Law and its Anthropological Features

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

In the article the problem of formation of legal culture and enhance the legal awareness of the person. Attracts modern do- mestic and foreign scientists, anthropology of law, or legal anthropology, which held steady in the Humanities, defining the historical basis of the theory of state and law and development.

Full Text

Формирование правовой культуры и повы- шение уровня правосознания человека - процесс сложный и многоплановый, суть которого заключается в получении новых знаний и формировании компетенций на основе изуче- ния федеральных законов и нормативно-право- вых актов. На этот процесс, по нашему мнению, влияют два основных фактора: социальный и личностный. В этом контексте возникает проблема восприятия и понимания человеком-гражданином соотношения своих прав и обязанностей. Достижение гармонии между ними должно стать фундаментом достижения согласия между обществом и каждым его членом. В современной России существует колоссальный разрыв в уровне доходов населения. Десять процентов социальной элиты владеет материальными и финансовыми средствами, превышающими возможности остального населения страны. Средства массовой информации ежедневно приводят примеры коррупции высокопоставленных чиновников, факты публичной демонстрации богатств олигархами, циничное нарушение прав дорожного движения их детьми на дорогих иномарках и т.п. То есть общество разделилось на тех, кому все можно и дозволено, попирая законы и моральные нормы, игнорируя права всех остальных граждан, живущих по законам и правилам. Гармонизация общественных и личных интересов зависит, прежде всего, от понимания человеком диалектики прав и обязанностей. Причем, выполнение этого принципа должно реализовываться в обязательном порядке всеми гражданами государства, без исключения, независимо от их социального статуса и материального достатка. Основным содержанием правовой антро- пологии, на наш взгляд, является обоснование идеи прав конкретного человека, члена сообще- ства того или иного общества и государства. Антропология должна дать ответ на вопрос: «Как правовой порядок подразумевает соблюде- ние прав и интересов человека, отражающих его исторические, социальные, национальные, со- циологические, гендерные, возрастные, профес- сиональные, культурологические, образователь- ные и другие потребности?» Права человека с позиции философии пра- ва являются одним из основополагающих видов прав вообще, с ними связаны общие процессы прогресса человеческого развития и достижения гармонии гражданского общества. С одной сто- роны, они делают человека свободным в рамках конкретного социума, с другой - защищают его личные интересы. Дефиниции «право» и «обя- занность» стояли и стоят перед человечеством с древности до сегодняшнего дня. На каждом этапе своего развития человечество искало ответ меж- ду должным и возможным для всех и каждого. Во все эпохи и в каждой стране возникала дилемма: хочу, могу, но не имею права. Разрешение этого конфликта (возможности или свободы) добавля- ло или снимало напряжение социальной направ- ленности в обществе. Во времена Просвещения более активно на- чало использоваться понятие естественного пра- ва, т.е. права человека, данные ему от рождения, которые именуются «прирожденными», «свя- щенными», «неотчуждаемыми». Это, прежде всего, право на жизнь, развитие, свободу и др. Именно они составляют основу естественного права. Таким образом, человечество в результате своего развития начало приближаться к осозна- нию истинного содержания значимости и предназначения права, конечной целью которого яв- ляется человек. Право, данное человеку, находящемуся в определенном социуме, не может быть отчуж- дено у него ни государством, ни членами его со- общества. Они неотъемлемы никем, в том числе самим субъектом права - конкретным челове- ком. Они незыблемы и существуют в процессе и диалектике развития самого общества. Одни права даются человеку в процессе при- обретения им дееспособности, т.е. достижения определенного возраста или социального ста- туса, другие - принадлежат человеку с самого рождения и входят в содержание его правоспо- собности. Один из основных принципов содержания права человека в антропологическом контексте может заключаться в формуле, что каждый че- ловек, находясь в социуме, должен быть наделен определенными правами и обязанностями, ко- торые достаточно четко маркируют его возмож- ности, сферы деятельности и взаимоотношения с согражданами и государством. Находясь в тесном бытовом и профессио- нальном взаимодействии, включая родственные, культурные, национальные, гендерные, возраст- ные, религиозные, образовательные и другие взаимосвязи, человек вынужден формулировать и формировать отношения в рамках официаль- ного правового поля и принятых в историческом контексте общества норм и традиций. С одной стороны, член общества имеет свои собственные интересы, реализацию которых осуществляет его собственное «эго», с другой стороны, реализация личностных интересов мо- жет затронуть жизненные позиции окружающих (о государстве мы в данном случае не говорим, потому что оно имеет четко выраженный меха- низм защиты и охраны своих интересов). Поиск баланса между интересами общества и личности в рамках правового поля и существу- ющих веками норм и традиций, по нашему мне- нию, составляет историческую миссию и содер- жание антропологии в праве. Юридическая ан- тропология как общественное проявление про- гресса человеческого общественного развития призвана способствовать достижению гармонии отношений между человеком и человеком - чле- ном общества и государством. Развитие антропологии права неизбежно вы- двигает новые научные направления в становле- нии отраслей права, правоприменении, профес- сиональной подготовке юристов, формировании правовой культуры. Антропология как наука о человеке во всех аспектах его развития включает в себя комплекс гуманитарных наук. Философская антропология, естественно, является краеугольным камнем, ос- новой и базисом юридической антропологии, поскольку, как утверждает российский педагог, академик Б.М. Бим-Бад, «представляет собой не только системное и целостное, но и всеобъемлю- щее знание о человеке и мире человека в их един- стве» [1, с. 91] . Начало философской антропологии связано с появлением классических для этого направле- ния работ Макса Шелера «Положение человека в космосе» (1928) и Хельмута Плеснера «Ступени органического и человек» (1928). Антропология Макса Шелера (1874-1928) со- стоит в том, чтобы точно показать, как из основ- ной структуры человеческого бытия проявляет- ся сам человек, его язык, наука, миф, искусство, религия, общество, государство, право, история, идеи, совесть и т.д.: «Если и есть философская за- дача, решения которой наша эпоха требует как никогда срочно, так это задача создания фило- софской антропологии …Только такая антропо- логия могла бы стать последним философским основанием и в то же время точно определить ис- следовательские цели всех наук, которые имеют дело с предметом “человек” - естественнонауч- ных и медицинских, археологических, этнологи- ческих, исторических и социальных наук, обыч- ной и эволюционной психологии, а также харак- терологии» [8, с. 126]. В специальном исследовании, посвященном юридической антропологии, известный фран- цузский юрист и антрополог Норбер Рулан ут- верждает, что задачей юридической антропо- логии является изучение «человека во всем его многообразии, во всех его хронологических, гео- графических измерениях» [6, с. 216]. Антропологическая наука, в основе которой стоит человек в разных его возрастных, рассо- вых, гендерных и других составляющих, со вре- менем приобрела множественность направле- ний своего развития. Это, прежде всего, юриди- ческая антропология, или антропологическая наука, которая прочно заняла свое место в юри- спруденции в начале средневековья и получила импульс своего развития в XIX-XX вв. Сегодня она является, по нашей оценке, определяющим фактором процесса отечественной и мировой юридической науки. Антропология права - это наука, изучающая правовые формы жизни людей в разнообразных условиях и на различных этапах человеческой истории [6]. Антропология права или юридическая ан- тропология? Вопрос доминирующего приорите- та - что ставить на первое место - «человека» или «право»? Отвечаем однозначно: человек - центр и главное начало права. Право и вся юри- дическая наука и практика по своему предна- значению является естественной общественной, гуманитарной, правовой, политической, фило- софско-социальной наукой, основанной на традиционной методологической базе и методах ее использования. Можно согласиться, исходя из предмета юри- дической антропологии, с дефиницией антропо- логии, данной О.А. Пучковым: «Юридическая антропология - это самостоятельное научное направление правоведения, предметом изучения которого являются юридическая деятельность человека, его специфические связи и отношения с правом, государством и социальной свободой, анализируемые на материалах современных (а также древних, этнически разнообразных) форм правовой жизни»[5, с. 65]. Уже отмечалось ранее, что антропология как направление гуманитарной науки включает в себя и учитывает весь комплекс обществознания, основанного на философии как учении об общих законах природы и общества. В современных условиях эволюции обще- ства, движения страны в направлении к утверж- дению главенства права, гражданского общества и правового государства антропология права за- няла свою устойчивую позицию в гуманитарных науках, определяя историческую основу теории государства и права и перспективу ее развития. Особое значение антропология права приоб- ретает в процессе формирования правового госу- дарства и гражданского общества. Именно в этот исторический период развития человечества, когда человек становится на вершине пирамиды «государ- ство - общество - человек», антропология, в на- шем контексте - юридическая, становится главным вектором развития современной юриспруденции. Можно сколько угодно критиковать несовер- шенство нашей Конституции 1993 г., особенно в части, касающейся полномочий Президента и законодательной власти, но нельзя не признать исторического значения чеканных формулировок ст. 2, перевернувшей пирамиду ценностей совет- ского конституционализма: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» [3]. В условиях активного поиска национальной самосознательности и утверждения этнической идентичности именно национально-этнический фактор правовой науки становится все более ак- туальным. В этом контексте юридическая антро- пология становится одним из основополагающих факторов национального права. Юридическая антропология, в первую оче- редь, изучает правовое многообразие мира через его восприятие людьми в контексте различных национальных и исторических культур. В современных условиях интерес к подобным исследованиям вызван также тем, что обычаи, традиции, нормы обычного права естественно становятся официальной частью правовой систе- мы государства. В основу юридической антропологии, по на- шему мнению, исходя из первичности интересов человека, заложено его биологическое и соци- альное единство, составляющее основу духовно- го и материального развития всех и каждого в рамках единого социума. Взаимосвязь человека и общества позволит юри- дической антропологии придать единство правовой системе, естественную гармонию, подразумевающую человека как главного участника всех социальных связей. Придать праву гармоническое единство, объ- единяющее человека с социумом и государством, - главная миссия юридической антропологии. Таким образом, главная цель заключается в объединении интересов личности конкретного человека - члена общества с траекторией разви- тия общества в целом На основе юридической антропологии осу- ществляется интеграция различных подходов в рамках правовой науки, в результате чего от- крываются неведомые доселе грани роли чело- веческой личности в процессах взаимодействия обычно-правовых и действующих моделей пра- ва, что является составной частью проблемы пра- вового плюрализма в современном обществе [2]. Юридическая антропология, как и любая наука, имеет потребность создания своего по- нятийного аппарата. Однако нужно иметь в виду, что поскольку юридическая антропология развивается на стыке философии, социологии, теории государства и права, отраслевых юриди- ческих наук, то это обстоятельство накладывает на ее инструментарий свой отпечаток, который отражает интеграцию всех наук, объединенных в этом правовом направлении [5]. Юридическая антропология начинает проду- цировать собственные познавательные средства и понятия. К таковым относится, например, по- нятие «правовая среда». В чем значение этого по- нятия для юридической антропологии? Прежде всего, в том, что с его помощью создается реаль- ная возможность охватить все отношения чело- века с окружающим миром, регулируемые юри- дическими нормами и институтами [7]. Таким образом, мы можем определить, что юридическая антропология содержит новые подходы к праву и изучает новые аспекты пра- ва, углубляет, конкретизирует и развивает наше знание о праве как специфическом социальном явлении, играющем существенную роль в орга- низации и функционировании общественной жизни людей в разнообразных условиях и на раз- личных этапах развития истории человечества и конкретной человеческой личности. Для российского многонационального феде- ративного государства, которому присуще разноо- бразие духовных, культурных, конфессиональных и правовых традиций, изучение и применение прин- ципов юридической антропологии особенно важно.
×

About the authors

E N Atarschikova

Stavropol State Pedagogical Institute

Email: ponomarevE@yandex.ru

E G Ponomarev

Stavropol State Pedagogical Institute

Email: ponomarevE@yandex.ru

References

  1. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология: курс лек- ций. М., 2002. 208 с.
  2. Ковлер А.И. Антропология права: учебник для вузов. М., 2002. 480 с.
  3. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  4. Опыт философской антропологии: учеб. пособие / отв. ред. Н.В. Омельченко. Волгоград, 2005.
  5. Пучков О.А. Юридическая антропология и развитие науки о государстве и праве. М., 2003. 260 с.
  6. Рулан Н. Юридическая антропология: учебник для вузов. Перевод с франц. / отв. ред. В.С. Нерсесянц. М., 1999. 310 с.
  7. Человек и право. Книга о Летней школе по юридической антропологии / отв. ред. Н.И. Новикова, В.А. Тишков. М., 1999.
  8. Шелер М. Положение человека в космосе: избр. произв. М., 1994.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2016 Eco-Vector

License URL: https://eco-vector.com/en/for_authors.php#07

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies