RETsENZIYa NA STAT'Yu. T.A. KOLYShEVA «REFLEKSIVNO-DIALOGIChESKOE OBShchENIE V MUZYKAL'NO-PEDAGOGIChESKOM OBRAZOVATEL'NOM PROTsESSE»


Cite item

Full Text

Abstract

Full Text

Автор статьи (с. 22 - 27) в течение ряда лет разрабатывает тему подготовки будущего педагога-музыканта профессионально-личностной рефлексии в процессе его вузовского образования. Новое направление - раскрытие специфики рефлексивно-диалогической природы музыкально-педагогического образования - стало целью данной статьи. Т.А. Колышева, как преподаватель-исследователь, на основе многолетнего опыта доказывает необходимость в образовательном процессе вуза диалогически осмысливать художественно-культурное содержание музыкального произведения через призму знаний различных областей культуры, психологии и педагогики. Предлагаемая технология роднит культурно-образовательный процесс подготовки учителя музыки с методами обучения учителей словесности анализу литературного текста, выразительному чтению. Автор справедливо отмечает, что «общительность» музыки, специфика ее выразительных средств определены внутренней коммуникативностью музыкального искусства, которая отражает объект музыкальной информации - духовный мир человека. Поиски собственной интерпретации музыкального сочинения, представленного композитором в символике нотного текста, происходят путём выстраивания диалога между автором и исполнителем при активной поддержке преподавателя как модератора. Убедительность трактовки произведения будущего учителя как музыканта, педагога, исполнителя зависит от точности понимания эмоционально-образного строя произведения. Знания об эпохе, истории создания сочинения, биографические факты из жизни автора, стилистические особенности письма, индивидуально-личностные черты, повлиявшие на творчество композитора, не только расширяют кругозор бакалавра / магистра, но создают культурный базис для воплощения. Наряду со средствами музыкальной выразительности, зафиксированными композитором в нотном тексте (мелодия, гармония, лад, тональность, ритм, темп и т.д.) средства исполнительской выразительности (агогика, динамика, штрихи, чувство стиля, индивидуальность исполнителя и т.д.) позволяют вступать в творческий диалог с композитором, ставить и решать креативные задачи поиска собственной трактовки музыкального образа, что определяет внутреннюю диалогичность музыкального искусства. Рефлексивно-диалогическое общение в процессе освоения музыкального сочинения предполагает открытие личностного смысла, экстраполяцию идей, образов, чувств, эмоциональных состояний в собственный личный и профессиональный опыт учащегося. Результатом внутренней работы учащегося-музыканта становится проникновение в психологические, эмоционально-чувственные состояния, не слепое копирование технических приемов, предлагаемых преподавателем в процессе обучения в классе, а вдумчивое, обращенное к слушателям исполнение, заставляющее их в свою очередь настроиться на поиск личностного смысла, музыкально-образных ассоциаций в процессе музыкального восприятия. Рефлексивный диалог становится действенным методом воспитания творческой индивидуальности будущего учителя музыки, помогает лучше понимать своих учеников, их музыкальные интересы, предпочтения, выборы, а также приобщать детей к истинным гуманистическим ценностям. Статья Т.А. Колышевой «Рефлексивно-диалогическое общение в музыкально-педаго-гическом образовательном процессе» рекомендуется к публикации в журнале Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки».
×

About the authors

O. M Buranok

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 Buranok O.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies