Трансформация механизмов функционирования правоохранительных органов в условиях цифровизации

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Настоящая статья посвящена исследованию проблем взаимодействия правоохранительных органов в сфере противодействия современным угрозам безопасности. Обосновывается необходимость создания механизма солидарного функционирования силовых и обеспечительных элементов правоохранительной системы через призму основных тенденций правоохранительной политики, позволяющих сделать выводы о том, как особенности данного процесса сказываются на качестве правоохранительной деятельности. При этом влияние особенностей правоприменительного механизма связано с минимизацией его издержек на эффективность деятельности силовых структур за счет обеспечительных средств.

Отмечается, что современный этап развития общества характеризуется трансформацией многих правоотношений, в том числе и правоохранительных. Однако использование информационных технологий террористами вызывает, пожалуй, больше всего вопросов, для разрешения которых предложены формы взаимодействия правоохранительных органов, обеспечивающие интеграцию их деятельности.

Так, на примере проблемы противодействия телефонному терроризму с использованием современных технических достижений показано значение интегрированного взаимодействия подразделений правоохранительной системы, которую автор рассматривает в качестве инструмента повышения эффективности правоохранительной деятельности. Обращается внимание на то, что объективно существующие потребности интеграции действий государств в пресечении, предотвращении и наказании такого рода преступлений обуславливают активизацию международного сотрудничества в обозначенной сфере.

Особое внимание обращено к Калининградской области из-за ее автономности и уязвимости в связи с удаленностью от основной территории страны и ее окружения государствами, которые представляют потенциальную угрозу для обеспечения безопасности Российской Федерации. Автором сформулированы выводы по результатам проведенного исследования.

 

Полный текст

Обеспечение безопасности и целостности Российской Федерации в современных условиях продиктовано в большей степени общемировыми тенденциями и геополитическими процессами, а также общественными трансформациями, которые в совокупности представляют собой те вызовы правопорядку, на которые Российская Федерация не может не реагировать.

На сегодняшний день правоохранительная система Российской Федерации функционирует в особом историческом срезе, в условиях действия политических санкций и террористических угроз. В данных условиях в теоретическом плане не проработаны некоторые вопросы, связанные с организацией правоохранительной деятельности.

В такой непростой ситуации возрастает необходимость создания механизма солидарного функционирования элементов правоохранительной системы. Практическая потребность развития данного механизма подтверждается проведенной в 2016 г. реформой правоохранительных органов, в ходе которой пока не получили достаточной правовой регламентации вопросы цифрового и интегрированного взаимодействия между правоохранительными органами, не решены многие организационные проблемы межведомственной передачи информации и пользования ею.

В этой связи обращают на себя внимание события, произошедшие на Хованском кладбище в г. Москве 14 мая 2016 г. «Между уроженцами Закавказья и стран Средней Азии произошла массовая драка, в которой приняли участие около двухсот человек, вооруженных палками, кусками арматуры и травматическими пистолетами. В результате погибли три человека и более тридцати получили телесные повреждения различной тяжести»[1].

Данная ситуация возникла из-за нерешенных вопросов организационного характера, которые возникли после создания Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и вывода из состава МВД России подразделений сил специального назначения ОМОН и СОБР, АОСН, ЦСН, ВО, которые в сложившейся обстановке не смогли вовремя среагировать на совершаемые правонарушения в следствие неналаженного механизма взаимодействия между правоохранительными структурами, связанного с соподчинением.

Отметим, что сущность правоохранительной системы в современных условиях определяется, прежде всего, теми объективными социальными условиями, в которых она формируется и развивается. При этом эффективное функционирование указанной системы заключается в упорядочении деятельности всей совокупности служб и подразделений правоохранительной системы Российской Федерации по реализации возложенных на нее задач в борьбе с современными угрозами.

Обеспечение интегрированного взаимодействия правоохранительных органов с учетом возможного продолжения реформ в ближайшей перспективе потребует разработки стратегически нового концептуального подхода.

Ключевая роль в этом процессе отводится силовым подразделениям правоохранительной системы, в качестве основополагающих принципов деятельности которых выступает защита человека, а также адекватность и соразмерность использования сил сотрудниками указанных органов в складывающейся обстановке.

Солидарное функционирование элементов правоохранительной системы рассматривается как вариант правоохранительной кооперации, которая может повысить эффективность деятельности правоохранительных органов, в особенности в «оторванных» эксклавных субъектах Российской Федерации.

Создание такого механизма и обеспечение его деятельности должно основываться на объединении усилий нескольких правоохранительных органов «силовых» и «обеспечительных» в субъекте (например, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации) вокруг одного координирующего (например, Национальный антитеррористический комитет). В этом случае каждый правоохранительный орган данной модели обеспечивает выполнение профильных заданий в полном объеме.

Таким образом, механизм солидарного функционирования правоохранительных органов призван эффективно распределять ресурсы при решении общей задачи, опираться на инициативу каждого участника и осуществлять прямой контакт между заинтересованными участниками.

В подтверждение этого следует отметить, что с сентября 2017 г. по многим российским городам от Владивостока до Калининграда прокатилась волна сообщений со стороны неизвестных лиц, находящихся за пределами Российской Федерации, о заминированных общественных и социальных объектах, в числе которых административные здания, суды, аэропорты, вокзалы, образовательные учреждения и торговые центры, общежития.

«Такие акты “телефонного терроризма” преследуют единственную цель — вызвать у населения и специальных служб “усталость” в преддверии реальных террористических атак, посеять в обществе страх, панику, дестабилизировать общественный порядок, нанести серьезный экономический вред, парализовать нормальное функционирование органов государственной власти»[2].

Новая волна «телефонного терроризма» была отмечена в январе 2019 г. от Сибири до Урала, достигнув Москвы. Всего из объектов, в которых якобы были заложены бомбы, эвакуировали более 50 тысяч человек, а материальный ущерб составил десятки миллионов рублей[3]. В Москве эта волна повторилась в начале июня 2019 г. — где только за один день 5 июня в правоохранительные органы поступила информация о минировании более 50 объектов с массовым пребыванием людей.

Сложность расследования данного вида преступлений заключается в латентности звонивших личностей, поскольку они активно пользовались телефонными анонимайзерами (например, VPN), затрудняющими их идентификацию в силу невозможности определить, из какой страны действительно был совершен звонок. Также если звонившее лицо установлено за границей, то исполнение международных поручений может длиться полтора-два года, в то время, когда истекает срок исковой давности за преступления небольшой тяжести. К тому же если это лицо является иностранцем, то уголовное дело отправляется в страну постоянного его проживания при наличии принципа двойной инкриминации.

Нынешняя информационно-коммуникационная отрасль в еще большей степени завуалировала образ телефонного террориста, так как в распоряжение преступников попал самый широкий арсенал технических средств анонимизации: программы-синтезаторы для изменения голоса, разветвленные сервисы электронной почты, IP-телефония и телефонные анонимайзеры. Эти технические новинки значительно усложнили оперативную работу правоохранительных органов по поиску телефонных и почтовых террористов, так как сам акт создания анонимного послания стало гораздо труднее привязывать к какому-либо конкретному лицу.

Отметим, что лжетеррористы иногда меняют тактику, от звонков с угрозами переходят к рассылке электронных писем, отправителей в таком случае найти еще сложнее. На адреса электронной почты отделов полиции и других подразделений МВД РФ поступают сообщения о минировании торговых, административных зданий и других объектов.

Обратим внимание на такой эксклавный субъект Российской Федерации, как Калининградская область. Особенность заключается в том, что преступникам легче купить и использовать иностранную сим-карту за границей. При том что механизм международного сотрудничества по данным вопросам не урегулирован. В настоящее время фактически отсутствует механизм трансграничного расследования, например, кибертерроризма и прочих преступлений, а противодействие им на уровне национальных законов осложняется тем, что зачастую организаторы атаки, а также серверы, на которых расположено вредоносное программное обеспечение, находятся в разных странах. Следовательно, необходимо расширить возможности Интерпола по выяснению обстоятельств приобретения и дальнейшего использования сим-карт.

В связи с тем, что применение цифровых технологий открывает широкие перспективы для борьбы с преступностью, введение российского сегмента интернета — Рунет поможет закрыть преступные браузеры, с использованием которых готовятся преступления.

В данном контексте интересен опыт Китая, где фильтруются веб-страницы по ключевым словам, связанным с государственной безопасностью, а также по «черному списку» адресов сайтов, частично блокируются и многие другие популярные ресурсы (Telegram, WatsApp).

Заметим, что необходимым условием эффективности механизма солидарного функционирования правоохранительной системы является совместное использование правоохранительными органами баз данных цифровой информации о преступных сообществах и преступных сетях. В этой связи правильно было бы определить в качестве перспективного направления формирование единого международного антитеррористического информационного банка[4]. Такой банк данных можно было бы объединить с международным информационным банком данных ГИАЦ МВД России на основе имеющейся информации.

При этом международно-правовое сотрудничество в области противодействия современным угрозам безопасности должно ориентироваться на преодоление двойных стандартов в подходах зарубежных партнеров к уголовному преследованию террористов, на адекватное использование имеющихся международных правовых инструментов.

В связи с тем, что применение цифровых технологий открывает широкие возможности для преступников, механизм солидарного функционирования правоохранительных органов тоже должен измениться. Для противодействия наиболее опасным проявлениям современной преступности в правоохранительной деятельности необходимо исследовать и развивать цифровые механизмы координации их совместной деятельности.

В связи с этим представляется целесообразным изучить внедрение технологии блокчейн[5] в деятельность силовых подразделений правоохранительных органов, серверы которых функционально призваны становиться все более взаимосвязанными и взаимозависимыми. Использование данной технологии может способствовать повышению эффективности правоприменения, поскольку благодаря ей информация не может быть потеряна, заблокирована или кем-то исправлена, что не могут гарантировать облачные технологии.

Использование данной технологии, благодаря унифицированному технологическому оборудованию, программному обеспечению и современным каналам связи, позволит сотруднику правоохранительных органов, используя интегрированный банк данных, получать сведения из имеющихся информационных баз всех органов внутренних дел России по одному запросу, а также фиксировать определенную оперативную информацию. Такой доступ к необходимой информации положительным образом скажется на результативности раскрываемости преступлений и сохранности содержащейся в банке данных информации.

При этом не важно, какой будет информация (перевод денежных средств, пост в социальной сети, запись в реестре недвижимости, правоприменительные акты по поводу производства отдельных следственных действий).

В заключение следует обратить внимание на то, что технические достижения «идут» вперед, а методы функционирования правоохранительной системы зачастую остаются на прежнем уровне и не соответствуют современным правоохранительным потребностям. Это обуславливает необходимость дальнейшей цифровизации механизма взаимодействия элементов правоохранительной системы.

Примечания:

[1]Хованское побоище: развитие событий, версии и последствия массовой драки на кладбище // URL: https: //tass.ru/proisshestviya/3284293 (дата обращения: 14.05.2018).

[2] Массовая эвакуация в Калининграде-2017 // URL: https: //www.newkaliningrad.ru/news/briefs/incidents/15614783-v-kaliningrade-v-sredu-postupilo-35-soobshcheniy-o-zalozhennykh-bombakh.html (дата обращения: 03.11.2018).

[3] Телефонные террористы дестабилизируют Сибирь // URL: https://tsargrad.tv/articles/telefonnye-terroristy-destabilizirujut-sibir_181240 (дата обращения: 30.01.2017).

[4] В банке данных ФСБ есть информация о 40 тысячах лиц, причастных к терроризму // URL: https://ria.ru/20180404/1517887579.html (дата обращения: 10.04.2018).

[5] Алексеев Н. Блокчейн — без посредников // URL: https:// secretmag.ru/trends/scenarios/ Blokchein -mir-bez-posrednikov.htm (дата обращения: 12.02.2018); Кудрин А. Россия нуждается в десятках тысяч блокчейн-специалистов // URL: https://forklog.com/kudrin-rossiya-nuzhdaetsya-v-desyatkah-tysyach-blokchejn-spetsialistov. (дата обращения: 20.03.2018); Nicola Webber. University of Melbourne to issue recipient -owned blockchain records. Department: Media // URL: http: // newsroom. melbourne. edu/news /university — melbourneissue — recipient -owned- blockchain-records?_ga = 2.100100759.802664920.1507651467 — 1328473086. 1507651452 (дата обращения: 20.01.2018).

×

Об авторах

Евгения Николаевна Прохорова

Санкт-Петербургский университет МВД России, Калининградский филиал

Автор, ответственный за переписку.
Email: tyurina39@mail.ru

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры общеправовых дисциплин

Россия, Калининград

Список литературы

  1. Абубекерова Д. А. Система органов обеспечения безопасности в Российской Федерации // Национальная безопасность в современной России: стратегия противодействия экстремизму и терроризму и перспективы преодоления глобальных проблем: материалы Всерос. науч. конф. / редкол.: Н. А. Подольный, Ю. В. Бурова. Саранск: 2016. Т. 1. 340 с.
  2. Братко А. Г. Правоохранительная система. Вопросы теории. М., 1991. 208 с.
  3. Винокуров Е. Ю. Теория анклавов. Калининград: TerraBaltica, 2007. 342 с.
  4. Гавриленко А. А. Система правоохранительных органов: понятие и элементы // Актуальные проблемы правотворчества и правоприменительной деятельности. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2009. С. 191–196.
  5. Грачев С. И. Контртерроризм: организационные, правовые, финансовые аспекты и вопросы профилактики. Учеб. пос. под ред. О. А. Колобова. Нижний Новгород: ФМО/ИСИ ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2010. 166 с.
  6. Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы: монография. М., 2000. С. 8.
  7. Дамаскин О. В. Актуальные вопросы организации противодействия терроризму // Вестник военного права. № 1. 2016. С. 67–76.
  8. Котенко И. В., Юсупов Р. М. Информационные технологии для борьбы с терроризмом // Защита информации INCIDE. 2009. № 2. С. 74–79.
  9. Победенный М. Г. Особенности геополитического положения Калининградской области и проявляемые угрозы пограничной безопасности Российской Федерации // Сборник научных статей. Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России. № 9. С. 27.
  10. Шувалов И. И., Хабриева Т. Я., Фэн Цзинжу и др. Киберпространство БРИКС: правовое измерение: монография. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2017. 336 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Эко-Вектор, 2019

Ссылка на описание лицензии: https://eco-vector.com/en/for_authors.php#07

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС77-76621 от 06.09.2019