Quasi value of the modern theory of the object crime

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

In the light of the category of «value» analysed the main provisions of the modern theory about the object of the crime. The study showed that the theory of public relations and legal benefits based on a common ideological basis - positivism, what are their main disadvantages. Chief among them is that neither one nor the other category does not meet the requirements of legal values. Predicted that a further clarification of the definitions of these objects will not lead to the emergence of a new theory of criminal law, to its modernization. The proposals of the methodological plan for the development of the doctrine about object of a crime.

Full Text

П остановку заявленной темы на первый взгляд оправдывает немногое. Ознаком- ление с авторитетными источниками убеждает в том, что учение об объекте престу- пления следует относить к одному из наиболее устоявшихся, сформировавшихся и консерва- тивных дискурсов в составе отечественной док- трины уголовного права. По широкому кругу вопросов этой дисциплины подавляющим боль- шинством правоведов достигнуто понимание. С их явного или молчаливого согласия можно уверенно считать общепризнанным, что, как пи- сал В.Н. Кудрявцев, «объектами преступлений, предусмотренных уголовным законодатель- ством, являются общественные отношения»1 (к примеру, отношения собственности или от- ношения, обеспечивающие неприкосновен- ность личности - охрану его жизни, здоровья и свободы). Следовательно, объектом выступает то, как разъяснил Л.Д. Гаухман, на что посягает преступление, на что оно направлено, что оно нарушает и чему причиняет или может причи- нить вред2. Резонанс вносят соискатели ученых степе- ней, которые с таким видением не согласны и высказывают другую точку зрения. Обосновы- вая научно-практическое значение своих работ, они указывают на низкую степень разработан- ности учения об объекте преступления и на его несоответствие требованиям современности. Частоссылаются наслова М.Д. Шаргородскогои Н.С. Алексеева о незначительных успехах от- ечественной науки в деле разрешения проблем объекта преступления3, которые, по оценкам 1 Кудрявцев В.Н. Избранные труды по социальным на- укам: в 3 т. Т. 1.. М.: Наука, 2002. С. 347. 2 См.: Уголовное право. Актуальные проблемы теории и практики: сб. очерков / под ред. В.В. Лунеева. М.: Юрайт, 2010. С. 117. 3 См.: Алексеев Н.С., Шаргородский М.Д., Актуальные вопросы советского уголовного права // Вопросы советсовременников, спустя более полувека сохра- няют свою актуальность. Высказывают мнения о невозможности сохранения сложившейся те- ории в неизмененном виде. На основе своей убежденности в ее «заштампованности» пред- лагают подвергнуть ревизии. Полагают, что от- каз от до сих пор господствующей философии марксизма может способствовать пересмотру критикуемых научных положений, «разработке новой концептуальной основы» или возвраще- нию к «объединенной концепции причинения вреда человеку». Активно продвигают идеи не- заслуженно забытых дореволюционных кри- миналистов. Сосуществование диаметрально противопо- ложных точек зрения создает двоякое впечатле- ние об актуальности заявленной темы. Однако представляется, что для констатации наличия двусмысленности не имеется достаточных осно- ваний. Во-первых, необходимость обращения к теме объекта преступлений соискатели нередко мотивируют одной лишь важностью знаний о нем, от качества которых, как они утверждают, напрямую зависит возможность уяснения сущ- ности и природы основных институтов отрасли. Во-вторых, несмотря на заявления о научной но- визне и достижении эвристических результатов, авторы диссертационных исследований, защи- тившие свои работы в постсоветский период, в основной массе не произвели качественно ново- го знания. К числу их главных и, без сомнения, полезных достижений следует отнести то, что им удалось обратить внимание на дореволюционное наследие науки уголовного права и вовлечь его в орбиту современной научной дискуссии. В том числе на основе ретроспекции, юристы сегод- ня предлагают считать объектом преступления «правовые блага», «правовые нормы», «отдельно ского государства и права. Учен. зап. ЛГУ. 1954. Вып. 5. № 182. С. 188-189. взятого человека или какое-то множество лиц», их интересы либо потребности4. Подлинную актуальность теме может до- бавить разве только то, что в теории уголовного права нечасто употребляется другая категория, которая вынесена в название статьи. Речь идет о «ценности» и о ее антиподе - «квазицен- ности», о которых немногое сказано в теории рассматриваемой отрасли права. С их позиций просматривается, что востребование историче- ского материала привело лишь к расширению кругозора и увеличению степени вариативности теоретических предпосылок учения об объекте преступления. За кадром осталось то, что между сторонниками и оппонентами «общественных отношений» и «правовых благ» вообще отсут- ствует предмет для спора. Инициирование этого спора носит искусственный характер, поскольку не может привести и уже не приводит к реаль- но полезным для науки результатам. Как это ни странно, но во взглядах полемистов больше про- сматривается общего, чем разного. Немногими обнаружено, что они всецело расположены в одной методологической и мировоззренческой плоскости. *** И в одном, и в другом подходе ценность как категория глубинного слоя всей интенцио- нальной структуры личности не востребована. Ее значение нивелировано до узких пределов теории преступления, разработчики которой часто используют понятие «ценность» из сти- листических соображений и лишь в качестве синонима более привычных категорий (пред- мета или объекта преступления, охраняемых благ, обозначения их цены). На более высоких уровнях научного осмысления уголовно-право- вой действительности «ценность» не востре- бована. К примеру, вопросы о смысле и пред- назначении уголовного права, его бытийной ценности для человека и социума, связи с нрав- ственными, моральными и этическими уста- новками индивида поднимаются крайне редко. Их постановка подменяется рассмотрением проблем спроса на уголовное право, его эффек- тивности, затратности и цены. Несоизмеримо более широкий аспект ценностей, конституи- рующих все право в целом и уголовное право в частности, скрывается за исследованием его принципов, предмета или метода, защищаемых отношений. 4 См., напр.: Новоселов Г.П. Актуальные вопросы уче- ния об объекте преступления (методологические аспек- ты): дис. … д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2001; Семчен- ков И.П. Объект преступления: социально-философские и методологические аспекты проблемы: дис. … канд. Общее в подходах усматривается еще и в том, что ни у одного из них нет собственной предыстории и прототеории. В каждом случае имело место или внутреннее, или внешнее за- имствование. Известно, что теория дореволю- ционного права не располагала представлени- ями об «общественных отношениях» как об универсальном объекте всех преступлений и не давала советской теории предпосылок для появления в ее источниках соответствующей дефиниции. Опорным пунктом, как в таких случаях выражался Г.С. Фельдштейн, для вос- приятия наукой общественных отношений в качестве объекта послужило приказное право или, иначе, действующее законодательство. Речь идет о Руководящих началах по уголов- ному праву РСФСР, утвержденных 12.12.1919 г. Постановлением Народного комиссариата юстиции РСФСР, в которых общественные от- ношения впервые были названы объектом пре- ступления, а затем в 1924 г. А.А. Пионтковским в аналогичном статусе воспроизведены в его учебнике5. Последующее распространение ка- тегории и ее внедрение в материю права было обеспечено работой партийного аппарата госу- дарства путем насаждения марксистко-ленин- ских идеологических установок. В случае с дореволюционной теорией имело место внешнее заимствование. Судя по иссле- дованиям А.П. Чебышева-Дмитриева, С.И. Бар- шева и ряда других правоведов, уделявших в своем творчестве особое внимание истории русского права и традициям его основных субъ- ектов, специалисты отечественного уголовного права располагали материалом для извлече- ния собственного предпосылочного знания об объекте деяния, однако в должной мере его не использовали. Предпочтение отдали западно- европейским разработкам. Во многом именно дискуссия немецких криминалистов, развер- нувшаяся во второй половине XIX в. и начале XX в., послужила поводом и источником появ- ления, а затем и обособления в науке русского уголовного права представлений об объекте как «правовой норме», «правоохранном или жизненном интересе», «материальном предме- те», «общественной и государственной поль- зе», «физическом или юридическом лице» и их «состояниях». Чуть в меньшей степени на взгляды русских правоведов оказали влияние споры французских юристов и социологов, а также мысли, как их назвал Н.С. Таганцев, пи- сателей новой итальянской школы права (Р. Га- рофало, Э. Ферри, Н. Колаянни). Работы отечественных правоведов говорят сами за себя. Со ссылкой на исследование немецюрид. наук. М., 2003; Краснопеев В.А. Объект преступления в российском уголовном праве (теоретико-правовой анализ): дис. … канд. юрид. наук. Кисловодск, 2001 и др. 5 См.: Пионтковский А.А. Уголовное право РСФСР. Часть Общая. М.: Госиздат, 1924. С. 129, 130. кого юриста Л. Оппенгейма как на первоисточ- ник своих знаний, С.В. Познышев в «Основных началах науки уголовного права» изложил свои представления об объекте преступления как об охраняемых законом конкретных отношениях, вещах и состоянии лица или вещей, которые он для удобства и краткости предложил называть правовыми благами6. Следуя во многом взгля- дам К. Биндинга, возражая Ф. Листу и одновре- менно учитывая представления Р. фон Йеринга и П. Фейербаха о защищаемых благах, Н.С. Таган- цев пришел к выводу о том, что преступное дея- ние посягает на юридическую норму в ее реаль- ном бытии или, иначе, на охраняемый нормой интерес жизни7. До появления отмеченной дискуссии объект продолжительное время не занимал в теории дореволюционного уголовного права значимого места и не выделялся в качестве самостоятель- ного дискурса в учении о преступлении. В боль- шинстве источников сведения о защищаемых благах или предметах можно отыскать только лишь с помощью анализа предлагаемых учеными понятий о преступлении. Одним из примеров служит монография Л.Е. Владимирова. Разбор сформулированного в ней определения престу- пления как уголовной неправды дает возмож- ность понять, что под объектом восстания деяте- ля автор подразумевал закон или охраняемый им принцип8. Другой пример, столь же типичный для тех времен, демонстрирует «Курс русского уголовного права» А.В. Лохвицкого, в котором лицо как жертва, а вещь как предмет преступле- ния рассмотрены в рамках одной главы об об- становке преступления. Наряду с ними в этом разделе исследованы вопросы места, времени и способа совершения запрещенных уголовным за- коном деяний9. Более в работах криминалистов проблеме объекта внимания не уделялось. В тех же случа- ях, когда в литературе объект упоминался под собственным именем, то под ним специалисты подразумевали не что иное, как предмет престу- пления. В учебнике уголовного права А.Ф. Кистя- ковского объявлено, что «объектом преступле- ния называется предмет, на который направле- но или над которым совершено преступление». Кроме жизни, здоровья, свободы, чести, как бо- лее или менее основных объектов преступления, к их числу юрист также отнес вещи, животных, 6 См.: Познышев С.В. Основные начала науки уголовно- го права. Общая часть уголовного права. М.: А.А. Карцев, 1912. С. 131-134. учреждения и даже известный строй мыслей10. В монографии П.П. Пусторослева объект как пользующееся уголовно-правовой охраной благо, над которым учиняется уголовное правонаруше- ние, рассмотрен в параграфе «Предмет престу- пления», где с ним отождествлен и причислен к его обязательным элементам11. Нахождение оппонентов в одной мировоз- зренческой и методологической плоскости под- тверждается также тем, что почти все рассуж- дения современников и их предшественников, какой бы из отмеченных точек зрения они не придерживались, зиждутся преимущественно на позитивистских и эмпирикоцентристских началах. При критике категории «общественные от- ношения» часто ссылаются на лежащие в ее ос- новании идеологеммы, которые в свое время го- сподствовали в общественном сознании, а ныне утратили свою силу. И в действительности, мате- риалистическая диалектика, ставшая благодат- ной почвой для становления исследуемой кате- гории, сегодня уже не является непререкаемым и безальтернативным методом научного иссле- дования. Однако представляется, что такого рода объяснений недостаточно для отказа от «обще- ственных отношений». Справедливости ради, необходимо отметить, что в основе всякой тео- рии права всегда лежит идея с соответствующим ей идеологическим обоснованием. И как идеал, и как прообраз правового феномена идея нали- чествует даже тогда, когда кажется, что она от- сутствует. Более того, общественные отношения как категориальная форма не является детищем марксизма, на базе которого в советское время развивалась почти вся гуманитарная наука. По- мимо К. Маркс, Ф. Энгельса и их последователей, этим понятием активно оперировали и другие философско-правовые школы. Имеются более веские причины для пересмо- тра стереотипа об общественных отношениях как об объекте преступления. Часть из них ле- жит на поверхности и состоит в предназначении категории «общественные отношения». Опыт большинства известных социальных теорий об- ращает внимание на то, что они не относились к «общественным отношениям» как к самодоста- точной ценности социального мира. Восприни- мали ее в качестве собирательной, универсаль- но-теоретической для гуманитарных наук кате- гории, которая может иметь ценность только как рационально-методологическая форма. В этом качестве она выполняет символическую функ- 7 См.: Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Лекции. Часть общая. Т. 1. СПб.: Гос. тип., 1902. С. 48-51. 8 См.: Владимиров Л.Е. Курс уголовного права. Ч. 1: Ос- новы нынешнего уголовного права. М.: И.Д. Сытин, 1908. С. 3, 14. 9 См.: Лохвицкий А.В. Курс русского уголовного права. СПб.: Скоропеч. Ю.О. Шредера, 1871. С. 198-200. 10 См.: Кистяковский А.Ф. Элементарный учебник общего уголовного права с подробным изложением начал русского уголовного законодательства. Часть общая. 3-е изд. Киев: Ф.А. Иогансон, 1891. С. 280. 11 См.: Пусторослев П.П. Русское уголовное право. Общая часть. Вып. 1. Юрьев: Тип. К. Маттисена, 1912. С. 191, 255. цию. Обозначает лишь наличие определенного состава компонентов и возникшей между ними взаимосвязи. Применительно к социальному из- мерению речь идет о соотношении: 1) субъектов с их статусами, потребностями и интересами, 2) объектов деятельности и результатов взаимодей- ствия, 3) оценки возникших между субъектами отношений, 4) структур и норм, обеспечиваю- щих устойчивость и воспроизводство отношений в жизни12. Как структура гносеологического поряд- ка, «общественные отношения» не имеют соб- ственного социального измерения, а только призваны служить для его отражения. Как чи- стая абстракция, эти отношения сами по себе не производят и даже не воспроизводят индивида и принадлежащие ему жизнь, здоровье и другие неотъемлемые от него блага, а только обуслав- ливают их бытие. Они могут подвергаться ак- сиологической интерпретации, после того как будут наполнены в том или ином соотношении объектами ценностного порядка. В этой связи представляется очевидным, что вовлечение от- меченного понятия в теорию уголовного права не могло привести и не привело к наступлению ощутимых для нее изменений. Не привнесло дополнительных знаний об интересующих ее объектах охраны и не выступило новым мето- дологическим решением проблемы их освоения на уровне теории уголовного права. Существен- ным образом не продвинуло на пути поиска полных и специфицированных именно для этой отрасли права представлений о жизни, свободе, собственности и других защищаемых благах. Не стало тем источником, из которого можно было черпать для уголовного права знания об отме- ченных ценностях. Другая часть причин скрыта в исторических предпосылках становления «общественных от- ношений» как объекта преступления. Экскурс в прошлое убеждает, что последователи марксизма и ленинизма не преследовали вышеназванных целей. Они решали другие задачи и искали для этого несложные средства. Во-первых, стреми- лись избавиться от шелухи старых понятий бур- жуазного права и уничтожить дореволюционное законодательство. Во-вторых, занимались адап- тацией классового устройства общества в повсед- невной жизни. И, в-третьих, трудились над обе- спечением соответствия отечественной теории уголовного права тому, как высказался Н.В. Кры- ленко, что подходило практике и принципам ре- волюционного марксизма13, отвечало интересам пришедшего к власти пролетариата. Это право было особенно необходимо его уполномоченным 12 См.: Новая философская энциклопедия: в 4 т. / под ред. В.С. Степина. М.: Мысль. 2001. 13 Крыленко Н.В. Судоустройство РСФСР. Лекции по тео- рии и истории судоустройства. М.: НКЮ, 1924. С. 111. представителям для дальнейшей борьбы с врага- ми революции. Решению отмеченных задач, судя по выбору последователей коммунистической идеи, должна была способствовать теория общественных отно- шений. Обезличенность и непритязательность основной категории этой теории послужила ей хорошей характеристикой. Ее чрезвычайная вос- требованность недвусмысленно указывает на то, что именно она более всего подходила и оказа- лась удобной для приспособления под идеалы большевизма - обобществления социального быта. На этих отношениях как на известном из марксистской философии производственном базисе можно без особого труда воздвигать раз- личные политические, юридические и другие надстройки. Причины такого выбора в целом понятны. Помимо функциональной неприхотливости по- добного рода синтетические понятия, по наблю- дениям Ж.-П. Сартра, способны нести любую идеологическую нагрузку. Именно по этой при- чине они активно использовались марксистами в качестве универсализирующей и тотализа- торской схемы. С их помощью последователи коммунизма скрывали частное значение каждо- го установленного факта. После погружения в общественные отношения, а затем извлечения из них этих фактов как из соответствующей со- циальной тотальности явления и процессы по- вседневной жизни якобы обретали свою истину и уже расшифровывались как часть целого. Одна- ко на деле, как отмечал французский мыслитель, эвристический принцип: «искать целое через ча- сти» - обернулся террористической практикой: «уничтожать частное»14. В аналогичном ключе общественные от- ношения использовались в теории советского права. Процесс их синтезирования не имел гра- ниц. Складывается впечатление, что пределов синтетических свойств этого термина никто из юристов не знал и не задумывался о поиске его естественных рубежей. Надо полагать, что та- кая «беспечность» специалистов была обуслов- лена базисным статусом этих отношений. Под его влиянием у идеологов тех времен сложилось понимание того, что вся система общественных отношений, соответствующая интересам господ- ствующего класса и охраняемая организованной этим классом силой, представляет собой суть всего права в целом. В этом виде понятие права немногим отличалось от определений других регуляторов человеческой жизнедеятельности (морали, политики, экономики и т.д.). Объектом и одновременно субъектом каждого из них были объявлены общественные отношения. В двуеди- 14 См.: Сартр Ж.-П. Проблемы метода: статьи / пер. с фр. В.П. Гайдамака. М.: Акад. проект, 2008. С. 28-36. ном качестве они повсеместно признавались то объектом регулирования, охраны и защиты, то источником и смыслом жизнедеятельности, при- чиной социальных трансформаций и т.д. Такое положение дел произвело соответству- ющее впечатление на разработчиков уголовного права «трудящихся масс». Несмотря на разность масштабов и содержательную несопоставимость определений права и объекта преступления, их постигла схожая судьба. Специалисты включи- ли первое понятие во второе, а по сути, свели значение одного термина к смыслу другого, по- ставив тем самым между ними знак тождества. В аналогичном порядке были поглощены и иные феномены социальной действительности. В со- став общественных отношений, к примеру, были включены, а затем и растворены в них «чело- век», «общество» и «государство». Как самосто- ятельных субъектов права их в марксистской те- ории не существовало. Роль субстанции играли общественные отношения. Эту же функцию они продолжают выполнять в теории современно- го уголовного права. Во многом именно данным обстоятельством следует объяснять то, что в рас- сматриваемой отрасли права до сих пор не пред- ставлено посвященного его субъектам учения. Как это ни странно, но стало традиционным ис- кать субъектов права в объектах посягательств и находить их в структуре общественных отноше- ний, исследовать потребности и интересы поль- зователей уголовного права исключительно в формате этих отношений. Общественные отношения в данном статусе использовались еще и в качестве средства обоб- ществления охраняемых благ, их тотализации и универсализации. Обеспечивали, к примеру, социалистичность всей сосуществующей в со- ветском социуме собственности, то есть, по сути, объявляли объект охраняемым постольку, по- скольку это необходимо было господствующему классу, его бюрократическому аппарату. В итоге, как видно, последователям диалек- тического материализма оказалось достаточно теории общественных отношений для объясне- ния почти всех жизненных событий, закономер- ностей и парадоксов. Такого рода синтетические дефиниции, по мнению марксистов, отражали наличие в реальности одноименной социальной целостности. Она, по их представлениям, проис- ходит из материи, существует такой, какова она есть, и обеспечивает объективный взгляд на ми- роустройство, то есть речь идет о созерцании и понимании природы, как писал Ф. Энгельс, без всяких посторонних прибавлений, к которым мыслитель относил субъекта с его субъективно- стью15. Мир марксизма, по мнению Ж.-П. Сартра, 15 См.: Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К. Эн- гельс Ф. Соч.. Т. 20. С. 513. населен людьми-объектами, сознание которых носит сугубо овеществленный и пассивный харак- тер, действует в пределах чистой психофизиоло- гической детерминации и служит только отраже- нию механистически устроенного бытия. Однако на деле общественные отношения не послужили ключом или интерпретационной моделью в познании социальной реальности в ее подлинном виде. Немногие использовали эту ка- тегорию для установления искомой объективно- сти. Большинство от юриспруденции без какой- либо рефлексии восприняло теорию названных отношений как априорное знание и как своего рода адресованное им предписание. Занялись, по справедливому наблюдению М.К. Мамардаш- вили, их фетишизацией. Приложили большие усилия к гипостазированию общественных от- ношений, опрометчиво не обратив внимание на то, что сам К. Маркс воспринимал их как иллю- зию, простую абстракцию и использовал термин в тех контекстах, когда имел в виду такую вещь, как индивиды, человеческие субъекты16. Поло- жительные ценности, в том числе право, были Марксу не нужны и даже вредны, поскольку они, как верно отметил Б.П. Вышеславцев, ослабляли классовую ненависть17. Мировоззренческая основа теории дорево- люционного русского уголовного права, безус- ловно, не подвергалась политической обработке в сравнимых с советским периодом масштабах. Юридическая мысль того времени в большей мере развивалась по законам своего бытия, в пределах исторических и культурно-просвети- тельских процессов. Тем не менее представителя- ми русской криминалистики был сделан схожий с советскими юристами выбор. Предпочтение было отдано тем западноевропейским школам, в основе которых также лежал материальный субстрат. Речь идет об антропологической, со- циологической и естественнонаучной школах, с освоением которых был унаследован, а затем и крепко привит отечественному правоведению так называемый дух позитивизма. Первое учение основывалось на свойствах преступника как человека, имеющего организм и тело, оказывающее влияние на его активность. Второе - на внешних, содержащихся в окружаю- щей среде социальных, экологических, демогра- фических, географических, культурных и других условиях преступления. Третье - на методах и миросозерцании естественных наук, рассматри- вающих человека как биологическое существо, которое, как писал Л.Е. Владимиров, есть то, чем оно, на основании своей организации, может 16 См.: Мамардашвили М.К. Вильнюсские лекции по со- циальной философии: (Опыт физической метафизики). СПб.: Азбука: Азбука-Аттикус, 2012. С. 169, 170, 195, 198. 17 См.: Вышеславцев Б.П. Кризис индустриальной культу- ры. Избр. соч. М.: Астрель, 2006. С. 648. быть, и делает то, что оно может делать, по этой же своей организации18. Ни одна из принятых на вооружение отечественного правоведения те- орий не рассматривала человека как человека, подлинная суть и отличие которого от других особей сокрыты в его духе. В итоге у истоков представлений об объ- екте преступления как о «правовой норме», «правоохранном или жизненном интересе», «материальном предмете», «общественной и государственной пользе», «физическом или юридическом лице» в своем большинстве ока- зались позитивисты, у которых, как известно, всегда во главе всех рассуждений о социальном устройстве и его ценностях стоит исключитель- но «земное» - телесная природа человека, его практические интересы и производственно- преобразующая деятельность в материальном мире. То же самое касается русского уголовного права. Как писал С.В. Познышев, «современные русские классики - все позитивисты»19. Они брали уроки у К. Биндинга и А. Хохе, взгляды которых, в принципе, весьма затрудни- тельно соотнести с правовыми ценностями. Уче- ные, как известно, оправдывали разрешение на уничтожение «недостойной жизни». Считали, что «идиоты не имеют права на существование, их убийство - это праведный и полезный акт». К. Биндинг, чьи идеи были крайне востребованы немецкими национал-социалистами, предлагал государству учредить специальные комиссии по стерилизации и умерщвлению людей, недостой- ных жизни, физическому уничтожению тех, кто страдал психическими расстройствами и был не- трудоспособен, в том числе инвалидов, а также болеющих свыше 5 лет. Учеником и последователем К. Биндинга яв- лялся еще один авторитет русской юриспруден- ции - доктор права Л. Оппенгейм, творчество которого, что показательно, привело к появле- нию взглядов Дж. Рэза, одного из самых выдаю- щихся защитников юридического позитивизма. К числу активных проповедников этого течения в уголовном праве также следует отнести Ф. Ли- ста и К. Биркмейера, которые, несмотря их жар- кие споры, в определении охраняемых уголов- ным правом благ исходили из одной и той же ос- новы - исключительно из чувственной природы человека. *** В завершение необходимо отметить, что, с аксиологической точки зрения, «общественные отношения» и «правовые блага», в том виде как они задуманы и раскрыты их идеологами, да- леки от статуса правовых ценностей. Дело, ко- 18 См.: Владимиров Л.Е. Указ. соч. С. 162-171. 19 См.: Познышев С.В. Указ. соч. С. 14. нечно, не в том, что автор по ошибке завел здесь речь о несоотносимых явлениях. Однопорядко- вость «правовых ценностей», «правовых благ» и «охраняемых уголовным правом объектов» не вызывает сомнений. Проблема видится в огра- ниченных возможностях позитивистского под- хода, пределы которого не позволяют в теории обеспечить их сопоставимость, а на практике ясно продемонстрировать родственность этих категорий. Позитивистский выбор подталки- вает криминалистов к познанию объекта пося- гательств через ощутимость предмета престу- пления, к определению правовых благ через по- пытку осязания его главных черт, к получению знаний о них исключительно из будничного со- знания обывателя. Позитивизм упускает из вида то, что основное предназначение правовых цен- ностей (охраняемых благ) состоит не только и не столько в отображении значимых потребностей повседневной жизни, сколько в обозначении того, что и как должно быть в уголовно-право- вой жизни ее субъектов, каковыми в конечном счете они сами должны быть. Без «должного» как имманентного качества «правовое» никогда не станет правовым. На деле полноцелое существо правового зача- стую недооценивается и трактуется в узком или чисто нормативистском смысле. Проанализиро- ванная здесь уголовно-правовая мысль тому не исключение. На ее уровне сформировалась тра- диция - «должное» не выделять и не отличать от «необходимого» как сферы наличного бытия. Исходя из «необходимого» как сущего и чисто детерминированного процесса принято пред- назначение уголовного права исчерпывать тре- бованием о наказании, которое всегда и всюду должно неотвратимо следовать за преступлени- ем. Однако истинное повествование уголовного права не ограничено столь заурядным императи- вом. «Должное» этого права противостоит пре- ступному сомнению и дерзновению Р. Расколь- никова, каждое из которых покушается на самую возможность существования защищаемого блага, стремится дискредитировать его непреходящую для социума ценность и оправдать возможность, к примеру, лишения жизни человека в силу ско- ротечных причин либо условных целей. Предна- значение уголовного права состоит в констата- ции неприступности и неоспоримости защищае- мых ценностей, в беспочвенности и бессмыслен- ности всяких посягательств против них. Основной ценностный посыл рассматрива- емой отрасли права состоит в утверждении, что должна быть жизнь, свобода, мир и т.д. как не- отъемлемые, равно и минимально необходимые для существования личности, общества и госу- дарства ценностные структуры. При этом отме- ченные блага должны быть такими, какие они есть сами по себе, а не в представлении, к примеру, все того же главного героя романа Ф.М. Досто- евского «Преступление и наказание». Эти цен- ности должны быть в силу своих собственных причин, а не из-за чьей-либо в них потребности. Без этого долженствования как своей онтологи- ческой основы и объекта защиты невозможно мыслить уголовное право и каким-либо иным се- рьезным образом обосновать его бытийное пред- назначение. Необходимо ожидать, конечно, что работа над совершенствованием понятий «обществен- ные отношения» и «правовое благо» будет про- должена их сторонниками и последователями позитивизма. В этом заключены положитель- ные и отрицательные стороны традиции. Одна- ко представляется, что неотступное следование такому обычаю не приведет к появлению чего- Список литературы: Алексеев Н.С., Шаргородский М.Д., Актуальные во- просы советского уголовного права // Вопросы совет- ского государства и права. Учен. зап. ЛГУ. 1954. Вып. 5. № 182. С. 154-196. Владимиров Л.Е. Курс уголовного права. Ч. 1: Основы нынешнего уголовного права. М.: И.Д. Сытин, 1908. 400 с. Вышеславцев Б.П. Кризис индустриальной культуры. Избр. соч. М.: Астрель, 2006. 1037 с. Кистяковский А.Ф. Элементарный учебник общего уго- ловного права с подробным изложением начал русско- го уголовного законодательства. Часть общая. 3-е изд. Киев: Ф.А. Иогансон, 1891. 892 с. Краснопеев В.А. Объект преступления в российском уголовном праве (теоретико-правовой анализ): дис. … канд. юрид. наук. Кисловодск, 2001. 186 с. Крыленко Н.В. Судоустройство РСФСР. Лекции по те- ории и истории судоустройства. М.: НКЮ, 1924. 410 с. Кудрявцев В.Н. Избранные труды по социальным нау- кам: в 3 т. Т. 1. М.: Наука, 2002. 567 с. Лохвицкий А.В. Курс русского уголовного права. либо нового в учении об объекте преступления СПб.: Скоропеч. Ю.О. Шредера, 1871. 704 с. Мамардашвили М.К. Вильнюсские лекции по социили в теории уголовного права в целом. Всякие усилия в этом направлении окажутся лишь по- пыткой уточнить термины, судьба и основная смысловая нагрузка которых уже предрешена историей их становления и нашими предше- ственники. Они сделали свое дело. Их выбор позволяет сегодня «общественные отноше- ния» отнести к марксизму, а «правовые блага» к родственному для него позитивизму. Остается предложить заняться исследованием самих по себе ценностей (жизни, свободы, собственноальной философии: (Опыт физической метафизики). СПб.: Азбука: Азбука-Аттикус, 2012. 317 с. Новоселов Г.П. Актуальные вопросы учения об объек- те преступления (методологические аспекты): дис. … д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2001. 260 с. Ожегова Г.А. О критике концепции «объект правона- рушения - общественные отношения» // Правона- рушение и юридическая ответственность: материалы междунар. науч.-практ. конф. / отв.ред. Р.Л. Хачату- ров. Тольятти: ТГУ, 2012. С. 221-255. Познышев С.В. Основные начала науки уголовного права. Общая часть уголовного права. М.: А.А. Карцев, 1912. 668 с. Пусторослев П.П. Русское уголовное право. Общая сти и др.). Не искать им очередное терминоло- гическое обличие, а затем мучительно от него 14. часть. Вып. 1. Юрьев: Тип. К. Маттисена, 1912. 535 с. Сартр Ж.-П. Проблемы метода: статьи / пер. с фр. В.П. Гайдамака. М.: Акад. проект, 2008. 222 с. избавляться или безуспешно работать над его совершенствованием. Мало кем осознается, но в силу своего основного достоинства - само- достаточности - отмеченные ценности уже со- держат в себе предпосылочное знание о долж- ном и должных условиях их уголовно-правовой охраны.
×

About the authors

S A Bochkarev

Institute of State and Law of Russian Academy of Sciences

Email: bochkarvs@mail.ru

References

  1. Алексеев Н.С., Шаргородский М.Д., Актуальные вопросы советского уголовного права // Вопросы советского государства и права. Учен. зап. ЛГУ. 1954. Вып. 5. № 182. С. 154-196.
  2. Владимиров Л.Е. Курс уголовного права. Ч. 1: Основы нынешнего уголовного права. М.: И.Д. Сытин, 1908. 400 с.
  3. Вышеславцев Б.П. Кризис индустриальной культуры. Избр. соч. М.: Астрель, 2006. 1037 с.
  4. Кистяковский А.Ф. Элементарный учебник общего уголовного права с подробным изложением начал русского уголовного законодательства. Часть общая. 3-е изд. Киев: Ф.А. Иогансон, 1891. 892 с.
  5. Краснопеев В.А. Объект преступления в российском уголовном праве (теоретико-правовой анализ): дис. … канд. юрид. наук. Кисловодск, 2001. 186 с.
  6. Крыленко Н.В. Судоустройство РСФСР. Лекции по теории и истории судоустройства. М.: НКЮ, 1924. 410 с.
  7. Кудрявцев В.Н. Избранные труды по социальным наукам: в 3 т. Т. 1. М.: Наука, 2002. 567 с.
  8. Лохвицкий А.В. Курс русского уголовного права. либо нового в учении об объекте преступления СПб.: Скоропеч. Ю.О. Шредера, 1871. 704 с.
  9. Мамардашвили М.К. Вильнюсские лекции по социальной философии: (Опыт физической метафизики). СПб.: Азбука: Азбука-Аттикус, 2012. 317 с.
  10. Новоселов Г.П. Актуальные вопросы учения об объекте преступления (методологические аспекты): дис. … д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2001. 260 с.
  11. Ожегова Г.А. О критике концепции «объект правонарушения - общественные отношения» // Правонарушение и юридическая ответственность: материалы междунар. науч.-практ. конф. / отв.ред. Р.Л. Хачатуров. Тольятти: ТГУ, 2012. С. 221-255.
  12. Познышев С.В. Основные начала науки уголовного права. Общая часть уголовного права. М.: А.А. Карцев, 1912. 668 с.
  13. Пусторослев П.П. Русское уголовное право. Общая часть. Вып. 1. Юрьев: Тип. К. Маттисена, 1912. 535 с.
  14. Сартр Ж.-П. Проблемы метода: статьи / пер. с фр. В.П. Гайдамака. М.: Акад. проект, 2008. 222 с.
  15. Семченков И.П. Объект преступления: социально- философские и методологические аспекты проблемы: дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. 192 с.
  16. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Лекции. Часть общая. Т. 1. СПб.: Гос. тип., 1902. 823 с.
  17. Уголовное право. Актуальные проблемы теории и практики: сб. очерков / под ред. В.В. Лунеева. М.: Юрайт, 2010. 779 с.
  18. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 339-626.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Eco-Vector

License URL: https://eco-vector.com/en/for_authors.php#07

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies