СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО В КОНТЕКСТЕ МЕТОДОЛОГИИ КОМПЛЕКСНОГО ИЗУЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА (ПО МАТЕРИАЛАМ I МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО: РАЗВИТИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, СРЕДА»)


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Авторы рассматривают феномен современного искусства как междисциплинарную научную проблему, которая обсуждалась на конференции в Самаре с 17 по 20 сентября 2019 года. Изложена программа научного мероприятия, основные направления работы, информация об участниках. Представлено содержание докладов, отмечены основные тенденции в изучении развивающих, образовательных, средообразующих, социально-консолидирущих возможностей современного искусства. Обозначен междисциплинарный методологический подход к использованию произведений современных авторов, новых средств выразительности, материалов и арт-технологий в решении актуальных задач высшей школы, подготовки педагогов в соответствии с требованиями государственных стандартов. На основе научных результатов работы конференции определены информационные лакуны проблемы, соответствующие пути поиска нового знания.

Полный текст

Предмет статьи - современное искусство в контексте методологии комплексного изучения человека. Основная тема - определение методологического подхода к изучению развивающих, средообразующих, образовательных и социально-консолидирующих возможностей современного искусства. Цель работы - анализ представленных в докладах участников конференции теории и опыта в области исследования современного искусства. Методология проведения работы состоит в поиске и обозначении подхода к выявлению возможностей современного искусства в развитии человека, образовании, формировании эстетически гармоничной среды, консолидации общества, с учетом результатов новейших исследований. Результаты работы содержат обобщенную характеристику содержания представленных на конференции докладов. Областью применения результатов является культурно-образовательное пространство высшей школы XXI века. Вывод. В целом, обобщение теоретических положений и опыта работы конференции позволяет обозначить примерный вектор исследования современного искусства как развивающего, образовательного, средообразующего и консолидирующего ресурса. Массив гуманитарного знания, накопленного в Самарском государственном социально-педагогическом университете, позволяет на новом методологическом уровне изучать глобальные проблемы, к числу которых относится выявление новых возможностей и функций современного искусства. Международная научно-исследовательская конференция «Современное искусство: развитие, образование, среда» продолжила традиции гуманитарных форумов СГСПУ. В свете науки и искусства XXI века расширился горизонт идей, которые обсуждались на 12-ти Международных научных конференциях «Язык. Культура. Личность» (2006-2018 гг.). Цель активизации внимания научного сообщества к проблемам формирования и воспитания духовно развитой личности с высокой общей и языковой культурой при этом представлена в горизонтах современного культурно-образовательного пространства. Материалы исследования. I Международная научно-практическая конференция «Современное искусство: развитие, образование, среда» проходила в Самарском государственном социально-педагогическом университете, на базе факультета начального образования, с 17 по 20 сентября 2019 года при поддержке / сотрудничестве с «Альянс Франсез Самара». Партнерами мероприятия были: Почетное консульство Италии в Самаре, художественная галерея «Виктория», Муниципальное бюджетное учреждение «Детская школа искусств №5» городского округа Самара, Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области. Более 100 представителей университетов, образовательных организаций, культурных центров, художественных коллективов России, Франции, Италии, Японии, Латвии внесли свой вклад в реализацию общей миссии - объединения регионов и стран на основе общечеловеческих ценностей, представленных в произведениях современных авторов, в научных исследованиях о развивающих и образовательных возможностях современного искусства, его роли в безопасности, создании эстетической среды. Конференция выполняла консолидирующую функцию. Прозвучали доклады, авторы которых придерживаются разных методологических позиций, научных интересов и по-разному относятся к обозначенной проблеме. Обсуждение позволило найти общие точки зрения, понять истоки противоречий. Программа научного мероприятия включала: пленарное заседание, работу секций, мастер-класс профессора М. Такахаши (Университет Тохоку, Япония) встречу участников и студентов с режиссером Жорисом Матьё (г. Лион, Франция), квест-игру «Современные художники и природа» в Зоологическом музее им. Флорова, (организаторы - студенты 2 курса профилей подготовки «Дошкольное образование» и «Начальное образование»), World cafe по теме «Современное искусство: за и против» (организаторы - студенты 5 курса профилей «Начальное образование» и «Иностранный язык»), посещение открытия выставки «Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией» в художественной галерее «Виктория», экскурсию «Кто живет на самарских фасадах» с историком и краеведом Александром Евгеньевичем Житковым, осмотр экспозиций музея «Детская картинная галерея», участие гостей в открытом занятии по изобразительному искусству в детском саду «Капелька». Также гости посетили спектакль «Спящая красавица» в Самарском академическом театре оперы и балета. На церемонии открытия президент СГСПУ И.В. Вершинин обратился к собравшимся с приветственным словом, подчеркнув значимость объединения разных поколений и культур средствами искусства. Плодотворной работы пожелала участникам конференции декан факультета начального образования Н.Г. Кочетова. От имени Джангуидо Бреддо, Почетного Консула Италии в Самарской области, приветствие произнес менеджер Консульства Д.В. Исаев: «Политика - разделяет, экономика также разделяет, но искусство во все времена является синонимом единения и диалога между народами, прежде всего между теми, которые как европейские народы и русский народ имеют общие основы и корни. Искренне желаю всем вам успешной работы!». Основной научной целью конференции было осмысление роли современного искусства в жизни человека, его изучении, а также - в культурно-образовательном пространстве, развитии общества, создании новой эстетической среды. Научная цель обусловила практико-ориентированные цели: - утверждение современного искусства как универсального языка поколений, его места в истории и обществе; - развитие межкультурного общения и взаимодействия, объединение народов средствами универсального языка искусства; - пропаганда в мировом культурно-образовательном пространстве ценностей, воплощаемых современным искусством: Родины, жизни, свободы, детства, здоровья, счастья, красоты, эстетического отношения к миру; - внедрение в образовательный процесс технологий мировосприятия и познания, апробированных современным искусством; - подготовка педагогических кадров, владеющих знаниями, умениями и навыками использования современных арт-технологий как основы обучения, воспитания и развития; - привлечение внимания общественности к проблемам эстетизации исторических памятников и артефактов (винтаж, ретро, антиквариат) в культурно-образовательной среде XXI века; реставрации-перестроения; создания музеев-заповедников на территории городов с богатым историческим прошлым. Проблема конференции обсуждалась в следующих аспектах: - современное искусство и развитие человека; - терапевтическое воздействие современного искусства; - современное искусство как сфера проявления одаренности; - роль современного искусства в межкультурном взаимодействии; - дизайн и гармоничная среда. Конференция показала, что исследование применимых в образовании, изучении человека и общества возможностей современного искусства привлекает внимание ученых в нашей стране и за рубежом. Стартовый опыт открытого обсуждения идей позволил детализировать проблематику универсального подхода к поиску нового знания о человеке средствами, традиционно считавшимися принадлежащими в основном сфере художественной деятельности. Научные основы обсуждаемой проблемы сформировались в результате обобщения идей отечественных и зарубежных исследователей. Массив гуманитарного знания, сложившийся в Самарском государственном социально-педагогическом университете благодаря многолетней научной деятельности коллектива, позволил реализовать саму идею конференции, рассматривая проблему с обоснованных теорией и практикой позиций. Векторы поиска нового знания обусловила методология, разработанная: - научными школами СГСПУ под руководством И.В. Вершинина и О.М. Буранка (тезаурусный подход) [6], Г.В. Акопова (взаимодополнительность науки и искусства при большей или меньшей специфике объекта, предмета и методов соответствующих исследований) [2]; - А.Я. Зисем [10], Б.С. Мейлахом [15], Б.М. Галеевым [9] и другими исследователями - приверженцами комплексного подхода к изучению закономерностей художественного творчества. Исходным пунктом в осмыслении проблемы конференции явилась модель «Периодическая система искусств» Б.М. Галеева [8], с помощью которой он считал возможным предвидеть возникновение новых художественных форм за счет интеграции традиционных средств выразительности и появляющиеся в области аудиовизуальной коммуникации, информационных технологий. В целом, прогноз оказался верным: новые формы, с помощью которых авторы открывают смыслы окружающей реальности, создаются и множатся, синтезируя на основе ассоциаций все доступные им материалы, переосмысливая «вечные» темы новыми художественными средствами (Т.Е. Шехтер [21], У. Эко [24], Е.А. Ягафова [23]). Искусство XXI века столь широко проникло в разные сферы человеческой деятельности, что мы замечаем его влияние на формирование тезаурусов (Вал. А. и Вл. А. Луковы [14; 13]), развитие теории одаренности (Д.Б. Богоявленская [4], Дж. Рензулли [25]). Преподаватели СГСПУ разных лет внесли своей образовательной и творческой деятельностью вклад в идеологию конференции. Среди них: художник, профессор Ю.И. Филиппов [22], директор Самарского художественного музея в 1953-2006 гг. А.Я. Басс [3], композитор М.Г. Левянт [12], художественный руководитель и главный режиссер Самарского драматического театра им. М.Горького в 1988-1995 гг. П.Л. Монастырский [17], основатель всемирно известной баянной школы А.М. Кац [11]. Они в высочайшей степени достигли единения в Личности общечеловеческих идеалов - эстетического и нравственного. Ими были заложены принципы воспитательной работы средствами искусства. Наши современники, представители музыкального, изобразительного, хореографического искусства, показывают путь к сплочению общества на основе тех же возвышенных идей, но представленных на современном художественном языке, понятном молодежи. Так, концерты баяниста-виртуоза С.И. Войтенко [19] собирают разных людей, которые любят народную музыку в современных обработках. Сегодня развитие искусства привело к высочайшему разнообразию форм и технологий, создающщему динамичное пространство, которое постоянно расширяется и умножает свои измерения. Накопление арт-продуктов и смыслов, которые они открыли миру, происходит стремительно, лавинообразно. Чтобы ориентироваться в них, используя во благо человека и общества, в ходе работы конференции осуществлялся поиск единых критериев для систематизации научно-художественного знания, выявления его еще не известных возможностей как богатейшего ресурса, используемого на благо человека и общества. Если на рубеже столетий для этого не было методологии, инструментария, то к настоящему времени они во многом сложились благодаря работам литературоведов, искусствоведов, педагогов и психологов. О том, что данная методология достигла уровня, когда ее можно применять в поисках нового знания, свидетельствует ее достаточно разработанная структура. Во-первых, она предписывает рассматривать условия: фон исследуемого феномена (состояние общественной атмосферы, поле смыслов культуры первых десятилетий XXI века), теории современного искусства и средства их интерпретации («язык наблюдений»), необходимые для построения теорий исходные знания, наглядные образы и модели, критическое отношение к наличному знанию, систему понятий (тезаурус). Во-вторых, охарактеризована структура искомого знания, к параметрам которого относятся: - комплексность, междисциплинарность (интеграция естественнонаучных и научно-гуманитарных концепций и представлений), ментально переработанная совокупность теории, практики и искусства как основы знания; - особое место в его структуре эстетических идей, концентрирующих гуманитарные ценности вокруг определенного идеала; - научно обоснованный способ получения информации; - конкретный информационный результат (упорядоченная информация); - фиксированные характеристики знания как продукта научного исследования, позволяющие исчислять экономический эффект его применения; - представленность знаниевых практик методологией (методологическим инструментарием) и рефлексией; - смысловая доминанта, зависящая от конкретной исторической и социокультурной ситуации; - формирование знания на основе практической деятельности; - превращение слова в термин, вместе с появлением нового представления; - приращение знания в процессе художественного творчества (искусство как опыт, поиск новых смыслов и возможностей); - слияние в новом знании общечеловеческих ценностей, включая эстетические. В-третьих, содержание нового знания предполагает объединение различных представлений и решений в условиях принципиальной неполноты и неопределенности информации о комплексном объекте (современном искусстве), взаимодействие и синтез методов различных наук, арт-методов. Наконец, достаточно ясно просматриваются пути, ведущие к истине: создание порядка из хаоса, экстраполируемое из сферы искусства в сферу науки, неравновесность как источник порядка. Неравновесные условия порождаются самой материей, ее развитие / рост приводит к необратимой эволюции, открытия и технологические новшества нарушают социальное, технологическое, экономическое равновесие. «Мы приучены мыслить в терминах линейной причинности, но теперь нуждаемся в новых «средствах мышления» [18, с. 250-266]. В современном искусстве стремительно увеличивается объем арт-продуктов, поэтому эволюция происходит быстрыми темпами. Смену этапов эволюции необходимо определить для того чтобы стала видна перспектива развития искусства, связанных с ним общественных явлений и процессов. На границах науки и искусства находится вопрос ценности современного человека, которая в некотором смысле возрастает вместе со способностью обучаться на опыте и хранить накопленную информацию в памяти. Т.е. человек становится все более сложным существом со все более долгим периодом созревания и обучения, более «ценным» в связи с крупными вложениями «биологического капитала» и уязвимостью на протяжении долгого времени. И. Пригожин поэтому обращает внимание на необходимость осторожного отношения к моделированию сложных явлений, к которым относится и современный человек («моделируемый» искусством): «дефиниция самих сущностей и взаимодействия между ними в процессе эволюции могут претерпевать изменения. Не только каждое состояние системы, но и само определение системы в том виде, в каком ее описывает модель, обычно нестабильно или по крайней мере метастабильно» [18, с. 267]. Понимание современного искусства как создания порядка из хаоса ориентирует исследователей на создание не механической, а статистической модели, ведь индивидуальное поведение человека, отображенное тем или иным автором, базируется на предписаниях, относящихся к структурной организации общества, статистическими моделям масс, определению средних и пороговых значений. Сегодня искусство не руководствуется едиными критериями, выдвигаемыми извне (в отличие, например, от вполне «послушных» администрированию искусства Средних веков или соцреализма); коллективное арт-поведение как результат локальных взаимодействий не соотносится с глобальной задачей. «Такое описание подразумевает обращение к средним и вновь поднимает вопрос относительно устойчивости и бифуркаций […] модели, построенные на основе понятия «порядок через флуктуации», помогут нам справиться с подобными вопросами […] одни и те же нелинейности могут порождать порядок из хаоса элементарных процессов, а при других обстоятельствах приводить к разрушению того же порядка» […] если флуктуация становится неуправляемой, это еще не означает, что мы не можем локализовать причины неустойчивости, вызванной усилением флуктуаций» [18, с. 268-270]. Современное искусство соприкасается с наукой в сфере поиска первичности времен и измерения, от уровня элементарных частиц до космологических моделей, хотя его инструментарий специфичен. «Вечные» законы науки и искусства уступают свои позиции свежести, многообразию, открытости спонтанному, непредвиденному: «когда природа окончательно отказывается отвечать на принятом языке, разражается кризиc [...] На этом этапе все интеллектуальные ресурсы сосредоточиваются на поиске нового языка» [18, с. 381]. Кризис научного знания приводит к возникновению вопроса о существовании более тонкой формы реальности, чем наука, «охватывающей законы и игры, время и вечность» [18, с. 383], т.е. близкой к нашему представлению о современном искусстве. Иными словами, сегодня существует множественность методов - путей к истине, предлагаемых разными авторами. И есть реальная возможность найти «среднее» этих методов, общую траекторию, подсказанную интуитивными решениями, воплощенными в арт-объектах. Что касается предложенного на конференции исследовательского инструментария, то речь идет о педагогическом дизайне средств современного искусства, следовании принципам междисциплинарности, фундаментальности, прикладной направленности, системности и динамичности. Педагогический дизайн включает: - разработку педагогических спецификаций; - анализ потребностей и целей обучения для разработки соответствующей системы преподавания; - создание педагогических материалов и видов деятельности, тестирование и оценки их эффективности [20]. Как пишет Е.В. Абызова, «объектом изучения педагогического дизайна как части педагогики является процесс образования, а предметом - целенаправленный процесс организации образовательной среды (условий) с помощью образовательных материалов и ресурсов» [1, с.13]. Через призму категорий педагогического дизайна современное искусство можно рассматривать в качестве: - образовательной / информационной среды; - образовательного ресурса; - средства обучения и воспитания; - учебного материала. Педагогический дизайн является «пограничной» областью знания, в которой наиболее реально соединение традиционно художественного с тем, что до недавнего времени считалось исключительно принадлежностью наук, включая педагогические. Е.В. Абызова в этой связи называет его научно обоснованным процессом, построенным на основе достижений «таких научных областей, как педагогика, психология, эргономика, эстетика, дизайн, информатика, экономика» [1, с. 14]. Современное искусство является неоправданно мало используемым «поставщиком» ресурсов для реализации принципов педагогического дизайна: - научности (отбор учебных материалов в соответствии с современным состоянием науки и техники, его воплощением в арт-объектах); - наглядности (использование материалов и средств, которые задействуют в процессе познания максимальное число каналов восприятия; предполагает деятельностный подход к процессу обучения - наличие научно-теоретического знанияи практических, творческих задач и ситуаций; обеспечивает максимальный учет психологии памяти, мышления, восприятия, логики процесса познания, возрастных особенностей и предпочтений); - непрерывности и последовательности (логичность в изложении учебного материала - художественные и «нехудожественные» ассоциации); - доступности (эргономичность восприятия учебного материала, учет при его отборе зоны ближайшего развития обучающегося) [1, с. 15]. Конференция явилась первым шагом к объединению прогрессивных идей. Их квинтэссенцией, как мы полагаем, будет знание, позволяющее совершенствовать личность и профессионализм, направлять в позитивное русло коммуникацию, поддерживать духовное и физическое здоровье современников. Ресурс современного искусства богат, все время увеличивается; в ходе конференции был создан фундамент масштабной работы по созданию технологий его рационального и эффективного использования. Представленные на конференции теоретические и практические исследования позволили обозначить стартовую позицию в осмыслении «портрета» современного человека в современном мире, которая создана творчеством театрального режиссера Ж.Матьё, художников-гиперреалистов, просветительской деятельностью профессора М. Такахаши, другими участниками. Формирование данной позиции обосновано логикой изменений культурно-образовательного пространства. Профессор И.В. Вершинин заметил: «В начале XXI века, когда литературный процесс находится в переходном периоде своего развития, обращение к переходным эстетическим явлениям предшествующих эпох оказывается необычайно актуальным как в теоретическом, так и в историко-литературном аспектах. На наших глазах рождается некая новая литература, но совершенно неясно, какие черты в ней станут ведущими, а какие в будущем утратят свое значение» [7]. Данный тезис в рамках конференции применялся к развитию искусства в целом, что привело к пониманию: ситуация на исходе 2010-х гг. благоприятна для определения ведущих и утративших значение черт произведений, которые были созданы за двадцать лет нового века. Участники форума обращались к уникальной роль музыки, наглядно убеждающей том, что талант автора соединяет интонации, созданные разными народами. Об этом, на примере творчества композитора С.А. Губайдулиной, в своем докладе рассказала кандидат искусствоведения, доцент Казанской консерватории Н.В. Шириева. Современное искусство было представлено и в качестве средства преодоления методологического кризиса в таких областях знания о человеке, как исследование одаренности и соответствующий понятийный аппарат [5], объяснение единства индивидуума с природой и обществом [16]. Доклады, прозвучавшие на конференции, условно можно объединить по общим установкам авторов. 1. Современное искусство «встраивается» в систему известных понятий, что позволяет говорить о нем как о феномене, появление которого обусловлено логикой развития культурно-образовательного пространства. В этом ракурсе можно рассматривать деятельность детей-дошкольников по созданию современных образцов национальной одежды (Ю.В. Аитова, Н.Г. Тимонина, г. Самара), обработки фольклорных произведений современными авторами, используемые как средство художественно-эстетического развития дошкольников (Е.В.Булгакова, г. Отрадный), композиции латгальской рок-группы «Varang Nord», интегрирующие народные традиции и современность, поверх границ объединяющие страны и поколения, сохраняющие красоту и своеобразие древнего латгальского языка, на котором создаются и исполняются песни группы «Varang Nord» (А. Курицын, г. Даугавпилс, Латвия, историко-куль-турная область Латгалия). 2. С проблематикой воспитания связывают современное искусство ученые из Японии. В работе М. Такахаши (г. Сендай, Университет Тохоку) показано воспитательное значение художественной деятельности - живописи, танцев и хорового пения; подчеркивается инструментальная ценность искусства, в противовес значимости искусства как такового. Мастер-класс, проведенный японским профессором, показал, что музыка и танец, в данном случае представленные как инструменты арт-тарапевтического воздействия в работе с людьми, пережившими стихийные бедствия - землетрясение, цунами, помогают понять друг друга представителям разных народов, осуществлять совместную художественную деятельность. Т. Макииши (г. Сендай, Женский колледж) рассматривает в качестве регионального воспитательного ресурса ритуальные танцы Кагура. 3. Еще одна группа докладов объединена обращением к конкретной области - использованию потенциала современного искусства в изучении одаренности. Так, Д.В. Иванов акцентирует значимость понимания психологических особенностей творческого процесса, которые похожи у детей и взрослых композиторов, художников, поэтов. Поэтому благоприятные условия для «одаренного поведения» детей создаются в первую очередь образовательной средой, обогащенной художественным материалом из коллекций современного искусства и структурированной как «плодотворный беспорядок». По мнению И.Б. Пильщиковой, для выявления одаренности детей целесообразно использовать такой метод современного искусства, как «спонтанная импровизация». Педагог-исследо-ватель опирается на личный психолого-педагогический опыт работы по созданию творческой среды в обучении юных пианистов через синтез искусств и развитию художественной одаренности детей; опыт собственной композиторской практики. На начальных этапах обучения юных пианистов подтвердилась целесообразность интегрирования исполнительской и сочинительской деятельности. Последовательность этапов: первый - импровизация на заданную тему, второй - музыкальные композиции на свободные темы, третий - углубленная работа с музыкальным материалом. Н.Г. Кочетова и Т.В. Федорова отметили: современное искусство может способствовать проявлению детьми математической одаренности. Найдены данные наблюдений, свидетельствующие о позитивном воздействии игры на музыкальных инструментах на «математические структуры мышления» (термин В.А. Тестова) как основу математической одаренности, в структуре математической одаренности выделено чувство «математической эстетики» (В.Э. Чудновский и В.С. Юркевич). Музыка, особенно классическая и в сочетании с ритмически организованным мерцающим светом, способствует проявлению математической одаренности, помогая визуализировать информацию, делая доступными наблюдению внутренние процессы мышления. Л.Ю. Калинина рассматривала не представленные ранее в едином исследовании образовательные возможности современного искусства, которые могут быть реализованы при условии гармоничного сочетания стабильной ценностной основы с гибкостью. инновационностью форм обучения и воспитания. Современное искусство, предлагающее широкий выбор произведений, как никогда разнообразных и создаваемых в процессе свободного авторского высказывания, дает возможность выбора стимулирующих материалов для творчества каждого из детей. Содержанием творческой встречи с режиссером Ж. Матьё было обсуждение нового знания о человеке, которое возникает непосредственно на сцене, в ходе театрального действия. Обсуждался спектакль для трех возрастов (6+ (8+), 12+, 16+) «Hikikomori» («Хикикомори - бегство»), показанный осенью 2019 года в театре «СамАРТ» [26]. Исследуя средствами современного театра мировосприятие мальчика Нильса, который переживает кризис отношений с окружающими, Ж. Матьё пришел к выводу об устойчивости человеческих качеств, включая негативные. Т.е. современный человек, по его мнению, во многом тот же, что во времена древнегреческого театра и Шекспира. Однако на наших современников - взрослых и маленьких - заметно влияют новые технологии, среда, в которой найти себя порой удается только через бегство и ограничение потребностей. Результаты и выводы. По итогам конференции оказалось возможным конкретизировать роль современного искусства в методологии комплексного изучения человека. Прежде всего, обращает на себя внимание «самостоятельность» художественной составляющей нашей жизни, способность арт-объектов притягивать к себе разные элементы культурно-образовательного пространства, упорядочивая их. В такой подвижной, изменчивой и эстетико-ориентированной среде человек интуитивно или сознательно следует «предлагаемому» вектору. Т.к. акценты при этом размещаются на смысловых точках, участник оказывается в ситуации осмысления нового, а его познавательные способности развиваются вместе с эстетическим отношением к миру. По сути, это схематично представленный образовательный маршрут, на основе которого целесообразно планировать глобальные перспективы личностного и профессионального становления. Ранее не существовавшая демократичность, отчетливо заметная в современном искусстве, сближает людей на основе общих ценностей, консолидирует общество «поверх» границ и предрассудков. В общих чертах удалось обозначить общий подход к выявлению и продуктивному использованию ресурса современного искусства в изучении человека. Его основой, исходя из прозвучавших на конференции докладов, являются ценности жизни, здоровья, детства, эстетического отношения к миру. В данном подходе принципиально обращение и к методам гуманитарных наук, и к художественному познанию, позволяющему находить истину непосредственно, используя интуицию, индивидуальный взгляд автора на привычные объекты, обобщенное толкование смыслов с позиций науки и искусства. Конференция показала, что центром, к которому сходятся художественно-смысловые потоки, сегодня может быть не только город с устоявшимися традициями проведения крупных форумов по проблемам искусства. Самара - молодой, с этой точки зрения, регион, обладает определенной «непредвзятостью», открытостью ко всему новому, и потому именно здесь современное искусство находит для себя место и понимание. Исторически находящееся в центре пересечения культур разных народов пространство Самары, всего Поволжья участники конференции рассматривали как сферическое, впитывающее самые свежие идеи и открытия, транслирующее интеллектуальные и культурные инновации. Взгляд на проблему не из столицы, а из региона, обладающего собственными культурными ценностями, позволил еще раз убедиться: культура народов, которые пришли на берега великой реки одновременно и веками мирно соседствуют, нераздельна. Хотя такое взаимопонимание есть далеко не во всех регионах и странах, искусство, воплощающее единые для народов-соседей ценности, помогает сделать лучше отношения между людьми, снижает угрозу непонимания и конфликтов. Обзор перспектив дальнейшего исследования представляет собой «веер подпроблем», в котором высветились области знания, тесно связанные с проблемой конференции и к настоящему времени мало исследованные: визуализация повседневной культуры («истории современности»), сохранение культурного наследия российской провинции и его гармоничное существование в пространстве современной культуры, культурно-нравственный и интеграционный потенциал русского искусства на постсоветском пространстве, образовательная роль академической музыки как элемента современного искусства, связь художественных культур России и Западной Европы на современном этапе, исследование общих основ современной культуры на примере археологических находок, традиции в современном искусстве старообрядцев, лексическое развитие детей-билингвов раннего возраста как аспект одаренности, взаимодействие языков и культур в произведениях современных авторов, русский культурный код и современные художественные ценности, этнокультурные маркеры в современном искусстве малых народов, стилеобразующие факторы развития прикладного искусства России, формирование тезауруса современного искусства, индукция эмоциональных состояний художественными средствами, проявления одаренности в художественно обогащенной среде, постмодернизм в искусстве и образовании XXI века, медиаобраз нестоличного города России, роль современного искусства в понимании человеком явлений, объектов и мира как целого, искусственный интеллект как «автор» и «соавтор» художественного произведения, массовая культура как междисциплинарная проблема, межкультурная эмпатия в процессе совместной художественной деятельности представителей западной и восточной культур, искусство как смыслопорождающая деятельность ребенка и взрослого, отражение морфофункционального развития человека в арт-продуктах, арт-продукты как маркеры одаренности, современное искусство в создании человеческого капитала.
×

Об авторах

Лариса Юрьевна Калинина

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: larisakalinina2008@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент, профессор РАЕ, доцент кафедры дошкольного образования

Дмитрий Викторович Иванов

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: klar1992@gmail.com
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии

Николай Александрович Никитин

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: klar1992@gmail.com
менеджер научно-исследовательской части

Список литературы

  1. Абызова, Е. В. Педагогический дизайн: понятие, предмет, основные категории // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2010. - № 3-3. - С.12-16.
  2. Акопов, Г. В. Психология искусства: от Л. С. Выготского к В.Ф. Петренко (трансценденция проектов психологии искусства в различных модусах сознания) // Методология и история психологии. - 2018. - № 1. - С. 34-45.
  3. Басс Аннета Яковлевна // Ерофеев В. Историческая Самара. - URL: https://clck.ru/MDmTS (дата обращения: 04.01.2020).
  4. Богоявленская, Д. Б. Одаренность: ответ через полтора столетия // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2010. - № 3. - С. 3-17.
  5. Богоявленская, Д. Б. Психология творчества и одаренности: Материалы всероссийской научно-практической конференции 20-21 апреля 2018 г. / Отв. ред. Д. Б. Богоявленская. - М.: Изд-во МПГУ, 2018. - 500 с.
  6. Буранок, О. М., Вершинин, И. В., Якадина, Т. А. Тезаурус в исследованиях Вл.А. Лукова и самарская научная филологическая школа // Знание. Понимание. Умение. - 2014. - №3. - С. 137-147.
  7. Вершинин, И. В. Предромантические тенденции в английской поэзии XVIII в. и «поэтизация» культуры: Дис.. д-ра филол. наук: 10.01.03. - Самара, 2003. - 407 с.
  8. Галеев, Б. М. Светомузыка сегодня: развитие идей Скрябина (на примере казанской школы нового искусства). - URL: https://colormusic.ru/books/article/page01.htm (дата обращения: 03.01.2020).
  9. Галеев, Б. М. Человек, искусство, техника (Проблемы синестезии в искусстве). - Казань: Изд-во Казанского университета, 1987. - 264 с.
  10. Зись, А. Я. Теоретические предпосылки синтеза искусств // Взаимодействие и синтез искусств: Сборник статей. - Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1978. - С. 5-19.
  11. Кац Алла Михайловна // МБУ ДО «Детская школа искусств №6» городского округа Самара. - URL: http://dshi6.ru/page/pedagogicheskij-kollektiv-1 (дата обращения: 04.01.2020).
  12. Левянт Марк Григорьевич // Детская школа искусств №6. -- URL: http://muzkulturasamara.ru/levyant-mark-grigorevich (дата обращения: 05.01.2020).
  13. Луков, В. А. Тезаурусный анализ в гуманитарном знании // Знание. Понимание. Умение. - 2014. - № 4. - С. 125-136.
  14. Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. Тезаурусный подход: исходные положения // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». - 2008. - № 9. - URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/9/Lukovs_Thesaurus_Approach/ (дата обращения: 03.01.2020).
  15. Мейлах, Б. С. Процесс творчества и художественное восприятие: Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы. - М.: Искусство, 1985. - 318 с.
  16. Мощелков, Е. Н. Состояние социогуманитарного знания: опыт прошлого и современность // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2019. - № 3 (60). - С. 148-152.
  17. Петр Львович Монастырский // Самарская губерния. История и культура. - URL: http://gubernya63.ru/Lichnost-v-istorii/samara/monastyrskiy.html (дата обращения: 04.01.2020).
  18. Пригожин И., Стенгерс, И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: Пер. с англ./ Общ. ред. В. И. Аршинова, Ю. Л. Климонтовича и Ю.В. Сачкова. - М.: Прогресс, 1986. - 432 с.
  19. Сергей Войтенко // 24 СМИ. - URL: https://24smi.org/celebrity/105335-sergei-voitenko.html#tableofcontents4 (дата обращения: 10.01.2020).
  20. Симонцева, Ю. В., Ростовцева, Ю. В., Ростовцева, В. М. Интерпретация понятия педагогический дизайн в проекции на профессиональную подготовку будущих учителей // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2006. - № 9(60). С. 108-110.
  21. Современное искусство и отечественный художественный рынок: Монография / Под ред. Т. Е. Шехтер. - Спб.: СпбГУП, 2005. - 176 с.
  22. Филиппов Юрий Иванович // Artsgallery.pro. - - URL: https://www.artsgallery.pro/hudozhniki/hudozhnik_filippov_yuriy_ivanovich_227028/ (дата обращения: 04.01.2020).
  23. Ягафова, Е. А. Пространство праздников и обрядов в традиционной и современной культуре чувашей. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prostranstvo-prazdnikov-i-obryadov-v-traditsionnoy-i-sovremennoy-kulture-chuvashey/viewer (дата обращения: 03.01.2020).
  24. Eco, U. Opera aperta. - Italy, Milano: Bompiani, 1962. - 370 p.
  25. Renzulli, J. S., Gaesser, A. H. A Multi Criteria System for the Identification of High Achieving and Creative/Productive Giftedness // Renzulli Center for Creativity, Gifted Education, and Talent Development. - URL: https://gifted.uconn.edu/schoolwide-enrichment-model/high_achieving_creative-productive_giftedness/ (дата обращения: 03.01.2020).
  26. Theatre Nouvelle Generation (г. Лион, Франция). - URL: https://cyberpedia.su/18x6086.html (дата обращения: 08.01.2020).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Калинина Л.Ю., Иванов Д.В., Никитин Н.А., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах