нашему мнению, такой подход в принципе возможен, но ставить знак равенства между постнеклассикой и синер- гетикой в праве пока еще далеко рановато. Как от- мечает А.Ф. Степанищев, в структуре общенаучно- го знания «вырисовываются» два уровня, первый из которых исторически представлен логикой и математикой, а второй - статистическими и ве- роятностными методами, системным подходом, теорией информации, кибернетикой и в порядке «очередности» исторической эволюции - синер- гетикой, т.е. с позиции генезиса это «пятый» ком- понент второго уровня общенаучного знания12. В последние десятилетия в отечественном правоведении расширился круг публикаций, от- носящихся к «постклассическому» правоведению, которое идентифицирует себя в большей мере как противовес классическому позитивно-правовому знанию, что достаточно очевидно. В то же время при сопоставлении с философскими воззрениями и фундаментальными теоретическими схемами вы- является проблема «сводимости» или «несводимо- сти» этих подходов к праву с точки зрения их места и роли в общей системе научной рациональности. Например, в оглавлении фундаментальной мо- нографии И.Л. Честнова «Постклассическая теория права» (2012 г.) перечисляются отличительные при- знаки современного правового постмодерна, однако из них правовой релятивизм, деконструкция пра- ва (как интерпретация его возможных смыслов и значений. - Ю.А.) и контекстуализм по традиции относятся к «неклассике», а деконструкция рацио- нальности права (разрушения его классических тра- диций. - Ю.А.), антифундаментализм , конструиру- емость, знаково-символические и мифологические формы выражения - собственно к «постнекласси- ке» (при всем глубоком уважении к авторской ан- тропо-диалогической концепции правопонимания, которую мы полностью поддерживаем и считаем не- обходимым всячески развивать)13. Аналогично строится мысль Е.В. Тимошиной, выполнившей интересное докторское исследо- вание по вопросам понимания права Л.И. Петра- жицким. Автор правильно описывает признаки классического подхода к праву у дореволюцион- ного русского правоведа, но при характеристике «постклассических» аспектов его учения обнару- живается, что интерпретационные процессуаль- ные практики субъектов по конституированию смыслов правовой реальности и обусловленность предмета теоретико-правового знания методом исследования являются «неклассическими», а 12 Степанищев А.Ф. Рациональность философии и на- уки: от классики к постнеклассике: монография. Брянск, Изд-во «БГТУ», 2006. С. 153-157. 13 Честнов И.Л. Постклассическая теория права: моно- графия. СПб.: Изд-во «Алеф-Пресс», 2012. С. 29-101. наличие у этого знания социокультурных де- терминант, историчности и когерентная кон- цепция истины предопределяют его близость к «постнеклассике»14. Следовательно, отсутствуют четкие критерии разделения «неклассического» и «постнеклассического», а специальное исполь- зование в юридической науке термина «постклас- сика» требует дополнительного обоснования. Можно выделить три основных затруднения, ко- торые, не отменяя позитивных сторон учения Ю. Ха- бермаса, препятствуют утверждению в качестве уни- версальной платформы юридического знания и его «коммуникативной» рациональности: 1) преувели- чение роли принципа «различия» в постмодернизме и недостаточное обоснование проблемы единства мира, которое почти аксиоматично для любого здра- вомыслящего человека (ясно, что «симулякр» далеко не выступает «связывающим» звеном между ними и предполагается, что «понятие» так просто не исчеза- ет с горизонтов познания); 2) противоречие между множественностью легитимированных в обществе языковых и дискурсивных практик («игровой рацио- нальностью») и требованием единогоязыкаобъясне- ния и понимания, на котором должны говорить аген- ты коммуникации: где и когда возникает всеобщее конвенциональное знание? 3) противоречие между социоцентризмом и персоноцентризмом, которое через противопоставление «истины» и «общезначи- мости» может привести к доминированию коммуни- кативного сообщества над индивидом и, в крайних случаях, возрождению неототалитаризма. Кроме того, проблема новизны научного зна- ния несет на себе не только формальный «отпеча- ток» того или иного типа научной рационально- сти, но и выражает суть полемики, продолжающей- ся и сегодня в юридической литературе по разным аспектам проблемы правопонимания. Речь идет о поиске наиболее фундаментальных понятий, вы- ражающих собой всеобъемлющее начало юриди- ческого бытия и к существованию которых можно было бы «свести» все «правовое» в обществе. Здесь интересно привести дискуссию между профессорами С.И. Максимовым и А.В. Поляко- вым, первый из которых апеллирует к понятию «правовая реальность», а второй - «правовая ком- муникация», хотя сам С.И. Максимов отмечает вза- имодополнительность обеих концепций. Добавим, что данная полемика может вестись еще долго, если не принять за компромиссную позицию смысло- образования в праве. С.И. Максимов обоснованно пишет, что правовая коммуникация есть процесс осуществления и воспроизводства права и в каче- стве результата «встречи» субъектов, погруженных в жизненный мир, возникает смысл права. Однако с другим суждением С.И. Максимова, высказанным до этого тезиса, о том, что правовая 14 Тимошина Е.В. Теория и социология права Л.И. Петра- жицкого в контексте классического и постклассического пра- вопонимания: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2013. С. 10. реальность имеет смысловое строение, а правовые смыслы опредмечиваются в разных проявлениях правовой реальности, мы не можем согласиться в полном объеме. Как лицо, опубликовавшее ряд специальных работ по проблеме смысла права, ав- тор настоящей статьи считает, что «ниспроверже- ние» смысла права до уровня структурных единиц правовой реальности обедняет содержание этой важнейшей общенаучной категории. Напротив, мы убеждены, что правовая реальность - это одно из предельно широких и базовых понятий право- ведения, которое выражает отдельную сторону или аспект наиболее общего понятия смысла права, по- скольку смысл всегда онтологически «укоренен», вне зависимости от того, включает он «реальное» либо «идеальное» бытие самого права15. Не соглашаясь с неокантиански «окрашен- ным» взглядом С.И. Максимова на правовую реальность (совокупность идеальных представ- лений о праве), А.В. Поляков противопоставляет ему феномен коммуникации как скореллирован- ного взаимодействия субъектов, после осмысле- ния которого в качестве исходного только и мож- но высказать суждение об идеальных и реальных связях между компонентами права16. Заметим, что право все-таки может содержать априорные конструктивные начала, не подлежащие рефлексии. В соответствии с постнеклассическими философскими идеями и принципами конструкти- визма они сами наполняются (иногда часто) новым содержанием в разных условиях, порождая постоян- ное обращение к коммуникативной среде как обще- му условию осуществления юридического смыс- лообразования. Это просто разные философские взгляды на формы проявления правовой реально- сти и уровни социального бытия права, не «своди- мые» друг к другу сейчас, но имеющие перспективы единения в современном постнеклассическом про- странстве юридического знания. По справедливому замечанию академика В.С. Степина, становление постнеклассической рациональности не приводит к исчезновению или уничтожению всех предшествующих ей ти- пов рациональности, а только ограничивает сфе- ру их применения. В некоторых познавательных ситуациях постнеклассика избыточна, а исследо- вателю достаточно ориентироваться на классиче- ские и неклассические образцы знания, которые тогда лишь утрачивают статус доминирующих и определяющих облик науки. Например, в юриспруденции изучение во- просов системы и структуры законодательства предполагает приоритетную роль классической 15 Максимов С.И. Классическая и неклассическая модели осмысления правовой реальности в контексте коммуникатив- ной парадигмы права // Правоведение. 2014. № 6. С. 48, 49. 16 Поляков А.В. Традиции и инновации как движущие силы развития юридической науки // Правоведение. 2013. № 1. С. 11-13. позитивно-правовой рациональности, а рассмо- трение юридической практики и других связан- ных с ней элементов механизма правового регу- лирования (реализации права, правоотношений, законности и др.) «открывает» неклассическую картину правовой реальности. И при анализе проблем правосознания, правовой культуры и правового воспитания неизбежно выходит на первый план постнеклассический аспект по- знания государственно-правовых феноменов (в единстве гуманизма и ценностей). Между тем все эти «проявления» права суть экспликации обще- правовой смысловой универсальности. Таким образом, смысловой подход к праву Максимов С.И. Классическая и неклассическая мо- дели осмысления правовой реальности в контексте коммуникативной парадигмы права // Правоведение. 2014. № 6. С. 41-54. Матузов Н.И. Правовая система развитого социали- стического общества // Советское государство и пра- во. 1983. № 1. С. 18-26. Нерсесянц В.С. Философия права: учебник. М.: Изд-во «НОРМА», 2005. 656 с. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагоги- ке. М.: Высшая школа, 2004. 512 с. Поляков А.В. Традиции и инновации как движущие силы развития юридической науки // Правоведение. 2013. № 1. С. 6-13. Степанищев А.Ф. Рациональность философии и науки: от классики к постнеклассике: монография. Брянск: Изд-во «БГТУ», 2006. 239 с. Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной позволяет не только оптимально сочетать мате- риально-бытийные и идеально-духовные компо- 11. цивилизации // Вопросы философии. 1989. № 10. С. 3-18. Сырых В.М. История и методология юридической на- уки: учебник. М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. 464 с. ненты феномена «права» в обществе, но и уни- версализировать алгоритмы получения нового правового знания в единстве классики, неклас- сики и постнеклассики.
×

About the authors

Y A Gavrilova

State Volgograd State University

Email: juliagavr@yandex.ru

References

  1. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. Тула, 2013. 204 с.
  2. Ильин В.В. Классика - неклассика - неонеклассика: три эпохи в развитии науки // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1993. № 2. С. 16-34.
  3. Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М.: Изд-во «АН СССР», 1958. 187 с.
  4. Максимов С.И. Классическая и неклассическая модели осмысления правовой реальности в контексте коммуникативной парадигмы права // Правоведение. 2014. № 6. С. 41-54.
  5. Матузов Н.И. Правовая система развитого социалистического общества // Советское государство и право. 1983. № 1. С. 18-26.
  6. Нерсесянц В.С. Философия права: учебник. М.: Изд-во «НОРМА», 2005. 656 с.
  7. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004. 512 с.
  8. Поляков А.В. Традиции и инновации как движущие силы развития юридической науки // Правоведение. 2013. № 1. С. 6-13.
  9. Степанищев А.Ф. Рациональность философии и науки: от классики к постнеклассике: монография. Брянск: Изд-во «БГТУ», 2006. 239 с.
  10. Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. № 10. С. 3-18.
  11. Сырых В.М. История и методология юридической науки: учебник. М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. 464 с.
  12. Тимошина Е.В. Теория и социология права Л.И. Петражицкого в контексте классического и постклассического правопонимания: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2013. 44 с.
  13. Фролов И.Т. Перспективы человека: опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения. М.: Политиздат, 1983. 350 с.
  14. Честнов И.Л. Постклассическая теория права: монография. СПб.: Изд-во «Алеф-Пресс», 2012. 650 с.
  15. Швырев В.С. Рациональность как ценность культуры. Традиция и современность. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 176 с.
  16. Явич Л.С. Общая теория права. Ленинград: Изд-во Ленинградского ун-та, 1976. 285 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2016 Eco-Vector

License URL: https://eco-vector.com/en/for_authors.php#07

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies