Идея права для XXI века (о некоторых задачах современной философии права)

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена осмыслению и обновлению методологических подходов к анализу идеи права как феномену правовой реальности. Автор уделяет повышенное внимание обоснованию идеи как средства познания и преобразования действующего права. Особое значение придается исследованию перспектив рассмотрения идеи права как парадигмального метаобраза, сочетающего смысло-ценностные и абстрактно-понятийные моменты. В статье проводится мысль о том, что выработка идеи права для XXI в. предполагает модернизацию повестки современной философии права, а также реализацию практических шагов по формированию диалога сторонников различных типов правопонимания, поскольку идея права является интегральным единством фундаментальных правовых идей, полностью не воплощаемым в каждой из них.

Полный текст

Р азвитие права в XXI в. сопровождается воз- никновением новых процессов и явлений в правовой реальности, чтовомногомсвязано с экономическим и социокультурным развитием общества в условиях глобализации современного мира, в том числе определяемой логикой науч- но-технологического процесса. Огромным эври- стическим потенциалом для постижения текто- нических сдвигов и обеспечения ориентации в них обладает такой феномен правосознания, как идея права, которая в XXI в. оказалась затронута современными изменениями как в правовой ма- терии, так и в методологических и парадигмаль- но-мировоззренческих основаниях правового мышления и сознания. Концептуализация - в рамках философско- правового дискурса - феномена идеи права, ре- левантной реалиям XXI в., представляет собой безусловный компонент правового развития, которое призвано не столько следовать за глоба- лизационными процессами, сколько задавать их содержательные рамки в соответствии со смыс- лами, ценностями и принципами права. В част- ности, превращение концепции и принципа го- сподства права из конституционной ценности государств в основу устройства международной системы (что в принципе означает конституци- онализацию международного правопорядка. - М.Ш.)1, вряд ли возможно без выработки совре- менных, наиболее общих представлений о праве, в концентрированной и системной форме запе- чатленных в его идее. Одновременно это предполагает постанов- ку и решение дополнительных, нуждающихся в специальной артикуляции задач, стоящих перед философией права применительно к двуеди- ной задаче познания права и познания его идеи. В качестве таковых можно выделить эксплика- 1 Кашкин С.Ю., Калиниченко П.А. Глобализация господ- ства права: влияние на Россию и страны Европейского со- юза // Век глобализации. 2008. № 1. С. 98-108. цию не только содержательной, но и структурной сложности и многоаспектности (многомерно- сти) идеи, приводящей к разнообразным, порой конфликтующим с теоретическими представ- лениями о ней, не всегда жестко детерминиро- ванных тем или иным типом правопонимания. Действительно, идея права - феномен, чрезвы- чайно сложный для познания, в том числе с ме- тодологической точки зрения, и по этой причине предполагающий разные направления концепту- ализации, между которыми нередко возникают коллизии. В свою очередь это означает призна- ние дальнейшей необходимости поиска основа- ний для совместимости различных концептуаль- ных представлений, их корреляции и выработки интегрированной категориально-теоретической картины феномена идеи права для XXI в. Как известно, с подачи Гегеля идея права рас- сматривается в качестве предмета философии права, что позволяет определить дисциплинар- ную идентичность последней. Конечно, совре- менная философия права расширила спектр своих предметных устремлений, о чем может свидетель- ствовать многообразие разделов философско- правового знания и познания. Однако возника- ющая при этом проблема единства последнего, безусловно, побуждает задуматься над существо- ванием некоего единого горизонта, двигаясь в ко- тором правовая мысль обретает контуры именно философско-правовых исканий. Поэтому вряд ли следует отказываться от определения предмета философии права в качестве идеи права. Тем бо- лее что среди философов права имеется немалое число его сторонников. С нашей точки зрения, это во многом определяется тем, что идея права - первейшее условие бытия, а также понимания и одновременно познания и преобразования права как многомерной реальности. Несмотря на всю традиционность проблема- тики содержания и структуры идеи права для фи- лософии и теории права, идея права как фундаментальное и вполне самостоятельное измерение правовой реальности, как ни странно, перестала быть предметом серьезных и оригинальных кон- цептуализаций, оказавшись в тени актуализации исследований таких идеологических компонен- тов бытия права, как - идеи той или иной от- расли права и их институтов, идеи тех или иных мыслителей (юристов и философов), идейные основания принципов права и т.д.2 Так, в пано- раме приводимого новейшего перечня проблем и задач, релевантных правовой глобализации, на решение которых нацелена современная теория и философии права3, мы практически не увидим обоснования новых подходов к пониманию идеи права при одновременном интересе к процессам, происходящим в современной правовой идеоло- гии4. С нашей точки зрения, это свидетельствует о дроблении проблематики идеи права. В резуль- тате феномен идеи права как категории правово- го бытия и мышления затрагивается лишь попут- но при рассмотрении других, хотя и связанных с ней, правовых явлений5. Однако не представляется возможным ска- зать, что современная ситуация полностью схожа с ситуацией конца XX - начала XXI в., когда по- сле некоторого периода господства позитивизма приходилось возрождать понимание значения идеи для развития права. Как отмечал И.А. По- кровский, «духовные искания снова повеяли в юриспруденции. Она почувствовала всю свою слепоту и беспомощность без “великих идей” и “всеобщих истин”, и позитивизм перестал ее удовлетворять»6. Весь ХХ в. прошел под знаком возрождения великих правовых идей, которые оказали существенное воздействие на развитие национального законодательства и международ- ного права. Однако генерирование идеи права для XXI в., которая могла бы стать основой стра- тегий правового, экономического и социокуль- турного развития общества в условиях глобали- 2 Дробышевский С.А., Протопопова Т.В. Идея человече- ского достоинства в политико-юридических доктринах и праве. М.: Проспект, 2015; Шугуров М.В. Идея ненасилия в философии современного международного права прав человека // Современное право. 2007. № 9. С. 79-86. 3 Максимов С.И. Проблемы права и справедливости в условиях глобализации: XXII Всемирный конгресс по фи- лософии права и социальной философии // Правоведение. 2007. № 1. С. 237-245; Поляков А.В. Верховенство права, глобализация и проблемы модернизации философии и те- ории права // Правоведение. 2013. № 4. С. 21. 4 См.: Клименко А.И. Основные правовые ценности, зации, требует новых усилий по концептуализа- ции идеи права как категории правового мышле- ния и формы бытия права. Известная степень деактуализации данной проблематики в современных условиях во мно- гом была вызвана не некими непреодолимыми методологическими затруднениями, а воспри- ятием феномена идеи права как нечто вполне исследованного и понятного. Действительно, на рубеже XIX-XX вв. идея права входила в число весьма актуальных тем мировой, в том числе и российской7, философии и теории права. Были предложены ее развернутые концепции, которые не утратили своей актуальности и по сей день. Но принципиальная незавершенность правовой реальности, которая не может застыть в неких ранее отточенных формах, определяет необходи- мость дальнейшей последовательной концептуа- лизации данного феномена. Вполне аксиоматично, что право (и его исто- рия - тому пример) как одна из родовых, т.е. атрибутивных, форм социального бытия, воз- никших на ранних стадиях зарождения общества и функционирующая вместе с ним, - чрезвы- чайно сложная и динамично развивающаяся си- стемная реальность, к которой вполне приложим символ лабиринта. Спонтанное возникновение и дальнейшее развитие новых содержательных сценариев существования и развития права, его ценностей, принципов, норм и институтов в слу- чае их недоосмысленности со стороны субъектов права, исходящих из устоявшихся, но устаревших алгоритмов правопонимания, приводит к кризи- су правосознания как состоянию затруднений в осознании и осмыслении права. В результате воз- никает ситуация, которая хорошо описывается категорией «отчуждение», конкретизирующейся в феномене правового нигилизма. Отсюда впол- не обоснованной и востребованной видится про- блематика «смысла права» - правового феноме- на, пересекающегося с феноменом идеи права8. Любой кризис правосознания - это прежде всего результат преобладания обессмыслива- ния и обесценивания права над процессами его смыслового и ценностного оформления. Кри- зис правосознания является симптомом кризиса права не только как внутренней рассогласован- ности его норм и принципов, но и рассогласован- ности права с ожиданиями личности и общества. В этом случае право делегитимируется, т.е. вос- принимается как чуждая реальность, заданная идеи и концепты в содержании современной правовой идеологии // Закон и право. 2015. С. 35-41. 5 Таймасханов У.Ш. Правовой идеал и правовая идея в кон- тексте правообразования, правореализации и толкования права // Философия права. 2014. № 2. С. 117; Краснов А.С. Проблема содержания идеи современного российского пра- ва // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гума- нитарные науки. 2010. Т. 152. № 1. С. 94. 6 Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. Ч. 1. Петроград, 1917. С. 50. 7 Демченко Г.В. Идея права с точки зрения категории возможности, необходимости и долженствования. Киев, 1908; Палиенко Н.И. Предмет и задачи энциклопедии пра- ва и идея права // Временник Демидовского юридического лицея. Книга 82. Ярославль, 1901. С. 1-20; Хлебников Н.И. Право и государство в их обоюдных отношениях. Варша- ва, 1874. С. 1-52. 8 Гаврилова Ю.А. Правовые ценности и смысл права // Рос- сийский журнал правовых исследований. 2015. № 3. С. 35-39. извне. Усиление отчуждения между человеком и правом, а также между обществом и правом де- лает невозможным правовой прогресс и пробле- матизирует прогресс социальный. Как следствие, основополагающие принципы права, включая принцип приоритета прав и свобод человека, а также принцип верховенства права, превраща- ются в «заманчивые» фикции. В качестве методологического обоснования значимости постановки вопроса о современной идее права и современных подходах к ее понима- нию необходимоуказать наоднуочевидную вещь, а именно на то, что бытие человека как субъекта права и своего рода homo juridicus требует хотя бы минимального (порогового) понимания пра- вовой реальности, включая понимание не только ее сущности, тенденций развития и логики функ- ционирования, но и самих действий и поступков субъектов права, совершаемых в ее рамках. Все это может быть отнесено к фундаментальным условиям возможности права и бытия человека в нем. В противном случае приходится констати- ровать указанное отчуждение человека от права, когда вряд ли возможно говорить о выполнении правом его социальных функций. В условиях глобализации, когда на фоне со- циальных, культурных и экономических про- цессов, с трудом поддающихся управлению, про- исходит усиление отчужденности человека в целом, актуализируется необходимость решения вопроса по преодолению отчуждения человека от права (а равным образом и права от челове- ка), которое, в свою очередь, приобретает но- вые, подчас необычные очертания. Сюда можно отнести, например, замысловатое переплетение международного и национального права, лави- нообразное формирование новых отраслей и ин- ститутов права, возникновение нетрадиционных прав и свобод человека, а также дигитализация, т.е. перемещение в цифровую среду, прав и сво- бод, которые являются вполне традиционными. Достаточно нетривиальными выглядят процессы усложнения системы форм/источников права: их былая субординация уступает место функци- ональной корреляции. Также можно упомянуть обозначившиеся проблемы правового регулиро- вания Интернета на национальном и междуна- родном уровне, правовое обеспечение иннова- ционного развития общества и т.д. Динамичное разрастание правовой материи сопровождается многочисленными моментами несбалансиро- ванности и фрагментации. С определенной до- лей метафоричности можно сказать, что право как бы «рассыпается» на отдельные фрагменты, утрачивает целостность. Это в целом затрудняет его функционирование и выполнение его социностью сохранения, поддержания и воспроизве- дения определенности права в качестве родовой формы социального бытия на уровне предельной абстракции - его идеи, являющейся, если следо- вать И. Канту, априорным понятием. Если говорить более детально, то размышле- ния об идее права не могут сегодня не быть погру- женными в контекст процессов в современном праве, на системном уровне связанных с такими характеристиками, свойственными его эмпирии, как фрагментация, прагматизация, инструмента- лизация, технизация и т.д. Подобная атрибутика явно свидетельствует о том, что право не только утрачивает такой компонент, как «великая идея», но и идею как таковую, задающую его идентич- ность в качестве родовой формы социального бытия. С позиции такой оценки, право, несмотря на все его усложнения и всю новизну конструк- ций, примитивизируется, перестает быть про- странством, вмещающим всю объемность цен- ностей и смыслов, составляющих объем челове- ческой духовности. Остаются одни только цели, да и то вырванные из контекста смысло-ценност- ного универсума. Впрочем, фрагментация права вследствие утраты духовных основ - это один из симптомов социокультурных трансформаций и следствие кризиса духовности, рефлексируемого в философии9. В данных условиях становится до- статочно проблематичным традиционное бази- рование права на мощных философских системах и учениях. Отсюда - сужение былого объема правообразования. Вполне понятно, что данные тренды в развитии права - отражение процес- сов, происходящих в обществе, в самом человеке и которые как бы «санкционируются» правом. Инструментализация и прагматизация пра- ва приводит к его восприятию в качестве сред- ства достижения личных, сугубо прагматических целей и интересов, а не в качестве важнейшего сегмента жизненного мира человека. Но инстру- ментализация и прагматизация - это еще и след- ствие сдвигов в антропологических основаниях права, ознаменованных выходом на поверхность личности человека, радикально самодостаточ- ной в своей данности. Отсутствие стремления к совершенствованию в горизонте представлений о высоком назначении человека приводит к свер- тыванию претензий права на такое воздействие на человека, которое бы возвышало последнего. Доминирование типа личности, довольной со- бой такой, какова она есть, говорит о снижении стандарта человеческой личности, что знаменует- ся антропологическим кризисом, понятым в том числе как деактуализация идей и идеалов систем- ного развития человека. В обществе с доминиро- ванием «одномерного человека» востребованным альной функции, что также приводит к утрате понимания того, что есть право. Думается, что все это находится в тесной связи с насущной потреб- 9 Шугуров М.В. Духовность и интенции свободного вы- бора: критически анализ современности // Знание. Пони- мание. Умение. 2016. № 1. С. 56-68. оказывается и сниженный стандарт понимания целей и назначения правового регулирования и воздействия. В этом контексте размышления об идее права, «шагающие» от действительного в на- правлении должного, становятся в определенном смысле излишними. Проанализированные про- цессы подрывают серьезность идеи верховенства права и реализации соответствующего принципа. В охарактеризованной ситуации философско-пра- вовые усилия по обоснованию идеи права можно рассматривать как борьбу за сохранение комплекс- ного, т.е. целостного характера правовой реально- сти, не сводимого к одной из своих форм - пози- тивному праву. Понимание права, его сущности, смысла и назначения, схватываемое в таком феномене правосознания, как идея, является условием воз- можности существования права и выполняемых им функций. Благодаря идее, более или менее четко отрефлексированной в качестве предель- но концентрированного представления, право как правовая реальность на всех его уровнях - нормах, правоотношениях, правовой жизни - становится узнаваемой реальностью, открытой для познания и преобразования, т.е. открытой для разумной и осмысленной деятельности. Вне осуществления данных условий - воспроизведе- ние кризиса правосознания, тесным образом со- прикасающегося с социальными деформациями. Данный вывод в очередной раз призван акцен- тировать бытие права в качестве открытой систе- мы, в том числе открытой для понимания. Тот же закон как форма и источник права может достичь целей своего установления только в случае акту- ализации в правосознании понимания того, что есть право как таковое. Преодоление отчуждения между человеком и правом, а равным образом между обществом и правом во имя реализации потенциала права в направлении наилучшего правового обеспече- ния социального прогресса, а с ним и индивиду- ального развития человека возможно только на основе достижения определенной меры понима- ния содержания и логики развития права, дости- гаемой в рамках энергичных рефлексивно-по- знавательных усилий. Ввиду существования дан- ной социальной потребности вполне объяснима современная увлеченность философско-право- вой проблематикой, которая, несмотря на пре- емственность, как бы заново рождается в новых исторических условиях бытия общества, права и человека. Это означает, что вопрос о том, как мыслить право, предполагает не только учет фак- тической стороны развития права, но и учет но- вых достижений в философии, философии права, юридической науке и других науках, причастных к изучению права. В качестве способа преодоления обнаружив- шихся затруднений в осмыслении права в историческом плане всегда выступала актуализация новых подходов к его пониманию, т.е. реализа- ция творческого потенциала правовой мысли, что позволяло наделять правовую реальность новыми смыслами, в результате чего последняя продвигалась к новым рубежам правового про- гресса. Иллюстрацией этого тезиса может стать указание на новый всплеск научно-юридических и философско-правовых исканий в ХХ в., при- ведшего не только к обновлению традиционных типов правопонимания (нормативизм и юсна- турализм) и укреплению их тяготения к опреде- ленному синтезу10, но и к возникновению новых подходов в понимании и объяснении права (си- нергетическое, феноменологическое, постмо- дернистское, герментевтическое, экзистенци- альное, коммуникативно-диалогическое). Конечно, нельзя сказать, что указанный всплеск философско-правовых идейных иска- ний напрямую индуцирован глобальными про- цессами, затронувшими право. Правовая мысль, в каких бы дисциплинарных формах она ни раз- вивалась, имеет высокую степень свободы и са- мостоятельности. Однако данная мысль никогда не была оторвана от тех процессов, которые про- исходят в правовой реальности, одним измере- ний которой она, будучи теоретическим уровнем правосознания, как раз и является. Поэтому сме- ло можно сказать, что те тектонические сдвиги в содержании и организации социальной, эко- номической, культурной жизни общества, свя- занные с процессами глобализации и непосред- ственно затрагивающие правовую реальность, создают новый предметный контекст развития правовой, в том числе философско-правовой мысли. В итоге идея права как своего рода наи- более общий и емкий его мыслеобраз в контексте глобализации права претерпевает определенную модификацию в направлении собственной гло- бализации, требующей системной рефлексии, которая возможна во всем своем объеме лишь на уровне философско-правовой мысли, вступаю- щей в пространство диалога в кроссграничном и междисциплинарном контексте. В качестве исходного пункта для обсуждения задач философии права на XXI в., к одной из наи- первейших из которых относится конституиро- вание релевантного концептуально-теоретиче- ских представлений об идее права, подчеркнем повышение актуальности и одновременно ответ- ственности философско-правового постижения сущности, смысла и предназначения права при- менительно к новым условиям функционирова- ния человека и общества. Из данной констата- ции следует признание обострения значимости вечного философского вопроса о том, что есть 10 См.: Оль П.А. Правопонимание: от плюрализму к двуе- динству. СПб.: Юридический Центр Пресс, 2005. право и каким оно должно быть. По сути, данный вопрос приобретает и вполне конкретно-истори- ческую модальность вопроса о том, какова идея права в XXI в. Применительно к XXI в. к важнейшей функ- ции философии права помимо ее позициони- рования в качестве «учения о правильном пра- ве», воздающего или не воздающего должное существующим параметрам правового бытия, по-прежнему относится интерпретация идеи права. Тем не менее в условиях XXI в. формиро- вание идеи права происходит в уникальных ус- ловиях, касающихся как развития права, так и развития собственно философии права, а также тех процессов, которые в ней происходят. При этом надо иметь в виду, что, как мы уже видели, актуализируются вопросы двоякого рода - это, во-первых, не только то, каково содержание со- временной идеи права и в чем оно заключается, но и, во-вторых, что из себя представляет идея права как правовое явление и какое место она занимает в системе других правовых явлений, а также - в чем ее значимость. Отсюда следует важность осмысления идеи права не только в он- тологическом, но и структурно-функциональном плане. Решение данных вопросов самым тесным образом связано с уточнением применительно к новым условиям понимания места и роли фило- софии права в постижении правовой реальности, а также с пониманием самой философией права своей повестки в XXI в. Идея права для XXI в., произрастая на новой почве политико-правовой и социокультурной проблематики в условиях глобализации, тесней- шим образом связана с углублением философии права в суть современных социокультурных и политических сдвигов, обладающих правовым измерением. Сюда можно отнести вопросы со- хранения и развития суверенитета государства, соотношения права и прав человека, соотноше- ния международного и национального права и т.д. В идейное пространство современного пра- ва входят такие идеи, как идея верховенства пра- ва, идея верховенства права в международных де- лах, идея приоритета прав человека и т.д. Нали- цо и рождение некоторых отличающихся повы- шенной дискуссионностью идей, например, так называемого глобального права, гетерогенного права, легитимности права и т.д. В этих условиях следует также говорить о необходимости более серьезного отношения к анализу воздействия на право глубинных национально-культурных и духовных пластов. В качестве одного из предмет- ных полей философии международного права выступает проблема фрагментации последнего, конкуренция права региональной интеграции и глобального права. В контексте происходящих социальных изме- нений и, как следствие, - изменений в материи и духе права, а также динамичного развития юри- дической науки, перед современной философией права стоит задача двоякого рода. Во-первых, это концептуализация феномена идеи права и раз- витие содержания соответствующей категории. Во-вторых, это парадигмальное обновление со- держательного наполнения идеи права как отме- ченного выше интегрального единства правовых идей. С учетом преемственности правового бы- тия мы бы воздержались от использования по- нятия «воссоздание/реконструкция идеи права», «создание принципиально новой идеи права». Надо понимать, что обновление предполагает дальнейшее развитие правовых идей, сочетаю- щее не только моменты преемственности, но и моменты качественной новизны, которые, ко- нечно же, могут находиться перед искушением радикальной новизны. Все это в конечном счете говорит о развитии правосознания, по крайнем мере, на его философско-правовом уровне. Выполнение философией права указанных задач предусматривает решение целой серии возникающих вопросов, например относительно предмета и функций философии права, ее дисци- плинарного статуса, единства философско-пра- вового знания и познания, т.е. единства фило- софско-правовых подходов и концепций, а также единства знания о праве в целом. Следовательно, актуализация проблематики идеи права в усло- виях усложнения и изменения конфигурации правового бытия в условиях глобализации самым непосредственным образом ведет к переосмыс- лению не только предмета философии права, но и ее дисциплинарного статуса, а также способов его философско-правовой концептуализации, в том числе на уровне философии права. Все это говорит о новой ситуации, в которой оказалась философия права, которая по-прежнему нужда- ется в консенсусе относительно своего предмет- ного поля и дисциплинарного статуса, в контек- сте которого только и возможна плодотворная выработка идеи права для XXI в. Безусловно, современная философия права как наиболее об- щий уровень правосознания, дабы не оставаться в процессе своих концептуальных построений от реальных процессов, происходящих в совре- менном праве, и для того, чтобы быть современ- ной, должна учитывать новые тренды правовой реальности. Но одновременно она должна при- нимать во внимание и особенности результатов собственного развития. Новые условия развития общества и права приводят к выдвижению новых требований не только к направлениям, способам и методам по- знания права на уровне юридических наук, но и требований по отношению к философско-право- вой рефлексии правовой реальности. Разумеется, данные требования не могут задаваться извне: они могут и должны формулироваться в качестве задач, предъявляемых юридической наукой и философией права к самим себе. Это означа- ет, что развитие права в условиях глобализации предполагает новый виток его юридико-научно- го и философско-правового осмысления. Однако последнему все же принадлежит особая роль вви- ду способности философии права усматривать наиболее проблемные и одновременно всеобщие пункты повестки развития права и, одновремен- но, правового развития общества и личности, а также пункты повестки своего собственного раз- вития. А они таковы, что в результате освоения философско-правовой мыслью новых предмет- ных областей мы являемся свидетелями выработ- ки новых подходов к изучению права и возник- новения новых концепций правовой реальности, которые можно в широком смысле рассматривать как современную идеологию права. В последней, по большему счету, находит свое системное кон- цептуальное выражение идея права XXI в. как предельный по своей фундаментальности образ права, элементы которого отражаются в тех или иных философско-правовых концепциях. Идея как образ права преломляется в уже су- ществующих и новых типах правопонимания, что говорит о пролиферации и плюрализации пред- ставлений права. Данные процессы не означают автоматического преодоление кризиса правосо- знания, поскольку могут привести лишь к запуты- ванию относительно того, что есть право вообще и современное право в частности. По сути говоря, история правовой и философско-правовой мысли наполнена примерами выдвижения и обоснова- ния оригинальных идей права и на их основе - разнообразных правовых идей, которые в той или иной степени оказывают воздействие на дей- ствующее право, т.е. имеют практико-преобразу- ющий, объяснительный, а не только герменевти- ческий потенциал. И современность - не исклю- чение. Поэтому, когда говорится о необходимости защиты идеи права или что борьба за право - это борьба за идею права, от исхода которой зависят контуры самого права, возникает вопрос о том, а возможна ли одна-единственная, истинная идея права, которую надо отстаивать и защищать от искажений? Надо отметить, что презумпция по- добного рода идеи (идеи идеального права) - фундаментальное правовое верование, которое мотивирует энергетику постижения права и прак- тического следования ему. Без веры в подобно- го рода идею, что приводит к потере последней, правосознание разлагается и рассыпается, а с ним в ситуацию турбулентности попадает и действую- щее право, в лице своих субъектов забывающего о своей идее. По всей видимости, именно перед современ- ной философией права встает вопрос о природе и характере единства идейного поля права и его со- держания. Данный вопрос имеет не только методологический, но и праксеологический характер, ибо как можно говорить об укреплении доверия к праву, повышении уровня его легитимности, если его идейное поле рассыпалось на множе- ство идейных концептов, представляющих собой конкурирующие интерпретации идеи права. До- верие к праву может также ослабевать и по при- чине содержательного наполнения данных идей, оцениваемого, например, в качестве искажения и деформации. Например, если увлеченно созда- вать метаобраз права как продукта силы и расче- та, создаваемого борьбой слепых страстей, рав- нодушных к нравственным началам, то это будет противоречить интуициям «правильного пра- ва», коррелирующих уверенности и убежденно- сти в идеальной (нравственной) сущности права. Однако одновременно мы не должны забывать о конкретно-историческом состоянии морального и правового сознания, от которого исходит со- циальный заказ на ту или иную интерпретацию идеи права, которые не всегда нацелены на со- действие нравственному прогрессу. Выше уже говорилось об особенностях позна- ния идеи права как идеального среза правовой реальности, уяснение которого - необходимый фактор функционирования права и функциони- рования в праве. Но необходимо учитывать, что идея права познается в контексте познания всей правовой реальности в целом. Однако одновре- менный анализ спектра всех граней права в рам- ках одного познавательного порыва вряд ли воз- можен. Поэтому все идеи как метаобразы права, продуцируемые в рамках того или иного концеп- туально-теоретического направления, или типа правопонимания - основного или неосновного, изначально относительны и не могут претендо- вать на исчерпывающую полноту. Все это подво- дит к вопросу о том, как совместить плюрализм концептуализацией (версий) идеи права с самой идеей права, которая в них отображается и кото- рая при этом как идеально-онтологический срез правовой реальности должна быть едина. О пра- ве как родовой форме социального бытия можно говорить лишь в случае его единства, в том числе определяемого его идеей. В свете сказанного, на наш взгляд, предпри- нимаемые попытки по интеграции типов право- понимания исходят из ответственного подхода к единству идейного поля права. Вместе с тем ин- теграционизм не означает стремления поставить точку в постижении права и его идеи, что невоз- можно в силу незавершенности самой правовой реальности. Однако мы не стали бы говорить о принципиальной неопределенности последней. В противном случае нельзя бы было говорить о пра- ве как одной из родовых форм социального бытия. Каждое направление теоретического по- знания права, исследуя те или иные аспекты (идеалы, нормы, правосознание и т.д.), так или иначе соприкасается со всем объемом право- вой реальности, больший массив которой все же ускользает из его фокуса внимания, но входит в предметное поле другого направления. Поэтому конфликт интерпретаций права и его идеи из- начально представляет собой некое недоразуме- ние, которое может рассеяться на пути перехода к диалогу и поиску точек соприкосновения и со- вместимости (хотя здесь также возникает масса новых вопросов о принципах и условиях такого диалога). Как отмечают современные авторы, не- обходимо перейти к синтезу знаний и интегра- ции отдельных частей исследуемого правового мира, что могло бы стать основанием идеи общей системы права, включающей официально при- знаваемое, реальное позитивное право, объек- тивное и субъективное естественное право11. Это не означает, повторимся еще раз, формирования одной концепции и забвение разнообразия: та- кова уж судьба права - постигаться в форме ге- терогенного поля наиболее общих идей, далее конкретизируемых в конкретных правовых идеях и концепциях. Поэтому здесь очень важным является кон- ституирование некоего общего фокуса, в кото- ром, как в конце коридора, созерцается создавае- мая общими усилиями идея права, которая толь- ко и позволяет познать и осмыслить динамично развивающуюся правовую реальность. При этом, еще раз напомним, идея права является не только условием его понимания (осмысления) и позна- ния, но и условием его формирования, существо- вания и преобразования. Это триединство на- кладывает дополнительную ответственность на философско-правовую концептуализацию рас- сматриваемого феномена. При опоре на дости- жения других наук, изучающих право, особенно юридической науки и в ее рамках - общей тео- рии права, и, что надо особо заметить - при ак- тивном взаимодействии с ними, философия пра- ва с полным правом претендует на особую роль в процессе поставки и решения вопроса о Идее права для XXI в. И не только о ее содержательных аспектах, но и относительно гносеологических и методологических условий ее формирования. Все это еще раз говорит о том, что без философии права невозможно осмыслить право, динамику его развития, а также тенденции развития право- сознания в усложняющемся мире. В процессе обсуждения проблем осмысления идеи права на XXI в. необходимо учитывать, что реализация творческого потенциала правовой мысли возможна только в пространстве диалога наук, изучающих право. Данное видение не по- зволяет говорить о перемещении философско- правовой проблематики исключительно в сферу 11 Баранов В.М., Денисов С.А. Об интегративности идеи в философии права // Философия права. 2011. № 2. С. 96. юридической науки. Именно акцентирование междисциплинарного подхода позволяет придать импульс для развертывания смыслообразования права в контексте культуры, морали, религии. Это объясняется тем, что идея права возникает на уровне различных форм общественного сознания, которые пересекаются в правосознании. Однако вполне понятно, что исчерпывающая концептуа- лизация данной идеи возможна только на фило- софско-правовом уровне правосознания. Философия права как концептуализирован- ное правосознание является междисциплинар- ным направлением, в котором встречаются два основных потока - философская мысль, лока- лизующаяся в пространстве размышления над правом как конкретной формы социального и ду- ховного бытия человека, и юридическая мысль, восходящая к обобщающим размышлениям о со- держании права. Это приводит к тому, что наи- большее распространение среди форм существо- вания и конституирования философии права (философия права как часть философии, как са- мостоятельная юридическая наука, как состав- ная часть теории права) получает именно только что указанная форма. Есть ли примеры? Их более чем достаточно. Например, заметным является совместное обсуждение философско-правовой проблематики теоретиками и философами. В итоге философия права конституируется не как собственно философствование по пово- ду права (не всегда юридического), а в качестве междисциплинарного направления как плода совместных усилий, как время и пространство диалога, в котором помимо собственных дисци- плинарных подходов стороны придерживаются консенсуально согласованной точки зрения. При этом встреча двух «потоков сознания» происхо- дит в ситуации их содержательной переконфигу- рации. Мы имеем в виду, например, стремление теории права выйти из предметного поля тео- рии национального права и стать именно общей теорией права через включение проблематики соотношения национального и международно- го права. Не малозначительным явлением стало появление упомянутого выше нового направле- ния - правовой глобалистики, выходящей на из- учение образа права в связи с непосредственной интегрированностью правового развития и новых реалий динамично развивающегося социума. Трудно представить, чтобы возможность удовлетворения потребности в обновлении со- держания идеи права сегодня могла бы быть свя- зана с всплеском оригинальных мыслительных ходов в рамках какой-то одной науки, изучающей право. Другими словами, масштабность задачи постижения и, как следствие, достижение пони- мания права, динамично трансформирующегося в условиях глобализационных сдвигов, предпо- лагает обновленный рисунок взаимодействия наук, изучающих право. Только новое системное взаимодействие последних способно привести к новым результатам, а именно - к выработке обновленного образа права, причем не только образа теоретического, познавательного, но и ценностного. Последнее замечание означает, что в современных условиях как бы заново должно разворачиваться обоснование права как обще- ственного блага, являющегося в том числе сред- ством для удовлетворения других благ. В свете ранее высказанных взглядов о необ- ходимости нового вектора развития взаимодей- ствия наук, изучающих право, можно отметить необходимость более продуктивного взаимо- действия по согласованию тех или иных кон- цепций, что не означает формирование единого концептуального гомогенного комплекса. На- против, плюрализм должен быть сохранен, но с учетом новых проблем осмысления правовой ре- альности необходим новый образ данного плю- рализма - он должен быть не дивергентным, а конвергентным, т.е. не радикальным, а консенсу- альным, т.е. плюрализмом, характеризуемым не- кими моментами «сродности» выдвигаемых кон- цептуальных версий права. Это может говорить в пользу повышения ответственности не только за формулируемое содержание идеи права, но, как следствие, за сам характер осуществления внутри- и междисциплинарного диалога в про- странстве исследований правовой реальности. В конечном счете в структурно-функциональном плане идея права не является гомогенной: это, по сути, солидный комплекс идей, возникших в лоне различных типов правопонимания и/или в местах их пересечения и совпадения. Идеи права, выработанные в тех или иных ти- пах правопонимания, представляют собой резуль- таты постижения права на основе различных фило- софских и методологических подходов. Имеющий- ся плюрализм - плод свободы правовой мысли, которая сталкивается с решением проблемы един- ства знаний о праве, в том числе представленных в виде идей как форм теоретического постижения реальности. Решение данной проблемы - это, без- условно, одно из востребованных направлений фи- лософско-правовой рефлексии, которая призвана задуматься, в том числе о единстве научных и нена- учных, например, художественных представлений о праве. Исходя из этого, мы не можем сказать, что при рассмотрении данных вопросов право, особен- но такая его часть, как «действующее право», ото- двигается на второй план, напротив, происходит «оттачивание» способов его понимания посред- ством идеи права. Возникновение повышенного интереса к идее права как предмету философско-правовой рефдинамике правосознания, в том числе юридико-на- учного. Но здесь не обойтись без внесения уточня- ющего момента. При рассмотрении идеи права как пространства работы философии права возникает вопрос - об идее какого права идет, собственно, речь. Дабы идея права не стала некой необычной идейно-концептуальной композицией, она требует своей конкретизации. Разумеется, трудно предста- вить, что данная идея была бы безотносительна к формам, в которых существует право, и к системам, в которые «собирается» все многообразие право- вых явлений. Так, в первом случае размышления об идее права должны предпосылаться вопросами о том, о какой идее идет речь - идее позитивного, судейского, доктринального (права ученых-юри- стов) или обычного права? Во втором речь идет о конкретизации идеи права к национальному, международному и наднациональному праву, по- скольку хорошо известно, что, например, между- народное право как особый вид правовой системы выстраивается на основе собственной идеи, на поиски и обоснование которой потребовалось не одно столетие12. Вполне понятно, данные вопросы уточняющего характера наиболее «коварны» для, казалось бы, благородной затеи четко сформули- ровать идею права как некое руководство не только для его понимания, но и для его развития. В условиях глобализации, привносящей новые моменты в развитие правового способа регулирования общественных процессов и от- ношений, становятся еще более актуальными та- кие аспекты идеи права, понимаемой в качестве интегрального идейно-концептуального обра- зования, как соотношение компонентов нацио- нального и общецивилизационного. На фоне из- менений в способах правообразования и новых интенций в предназначении права одной из за- метных тенденций стали процессы унификации и гармонизации национального права на основе международно-правовых стандартов. Становятся заметными тренды транснационализации права и уменьшения его государственной и националь- ной идентичности. Национальное право начина- ет дублировать согласованные на международном уровне международно-правовые подходы к регу- лированию тех или иных общественных отноше- ний. В результате складывается идея глобального права или, по крайней мере, глобального право- вого пространства как результата активности го- сударств на многосторонней основе. Тем не менее национальное право не исчезает. На этой основе появляются все условия для проведения сравне- ний идей национального права в контексте воз- никающего глобального правового пространства. Разработка идей национального права актуальна по той причине, что усиливается тяготение к релексии вполне может быть расценено как признак эволюционной динамики как самого предмета фи- лософии права, так и ее функций, не говоря уже о 12 См.: Волкова С.В., Глухарева Л.И., Долгополова Т.А. Идея международного права в истории политических и правовых учений. СПб.: Астерион, 2011. цепциям, которые могут быть достаточно эклек- тичными и подрывающим стройную архитектуру национально-правового порядка. Соотношение национальных идей права, а также их соотношение с общецивилизационной метаидеей права - до- статочно интересный вектор философско-право- вых исследований. При этом ее познание и одно- временно конституирование также может быть от- несено к одной из задач современной философии права, вероятно, наиболее сложной. В заключение надо отметить, что идея не есть нечто извне положенное праву, она - его ком- понент, и причем достаточно активный, сравни- мый с так называемой волей государства или «во- лей государственно организованного общества». Одновременно вряд ли стоит говорить о том, что идея права стоит на службе своего времени и те- кущих интересов правового развития: она всегда идет несколько впереди своего времени. В ней есть то, что можно отнести к горизонту правово- го развития. Наконец, в ней есть доля критично- сти, необходимая для корректировки развития права, на которое возложена ответственная мис- сия в условиях глобализации XXI в.
×

Об авторах

М В Шугуров

Саратовская государственная юридическая академия

Email: shugurovs@mail.ru

Список литературы

  1. Баранов В.М., Денисов С.А. Об интегративности идеи в философии права // Философия права. 2011. № 2. С. 96-101.
  2. Гаврилова Ю.А. Правовые ценности и смысл права // Российский журнал правовых исследований. 2015. № 3. С. 35-39.
  3. Кашкин С.Ю., Калиниченко П.А. Глобализация господства права: влияние на Россию и страны Европейского союза // Век глобализации. 2008. № 1. С. 98-108.
  4. Клименко А.И. Основные правовые ценности, идеи и концепты в содержании современной правовой идеологии // Закон и право. 2015. С. 35- 41.
  5. Краснов А.С. Проблема содержания идеи современного российского права // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. Т. 152. № 1. С. 94-99.
  6. Максимов С.И. Проблемы права и справедливости в условиях глобализации: XXII Всемирный конгресс по философии права и социальной философии // Правоведение. 2007. №1. С. 237-245.
  7. Оль П.А. Правопонимание: от плюрализму к двуединству. СПб.: Юридический Центр Пресс, 2005. 243 с.
  8. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. Ч. 1. Петроград, 1917. 108 с.
  9. Поляков А.В. Верховенство права, глобализация и проблемы модернизации философии и теории права // Правоведение. 2013. № 4. С. 18-30.
  10. Таймасханов У.Ш. Правовой идеал и правовая идея в контексте правообразования, правореализации и толкования права // Философия права. 2014. № 2. С. 116-120.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Эко-Вектор, 2016

Ссылка на описание лицензии: https://eco-vector.com/en/for_authors.php#07

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах