Potential of the media space in the development of students' creative abilities in the conditions of digitalization of education

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This work analyzes pedagogical and scientific–methodological literature on the development of human potential in the media environment and media education, presents the phenomenon of student creativity in the learning process, the influence of the media environment on academic achievements and personal development of students.

Explores ways to use media technologies that can help unlock students' potential and increase their creativity. Particular attention is paid to the benefits of digital tools in learning and their role in developing new skills and knowledge in students. The practical part is a presentation of student television on the basis of one of the universities. Basic information is provided, the composition of participants, the results of activities as of 2024, as well as the results of surveys of an experimental group of students about the role of creativity in their lives. The functions of student television are analyzed as a means that significantly contributes to the development of creative abilities in students. The article provides recommendations for educational institutions with the aim of creating a favorable environment for the development of creative thinking of students. The results of the study allow us to draw a conclusion about the importance of the media space as a means of developing the creative abilities of students in the modern educational process.

Full Text

Введение. Стремительное развитие технологий и постоянные изменения в обществе требуют от студентов не только усвоения знаний, но и способности к творческому инновационному мышлению. Очевидно, что современный мир требует от молодых людей активного участия в двух измерениях: реальной жизни и онлайн-мире, в котором современный человек проводит едва ли не большую часть времени. Этому способствует широкое распространение интернета. По данным исследовательской компании Mediascope [13], в апреле 2022 г. интернетом в России пользовалось 80% населения в возрасте старше 12 лет или 97,5 млн человек. В самой младшей возрастной группе (от 12 до 17 лет) время в интернете достигает 6 часов в день. Больше половины времени, проведенного в интернете, россияне тратят на социальные сети (21%), просмотр видео (18%) и мессенджеров (15%). Автор солидарен с мыслью исследователя С.Б. Цымбаленко: современная задача медиаобразования состоит в том, чтобы сформировать культуру общества и молодого поколения в русле совместного диалога, быть ответственным за решения, быть не пассивным наблюдателем, но активным субъектом социального творчества [11].

Немаловажно и то, что пребывание в цифровой среде требует знаний и компетенций, дабы не оказаться в руках манипуляторов и мошенников.

Цель данной научной работы – оценить возможности развития творческих способностей в медиапространстве. В качестве примера рассматривается студенческое телевидение в Казанском инновационном университете имени В.Г. Тимирясова (КИУ имени В.Г. Тимирясова).

История вопроса. Анализ педагогической, научно-методической и специальной литературы показал, что проблема развития человеческого потенциала в медиасреде раскрыт во множестве работ. Следует особо отметить труды С.Б. Цымбаленко, А.В. Федорова, Н.Ф. Хилько, Н.Б. Ковалевой, Ю.Н. Усова, А.В. Шарикова, Д.З. Ахметовой. Однако, по нашему мнению, тема развития человека в медиапространстве остается не до конца изученной, и в первую очередь – с практической стороны. Не хватает примеров, экспериментальных групп, на основе которых можно исследовать процессы, связанные с развитием творческого потенциала в медиапространстве. Кроме того, медиасреда постоянно меняется, и то, что было актуальным вчера, теряет свою значимость сегодня.

В статье коллектива авторов во главе с профессором Д.З. Ахметовой одной из стратегических задач в цифровизации образования является персонификация образовательных траекторий обучающихся. Чтобы это сделать, необходимо организовать обучение в виртуальной среде и дать обучающемуся возможность самостоятельно извлекать информацию [1].

Для решения этой и других задач необходимо ознакомиться с уже существующим опытом и ответить на вопрос: как молодое поколение проявляет себя в социальных сетях и какие это таит возможности? Какую роль в этом должно сыграть медиаобразование?

Для начала нужно определиться с терминами. А.В. Федоров в статье «Терминология медиаобразования» отмечает множественность трактовок термина «медиобразование». Анализ литературы под данному предмету позволил ему вывести следующее определение: Медиаобразование – это процесс образования и развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекста, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники [8].

В другой своей статье А.В. Федоров [9] показывает, что в России зачатки медиаобразования появились еще в начале XX в. – с зарождением кинематографа. В то время наряду с художественными фильмами стали появляться и первые документальные фильмы, в том числе образовательного характера, рассказывавшие о явлениях физического мира («Электрический телеграф», «Кровообращение»).

Медиаобразование – это система развития творческих способностей студентов. Формируя у студента медиакультуру инструментами медиаобразования, мы формируем его мировоззрение как личности творческой, интересующейся, с широкой эрудицией и открытым взглядом на мир. Межпоколенческое взаимодействие является приоритетом для медиаобразования. Основная задача здесь – создать такую культуру общества, в которой люди готовы жить в диалоге, брать на себя ответственность, быть субъектом информационного и социального творчества [6].

В работе «Специфика творчества в медиапространстве» О.Н. Ткаченко [7] справедливо отмечает, что больше шансов на достижение успеха в условиях растущего влияния медиапространства имеет творчески ориентированная личность. Творчество – это всегда направление усилий вовне, это аккумуляция собственных сил, знаний и умений для изменения мира. Еще Платон сравнивал это с переходом из небытия в бытие.

Анализ коммуникативной природы творчества дан в работах таких выдающихся ученых и педагогов, как Л.С. Выготский, М.М. Бахтин, В.М. Розин, М.К. Петров и других. При этом феномен творчества тесно связан с общением. И.Т. Касавин в работе «Коммуникация и творчество» отмечает, что всякая деятельность должна рассматриваться в коммуникативном контексте [5]. Развитие личности также происходит на почве межчеловеческого общения. Мы будем это учитывать при анализе развития творческого потенциала студентов.

В статье «Психолого-педагогические особенности аудиовизуального творчества в медиаобразовании» Н.Ф. Хилько [10] приводит такой факт о творчестве: известный лингвист и психолог А.А. Леонтьев «считал, что действие может превращаться в операцию, если неоднократно достигается цель, устойчиво связанная со способами ее достижения». В результате цель перестает фиксироваться и появляется механизм «сдвига цели на условие». Таким образом, субъект творчества начинает выполнять действие ради самого процесса, действие становится самостоятельной целью. Отсюда и установка творцов на истинное творчество как на процесс, а не как на средство достижения денег, успеха, славы и т. д.

Творческая деятельность в сути своей продуктивна. Она направлена на создание нового продукта, на нестандартное решение какой-либо проблемы. Кроме того, творчество – это еще и средство самовыражения индивида. Посредством творческого акта выражается внутренний потенциал человека, весь спектр его возможностей. В данном аспекте творчество не всегда имеет целью изменение мира, скорее таким образом фиксируется определенный набор внутренних установок и чувств человека, его мысли, мировоззрение, взгляды, опыт и позиция.

Важнейшей функцией творчества в парадигме человеческого развития является культурная функция. Это справедливо по отношению к студентам – будущим специалистам, которые находятся на этапе становления и нуждаются в повышении культурного уровня. Последнее всегда требует творческого усилия, постоянного роста и открытости новому. В связи с этим вспоминается статья выдающегося татарского химика, ректора Казанского университета, учёного секретаря Казанского Филиала Академии Наук СССР Гильма Камая «Нужен ли химику Гомер?» [3].

В ней он приводит цитату своего учителя, академика АН СССР А.Е. Арбузова: «Не могу представить себе химика, не знакомого с высотами поэзии, с картинами мастеров живописи, с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области…». Сам академик музицировал, талантливо рисовал, в совершенстве знал латынь, немецкий и французский языки.

Г. Камай соглашается, говоря: «История не знает случаев, чтобы искусство открывало законы природы. Всему свое: законы природы открывали и будут открывать учёные. Искусство несёт другую нагрузку. Оно дает знания о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом, развивает творческое воображение и учит мыслить. Стройная и вместе с тем многообразная гармония природы доступнее эстетически развитому человеку. Таким образом, мы подходим к главному тезису нашей работы, а именно: развитие творческих способностей в той или иной форме необходимо обучающемуся.

Творчество в медиапространстве – отдельная тема, которая требует внимательного изучения. Каковы его главные особенности?

В первую очередь, это преобладание аудиовизуальных моделей его репрезентации и восприятия. Визуализация информации является важным фактором ее поглощения молодежью. Массовое распространение компьютеров, появление на телефонах возможности фото- и видеосъемки, развитие дизайна и широкая цифровизация среды, появление дополненной реальности – все это поспособствовало доминированию визуальной информации в современном мире. Фактически среда, в которой мы живем, является средой визуальных образов. По утверждению некоторых исследователей, базой визуального мышления является наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Само же визуальное мышление академик называет способом творческого решения проблемных задач в плане образного моделирования. Последнее для нас особенно актуально в свете наших научных изысканий в области студенческого телевидения.

Еще одна особенность творчества в медиапространстве состоит в том, что продуктами являются формы и способы представления информации и связанных с этим процессом.

В связи с этим в медиасреде возникают некие шаблоны и стереотипы мышления, с которыми ведется активная работа. Они наслаиваются друг на друга, совмещаются, рождаются, становятся популярнее и отмирают. Интересен, например, феномен интернет-мемов, которые создаются на основе неких шаблонов, которые в разном контексте наполняются содержанием, рождая юмористические образы. Но это тема для отдельного изучения. Творчество актуально для нашего исследования и в связи с тем, что молодежь (школьники, студенты) испытывают необходимость в самореализации, подчас особенно сильно именно в этот период жизни. Известно, что такие философы, как как Аристотель, Спиноза, Э. Фромм и многие другие рассматривали самореализацию как основную цель жизни человека. В современной педагогике такие взгляды выражал известный педагог В.И. Андреев.

Необходимо учесть, что процесс самореализации тогда наиболее эффективен, когда исходит не за счет факторов внешней среды или материальной мотивации, но за счет личного желания и устремлений [4]. Только такая самореализация является долгосрочной и приносит наилучшие результаты. Как мы видим, творчество в медиасреде имеет ряд особенностей, и необходимо их учитывать в подготовке программ медиаобразования. Что же должно стать основой содержания медиаобразования? В первую очередь – это изучение медиареальности как педагогами, так и учащимися, коммуникация и установление связей между субъектами медиаобразования, в том числе с помощью новейших средств коммуникации, формирование навыков анализа медиа и творческих навыков на этой основе, использование потенциала кино, ТВ, видео, мобильных приложений и других медиа [2].

В рамках освоения медиакультуры у студентов и школьников должна формироваться активная общественная позиция, баланс в освоении мира, его единой картины. В практическом смысле они также должны освоить необходимые навыки для понимания информации и создания медиатекстов, навыки интеграции и коммуникации в процессе создания совместных творческих проектов.

По утверждению старейшего деятеля британского медиаобразования Лена Мастермана, важную роль в медиаобразовании играют профессионалы медиа. Они могут предложить преподавателям и студентам важные идеи из их собственного повседневного участия и знаний об этой индустрии [12]. Он пишет, что на его курсах одними из самых ярких занятий были те, на которых присутствовали кинорежиссеры, сценаристы, телевизионные драматурги и продюсеры. Эти люди максимально подробно и с привлечением реальных примеров рассказывали о своей работе. Наличие фактической информации – необходимое условие развития творческих способностей студентов в условиях цифровизации образования.

Методы исследования. В данной работе использовался метод сравнительного анализа базовых понятий творчества и медиасреды, педагогический эксперимент и опрос обучающихся в КИУ имени В.Г. Тимирясова, метод прогнозирования дальнейшего развития результатов исследования. 

Результаты исследования. Среди способов стимулирования студенческого творчества можно выделить следующие:

  1. Поощрение экспериментов и исследований в рамках учебных проектов, чтобы студенты могли применять свои знания на практике и развивать креативное мышление.
  2. Проведение мастер-классов и тренингов по методам творческого мышления, таким как дивергентное мышление, аналогическое мышление и другим техникам.
  3. Предоставление возможностей для самостоятельного изучения искусства, литературы, музыки и других форм творчества, чтобы студенты могли находить вдохновение для своих собственных творческих проектов.
  4. Создание междисциплинарных программ обучения, которые объединяют различные области знаний и способствуют развитию гибкости мышления.
  5. Поддержка студенческих инициатив и проектов, которые поощряют творческое мышление и инновации.
  6. Внедрение технологий и цифровых инструментов в учебный процесс, чтобы студенты могли экспериментировать с новыми формами выражения и создания.
  7. Организация конкурсов и выставок, где студенты могут продемонстрировать свои творческие проекты и получить обратную связь от сообщества.
  8. Проведение мероприятий и лекций с участием успешных представителей различных областей творчества, чтобы студенты могли узнать о различных подходах к творческому процессу.
  9. Поддержка и поощрение самостоятельного исследования и развития собственных идей среди студентов.

Студенческое творчество. Пример КИУ имени В.Г. Тимирясова. Как замотивировать студентов на творчество в социальных сетях? Как развить творческий потенциал, который бы позитивно влиял как на каждого отдельного студента, так и на сообщество? Очевидно, что это не сделаешь механически, просто повторяя, что нужно проявлять активность. Для решения этой задачи автором был создан студенческий клуб под названием «КИУ ЛАЙВ», который представляет собой студенческое телевидение на базе КИУ имени В.Г. Тимирясова.

Основной идеей было делать еженедельные выпуски новостей и выкладывать их в социальные сети. Каждый выпуск ведет пара ведущих – студентов, которые озвучивают подводки к сюжетам. Репортажи снимают студенты. Это репортажи с мероприятий вуза, а иногда событий региона и страны. Проект «КИУ ЛАЙВ» был создан осенью 2021 г., по состоянию на 2024 г. в нем более 50 участников: студентов 17-23 лет. Почти все задействованные в проекте студенты активны и регулярно принимают участие в выпусках. Для общения и координации действий участников была создана группа в мессенджере Telegram. В ней также проводились опросы участников с целью дальнейшего исследования творческого потенциала студентов в социальных сетях.

Опрос «Какую роль занимает в вашей жизни творчество?» ожидаемо показал высокий интерес к творчеству у студентов. В опросе приняло участие 36 респондентов – участников «КИУ ЛАЙВ».

 

Рис. 1. Результаты опроса студентов (Student survey results)

 

Как мы видим, в этой выборке, творчество занимает большую часть жизни у 50% респондентов, 44% называют эту роль довольно значимой, только 6% считают себя не очень творческими людьми. В опросе также был вариант «творчество не играет роли в моей жизни», который не выбрал ни один участник.

Другой опрос («Почему для вас важно быть в КИУ ЛАЙВ?») также показывает интересы современной молодежи и ее стремление к творчеству и развитию:

  • – 23% отметили, что нравится быть в центре внимания;
  • – 27% выбрали вариант «люблю креатив в любом виде»;
  • – 20% – за вариант «нравится журналистика/ СМИ/ PR»;
  • – 3% нравится снимать, монтировать;
  • – 7% – за вариант «люблю общаться и заводить новые знакомства»;
  • – 7% выбрали вариант «я патриот вуза, люблю рассказывать о нём»;
  • – 13% – люблю весело проводить время.

Мы видим, креативность и желание быть в центре внимания является самым мотивирующим фактором для молодежи. Многие интересуются журналистикой, средствами массовой информации, public relations (PR).

Таким образом, участие в студенческом телевидении дает студентам возможность активно проявлять свои творческие способности. В творческой деятельности участвуют даже те, кто считает себя не очень творческой персоной. Срабатывают другие факторы: желание быть в центре внимания, интерес к медиа, журналистике, PR-технологиям, желание интересно проводить время. Подытожим, каким образом удается разжечь в молодежи интерес к творчеству, поддержать и развивать его. Итак:

  • Студенческое телевидение публикуется в социальных сетях вуза: группе Вконтакте (более 20000 подписчиков, в среднем 3000-7000 просмотров на пост) и Вконтакте (более 5000 подписчиков). Студенты получают доступ к лояльной аудитории, которая состоит по большей части из самих студентов и преподавателей. Таким образом, реализуется та самая потребность быть в центре внимания.
  • Социализация. Данный формат позволяет заводить новые знакомства и общаться в рамках небольшой социальной группы «КИУ ЛАЙВ» (в реальной жизни и в интернете), в которой состоят студенты самых разных возрастов, а в будущем – выпускники вуза. Участие в «КИУ ЛАЙВ» тренирует навыки съемки видео, написания сценария, навык ораторского мастерства, умения держаться перед камерой. Все это непременная часть любого выпуска.
  • В процессе подготовки студенты решают множество креативных задач. Любые задачи, от небольших идей в процессе съемки до полноценного сценария, требуют постоянного поиска новых подходов и методов.

Выводы. Развитие творческого потенциала в медиапространстве играет ключевую роль в современном обществе. Стремительное развитие технологий и цифровых платформ создает уникальные возможности для творческого самовыражения и взаимодействия. Открытость к новым идеям, гибкость мышления и способность к инновациям становятся все более важными качествами для успешного развития в медиапространстве, поэтому важно поощрять и поддерживать творческие инициативы, создавать условия для развития креативности и вдохновлять людей на новые проекты. Обучение и обмен опытом в области медиа помогут расширить горизонты и улучшить качество контента, делая его более привлекательным и интересным для аудитории. Безусловно, развитие творческого потенциала – процесс постепенный. Для его реализации нужна постоянная работа – как индивидуальная, так и коллективная. Именно такой пример в студенческой среде мы рассмотрели в КИУ имени В.Г. Тимирясова. Развитие творческих способностей в медиапространстве способствует созданию инновационных и качественных проектов, которые могут изменить мир к лучшему.

×

About the authors

Maxim A. Shubin

Kazan Innovation University named after V.G. Timiryasova

Author for correspondence.
Email: mshubin@ieml.ru

graduate student of the Department of Theoretical and Inclusive Pedagogy

Russian Federation, Kazan

References

  1. Akhmetova, D. Z., Artyukhina, T. S., Bikbayeva, M. R., Sakhnova, I. A., Suchkov, M. A., Zaytseva, E. A. Tsifrovizatsiya i inklyuzivnoye obrazovaniye: tochki soprikosnoveniya (Digitalization and inclusive education: points of contact) / Zhurnal «Vyssheye obrazovaniye v Rossii. – T. 29. – №2. – 2020. – S. 141-150.
  2. Vasil'yeva, Ye. Ye. Samorealizatsiya studencheskoy molodezhi v sfere nauchnogo tvorchestva (Self-realization of students in the field of scientific creativity) // Vestnik SPBGUKI. – 2018. – №1. –S. 263-267.
  3. Kamay, G. Kh. Nuzhen li khimiku Gomer? (Does a chemist need Homer?) // Pravda. – 1968 [Elektronnyi resurs]. – URL: https://clck.ru/3BABk7 (data obrashcheniya: 07.02.2024).
  4. Kvitkov, M. G. Pedagogicheskiye usloviya samorealizatsii molodezhi v obshchestvennykh organizatsiyakh (Pedagogical conditions for self-realization of youth in public organizations) / Dissertatsiya na soiskaniye uchenoy stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk. – Omsk, 2000. – 160 s.
  5. Kasavin, I. T. Kommunikatsiya i tvorchestvo (Communication and creativity) // Filosofiya nauki i tekhniki. – 2012. – S. 11-18.
  6. Spirina, M. L., Sushkov, A. V. Mediaobrazovaniye kak faktor formirovaniya mediakul'tury (Media education as a factor in the formation of media culture) // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. – S. 279-283 [Elektronnyi resurs]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediaobrazovanie-kak-faktor-formirovaniya-mediakultury (data obrashcheniia: 07.02.2024).
  7. Tkachenko, O. N. Spetsifika tvorchestva v mediaprostranstve (Specificity of creativity in the media space) / Omskiy nauchnyy vestnik. – №1 (135). – 2015. – S. 93-95.
  8. Fedorov, A. V. Terminologiya mediaobrazovaniya (Terminology of media education) / zhurnal «Iskusstvo i obrazovaniye». – 2000. – № 2. – S. 36-39.
  9. Fedorov, A. V. Mediaobrazovaniye: istoriya i teoriya (Media education: history and theory) // Uchebnoye posobiye dlya vuzov – S. 113-117.
  10. Khil'ko, N. F. Psikhologo-pedagogicheskiye osobennosti audiovizual'nogo tvorchestva v mediaobrazovanii (Psychological and pedagogical features of audiovisual creativity in media education) / zhurnal «Mediaobrazovaniye», 2005. – S. 17-19.
  11. Tsymbalenko, S. B. Podrastayushcheye pokoleniye Rossii i mediasreda (The younger generation of Russia and the media environment) / zhurnal «Narodnoye obrazovaniye», 6’2013. – C. 263-266.
  12. Masterman, L. Media education: theoretical issues and practical possibilities / Prospects: quarterly review of education. – T. XIII. – 1983. – Р. 278-282.
  13. Mediascope.net: tekhnologichnaya issledovatel'skaya kompaniya [Sayt]. – URL: https://mediascope.net/about/company/russia/ (data obrashcheniya: 07.02.2024).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Рис. 1. Результаты опроса студентов (Student survey results)

Download (71KB)

Copyright (c) 2024 Shubin M.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies