Legal values and a sense of law

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to the problem of semantic search epistemological status of legal values in General conceptual and categorical apparatus of legal science. The author’s view of a legal value from the point of view of the General semantic theory as the basic systemforming element of the meaning of law and the legal object of meaning. This creates prerequisites for the detection axiological components in different types of legal consciousness, Federal and regional legislation, in the system the most important types of legal practice. Consideration of legal values in a broad interdisciplinary context allows under the special directions of legal axiology, to combine the positive achievements of the Humanities and the specificity of the law in doctrinal views on the main problems of the theory of law.

Full Text

В отечественной юридической литературе в последние годы появляется все больше ра- бот, посвященных теме правовых ценностей. Между тем терминологический статус этого поня- тия в общей теории права неоднозначен и еще не определен окончательно. В российском правове- дении отсутствует общеконцептуальное и конвен- циональное представление о понятии, природе, функциях ценностей и их связях с иными поняти- ями и явлениями правовой сферы. Это связано в первую очередь с ранее господствовавшей тенден- цией идеологизации правового сегмента обще- ственной жизни, подчинявшей себе процессы изу- чения эмоционально-психологической структуры личности, а следовательно, за рамками последней практически не было заметно, оказалось не разви- тым собственно ценностно-оценочное отношение людей к миру правовых отношений. Данная «пра- восознанческая» направленность анализа цен- ностей в праве остается преобладающей и в на- стоящее время, однако ценностная составляющая несомненно присутствует: 1) в рамках проблемы правопонимания, характеризуя мировоззренче- ские и оценочные взгляды на право каждого чело- века или социальной группы; 2) в теории право- творчества и юридической техники, где на основе тех или иных ценностных и идейных комплексов взглядов, убеждений, оценок и мнений выстраи- вается концепция законопроекта, определяются приоритеты законотворческой политики и ос- новные модели законодательного решения обще- ственных проблем; 3) в юридической практике, в процессе функционирования которой обобщается и совершенствуется опыт восприятия, понимания и реализации субъектами общественных отноше- ний нормативных и иных правовых требований. теории права, наблюдается многообразие точек зрения на это понятие и его место в системе ос- новных юридических понятий, появляются дис- куссии о самих терминах «правовые ценности», «ценности в праве», «ценность самого права»1. Высказываются аксиологически обоснованные мнения о существенном различии теории и фило- софии права в его понимании. В общей теории права данный феномен традиционно рассматри- вается как социальный институт, но юридическая мысль всегда ищет объективную истину, она не- рефлексивна и представляет собой теоретизиру- ющее в понятийной форме политическое созна- ние, в то время как философская мысль, будучи рефлексированным правосознанием, является категориальной и парадигмальной, нацеленной на формирование именно мировоззренческой и методологической позиции по отношению к пра- ву, здесь право в числе прочего - это система цен- ностных установок общественной жизни2. По нашему мнению, данная ситуация отра- жает действительную трактовку правовых цен- ностей лишь частично и требует дальнейшего исследовательского поиска и разрешения. Мы по- лагаем, что общеконцептуальное представление о ценностях и их роли в правовой жизни общества может быть сформировано тогда, когда они будут рассматриваться не только как базовые компонен- ты соответствующих типов правопонимания, но и вообще как основной конструктивный элемент смысла современного российского права. По-видимому, сама терминологическая дис- куссия о «правовых ценностях», «ценностях пра- ва» и т.п., актуальная на первоначальных этапах изучения феномена, уже не является принципи- альной на современном этапе, поскольку в пода- В связи с тем, что фактическое состояние исследования правовых ценностей значительно опережает догму и доктрину права в их наиболее устоявшейся части в учебниках и монографиях по 1 См., напр.: Гусейнов А.И. Проблема ценностей в праве // Право и политика. 2007. № 7. С. 14-22. 2 См.: Малахов В.П. Философия права: формы теорети- ческого мышления. М.: Юнити-Дана, 2009. С. 6, 8. вляющем большинстве случаев ученые понимают под этими терминами в сущности одно и то же - право на разных уровнях его теоретического и практического познания: абстрактно-всеобщем (ценность самого права как социального регулятора в целом); конкретно-всеобщем (ценности отдель- ных составляющих феномена права: правосудия, законности, нормы права и т.д.); единичном, практическом: здесь отдель- ные социальные явления при их взаимодействии с правовой сферой приобретают качество особо- го рода «правовых ценностей»: справедливость вообще и в праве, свобода в целом и правовая свобода, философское и юридическое понятия равенства, демократии, безопасности и других объектов. В связи с тем, что право и составляющие его отдельные компоненты обладают возможностью и способностью иметь для человека значение, то можно говорить о «вечных» (универсальных и вневременных ценностях) и «актуальных» ценно- стях, имеющих для человека конкретное значение «здесь и сейчас». Однако человек всегда стремит- ся за пределы своих познавательных возможно- стей и желает видеть в объектах правовой сферы нечто большее: то, что отвечает его потребностям, устремлениям и мечтам, проецируя определен- ный должный образ права. Отсюда и возникает представление о религиозных и некоторых нрав- ственных ценностях, которые обладают чертами трансцендентальности и общезначимости, высту- пают смысловым фундаментом права в обществе. При этом данные ценности лишь «ощущаются» и «переживаются», но попытки рационально обо- сновать их и наделить каким-либо определенным значением (по сравнению с «земными» ценностя- ми), зачастую безуспешны и приводят иногда к их идеологизации в интересах правящих групп. Кроме того, отметим также и особые вну- тренние состояния духовной, ментальной, пси- хологической областей жизнедеятельности субъекта, которые сформировались в результате творческой активности индивида либо достаточ- но длительного, стереотипного мировосприятия и миропонимания: свобода, безопасность, спраиндивида - это условие и основной способ реа- лизации индивидуальной свободы в обществе и государстве3. Безопасность концентрирует в себе «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз»4. Как пишет Е.С. Нестерук, справедливость за- ключается в состоянии общественных отноше- ний, связанном с пропорциональным распреде- лением в социальной среде между индивидами благ, обязанностей и мер ответственности, поис- ком соответствия между реальной значимостью различных индивидов или социальных групп и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и на- казанием и т.п.5. Т.В. Ряховская рассматривает веру как центральный модус духовного бытия челове- ка, который с помощью рациональных и иррацио- нальных оснований на основе сомнения способен подтверждать наличие и истинность постижения предмета веры (в сфере религии) или быть кри- терием достоверности научных или личностных убеждений (в сфере внерелигиозной веры)6. Итак, ценность постулируется нами как внешний объект окружающего мира либо вну- треннее состояние субъекта, имеющие для него позитивное личное, социальное или культурное значение. Это классический взгляд на природу ценности, в основе которого лежит «субъект- объектная дихотомия». Однако существует в на- уке и в настоящей статье признается допустимым в определенной мере и неклассический подход к ценностям, при котором они представляются как «реальность, значимая только для пережи- вающего ее субъекта», «реальность самостоя- тельная, обладающая собственным онтологи- ческим статусом», «акты осознаваемых пере- живаний трансцендентности через созданный личный символ», «априорные конструкции» и т.п. В данных теориях ценность выводится не из объективной реальности, а наделяется самим че- ловеком трансцендентностью или субъективно- стью, высшим идеальным смыслом, «правом на собственный голос»7. Эвристическая их польза в признании за человеком права на конструироваведливость, равенство, вера, труд, духовность, общение и т.д. В повседневных практиках эти феномены могут быть вообще не связаны с кон- кретными предметами и явлениями. В данном случае мы можем говорить о собственной зна- чимости сформированного человеком его «жиз- ненного мира» (Э. Гуссерль). Свобода ценна для индивида тем, что она просто существует как «не сводимое к чему-либо», «необъяснимое», «само собой разумеющееся положение вещей», при котором человек независим, автономен от «себе подобных» (не в смысле освобождения от общественных обязанностей). Правовая свобода 3 См.: Софиенко М.Б. Правовая свобода как способ реа- лизации индивидуальной свободы в социальной системе: автореф. дис. … канд. филос. наук. Томск, 2007. С. 10. 4 Федеральный закон от 28.10.2010 № 390-ФЗ «О безопас- ности» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 2. 5 См.: Нестерук Е.С. Справедливость в современном российском правосознании: автореф. дис. … канд. филос. наук. Н. Новгород, 2008. С. 14. 6 См.: Ряховская Т.В. Феномен веры: онтолого-гносеоло- гический анализ: автореф. дис. … канд. филос. наук. Там- бов, 2006. С. 8, 9. 7 Малахов В.А. Культура и человеческая деятельность. Киев, 1984. С. 41. Цит. по: Жерняков А.М. Понятие «цен- ность» в социально-философском осмыслении действи- тельности: автореф. дис. … канд. филос. наук. М., 2008. С. 9. ние того мира, в котором он хочет жить и творить как разумное существо. Методологические осно- вы этих взглядов были заложены в основном нео- кантанской школой (В. Виндельбанд, П. Риккерт, Р.Г. Лотце) и феноменологической философией (Э. Гуссерль, М. Шелер, Д. Мур, Е. Штрекер). Ценности составляют объект изучения осо- бой отрасли философского знания - аксио- логии, а сам вопрос о природе и понятии цен- ностей, их месте и структуре в системе бытия человека является всегда актуальным. Отметим лишь, что в современной научной литературе существует множество трактовок ценностей: как высших общественных идеалов, значимости и полезности для субъектов (одна из распростра- ненных трактовок), особого рода априорных ин- терпретационных конструкций, выработанных людьми для оценки своих поступков, и других, изложенных как в научных работах8, так и в жур- нальных статьях9. Значимость права конституирует проблема- тику ценностей в правовой сфере общественной жизни. В связи с этим социокультурной основой, фундаментом смысла права, на наш взгляд, всег- да являются правовые ценности как максималь- но полное воплощение значимостно-оценочного отношения человека к миру права. Вместе с тем структурирование ценностных блоков в процессе юридического познания достаточно вариабельно и проводится с учетом роли и представленности концептуальных признаков ценности: значимо- сти, потребности, возможности, желания и не- обходимости, полезности, оценочности, сравне- ния, абсолютизации, релятивизации и т.д. Обобщающее представление о признаках правовых ценностей дает Ю.Ю. Ветютнев. По его мнению, специфика правовых ценностей со- стоит, во-первых, в том, что они носят формаль- 8 См.: Гришина Л.В. Ценностное измерение правовой реальности: автореф. дис. … канд. филос. наук. М., 2008; Гриценко Г.Д. Право как социокультурное явление (фило- софско-антропологическая концепция): автореф. дис. … д-ра филос. наук. Ставрополь, 2003; Пшидаток В.Е. Транс- формация правосознания и правовых ценностей в усло- виях становления демократии и гражданского общества в современной России: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2007; Телегина В.А. Правосудие как социаль- но-правовая ценность (вопросы теории): автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2006; Гусейнов А.И. Право как феномен культуры: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2007; Балаянц М.С. Фундаментальные правовые ценности современного общества: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. 9 См.: Якунин В.И. Государственная идеология и наци- ональная идея: конституционно-ценностный подход // Государство и право.2007. № 5. С. 5-13; Бабенко А.Н. Про- блемы обоснования ценностных критериев в праве // Го- сударство и право. 2002. № 12. С. 93-98; Чиркин В.В. Об- щечеловеческие ценности и современное государство // Государство и право. 2002. № 2. С. 5-14; Петрухин И.Л. Че- ловек как социально-правовая ценность // Государство и право. 1999. № 10. С. 83-91; Графский В.Г. Право и мораль в истории: проблемы ценностного подхода // Государство и право. 1998. № 8. С. 114-122. но признанный и официально определенный характер, закрепляются в системе нормативных источников, охраняются властью. Во-вторых, поскольку право регулирует исключительно внешние поведенческие акты людей, то право- вые ценности должны выражаться в конкрет- ных опредмеченных формах; духовные ценности (любовь, мудрость, красота и др.) в основном вос- принимаются правом лишь постольку, поскольку возможно их материализованное проявление. В-третьих, правовые ценности, будучи норма- тивно значимыми, в силу этого неизбежно носят обобщенный, усредненный, типичный характер. Таким образом, правовые ценности могут быть определены как типичные социальные предпо- чтения, получающие официальное нормативное признание и защиту10. Правовые ценности, взятые в единстве их основных концептуальных характеристик и в кумулятивном плане, образуют особую аксиос- феру права11. При этом основанием, начинающим подлинную историю ценностей, служат матери- альные и духовные потребности людей, сфор- мировавшиеся на основе потребностей высших животных путем нахождения потребного с по- мощью инстинктов и зачатков рассудочной де- ятельности. Потребности людей стимулируют активную материально-духовную деятельность (научно-исследовательскую, ценностную и нор- мативную), в результате которой образуются со- ответствующие познавательные, оценочные и нормативные отношения, а также обслуживаю- щие их сферы теоретического знания: наука, ак- сиология и методология12. По нашему мнению, рассмотрение право- вых ценностей в рамках общей проблемы смыс- ла права призвано интегрировать марксистское представление о потребностях и современную неокантианскую трактовку ценностей как значи- мостей. Различие между ними состоит в том, что потребность акцентирует внимание на «осознан- ной необходимости» зависимости человека от объективных условий жизнедеятельности, недо- статочности каких-либо объектов для его бытия, а ценность направлена на признание пользы и важности свободного выбора человеком благ как предметов своих желаний, которых может быть в достаточном количестве. Однако значительным сходством обладают основные инструменты, средства удовлетворения потребностей и вопло- щения ценностей: различные материальные и духовные блага, отдельные сферы человеческой деятельности и формы общественного сознания, социальные институты и т.п. В целом оба этих по- 10 См.: Ветютнев Ю.Ю. Аксиология правовой формы: монография. М.: Юрлитинформ, 2013. С. 28, 29. 11 См.: Балаянц М.С. Указ. соч. С. 8, 10-12. 12 См.: Ефимов В.И., Таланов В.М. Общечеловеческие цен- ности: монография. М.: Акад. Естествознания, 2010. С. 46. нятия не исключают, а взаимно дополняют друг друга в правовой аксиосфере, раскрывая каждое со своей стороны один и тот же аспект осмыслен- ного отношения человека к миру права. Мы убеждены в том, что ценности выражают абсолютные начала в культуре, определяют мир должного и целеполагания, смысловое констру- ирование и пределы человеческой реальности. Важно понимать, что ценности непосредственно «не даны» и «не представимы», они воплоща- ются и реализуются посредством иных универ- сальных культурных механизмов, прежде всего через нормы13. Ценности - это особая система координат, созданная самим человеком в процес- се его бытия и в рамках которой человек живет, действует, воспринимает и понимает окружаю- щий его правовой мир. Можно считать, что ка- кими ценностями человек выстроит и оформит контуры своего правового пространства, таким и будет его правовое бытие. Базовые ценности современного российского общества составляют ядро правовой системы и нормативно утвержде- ны (провозглашены) в преамбуле Конституции РФ: многонациональный народ РФ, общая судь- ба, права и свободы человека, гражданский мир и согласие, государственное единство, равнопра- вие и самоопределение народов, память предков, любовь и уважение к Отечеству, вера в добро и справедливость, суверенная государственность России, демократия, благополучие и процвета- ние, ответственность за Родину перед нынешним и будущими поколениями. Смысл права одновременно является резуль- татом как целостного, нерасчлененного отра- жения объективного мира права в «свернутом» виде, так и активной интерпретации (перера- ботки) в сознании отраженной информации и создания человеком собственной развернутой правовой картины мира. Следовательно, с помо- щью термина «правовые ценности» объясняется процесс первичной реконструкции человеческим сознанием содержания отраженной правовой ре- альности, что выражается в обнаружении и фик- сации принимаемых человеком значимостей в этой части социальной реальности. Индивид вы- бирает, а общество отбирает максимально жизне- способные и коллективно значимые ценностные модели, служащие основаниями для формирова- ния норм как институциональных границ допу- стимого поведения, считает В.П. Барышков14. Тем самым утверждается необходимый баланс между ними в общественных договорах, соглашениях, программных документах, декларациях, законах и т.д. Между обществом и индивидом постоянно протекают процессы экстериоризации различ- ных ценностей и социальной интериоризации их (но не всегда напрямую) - в нормы. В последние годы появляются отдельные предложения разработать теоретические основы правовой аксиологии, но при этом не уточняется научно-познавательный статус этого направле- ния по отношению к теории права и философии права. Думается, что правовая аксиология - это все-таки межотраслевое направление внутри об- щей теории права, которое должно включать в себя следующие разделы: 1) предмет и методоло- гию, функции, основные понятийные ряды; 2) ак- сиологические системы основных государствен- но-правовых субъектов (государства, общества, социальных групп и личности); 3) формы объек- тивации и защиты ценностей в законодательстве и юридической практике; 4) механизмы, условия и факторы воспитания, обучения и формирова- ния правовых ценностей в рамках социальных институтов (семья, образование, религия и т.п.). По нашему мнению, содержательные компо- ненты правовой аксиологии будут представлять собой не что иное, как систему общепринятых юридических понятий и категорий, взятых под особым аксиологическим углом их значения для субъектов права, при этом в правовой сфере должны творчески использоваться концептуаль- ные схемы гуманитарных наук. Важно всегда помнить, что правовые ценно- сти - это базовый системообразующий элемент смысла права и объект юридического смыслоо- бразования15. Их своевременная и глубокая раз- работка создаст необходимые условия для наибо- лее полного и качественного отражения в систе- ме действующего законодательства базовых цен- ностей и основополагающих идей (принципов) всех социальных субъектов, а также для эффек- тивного функционирования правовой системы общества в целом.
×

About the authors

Y A Gavrilova

Volgograd state University

Email: juliagavr@yandex.ru

References

  1. Александров А.С. Терехин В.В. Текст-Закон-Право-Судие // Российский журнал правовых исследований. 2014. № 4 (1). С. 149-161.
  2. Бабенко А.Н. Проблемы обоснования ценностных критериев в праве // Государство и право. 2002. № 12. С. 93-98.
  3. Балаянц М.С. Фундаментальные правовые ценности современного общества: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. 25 с.
  4. Барышков В.П. Аксиология личностного бытия / под ред. В.Б. Устьянцева. М.: Логос, 2005. 192 с.
  5. Ветютнев Ю.Ю. Аксиология правовой формы: монография. М.: Юрлитинформ, 2013. 200 с.
  6. Гаврилова Ю.А. Смысл права: вопросы теории и методологии. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2013. 288 с.
  7. Гаврилова Ю.А. Смысловое поле права: философско-правовой аспект. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2011. 154 с.
  8. Абушенко В.Л. Ценность // Социология: энциклопедия / сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко. Минск: Интерпрессервис: Кн. дом, 2003. С. 889.
  9. Барышков В.П. Аксиология личностного бытия / под ред. В.Б. Устьянцева. М.: Логос, 2005. С. 73.
  10. Графский В.Г. Право и мораль в истории: проблемы ценностного подхода // Государство и право. 1998. № 8. С. 114-122.
  11. Гриценко Г.Д. Право как социокультурное явление (философско-антропологическая концепция): автореф. дис. … д-ра филос. наук. Ставрополь, 2003. 53 с.
  12. Гришина Л.В. Ценностное измерение правовой реальности: автореф. дис. … канд. филос. наук. М., 2008. 30 с.
  13. Гусейнов А.И. Право как феномен культуры: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2007. 48 с.
  14. Гусейнов А.И. Проблема ценностей в праве // Право и политика. 2007. № 7. С. 14-22.
  15. Ефимов В.И., Таланов В.М. Общечеловеческие ценности: монография. М.: Акад. Естествознания, 2010. 249 с.
  16. Малахов В.П. Философия права: формы теоретического мышления. М.: Юнити-Дана, 2009. 151 с.
  17. Нестерук Е.С. Справедливость в современном российском правосознании: автореф. дис. … канд. филос. наук. Н. Новгород, 2008. 27 с.
  18. Петрухин И.Л. Человек как социально-правовая ценность // Государство и право. 1999. № 10. С. 83-91.
  19. Пшидаток В.Е. Трансформация правосознания и правовых ценностей в условиях становления демократии и гражданского общества в современной России: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2007. 30 с.
  20. Ряховская Т.В. Феномен веры: онтолого-гносеологический анализ: автореф. дис. … канд. филос. наук. Тамбов, 2006. 17 с.
  21. Скоробогатов А.В., Краснов А.В. Правовая реальность России: философско-правовой анализ // Российский журнал правовых исследований. 2015. № 1 (2). С. 79-86.
  22. Софиенко М.Б. Правовая свобода как способ реализации индивидуальной свободы в социальной системе: автореф. дис. … канд. филос. наук. Томск, 2007. 26 с.
  23. Телегина В.А. Правосудие как социально-правовая ценность (вопросы теории): автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2006. 26 с.
  24. Чиркин В.В. Общечеловеческие ценности и современное государство // Государство и право. 2002. № 2. С. 5-14.
  25. Чиркин В.Е. Какая форма правления существует в современной России? // Российский журнал правовых исследований. 2014. № 4 (1). С. 32-40.
  26. Якунин В.И. Государственная идеология и национальная идея: конституционно-ценностный подход // Государство и право. 2007. № 5. С. 5-13.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Eco-Vector

License URL: https://eco-vector.com/en/for_authors.php#07

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies