Valuable Bases Prosecutor's National Security Activities

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to axiological grounds of prosecutorial activity in providing of national security. Analyzed forms of the system of values of the Russian people and their effect on prosecutorial activities to ensure national security. The role of the mentality and worldview of the Russian people in the formation of the Prosecutor’s activities to ensure national security. Based on the impact of policy statements and appeals of the President of Russia Vladimir Putin the Prosecutor’s efforts to ensure national security.

Full Text

В трудные периоды нашей истории мы всег- да обращаемся к историческому наследию нашей культуры и системе традиционных ценностей российского народа. Такое вольное или невольное к ним обращение влечет за со- бой три значимых последствия. Первое, сегодня идет скрытый процесс восстановления как куль- турной системы российской общности, так и си- стемы традиционных ценностей нашего народа. Н.А. Бенедиктов прямо указывает на это обстоя- тельство: «И сегодня идет скрытый процесс вос- становления системы святынь, ценностей и связи времен и поколений»1. Второе, все разговоры о величестве российского государства и великодержавности нашей Родины России без учета системы ценностей нашего народа являются фальшивыми. Без опоры на систему ценностей нашего народа российское государство не может претендовать на роль великой державы. Великодержавность России определяется, прежде всего, источником духа ее народа. В роли источника духа народа Великодержавной России и должна выступать система его ценностей. Великодержавность нашего государства невозможна без системы ценностей2 российского народа. Третье, на государственном уровне необходимо отказаться от спекулятивной идеологии исторического и современного западничества, проявляющегося в либеральных и националистических Бенедиктов Н. Заметки о русском. Н.Новгород, 2016. С. 135. В отечественной философии на это обстоятельство пря- мо указывает Н.А. Бенедиктов. См.: Бенедиктов Н. Там же. формах. Сторонники этой идеологии вульгарно толкуют «общность» системы ценностей нашего народа с системой ценностей народов Западной Европы, в роли которой, как правило, выступа- ет ложная для нашего народа система ценностей либерализма плюс орденская практика западного христианства. В наше время российские предста- вители этой ложной идеологии выступают в роли своеобразных цивилизаторов нашего народа. По нашему глубокому убеждению, они готовы унич- тожить (сломать) систему ценностей нашего наро- да, ради достижения ложной своей цели - «воз- врате России в мировую цивилизацию». В своем фундаментальном исследовании В.Б. Павленко прямо указывает на двух таких циви- лизаторов А.И. Ракитова и А.Н. Яковлева. Первый призывал «сломать защитный пояс русской куль- туры, перестроив спрятанные за ним механизмы исторической наследственности»3, а второй, - проводя в жизнь западническую матрицу идео- логии перестройки, сознательно «ломал хребет русской культуре». «Нынешние же последовате- ли разрушителей конца 1980-х годов, - отмечает В.Б. Павленко, - даже и не скрывают, что вновь це- лятся именно в Россию, которая не дает покоя ни им, ни их западным хозяевам, отравляя их жизнь самим фактом своего существования и присут- ствия на политической карте мира»4. См.: материалы II съезда Народной партии «Свободная Россия». М., 1991. С. 42. Павленко В.Б. Мифы «устойчивого развития». «Гло- бальное потепление» или «ползучий» глобальный перево- рот? М., 2011. С. 43. В качестве примера В.Б. Павленко5 делает ссылку на выдержку из научного труда, который был подго- товлен авторским коллективом Института Европы РАН. Этот пример весьма любопытен. Он наглядно иллюстрирует идеологическую составляющую за- паднической мотивационной направленности упо- мянутого нами авторского коллектива. Со своей сто- роны, не будем голословны и приведем соответству- ющую выдержку из указанного коллективного труда дословно. Так, авторский коллектив Института Европы РАН пишет: «Сегодня, как десятилетия, и столетия назад, мы вновь стоим перед вопросом: кто мы? Россия - это Европа, или не совсем Европа («другая Европа»), или вообще нечто настолько сво- еобразное и самодостаточное, что применение к ней географических понятий просто не имеет никакого смысла? Позиция авторского коллектива в этом веч- ном вопросе однозначна. Цивилизационно Россия остается частью Европы…»6. На наш взгляд, приведенный пример является наглядной иллюстрацией того, что представители современного западничества не признают самодо- статочность системы ценностей российского на- рода. Такое непризнание говорит в пользу нижес- ледующего. Современные российские западники в мыслях не допускают даже возможности России быть самодостаточной, а, следовательно, и вели- кодержавным государством. Отказ со стороны за- падников России в самодостаточности позволяет нам говорить нижеследующем. Без перевода ос- нов государственного управления с системы лож- ных ценностей западников на традиционную си- стему ценностей российского народа невозможно вести серьезный разговор о возрождении велико- державной российской государственности. На протяжении веков одним из системо- образующих государственных органов, обе- спечивающих великодержавность российской курорской деятельности. В наше время Великая Россия немыслима без боеспособной и действенной прокурорской деятельности. В свою очередь, боеспособная и действенная прокурорская деятельность немыслима в отрыве от культуры и традиционных духовнонравственных ценностей. В этом смысле культура и традиционные духовно-нравственные ценности формируют целостное мировоззрение прокурорской деятельности, соответствующее именно культуре и системе традиционных духовно-нравственных ценностей российского народа. Целостное мировоззрение обеспечивает аксиологическое и идеологическое единство прокурорской деятельности в деле обеспечения национальной безопасности. Аксиологическое и идеологическое единство прокурорской деятельности по обеспечению национальной безопасности влечет за собой: во-первых, целостность самой прокурорской деятельности; во-вторых, ее устойчивость, ясность и определенность. Это объясняется тем, что под влиянием советской культуры в сознании российской общности8 сложился образ о единстве духа и культуры российского народа9, опирающейся на его духовные ценности. Под духовными ценностями российского народа нами понимаются такие его ценности, опора на которые позволяла ему не только сохраняться, но развиваться, создавая свою собственную своеобразную культуру (цивилизацию). «Ценность - пишут авторы специализированного издания по обеспечению национальной безопасности, - это сложившаяся в условиях цивилизации и непосредственно переживаемая людьми форма их отношения к общезначимым образцам культуры, к желаемому будущему, к сохранению избирательной памяти о прошлом»10. Корни нашей цивилизации уходят глубоко в древность. В древность индоевропейскую и ирангосударственности, была прокуратура. Она и в наши дни остается столпом российской государственности. В настоящее время прокуратура РФ реально и потенциально способна нейтрализовать многие угрозы, стоящие перед нашей государственностью. Для подобной нейтрализации у нее имеется множество способов и форм. В настоящей статье мы не будем останавливаться на каждом из них, а укажем на один - обеспечение национальной безопасности7 потенциалом про- См.: там же. С. 19. Россия в многообразии цивилизаций: сборник / ред. Н.П. Шмелев, Т.Т. Тимофеев, В.П. Федоров. М., 2011. С. 19. В соответствии с ч. 1 п. 6 «Стратегии национальной без- опасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683, (далее - Стратегия национальной безопасности 2015 г.) национальная безопас- ность РФ - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и сво- бод граждан РФ, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территори- альная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие РФ. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией РФ и законодательством РФ, прежде всего государственную, общественную, информационную, эколо- гическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности. Обеспечение наци- ональной безопасности - реализация органами государ- ственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества поли- тических, военных, организационных, социально-экономиче- ских, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов (ч. 4 п. 6 «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации 2015 г.»). См.: Адаменко И.Е. К вопросу о философских осно- ваниях советской концепции уголовного судопроизвод- ства // Правовые проблемы укрепления российской го- сударственности: сб. ст. Ч. 67 / отв. ред. М.К. Свиридов, Ю.К. Якимович; Под ред. О.И. Андреевой, И.В. Чадновой. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2015. С. 8-14. Подробнее см.: Агутин А.В., Агутина Н.В. Теоретические и нравственные основания принципов в современном отече- ственном уголовном судопроизводстве. М., 2009. С. 8-10. Капинус О.С. Прокуратура в системе национальной безо- пасности России: учеб. пособие / О.С. Капинус, И.Б. Кардашова, В.П. Рябцев. М., 2102. С. 23. скую. Прежде всего для нас общезначимыми об- разцами культуры являются образцы славянской и иранской культур. Историк Г.В. Вернадский пишет: «Славяне же скифскую и сарматскую эпо- хи много получили от общения с другой ветвью индоевропейской семьи - иранцами, которые держались в южнорусских степях. Славянская мифология перекликается с иранской темати- кой, в старом русском фольклоре много иранских мотивов. Есть много общего между иранским и турецким эпосом, с одной стороны, и некото- рыми старыми русскими былинами - с другой. Искусство древней России испытывало сильное влияние со стороны иранской цивилизации»11. Искусство является проявлением культуры и традиционных духовно-нравственных ценностей российского народа. Культура и традиционные духовно-нравственные ценности российского народа не только формируют целостность миро- воззрения прокурорской деятельности, но и обе- спечивают ее единство. Мы не одиноки в своих мыслях. На эту сторону культуры и традиционных духовно-нравственных ценностей акцентирует внимание и специалист по русскому (российско- му) правосознанию Н.А. Бенедиктов. Он пишет: «Система ценностей и есть то, что объединяет народ. Если она размывается, то внешне государ- ство может сохраняться. Однако сотрясения гря- дут, и мощное государство рассеивается как дым. Рассыпается как карточный домик»12. По смыслу Стратегии национальной безопас- ности 2015 г. речь идет не просто о системе на- ших национальных ценностей, а традиционных духовно-нравственных ценностях российского народа. Они независимы и незыблемы от влия- ния духа времени и политической конъюнктуры. Нижегородский философ Н.А. Бенедиктов по это- му поводу однозначно указывает на то, что «до при- нятия православия у нас выработалась определен- ная система ценностей»13. По смыслу Стратегии на- циональной безопасности 2015 г. независимость и незыблемость системы традиционных фундамен- тальных ценностей обеспечивает, с одной стороны, их единство, а с другой, - идейную целостность. В своей совокупности каждая из этих сторон смысла Стратегии национальной безопасности 2015 г. с неизбежностью должна способствовать бы- строму восстановлению нашего государства. В про- тивном случае посредством размывания системы традиционных фундаментальных ценностей рос- сийского народа происходит свертывание смысла, что с неизбежностью влечет за собой и разрушение Вернадский Г.В. Русская история: учебник. М., 1999. С. 19. Бенедиктов Н.А. Особенности русского правосозна- ния // Социально-гуманитарные аспекты современного российского правосудия: материалы Всерос. заочной на- учно-практич. конф., Н.Новогород, 17 октября 2014 г. Н.Новгород: ПФ ФГБОУВО «РГУП», 2016. С. 18. Бенедиктов Н. Заметки о русском. С. 107. государства. Размылось православие, и император- ская Русь и самодержавное государство в считан- ные дни на фоне предшествующих военных успе- хов развалилось. Размылась коммунистическая идеология, и в считанные дни сверхдержава СССР прекратило свое существование. Сбор же державы происходит в обратном порядке: сначала единство ценностей, идейная целостность, а затем очень бы- стро восстанавливаются и другие стволы русского государства. Так было в Смутное время, так было в 1917-1920 гг., похожие процессы происходят и сей- час. И главная задача построения современного го- сударства - идеократическая14. Решение идеократической задачи построения современного российского государства означает переход от либерализма (демократии) к государ- ству евразийскому. Один из методологов евразий- ства Н.С. Трубецкой писал: «Демократическое го- сударство, не имея своих собственных убеждений (так как правящий слой ее состоит из людей разных партий), не может само руководить культурной и хозяйственной жизнью населения, а потому стара- ется как можно меньше вмешиваться в эту жизнь (свобода торговли, свобода печати, свобода искус- ства и т.д.), предоставляя руководство ею безответ- ственным факторам (частному капиталу и прессе). Наоборот, идеократическое государство имеет свою систему убеждений, свою идею-правитель- ницу (носителем которой является объединенный в одну-единственную государственно-идеологиче- скую организацию правящий слой) и в силу этого непременно должно само активно организовать все стороны жизни и руководить ими. Оно не может допустить вмешательства каких-либо не подчинен- ных ему, неподконтрольных и безответственных факторов - прежде всего частного капитала - в свою политическую, хозяйственную и культурную жизнь и потому неизбежно является до известной степени социалистическим»15. В науке прокурорского надзора вопрос об обеспечении единства мировоззрения проку- рорской деятельности не поднимался, что вовсе о том, что данный вопрос является надуманным. Разрешение вопроса о единстве прокурорской де- ятельности - это разрешение проблемы ее дей- ственности, обуславливающей, например, устой- чивость, определенность и ясность прокурорско- го надзора за исполнением законов в процессе обеспечения национальной безопасности. Мировоззрение прокурорской деятельности, будучи формой преобразования культуры и тра- диционных духовно-нравственных ценностей российского народа, обеспечивает формирова- ние соответствующей ей нравственности16, ко- Там же. С. 195. Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. М., 2007. С. 873. В своей сущности российский народ является нрав- ственным народом. В нем доминируют нравственные начала. В качестве своего идеала российский народ расторая со своей стороны выступает в роли своео- бразного энергетического источника самой про- курорской деятельности. В таком виде мировоз- зрение прокурорской деятельности является од- ним из важнейших ее внутрисистемных свойств. Следуя смыслу духа, проявленного в Стратегии национальной безопасности 2015 г., необходимо обратить внимание на следующее. Мировоззрение прокурорской деятельности невозможно рассматривать в отрыве от той части культуры и традиционных духовно-нравствен- ных ценностей российского народа, которая опосредована его ментальными убеждениями, включая и религиозные убеждения прокурор- ских работников. На уровне философии на не- возможность такого рассмотрения в свое время обращал внимание Н.А. Бердяев. Так, он писал: «В России в силу религиозного ее характера, всег- да устремленного к абсолютному и конечному, человеческое начало раскрываться в форме гу- манизма, т.е. безрелигиозно. И на Западе гума- низм исчерпал, изжил себя, пришел к кризису, из которого мучительно ищет западное челове- чество выхода. Повторять с запозданием запад- ный гуманизм Россия не может. В России откро- вение человека может быть лишь религиозным откровением, лишь раскрытием внутреннего, а не внешнего человека, Христа внутри. Таков аб- солютный дух России, в котором все должно идти от внутреннего, а не внешнего»17. Мировоззрение прокурорской деятельности является необходимым атрибутом ее менталите- та. Без мировоззрения все разговоры о ментали- тете прокурорской деятельности как целостном компоненте культуры и традиционных духов- но-нравственных ценностей российского наро- да имеют отвлеченный (абстрактный) характер. Менталитет и мировоззрение прокурорской де- ятельности представляют собой единое целое. Его имя: «культура и традиционные духовно- нравственные ценности российского народа». Отрывать одно от другого означает вставать на путь дезорганизации прокурорской деятельности на началах бездуховности и безнравственности. В ходе осуществления прокурорской деятельно- сти нельзя противопоставлять друг другу мента- литет и мировоззрение, поскольку они являются одним единым целым. В этом смысле любые их разграничения возможны в исследовательских (в значительной мере объяснительных) целях. сматривает «правду-истину». В совокупности эти обсто- ятельства дают нам основание вести речь о том, что в сво- ей основе российский народ является народом высокого нравственного сознания. Отторжение им права в основ- ном происходит по той причине, что версия права явля- ется плодом не российской, а западноевропейской культу- ры. См.: Кравцов Ф.И. К вопросу о нравственной природе правового нигилизма в уголовно-процессуальной сфере // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 3. С. 212. Бердяев Н.А. Судьба России. Сочинения. М., 2000. С. 297. Прокурорская деятельность, как и любая иная деятельность, обусловлена культурой и тради- ционными духовно-нравственными ценностя- ми российского народа. В общих чертах влияние культуры и традиционных духовно-нравственных ценностей российского народа на прокурорскую деятельность была нами продемонстрирована посредством мировоззрения и менталитета. При этом нами была показана их роль в формировании духовности и нравственности прокурорской дея- тельности. Однако внимательный оппонент мо- жет задать вопрос. Каковы практические выходы из этих размышлений? Думается, ответ на постав- ленный вопрос должен быть таковым. Осмысление ментальных и мировоззренче- ских истоков прокурорской деятельности дает нам основания утверждать о том, что прокурор- ская деятельность должна основываться не только на позитивном праве, но и на положениях, фунда- ментально опирающихся на систему ценностей нашего народа, и, как следствие, на его духовность и нравственность. При этом сами нормы пози- тивного права также должны быть обусловлены духовностью и нравственностью российской общности. В противном случае все рассуждения о действенности прокурорской деятельности об- речены на неудачу. По этой причине основным положениям, фундаментально опирающимся на культуру и традиционные духовно-нравственные ценности российского народа, дано наименова- ние принципы. В нашем случае, речь должна идти о принципах прокурорской деятельности. С позиции Стратегии национальной без- опасности 2015 г. весьма важным является раз- граничение между принципами прокурорской деятельности как фундаментальными проявле- ниями культуры и традиционных духовно-нрав- ственных ценностей российского народа, с одной стороны, а с другой - влиянием сложившегося духа времени в прокурорской среде, оказываю- щим (иногда и негативное) воздействие на духов- ную и мировоззренческую составляющую проку- рорской деятельности. Речь мы ведем о нравах. Они являются наиболее подвижными и дина- мичными и призваны регулировать текущие дей- ствия и решения прокуроров. В этом отношении нравы представляют собой моральные оценки допустимости тех или иных форм как собственно прокурорской деятельности, так и иной деятель- ности, например, процессуальной деятельности, поднадзорной прокурору. В сферу действия нра- вов попадают такие элементы прокурорской де- ятельности, которые имеют место в российском обществе и могут быть подвергнуты нравствен- ной оценке с учетом сложившегося духа времени. Наглядным тому примером является деятель- ность прокуроров по признанию не соответству- ющими законам установленных правительством сборов на капитальный ремонт жилья. На уровне целого следствием проявления нра- вов является в наше время гиперболизированное доминирование научного мировоззрения над всеми иными видами мировоззрения, например, обыденным и религиозным. Не будем голословны и обоснуем свою мысль нижеследующей системой рассуждений. Без учета нюансов, в настоящее вре- мя мировоззрение российского народа возможно классифицировать на научное и обыденное ми- ровоззрения. Каждое из них является самостоя- тельным типом мировоззрения. Однако при всей самостоятельности они являются взаимосвязан- ными и взаимообусловленными. В этом смысле каждый тип мировоззрения способен оказывать влияние на прокурорскую деятельность по обе- спечению национальной безопасности. Научное мировоззрение способно оказы- вать влияние на прокурорскую деятельность по обеспечению национальной безопасности: во- первых, в процессе обучения и повышения квали- фикации прокурорских работников; во-вторых, посредством восприятия законодателем научных теорий, концепций и т.п., с последующим про- явлением в нормах права; в-третьих, в процессе правотворческой деятельности прокуратуры и т.д. В этом смысле научное мировоззрение определя- ет ту часть мышления прокурорских работников, которая опосредована преимущественно развер- нутой научной парадигмой мышления. В наши дни к таковой, прежде всего, относится либераль- ная научная парадигма мышления. Преимущественное развертывание в научном мировоззрении взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, свойственных либеральной парадигме мышления в научной сфере, вовсе не означает того, что оно в наши дни для прокурорских работников является безальтернативным. Об отсутствии аль- тернативы либеральному мышлению мы не можем вести речи. В настоящее время серьезной альтер- нативой либеральному виду научного мышления является научный вид мировоззрения, обусловлен- ный марксизмом и большевизмом (ленинизмом). На это обстоятельство непосредственно указывает известный представитель либерализма в юриди- ческой науке С.С. Алексеев, который совсем еще недавно писал: «И в отношении нашей сегодняш- ней действительности не упустим из поля зрения то обстоятельство, что реально основополагающие догмы марксизма, большевизма, в первую очередь, догмы коммунистической философии права со- хранились, пусть не в полном объеме и не в перво- зданном виде. И поныне остаются неизменными главные из требований и порядков, порожденных коммунистической правовой философией и ут- вердившихся в условиях сталинской и неосталин- ской идеологии, - приоритет и доминирование всесильного государства, его верховенство в отно- шении всех сфер жизни общества, допустимость и оправданность во имя его господства и незыблемости исповедуемых им идей и идолов использова- ния любых средств, вплоть до применения самого жесткого вооруженного насилия»18. Среди авторов, стоящих с С.С. Алексеевым на диаметрально противоположной позиции отно- сительно эмоционально-нервозной оценки науч- ного наследия коммунистической правовой фило- софии, в первую очередь, следует назвать перспек- тивного исследователя из Краснодарского края И.Е. Адаменко. «Советская концепция уголовного судопроизводства, - пишет И.Е. Адаменко, - функционировала в форме общественного созна- ния, воплотившего в себе совокупность мировоз- зренческих идей (доктрин), обусловленных куль- турно-историческим и духовно-нравственным наследием советского народа. На мировоззрен- ческом уровне отличительной особенностью со- ветской концепции уголовного судопроизводства было то, что она идейно опиралась на ленинскую философию. В свою очередь, ленинская филосо- фия в большей мере соответствовала не западной марксистской философии, а культурно-историче- скому наследию и духовно-нравственным осно- вам российской общности (ментальному уровню советской правовой системы)»19. Научное мировоззрение детерминирует науч- ную парадигму мышления в прокурорском сооб- ществе, а обыденное мировоззрение интегрирует в себя элементы народной мудрости, мифологи- ческого, религиозного, научного, эстетического и философского сознаний. В содержательном плане обыденное мировоззрение имеет иерархически упорядоченную совокупность самых различных знаний и убеждений, которые черпаются из опы- та многих народов и эпох. Они включают в себя различные житейские наблюдения, оценки, поу- чения, проявляющиеся в форме мифов, народных сказаний, пословиц, поговорок и т.п. Прокурорская деятельность, будучи элемен- том мировоззрения, включает в себя как элементы научной парадигмы, так и элементы обыденного мировоззрения. Первые формируют образы мыш- ления прокуроров, вторые - образы прокурор- ской деятельности. Не последнее место в структуре мировоззрения занимает и религиозное мировоз- зрение, которое формирует образы веры. Оно так- же многолико и включает в себя ценности не одной религиозной конфессии. Для многих верующих именно религия посредством священного писания «дает им абсолютное знание о всех вещах, отвеча- ет на все интересующие вопросы, притом во всех случаях правильно, и поэтому они не нуждаются в других каких-либо источниках знаний»20. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и реше- ния. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002. С. 412. Адаменко И.Е. Указ. соч. С. 13. Табакару Д.Н. Влияние религиозного сознания на по- знание верующими окружающей действительности // Проблемы теории познания. Кишинев, 1972. С. 119. Существенной влияние на осуществление про- курорской деятельности оказывают программные документы высшего политического руководства нашего государства, Генерального прокурора РФ и руководителей прокуратуры России. Эти мен- тальные и мировоззренческие установки нашего политического и ведомственного руководства как раз и нашли проявление в Стратегии националь- ной безопасности. Они находят свое проявление в выступлениях руководителей нашего государ- ства, посланиях, обращениях и т.д. Например, в свое время в Послании Федеральному собранию Президент РФ В.В. Путин указал на то, что «...се- годня российское общество испытывает явный де- фицит духовных скреп - милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопо- мощи, - дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились»21. В дальнейшем В.В. Путин, акцентируя вни- мание на значимости духовных скреп, отмечает: «Мы должны беречь уникальный опыт, который передали нам наши предки. Россия веками разви- валась как многонациональное государство - из- начально так было, - государство-цивилизация, скрепленное русским народом, русским языком и русской культурой, которые для всех нас родные, которые нас объединяют и не дают раствориться в этом многообразном мире. Для планеты мы, не- зависимо от нашей этнической принадлежности, были и остаемся единым народом»22. В посланиях, обращениях и выступлениях ру- ководителей нашего государства определяется совокупность ментальных и мировоззренческих идей относительного сущего и должного в проку- рорской деятельности. Речь в данном случае идет о принципах, методах, задачах и целях прокурор- ской деятельности23. В этом плане Стратегия на- циональной безопасности 2015 г. детерминирует общие ориентиры для прокурорской деятельности в деле обеспечения национальной безопасности и Послание президента РФ Федеральному собранию // ИА REGNUM. ULR: http://www.regnum.ru/news/polit/1603695. html#ixzz2NAPIZryp (дата обращения: 18.12.2014). См.: Путин В.В. В России дефицит духовных скреп // URL: http://www.dni.ru/culture/2012/12/12/245110.html (дата обращения: 20.07.2016). Первым термин «прокурорская деятельность» в оборот науки прокурорского надзора ввел профессор Н.Н. Карпов. По его мнению, прокурорская деятельность представляет собой особый осуществляемой прокуратурой вид госу- дарственной деятельности, носит комплексный характер и разнообразные формы, осуществляется в соответствии с нормами Конституции и федерального законодательства посредством выполняющего главную составляющую часть этой деятельности надзора за исполнением конституцион- ных и законодательных норм, уголовного преследования и выполнения других возложенных на прокуратуру функций и направлена на обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества наполняет смыслом саму прокурорскую деятель- ность. Иначе можно сказать так: «Стратегия нацио- нальной безопасности определяет стратегию про- курорской деятельности и придает ей смысл». В со- ответствии с замыслом, заложенным в Стратегии национальной безопасности ее разработчиками, прокурорская деятельность по обеспечению на- циональной безопасности стратегически должна опираться на культурно-историческое наследие российского народа и духовно-нравственные осно- вы нашей общности. Только в такой ипостаси про- курорская деятельность в ходе своего осуществле- ния будет ценностной, действенной, убежденной и принципиальной, а, следовательно, способной целостно24 обеспечивать своим потенциалом наци- ональную безопасность.
×

About the authors

A V Agutin

Academy of the Prosecutor General of the RF

Email: agutin.av@yandex.ru

L A Serbic

Academy of the Prosecutor General of the RF

Email: shcherbkrim@mail.ru

References

  1. Агутин А.В., Агутина Н.В. Теоретические и нравствен- ные основания принципов в современном отечествен- ном уголовном судопроизводстве. М., 2009.
  2. Адаменко И.Е. К вопросу о философских основаниях советской концепции уголовного судопроизводства // Правовые проблемы укрепления российской госу- дарственности: сб. ст. Ч. 67 / отв. ред. М.К. Свиридов, Ю.К. Якимович; Под ред. О.И. Андреевой, И.В. Чадновой. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2015. С. 8-14.
  3. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и реше- ния. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002.
  4. Бенедиктов Н. Заметки о русском. Н.Новгород, 2016.
  5. Бенедиктов Н.А. Особенности русского правосознания // Социально-гуманитарные аспекты современного российского правосудия: материалы Всерос. заочной научно-практич. конф., Н.Новогород, 17 октября 2014 г. Н.Новгород: ПФ ФГБОУВО «РГУП», 2016.
  6. Бердяев Н.А. Судьба России. Сочинения. М., 2000. Вернадский Г.В. Русская история: учебник. М., 1999. Губаева Т.В. Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности. М., 2007.
  7. Капинус О.С. Прокуратура в системе национальной безопасности России: учеб. пособие / О.С. Капинус, И.Б. Кардашова, В.П. Рябцев. М., 2102.
  8. Карпов Н.Н. Хорошая теория - залог успешной практики // Законность. 2008. № 7. С. 12-15.
  9. Кравцов Ф.И. К вопросу о нравственной природе правового нигилизма в уголовно-процессуальной сфере // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 3. С. 212-213.
  10. Материалы II съезда Народной партии «Свободная Россия». М., 1991.
  11. Павленко В.Б. Мифы «устойчивого развития». «Глобальное потепление» или «ползучий» глобальный переворот? М., 2011.
  12. Послание президента РФ Федеральному собранию // ИА REGNUM. ULR: http://www.regnum.ru/news/polit/1603695. html#ixzz2NAPIZryp (дата обращения 18.12.2014).
  13. Путин В.В. В России дефицит духовных скреп // URL: http://www.dni.ru/culture/2012/12/12/245110.html (дата обращения: 20.07.2016).
  14. Россия в многообразии цивилизаций: сборник / ред. Н.П. Шмелев, Т.Т. Тимофеев, В.П. Федоров. М., 2011.
  15. Табакару Д.Н. Влияние религиозного сознания на познание верующими окружающей действительности // Проблемы теории познания. Кишинев, 1972.
  16. Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. М., 2007.
  17. Карпов Н.Н. Хорошая теория - залог успешной практики // Законность. 2008. № 7. С. 12-15.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2016 Eco-Vector

License URL: https://eco-vector.com/en/for_authors.php#07

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies