«Welfare state» versus ideological matrix of «monetary civilization» (about the problem of state construction in present-day Russia)

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The author offers a thorough analysis of the politico-legal component of capitalism and arrives at the conclusion that its foundations are based on the legal, moral, ethical values and political concepts of Western Christianity. It was liberal ideologists who borrowed the ideas about the so-called «sacred» role of monies and denial of the nation-state concept from this world picture where the ‘common law’ played the central role. The author juxtaposes this ideological matrix of the ideocratic state concept tabled by Russian Eurasian philosophers (on the one hand) and the doctrine set forth by the neoliberal law experts at the beginning of the XX century with their idea of «a welfare state» (on the other hand).

Full Text

«Человек экономический»? В знаменитой энциклике Centesimus Annus от 1991 г. Папа Римский Иоанн-Павел II, сравнивая капитализм и социализм, на- писал: «У современной деловой экономики есть положительные стороны. Основа ее - свобо- да человека, осуществляемая в экономической сфере»3 . Эта фраза, как бы помимо желания ав- тора, раскрывает глубинную сущность современ- ного капитализма: это свобода, причем свобода, понимаемая настолько широко, что включает в себя свободу от любых моральных, нравственных норм, религиозных традиций и правил. Имен- но в экономических отношениях, как ни в каких других, индивид освобожден от таких нравствен- ных категорий, как: сострадание, бескорыстие, ✳ Под этим термином автор понимает капитализм не только как социально-экономический строй, а как широкое общественное явление, сочетающее в себе политические, идеологические, правовые и культурные компоненты. Тер- мин стал производным от термина «религия денег», введен- ного д.э.н., профессором Катасоновым В.Ю. в книге «Рели- гия денег. Духовно-религиозные основы капитализма». М.: Кислород, 2014. С. 12. 1 22 идеи о том, как устроить мир: Беседы с выдающими- ся учеными / под ред. П. Дуткевича и Р. Саквы. М.: Изд-во Московского университета, 2014. С. 397. 2 Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1995. С. 266. 3 Энциклика Centesimus Annus // Сто лет христианского социального учения. М.: Дом Марии, 1991. С. 46. помощь, участие, коллективизм и т.д. Эти поня- тия не просто не используются современными экономическими теориями, но являются некими методологическими «изгоями», которые просто стыдно упоминать в связи с «рыночной экономи- кой», «либеральными ценностями», «законами производства и воспроизводства». Их место занимают совершенно другие кате- гории. Современный человек считает, что такие экономические дефиниции как: прибыль, частная собственность, ссудный процент, ростовщиче- ство, кредит, конкуренция и др. изначально были присущи материальной сфере жизни, рассматри- вает их как объективную данность еще со времен зарождения человеческой цивилизации. В созна- нии современного человека экономическое нико- им образом не связано и не может быть связано с нравственным. Однако, так ли это? Всегда ли человечество воспринимало данные категории в позитивном плане, как некие слова-заклинания, ведущие к счастливой (читай - успешной и богатой жиз- ни)? Такими ли были наши предки? Отличались ли их ценности от современных, появившихся в связи с бурным развитием капитализма? Эти вопросы особенно актуальны для России, которая в начале 90-х гг. ХХ в. полностью поменяла вектор государственного строительства, отказав- шись от социалистической модели. Понятие «капи- тализм» не часто употребляется для характеристики современного российского общества, ибо невоз- можно мотивировать граждан на новое государ- ственное переустройство, апеллируя к ценностям «капитализма». Однако капитализм априори счита- ется экономически более эффективным, и критике подвергаются только его «отдельные недостатки». При этом сторонники капитализма (либеральные идеологи) отдают себе отчет, что проведенный пе- 54 Российский журнал правовых исследований. 2016 ◆ № 3 (8) АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА реход к капитализму нельзя считать необратимым. Он может стать таковым лишь в одном случае: если будет переделан духовно-нравственный код, идео- логическая составляющая, национальное самосо- знание, а с ними и цивилизационная основа. За вывеской капитализма находится не столь- ко особая модель экономического, сколько духов- ного устройства общества. Лауреат Нобелевской премии 2006 г. Мухаммад Юнус пишет: «Сейчас у нас существует только один вид человеческого существа: человеческое существо, которое по- свящает себя зарабатыванию денег. Деньги ста- ли привычкой, наваждением, пристрастием. Мы отчаянно стремимся заработать деньги, потому что именно так измеряется наш успех. Если по- смотреть на наш мир извне, можно подумать, что человеческие существа - это не более чем робо- ты, зарабатывающие деньги»4 . «Капитализм и рынок: синонимы или антонимы»? Попробуем осмыслить идеологическую ма- трицу капитализма, рассмотрев истоки ее фор- мирования, для чего нам придется проанализи- ровать некие сложившиеся стереотипы и мифы в этой сфере. Традиционная экономика древнего мира и средних веков основывалась на таких со- циальных субъектах как: семья, община, поселе- ние и т.п., характеризовалась низким уровнем развития производительных сил, в результате чего экономический обмен был построен преи- мущественно на безденежной основе. Как только количество произведенного продукта стало уве- личиваться, выросло и количество рынков (на- циональных, региональных, мировых), что при- вело к переходу экономических отношений на полностью денежную основу, ибо натуральный обмен товарами стало невозможно организо- вать в широких масштабах. Этот переход от без- денежного механизма регулирования всеобщего обмена к исключительно денежному был научно исследован знаменитым американским эконо- мистом и социологом Карлом Поланьи5 . После мирового экономического кризиса 1929- 1932 гг., а также после Второй мировой войны ка- питалистический строй продемонстрировал свою социально-экономическую несостоятельность, в результате чего западная научная мысль стала ис- кать для него новое название. Вот как пишет об этом известный экономист Джон Гелбрейт, которо- го точно невозможно уличить в неприятии капита- лизма как системы: «Были начаты поиски неопас- ной альтернативы термину «капитализм». В Евро- пе появилось словосочетание «социал-демокра- 4 22 идеи о том, как устроить мир: Беседы с выдающими- ся учеными. С. 20. 5 См.: Поланьи К. Великая трансформация: политиче- ские и экономические истоки нашего времени. СПб.: Ал- тейя, 2002. тия» - смесь капитализма и социализма, сдо- бренная состраданием. Однако в США слово «со- циализм» вызывало в прошлом неприятие (да и в настоящем это неприятие осталось). В последую- щие годы стали использовать словосочетание «но- вый курс», но все же его слишком отождествляли с Франклином Делано Рузвельтом и его сторонника- ми. В итоге в научном мире прижилось выражение «рыночная система», так как оно не имело негатив- ной истории, - впрочем, у него вообще не было истории. Вряд ли можно было бы отыскать термин, более лишенный всякого смысла…»6 . С самого начала переходных процессов в нашей стране начал использоваться этот термин, а не «ка- питализм», который явно не вписывался в менталь- ность и политическое сознание граждан России. В результате в российском экономическом дискур- се сейчас используются только благозвучные тер- мины «рынок», «рыночная экономика», «рыночная система». Эти термины, подменив термин «капита- лизм», стали повсеместно внедряемыми современ- ными научными брендами, главной задачей кото- рых является декорирование капиталистической системы в новые одежды и, таким образом, продви- жение старого содержания в новой форме. Между тем, «рынка» в его классическом пони- мании как системы регулирования, построенной на конкуренции, обеспечивающей стихийное формирование справедливых, равновесных цен, не существует. Как известно уже в начале ХХ в. было обращено внимание на процессы сверты- вания принципов свободной конкуренции, кото- рые по существу являются системообразующими принципами «рыночного хозяйства»7 . Конкурен- ция умерла, когда появились монополии (тресты, концерны, синдикаты, картели), которые, поде- лив «рынок» между собой, стали диктовать свои условия и определять цены8 . Кроме того, еще более важным признаком умирания свободной конкуренции стало появление разнообразных посредников между участниками «рынка», среди которых наиважнейшую роль начали играть фи- нансовые структуры наднационального харак- тера (Организация Экономического Сотрудни- чества и Развития, Международный валютный фонд, Всемирный банк, Международный банк реконструкции и развития, Международная фи- нансовая корпорация и др.) В ХХI в. они играют роль не только посредников, но и главных моно- полистов, так как «производят» и распределяют основной товар «рыночной экономики» - день- 6 Гэлбрейт Дж.К. Экономика невинного обмана: правда нашего времени. М.: Европа, 2009. С. 22-23. 7 Ленин В.И. Империализм как высшая стадия капита- лизма. 5-е изд. Т. 27. М.: Политиздат, 1969.  8 Подробнее об этом см.: Гелбрейт Дж.К. Указ. соч.; Хом- ский Н. Прибыль важнее людей: Неолиберализм и миро- вой порядок / пер. с англ. Б.М.  Скуратова. М.: Праксис, 2002. 248  с.; Piketty T. Capital in the 21st century. Harvard University Press, March 2014. ◆ Russian journal of legal studies. 2016 ◆ № 3 (8) 55 АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА ги. «По мере развития банкового дела и концен- трации его в немногих учреждениях, банки пере- растают из скромной роли посредников во все- сильных монополистов, распоряжающихся поч- ти всем денежным капиталом всей совокупности капиталистов и мелких хозяев, а также большею частью средств производства и источников сы- рья в данной стране и в целом ряде стран»9 . «Прибыль важнее людей» Именно поэтому современную систему ми- рового хозяйства можно назвать «цивилизацией денег», которой присущи своя идеология, особое духовное устроение общества и отдельно взятого человека10. Как известно, наиболее распростра- ненной является точка зрения Макса Вебера, вы- сказанная им в книге «Протестантская этика и дух капитализма» (1905 г.), в которой автор доказывает, что капитализм как экономическая система идео- логически зиждется на новой религии - проте- стантизме. Ф. Фукуяма назвал эту работу М. Вебера «самым известным социологическим трактатом за всю историю человечества»11. Напомним, что про- тестантская картина мира основывается на теории предопределения, в соответствии с которой люди делятся на «избранных» и «прочих». Внешним признаком избранности является деловой успех, богатство, наличие денег. «Прочих» (неуспешных, небогатых) людей презирают, вплоть до изгнания из общины. Идеалом этой жизни является «кре- дитоспособный добропорядочный человек, долг которого - рассматривать приумножение своего капитала как самоцель»12. При этом принцип «из скота добывают сало, а из людей - деньги» пре- вращается не просто в жизненное правило, а, как подчеркивал М. Вебер, в своеобразную «этику», отступление от которой рассматривается как нару- шение долга. Однако такое понимание идеологической ма- трицы капитализма представляется довольно одно- сторонним. М. Вебер явно переоценивал религи- озную мотивацию капиталистов-протестантов, не учитывая подготовленность европейского человека к протестантской этике самим католичеством. Ко времени появления в 1905 г. теории Вебера о «про- тестантской этике» религиозная этика как таковая уже давно исчезла из сферы экономических отно- шений: переломом в этом процессе можно назвать эпоху буржуазных революций XVII-XVIII вв. Под- готовлено же это исчезновение было католической догматикой, которая четко провела линию, отделя- 9 Ленин В.И. Указ. соч. 10 См. подробнее: Молотков А.Е. Капитализм - право- славие - социализм // Молодая гвардия. 2011. № 4; Ката- сонов В.Ю. Указ. соч. 11 Цит. по книге Катасонова В.Ю. Религия денег. Духов- но-религиозные основы капитализма. С.69. 12 Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 73. ющую божественное от человеческого, и тем самым подготовив появление естественного права, спасе- ния верующего через исполнение божественных (а затем - позитивных, исходящих от государства) законов. Позднее эти концепции развивала англий- ская буржуазная философия, которая, поставив в центр мироздания человека, представляла его не как творение Бога, а как эгоистичное социальное живот- ное с рядом определенных черт и качеств (жаждой наживы, тщеславия, страха и индивидуализма)13. Как писал в связи с этим Серж Московичи: «До- пустив перенос инстинктивных составляющих индивида на общество, она (сублимация) подраз- умевает теперь отказ и от самого общества в поль- зу чисто экономической деятельности. Итак, ис- тинное завершение этой сублимации, ее видимое воплощение, представляет собой эгоистический интерес, возведенный в добродетель»14. Кратко эти- ческие нормы новой экономической теории мож- но сформулировать следующим образом: богатст- во - это заслуга, получаемая человеком за изуче- ние и исполнение заповедей, главная составляющая счастья. Автоматически богатство не дается: оно есть результат предпринимательской деятельности. Бедность же рассматривается как божья кара, на- казание, поэтому для обогащения хороши любые средства. «Избранность» и «предопределенность» рассматриваются как экономический успех, то, что угодно Богу. Как замечает М. Вебер: «Summum bonum15 этой этики, прежде всего, в наживе, во все большей наживе при полном отказе от наслаждения, даруемого деньгами, от всех эвдемонистических или гедонистических моментов; эта нажива в такой сте- пени мыслится как самоцель, что становится чем-то трансцендентным и даже просто иррациональным по отношению к «счастью» или «пользе» отдельного человека. Теперь уже не приобретательство служит человеку средством удовлетворения его материаль- ных потребностей, а все существование человека на- правлено на приобретательство, которое становится целью его жизни»16. «Постепенное регулирование человеческой природы во взглядах английских мыслителей стимулировало ее трансформацию от человека как духовного существа, созданного Богом, до разумного животного, погрязшего в пороках. Возникнув в высших слоях общества, данное ми- ровоззрение со временем овладело и народными массами. Естественно, что оно не могло не вы- двинуть на первое по своей значимости место инстинкты. При этом превращение индивида в некую совокупность первичных, диких инстин- ктов было подано как величайшее достижение 13 Речь идет о таких философах как Френсис Бэкон (1561- 1626), Томас Гоббс (1586-1679), Джон Локк (1632-1704). 14 Московичи С. Машина, творящая богов. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. С. 256. 15 Высшее благо (лат.). 16 Вебер М. Указ. соч. С. 73. 56 Российский журнал правовых исследований. 2016 ◆ № 3 (8) АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА европейской науки, как раскрытие наиглавней- шей тайны человеческой природы. Настойчиво внедряемое в сознание англичан, а затем и ев- ропейцев представление о человеке как о пло- хо поддающемся оккультивированию опасном животном постепенно делало его таковым. Это, в свою очередь, привело к духовно-психологи- ческой изоляции индивидов и их деятельному противопоставлению, требовавшему создания соответствующих эффективных социальных и психологических конструкций укрощения якобы хищнической природы человека»17. Деньги стали первой и наиглавнейшей цен- ностью. Однако, это особая философская и эконо- мическая категория, специфика которой состоит, прежде всего, в ее индивидуализированной фор- ме существования: деньги не могут принадле- жать всем сразу. В результате формируется вторая важнейшая базовая ценность капиталистической «цивилизации денег» - индивид, личность, сто- ящая в центре мироздания. Главная задача этой личности - доказать Богу свою успешность, при- обретя богатство, приумножив прибыль, ради ко- торой можно нарушить многие социальные нор- мы. Так складываются следующие базовые идео- логические нормы потребительской экономики: навязывание идей стяжательства и жажды денег, допустимость обмана и спекуляций при осущест- влении экономических сделок, установление гло- бального контроля над выпуском денег и кредит- ными организациями, распространение идей о невмешательстве государства в экономику. Такое новое общество, отказавшись от религи- озной этики раннего христианства, должно было все же поставить на ее место свой собственный но- вый регулятор, вообще без которого социум обхо- диться не может. В англо-саксонской цивилизации этим регулятором стало право. Правовая регла- ментация экономических отношений дополнилась созданием многочисленного корпуса судей. «Цивилизация денег» против национального государства Современные либеральные идеологи доходят до идеи о том, что «общество потребления суще- ствует не для всех». Понятно, что за границами «цивилизации денег» останутся те народы, этно- сы и государства, которые не исповедуют ее идей. Безусловно, формированию отрицательного отношения к государственности как таковой спо- собствовал и исторический опыт существования европейцев после падения Западной Римской им- перии в условиях варварских раннефеодальных монархий. Эти королевства (Франкское, Вестгот- ское, Остготское, Вандальское, Бургундское и др.), появлявшиеся и исчезавшие в ходе войн, грабе- 17 Ваджра А. Путь зла. Запад: матрица глобальной геге- монии. М.: АСТ: Астрель, 2007. С. 97-98. жей и насилия вошли в европейский менталитет скорее как разбойничьи шайки, а не государства со стабильной институциональной структурой, территорией, функциями. В результате в период раннего средневековья активность государства как политического института перешла под эгиду католической церкви, а Римские папы поспешили объявить «конец светского государства» и возгла- вили европейскую государственность с надеждой соединить в себе все власти и стать когда-нибудь вселенским (католическим) государством. Позже к этой католической картине мира добавилась протестантская идея личного спасения, в которой очень сильна античная составляющая естествен- но-правовых идей18. Представляется, что описанную выше идео- логическую матрицу «цивилизации денег» мож- но рассматривать как одну из основных концеп- ций, противостоящих различным теориям, в той или иной мере обосновывающих ведущую роль государства, государственный суверенитет, госу- дарство-нацию, национальную экономику и т.д. Западная модель, абсолютизируя роль денег и вы- двигая построение общемировой «цивилизации денег» в качестве глобального общественного иде- ала, по меньшей мере, враждебно относится к на- циональному государству, ведь оно теоретически могло и может просто не принять «цивилизацию денег» в силу приверженности разных националь- ных государств своим собственным религиозно- этическим нормам, регулирующим национальное хозяйство. Таким образом, национальное государ- ство остается единственной политической силой, которая в политическом пространстве современ- ного мира может противостоять идеологической матрице глобальной «цивилизации денег». При этом отметим, что такое национальное го- сударство, чтобы противостоять глобальному про- екту «цивилизации денег», должно быть только со- циальным. Представляется, что распространяемая сейчас концепция «сервисного государства»19 при ее полной реализации может привести не к рас- ширению «услуг», предоставляемых населению на платной основе, а к полной потере государством как особой политической силы присущих ему функций, исчезновению государства как таково- го, его замене квази-государством или догосудар- ственной архаикой. Такая политическая система, в которой будет отсутствовать государственное ядро, 18 Мальцев Г.В. Культурные традиции права. М.: Норма, 2013. С. 300. 19 См., напр.: Васильева А.Ф. Делегирование государ- ственных функций субъектам частного права // Право- ведение. 2008. № 2. С. 65-75.; Васильева А.Ф. Государство как поставщик публичных услуг // Право и политика. 2008. № 6. С. 1336-1342; Васильева А.Ф. Сервисное госу- дарство: административно-правовое исследование оказа- ния публичных услуг в Германии и России. М.: РАП, 2012; Калашников С.В. Функциональная теория социального государства. М.: Изд-во «Экономика», 2002. ◆ Russian journal of legal studies. 2016 ◆ № 3 (8) 57 АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА станет легкой добычей для внешнего управления, какие бы силы его не представляли. Интересно отметить, что похожие идеи о представлении государства в качестве юридиче- ского лица, обслуживающего нужды своих граж- дан, некоего «бюро добрых услуг», сервисной организации, ничем не отличающейся от других капиталистических хозяйствующих субъектов - далеко не новое явление в политико-правовой мысли. Так, еще в XIX в. Г. Гегель писал о недо- пустимости приватизации государственной вла- сти, то есть о присвоении кем-то его функций: «Стремление превратить власть государства в частную собственность есть не что иное, как путь к распаду государства, к уничтожению его в каче- стве силы. Та доля государственной власти, кото- рую приобрел для себя отдельный индивидуум, потеряна для власти всеобщего»20. Между тем, отметим, что истоки такого пони- мания государства коренятся в концептуальных ос- новах пуританских течений, в которых абсолюти- зировалась идея служения Богу, и только Богу, при полном игнорировании человека, т.е. «ближнего своего». Результатом этого становится «ощущение неслыханного дотоле внутреннего одиночества отдельного индивида. В решающей для человека эпохи Реформации жизненной проблеме - веч- ном блаженстве - он был обречен одиноко бре- сти своим путем навстречу предначертанной ему судьбе»21. В итоге характерными чертами менталь- ности западного человека становятся гипертрофи- рованный рационализм и лишенный каких-либо иллюзий, пессимистически окрашенный индиви- дуализм, граничащий с эгоцентризмом и эгоиз- мом. Ни концепция национального государства, ни служение «общему благу» не входят в идеологи- ческую матрицу «цивилизации денег». Фактически протестантский Бог стал глухой и непреодолимой стеной между людьми, сея в их душах глубоко укоренившееся недоверие «к ближнему», предостерегая полагаться на помощь людей и на дружбу между ними. Даже самые воз- держанные в своих взглядах протестантские про- поведники учили свою паству глубокому недо- верию по отношению к самому близкому другу, прямо советуя, кроме Бога, никому ни в чем не доверять. «Это психологическое следствие тео- логии благоприятствует индивидуализму. Каж- дый одинок перед лицом Бога. Смысл единения с близкими… ослабляется»22. К такой модели традиционно апеллируют все кальвинистские ветви протестантизма, где инди- вид стоит в центре картины мира, и его отношения с Богом не опосредованы ни церковью как особым 20 Цит. по: Соколова Р.И., Спиридонова В.И. Государство в современном мире. М., 2003. С. 50. 21 Вебер М. Указ. соч. С. 142. 22 Московичи С. Машина, творящая богов. М.: Центр пси- хологии и психотерапии, 1998. С. 254. институтом, ни тем более государством. Именно поэтому государство в этой традиции - категория абсолютно земная, несовершенный временный институт, и идеал будущего в том, чтобы жить по законам Божьим без государства. Высшей и самой законченной формой такого государства русский философ А.П. Лопухин23 считает США, где либе- ральная модель отказа от государства как особой политической силы со специальными функциями проявилась наиболее ярко. Хотелось бы вспомнить некоторые истори- ческие уроки, связанные с проведением в 1933- 1937 гг. Президентом США Франклином Делано Рузвельтом знаменитого «нового курса». Как из- вестно, суть «новизны» сводилась к прямому госу- дарственному вмешательству в разоренную кризи- сом экономику, что стало первым в истории США прецедентом подобного рода и вызвало ожесточен- ную критику и вражду со стороны Верховного Суда США24. Верховный Суд обвинял Рузвельта в «некон- ституционности» проводимых им реформ, так как вмешательство государства в экономику противо- речит принципам свободной капиталистической конкуренции, составляющей основу американ- ской государственности. Суд во главе с председа- телем Г. Хьюзом по результатам рассмотрения дела Schechter Poultry Company v. US (1935 г.) не признает конституционным Закон о восстановлении про- мышленности - основной закон в «новом курсе» Рузвельта. Суд также аннулировал закон, которым хотели ввести пенсии для рабочих-железнодорож- ников, и Угольный акт, которым правительство пыталось восстановить регулирование условий труда и заработной платы в угледобывающей про- мышленности. Пустив в ход привычную формулу насчет свободы контрактов, суд отменяет Закон штата Нью-Йорк о минимальной заработной плате женщин-работниц25. В дальнейшем это особое понимание лично- сти перерастает в либеральную политико-право- вую концепцию приоритета прав человека над обязанностями. Эта концепция, а также идея об индивидууме с его земными потребностями, ко- торым, как известно, нет предела, трансформиро- вались к концу ХХ в. в теорию «общества потре- 23 См.: Лопухин А.П. Заокеанский Запад в религиозно-нрав- ственном отношении: Публичные лекции, читанные Великим постом 1886 г. в Обществе распространения религиозно- нравственного просвещения в духе Православной Церкви, в пользу недостаточных студентов С.-Петербургской Духовной Академии и воспитанников С.-Петербургской Духовной се- минарии. СПб.: Тип. Елеонского, 1886 (обл. 1887). 84 с.; он же. Религия в Америке. СПб.: Тип. Добродеева, 1882. VIII, 272 с. 24 Как известно, президент США Вудро Вильсон (1913- 1921) пытался применить инструмент государственного регулирования, однако эти попытки не были столь мас- штабны, как у Ф.Д. Рузвельта и были вызваны участием США в Первой мировой войне. 25 См.: Черниловский З.М. От Маршалла до Уоррена. Очерки истории Верховного Суда США. М.: Юрид. лит., 1982. С. 125. 58 Российский журнал правовых исследований. 2016 ◆ № 3 (8) АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА бления», в котором людей приучают к бесконеч- ной гонке за новыми товарами, к кредитному раб- ству, к добыванию денег нетрудовыми способами (приобретая ценные бумаги, играя на финансовых рынках, живя на банковский процент). Глобаль- ная «цивилизация денег» распространяется по миру, вовлекая людей разных культур и религий в духовную несвободу, делая их одинаковыми. Эту сторону идеологии протестантизма еще в начале ХХ в. подробно исследовали русские фило- софы-евразийцы26. Один из ведущих философов- евразийцев Н.Н. Алексеев, исследуя современные ему западные либерально-демократические ре- жимы, считал, что они не знали теории и практи- ки «органического государства», поэтому ставили под сомнение институт царской власти. Западная, англо-саксонская система права, вплоть до совре- менных теорий «правового государства», ставит в центр социума не государство и тем более не инсти- тут верховного правителя, а институт судей. Еще в XIX в. А. де Токвиль писал, что «никогда еще ни у од- ного народа не было столь могущественной судеб- ной власти»27. Это связано, прежде всего, с тем, что западная церковь как таковая под давлением обще- ственного мнения, взращенного Просвещением, уступила западному государству в историческом споре за право: оно перешло под государственный контроль и превратилось в правовые системы, ос- нованные на позитивном законодательстве. Таким образом, западное право в своем современном виде как социальная парадигма сложилось на рациона- листическом понимании природы человека, на от- вержении трансцендентности и онтологии. Вопро- сы о том, что такое человек, в чем его космическое призвание, как и для чего он общается с Богом - не интересуют западную позитивную науку и право28. Они занялись благоустройством цивилизации, на- учно-техническим развитием для достижения ком- форта здесь и сейчас. «Идеократическое государство как государство общего блага» В восточных странах (Египте, Китае, Индии, а позднее Византии) в силу особенностей своего хо- зяйственного и политико-правового развития сло- жилась иная социальная модель, в которой было велико значение института государства, монархи- ческого принципа, «деспотии». Вместо западного государства «общественного договора» под надзо- ром судей в них складывается «органическое госу- дарство» во главе с Царем-Отцом (фараоном, им- ператором, раджой, царем и т.п.), схожее с большой трудовой семьей или даже с единым организмом. 26 См. подробнее: Алексеев Н.Н. Русский народ и государ- ство. М., 2003; Савицкий П.Н. Евразийство // Русская идея. М., 2004; Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. М.: ЭКСМО, 2007; Вернадский Г.В. Русская история. М.: Аграф, 1997. 542 с. 27 Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992. С. 128. 28 См.: Мальцев Г.В. Указ. соч. С. 305. Такая модель была принята и Россией от Ви- зантии. Эта модель построения государства была противоположна модели «общественного дого- вора» и тесно метафизически и исторически об- условлена функционированием русского, россий- ского «тяглового государства», которое предпола- гает доминирование не прав, а справедливое рас- пределение обязанностей, и в котором отдельно взятый человек никогда не стоял в центре обще- ственной парадигмы. Индивид рассматривается прежде всего как часть целого (общины, народа, нации, государства, церкви). Такое понимание личности приводит к принципу соучастия народа в своей собственной судьбе, которое в отличие от либеральной демократии предполагает коллек- тивное участие в судьбоносных социальных, госу- дарственных решениях не только ныне живущих, совершеннолетних граждан, принадлежащих конкретной территории и социальной системе, но некоторого особого существа, народного духа, который складывается из мертвых, живых и еще нерожденных, из общего исторического пути на- рода как общего коллектива. На таком понимании связи личность-общество и возникает идеал евразийского государства, кото- рый называется «идеократией». «Мы стремимся сознательно зафиксировать в политическом бытии нашего государства то, что западные демократии сознательно прячут: путеводную идею государства, как целого, его основное призвание, его цель. В этом смысле можно назвать наше государство иде- ократией или иначе государством стабилизиро- ванного общественного мнения…»29. Этот идеал подробно раскрывается в работах Н.Н. Алексеева «Русский народ и государство», «Обязанность и право», «Евразийцы и государ- ство», а также в обобщающем труде «Современ- ное положение науки о государстве и ее ближай- шие задачи». Развивая идею, что государство и право России должно строиться на принципах, альтернативных западному либеральному право- пониманию, он пишет: «Не право важно, но прав- да, государство правды»30. Это «обязательствен- ное» государство, имеющее дело с личностями, для которых важны не их индивидуальные права, а соучастие, совместность, соборность, в которых выражается общее нравственное начало и кото- рые озабочены «общим благом». Эту идею Н.Н. Алексеев сформулировал так: «В личном, нравственном смысле правда эта тре- бовала не внешней... обрядности, но внутренней работы над собою…, большей личной свободы, большей снисходительности к заблудшему, боль- шей «мыслительности». В социально-эконо- мическом смысле …согласования фактического 29 Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М.: Аграф, 1988. С. 178-184. 30 Там же. С. 92-93. ◆ Russian journal of legal studies. 2016 ◆ № 3 (8) 59 АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА уклада жизни с правилами евангельской люб- ви…, преобразования сложившегося экономиче- ского быта в соответствии с идеалом социальной справедливости и правды. В политическом смыс- ле она не восставала против монархии, однако и не считала установившуюся … монархию носи- тельницей справедливости и правды… Наконец, с точки зрения участия граждан в управлении государством, «правда» придерживалась мнения о необходимости ограничить самодержавие не- которым народным «советом» с более или менее широким началом представительства»31. Образ нового государства ассоциируется у Н.Н. Алексеева также с идеей государства гаран- тийного, в котором идея гарантийности юриди- чески оформляется через конституцию. Основой такой конституции является декларация обязан- ностей государства. Для исполнения своего ис- тинного назначения гарантийному государству требуется не оппозиция народа, а нечто прямо противоположное - требуется организация на- родных масс, готовых всеми силами защищать государство и побуждать его к служению «обще- му благу». Здесь и возникает необходимость ор- ганизации особого слоя, особых кадров - за- щитников государства - гарантов, обеспечива- ющих реализацию функций такого государства. Цель такого государства - внутреннее, духовное развитие человека. Об этом же писал и другой представитель евра- зийской идеологии П.Н. Савицкий32. Он указывал на политическую особенность такого «государства правды»: множество непохожих друг на друга на- родов оказываются соединенными не только гео- графически, но и культурно. «Только в рамках го- сударства они имеют возможность постоянного контакта, взаимного обогащения друг друга новы- ми культурными ценностями, эмпирическими зна- ниями, образцами духовной жизни. Отсутствие же государственного единства ведет к потере чувства сопричастности, единения: нет «своих», но есть только «чужие». И все творческие силы уходят тог- да не на саморазвитие, но на борьбу, в ходе которой прекращается всякое развитие»33. «Гарантийное государство, - пишет Н.Н. Алек- сеев, - не знает самодержцев - ни личных, ни кол- лективных. Но если идею республики толковать в древнем, римском, цицероновском смысле - res publica, как «общее дело», о котором учили и рус- ские философы, то, в этом смысле гарантийное госу- дарство есть режим республиканский. Гарантийное 31 Алексеев Н.Н. Указ. соч. С. 92-93. 32 См.: Савицкий П.Н. Избранное. М.: РОССПЭН, 2010; он же. Географические и геополитические основы евразий- ства. Прага, 1933; он же. Русские среди народов Евразии (методологическое введение в проблему). Прага, 1933-1935. 33 Ибраев М.У. Вклад П.Н. Савицкого в создание основ национального дискурса евразийцев // Вестник Россий- ской нации. 2014. № 1 (33). С. 168. государство есть государство Общего Дела - и мы верим - ему принадлежит будущее»34. Кроме евразийского наследия в российской по- литико-правовой мысли существует еще одна шко- ла, которой в советское время не уделяли внимания, а если уделяли, то лишь с критических позиций. Между тем, она представляет собой глубочайшее теоретическое наследие, которое может быть, на- ряду с евразийской концепцией, быть реализовано в современном государственном строительстве Рос- сии. Речь идет о школе «нового» либерализма, или неолиберализма конца ХIX - начала XX вв., провоз- гласившего необходимость обеспечения каждому гражданину «права на достойное существование» (Е.Н. Трубецкой, П.Б. Струве, С.Л. Франк, П.Н. Нов- городцев, Б.А. Кистяковский, В.М. Гессен, С.Н. Бул- гаков, М.И. Туган-Барановский и др.)35. Выдвигае- мый русскими неолибералами абсолютный идеал можно охарактеризовать как требование бесконеч- ного совершенствования, которое в применении к общественной жизни может быть осуществлено только через развитие личности. «В центре построе- ния общественной философии должна быть постав- лена не будущая гармония истории, не идея земного рая, а вечный идеал добра, обязательный для каждо- го исторического периода, для каждого поколения, для каждого лица…»36. Неолибералы признавали за государством важную роль, особенно как гаранта прав и духовной свободы личности: «…государство нужно для целей безусловного Добра…», - писал Е.Н. Трубецкой37. Основное предназначение такого государства неолибералы видят в «общественном служении». Эта цель и есть нравственная цель, «безусловное добро», о котором они писали, ибо нравствен- ность и состоит в деятельности на пользу других. Высшей формой правового государства неолибе- ралы считали социальное государство, которое правовыми методами должно решить социальный вопрос, предоставляя гарантии для свободы и са- мовыражения каждой личности. Представляется, что евразийская и неолибе- ральные русские школы сходятся в понимании та- кой важной категории как государство в том, что оно для них никогда не выступало как цель развития об- щества или как универсальное средство разрешения всех социальных конфликтов. Государство для пред- ставителей данных политико-правовых школ имеет исторически определенную функцию - оно долж- но стать средством, гарантирующим оптимальные 34 Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. С. 384-385. 35 Подробнее см.: Попова А.В. Неолиберализм в России на рубеже ХIX-XX веков: монография. М.: Финансовый университет, 2011. 128с. 36 Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 66-67. 37 Цит. по книге Поповой А.В. Неолиберализм в России на рубеже ХIX-XX веков: монография. М.: Финансовый университет, 2011. С. 41. 60 Российский журнал правовых исследований. 2016 ◆ № 3 (8) АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА условия для свободного и всестороннего развития отдельной личности и тем самым способствовать развитию всех, обеспечивая «общее благо». Господство в современной России позити- вистских взглядов, заимствованных из западной политико-правовой мысли, приводит к тому, что категория справедливости выводится за рамки правового поля, а ее место занимает позитивист- ский закон (как воплощение справедливости)38. В результате широко распространяется западная концепция, что осуществление социальной по- литики ложится нелегким бременем на бюджет страны, а социальная политика провоцирует психологию социального иждивенчества39. Между тем, как мы видели выше, в отече- ственном политико-правовом наследии (евра- зийстве и неолиберальной доктрине) современ- ный российский законодатель может найти отве- ты на эти серьезные общественные вопросы. «Конец капитализма»? Прошло почти сто лет со времени появления неолиберальной и евразийской концепций, и за- падные эксперты начинают выражать озабочен- ность глобальным распространением идей потре- бления, наживы и стяжательства40. Выдающийся эксперт Н. Хомски отметил важнейшее идеологи- ческое последствие «цивилизации денег». Он пи- сал, что суть неолиберальной демократии сводит- ся «к пустопорожним дебатам по второстепенным вопросам между партиями, которые, независимо от формальных различий и предвыборных деба- тов, проводят по существу одну и ту же политику в защиту бизнеса. Демократия допустима до тех пор, пока контроль над бизнесом неподвластен обсуждению или изменению со стороны народа, то есть пока она не является демократией. Поэто- му неолиберальной системе свойственно произ- водить деполитизированных граждан, исполнен- ных апатии и цинизма»41. Представляется, что одним из самых глубо- ких исследований современного этапа развития мировой капиталистической системы является книга профессора Университета Нью-Йорка Дэ- вида Харви «Шестнадцать противоречий и конец капитализма»42. В ней автор, подробно анализируя экономические противоречия капитализма, при- ходит к выводу, что мир подошел к неизбежному 38 Подробнее об этом см: Зорькин В.Д. Современный мир, право и Конституция. М.: Норма, 2010. С. 270-287. 39 См.: Алебастрова И.А. Социальное государство: белые одежды голого короля или платье для Золушки? // Консти- туционное и муниципальное право. 2008. № 20. С. 2-3. 40 Иглтон Т. Почему Маркс был прав / пер. с англ. П. Нор- вилло. М.: Карьера Пресс, 2012. 304 с.; Piketty Т. Capital in the 21st century. Harvard University Press, March 2014; Har- vey D. Diecisiete contradicciones y el fin del capitalismo .1.ed. Quito: Editorial IAEN, 2014. 296 p. 41 Хомский Н. Указ. соч. 42 Harvey D. Diecisiete contradicciones y el fin del capitalism. взрыву, который он определяет как «светский ре- волюционный гуманизм»43. Опираясь на идеи Ан- тонио Грамши44, Д. Харви раскрывает концепцию нового гуманизма как единства различных идео- логий (в том числе и религий, например, теологии освобождения), выступающих за справедливый миропорядок и освобождение от капиталистиче- ской эксплуатации. Харви ставит задачу разбудить «спящую красавицу» (так он называет народные массы) и определяет основные требования, с кото- рыми эксплуатируемые мировой олигархией мас- сы должны выступить. Речь идет о социализации граждан, о повышении их политического самосо- знания; они должны защищать свои насущные со- циальные права (на жилище, образование, продо- вольственную безопасность), требовать создания такой системы мирохозяйственного обмена, при которой будет невозможно присвоение финансо- вых потоков в качестве формы власти. Аналогичный взгляд на модель будущего раз- вивает в своей книге «Почему Маркс был прав» английский культуролог и философ Терри Игл- тон45, который ставит вопрос о неизбежности конца капитализма. Т. Иглтон и Д. Харви пред- ставляют радикальную точку зрения. Между тем, среди западных обществоведов распространена и реформистская концепция улуч- шения капиталистической системы хозяйствова- ния. Так, Нобелевский лауреат экономист Мухам- мад Юнус видит выход в «социальном бизнесе», организации кредитования мелкого бизнеса, через который, по его мнению, может распространяться альтруизм46. Такие эксперты как Дж. Стиглиц и У. Кимлика апеллируют к национальному государ- ству как главному фактору современной антигло- балистской стратегии. Российский экономист В.Ю. Катасонов видит выход из всепоглощающей идеологии «цивилиза- ции денег» в возвращении к идеям раннего христи- анства и духовному опыту русских старцев47, у кото- рых идеи самоограничения, справедливости и ду- ховного саморазвития составляют базовые ценно- сти. Несколько наивно выглядят призывы ученого к возобновлению натурального хозяйства, однако в целом духовно-нравственные основы раннего хри- стианства полностью соответствуют модели буду- щего развития России, о которой писали филосо- фы-евразийцы и русские неолибералы-правоведы начала ХХ в. Их модель государства «общего блага» 43 Там же. 44 Грамши А. Избранные произведения: [пер. с итал.] / под общ. ред. И.В. Григорьевой и др. М.: Политиздат, 1980.  422 с.; он же.  Формирование человека (Записки о педагогике) М.: Педагогика, 1983. 224 с.; он же. Тюремные тетради. Часть пер- вая. М.: Изд-во политической литературы, 1991. 45 См.: Иглтон Т. Указ. соч. 46 См.: 22 идеи о том, как устроить мир: Беседы с выдаю- щимися учеными. С. 22-23. 47 Катасонов В.Ю. Указ. соч. С. 231. ◆ Russian journal of legal studies. 2016 ◆ № 3 (8) 61 АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА базируется на духовно-нравственных началах ран- него христианства и ставит во главу угла «коллек- тивные права» людей, а не индивидуалистическую концепцию беспрерывного личного обогащения. Более того, неолибералы предлагали и экономи- ческую единицу такой модели развития - тради- ционную и эффективно работавшую в российских условиях кооперацию48. «В мире все больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценно- стей, которые тысячелетиями составляли духов- ную, нравственную основу цивилизации, каждо- го народа: ценностей традиционной семьи, под- линной человеческой жизни, в т.ч. и жизни ре- лигиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира»49, - писал Президент В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию. Современное государственное строительство в России должно, по нашему мнению, учитывать богатое идеологическое наследие российских обществоведов начала ХХ в., которые, критикуя с разных позиций капиталистическую модель, уже тогда предлагали в качестве центральной за- дачи - построение государства «общего блага», в котором не материальный успех и потребление, а создание условий для духовно-нравственного развития личности станет главной целью.
×

About the authors

M G Abramova

Moscow State University

Email: abramova-m@mail.ru

References

  1. Алебастрова И.А. Социальное государство: белые одежды голого короля или платье для Золушки? // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 20. С. 2-11.
  2. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М.: Аграф, 2003. 640 с.
  3. Ваджра А. Путь зла. Запад: матрица глобальной гегемонии. М.: АСТ: Астрель, 2007. 544 с.
  4. Васильева А.Ф. Государство как поставщик публичных услуг // Право и политика. 2008. № 6. С. 1336-1342.
  5. Васильева А.Ф. Делегирование государственных функций субъектам частного права // Правоведение. 2008. № 2. С. 65-75.
  6. Васильева А.Ф. Сервисное государство: административно-правовое исследование оказания публичных услуг в Германии и России. М.: РАП, 2012. 332 с.
  7. Вернадский Г.В. Русская история. М.: Аграф, 1997. 542 с.
  8. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
  9. Грамши А. Избранные произведения: [пер. с итал.] / под общ. ред. И.В. Григорьевой и др. М.: Политиздат, 1980. 422 с.
  10. Грамши А. Формирование человека (Записки о педагогике). М.: Педагогика, 1983. 224 с.
  11. Грамши А. Тюремные тетради. Часть первая. М.: Изд-во политической литературы, 1991. 564 с.
  12. идеи о том, как устроить мир: Беседы с выдающи- мися учеными / под ред. П. Дуткевича и Р. Саквы. М.: Изд-во Московского университета, 2014. 526 с.
  13. Гэлбрейт Дж.К. Экономика невинного обмана: правда нашего времени. М.: Европа, 2009. 88 с.
  14. Зорькин В.Д. Современный мир, право и Конститу- ция. М.: Норма, 2010. 544 с.
  15. Ибраев М.У. Вклад П.Н.Савицкого в создание основ национального дискурса евразийцев // Вестник Российской нации. 2014. № 1 (33). C. 160-171.
  16. Калашников С.В. Функциональная теория социального государства. М.: Изд-во «Экономика», 2002. 188 с.
  17. Катасонов В.Ю. Религия денег. Духовно-религиозные основы капитализма. М.: Кислород, 2014. 408 с.
  18. Ленин В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма. 5-е изд. Т. 27. М.: Политиздат, 1969, 357 с.
  19. Лопухин А.П. Заокеанский Запад в религиозно-нравственном отношении: Публичные лекции, читанные Великим постом 1886 г. в Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, в пользу недостаточных студентов С.-Петербургской Духовной Академии и воспитанников С.-Петербургской Духовной семинарии / А.П. Лопухин. СПб.: Тип. Елеонского, 1886 (обл. 1887). 84 с.
  20. Лопухин А.П. Религия в Америке. СПб.: Тип. Добродеева, 1882. VIII, 272 с.
  21. Мальцев Г.В. Культурные традиции права. М.: Норма, 2013. 608 с.
  22. Милецкий В.П. Социальное государство: эволюция идей, сущность и перспективы становления в современной России // Политические процессы в России в сравнительном измерении. СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 1997.
  23. Молотков А.Е. Капитализм - православие - социализм // Молодая гвардия. 2011. № 4. С. 99-175.
  24. Московичи С. Машина, творящая богов. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. 560 с.
  25. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса, Вопросы философии, 1991. 640 с.
  26. Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени. СПб.: Алтейя, 2002. 314 с.
  27. Попова А.В. Персоналистический социализм в трудах неолиберальных мыслителей // Интеграция и кооперация в решении социально-экономических проблем современного общества: материалы конф. Ярославль, М.: Изд-во Канцлер, 2013. С. 257-260.
  28. Попова А.В. Неолиберализм в России на рубеже ХIX-XX веков: монография. М.: Финансовый университет, 2011. 128 с.
  29. Путин В.В. Послание Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2013 г. // Вестник Российской нации. 2014. № 1. С. 8-21.
  30. Савицкий П.Н. Евразийство // Русская идея: сб. произв. рус. мыслителей / сост. Е.А. Васильев. М.: Айрис Пресс, 2004. С. 352-371.
  31. Савицкий П.Н. Избранное. М.: РОССПЭН, 2010. 776 с.
  32. Соколова Р.И., Спиридонова В.И. Государство в со- временном мире. М.: ИФ РАН. 2003. 254 с.
  33. Иглтон Т. Почему Маркс был прав / пер. с англ. П. Нор- вилло. М.: Карьера Пресс, 2012. 304 с.
  34. Токвиль А. Демократия в Америке. М.: Прогресс, 1992. 554 с.
  35. Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М.: Про- гресс, 1995. 799 с.
  36. Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. М: ЭКСМО, 2007. 123 с.
  37. Черниловский З.М. От Маршалла до Уоррена. Очерки истории Верховного Суда США. М.: Юрид. лит., 1982. 224 с.
  38. Хомский Н. Прибыль важнее людей: Неолиберализм и мировой порядок / пер. с англ. Б.М. Скуратова. М.: Праксис, 2002. 248 с.
  39. Энциклика Centesimus Annus // Сто лет христианско- го социального учения. М.: Дом Марии, 1991. С. 25-64.
  40. Harvey D. Diecisiete contradicciones y el fin del capitalismo. 1.ed. Quito: Editorial IAEN, 2014. 296 p.
  41. Piketty T. Capital in the 21st century. Harvard University Press, March 2014. 696 p.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2016 Eco-Vector

License URL: https://eco-vector.com/en/for_authors.php#07

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies