Philosophy of law in the system of philosophy and jurisprudence

Cover Page

Abstract


The article seeks to substantiate the philosophical and legal approach to the law. The article deals with the problems of jurisprudence from the standpoint of the philosophy of law. The author considers historical-methods aspects of development of philosophy of law as the most important moment of formation of the European liberalism conditioned by the genesis thereof.

The aim of the article is to describe the influence of the philosophy of law on the formation and development of a legal worldview.

In the present article author researches questions of philosophy of law impact on the law. Among the philosophical and jurisprudential schools and disciplines, which significantly affected the establishment and transformation of legal philosophy the decisive role belonged to the entire philosophical system of Georg Wilhelm Friedrich Hegel, including philosophy of law, history, religion, and logic. The question of what was the impact of philosophical system of Georg Wilhelm Friedrich Hegel for the formation of teaching on law is considered in the article.

That is why, “Philosophy of Law” by Georg Wilhelm Friedrich Hegel is of high value in the history of political and legal though, and Georg Wilhelm Friedrich Hegel should take a worthy place among the patriarchs of the philosophy of law.

These problems identified the subject of the study conducted in the article. The identification of certain features of succession with regard to Hegelian philosophy allowed us to indicate ways of enriching jurisprudence with the philosophy of law.

The methodological basis of the research is a set of methods of scientific knowledge, among which the main place is occupied by the methods of historicism, comparative-legal, as well as formal-legal and systemic approach.

Its provisions can be used in further studies on issues of philosophy of law and jurisprudence.


Full Text

Понятие «философия права» было введено в науку немецким юристом, представителем исторической школы права Г. фон Гуго, который оспаривал некоторые положения естественного права и отвергал концепцию общественного договора. Г. фон Гуго стал основоположником исторической школы права. Важнейшим источником права он считал обычай, а само право Г. фон Гуго связывал с неким «народным духом», который он определял как особую форму правосознания того или иного этноса, подчеркивая, что главным фактором, влияющим на формирование «народного духа», являются исторические условия, в которых формируется и развивается та или иная этническая группа 1.

Однако термин «философия права» получил широкое распространение только после выхода в свет работы Г.В.Ф. Гегеля «Философия права». В этой книге, как и в своих лекциях в Гейдельбергском университете, Г.В.Ф. Гегель проводил определенную аналогию между понятиями «естественное право» и «философия права». Во введении к своей работе он пишет: «Философская наука о праве имеет своим объектом идею права — понятие права и его осуществление» 2. В своих лекциях в Гейдельбергском университете Г.В.Ф. Гегель обосновал свою философскую систему, куда он включал не только философию права, но и философию истории, религии, политики и логики 3.

В своем основополагающем труде «Философия права» Г. В. Ф. Гегель показал, что то, что в естественном состоянии человека проявлялось на уровне инстинкта, например, инстинкта самосохранения, продолжения рода и т. д., в цивилизованном обществе также существует, но в сознательной форме и в рамках права и морали. Для такого преобразования согласно учению Г.В.Ф. Гегеля необходимо, чтобы «объективный дух стал субъектом» 4. Г.В.Ф. Гегель считал, что философия права призвана дать оценку правовой жизни, исходя из разумно-этических начал 5.

Позднее И. В. Михайловский, профессор Томского университета, писал о том, что философия права призвана указать те идеалы, те идеальные модели, к которым должно стремиться право 6.

Среди авторов, уделивших значительное внимание проблематике философии права, следует назвать таких ученых как: Алексеев А. С7., Бержель Ж.-Л 8., Керимов Д. А 9., Ковлер А. И10., Коркунов Н. М11., Лейст О. Э12., Малахов В. П13., Нерсесянц В. С14., Новгородцев П. И 15., Поляков А. В16., Тихонравов Ю. В17., Трубецкой Е. Н18., Сальников В. П., Захарцев С. И19.

Философия права тесно связана с тем спором о существовании свободы воли, её пределах и природе, который ведется в философии с древних времен. Вопрос о свободе воли является также основополагающим и для юриспруденции. Поэтому для глубокого понимания сущности права, самой идеи права необходимо строить всю систему правовых знаний на основе философии права. Только на такой основе становится возможным прогрессивное поступательное развитие права, учитывающее все достижения человеческой мысли и расширяющее мировоззренческие границы и подходы к пониманию права.

По вопросу о свободе воли в философии имеются две совершенно противоположные позиции.

Первая основывается на полном отрицании детерминизма и допущении возможности существования свободы воли 20.

Вторая основана на так называемом жестком детерминизме и строится на принципиальном отрицании свободы воли.

Если применить эти позиции к философии права, то их можно сформулировать следующим образом:

  • отрицание детерминизма означает возможность для дееспособного индивида выбирать поведенческую модель, т. е. делать выбор между добром и злом;
  • жесткий детерминизм предполагает иллюзорность свободы воли, ставящую индивида в определенные рамки, обусловленные законом, моральными и этическими нормами, принятыми в обществе. В этом контексте детерминизм понимается как скрытая от индивида цепь причин, побуждающая его к определенной модели поведения.

Тем не менее, несмотря на фундаментальный характер понятия «свобода воли», для философии права, и, следовательно, для юриспруденции в законодательстве Российской Федерации это понятие отсутствует. В российском законодательстве широко применяются термины «действие» или «бездействие», однако они не отражают в полной мере всю глубину понятия «свобода воли».

Тем не менее, в других правопорядках детерминизм отрицается. Так, в одном из решений Верховного Суда США прямо говорится, о том, что детерминистический взгляд на поведенческую модель индивида не соответствует тем принципам, на которых основано уголовное судопроизводство в США, в частности, подход к пониманию наказания 21. В рассматриваемом ключе свобода воли интерпретируется как форма мышления, управляющая сознательно-волевой деятельностью.

Следует отметить, что, например, в христианстве вопрос о свободе воли индивида решен и подразумевает, что выбор поведенческой модели в том или ином конкретном случае осуществляется на основе божественного всеведения.

Если говорить о философии права, то признание существования свободы воли означает, что индивид — носитель свободы воли — способен принимать решения, основываясь на свободном выборе той модели поведения, которая отвечает моральным и этическим нормам, принятым в обществе.

Следовательно, в философском смысле свободу воли следует понимать как некую идеальность. В юриспруденции свобода воли понимается как свобода действия и свобода выбора. Вообще «проблема ментальных актов в правовых науках рассматривается с точки зрения двух критериев — юридического и биологического. Первый рассматривается как способность субъекта формировать должное интеллектуальное и волевое отношение к совершаемому действию или бездействию…. Второй, (биологический критерий) включает в себя определение путем естественнонаучных (медицинских) методов состояния расстройства психической деятельности» 22.

В юриспруденции вопрос о свободе воли обычно обсуждается в контексте различных отраслей права» 23. Поэтому философия права как учебная дисциплина, наряду с теорией государства и права, должна стать тем фундаментом, на котором строится юридическое образование.

Таким образом, философия права представляет собой одну из самостоятельных областей общетеоретических правовых знаний, она не является частью или продолжением теории права. Философию права следует воспринимать как наивысшую ступень осмысленного подхода к праву, или, как писал Г.В.Ф. Гегель, «мыслящую себя идею права», т. е. осуществляемую на основе определенной суммы философских идей научную проработку правового материала 24.

Хотя на первый взгляд может показаться, что дисциплина «Теория права» может включить такие три аспекта как философский, социологический, юридический, в строго научном смысле термин «философия права» может быть применим только к юридической науке. Поэтому попытки объединить эти три направления, включив их в различные разделы общей теории права, являются необоснованными. Философия права и теория права должны развиваться как самостоятельные направления в науке, взаимно обогащая друг друга. Поэтому объединение этих направлений в целях обеспечения целостности системы знаний о праве в одну систему может осуществляться исключительно путем фундаментализации подготовки юристов, способных видеть право не только с позиции юриста, но и с позиции философии и социологии.

Проблематика философии права может рассматриваться с точки зрения двух совершенно различных направлений: от философии к праву или от права к философии. Первое направление связано, разумеется, с распространением философских концепций на правовую сферу. Второе направление предполагает подход к решению правовых задач с применением так называемой философской рефлексии.

Таким образом, в рамках первого направления происходит своеобразная проверка той или иной философской концепции путем ее применения к той или иной отрасли права. Во втором направлении философия права рассматривается как самостоятельное направление, т. е. как наивысший уровень познания права. Тем не менее, оба подхода направлены на постижение сущности права.

В свете существования таких различных подходов к философии права ее можно рассматривать как одну из отраслей юриспруденции, которая, однако, является базисом для позитивного права.

Таким образом, философия права — это наука о праве в жизни людей, решающее значение в которой имеет некий мировоззренческий стержень. Вместе с тем, это интегрированная философско-правовая область знаний, привлекающая правовой материал, но остающаяся в рамках системы философских знаний. Однако принципиальным в этом ключе является рассмотрение вопроса о характере философских знаний, используемых в области права, и, в том числе, методологии науки. Ведь как показал Д. А. Керимов, «философия является “душой” методологии, ее ядром, поскольку выступает не только в качестве всеобщего метода познания природы, общества и мышления, но и в качестве общетеоретической предпосылки любого исследования» 25.

Разумеется, сегодня нельзя не учитывать то колоссальное влияние, которое оказывает на формирование мировоззрения (прежде всего молодежи) сеть Интернет, ведь, если ранее «только государство имело возможность манипулировать населением и его сознанием с помощью средств массовой информации» 26, то сегодня в значительной мере в этом процессе участвует сеть Интернет.

Тем не менее, в эпоху информационного общества все же можно говорить скорее о положительном влиянии Интернета. Кроме того, находящийся в процессе рассмотрения законопроект о так называемом «суверенном» Интернете в Российской Федерации, вне зависимости от того решения, которое будет принято, показывает, что государство по-прежнему обладает инструментами контроля над потоком информации, оказывающим влияние на умы. Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что сегодня мы наблюдаем тенденцию «моральной реабилитации могущественного, дееспособного и эффективного государства» 27.

Таким образом, в целях прогрессивного развития российской правовой науки и развития правовой культуры населения в целом было бы целесообразно ввести дисциплину «Философия права» как обязательную в образовательные стандарты для студентов, обучающихся по направлению «Юриспруденция». Кроме того, общеобразовательный курс «Основы государства и права» следовало бы строить таким образом, чтобы в адаптированной к уровню обучающихся форме знакомить их с основными достижениями человеческой мысли в области философии права.

Примечания:

1 См.: Lehrbuch eines Civilistischen Cursus: Lehrbuch des Naturrechts als einer Philosophie des Positiven Rechts. Volume 2. Nabu Press. 2012. 428 p.

2 См.: Гегель Г. В.Ф. Философия права. Перевод Б. Г. Столпнер, М. И. Левина / Под ред. Д. А. Керимова, В. С. Нерсесянца. М., 1990. 526 с.

3 Hegel. Vorlesungen über die Philosophie der Geschichte / Hegel Georg Wilhelm Friedrich. Aufl. [Nachdr.]. Frankfurt am Main: Suhrkamp. 2007. 567 p.

4 См.: Нерсесянц В. С. Философия права. М., 2012. С. 11–16.

5 Там же. С. 11–16.

6 Михайловский И. В. Очерки философии права. Томск, 1914. С. 7–8.

7 Алексеев А. С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования М., 1999. 710 с.

8 Бержель Ж.-Л. Б. Общая теория права / Под общ. ред. В. И. Даниленко / Пер. с фр. М., 2000. 576 с.

9 Керимов Д. А. Общенаучная методология и методология права // Теоретико-методологические проблемы права. Вып. 2. М., 2007.

10 Ковлер А. И. Антропология права: Учебник для вузов. М., 2002. 480 с.

11 Коркунов Н. М. История философии права. Пособие к лекциям. 6-е изд. СПб., 1915. 508 c.

12 Сущность права: Проблемы теории и философии права. М., 2002. 288 с.

13 Малахов В. П. Философия права [Электронный ресурс]: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2012. 337 с.

14 Нерсесянц В. С. Формирование политико-правового учения Гегеля // Из истории политических учений. М., 1976. С. 38—70.

15 Новгородцев П. И. Введение в философию права: Кризис современного правосознания. М., 2005. 171 с.

16 Поляков А. В. Общая теория права. Учебник. СПб., 2001. 642 с.

17 Тихонравов Ю. В. Основы философии права. Учебное пособие. М., 1997. 608 с.

18 Трубецкой Е. Н. Труды по философии права / Вступ. ст., сост. и примеч. И. И. Евлампиева. СПб., 2001. 543 с.

19 Философия права. Юридическая наука. Учебник / Под общ. ред. В. П. Сальникова, Г. Н. Хона. М., 2015. 560 с.

20 Детерминизм — учение о взаимосвязи и взаимоопределенности всех природных, общественных и психических явлений, обоснованное П.-С. Лапласом.

21 United States v. Grayson, 438 U.S. 41 (1978) // https://supreme.justia.com/cases/federal/us/438/41/ (дата обращения: 09.02.2019).

22 Там же.

23 Городнова О. Н. Свобода воли и ее роль в уголовно-правовом соучастии // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. № 2. С. 191–192.

24 См.: Алексеев А. С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. М., 1999. 710 с.

25 Керимов Д. А. Общенаучная методология и методология права. С. 9.

26 Пашенцев Д. А. «Цветные революции» как результат информационных войн: государственно-правовое измерение // Российский журнал правовых исследований. 2016. № 1. С. 114.

27 Керимов А. Д., Куксин И. Н. Сильное государство и народная воля? // Российский журнал правовых исследований. 2017. № 3. С. 11.

About the authors

Olga M. Meshcheryakova

Peoples’ Friendship University of Russia

Author for correspondence.
Email: om23375@gmail.com

Russian Federation, Mosсow

Doctor of Law, Professor of the Department of International Law

References

  1. Алексеев А. С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. М., 1999. 710 с.
  2. Бержель Ж.-Л.Б. Общая теория права / Под общ. ред. В. И. Даниленко. Пер. с фр. М., 2000. 576 с.
  3. Гегель Г.В.Ф. Философия права. Перевод Б. Г. Столпнер, М. И. Левина / Под ред. Д. А. Керимова, В. С. Нерсесянца. М., 1990. 526 с.
  4. Городнова О. Н. Свобода воли и ее роль в уголовно-­правовом соучастии // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. № 2. С. 191-192.
  5. Керимов Д. А. Общенаучная методология и методология права // Теоретико-­методологические проблемы права. Вып. 2. М., 2007. 392 с.
  6. Керимов А.Д., Куксин И. Н. Сильное государство и народная воля? // Российский журнал правовых исследований. 2017. № 3. С. 9-20.
  7. Ковлер А. И. Антропология права: Учебник для вузов. М., 2002. 480 с.
  8. Коркунов Н. М. История философии права. Пособие к лекциям. 6-е изд. СПб., 1915. 508 c.
  9. Малахов В. П. Философия права [Электронный ресурс]: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2012. 337 с.
  10. Михайловский И. В. Очерки философии права. Томск, 1914. 632 с.
  11. Нерсесянц В. С. Философия права. М., 2012. 256 с.
  12. Новгородцев П. И. Введение в философию права: Кризис современного правосознания. М., 2005. 171 с.
  13. Пашенцев Д.А. «Цветные революции» как результат информационных вой­н: государственно-­правовое измерение // Российский журнал правовых исследований. 2016. № 1.С. 113-116.
  14. Поляков А. В. Общая теория права. Учебник. СПб., 2001. 642 с.
  15. Пути развития философии права в России: Круглый стол Междисциплинарного центра философии права Института философии РАН. 7.12.2016, Москва (Гусейнов А. А., Стёпин В. С., Смирнов А. В., Чижков С. Л., Розин В. М., Тухватулина Л. А., Бондарь Н. С., Гаджиев Г. А., Графский В. Г., Лапаева В. В., Бочкарёв С. А., Керимов А. Д., Баренбойм П. Д., Захаров А. В., Вой­никанис Е. А.) // Российский журнал правовых исследований. 2017. № 1(10). С. 9-49.
  16. Сущность права: Проблемы теории и философии права. М., 2002. 288 с.
  17. Тихонравов Ю. В. Основы философии права. Учебное пособие. М., 1997. 608 с.
  18. Трубецкой Е. Н. Труды по философии права / Вступ. ст., сост. и примеч. И. И. Евлампиева. СПб., 2001. 543 с.
  19. Философия права. Юридическая наука. Учебник / Под общ. ред. В. П. Сальникова, Г. Н. Хона. М., 2015. 560 с.
  20. Hegel. Vorlesungen über die Philosophie der Geschichte / Hegel Georg Wilhelm Friedrich. Aufl. [Nachdr.]. Frankfurt am Main: Suhrkamp. 2007. 567 p.
  21. Lehrbuch eines Civilistischen Cursus: Lehrbuch des Naturrechts. Als Einer Philosophie des Positiven Rechts. Volume 2. Nabu Press. 2012. 428 p.

Statistics

Views

Abstract - 83

PDF (Russian) - 176

Cited-By


PlumX

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2019 Meshcheryakova O.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies