Ontology of sixty-year cycles: on the example of Russian history

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

 

The author considers the possibility of assigning to five 12 years of the 60-year Chinese cycle of functions that are steadily implemented over several cycles. He proposes a method of ontological modeling, within the framework of which the most general structural diagrams, both modern and ancient, are regarded as functional diagrams. In the course of the analysis, an ontological substantiation of five 12-year periods is proposed. Не analyzes the most famous five-element models of antiquity and modernity, on the basis of which the ontological structure of this cycle and the functions implemented by each of the 12-year periods become clear. Approbation of the obtained universal model of development is carried out on the material of four 60-year cycles of Russian and world history. The analysis showed that some trends are regularly repeated in Russian history, some trends are more significant for Western ones. The result obtained demonstrates that all the listed 5-element models from mythological and philosophical to political, socio-economic, as well as natural sciences occupy a full-fledged place in the modern scientific paradigm.

Full Text

Введение. Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы уделить должное внимание онтологии 60-летних циклов. Для этого решаются следующие задачи: а) определение функций и специфики каждого из пяти 12-летних периодов, составляющих один 60-летний цикл; б) сравнение содержания, т. е. процессов, характерных для сопоставимых периодов на протяжении нескольких циклов; в) обозначение перспектив развития. Предмет исследования – онтологические характеристики (функции) каждого из пяти 12-летий, образующих один 60-летний цикл.

История вопроса. В статье «Онтологические основания и актуальные прикладные применения древнеиндийской концепции познания и исторического развития» [2] уже была рассмотрена возможность существования и особенности 240-летнего цикла. Анализ проводился в ходе рассмотрения древнеиндийского цикла познания и смены исторических эпох, длительность которого составляет 24 тысячи лет. В качестве ориентира для позиционирования 240-летнего цикла в российской истории были использованы даты начала китайских 60-летних циклов (1804, 1864, 1924, 1984, 2044), отмеченные кардинальными преобразованиями либо в Европе, либо в России. В рамках проведённого анализа было принято положение о подвижном характере 240-летнего цикла, согласно которому ось (середина) 240-летнего цикла может проходить между любыми двумя 60-летними циклами. Такой подход позволяет выстраивать иерархию событий и анализировать актуальные диспозиции с равномерным интервалом в 60-лет. В древнеиндийском подходе предметом сжатия служит не газ, а время и возможности познания.

Методы исследования. Применяемый метод онтологического моделирования [1; 13] делает возможным обобщённое рассмотрение онтологии той или иной сферы деятельности, часто на примере результатов этой деятельности. Отличает данный подход применение статических онтологических схем, отражающих те или иные аспекты бытия, в качестве функциональных схем, обеспечивающих единство закономерностей и выступающих как условие, а также фактор развития. В рамках данного метода древние схемы (включая мифологические), этапы которых наделялись в древности определёнными атрибутами, становятся функциональными схемами. Современные функциональные схемы в этом отношении уступают древним, поскольку чаще всего они «заточены» на применение в одной избранной сфере жизнедеятельности. Преимущество метода онтологического моделирования в том, что он допускает описание сверхсложных процессов средствами гуманитарного исследования. Он может применяться к анализу человеческой деятельности и её результатов, историческим процессам, в которых чрезвычайно значим фактор субъективности. Динамическое применение базовых онтологических схем имеет своей внешней формой (формой презентации) циклическую (экономика, история) или же ритмическую организацию (музыкальный, поэтический, художественный текст) событий определённого рода. Относительно того, что каждая из онтологических моделей отличается числом этапов, которые она включает, актуальным становится вопрос о числе как качественной категории. Имеется в виду функциональная определённость возможностей системы числом элементов, которые её составляют. Число элементов, составляющих систему, не должно быть ни чрезвычайно малым, ни чрезвычайно большим, но должно допускать совершение как можно большего числа комбинаций. Один из традиционных математических критериев универсальности числа – число делителей. Число 60 насчитывает их 12.

От философии числа, первейшей среди древних философий Древней Индии и Древней Греции, метод онтологического моделирования отличает его ориентированность на практику: на анализ актуальных процессов как реальных, так и идеальных (например, в художественной литературе). Метод онтологического моделирования, как и термодинамика, не описывает всей совокупности взаимодействий, а определяет общее состояние системы на определённый момент времени. Отсутствие метода онтологического моделирования в понятийном и методологическом аппаратах современной философии может быть объяснено вполне понятным нежеланием применять «возвышенные» методы к «низким» сферам деятельности. На известном этапе развития древнегреческой математики аналогичная позиция препятствовала применению математических расчётов к разработке технических средств и к анализу реальных процессов.

Выделение в 60-летнем цикле пяти 12-летий базируется на числе 5 (число стихий) и на числе 12, которое «соответствует промежутку времени, на протяжении которого ‘царственная планета’ Юпитер проходит через 12 созвездий (точное значение периода 11,86)» [7, c. 195]. Современные индийцы, как и их древние предки, делят год на шесть двухмесячных, т. е. 60-дневных сезонов [7, c. 206]. Культурная специфика в восприятии 60-элементности на Востоке и Западе диаметрально противоположна. Если для Запада, к которому в научном отношении относимся и мы, 60-ричность в измерении часов и минут – только количественная величина, то для Древней Индии и Древнего Китая – 60-, а точнее 64-ричность, включающая трансцендентное (эл. 1, 64) и трансцендентальное (эл. 2, 63), – величина качественная [3, c. 57–58]. Это означает, что каждый из 64 этапов китайской «Книги Перемен», описывающей цикл познания [6], и каждый из 64 этапов «Наатья-щаастры», древнеиндийского трактата о драматическом искусстве (12 соединительных звеньев – на первый элемент сюжета и по 13 – на последующие четыре) [13, c. 290–295], наделены определёнными функциями. В настоящем же исследовании даётся обобщённое описание специфики и функций каждого из пяти 12-летий.

Результаты исследования. Для описания онтологии такого объекта анализа, как 60-летний цикл, первостепенную значимость имеет выделение пяти периодов, измерение каждого из них 12-летиями носит в данном случае вторичный характер. При обсуждении специфики каждого из них актуальными становятся все 5-элементные схемы, на примере которых можно составить представление о данном способе организации и сферах применения. Одна из древнейших форм пятиэлементности, в которой целое вмещает четыре подпространства, представлена в земледельческих культах трипольским знаком плодородия. Это ромб, часто поставленный на угол, и разделённый на четыре части [10, с. 525, 575] (Рис. 1а). Символом оплодотворения в центре малых ромбов служат точки-семена. При освящении участков по этой схеме в центр каждой из четырех малых фигур помещали камни, принесённые с четырёх сторон света [11, c. 42].

В Ваасту-видье, индийской науке об освящении участков и строительстве, центральное пространство, представленное большим квадратом, расширяется вовне и тем самым образует прямой крест [12] (Рис. 1б).

 

Рис. 1. Трипольский знак плодородия (а) [10, p. 525, 575] и ваасту-мандала (б) [12] (The Tripolsky sign of fertility (a) [10, p. 525, 575] and the Vastu-mandala)

 

Одна из наиболее известных пятиэлементных моделей – концепция пяти форм правления, предложенная Платоном в трактате «Государство» (кн. 8–9) [9]. В этой концепции первые две (тимократия, власть равных собственников земли, и олигархия) и последние две (тирания и аристократическая форма) – основные, а центральная стадия (нижняя часть схемы) – одновременное наличие этих четырёх, ведущее к хаосу:

 

 

Концепцию пяти экономических формаций, центральная часть которой – феодальная, объединяет с демократией то, что в обоих применениях центральная стадия – это стадия разобщения. В условиях коммунистической идеологии «оживление» экономики традиционно осуществляется посредством такой формы экономического планирования, как пятилетки.

Формула 2 отражает ориентацию концепции пяти дыханий в индийской «Майтри-упанишаде» (2.6) [14, с. 136], согласно которой божество Вищва (букв. «всё») разделяется на пять дыханий в целях наделения существ разумностью и жизнью. «Дыхание, идущее вниз», следуя движению схемы против часовой стрелки, относится к стадии II, этап «Дыхание, идущее вверх», соответственно, – к стадии IV, этап «Общее дыхание» – к её центральной стадии:

 

 

В индийской саанкхье, философии числа, измеряемой 25 элементами, пять базовых представлены группой из пяти танмаатр (тонкие элементы), которые, составляя основу пяти элементов стихий (грубоматериальные элементы), сохраняются в вечности [8]. Структура формулы 2 в целом совпадает со структурой формулы 3:

- танмаатра запаха (№ 17), порождающая стихию земли (№1), соотносится с упоминанием о владении землёй в тимократической форме правления (формула 1);

- порождаемая танмаатрой вкуса (№ 18) стихия воды (№ 2) движется вниз (формулы 2, 3);

- порождаемая танмаатрой формы (№ 19) стихия огня совершает переплавку противоречивых интересов (формула 1) и служит созданию общих ценностей или же их обновлению;

- порождаемая танмаатрой осязаемости (№ 20) стихия ветра (№ 4) движется вверх (формулы 2, 3);

- порождаемое танмаатрой звука (№ 21) пространство (№ 5) соотносится с дыханием, разлитым по телу (формула 2) и с новой социально-политической реальностью формулы 5.

 

 

 На современном этапе образец пятиэлементности – фрактально-кластерная модель, предложенная В.Т. Воловым (СамГУПС). Исследователю удалось показать, что эволюционирующие системы самого различного происхождения содержат пять групп характеристик, определяемых как кластеры (англ. cluster «группа, рой, пачка, скопление») [1]. Группы фрактально-кластерной модели связаны в относительных единицах значениями, выявленными В.П. Бурдаковым: информационный (0,06), технологический (0,13), экологический (0,16), транспортный (0,27), энергетический (0,38) кластеры:

(0,06+0,13+0,16+0,27)+0,38 = 1 (4).

Соблюдение приведённых соотношений обеспечивает устойчивое развитие системы, бо́льшее вложение средств в тот или иной отдельно взятый кластер не ведёт к увеличению эффективности производства.

В 2011 г. автором данной статьи с учётом формулы 1 была предложена универсальная пятиэлементная модель развития, которая и была применена к сравнительному анализу соответствующих 12-летних периодов 60-летних циклов [5, c. 131–137]. Универсально применимой эту модель делает обобщённая формулировка начального и завершающего этапов, обозначающая вектор развития от «новой общности» к «новой социально-политической реальности»:

 

 

Объединяет формулы 1–5 универсальная динамика, следуя которой некое новое развитие (тенденция) в течение первого 12-летия находится на внутренней стадии («Дыхание в лёгких»). Она может быть представлена в публичном пространстве, но очевидна только носителям идеи, сформировавшей эту общность, т. е. эта общность носит локальный характер («Тимократия, власть собственников равных наделов земли», «Танмаатра осязания, порождающая стихию земли»).

В завершающее 12-летие эта идея получает широкое распространение («Дыхание, разлитое по телу»; «Танмаатра звука, порождающая пространство»).

Вторая стадия (II) в алгоритме адаптации мигрантов (т. е. на уровне индивида) представлена этапами: «Хуже» и «Ещё хуже», а четвёртая (IV) – этапами «Лучше» и «Ещё лучше». Соотнесённость относительно направленности вверх и вниз была уже отмечена выше.

Во время действия центральной стадии (соотв. «Совсем плохо»), характеризуемой хаосом (формула 1), переплавляются и заново оформляются (формула 3) ценности. Действительно, в переломные моменты истории люди вынуждены переключаться на общие интересы («Общее дыхание», «Демократия»).

Возможность соотнесения пятиэлементных моделей разных традиций и разных культурных ареалов в рамках единого подхода свидетельствует о перспективности их применения к анализу устойчивых характеристик каждого из пяти периодов 60-летнего цикла.

Схема 1 отображает 240-летний цикл с 1804 по 2043 гг. в виде четырёх 60-летий, в каждом из которых выделяются пять 12-летий. К интерпретации этих периодов в рамках сравнительного анализа привлекаются формулы 1–5, но стадии получают буквенное обозначение. Цикл с 1804 по 1863 гг. принят в качестве нулевого, цикл с 1864 по 1923 – в качестве первого, с 1924 по 1983 – в качестве второго, с 1984 по 2043 – в качестве третьего.

В нулевой период эпохи наполеоновских войн сложно было бы говорить о некой новой общности в Российской империи. Новая общность складывалась в тот период в Европе, которая в ходе завоевания Наполеоном активно унифицировала законодательные, финансовые, военные структуры и механизмы. В России же русские дворяне, привыкшие общаться на французском языке, в ходе Отечественной войны 1812 г. почувствовали себя частью русского народа. Из этого чувства возникли далее движение декабристов и долгожданное освобождение крестьян от крепостной зависимости (1861). В прибалтийских губерниях оно было отменено в 1816–1819 гг. В духе «противоречивости» (В0) того периода крестьян освобождали без земли, что вело к значительному социальному напряжению.

 

 Схема 1. Исторический параллелизм 12-летних стадий на протяжении четырёх 60-летних периодов российской истории (1804–2044 гг.)

(Historical parallelism of 12-year stages over four 60-year periods of Russian history (1804–2044) [5, c. 132]

А. Новая

общность

В. Противоречия

С. Кризис,
ценности,
прорыв в новое
пространство

D.

Преодоление
противоречий

E. Утверждение новой
политической реальности

А0 1804–1815

В0 1816–1827

С0 1828–1839

D0 1840–1851

E0 1852–1863

А1 1864–1875

В1 1876–1887

С1 1888–1899

D1 1900–1911

E1 1912–1923

А2 1924–1935

В2 1936–1947

С2 1948–1959

D2 1960–1971

E2 1972–1983

А3 1984–1995

В3 1996–2007

С3 2008–2019

D3 2020–2031

E3 2032–2043

 

Формирование новой общности в период с 1864 по 1875 г. (A1) – это стадия становления народничества и формирования революционных организаций (1875, 1876 гг.). Новая социально-политическая реальность (Е1 – 1912–1923) возникла в результате острой фазы революционной борьбы, закончившейся Октябрьской революцией, победой в гражданской войне, победой над интервентами и образованием СССР (30.12.1922).

С образованием СССР появилась и новая общность (A2 – 1924–1935) – советский народ, который, конечно же, не был монолитным образованием. Испытания Великой Отечественной войны, восстановление народного хозяйства и установление ядерного паритета в условиях холодной войны сплотили народ. Период с 1972 по 1983 гг. (Е2) стал кульминационным, самым благополучным и стабильным в истории СССР (см. ниже).

На уровне государственных институтов и политических систем противоречия, возникающие на второй стадии цикла формулы 5, имеют одной из своих причин формирование общности вокруг некой перспективной и благой идеи (I), что сопряжено с необходимостью применения силы для её защиты. Если на первой стадии (А2 – 1924–1935, схема 1) лучшими из представителей данной общности санкционируется применение силы, то на второй стадии (В2 – 1936–1947), вскрывающей противоречия (II), сила начинает применяться средним управленческим звеном в целях реализации личных карьерных планов. К третьей стадии такого сценария (С2 – 1948–1959) первоначальная идея, вокруг которой сложилась данная общность, предаётся забвению, а развитие заходит в тупик. Четвёртая стадия направляет все силы на преодоление действия сил, тормозящих развитие (D2 – 1960–1971). На завершающей стадии происходит формирование социально-политической реальности, которая соответствует изначальной идее (E2 – 1972–1983).

На уровне межгосударственных и цивилизационных взаимодействий тот же алгоритм принимает вид динамического противостояния. Так, перестройка системы управления СССР привела к образованию новых национальных государств, появились новые общности (А3 – 1984–1995). Общности, основанные исключительно на частных («новые русские», «олигархи»), националистических интересах, а также общности, действующие в интересах коллективного Запада, появились мгновенно. Та общность, которую можно обозначить как «сплочённый народ» (см. ниже) и которая голосовала за сохранение СССР, обладает меньшей динамикой, но бо́льшей пассионарностью. Завершился период обострения противоречий (В3 – 1996–2007) знаменитой речью В.В. Путина (10.02.2007), произнесённой на Мюнхенской конференции по безопасности и посвящённой угрозам современности, которые неизбежны в условиях однополярности современной мировой политики. Кризис (С3 – 2008–2019) сложился в связи с нацистским переворотом в Киеве (02.2014) и последовавшим геноцидом русского населения на Донбассе на протяжении восьми лет. Стадия преодоления противоречий (D3 – 2020–2031) в отношениях России и коллективного Запада вступила в действие в полной мере с началом СВО по освобождению русскоязычного населения Донбасса и денацификации Украины (24.02.2022). Утверждение новой многополярной реальности можно ожидать в рамках данного алгоритма в период 2032–2043 гг. (С3).

Рассмотрим далее описанные пять стадий, сравнив их содержание на протяжении трёх 60-летних циклов.

А1 с 1864 по 1875 г.

А2 с 1924 по 1935 г.

А3с 1984 по 1995 г.

Стадия формирования новой общности (новых общностей). Для периода с 1864 по 1875 гг. (А1) и перестроечной стадии с 1984 по 1995 гг. (А3) характерны свобода печати. До 1866 г. издавались журналы «Современник» и «Русское слово», далее – «Отечественные записки» и «Дело». На обеих стадиях происходило сближение России и Германии; начинал преобладать импорт над отечественным производством; давались земельные наделы в вечное пользование (24.11.1866) или приватизировался жилой фонд и предприятия (1990-е). Территория России уменьшалась на этих двух аналогичных стадиях: в 1867 г. – в результате продажи Аляски и в 1991 г. – вследствие распада СССР. Признаки формирования новой общности можно увидеть в самоуправлении, введённом в 1870 г., а в 1980-х – в кооперативном движении. Стадия формирования новой общности может проявлять себя как период становления революционных организаций (1869, 1875, 1876 гг.) – стадия А1 (1864–1875), и как период ввода многопартийности (А3 – 1984–1995). Это также периоды добровольного народничества в XIX в. и «вынужденного народничества» конца ХХ в., когда значительной части интеллигенции пришлось заняться торговлей и мастеровыми специальностями. За исключением тенденции к многопартийности данные тенденции характерны и для периода с 1924 по 1935 гг.

В1с 1876 по 1887 г.

В2с 1936 по 1947 г.

В3 с 1996 по 2007 г.

Стадия монополизации ресурсов и выявления противоречий. Стадии с 1876 по 1887 гг. (В1) и с 1996 по 2007 гг. (В3) объединяют следующие тенденции: падение курса рубля (1878, 1998 гг.); покушения на царских особ (1877) и заказные убийства конца 90-х и начала ХХI в. Оба периода – время ужесточения внутреннего курса (см. «Манифест об укреплении самодержавия», 1881), «время малых дел», хозяйственного роста, развития предпринимательства, сопровождавшегося разочарованием в реформах, приведших к росту имущественного неравенства. На соответствующих стадиях наблюдался духовный подъём и интерес к вопросам самоусовершенствования. К аналогичным периодам относятся: политика правительства А.И. Вышнеградского (1877), приведшая к удвоению золотого запаса, бездефицитному бюджету, эффективной политике займов, стимулированию экспорта, понижению налогов на промышленность, а также таможенной защите местного рынка; и погашение внешней задолженности России правительством В. Путина в 2007 г.

Перераспределение сфер влияния на Балканах и присоединение Средней Азии к России в 1880-е сопоставимо с аналогичными процессами до и после Второй мировой войны с 1936 по 1947 гг. (В2), а также в военной операции НАТО на территории Югославии в 1999 г. (В3). Вторая мировая война, приходящаяся на этот период, – время максимальной консолидации ресурсов. О монополизации производственных средств в период с 1996 по 2007 (В3) свидетельствует также то, что слово «олигархи» вошло в употребление именно в это время, на мировой арене тенденция к консолидации приняла вид однополярной модели мира, которой управляет США.

С1с 1888 по 1899 г.

С2с 1948 по 1959 г.

С3 с 2008 по 2019 г.

Борьба принципов, точек зрения и создание новых жизненных ценностей. Годы с 1888 по 1899 (С1) и стадию, начавшуюся в 2008 г. (С3), объединяют ситуация голода 1891-го г. (третий год периода С1), а также засушливое лето 2009-го и 40-градусная жара 2010 г. (второй и третий годы периода С3), с лесными пожарами в европейской части России, уничтожавшими на своём пути целые деревни. К счастью, на современном этапе эти климатические аномалии привели только к значительному удорожанию продуктов питания. В финансовой сфере общая ситуация дефицита выразилась во всемирном кризисе банковской системы 2008–2009 гг.

В России в завершающее десятилетие XIX в. (с 1888 по 1899 гг.) в целом имела место положительная динамика: укреплялось сотрудничество с Китаем (КВЖД – 1896); происходила стабилизация финансовой системы (денежная реформа Витте, введение золотого рубля – 1897); укреплялась политическая роль России, что выразилось в частности в созыве в 1899 г. (последний год этого периода) по инициативе Николая I Гаагской конференции в числе 26 государств. Современная стадия 2008–2019 гг. (С3) оказывается эквивалентной также стадии послевоенного восстановления народного хозяйства в годы с 1948 по 1959 (С2). Одновременно это и период кризиса, более глубокого, чем во время Великой Отечественной войны, ведь закончив одну войну с немецким фашизмом и выиграв войну с Японией, СССР вступило в ядерное противостояние с США. В целом это был период одновременного равноправного существования двух противоположных систем: капиталистической и социалистической (формула 1, стадия III).

D1 с 1900 по 1911 г.

D2 с 1960 по 1971 г.

D3 с 2020 по 2031 г.

Преодоление противоречий. О специфике стадии преодоления кризиса можно составить представление на основе следующего перечня революционных событий: французская революция 1847 г., в результате которой было завоёвано всеобщее избирательное право, приходится на нулевой период преодоления противоречий (D0 – 1840–1851), революция 1905–1907 гг. в России (D1 – 1900–1911), революционные события в мае 1968 г. (D2 – 1960–1971) во Франции, Чехословакии и студенческие волнения в других странах Европы (Италии, Польше, Скандинавии, Ирландии, ФРГ) и иных регионах мира (Японии, Мексике, Пакистане, ЮАР). В актуальное 12-летие (D3 – 2020–2031) противостояние демократов и республиканцев в США достигает предреволюционных значений, имелись попытки переворотов в Белорусии (2020–2021) и Казахстане (2021). Переломным стало начало СВО как для стран постсоветского пространства, так и для европейских стран, правительства которых принимают решения не в интересах своих стран и народов, а в интересах США. Ответ на такие решения один – протестные движения и вынужденный уход многих глав европейских правительств со своих постов.

Е1с 1912 по 1923 г.

Е2с 1972 по 1983 г.

Е3 с 2032 по 2043 г.

Для некоторых завершающих стадий (Е0 – 1852–1863, Е1 – 1912–1923) характерны периоды активных широкомасштабных боевых действий: Крымской войны (1853–1856), которую называют Нулевой мировой, Первой мировой (1814–1818). Последующий период (Е2 – 1972–1983) уже был отмечен как достаточно стабильный для СССР, но это был период войны, которую можно назвать нефтяной. Началась она с нефтяного кризиса 1973 года. В рамках «нефтяного эмбарго» (17.10.1973–03.1974) арабские страны-члены ОАПЕК, Египет и Сирия прекратили поставку нефти странам (Великобритания, Канада, Нидерланды, США, Япония), поддержавшим Израиль в ходе Войны Судного дня в его конфликте с Сирией и Египтом. В результате этой меры цена на нефть за год поднялась в четыре раза, что повысило экспортные доходы СССР. Война США против СССР в сфере энергоресурсов была запланирована в конце 1970-х. Она включала широкий комплекс мер по обрушению цен на нефть, основной источник валютных доходов СССР. В 1983 г. (год окончания того периода) президент США Рейган произнёс: «Скоро Советам конец!» Исходя из изложенного следует полагать, что прямое противостояние с США можно ожидать в период с 2032 по 2043 г (Е3).

Выводы. В ходе анализа было предложено онтологическое обоснование пяти 12-летних периодов. Установлено, что в сопоставимые 12-летние периоды обнаруживается параллелизм событий в каждом из четырёх 60-летних циклов, согласно алгоритму: I. Установление новой общности, II. Выявление противоречий, III. Кризис, прорыв в новое пространство, формирование новых ценностей, IV. Снятие противоречий, V. Формирование новой социально-политической реальности. Некоторые тенденции регулярно повторяются в российской истории, некоторые тенденции более значимы для западных стран. Полученный результат показывает, что все перечисленные 5-элементные модели от мифологических и философских до политических, социально-экономических, а также естественнонаучных занимают полноправное место в современной научной парадигме. Особо значим прогностический вариант предложенной пятистадиальной модели.

×

About the authors

Denis V. Denisov

Samara State Transport University

Author for correspondence.
Email: denisansk@gmail.com

candidate of culture sciences, associate professor of the department of linguistics

Russian Federation, Samara

References

  1. Volov, V. T. Fraktal'no-klasternaja teorija i termodinamicheskie principy upravlenija slozhnymi sistemami (Fractal-cluster theory and thermodynamic principles of complex systems control) // Izvestija Samarskogo nauchnogo centra RAN. Social'nye, gumanitarnye, medikobiologicheskie nauki. – 2002. – Vol. 4. – № 1. – pp. 113–120.
  2. Denisov, D. V. Ontologicheskie osnovaniya i aktual'nye prikladnye primeneniya drevneindijskoj koncepcii poznaniya i istoricheskogo razvitiya (Ontological foundations and current applications of the ancient indian concept of knowledge and historical development) // Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra RAN. Social'nye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki. – 2023. – Vol. 25. – № 88. – pp. 60–69. doi: 10.37313/2413-9645-2023-25-88-60-69.
  3. Denisov, D. V. Ontologicheskie osnovaniya klassifikacii istoricheskih ciklov (Ontological basics for classification of his-torical cycles) // Izvestija Samarskogo nauchnogo centra RAN. Social'nye, gumanitarnye, medikobiologicheskie nauki. – 2022. – Vol. 24. – № 87. – Рp. 53–61.
  4. Denisov, D. V. Otrazhenie ontologicheskoj modeli sankkh'i v prostranstvennoj organizacii indijskih vastu-mandal (Re-flection of the samkkhya’s ontological model in the spatial organization of the indian vastu-mandal) // Izvestija Samar-skogo nauchnogo centra RAN. Social'nye, gumanitarnye, medikobiologicheskie nauki. – 2021. – Vol. 23. – № 80. – Рp. 60–67.
  5. Denisov, D. V. Universal'naya vos'merica: mera vremeni, cheloveka i istorii (The Universal Eight: A Measure of Time, Man and History). – Samara: SSTU Press, 2011. – 178 p.
  6. I-czin: Kniga peremen (I Ching: the Book of Changes) / [transl. from Chinese and comment by Yu. K.Shchuckogo]. – M.: Eksmo Publ.; SPb.: Midgard Publ., 2006. – 640 p.
  7. Klimishin, I. A. Kalendar' i hronologiya (Calendar and Chronology). – Moscow: Nauka Publ., 1990. – 480 p.
  8. Lunnyj svet Sааnkkh'i (The Moonlight of the Sankhya) / [transl. from Sanskr. and comm. by V.K.Shohin]. – M.: Ladomir, 1995. – 326 p.
  9. Platon. Sobraniya soch. v 3-h t. (Plato. Collected works in three volumes). Vol. 3. Part 1. – Moscow: Mysl' Publ., 1971. – 487 p.
  10. Rybakov, B. A. Yazychestvo Drevnej Rusi (The Paganism of Ancient Rus'). – М.: Nauka, 1987. – 783 p.
  11. Rybakov, B. A. Yazychestvo drevnih slavyan (The Paganism of the ancient Slavs).– М.: Nauka, 1981. – 607 p.
  12. Tyulina, E. V. Khram, mir, tekst: vaastuvid'ya v traditsii puran (The temple, the World, the Text: Vastuvidya in the Tradi-tion of the Puranas). – Moscow: East literature Publ., 2010. – 255 p.
  13. Universal'naya topologiya processov genezisa i samoorganizacii: ot chislovyh modelej bytiya k sektoral'noj modeli osvoeniya prostranstva (Universal topology of the processes of genesis and self-organization: from numerical models of being to a sectoral model of space exploration) / Ed. by D. V. Denisov. – Samara: Slovo Publ., 2022. – 320 p.
  14. The Upanishads. In 3 volumes. Vol. 2 / [transl. from Sanskrit by A.Ya. Syrkin]. – Moscow: East literature Publ., Scientific-ed. Center "Ladomir", 1992. – 336 p.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Формула 1

Download (92KB)
3. Формула 2

Download (66KB)
4. Формула 3

Download (101KB)
5. Формула 4

Download (19KB)
6. Формула 5

Download (88KB)
7. Рис. 1. Трипольский знак плодородия (а) [10, p. 525, 575] и ваасту-мандала (б) [12] (The Tripolsky sign of fertility (a) [10, p. 525, 575] and the Vastu-mandala)

Download (112KB)

Copyright (c) 2023 Denisov D.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies