APPLICATION OF THE MODERN NETWORK LITERATURE (FAN-LITERATURE) WHEN STUDYING GEOGRAPHY


Cite item

Full Text

Abstract

In article it is noted that the modern geographical education has to be based not only on the system of geographical knowledge, but also on knowledge of other objects studied at school on information which is available both in classical works of art, and in the modern literature. Use in educational process of compositions based on popular original literary works, works of art and comics is considered. Amateur compositions, or the fanfics read by pupils of educational institutions can be efficiently used as didactic material on classes in geography, history and also other objects. The novelty of work is that to use at lessons of geography not works of classical fiction, but the modern network literature written by young authors and using various general means of strengthening of pictorialism such as attribution, giponimization and etymology are offered. The analysis of these means of strengthening of pictorialism which are contained in various fragments of the considered amateur compositions gave the chance not only to consider fragments of fanfics for use at geography lessons, but also giving them metasubject comments on literature. During experienced and practical work several amateur compositions based on the most popular works of art are used, and reading by pupils of fragments of the offered fanfics made active their cognitive interest. Also it was offered to school students to look for the works of the modern network literature containing geographical information and to the end of experienced and practical work pupils sent more than 300 fragments containing geographical information. Among results of a research It should be noted that at school students the attitude to geography was to the best changed, children began to be interested in many fields of science, and the made hypothesis of granting the teacher of ample opportunities of the choice of the text of the fanfic for use at geography lessons, was confirmed.

Full Text

Введение. В современных условиях требований Федерального государственного образовательного стандарта любой урок должен строиться на основе метапредметного подхода. Данный подход заключается в формировании и развитии у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. При использовании метапредметного подхода к ведению урока педагогом решается проблема интегративного освоения предметов в школе. Таким образом, учителю необходимо строить урок на основе синтеза пограничных учебных дисциплин. Примером интеграции является литературная география, которая находится на стыке географии, с ее огромным образовательным, мировоззренческим и воспитательным потенциалом, и литературы. К сожалению, во многих рассмотренных нами источниках и работах принимается во внимание лишь художественная литература, входящая в состав школьной программы или внеклассного чтения. Однако новое поколение школьников и студентов обращает всё больше внимания на фан-литературу, или фанфики - любительские сочинения по мотивам популярных оригинальных литературных произведений, произведений киноискусства (кинофильмов, телесериалов, аниме и так далее), комиксов (в том числе - мáнги) [11]. Отдельные тексты фан-литературы могут рассматриваться в качестве источников географической информации. При анализе текста фанфиков с целью поиска географических сведений, как и при рассмотрении любой художественной литературы, любительские сочинения могут выполнять такие функции, как познавательная (гносеологическая), оценочная (аксиологическая) и эстетическая, которая включает в себя ещё и репрезентативную функцию. Сегодня педагогу важно идти в ногу со временем, как можно чаще обращаться к современному литературному творчеству, предварительно выбирая произведения, наиболее подходящие для изучения и соответствующие высокому социальному заказу школы. Учителю необходимо создать такие условия, подобрать такие методы и приёмы, которые позволят вовлечь всех учеников в классе в активный процесс получения и переработки знаний в атмосфере сотворчества и сотрудничества [8]. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что любительские сочинения сегодня очень популярны среди школьников и студентов, а сами произведения разнообразны как по идейно-тематическому содержанию, так и по жанрам, предоставляют педагогу широкие возможности выбора текста в соответствии с целым рядом критериев. Если использовать на занятиях по географии фэн-фикшэн (понятие, произошедшее от английского “fan fiction” - фан-литература, означающее любительское сочинение по мотивам популярных оригинальных произведений), то это позволит активизировать познавательный интерес. Из решённых задач отметим, что наше исследование использовалось на уроках географии по ряду тем курса школьной географии и ряду, отдельных тем специальных дисциплин курса профессиональной подготовки специалистов-географов. Материалы и методы. Для организации и осуществления интегрированных уроков в практике обычно используются нетрадиционные методы в преподавании географии. Анализ психолого-педагогической литературы по затрагиваемой теме позволяет нам констатировать, что интеграция знаний способствует активному усвоению материала. На протяжении II полугодия 2017 - II полугодия 2018 учебных годов мы проводили опытно-практическую работу с семи-, восьми- и десятиклассниками муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия №1 города Ишимбай муниципального района Ишимбайский район по отдельным темам курса школьной географии. Также опытно-прак-тическая работа проводилась со студентами I и II курсов направления «География» географического факультета Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Башкирский государственный университет. В основу своего исследования мы положили системно-структурный подход, распланировав и разработав несколько бинарных уроков на стыке географии и литературы, определив функции каждого предмета, их связи друг с другом в целевом, содержательном и методическом аспектах. Использование комплексного подхода в создании материалов уроков предполагало интеграцию физико- и экономико-географических знаний с другими школьными дисциплинами. Литература, какая бы она ни была - художественная, документальная или сетевая, всегда содержит географическую информацию, однако педагоги практически не акцентируют внимание на географическом пространстве, которое окружает литературных персонажей в тексте [5]. Это же происходит в случае прочтения фанфиков на основе любого из имеющихся жанров. В результате создаётся ситуация, при которой педагогами не проводится межпредметное объединение, и ученик при прочтении очередного произведения начинает теряться в догадках относительно географического пространства, описываемого в книге или любительском сочинении. По этой причине и художественная литература, и фэн-фикшэн должны являться не только средством обучения, но и способом формирования образного мышления при объяснении одной из тем по тому или иному предмету. Так, с помощью любительских сочинений современной сетевой литературы на занятиях школьного курса географии можно изучать физическую географию России или мира. Например, при изучении тем «Центральная Россия» и «Европейский север» в IX классе можно использовать следующие отрывки из фанфика «Моя Атлантида» (Орфография и пунктуация автора фанфика «Моя Атлантида» соблюдена) [7]: 1. Калининградская область. Её географическое положение, характеристика природных и климатических условий и ресурсов описаны так: «Калининградская область - это эксклав России <…> Это несуверенный регион, отделенный от основной территории страны и окруженный другими государствами. Так как это самая западная область России, то именно здесь находится одна из крайних точек <…> Курорт. Там море, янтарь… Холодновато правда, даже летом. Да и пляжи не очень… И не поплаваешь в них особо. Знаете, там даже на катере далеко от берега не отплыть, тебя быстро обратно разворачивают <…> Закрытая территория, все. Что там за ней - это не наших умов дело. А вот идет Балтийская коса и вот погранзастава Нормельн. Самая западная точка России. Это надо запомнить, можете даже записать себе. 54 градуса 27 минуты 45 секунд северной широты и 19 градусов 38 минут 19 секунд восточной долготы». 2. Финский залив. Географическая характеристика и происходящие с заливом процессы также хорошо описаны: «…Финский залив очень мелкий, и с каждым годом мелеет все больше. Если не заходить очень далеко, то воды будет ровно по колено. Юра закрывает глаза и наслаждается моментом: шумят волны, где-то вдалеке кричат чайки, под ногами мягкий песочек, а вокруг - вода. Приятно-прохладная, именно такая, какая нужно. <…> Вдруг водой окатывает чуть ли не до пояса». 3. Леса Карелии. Очень интересно, выразительно и эмоционально описываются карельские леса и одна из местных традиций в отрывке, посвящённом географии Северо-запада России: «В Карелии леса классные. И вообще там своя атмосфера… Как в скандинавских мифах. Все время хочется домики для троллей строить. А ещё там очень аккуратно водят и нет паленого алкоголя <…> Это такая скандинавская традиция. Камни складывают друг на друга в пирамидку и считается, что таким образом ты строишь домик для тролля, задабриваешь его и он приносит тебе счастье. Еще иногда говорят, что это домик для эльфа.… Но мне все же кажется, что для тролля». При формировании представлений о географическом пространстве, ландшафтах и жителях стран мира можно было бы использовать следующие отрывки из фэн-фикшэна: 1. Италия. Об этой стране можно найти много информации в различных источниках, но наиболее красиво и живописно эта страна описана в коротком сочинении «Можно»: «Зенит лета; обглоданный душным ветром утёс, шипяще-пахучая зелень померанцевых деревьев: так пахнет надкусанный брызгами апельсин, пенистые рассветы над морем, захлёстывающее ощущение свободы <…> Чахлые пальмы, задушенные бензиновым мороком с дорог, обтёсанные прищуром туристов монолитные памятники; цветистые и нестройные, как поэзия - в сердце, улицы. Италия - привычная и знакомая - колким солнцем выжигает тоску по дому, как назойливо-нежная родственница, и чуть кренится повседневностью от тысячи «можно» <…> Тишина ночи рыхло проваливается от стрекота цикад, шелеста сбегающей от ветра шторы, влажных следов ступней по нагретому полу, сухого шепота» [6]. Орфография и пунктуация автора фанфика «Можно» по возможности сохранены. 2. Жители Канады. Для получения представления о них можно использовать короткий описательный фрагмент из любительского сочинения «Моя Атлантида»: «Дверь резко открывается. Юра оборачивается на шум и встречается глазами с высоким смуглым мужчиной в красной толстовке с большим кленовым листом» [7]. Орфография и пунктуация автора фанфика «Моя Атлантида» соблюдены. 3. Гваделупа. Географическое положение и краткая характеристика этого французского департамента упоминались в коротком диалоге между главными героями работы «Моя Атлантида»: «Это французский регион, расположенный на нескольких островах в Карибском море» [7]. Орфография и пунктуация автора фанфика «Моя Атлантида» соблюдены. 4. Алматы. Вопрос с топонимикой названия города решается в диалоге между главными героями фэн-фикшэна «Моя Атлантида» Юрием Плисецким, учеником 11 класса, и Отабеком Нурлановичем, учителем географии родом из Казахстана. Отабек Алтын говорит, что для ЕГЭ нет разницы, как называть город: «Алма-Ата» или «Алматы», но в переводе с казахского «Алма-Ата» означает «яблоко-дед», а «Алматы» - «яблоневый», то есть в первом случае употребляются два совершенно не связанных между собой слова [7]. Как видно из приведённых выше отрывков, практически все примеры описаний приводятся из фанфика «Моя Атлантида», это обуславливается географической спецификой текста. Однако нами были найдены ещё несколько сочинений, в которых присутствует географическая информация, это фанфики «Таёжный сказ» и «Дверь из кедра», написанные по фэндому «Yuri!!! on Ice», а также две работы по фэндому «След». Для рассмотрения ряда характеристик упомянутых произведений современной сетевой литературы, нами была создана таб. 1. Таб. 1 Сравнительный анализ отрывков любительских сочинений, использованных на уроках географии, по содержанию в них географической информации. (Сост. авт. на основе библ.ист. 2, 4, 7, 9, 10) (Comparative analysis of fragments of Amateur works used in geography lessons, according to the content of geographical information in them. (Comp. ed. based on bibliographic sources' 2, 4, 7, 9, 10)) Название любительского сочинения (Фанфика) Критерии рассматриваемых любительских произведений Рейтинг Жанры Количество Страниц Оценок Отрывков «Моя Атлантида» NC-17 Психология, AU, Повседневность, Учебные заведения 118 582 31 «Таёжный сказ» PG-13 Романтика, Ангст, Драма, Фэнтези, AU, Исторические эпохи 17 97 12 «Дверь из кедра» R Романтика, Драма, AU, Исторические эпохи 54 108 14 «Три четверти» R Драма, Романтика 93 161 5 «Взрослая дочь» R Романтика, Драма, Детектив, Психология, Hurt/comfort 95 128 2 Примечание: В графе «Количество оценок» указано количество оценок «Нравится», данных любительскому сочинению на Интернет-ресурсе «Книга Фанфиков». В графе «Количество отрывков» указано число отрывков из фанфика, содержащих географическую информацию. Жанр «Ангст» - сильные переживания, физические, но чаще духовные страдания персонажа, в фанфике присутствуют депрессивные мотивы и драматические события. Жанр «AU» - рассказ, в котором герои из мира канона попадают в другой мир или обстоятельства, никак с каноном не связанные; также это может быть другая развилка канонных событий. Жанр «Hurt/comfort» - один персонаж, так или иначе, страдает, а другой приходит ему или ей на помощь. Количество отрывков, содержащих географическую информацию, значительно различается в указанных произведениях современного сетевого творчества. Так, наибольшее количество географических описаний отмечено в фанфике «Моя Атлантида», в комментариях к которому автор подчеркнул, что работа относится к жанру «AU+география». Следовательно, наличие в работе описаний географических объектов и явлений было ожидаемым. В сочинениях «Таёжный сказ» и «Дверь из кедра» также предугадывалось наличие примеров с географической информацией из-за их отнесенности к жанру «Исторические эпохи», предполагающему акцентирование внимания на окружающем героев мире, более детальное описание тех мест, где происходят события. Каждый фрагмент текста произведения, содержащий географическую информацию, выделялся нами для дальнейшего рассмотрения возможности его применения на уроке географии; вёлся учёт таких отрывков из рассматриваемых любительских сочинений. Следует отметить, что выбираемые нами работы проверялись на соответствие нормам современного русского литературного языка. Таб. 2 Сравнение рассматриваемых фанфиков по количеству отрывков с географической информацией. (Сост. авт. на основе библ.источ. 4, 6, 7, 9). (The comparison of the considered fan fiction by the number of passages with geographic information. (Comp. ed. based on bibliographic sources' 4, 6, 7, 9)) Название любительского сочинения (фанфика) Общее кол-во страниц в фанфике Общее кол-во отрывков с географической информацией Соотношение страниц и отрывков, стр. / отрывок «Моя Атлантида» 118 31 3,81 «Таёжный сказ» 17 12 1,42 «Дверь из кедра» 54 14 3,85 «Можно» 5 3 1,66 Итоги Все указанные сочинения 194 60 3,23 Прочитано всего 767 74 10,36 Примечание: Для любительских сочинений, относящихся к жанру «Исторические эпохи», указано общее число отрывков, содержащее географическую и историческую информацию. Последнему требованию в основном удовлетворяли лишь несколько произведений, после отбора которых нами была составлена таб. 2, куда внесены сведения о частотности отрывков с географической информацией в тексте. Таким образом, минимальное соотношение страниц, приходящихся на один фрагмент с географическим описанием, встречается всего в двух сочинениях, для которых он равен 1,54. То есть один отрывок текста, содержащий географическую информацию, приходится примерно на 1,5 страницы. А всего мы проанализировали около 30 фанфиков, прочитав практически 770 страниц (что соответствует 1200 страницам обычной книги), на которых отметили 74 отрывка. По итогам всех рассмотренных любительских сочинений нами был получен показатель 10,36, означающий, что фрагмент с географическим описанием встречается один раз на 10 - 11 страниц. В результате, анализируя художественные тексты с целью поиска, анализа и представления географической информации, мы сталкиваемся с проблемой, заключающейся в самом стиле произведения. Автор работы крайне редко обращает внимание на окружающую его героев обстановку, на местность, где развиваются события фанфика. Однако в некоторых текстах фан-литературы можно найти подробное описание ландшафтов, достоверное описание географического места действия или характеристики географических объектов. Так, мы обнаружили в фанфике «Моя Атлантида» несколько отрывков, в которых описаны объекты социально-экономической географии мира - субрегионы Азии. При изучении темы «Зарубежная Азия. Австралия» в X классе мы провели урок с использованием фрагментов текста любительского сочинения, представленного на рис. 1. После прочтения текста, представленного на рис. 1, мы обратили внимание на активизацию познавательного интереса у учащихся. Однако других аналогичных фрагментов текста в рассмотренной работе не оказалось, поэтому нами заранее был подготовлен фанфик, основанный на тексте учебника. Его чтение вызвало у учащихся познавательный интерес. Примечание: Орфография и пунктуация автора фанфика «Моя Атлантида» сохранены. Рис. 1. Субрегионы Зарубежной Азии (Сост. авт. на основе библ.источ. 7) (Sub-Regions Of Overseas Asia (Comp. ed. based on bibliographic sources 7)) Поскольку в качестве дидактического материала на уроках используются тексты, необходимо обратить внимание не только на их литературный, но и на собственно лингвистический аспект. Как уже было отмечено выше, авторы фанфиков редко стараются детально охарактеризовать местность, в которую помещают своих героев. Отмеченные нами тексты отчасти представляют собой исключение, причиной этому можно считать два обстоятельства. Во-первых, язык данных работ, в сравнении с другими текстами того же жанра, более богат и разнообразен. Используются разнообразные тропы и фигуры речи (например, в фанфике «Можно»), стилизованная сказовая речь (в фанфике «Таежный сказ»). Во-вторых, способом привлечения внимания читателей к данным текстам обычно является помещение канонных персонажей в чуждую им географическую или историческую среду, которая при этом, естественно, должна быть достаточно подробно прорисована. Для фрагментов, представляющих наибольший интерес в плане изучения географии, характерно использование так называемых общих средств усиления изобразительности. Эти средства усиливают наглядность речи, поскольку воздействуют на адресата «не только понятийно, но и образно, т. е. дают информацию зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, тактильную». Речь, в которой используются общие изобразительные средства, «воспринимается быстрее, находит более глубокий эмоциональный отклик, вызывает сопереживание… и лучше сохраняется в памяти» [13]. Данные средства называются общими (в отличие от специальных), поскольку не предполагают переноса значения, повтора или необычного расположения единиц языка. При их использовании актуализируется естественная образность лексем, выдвигаются на первый план тонкие семантические оттенки, которыми различаются синонимы. Одним из таких средств является атрибуция - конкретизация речи посредством признаковых слов. Ср.: «Круглов, взяв начальницу под локоть, прогуливался с ней по аккуратно выложенной дорожке вдоль маленькой речонки» [10]. «Чахлые пальмы, задушенные бензиновым мороком с дорог, обтесанные прищуром туристов монолитные памятники; цветистые и нестройные, как поэзия - в сердце, улицы» [6]. Второе распространенное средство повышения изобразительности - гипонимизация, то есть замена общего понятия частным (гипонимом). Ср.: «Зенит лета; обглоданный душным ветром утёс, шипяще-пахучая зелень померанцевых деревьев: так пахнет надкусанный брызгами апельсин» [6]. Вместо слова скала или гора употребляется более конкретное утес, вместо деревья - конкретное название померанцевые деревья. То же средство использовано в следующем отрывке: «Настал день, когда подвели ноги старика, пришлось ему внука одного в тайгу отправить, крапиву дикую да зверобой собирать, пока пора не прошла» [9]. Кроме того, используется экспрессивная синонимия - замещение слова более точным и ярким синонимом: «Италия - привычная и знакомая - колким солнцем выжигает тоску по дому» [6]. «В бескрайней Сибири расстреляли царя Николая» [4]. И последним средством усиления изобразительности, указанным Г.Г. Хазагеровым, является этимология - раскрытие происхождения слова (например, какого-либо имени собственного или термина), его внутренней формы. [12]. Это средство не раз встречается в фанфике «Моя Атлантида», например, в уже отмеченном выше примере, где учитель объясняет значение слова Алматы: «Алматы с казахского переводится как "яблоневый", а Алма-Ата - "яблоко-дед". - Типа… Прародителя всех яблок? - Нет, типа два совершенно не связанных слова. "Дед яблок" будет "алма атасы"» [7]. В этом же тексте дается объяснение наименованию «Белое море»: «- А на практику куда ездили? - На Кавказ, на Белое море… - А оно правда белое? - Ну… Относительно других морей - да. Светлое-светлое» [7]. Очевидно, при подборе фрагментов для анализа нужно обращать внимание на наличие указанных изобразительных средств, а при составлении учителем своих фанфиков, основанных на тексте учебника, - использовать эти средства. Что касается стилевой характеристики фрагментов, содержащих географическую информацию, она может быть разной. Эти фрагменты могут относиться к научному или научно-учебному стилю (как диалоги Отабека Нурлановича и Юры или диалог Юры с шестиклассниками, у которых он проводит урок, в фанфике «Моя Атлантида»). Обратим внимание, что в текстах данного стиля часто встречаются географические термины, что можно использовать на уроках по данному предмету: «Калининградская область - это эксклав России. Что такое эксклав, Юра? - Что-то отделенное?» «А ты сказал "магма". Повтори-ка еще раз, что это такое». «Я вроде знал все, но не уверен. И миграционный прирост, кажется, неправильно посчитал» [7]. Контраст с научным стилем речи отрывков составляют употребляемые в них жаргонные или просторечные слова, на что можно тоже обратить внимание читателей: «- Круууто… - тянет Плисецкий. - А на практику куда ездили? - На Кавказ, на Белое море… Там еще отливы очень большие. Мы когда туда приехали в первый раз, на первом курсе еще, как раз отлив был. А я, как дебил, сразу побежал к воде… Кстати, из-за чего существуют приливы и отливы? - Что-то с луной связано?». Есть географическая информация также в текстах официально-делового стиля: «Место проживания: 1977 - 1980, с 2001 - Москва, 1980 - 2001 - Печенега (Мурманская область). Родители: Мать: Власова (Орлова) Анастасия Дмитриевна, Отец: -» [2], а также художественного: «- Не ты ли с дедом полтайги исходил пешим? Не ты ли два лета назад лисицу от раненой белки отгонял?» [9]. Соответствие текстов нормам современного русского языка тоже важно для использования их на уроках. Как было отмечено выше, мы учитывали этот аспект при отборе текстов и фрагментов, отдельные работы даже снабжены на Интернет-ресурсе «Книга Фанфиков» пометкой «Эта работа была награждена за грамотность» (например, фанфик «Взрослая дочь»). Однако даже при общей правильности текста в нем могут встречаться малозаметные ошибки, которые следует устранить перед использованием его в качестве дидактического материала (или, напротив, обратить внимание учащихся на ошибку, что тоже полезно). Например: «Заглянул в свой альма-матер, получил первый пищевой паек и загремел по доносу соседей в тюрьму» [4] - альма-матер (лат. alma mater, буквально «мать кормящая», старинное название университета - женского рода, а не мужского). «Значит охарактеризуете в письменном виде и мне принесете» [7] - «значит» - вводное слово, обозначает связь мыслей, должно выделяться запятой. Результаты исследования. Наше исследование показывает, что за полтора года опытно-экспериментальной работы ученики, читая современную сетевую литературу, научились находить в тексте географическую информацию, работать с ней, достоверно представлять ту местность, где происходят события произведения или о которой идёт повествование. У школьников и студентов активизировался познавательный интерес к изучению географии через фан-литературу, также у учащихся появился стимул к получению географической информации через литературные тексты. Результативность опытно-практической работы подтверждена тем, что школьники и студенты стали сами находить среди изобилия фанфикшэна любительские сочинения, описывающие какие-либо географические явления, процессы и объекты. По итогам нашего исследования мы составили таб. 3. Таким образом, проведенные нами экспериментальные уроки позволили не только достигнуть целей обучения, воспитания и развития учащихся, но и улучшить психологический и эмоциональный фон наших занятий, изменить стиль взаимоотношений учителя и учащихся. Обсуждение результатов. На основе опытно-практической работы можно сделать вывод о том, что после проведения серии уроков географии с использованием современной сетевой литературы в ней обнаруживается незначительное количество отрывков с географической информацией, а самих любительских сочинений по географии крайне мало. Изменилось отношение обучающихся к предмету «география», они стали интересоваться объектами изучения науки, находить их описания в фан-литературе по своим любимым фэндомам. Однако в современной сетевой литературе практически нет работ, содержащих полноценные географические описания природных процессов и явлений. Авторы фанфиков делают акцент на героях оригинальных произведений или фэндомов, перенося их в ряде случаев на знакомую им местность, не заботясь о том, чтобы читатель мог себе представить место действия любительского сочинения. В результате проделанной работы выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Доказано, что процесс активизации познавательного интереса будет результативным, если для достижения этой цели направить исследовательскую деятельность учащихся на поиск и изучение географической информации в произведениях фан-литературы. Таб. 3 Сравнительный анализ количества любительских сочинений, прочитанных школьниками до опытно-практической работы и после неё, а также сравнение количества найденных в тексте географических описаний. (Сост. авт. на основе анкетирования учащихся, читавших любительские сочинения до и после опытно-практической работы) (Comparative analysis of the number of Amateur essays read by schoolchildren before and after practical work, as well as comparison of the number of geographical descriptions found in the text. (Compiled by the authors on the basis of a survey of students who read Amateur essays before and after experimental and practical work) Количество прочитанных фанфиков Количество обнаруженных в тексте географических описаний До После До После Ученик 1 68 100+ 16 37 Ученик 2 16 48 1 12 Ученик 3 26 62 7 22 Ученик 4 41 86 4 18 Ученик 5 17 82 4 43 Ученик 6 72 100+ 8 57 Ученик 7 18 76 14 96 Ученик 8 82 100+ 9 72 Ученик 9 39 69 8 38 Ученик 10 42 73 11 25 Примечание: В некоторых случаях в графе «Количество прочитанных фанфиков после» указано «100+» - это означает, что ученик прочитал более 100 любительских сочинений, однако их более точное количество установить невозможно, ввиду того что Интернет-ресурс «Книга Фанфиков» показывает только последние 100 прочитанных работ. Заключение. География как учебный предмет предоставляет большие возможности для использования междпредметных связей, мотивации познавательной деятельности учащихся. Изученный и изложенный в данной работе материал позволил сделать выводы о том, что использование современной сетевой литературы на уроках географии способствует повышению качества географического образования, развитию воображения и мышления, формированию географической культуры, воспитанию личностного отношения учащихся. Для того чтобы школьники и студенты получали знания в результате своих собственных поисков, педагогу необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивая их познавательную деятельность. Таким образом, содержание курса школьной географии и ряда дисциплин, преподаваемых у студентов-географов, интеграционный потенциал географии с другими предметами служат мотивационной базой для обучения школьников и студентов.
×

About the authors

Anna E. Rodionova

Bashkir State Pedagogical University of M. Akmulla

Email: aer1969@mail.ru
Candidate of Philology, associate professor of department of Russian Ufa city, Russia

Ilgiza F. Adelmurzina

Bashkir State University

Email: adelmurzina.i@yandex.ru
senior teacher of department of physical geography, cartography and geodesy Ufa city, Russia

Anton V. Galkin

Bashkir State University

Email: galkinantonio@yandex.ru
student of department of physical geography, cartography and geodesy Ufa city, Russia

References

  1. Адельмурзина И.Ф. Физическая география и ландшафты России. Общий обзор природы России. Методические указания к выполнению практических работ. Уфа, РИЦ БашГУ, 2015. 32 с.
  2. Взрослая дочь - фанфик по фэндому «След»: https://ficbook.net/readfic/968641
  3. География России. В 2 кн. Кн. 1: Природа. Население. Хозяйство. 8 кл.: учеб. для 8 - 9 кл. общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе ; под ред. В.П. Дронова. М., Дрофа, 2011. 272 с.
  4. Дверь из кедра - фанфик по фэндому «Yuri!!! on Ice» / Дверь из кедра - фанфик по фэндому «Юри на льду»: https://ficbook.net/readfic/7476554
  5. Михайлов И.Е. Литературная география в школе: дидактический материал для учителей географии. 6 - 10 классы. М., ВАКО, 2014. (Мастерская учителя географии). 128 с.
  6. Можно - фанфик по фэндому «Yuri!!! on Ice» / Можно - фанфик по фэндому «Юри на льду»: https://ficbook.net/readfic/5802158
  7. Моя Атлантида - фанфик по фэндому «Yuri!!! on Ice» / Моя Атлантида - фанфик по фэндому «Юри на льду»: https://ficbook.net/readfic/6366737
  8. Патрис Потвин, Абделькрим Хасни. Интерес, мотивация и отношение к науке и технике уровня К-12: систематический обзор 12-летних исследований в области образования // Журнал исследования в области международного образования - 2014. Т. 50, №1. С. 85 - 129.
  9. Таёжный сказ - фанфик по фэндому «Yuri!!! on Ice» / Таёжный сказ - фанфик по фэндому «Юри на льду»: https://ficbook.net/readfic/7534937
  10. Три четверти - фанфик по фэндому «След»: https://ficbook.net/readfic/1751752
  11. Фанфик - статья в свободной энциклопедии «Википедия»: https://ru.wikipedia.org/wiki/Фанфик
  12. Хазагеров Г.Г. Политическая риторика. М., Никколо-Медиа, 2002. С. 85 - 89 с.
  13. Хазагеров Г.Г. Корнилова Е.Е. Риторика для делового человека: учеб. пособие. 4-е изд., стер. М., ФЛИНТА, 2012. 135 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 Rodionova A.E., Adelmurzina I.F., Galkin A.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies