RETsENZIYa NA STAT'Yu. M.S. ZhIROV, O.Ya. ZhIROVA, O.I. ALEKSEEVA «ETNOMUZYKAL'NOE NASLEDIE FOL'KLORNOGO ANSAMBLYa SELA AFANAS'EVKA ALEKSEEVSKOGO RAYONA BELGORODSKOY OBLASTI: K PROBLEME OSVOENIYa»


Cite item

Full Text

Abstract

Full Text

В эпоху бездуховности и выхолащивания подлинных ценностей псевдоценностями техногенной цивилизации особым значением обладает обращение к глубинным пластам народной культуры. Былины, сказки, легенды, обрядовые песни и музыкальная культура в целом сохраняют нашу связь с ядром национальной культуры. В представленной на рецензирование статье (с. 38 - 45) авторами предпринята попытка выявить, систематизировать и проанализировать материалы о фольклорном коллективе села Афанасьевка Алексеевского района Белгородской области. Статья носит обзорный характер, в ней рассматривается общая проблематика освоения регионального этномузыкального наследия. Актуальность проводимого исследования в настоящее время обусловлена утратой содержания этномузыкального наследия во многих регионах России: традиционных форм исполнительства, обрядовой культуры, а также уходом из жизни подлинных носителей фольклорных традиций. Возникла острая необходимость и потребность обобщения, обработки и систематизации, разобщенных фольклорно-этнографических сведений, материалов, фондов, размещенных в базах данных, хранящихся в библиотеках специализированных учебных заведений, учреждений культуры Белгородской области, частных архивах ученых, собирателей, фольклористов, руководителей народно-певческих коллективов. Афанасьевские протяжные песни исследованы авторами на предмет иносказательной символической части; указано, в частности, что встречаются протяжные песни, где развита лишь символическая часть, при отсутствии связи с реальным миром, свидетельствующим о судьбах героев. В связи с тем, что среди поэтических песен в исследуемой традиции преобладают тексты с любовной тематикой, часто встречаются символы женщины и девушки: калина, белая берёза и т.д. Все эти художественные приёмы придают афанасьевским протяжным песням особую окрашенность, поэтическую образность, помогают выразить иное отношение к различным жизненным явлениям и фактам, передать чувства и настроения, которые они вызывают. Помимо языка символов, в афанасьевских протяжных песнях авторы исследуют различные художественные приёмы. Во-первых, это употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: соловьюшка, невестушка, суседушка, матушка и т.д.; исследуются также постоянные эпитеты: чужа сторонушка, зелёный сад и т.д.; и конкретные поэтические образы: печали - кукушка, дороженька; эпитеты счастья - солнце, белая берёза. Анализ местных поэтических текстов позволил авторам сделать вывод о литературном происхождении некоторых песенных примеров и их дальнейшей трансформации в фольклорных текстах. Авторы предложили такую точку зрения, указывая, прежде всего, на метрическое строение стихотворных текстов. Подобный тип стихосложения в народном творчестве сформировался под влиянием городской культуры. Некоторые примеры имеют конкретные авторские первоисточники, которые опубликованы в двухтомном издании песен русских поэтов, составленном В.Е. Гусевым («Где ж ты ты был, шельма, пробывал», «Соловей, соловка» - на текст Н.Г. Цыганова; «Что ты, соловьюшко», «Сколько я не думала» - на текст неизвестного автора). Представлено исследование содержательного репертуара свадебного фольклора села Афанасьевка, среди которых выявлены величальные, корильные, прощальные песни невесты, причитания. Отдельно изучен фольклор для детей - потешки и пестушки («Кочерёжка-дуда», «Тень, тень, патетень», «Иванушка-рачек»), а также колыбельные песни. Исследование музыкальной культуры было бы неполным, если не рассматривать весь культурный комплекс, на фоне которого существуют самоцветы музыкальной культуры. В представленном на рецензировании исследовании изучаются элементы материальной культуры села. Это традиционный женский комплекс понёвной одежды села Афанасьевка Алексеевского района, включающий такие и элементы как понёва, белая конопляная рубаха, расшитую черными геометрическим орнаментом счетной гладью, завеску - фартук, подпояска (пояс)), черные сарафаны трапециевидного кроя, орнаментированные рубахи, пояс, платок, головной убор сорока и нагрудные украшения, вышитые золотой нитью. Изучены народные инструменты: двойная жалейка, в народной терминологии «пишшики». Описано устройство жалейки типа: «пищик» («соломка», «соломинка», «тростянка», «дудка», «жалейка»). Авторами установлено, что инструментальной исполнительской традиции данного региона присуща ансамблевость, что в основной состав инструментального ансамбля обычно входит двойная жалейка и коса. Выявлен также репертуар наигрышей на данном инструменте (наиболее распространена «Барыня», менее распространены наигрыши: «Матани», «Страдания»). Более 80-ти лет существует афанасьевский фольклорный ансамбль, развивая и популяризируя традиционные песни Усёрдской стороны. За этот период сменилось несколько певческих составов. И, тем не менее, в силу преемственности местного певческого искусства было сохранено главное богатство афанасьевских песен - их многоголосный распев, ладовое, ритмическое и мелодическое своеобразие напевов, традиционный арсенал оригинальных средств художественной выразительности, нерасторжимое единство музыки и слова. Песенным эталоном афанасьевского исполнительства стал первый состав коллектива, организатором, руководителем и вдохновителем которого был Ефим Тарасович Сапелкин, необычайно одаренный в музыкальном отношении певец. Ядро афанасьевского хора составил вокальный октет, объединивший даровитых певцов-умельцев, почитающих традиции своих предков, влюбленных в народную песню, хорошо освоивших свою «роль» в совместном песнетворчестве: кто запевает, кто ведет основную линию среднего голоса, кто ему помогает, кто «басует», кто «тянет на пистон». Непревзойденное певческое искусство, достоинство сельских певцов, красочная палитра народных костюмов, оригинальность песенного репертуара, впервые продемонстрированные афанасьевцами на концерте в честь открытия Всесоюзной выставки в Москве в 1958 году, И, тем не менее, вокальный ансамбль села Афанасьевка - спонтанно сформировашийся бытовой народный коллектив. Его участники никогда не учились пению специально, их музыкальными «университетами» стали сельские праздники, свадьбы, традиционные весенние гуляния, «, зимние посиделки, семейные «беседы», в ходе которых, как правило, звучало огромное множество разножанровых песен. Это позволяло учиться пению с детства, перенимать музыкальный опыт у старшего поколения, унаследовавшего фольклорный контекст народного пения от дедов и прадедов в условиях повседневного семейного, трудового, производственного, досугового общения. Наряду с перечисленными выше достоинствами работы, рецензенту хотелось бы высказать некоторые замечания. Стиль изложения в представленном исследовании несколько пространен и реферативен. Помимо этого, хотелось бы порекомендовать авторам на будущее задействовать более широкий круг источников, в том числе с привлечением архивных данных, и более отчетливо обрисовать свой вклад в изучение исследовательского предмета. Так как статья в целом носит обзорный характер, сделанные нами замечания не умаляют очевидных достоинств исследования.
×

About the authors

V. B Malyshev

Email: vlmaly@yandex.ru

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 Malyshev V.B.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies