Epistemological substantiation of crime determinism

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

In the context of aggravation of social processes in the country and the growth of crime, this article substantiates the study of the causes of crime as a landmark and popular research process, in relation to existing changes in society. Currently, the study of the causes of crime despite the numerous studies on this topic is still in demand and relevant. Changing the types of criminal groups, methods of criminal behavior, socio-economic conditions entails a constant need to improve the theoretical basis of the fight against crime, one of the main places in which, of course, plays criminology. The authors investigate the causes and factors contributing to the emergence and spread of crime, analyze different approaches to the classification of the causes of crime. It is emphasized that studying the causes of crime, we always focus on cause-and-effect relationships. But to absolutize it in any case it is impossible. This can lead to the isolation of individual phenomena, to the separation from their relations with other phenomena. It is proved that in the study of crime it is necessary to take into account both its causes and conditions, which together are denoted by the term “determination of crime”. The authors come to the conclusion that “determination” plays a fundamental role in philosophical knowledge of the world. It means that all real processes (both natural and social) arise and develop naturally, because they are caused by certain reasons. If there is a phenomenon that has led to another phenomenon, the first is called a cause and the second is a consequence. The reasons are not any, but quite certain, the corresponding consequences.

Full Text

Проблема причин преступности важнейшая в криминологии. В сегодняшнее время она является более актуальной, чем когда-либо ранее. Это прежде всего потому, что возросла потребность населения в защите от преступности, необходимости выявления и устранения ее новых причин и условий, недопущения совершения новых преступлений.

Так называемая «вечная» проблема человечества и в настоящее время не находит окончательного решения, постоянно вызывая множество толкований. Одновременно допускается и некоторая подмена понятий. Следствием чего являются, с одной стороны — самые пространные толкования о причинах преступности и с другой — искусственное сужение рамок определенного научного поиска.

Поэтому, приступая к анализу действительно одного из наиболее центральных вопросов криминологии, следует заметить, что система данного криминологического знания охватывает не только собственно причины в их философском понимании и переведенном на криминологический язык. Для создания систематизированного познания причин преступности нужно учитывать, что они прямо связаны с действием весьма широкого спектра предопределяющих и стимулирующих причины преступности условий, факторов, обстоятельств и т.п.

При изучении причин преступности необходимо в первую очередь учитывать, что преступность представляет собой явление, уводящее нас корнями в прошлое. Сегодня причины преступности видоизменяются на различных этапах, получают новую окраску по сравнению с прошлым, обладают особенностями, характерными для современного периода. Отсюда и важность непрерывного, постоянного изучения преступности и ее детерминант. Необходимость такого осмысления с учетом социальных позиций, внутренних и внешних противоречий преступности продиктованы жизнью.

Изучая причины преступности, мы всегда акцентируем свое внимание на причинно-следственных связях. Но абсолютизировать это ни в коем случае нельзя. Это может привести к изоляции отдельных явлений, к отчленению их от взаимосвязей с другими явлениями.

Поэтому при изучении данного вопроса не следует видеть только одну связь — связь между причиной и условием. Причина и следствие в таких случаях выступают в единстве, взаимно дополняя друг друга, иногда даже не различаясь между собой. Следовательно, изучая причины преступности, нужно иметь в виду и их следствия, т.е. саму причину.

«Причинами преступности в широком смысле этого слова можно считать все те обстоятельства, без которых она не могла бы возникнуть и не может существовать. Но не все эти обстоятельства играют активную роль… Причинами преступности являются (как и вообще причиной) те активные силы, которые своим действием порождают ее существование. Причины конкретного преступления — это, таким образом, те активные силы, которые вызывают у субъектов интересы и мотивы для его совершения»1. В свою очередь, «все побудительные силы, вызывающие действия человека, неизбежно должны пройти через его голову, должны превратиться в побуждения его воли»2.

В криминологии причинная связь характеризуется несколькими признаками, в совокупности присущими только этому виду взаимосвязи явлений. «Будучи разновидностью закономерной связи, причинность обладает такими чертами как всеобщность, необратимость, пространственная и временная непрерывность»3.

Причинность в криминологии, рассматриваемая в широком смысле слова, включает следующие понятия: причина, следствие (результат), связь между причиной и следствием (условием и причиной, условием и следствием), обратная связь между следствием и причинами (условиями)4. Из этого видно, что речь идет об общих связях. Для криминологии анализ таких связей имеет значительное теоретическое и практическое значение. Именно они и характеризуют преступность.

На выявление содержания анализируемых взаимосвязей указывал академик В. Н. Кудрявцев путем раскрытия «…механизма их взаимодействия. Понятно, что эту задачу можно выполнить, лишь изучая предмет по существу, с использованием всех необходимых данных конкретных исследований»5.

Но здесь имеется еще одно обстоятельство, которое нужно учитывать. Для более существенного изучения этого явления с учетом названных связей предполагается исследование не только причин роста данного явления, но и причин его спада. Рекомендуется соотносить друг с другом одни и другие причины. Это дает возможность достаточно полно проанализировать общие связи преступности и действительно разобраться в причинности.

В то же время и на индивидуальном уровне, изучая причины и условия совершения конкретного преступления, мы одновременно исследуем и причины того, почему преступления не совершаются. Такой подход нужен на уровне явления. В противном случае при изучении преступности как явления не представляется возможным увидеть, во-первых, гносеологию этого явления, во-вторых, качественные особенности его причин. В конечном счете, причины преступности как явления будут описательными, не разъясняющими сути дела и вопроса о том, почему уровень преступности снижается или наоборот повышается.

При исследовании причинно-следственных связей нельзя обойти стороной такие понятия как «фактор», «обстоятельство» и «ситуация».

Понятие «фактор» означает лишь то, что соответствующее явление имеет определенное значение, оказывает влияние на ход или результаты какого-то процесса. Такое понятие не может разъяснить, каково значение фактора, в чем состоит его влияние. Таким образом, в процессе исследования это понятие используется для первоначальной ориентированности в кругу явлений и процессов, взаимосвязанных между собой. В дальнейшем уже раскрывается взаимодействие выявленных факторов, осуществляется переход к изучению функциональных, а затем и причинных зависимостей между ними. Это и дает возможность установить значение фактора и степень его влияния.

Применительно к криминологическим исследованиям выделяют такие факторы как рождаемость, изменения половозрастной структуры населения, занятость женщин в общественном производстве, миграция, урбанизация и многие др. Целесообразно говорить о целом комплексе факторов. Не зря в последнее время в научный обиход вошло такое понятие как факторный комплекс преступности.

Все факторы в криминологии обычно делят на криминогенные и антикриминогенные. Криминогенные факторы сами по себе не порождают преступность. Их воздействие, а иногда и влияние последствий их развития выражается в том, что они объективно способствуют преступности, облегчают ее существование. Это происходит наряду с действием антикриминогенных факторов, объективно способствующих снижению преступности.

Совокупность факторов есть своеобразный фон общественного развития, на котором происходят изменения преступности. Это можно назвать исходным измерением, являющимся основой криминологических обследований, обеспечивающих познание преступности на фоне происходящих изменений общественной жизни и общественного развития.

Понятие «обстоятельство» употребляется тогда, когда нужно показать то, что конкретно возникло, сложилось в конкретный момент вокруг того или иного человека. Поэтому указанное понятие в какой-то мере отождествляется с понятием «ситуация», которое, в свою очередь, означает обстановку, положение, совокупность обстоятельств.

Любой человеческий поступок всегда является результатом реагирования личности на конкретную ситуацию. Поступок всегда индивидуален, как конкретизирована и сама ситуация, которая обуславливает поведение человека.

Существенное значение для криминологии имеет изучение причин и условий преступности в связи с имеющимися общественными отношениями. Действия реальных личностей интересуют криминологию с точки зрения механизма преступного поведения.

Для всестороннего анализа взаимосвязи причин и условий преступности в контексте с социальными противоречиями необходимо определить их роль и место в системе противоречий в целом. Определим, что такие противоречия возникают в отношениях между людьми, личностью и коллективом, обществом. Негативные противоречия являются специфическими.

Следовательно, говоря о криминогенных противоречиях (негативных социальных противоречиях), их нужно связывать с преступностью как антиобщественным явлением и конкретным преступлением — индивидуальным преступным поведением. «Преступление возникает в рамках противоречий между рациональными и иррациональными элементами поведения, ожидаемого от человека как члена общества…, как выражение противоречий между детерминизмом и индетерминизмом взаимосвязи тела, психики и социальных связей… Это вид отчуждения, обособления человека от процесса социализации»6.

Вопрос о криминогенных противоречиях встает весьма остро, когда речь идет о тяжких преступлениях. Противоречия действительно приобретают характер антагонизма, когда совершаются особо тяжкие преступления. Поэтому к ним и особое внимание, тесно связанное с повышением эффективности мер предупреждения преступного поведения.

Из всего многообразия приведенных в литературе группировок и классификаций причин и условий преступности остановим свое внимание на группировке, данной Г. А. Аванесовым, представив ее следующим образом.

  • социальные причины объективного и субъективного характера;
  • социальные и биологические причины преступности;
  • общие причины преступности и причины конкретных преступлений;
  • причины отдельных видов преступности, категорий и групп преступлений;
  • непосредственные и косвенные причины;
  • причины первого, второго и третьего порядка (класса);
  • причины, относящиеся к личности человека, совершившего преступления7.
  • В связи с тем, что в основном перечисленные виды понятны и объяснимы, определимся с такой группировкой как причины преступности первого, второго и третьего порядка.

Причины преступности первого класса свое начало берут у источников преступности, связанных главным образом с негативными социальными противоречиями. Эти источники обычно называются издержками функционирования социальной системы, недостатками, упущениями, трудностями и т.п.

Причины преступности второго класса также производны от источников преступности. Особенности же их заключаются в том, что они рассматриваются не только на общесоциологическом уровне, но и, главным образом, на социально-психологическом уровне. Эти причины связаны с мировоззрением, с областью отношения человека к себе и себе подобным, к обществу и социальным ценностям.

Причины преступности третьего класса связаны с самой личностью.

Таким образом, для более глубокого осмысления причин преступности выделим противоречия современной жизни как основного источника всего причинного комплекса преступности:

  1. криминогенная роль противоречий между ростом потребностей и возможностями общества по их удовлетворению;
  2. криминогенные аспекты сферы распределения и обмена;
  3. криминогенные последствия различий в условиях, видах и формах труда;
  4. криминогенные последствия различий в культурно-бытовых условиях жизни;
  5. политические разногласия и нестабильность;
  6. нравственное состояние общества;
  7. недостатки эффективности профилактической деятельности.
  8. Было бы очень просто избавить общество от преступности, если бы причины, порождающие преступное поведение, поддавались изучению как простая совокупность каких-то внешних и внутренних факторов и обстоятельств. Величайшие умы человечества веками бились над выявлением причин преступности. Некоторые склонялись обвинять в ней общество и неблагоприятные условия жизни людей, другие считали основной причиной дурную наследственность, третьи объединяли и те, и другие причины. Так, выдающийся итальянский криминолог Энрико Ферри (1856–1929) утверждал, что «преступление вообще есть результирующая биологического и социального факторов»8.

Это мнение постепенно возобладало в криминологии и получило дальнейшее развитие. В настоящее время под причинами преступности понимают «такие явления общественной жизни, которые порождают преступность, поддерживают её существование, вызывают её рост или снижение. Помимо причин преступности существует еще понятие условий, способствующих совершению преступлений. К ним относятся как природные, так и социальные или технические факторы. Сами по себе эти условия не порождают преступлений, но помогают их реализации, осуществлению»9.

Таким образом, при изучении преступности необходимо учитывать как её причины, так и условия, которые вместе обозначаются термином «детерминация преступности». Термин «детерминация» играет фундаментальную роль в философском познании мира. Он означает, что все реальные процессы (как природные, так и социальные) возникают и развиваются закономерно, так как обусловлены определенными причинами. Если имеется явление, повлекшее за собой другое явление, то первое из них называется причиной, а второе — следствием. Причины вызывают не любые, а вполне определенные, соответствующие им следствия.

Примечания:

1 Шаргородский М. Д. Преступность, ее причины и условия в социалистическом обществе // Преступность и ее предупреждение. Л., 1966. С. 30.

2 Стручков Н. А. Преступность как социальное явление. Л., 1979. С. 29.

3 Бунге М. Причинность. М., 1962. С. 38.

4 Там же. С. 39.

5 Кудрявцев В. Н. Причины правонарушений. М., 1976. С. 67.

6 Бафия Е. Проблемы криминологии. Диалектика криминогенной ситуации. М., 1983. С. 23-24.

7 Аванесов Г. А. Криминология. М., 1984. С. 200-214.

8 Ферри Э. Уголовная социология / Сост. и предисл. В. С. Овчинского. М., 2009. С. 93.

9 См.: Криминология: Учебник / Под ред. В. Н. Кудрявцева и В. Е. Эминова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2006. С. 123.

×

About the authors

Igor A. Burmistrov

Social State University

Author for correspondence.
Email: bia962@yandex.ru

PhD in Law, Associate Professor of the Department of Criminal Law Disciplines

Russian Federation, Moscow

Liliya V. Glazkova

Social State University

Email: glazkova_lily@mail.ru

PhD in Law, Associate Professor of the Department of Criminal Law Disciplines

Russian Federation, Moscow

References

  1. Аванесов Г. А. Криминология. М., 1984.
  2. Бафия Е. Проблемы криминологии. Диалектика криминогенной ситуации. М., 1983.
  3. Бунге М. Причинность. М., 1962.
  4. Криминология: Учебник / Под ред. В. Н. Кудрявцева и В. Е. Эминова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2006.
  5. Кудрявцев В. Н. Причины правонарушений. М., 1976.
  6. Стручков Н. А. Преступность как социальное явление. Л., 1979.
  7. Ферри Э. Уголовная социология / Сост. и предисл. В. С. Овчинского. М., 2009.
  8. Шаргородский М. Д. Преступность, причины и ее условия в социалистическом обществе // Преступность и ее предупреждение. Л., 1966.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 Eco-Vector

License URL: https://eco-vector.com/en/for_authors.php#07

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies