Правовые ценности и смысл права

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена проблеме смыслового поиска гносеологического статуса правовых ценностей в общем понятийно-категориальном аппарате юридической науки. Предлагается авторский взгляд на правовые ценности с точки зрения общей смысловой теории как базовый системообразующий элемент смысла права и объект юридического смыслообразования. Это создает предпосылки для выявления аксиологических компонентов в различных типах правопонимания, федеральном и региональном законодательстве, в системе наиболее важных видов юридической практики. Рассмотрение правовых ценностей в широком междисциплинарном контексте позволяет в рамках особого направления - правовой аксиологии - совместить позитивные достижения гуманитарных наук и специфику сложившихся в праве доктринальных взглядов на основные проблемы теории права.

Полный текст

В отечественной юридической литературе в последние годы появляется все больше ра- бот, посвященных теме правовых ценностей. Между тем терминологический статус этого поня- тия в общей теории права неоднозначен и еще не определен окончательно. В российском правове- дении отсутствует общеконцептуальное и конвен- циональное представление о понятии, природе, функциях ценностей и их связях с иными поняти- ями и явлениями правовой сферы. Это связано в первую очередь с ранее господствовавшей тенден- цией идеологизации правового сегмента обще- ственной жизни, подчинявшей себе процессы изу- чения эмоционально-психологической структуры личности, а следовательно, за рамками последней практически не было заметно, оказалось не разви- тым собственно ценностно-оценочное отношение людей к миру правовых отношений. Данная «пра- восознанческая» направленность анализа цен- ностей в праве остается преобладающей и в на- стоящее время, однако ценностная составляющая несомненно присутствует: 1) в рамках проблемы правопонимания, характеризуя мировоззренче- ские и оценочные взгляды на право каждого чело- века или социальной группы; 2) в теории право- творчества и юридической техники, где на основе тех или иных ценностных и идейных комплексов взглядов, убеждений, оценок и мнений выстраи- вается концепция законопроекта, определяются приоритеты законотворческой политики и ос- новные модели законодательного решения обще- ственных проблем; 3) в юридической практике, в процессе функционирования которой обобщается и совершенствуется опыт восприятия, понимания и реализации субъектами общественных отноше- ний нормативных и иных правовых требований. теории права, наблюдается многообразие точек зрения на это понятие и его место в системе ос- новных юридических понятий, появляются дис- куссии о самих терминах «правовые ценности», «ценности в праве», «ценность самого права»1. Высказываются аксиологически обоснованные мнения о существенном различии теории и фило- софии права в его понимании. В общей теории права данный феномен традиционно рассматри- вается как социальный институт, но юридическая мысль всегда ищет объективную истину, она не- рефлексивна и представляет собой теоретизиру- ющее в понятийной форме политическое созна- ние, в то время как философская мысль, будучи рефлексированным правосознанием, является категориальной и парадигмальной, нацеленной на формирование именно мировоззренческой и методологической позиции по отношению к пра- ву, здесь право в числе прочего - это система цен- ностных установок общественной жизни2. По нашему мнению, данная ситуация отра- жает действительную трактовку правовых цен- ностей лишь частично и требует дальнейшего исследовательского поиска и разрешения. Мы по- лагаем, что общеконцептуальное представление о ценностях и их роли в правовой жизни общества может быть сформировано тогда, когда они будут рассматриваться не только как базовые компонен- ты соответствующих типов правопонимания, но и вообще как основной конструктивный элемент смысла современного российского права. По-видимому, сама терминологическая дис- куссия о «правовых ценностях», «ценностях пра- ва» и т.п., актуальная на первоначальных этапах изучения феномена, уже не является принципи- альной на современном этапе, поскольку в пода- В связи с тем, что фактическое состояние исследования правовых ценностей значительно опережает догму и доктрину права в их наиболее устоявшейся части в учебниках и монографиях по 1 См., напр.: Гусейнов А.И. Проблема ценностей в праве // Право и политика. 2007. № 7. С. 14-22. 2 См.: Малахов В.П. Философия права: формы теорети- ческого мышления. М.: Юнити-Дана, 2009. С. 6, 8. вляющем большинстве случаев ученые понимают под этими терминами в сущности одно и то же - право на разных уровнях его теоретического и практического познания: абстрактно-всеобщем (ценность самого права как социального регулятора в целом); конкретно-всеобщем (ценности отдель- ных составляющих феномена права: правосудия, законности, нормы права и т.д.); единичном, практическом: здесь отдель- ные социальные явления при их взаимодействии с правовой сферой приобретают качество особо- го рода «правовых ценностей»: справедливость вообще и в праве, свобода в целом и правовая свобода, философское и юридическое понятия равенства, демократии, безопасности и других объектов. В связи с тем, что право и составляющие его отдельные компоненты обладают возможностью и способностью иметь для человека значение, то можно говорить о «вечных» (универсальных и вневременных ценностях) и «актуальных» ценно- стях, имеющих для человека конкретное значение «здесь и сейчас». Однако человек всегда стремит- ся за пределы своих познавательных возможно- стей и желает видеть в объектах правовой сферы нечто большее: то, что отвечает его потребностям, устремлениям и мечтам, проецируя определен- ный должный образ права. Отсюда и возникает представление о религиозных и некоторых нрав- ственных ценностях, которые обладают чертами трансцендентальности и общезначимости, высту- пают смысловым фундаментом права в обществе. При этом данные ценности лишь «ощущаются» и «переживаются», но попытки рационально обо- сновать их и наделить каким-либо определенным значением (по сравнению с «земными» ценностя- ми), зачастую безуспешны и приводят иногда к их идеологизации в интересах правящих групп. Кроме того, отметим также и особые вну- тренние состояния духовной, ментальной, пси- хологической областей жизнедеятельности субъекта, которые сформировались в результате творческой активности индивида либо достаточ- но длительного, стереотипного мировосприятия и миропонимания: свобода, безопасность, спраиндивида - это условие и основной способ реа- лизации индивидуальной свободы в обществе и государстве3. Безопасность концентрирует в себе «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз»4. Как пишет Е.С. Нестерук, справедливость за- ключается в состоянии общественных отноше- ний, связанном с пропорциональным распреде- лением в социальной среде между индивидами благ, обязанностей и мер ответственности, поис- ком соответствия между реальной значимостью различных индивидов или социальных групп и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и на- казанием и т.п.5. Т.В. Ряховская рассматривает веру как центральный модус духовного бытия челове- ка, который с помощью рациональных и иррацио- нальных оснований на основе сомнения способен подтверждать наличие и истинность постижения предмета веры (в сфере религии) или быть кри- терием достоверности научных или личностных убеждений (в сфере внерелигиозной веры)6. Итак, ценность постулируется нами как внешний объект окружающего мира либо вну- треннее состояние субъекта, имеющие для него позитивное личное, социальное или культурное значение. Это классический взгляд на природу ценности, в основе которого лежит «субъект- объектная дихотомия». Однако существует в на- уке и в настоящей статье признается допустимым в определенной мере и неклассический подход к ценностям, при котором они представляются как «реальность, значимая только для пережи- вающего ее субъекта», «реальность самостоя- тельная, обладающая собственным онтологи- ческим статусом», «акты осознаваемых пере- живаний трансцендентности через созданный личный символ», «априорные конструкции» и т.п. В данных теориях ценность выводится не из объективной реальности, а наделяется самим че- ловеком трансцендентностью или субъективно- стью, высшим идеальным смыслом, «правом на собственный голос»7. Эвристическая их польза в признании за человеком права на конструироваведливость, равенство, вера, труд, духовность, общение и т.д. В повседневных практиках эти феномены могут быть вообще не связаны с кон- кретными предметами и явлениями. В данном случае мы можем говорить о собственной зна- чимости сформированного человеком его «жиз- ненного мира» (Э. Гуссерль). Свобода ценна для индивида тем, что она просто существует как «не сводимое к чему-либо», «необъяснимое», «само собой разумеющееся положение вещей», при котором человек независим, автономен от «себе подобных» (не в смысле освобождения от общественных обязанностей). Правовая свобода 3 См.: Софиенко М.Б. Правовая свобода как способ реа- лизации индивидуальной свободы в социальной системе: автореф. дис. … канд. филос. наук. Томск, 2007. С. 10. 4 Федеральный закон от 28.10.2010 № 390-ФЗ «О безопас- ности» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 2. 5 См.: Нестерук Е.С. Справедливость в современном российском правосознании: автореф. дис. … канд. филос. наук. Н. Новгород, 2008. С. 14. 6 См.: Ряховская Т.В. Феномен веры: онтолого-гносеоло- гический анализ: автореф. дис. … канд. филос. наук. Там- бов, 2006. С. 8, 9. 7 Малахов В.А. Культура и человеческая деятельность. Киев, 1984. С. 41. Цит. по: Жерняков А.М. Понятие «цен- ность» в социально-философском осмыслении действи- тельности: автореф. дис. … канд. филос. наук. М., 2008. С. 9. ние того мира, в котором он хочет жить и творить как разумное существо. Методологические осно- вы этих взглядов были заложены в основном нео- кантанской школой (В. Виндельбанд, П. Риккерт, Р.Г. Лотце) и феноменологической философией (Э. Гуссерль, М. Шелер, Д. Мур, Е. Штрекер). Ценности составляют объект изучения осо- бой отрасли философского знания - аксио- логии, а сам вопрос о природе и понятии цен- ностей, их месте и структуре в системе бытия человека является всегда актуальным. Отметим лишь, что в современной научной литературе существует множество трактовок ценностей: как высших общественных идеалов, значимости и полезности для субъектов (одна из распростра- ненных трактовок), особого рода априорных ин- терпретационных конструкций, выработанных людьми для оценки своих поступков, и других, изложенных как в научных работах8, так и в жур- нальных статьях9. Значимость права конституирует проблема- тику ценностей в правовой сфере общественной жизни. В связи с этим социокультурной основой, фундаментом смысла права, на наш взгляд, всег- да являются правовые ценности как максималь- но полное воплощение значимостно-оценочного отношения человека к миру права. Вместе с тем структурирование ценностных блоков в процессе юридического познания достаточно вариабельно и проводится с учетом роли и представленности концептуальных признаков ценности: значимо- сти, потребности, возможности, желания и не- обходимости, полезности, оценочности, сравне- ния, абсолютизации, релятивизации и т.д. Обобщающее представление о признаках правовых ценностей дает Ю.Ю. Ветютнев. По его мнению, специфика правовых ценностей со- стоит, во-первых, в том, что они носят формаль- 8 См.: Гришина Л.В. Ценностное измерение правовой реальности: автореф. дис. … канд. филос. наук. М., 2008; Гриценко Г.Д. Право как социокультурное явление (фило- софско-антропологическая концепция): автореф. дис. … д-ра филос. наук. Ставрополь, 2003; Пшидаток В.Е. Транс- формация правосознания и правовых ценностей в усло- виях становления демократии и гражданского общества в современной России: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2007; Телегина В.А. Правосудие как социаль- но-правовая ценность (вопросы теории): автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2006; Гусейнов А.И. Право как феномен культуры: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2007; Балаянц М.С. Фундаментальные правовые ценности современного общества: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. 9 См.: Якунин В.И. Государственная идеология и наци- ональная идея: конституционно-ценностный подход // Государство и право.2007. № 5. С. 5-13; Бабенко А.Н. Про- блемы обоснования ценностных критериев в праве // Го- сударство и право. 2002. № 12. С. 93-98; Чиркин В.В. Об- щечеловеческие ценности и современное государство // Государство и право. 2002. № 2. С. 5-14; Петрухин И.Л. Че- ловек как социально-правовая ценность // Государство и право. 1999. № 10. С. 83-91; Графский В.Г. Право и мораль в истории: проблемы ценностного подхода // Государство и право. 1998. № 8. С. 114-122. но признанный и официально определенный характер, закрепляются в системе нормативных источников, охраняются властью. Во-вторых, поскольку право регулирует исключительно внешние поведенческие акты людей, то право- вые ценности должны выражаться в конкрет- ных опредмеченных формах; духовные ценности (любовь, мудрость, красота и др.) в основном вос- принимаются правом лишь постольку, поскольку возможно их материализованное проявление. В-третьих, правовые ценности, будучи норма- тивно значимыми, в силу этого неизбежно носят обобщенный, усредненный, типичный характер. Таким образом, правовые ценности могут быть определены как типичные социальные предпо- чтения, получающие официальное нормативное признание и защиту10. Правовые ценности, взятые в единстве их основных концептуальных характеристик и в кумулятивном плане, образуют особую аксиос- феру права11. При этом основанием, начинающим подлинную историю ценностей, служат матери- альные и духовные потребности людей, сфор- мировавшиеся на основе потребностей высших животных путем нахождения потребного с по- мощью инстинктов и зачатков рассудочной де- ятельности. Потребности людей стимулируют активную материально-духовную деятельность (научно-исследовательскую, ценностную и нор- мативную), в результате которой образуются со- ответствующие познавательные, оценочные и нормативные отношения, а также обслуживаю- щие их сферы теоретического знания: наука, ак- сиология и методология12. По нашему мнению, рассмотрение право- вых ценностей в рамках общей проблемы смыс- ла права призвано интегрировать марксистское представление о потребностях и современную неокантианскую трактовку ценностей как значи- мостей. Различие между ними состоит в том, что потребность акцентирует внимание на «осознан- ной необходимости» зависимости человека от объективных условий жизнедеятельности, недо- статочности каких-либо объектов для его бытия, а ценность направлена на признание пользы и важности свободного выбора человеком благ как предметов своих желаний, которых может быть в достаточном количестве. Однако значительным сходством обладают основные инструменты, средства удовлетворения потребностей и вопло- щения ценностей: различные материальные и духовные блага, отдельные сферы человеческой деятельности и формы общественного сознания, социальные институты и т.п. В целом оба этих по- 10 См.: Ветютнев Ю.Ю. Аксиология правовой формы: монография. М.: Юрлитинформ, 2013. С. 28, 29. 11 См.: Балаянц М.С. Указ. соч. С. 8, 10-12. 12 См.: Ефимов В.И., Таланов В.М. Общечеловеческие цен- ности: монография. М.: Акад. Естествознания, 2010. С. 46. нятия не исключают, а взаимно дополняют друг друга в правовой аксиосфере, раскрывая каждое со своей стороны один и тот же аспект осмыслен- ного отношения человека к миру права. Мы убеждены в том, что ценности выражают абсолютные начала в культуре, определяют мир должного и целеполагания, смысловое констру- ирование и пределы человеческой реальности. Важно понимать, что ценности непосредственно «не даны» и «не представимы», они воплоща- ются и реализуются посредством иных универ- сальных культурных механизмов, прежде всего через нормы13. Ценности - это особая система координат, созданная самим человеком в процес- се его бытия и в рамках которой человек живет, действует, воспринимает и понимает окружаю- щий его правовой мир. Можно считать, что ка- кими ценностями человек выстроит и оформит контуры своего правового пространства, таким и будет его правовое бытие. Базовые ценности современного российского общества составляют ядро правовой системы и нормативно утвержде- ны (провозглашены) в преамбуле Конституции РФ: многонациональный народ РФ, общая судь- ба, права и свободы человека, гражданский мир и согласие, государственное единство, равнопра- вие и самоопределение народов, память предков, любовь и уважение к Отечеству, вера в добро и справедливость, суверенная государственность России, демократия, благополучие и процвета- ние, ответственность за Родину перед нынешним и будущими поколениями. Смысл права одновременно является резуль- татом как целостного, нерасчлененного отра- жения объективного мира права в «свернутом» виде, так и активной интерпретации (перера- ботки) в сознании отраженной информации и создания человеком собственной развернутой правовой картины мира. Следовательно, с помо- щью термина «правовые ценности» объясняется процесс первичной реконструкции человеческим сознанием содержания отраженной правовой ре- альности, что выражается в обнаружении и фик- сации принимаемых человеком значимостей в этой части социальной реальности. Индивид вы- бирает, а общество отбирает максимально жизне- способные и коллективно значимые ценностные модели, служащие основаниями для формирова- ния норм как институциональных границ допу- стимого поведения, считает В.П. Барышков14. Тем самым утверждается необходимый баланс между ними в общественных договорах, соглашениях, программных документах, декларациях, законах и т.д. Между обществом и индивидом постоянно протекают процессы экстериоризации различ- ных ценностей и социальной интериоризации их (но не всегда напрямую) - в нормы. В последние годы появляются отдельные предложения разработать теоретические основы правовой аксиологии, но при этом не уточняется научно-познавательный статус этого направле- ния по отношению к теории права и философии права. Думается, что правовая аксиология - это все-таки межотраслевое направление внутри об- щей теории права, которое должно включать в себя следующие разделы: 1) предмет и методоло- гию, функции, основные понятийные ряды; 2) ак- сиологические системы основных государствен- но-правовых субъектов (государства, общества, социальных групп и личности); 3) формы объек- тивации и защиты ценностей в законодательстве и юридической практике; 4) механизмы, условия и факторы воспитания, обучения и формирова- ния правовых ценностей в рамках социальных институтов (семья, образование, религия и т.п.). По нашему мнению, содержательные компо- ненты правовой аксиологии будут представлять собой не что иное, как систему общепринятых юридических понятий и категорий, взятых под особым аксиологическим углом их значения для субъектов права, при этом в правовой сфере должны творчески использоваться концептуаль- ные схемы гуманитарных наук. Важно всегда помнить, что правовые ценно- сти - это базовый системообразующий элемент смысла права и объект юридического смыслоо- бразования15. Их своевременная и глубокая раз- работка создаст необходимые условия для наибо- лее полного и качественного отражения в систе- ме действующего законодательства базовых цен- ностей и основополагающих идей (принципов) всех социальных субъектов, а также для эффек- тивного функционирования правовой системы общества в целом.
×

Об авторах

Ю А Гаврилова

Волгоградский государственный университет

Email: juliagavr@yandex.ru

Список литературы

  1. Александров А.С. Терехин В.В. Текст-Закон-Право-Судие // Российский журнал правовых исследований. 2014. № 4 (1). С. 149-161.
  2. Бабенко А.Н. Проблемы обоснования ценностных критериев в праве // Государство и право. 2002. № 12. С. 93-98.
  3. Балаянц М.С. Фундаментальные правовые ценности современного общества: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. 25 с.
  4. Барышков В.П. Аксиология личностного бытия / под ред. В.Б. Устьянцева. М.: Логос, 2005. 192 с.
  5. Ветютнев Ю.Ю. Аксиология правовой формы: монография. М.: Юрлитинформ, 2013. 200 с.
  6. Гаврилова Ю.А. Смысл права: вопросы теории и методологии. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2013. 288 с.
  7. Гаврилова Ю.А. Смысловое поле права: философско-правовой аспект. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2011. 154 с.
  8. Абушенко В.Л. Ценность // Социология: энциклопедия / сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко. Минск: Интерпрессервис: Кн. дом, 2003. С. 889.
  9. Барышков В.П. Аксиология личностного бытия / под ред. В.Б. Устьянцева. М.: Логос, 2005. С. 73.
  10. Графский В.Г. Право и мораль в истории: проблемы ценностного подхода // Государство и право. 1998. № 8. С. 114-122.
  11. Гриценко Г.Д. Право как социокультурное явление (философско-антропологическая концепция): автореф. дис. … д-ра филос. наук. Ставрополь, 2003. 53 с.
  12. Гришина Л.В. Ценностное измерение правовой реальности: автореф. дис. … канд. филос. наук. М., 2008. 30 с.
  13. Гусейнов А.И. Право как феномен культуры: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2007. 48 с.
  14. Гусейнов А.И. Проблема ценностей в праве // Право и политика. 2007. № 7. С. 14-22.
  15. Ефимов В.И., Таланов В.М. Общечеловеческие ценности: монография. М.: Акад. Естествознания, 2010. 249 с.
  16. Малахов В.П. Философия права: формы теоретического мышления. М.: Юнити-Дана, 2009. 151 с.
  17. Нестерук Е.С. Справедливость в современном российском правосознании: автореф. дис. … канд. филос. наук. Н. Новгород, 2008. 27 с.
  18. Петрухин И.Л. Человек как социально-правовая ценность // Государство и право. 1999. № 10. С. 83-91.
  19. Пшидаток В.Е. Трансформация правосознания и правовых ценностей в условиях становления демократии и гражданского общества в современной России: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2007. 30 с.
  20. Ряховская Т.В. Феномен веры: онтолого-гносеологический анализ: автореф. дис. … канд. филос. наук. Тамбов, 2006. 17 с.
  21. Скоробогатов А.В., Краснов А.В. Правовая реальность России: философско-правовой анализ // Российский журнал правовых исследований. 2015. № 1 (2). С. 79-86.
  22. Софиенко М.Б. Правовая свобода как способ реализации индивидуальной свободы в социальной системе: автореф. дис. … канд. филос. наук. Томск, 2007. 26 с.
  23. Телегина В.А. Правосудие как социально-правовая ценность (вопросы теории): автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2006. 26 с.
  24. Чиркин В.В. Общечеловеческие ценности и современное государство // Государство и право. 2002. № 2. С. 5-14.
  25. Чиркин В.Е. Какая форма правления существует в современной России? // Российский журнал правовых исследований. 2014. № 4 (1). С. 32-40.
  26. Якунин В.И. Государственная идеология и национальная идея: конституционно-ценностный подход // Государство и право. 2007. № 5. С. 5-13.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Эко-Вектор, 2015

Ссылка на описание лицензии: https://eco-vector.com/en/for_authors.php#07

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах