ETHNOMUSICAL HERITAGE OF FOLKLORE ENSEMBLE OF AFANASEVKA VILLAGE OF ALEXEEVO DISTRICT OF BELGOROD REGION: TO THE PROBLEM OF DEVELOPMENT


如何引用文章

全文:

详细

In this article attempts to identify, organize and analyze materials on the authentic team Afanas'evka village Alekseevsky district Belgorod region - brown shel-zhine song-singing southern Russian folk musical style (historiography of the team, publications about him, the genre composition of songs, the specificity of vocalizations, the artistic heritage); the permanent head of the folk ensemble for nearly 60 years, talented organiza-jam, singer, a true scholar and connoisseur of old Russian songs - Yefim Tarasovich in Sapelkina (2.09.1917 - 6.06.2002).

全文:

Признание на государственном уровне роли и значения национального историко-культурного наследия в преобразовании общества, дало долгожданную и приоритетную поддержку разработке и реализации программ, проектов, творческих идей и инициатив, направленных на изучение, реконструкцию и адаптацию фольклорных традиций самобытных российских регионов. Свидетельство тому - содержание областных целевых программ Белгородской области: «Развитие и сохранение культуры и искусства Белгородской области на 2014 - 2020 годы», «Развитие сельской культуры в Белгородской области», «Сохранение и развитие народных художественных промыслов и ремесел, поддержка производства сувенирной продукции» и другие постановления правительства и губернатора Белгородской области, принятые за последние годы. Регулирование вопросов поддержки и развития народной художественной культуры региона, самодеятельного художественного творчества, народно-певческого искусства, аутентичного исполнительства, увековечивание памяти выдающихся народных певцов и музыкантов, совершенствование экспедиционной деятельности осуществляется укреплением материально-технической базы отрасли, ее соответствующим финансовым, научно-методическим обеспечением, качественным функционированием отраслевой многоуровневой системы подготовки кадров. В перечне этих мероприятий особое внимание уделяется проблемам, собирания, изучения и развития музыкального (песенного, инструментального), хореографического и обрядового фольклора, устного поэтического творчества, декоративно-прикладного творчества и искусства. Эти вопросы особенно актуальны в настоящее время в связи с неизбежной утратой традиционных форм исполнительства, обрядовой культуры, уходом из жизни подлинных носителей фольклорных традиций. Возникла острая необходимость и потребность обобщения, обработки и систематизации разобщенных фольклорно-этнографических сведений, материалов, фондов, размещенных в базах данных, хранящихся в библиотеках специализированных учебных заведений, учреждений культуры Белгородской области, частных архивах ученых, собирателей, фольклористов, руководителей народно-певческих коллективов. С целью создать целостную картину о народной музыкальной культуре, фольклорных традициях Белгородского края, кафедра искусства народного пения Белгородского государственного института искусств и культуры, научно-творческая лаборатория «Народная музыка Юга России в современном социокультурном пространстве» реализуют научный проект «Этнокультурное наследие Белгородчины: аутентичные коллективы». Данным проектом предусмотрено создание электронной карты по музыкальному фольклору, снабженной поисковой системой, тематическими разделами, перекрестными ссылками, аудиовизуальным рядом. В своей совокупности они способны воссоздать «сложный и многогранный мир традиционной музыкальной культуры края, обладающей большим внутренним единством и в то же время весьма специфичной в региональном аспекте ее рассмотрения» [2, с. 10]. Основная задача настоящего проекта - научное обобщение экспедиционных материалов кафедры искусства народного пения за последние 30 лет. Село Афанасьевка Алексеевского района - один из самых ярких и самобытных локальных очагов песенной культуры на Белгородчине. По своему происхождению и историческому прошлому оно принадлежит к усёрдской народной музыкальной традиции (трактовка В.М. Щурова). Истоки её формирования ученый обоснованно связывает с песенным творчеством жителей военного сторожевого города Усёрд, слобод и пригородных селений, построенных ратными людьми южнорусских рубежей Московского государства [5, с. 3]. Первое упоминание о поселении, которое заселялось однодворцами из Ельца, Старого Оскола и Орла, в архивных документах датируется 1669 годом. Бытует две версии названия села: одну связывают с именем первого поселенца - однодворца Афанасия Вихрова, другую - с названием церкви св. Афанасия Александрийского, которая была основана в 1774 году. До ее открытия село имело название «Старое Солдатское», до ХIХ века оно входило в состав Бирюченского уезда Воронежской губернии, затем - Коротоякского уезда, с 1934 года - Алексеевского района, который в 1954 году вошел в состав Белгородской области [1, с. 26]. Самобытная локальная песенная традиция села Афанасьевка Алексеевского района стала ярким открытием и достоянием специалистов народно-певческого искусства и исполнительства, ученых исследователей, широкой музыкальной общественности страны в конце 50-х годов прошлого столетия. До настоящего времени она является предметом научно-творческого анализа для искусствоведов, фольклористов, этномузыкологов, руководителей народно-певческих коллективов. В своих изысканиях они выявляют черты исполнительского стиля даровитых сельских певцов, анализируют художественные достоинства местного репертуара, изучают народную терминологию песенных жанров, формы исполнительского общения певцов в процессе создания и исполнения песен, традиционные вокально-исполнительские приемы и другие аспекты песенно-певческого искусства села Афанасьевка Алексеевского района. Об этом свидетельствуют фольклорные экспедиции, осуществлённые отечественными фольклористами, учёными, специалистами-практиками с середины XX века: 1958 г. Алексеевский район. Руднева А.В., Рабинович Б.И. Вид записи - Стац. Маг. - 8. Количество записей - 22; 1959 г. Алексеевский район. Руднева А.В. Вид записи - Стац. Маг. - 8. Количество записей - 2; 1959 г. Алексеевский район. Руднева А.В., Щуров В.М. Вид записи - Стац. Маг. - 8. Количество записей - 18; 1990 - ОНМЦ. Карачаров И.Н.; 2001 - ОНМЦ, Котеля В.А.; 2004 - ОНМЦ, Зотова И.П.; 2013 - ОНМЦ, Котеля В.А.; 2013 г. - БГИИК, Жирова О.Я., Алексеева О.И. Исполнительский стиль села Афанасьевка относится к южнорусской песенной традиции и входит в ядро локального стиля воронежско-белгородского пограничья. В нем исключительно ярко представлены такие черты, как красочное многоголосие, открытая, звонкая и несколько резкая подача звука с насыщенной вибрацией. Впечатляет богатство тембральных красок, высокий уровень исполнительской импровизации и вокального мастерства певцов, звучание мужских голосов в высоком регистре, а женских - преимущественно в среднем и низком регистрах. В репертуарном списке песен села Афанасьевка - традиционная и поздняя лирика, хороводные, шуточные, плясовые, свадебные песни, наигрыши на двойной жалейке. Огромный пласт традиционной песенной культуры занимают хороводные и плясовые песни с припевом «лёли, лёли». Они сопровождаются энергичными, ритмически чёткими плясовыми движениями, хореографическим элементом - «пересек», в котором на ровную дробь накладывались один или несколько ритмов. Исполняли «пересек» в кульминационные моменты песни, как правило, ближе к её концу. В целом плясовые песни с «пересеком» имеют несколько композиционных форм. Жанровым признаком здесь выступает повтор ритмического периода в форме «алилешного» рефрена. Плясовая песня «под пересек» существует в различной временной организации - и как шестивременник, и как восьмивременник. Шестивременники достаточно широко распространены в Алексеевском районе и гораздо реже встречаются в соседних районах - Красногвардейском и Красненском. И шестивременное, и восьмивременное строение ритмического периода используется в песнях под пляску без «алилешного» рефрена. Например, «Гуляю, гуляю я до полночи» - шестивременник, «Ох, уж ты Порушка, Параня» - восьмивременник. Другой тип песен обычно используется в более медленных хороводах или для комбинированного движения в медленном и быстром ритме благодаря контрасту частей в музыкальном ритме напева. Задорные плясовые «лёлюшки» органично входят в круг напевов традиционного свадебного обряда. Ладовое строение плясовых напевов характеризуется ладообразованиями с тоникой в середине звукоряда, типичными для южнорусских обрядовых песен; секундовой ладовой переменностью; целотонными ладовыми «ячейками», опирающимися на интонацию увеличенной кварты. Лирические протяжные песни афанасьевцев занимают центральное место, отличаются большой распевностью, развитостью гармонически-полифонической фактуры, богатством ладовых красок, придающих им колоритное своеобразие и свежесть. В ряду наиболее известных произведений: «Ох, да не кукуй в саду кукушечка» - рекрутская; «Эх, не спится мне, эх, да ноченькой», «Ох, где ж ты был, шельма, пробувал» - лирические; «Ночь темная» - масленичная. Отличительной особенностью протяжных песен является специфическое многоголосие. Голоса певцов отчётливо подразделяются на три обособленные группы, в которых мелодия представлена пучком средних голосов. Самостоятельный подголосок вьется преимущественно вокруг квинтового тона, а благодаря голосу, который достраивается снизу, в партитурах песен нередко образуются архаичные движения параллельных трезвучий. Одним из важнейших компонентов афанасьевских песен является поэтический текст. В протяжных песнях наблюдаются тексты, как с поэтической символикой, так и в сокращённом виде. В сохранившихся песенных образцах преобладают сюжеты с любовной и семейно-бытовой тематикой. Поэтические песни протяжных песен передают различные чувства: тоску по милому, грусть, одиночество, переживания о тяжёлой доле. В местной лирике существенную роль играет мужское начало, что является естественным явлением для данной территории, на которой в давние времена существовали военные поселения. Поэтому в представленной традиции встречаются песни с рекрутской, исторической тематикой и, так называемые, разбойничьи, песни. В солдатской среде рождались не только военные и исторические песни, но и песни с бытовой тематикой, отражающие мир человеческих переживаний, тоски по родной земле, Отечеству. Для Алексеевского района характерно бытование протяжных песен балладного типа. Примером такого образца является песня «Как во славном городе». Традиционные протяжные песни очень своеобразны как по содержанию, так и по художественной форме. Поэтический текст афанасьевских песен представляет собой целую систему определённых приёмов композиции. При анализе текстов местных протяжных песен можно обнаружить следующие композиционные формы: ü песня - монолог («Сколько я не думала», «Мой аленький цветочек», «Сломлю я ветку винограда», «Вспомни, друг - приятель»); ü описательно - повествовательная часть + монолог («Как во славном городе», «Летел орёл»); ü песня - диалог («Эх, не спится мне, эх, да ноченькой», «Где ж ты был, шельма, пробывал»). Широко употребляемым приёмом композиции поэтического текста является принцип цепочной связи образов и картин: «В нас па матушке по Волге, па широкаму, братцы, да раздолью. Раздольица ана не бальшая, не бальшая, ана волнавая…»; «Ох, как во славном гораде, ох, да праявилася, ды новая ши, эх, ды нави… Ох, новая ды нави… Ох, ды навинушка». Поэтические тексты афанасьевских протяжных песен в своём большинстве не содержат иносказательной символической части. По-видимому, эта часть текста утрачена, как наиболее архаичная и не несущая смысла. И наоборот, встречаются протяжные песни, где развита лишь символическая часть, а реальный мир, повествующий о судьбах героев, полностью отсутствует. Для достижения наибольшей экспрессии поэтического языка, в афанасьевских протяжных песнях используются различные художественные приёмы. Это и употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: соловьюшка, невестушка, кукушачкя, суседушка, матушка, лодочкя и т.д.; и постоянные эпитеты: красная лодочкя, чужа сторонушка, зелёный сад и т.д.; и конкретные поэтические образы: печали - кукушка, дороженька, клеточкя; счастья - солнце, белая берёза. В связи с тем, что среди поэтических песен в исследуемой традиции преобладают тексты с любовной тематикой, часто встречаются символы женщины и девушки: калина, белая берёза и т.д. Все эти художественные приёмы придают афанасьевским протяжным песням особый колорит, поэтическую образность, помогают выразить иное отношение к различным жизненным явлениям и фактам, передать чувства и настроения, которые они вызывают. Анализ местных поэтических текстов позволяет сделать вывод о литературном происхождении некоторых песенных примеров. На это указывает, прежде всего, метрическое строение стихотворных текстов. Такой тип стихосложения в народном творчестве сформировался под влиянием городской культуры. Некоторые примеры имеют конкретные авторские первоисточники, которые опубликованы в двухтомном издании песен русских поэтов, составленном В.Е. Гусевым («Где ж ты ты был, шельма, пробывал», «Соловей, соловка» - на текст Н.Г. Цыганова; «Что ты, соловьюшко», «Сколько я не думала» - на текст неизвестного автора). Естественно, что в народе авторские стихи заметно трансформировались. Календарные и обрядовые характеризуются опорой на звукоряд увеличенной кварты. Поэтический язык песен насыщен выразительной символикой. Высокий исполнительский уровень народных певцов отличаются виртуозной импровизацией. Свадебный фольклор села Афанасьевка представлен величальными, корильными, прощальными песнями невесты, причитаниями. Большинство песен свадебного цикла не имеет точечной приуроченности в обряде, лишь некоторые сопровождают конкретные обрядовые эпизоды. Например, повивание невесты - песнями: «Затрубили трубушки», «Ой, на хате зелье»; молодым предназначались величальные «Плавала гаголушка по Дону»; супружеской паре - «Два голубя, два сизеньких над водой гуркуют»; хозяевам - «У утушки, у серенькой, короткие ножки». В селе бытует фольклор для детей - потешки и пестушки («Кочерёжка-дуда», «Тень, тень, патетень», «Иванушка-рачек»), а также колыбельные песни. Традиционный женский комплекс понёвной одежды села Афанасьевка Алексеевского района включает юбку-понёву, вышитую ковровым настилом по подолу и полотнищам, белую конопляную рубаху, расшитую черными геометрическим орнаментом счетной гладью, завеску (фартук), подпояску (пояс). Особую торжественность женскому костюму придает головной убор сорока и нагрудные украшения грибатка, вышитые золотой нитью. Девушки носили черные сарафаны трапециевидного кроя, скромно орнаментированные рубахи, пояс, платок. В селе Афанасьевка, издавна бытовали народные инструменты: двойная жалейка, в народной терминологии «пишшики». Секреты исполнительского мастерства музыкантов подробно изучены В.М. Щуровым от двух пастухов: Е.М. Сапрыкина (1905 г.р.) из села Афанасьевка Алексеевского района и М.В. Сычева (1917 г.р.) из села Стрелецкое Красногвардейского района. Полное описание инструмента, способе изготовления и игры на нём представлено в работе «Краткое описание язычковых духовых инструментов русских пастухов» О.В. Гордиенко. Жалейка типа: «пищик», «пишшак», «соломка», «соломинка», «тростянка», «сиповка», «дудка», «жалейка» представляет собой тростниковую или соломенную трубочку, с «встроенным» либо вставным (из соломы или тростника) одноязычковым пищиком на конце и 2-мя - 7-ю односторонне расположенными игровыми отверстиями на стволе. Наконечник-раструб (в виде коровьего рога, соединяемого с корпусом инструмента без жесткой фиксации), обязательным элементом данной жалеечной конструкции не является, и в состав ее входит далеко не всегда. Инструментальной исполнительской традиции данного региона присуща ансамблевость. В основной состав инструментального ансамбля обычно входит двойная жалейка и коса. Излюбленным наигрышем на двойной жалейке (впрочем, как и на других традиционных инструментах) является «Барыня», менее распространены наигрыши: «Матани», «Страдания». Непревзойденное певческое искусство, достоинство сельских певцов, красочная палитра народных костюмов, оригинальность песенного репертуара, впервые продемонстрированные афанасьевцами на концерте в честь открытия Всесоюзной выставки в Москве в 1958 году, положили начало творческому сотрудничеству коллектива, лично Е.Т. Сапелкина с А.В. Рудневой, В.М. Щуровым, известными музыковедами и хоровыми дирижерами страны. Аутентичный ансамбль села Афанасьевка неоднократно приглашался на музыкально-этнографические концерты в Московскую консерваторию, Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, концерты-показы народных певцов инструменталистов, организуемые Фольклорной комиссией Союза композиторов РСФСР. Высочайшее исполнительское мастерство, владение сложными приемами народной полифонии, колорит местного диалекта неизменно обеспечивали триумф выступлений и горячие отклики любителей и знатоков старинной русской песни: «выступление хора из села Афанасьевка Алексеевского района Белгородской области … явилось вершиной необычного концерта» [3, с. 21]. И, тем не менее, вокальный ансамбль села Афанасьевка - бытовой народный коллектив. Его участники никогда не учились пению специально, их музыкальными «университетами» были сельские праздники, свадьбы, традиционные весенние гуляния, «широкая улица», зимние посиделки, семейные «беседы», в ходе которых, как правило, звучало огромное множество разножанровых песен. Это позволяло учиться пению с детства, перенимать музыкальный опыт у старшего поколения, унаследовавшего фольклорный контекст народного пения от дедов и прадедов в условиях повседневного семейного, трудового, производственного, досугового общения. Ядро афанасьевского хора составил вокальный октет, объединивший даровитых певцов-умельцев, почитающих традиции своих предков, влюбленных в народную песню, хорошо освоивших свою «роль» в совместном песнетворчестве: кто запевает, кто ведет основную линию среднего голоса, кто ему помогает, кто «басует», кто «тянет на пистон». Согласно народной терминологии, протяжные («тягальные») песни афанасьевцы стягивают, «алилёшные», подразделяемые на «свадьбишные», «карагодные» и «беседные» - играют. Душой коллектива, его организатором и руководителем был Ефим Тарасович Сапелкин. Это был необычайно одаренный в музыкальном отношении певец, обладающий сильным, полётным голосом, характерного тенора, В его запеве песни, особенно лирические и протяжные, приобретали логическую завершённость в стилевом, художественном и эмоциональном аспектах. Свойственная Ефиму Тарасовичу природная артистичность, пластичность движений, внутренняя культура, достоинство, обаяние, коммуникабельность, принципиальность и бескомпромистность, когда дело касалось песнетворчества и исполнительства - снискали ему непререкаемый авторитет истинного знатока местного фольклора среди авторитетных учёных - фольклористов, участников фольклорного коллектива, не менее талантливых певцов из народа других локальных очагов песенной культуры Алексеевского района. Е.Т. Сапелкин, в народе «Яхимушка», в среде народных исполнителей - «Тарасьевич», дорожил дружбой и творческим общениям с семьёй Башкатовых из села Подсереднее, - по справедливому определению В.М. Щурова, - «подлинным созвездием талантов». Сапелкин был всегда желанным гостем на «праздницах» (престольных праздниках) близлежащих сёл Алексеевского района, сопредельных и даже дальних территорий других районов Белгородской области (Мало-Быково, Нижняя Покровка Красногвардейского района, Лесное Уколово, Камызино, Ураково, Готовьё, Веретенниково Красненского района). По утверждению Ефима Тарасовича, он знал все старинные песни своего села, среди которых было немало сложенных им лично. Сапелкин мог часами рассказывать о песнях сёл в северной от Афанасьевки стороне и, безусловно, безукоризненно воспроизводить их с местными певцами. Такая необычайная широта познаний песенного искусства усёрдской стороны обоснована любовью Ефима Тарасовича к традиционной песне, желанием передать её молодому поколению, которое, как говорил певец, «не шибко нынче тянется к старине». Поэтому Сапелкин щедро делился песнями, секретами певческого искусства с участниками фольклорных экспедиций из разных территорий страны. Творческая неугомонность этого душевного, но энергичного, весёлого и подвижного человека, влекла его на деревенскую свадьбу в качестве певца, шутника и балагура; на сельскую «беседу» поиграть песни, увлечь в карагод даже не поющих. Иногда Е.Т. Сапелкин присоединялся к собирателям из Москвы в поездках как по - своему, так и по соседним районам области. Здесь особенно ярко проявились характерные свойства его натуры - скомороха, затейника, шутника. Присутствие Сапелкина во время встреч фольклористов с сельскими певцами из других сёл помогало установить атмосферу полного доверия и творческого взаимопонимания. Естественность и непринуждённость поведения певцов благотворно сказывалось на характере их пения, которое приобретало живую, творческую, увлечённую направленность. По свидетельству В.М. Щурова, «незаметно просто, без всякого нажима он умеет зажечь, воодушевить, повести за собой певцов, подчинить их своей воле» [4, с. 28]. С молоком матери впитал Е.Т. Сапелкин любовь, уважение и ценностное отношение к народному искусству, которое пронёс через всю свою жизнь, культивируя в любительской и профессиональной среде. Собственно, своей матери - Евдокие Фёдоровне Сапелкиной, превосходной песеннице, талантливой мастерице изготовления традиционной народной одежды, безграмотной русской крестьянке, тем не менее в строгости и любви растившей семерых детей - Ефим Тарасович обязан такой насыщенной творческой судьбой, позволившей ему сполна реализовать свои музыкально-творческие особенности певца - импровизатора, талантливого руководителя, воспитавшего не одно поколение афанасьевских песельников. Как вспоминает Е.Т. Сапелкин, по благославлению матери, будучи четвероклассником, он впервые принял участие в фестивале народного творчества в г. Воронеже. Впоследствии, именно народная песня, народное песнетворчество и исполнительство стали делом всей его сознательной жизни. «Я за матерью следом с малолетства расчал песни играть, голос у меня - чистый материн, …она навсегда осталась со мной в своих песнях» [4, с. 30]. Имея профессию ветеринарного фельдшера, Е.Т. Сапелкин с увлечением пел в сельской художественной самодеятельности, которая привела его в 1938 году на Всероссийский смотр художественной самодеятельности, проходивший в г. Воронеже. В сопровождении «пишшиков» (двойная жалейка), на которых мастерски играл Никифор Семёнович Веников, 20-летний Сапелкин исполнил несколько старинных песен и частушек. Исполнительское мастерство афанасьевских музыкантов была по достоинству оценено жюри, слушательской аудиторией, сподвигнув молодого, талантливого исполнителя на создание в Афанасьевке в 1938 году самодеятельного народно-певческого коллектива. Более 80-ти лет существует афанасьевский фольклорный ансамбль, развивая и популяризируя традиционные песни Усёрдской стороны. За этот период сменилось несколько певческих составов. И тем не менее, в силу преемственности местного певческого искусства было сохранено главное богатство афанасьевских песен - их многоголосный распев, ладовое, ритмическое и мелодическое своеобразие напевов, традиционный арсенал оригинальных средств художественной выразительности, нерасторжимое единство музыки и слова. Песенным эталоном афанасьевского исполнительства, безусловно, является первый состав коллектива, куда вошли: Ефим Тарасович Сапелкин, Лукерья Ивановна Флигинских, Иван Тарасович Сапелкин, Марфа Григорьевна Рощупкина, Марья Матвеевна Ходыкина, Ольга Александровна Веникова, Анастасия Тарасовна Ходыкина. По исполнительскому мастерству, владению сложными приёмами многоголосного пения, традиционным певческим репертуаром им не уступали более молодые певцы, пополнившие афанасьевский хор в разные годы - это: Мария Борисовна Карташова, Татьяна Давыдовна Флигинских, Наталья Давыдовна Чертова, Анна Тарасовна Ходыкина, Анастасия Никифоровна Ходыкина, Анна Петровна Ходыкина, Анастасия Антоновна Кузнецова, Дарья Филипповна Валуйских, Евдокия Никитична Андреева, Ольга Федотовна Валуйских, Дарья Фоминична Валуйских, Анастасия Антоновна Веретенникова, Анна Федотовна Веникова, Пелагея Алексеевна Есакова, Мария Васильевна Есакова, Наталья Ефимовна Карташова, Нина Филипповна Карташова, Ксения Федотовна Костенникова, Федосья Николаевна Нечаева, Евдокия Тимофеевна Рощупкина, Наталья Ивановна Рощупкина, Ольга Петровна Рощупкина, Любовь Антоновна Чертова, Василий Григорьевич Чертов, Федор Григорьевич Чертов, Наталья Давыдовна Чертова. География гастрольных выступлений фольклорного коллектива чрезвычайно широка и разнообразна: неоднократные участия в музыкально-этнографических концертах в Москве, Воронеже, Белгороде; выступление на юбилейном вечере, посвящённом 100-летию А.Я. Колоти-ловой (г. Архангельск, 1990г.); участие в областных, Всероссийских и Международных фестивалях (г. Белгород, 1992 - 1993гг.; г. Минск, 1994 г.); участие в презентации фольклорной академии «Карагод» в Большом зале консерватории им. П.И. Чайковского (г. Москва, 1994 г.); множество выступлений в разных городах Советского Союза по случаю фольклорных праздников, научно-творческих конференций, симпозиумов (Санкт-Петербург, Самара, Саратов). За выдающиеся достижения в области народно-певческого исполнительства, огромный вклад в популяризацию традиционной южнорусской песни, фольклорному ансамблю села Афанасьевка Алексеевского района, Белгородской области, было присвоено звание «Народный самодеятельный коллектив» (1958 г.); в 1991 году - премия профсоюзов в области самодеятельного художественного творчества; в 1993 году Ефим Тарасович Сапелкин был удостоен почётного звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации»; в 2007 году в родном селе Е.Т. Сапелкина открыт памятный бюст этому непревзойдённому народному певцу, талантливому руководителю, истинному патриоту земли Белгородской. Уникальное певческое искусство афанасьевцев нашло отражение в документальных и научно-популярных фильмах: «Звонкая сторона» (реж. А. Летичевский, «Экран», 1969); «Русский народный театр» (реж. Л. Купершмидт, Центрнаучфильм, в 3-х частях, 1974 - 76); «Песни над Тихой Сосной» (реж. П.В. Русанов, ЦДСФ, 1981); «Вселиственный мой венок» (по материалам В.М. Щурова, реж. Н. Ряполов. Отечество, 1991); «Мировая деревня». Вып. №6; «Из уст в уст», «Зимние песни Белгородских степей» (РТР, 1995); «Россия. Спрятанная память» (США, 1995); в художественном фильме «Дворянское гнездо» (реж. А. Кончаловский) звучит рекрутская песня «Ой, не кукуй в саду, кукушечка» в исполнении фольклорного ансамбля села Афанасьевка. Целая серия научных работ и нотных песенных сборников, посвящённых традициям южнорусского искусства, в том числе - афанасьевским песельникам, подготовлена профессором, доктором искусствоведения, заслуженным деятелем искусств России - В.М. Щуровым: «Песни южной России». М., Советская музыка, 1967, № 3; «Ефим Сапелкин и его ансамбль». М., 1969. С. 34; Песни села Афанасьевка Алексеевского района Белгородской области // Руднева А.В., Щуров В.М., Пушкина С.И. Русские народные песни в многомикрофонной записи. М., Советский композитор, 1979. С. 103 - 162; «Усёрдские пищики» в сборнике «Памяти Квитки». М., 1983; «Белгородское Приосколье. Песни Усёрдской стороны». М., 1995; «О региональных традициях в русском народном музыкальном творчестве (Музыкальная фольклористика). Выпуск 3. М., Советский композитор, 1986. С.11 - 47; «Южнорусская песенная традиция». Исследование. М., Сов. Композитор, 1987. 320; «Кочерёжка-дуда». М., 1987; «Песни Усёрдской стороны». М., Композитор, 1995. 360 с.; «Белгородское Приосколье». Вып.2. Белгород, 2004. С. 3 - 84; «С рюкзаком за песнями» (Записки собирателя) (с компакт-диском). М., 2005. С. 3 - 22, 48, 103 - 117, 221, 226, 228; Былое и время. М., Современная музыка, 2017. 314 с.; Путешествия за песнями. М., ООО «Луч», 2011. 384 с. О роли музыкально-фольклорного наследия афанасьевского ансамбля свидетельствуют многочисленные публикации, научные работы, нотные издания учёных, специалистов-практиков учреждений культуры и искусства, в том числе Белгородской области. Веретенников И.И. Русская народная песня в школе. Белгород, 1994; Белгородская энциклопедия. Белгород, 2000. С. 14, 26, 87, 343; Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины. Учебное пособие. Белгород, Белгородская областная типография, 2000. 266 с.; Жиров М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры. Белгород, 2003; Дмитрий Покровский. Жизнь и творчество / Сост.: Буданова Н.Р., Морохин Н.В. М., Ассоциация Экост, 2004. С. 70, 109, 166 - 167, 286; Жиров М.С. Традиционные праздники и обряды Белгородчины / М.С. Жиров, О.Я. Жирова. Белгород, 2002; Жирова О.Я. Традиционная празднично-обрядовая культура Белгородчины в современной социокультурной среде региона. Белгород, 2004; Сысоева Г.Я. Песенный стиль воронежско-белгородского пограничья. Воронеж, 2011. 393 с.; Никитина В.Н. Народные музыканты южной России в зеркале своих писем (последняя четверть XX века). Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. На правах рукописи. МГК им. П.И. Чайковского. М., 2012. С. 28, 30, 46, 54, 67 - 82, 181 - 187; Жирова О.Я., Жиров М.С., Алексеева О.И., Коноваленко С.П., Кудымова О.Н. Музыкальный фольклор Белгородчины. Белгород, 2014; Жирова О.Я., Жиров М.С., Алексеева О.И., Коноваленко С.П., Кудымова О.Н. Сто русских народных песен Белгородчины. - Белгород, 2014 и многие другие. В начале 1970-х годов афанасьевский коллектив, работая с Д.В. Покровским, стал эталоном для возникшего мощного фольклорного движения в России. Песни села Афанасьевка исполняются фольклорными коллективами страны, включены в учебные программы образовательных учреждений всех уровней. А локальная песенная традиция афанасьевцев культивируется новыми творческими составами местных фольклорных ансамблей, гарантируя перспективы её сохранения и развития на несколько десятилетий вперёд.
×

作者简介

Mikhail Zhirov

Belgorod state Institute of arts and culture

Email: ZhirovMS1951@mail.ru
doctor of pedagogical Sciences, Professor of folk singing art

Olga Zhirova

Belgorod state Institute of arts and culture

Email: ZhirovMS1951@mail.ru
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of folk singing art

Olga Alekseeva

Belgorod state Institute of arts and culture

Email: paramartika@mail.ru
candidate of philosophy, associate Professor of folk singing

参考

  1. Белгородская энциклопедия / Гл. редактор В.В. Овчинников. Белгород, Изд-во Областная типография, 2000. 359 с.: ил., карты, портр., [8] л. ил., карт, портр.
  2. Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины: учебное пособие. Белгород, Облтипография, 2000. 266 с.
  3. Красовская Ю. Концерт народных певцов // Музыкальная жизнь. 1966. № 11. С. 21 - 22.
  4. Щуров В. Ефим Сапелкин и его ансамбль. М., Всесоюзное изд-во «Советский композитор», 1969. 34 с.
  5. Щуров В.М. Песни Усердской стороны. М., Композитор, 1995. 360 с.

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

版权所有 © Zhirov M.S., Zhirova O.Y., Alekseeva O.I., 2019

Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名 4.0国际许可协议的许可
##common.cookie##