RETsENZIYa NA MONOGRAFIYu VORONINA N.I. «KhRONOTOP MOEY SUD'BY». SARANSK, IZD-VO MORDOV. UN-TA, 2016. 244 S. ISBN 978-5-7 103-3269-6


Cite item

Full Text

Abstract

Full Text

«Тайна личности, ее единственности никому не понятна до конца. Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир. Человек - микрокосм и заключает в себе все. Но актуализировано и оформлено в его личности лишь индивидуально особенное». Н.А. Бердяев Почему такой эпиграф? Потому что автор книги - признанная в России личность - огаревовед, бахтиновед и яушевовед; исследователь отечественной музыкальной культуры ХIХ века, провинциальной культуры, и метафизики города; руководитель научной школы по культурологии, искусствоведению и эстетике; научный руководитель аспирантов и докторантов. Начну с послесловия, которое автор разместил на последней обложке. «Будь книга хорошей или дурной, автор в руки читателей отдает частицу своей души, свои чувства и переживания. Всматриваясь в прошлое, связываешь собственное мироощущение с эволюцией идей определенных периодов жизни - от взросления и становления личности до социального положения и прорастания в профессию от музыки как искусства до теории и истории культуры. Хотя «ценности и не представляют собой действительности, ни физической, ни психической, сущность их состоит в их значимости, а не в их фактичности» (Г. Риккерт). Но именно пристрастие человека к тем или иным ценностям через знаки и символы раскрывает его непосредственные интересы, его любовь к своему делу, к его совершенствованию». Об этом книга воспоминаний, размышлений о жизни и о себе, о поиске оснований, находящихся в повседневной жизненной практике, о серьезных исследованиях и находках в науке и творчестве. Книга погружает нас в «хронотоп» (термин М.М. Бахтина), то есть в пространство ученого, демонстрируя временнӹе рамки событий и представляя замечательных людей, встретившихся на пути автора, профессора Ворониной Натальи Ивановны. Нелегко найти слова, более или менее адекватные тому стилю, которым её автор - мудрая и тонко чувствующая эмоциональное богатство жизни Воронина повествует, философствует, переживает о мире. Подготовку читателя именно к такой стилистически богатой палитре даёт вступительная глава, помогающая осознать и почувствовать право и правомерность нашего прикосновения, а может быть, и познания феноменов «хронотоп» и «судьба». Прочитав её, осознаешь, что немножко завидуешь девочке из Саранска, которой с детства судьба посылала добрых и талантливых наставников (М.М. Бахтин и М.В. Юдина, В. Нестьев и И.Д. Воронин и др.), которые формировали интерес к искусству, науке, философии, краеведению и способствовали становлению музыканта, ученого, культуролога. Достаточно обратиться лишь к названиям текстов друзей и коллег, размещенных в книге, чтобы сразу нарисовать развернутую характеристику самого автора книги, прочитать, разглядеть ее профессиональные, деловые и нравственные черты, душевные качества (кажется, что их хватает на всех): «твердый (по-мужски) характер и постоянная (по-женски) забота» (Т.С. Злотникова, Ярославль); «носитель нравственной информации нашего времени» (И.А. Гал-кина Ларнака, Кипр); «ни одной фальшивой ноты» (А.Ю. Ивлева, Саранск); «мудрый, дружески доброжелательный ум…» (Н.М. Инюшкин, Пенза); «знаковая для университета фигура» (Н.Л. Новикова, Саранск); «Мастер и Учитель» (О.В. Радзецкая, Москва); «вся жизнь - творчество» (И.Л. Сиротина, Саранск); «уникальность и разноплановость» (В.А. Фортунатова, Нижний Новгород) и др. Сам о себе автор пишет очень скромно, поместив лишь анкету со всеми сведениями под названием «Летописи красная строка…». Тем не менее, информация в ней богатая. Подчеркнем лишь некоторые факты: на сегодняшний момент 27 докторов и 87 кандидатов наук, подготовленных и защищенных под руководством Ворониной по философии, культурологии и искусствоведению. Свыше 400 научных публикаций, из которых 29 монографий и 5 учебников. Воронина - Заслуженный деятель науки Российской Федерации; Академик РАСН; удостоена высших наград Республики Мордовия: Орден Славы III степени, трижды Лауреат государственной премии и премии Главы Республики Мордовия, Орден «За веру и верность» и др. Это одна сторона издания. Есть и вторая, главная задача которой - представить свои труды о культуре, искусстве, культуре провинции, какими они виделись в разные периоды творческой деятельности Ворониной. Смысловой центр этого раздела образуют три больших главы: «Госпожу свою - музыку - славлю», «Восьмидесятые…» и «Окно, распахнутое в мир». В совокупности они дают весьма детализированный исторический и философско-культуроло-гический взгляд на проблемы, разрабатываемые профессором в своих трудах. Представленные в книге материалы, начиная с середины ХIХ века - вплоть до истории культуры первых десятилетий ХХI века, особенно о неординарных личностях от Н.П. Огарева (мыслитель ХIХ века) до А.И. Суха-рева (ректор Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева в 70-е и 80-е годы ХХ века), свидетельствуют об универсальности интересов ученого-философа и культуролога. Поиск новых философских смысловых координат в науке был бы невозможен без дружбы с выдающимся ученым-философом, истинным российским интеллигентом А.Ф. Еремеевым (Екатеринбург); без встречи с мудрым Н.М. Инюш-киным, увлеченным научным обобщением природы и феноменов провинциальной культуры с опорой на историю и реальность Пензенского края; без общения и сотрудничества с видными учеными Т.С. Злотниковой (Ярославль) и Е.Я. Бурлиной (Самара), знающими все тайны провинциального города и др. Фундаментальная научная проблема, на анализ и обобщение результатов которой направлено внимание автора книги, - разработка одной из важнейших проблем философии и искусствознания - метафизики музыки. По словам А. Шопенгауэра, музыка есть тайное упражнение в метафизике души, не сознающей того, что она философствует. Признавая это понимание смысловым и конструктивным основанием в процессах художественного творчества, автор пытается ответить на важный вопрос, что же есть музыка, при этом демонстрирует в совокупности необходимость охвата широчайшей эмпирико-факто-логической базы с высоким уровнем философского обобщения. В восприятии музыки немалую роль играют разного рода немузыкальные аспекты, в том числе эмоциональные, социальные, биографические и т.п. Одним из таких аспектов явилось знакомство с великолепными музыкантами М.В. Юдиной и А.М. Таракановым, уникальным певцом И.М. Яушевым и удивительно-трогательной певицей Л.И. Кожевниковой, известным музыковедом И.В. Нестьевым и др. Каждый из них, входя с музыкой в жизнь Ворониной, втягивал ее в свою «музыкальную орбиту», в которой она пребывает и поныне. Изменившийся ракурс проблемы отношений человека с искусством сегодня диктует необходимость новых научных подходов в ее изучении. Роль мотиваций и интеллектуально-культурных ресурсов личности, природа индивидуальных предпочтений, оценка результатов увиденного / услышанного и другие многообразные формы отношений человека с искусством не могут быть постигнуты исключительно на теоретическом уровне с использованием традиционных для гуманитарной науки описательных методов. Шагая в ногу со временем, Воронина насытила книгу репликами, отзывами, рецензиями, стихами учеников (аспирантов и докторантов), коллег с кафедры, которую создала и у руля которой стояла с 1985 по 2017 годы, коллег из разных отечественных и зарубежных вузов, а также членов докторского диссертационного совета, председателем которого она является уже больше двадцати лет. Новизна предлагаемой книги (по содержанию, структуре, уровню анализа и обобщения, методике изложения) относительно существующих подобных изданий по заявляемой научной проблеме определяется следующими моментами: 1) смысловой контекст понятий «хронотоп» и «судьба» охватывает проблематику всей книги; 2) в текстах Н.И. Ворониной проблемы культуры, искусства, образования рассматриваются со всех возможных и необходимых точек зрения: философско-эстетической, искусствоведческой, историко-культурной, историко-художественной; 3) «метафизика музыки» по анализу и обобщению идей на новой основе являет собой «другой» уровень осмысления данного «типа философствования», что особенно актуально сейчас. Таким образом, перед нами интересная и оригинальная книга о судьбе ученого - философа, культуролога и музыканта, увлекающегося путешествиями и «тихой охотой» на природе, живущего в окружении любящей семьи, друзей и коллег, при этом у Ворониной свое - особое отношение к людям, искусству, повседневной жизни, которое «подпитывается» ее постоянными духовными поисками и жаждой познания. Как здесь не вспомнить строчки из поэмы «Космос» М. Волошина: Пытливый дух… Он очевидность выверил числом, Он цвет и звук Проверил осязаньем, Он взвесил свет, Измерил бег луча… Духовный мир любого человека принято называть душой, а это чувства и стремления, порождающие смысложизненную целостность. Духовна лишь та жизнь, которая устремлена на созидание и творчество. Умение познавать мир, мыслить, чувствовать, творить прекрасное, любить - осознание Ворониной того особого измерения, в котором она постигает мир и себя ей одной свойственным образом. Уверена, что читатель, кто бы он ни был, с удовольствием познакомится с «Саранским хронотопом» Натальи Ивановны Ворониной, ставшим ее судьбой, и найдет для себя много интересного и поучительного.
×

About the authors

N. L Novikova

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 Novikova N.L.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies