Архитектура и дизайн городской среды в контексте изменения пространственного поведения жителей мегаполисов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Современная функционально-планировочная среда мегаполисов претерпевает существенные изменения под влиянием реструктуризации системы потребностей населения. Новые формы осуществления территориально-пространственных связей, форм проведения досуга, получения впечатлений от культурно-развлекательных мероприятий, активное использование новых форматов торгового обслуживания и общественного питания, а также возможность реализации широкой палитры социокультурных и торгово-бытовых потребностей, стимулируют массы населения к посещению торгово-развлекательных центров и мест сосредоточения   объектов обслуживания на торговых улицах городов. Формирование в городе важнейших функционально-планировочных узлов и пространственных каналов во многом зависит сегодня от характера и интенсивности связей населения, характеризующих его пространственное и потребительское поведение. Активное включение междисциплинарной информации о социально-психологическом и экономическом контексте этого явления становится прерогативой формирования банка предпроектной информации для архитектора и дизайнера среды в ходе разработки и реализации программ совершенствования городской среды и важнейших объектов социокультурного и торгово-бытового обслуживания населения.  В статье рассматривается роль торговых улиц как мощного инструмента в социально-функциональной и композиционно-пространственной реабилитации периферийных районов города, повышения их потребительской ценности, инвестиционной и туристической привлекательности.

Полный текст

Введение. Развитие российского мегаполиса в условиях постиндустриальной парадигмы характеризуется актуализацией задач формирования общественных, социально значимых пространств нового качества и функционального содержания. Придание городу и его важнейшим общественных центрам аутентичности и инвестиционной привлекательности связано в первую очередь с изучением и аргументацией изменившейся структуры потребностей горожан, их потребительского и пространственного поведения. Условия конкурентного развития городов, их центров, объектов социокультурного и бытового обслуживания ставят перед архитекторами и дизайнерами новые цели по разработке программ совершенствования городской среды и важнейших объектов, концентрирующих такие функции обслуживания как торговые, культурно-развлекательные, рекреационно-познавательные и пр. [2, с. 133-137, 18]. При этом необходимым условием является процесс гуманизации общественных пространств, направленный на создание максимально комфортных условий этих территорий для разных групп населения, на достижение физического и психологического комфорта [3, с. 45-50].

  История вопроса. Как показывают многочисленные исследования междисциплинарного характера, архитектура и дизайн городской среды наиболее активно реагирует на изменения психологических и материально-пространственных проявлений потребностей населения, спроса в услугах и товарах, формирования новых центров притяжения населения и, как следствие, локализации новых направлений в функционально-планировочной структуре города в целом, а также – в рамках отдельного объекта обслуживания [13, с. 289-297]. Социальное поведение горожан анализируется сегодня посредством атрибутивных характеристик индивидов, а также локаций общественных социально значимых узлов. На передний план выдвигаются не нормы поведения и моральные ценности, а структурные характеристики социальных отношений. Рассматривая такой сложный организм, как «город-мегаполис», следует отметить, что имеется в виду пространственное поведение его жителей, их удовлетворенность материальной средой, уровнем потребительской культуры, эстетическими и экологическими характеристиками среды. Важнейшими оценочными показателями материально-пространственного комплекса города выступают плотность застройки и обслуживающих функций, преемственность в развитии планировочной структуры города. В целом, его необходимо рассматривать как сетевое пространство, представляющее собой совокупность позиций, ролей, отношений, потоков ресурсов и населения в контексте эволюции средового сознания горожан [5, с. 82-88].

  Методы исследования. Одним из ключевых направлений изучения современных тенденций функционирования города-мегаполиса как системы материализованных связей населения и реализации его потребностей является экономическая социология, рассматривающая такие определения, как «актор, сеть, поля, социальные контакты». Среди знаменитых ученых, посвятивших свои труды исследованию коммуникативных структур в социальной жизни горожан, стали П. Бурдье, О. Тоффлер, Б. Латур, М. Кастельс, А. Маршалл, Ж-Б. Сэй, А. Фишер, Д. Белла и др.

   Так, например, А. Латур подчеркивает, что социологию следует понимать не только как распределение связей между людьми, но и как сложное их взаимоотношение с материальными объектами, достижениями науки и изобретений, технологий, «объективированных в окружающем мире». При этом необходимо адаптировать понятие «сеть» (в трактовке Б. Латура и М. Кастельса) как комплексную структуру коммуникации и как один из анатомических принципов, описывающих устройство современного общества, к материально-пространственной сети функциональных объектов городского социума [9, 6]. Сегодня городское пространство представляет собой систему взаимопересечения экономического, социального, урбанистического, природно-экологического, архитектурно-композиционного функциональных полей с активным подключением социальных территориально-пространственных и функциональных связей, формирующих материальное воплощение узлов и центров в планировочной структуре мегаполиса [1, с.130-175; 7, с. 259-263].

  Смена вектора развития экономики от «производства и потребления товаров» к «производству и потреблению товаров и услуг» стала предметом научных изысканий во второй половине XX-го века в трудах таких теоретиков экономики как А. Фишер, Д. Белла и О. Тоффлер. Дальнейшее развитие мировой экономики продемонстрировало, что на смену третичного сектора экономики, связанного с развитием инфраструктурных отраслей, благоустройства территории городов, расширением палитры услуг социокультурного и бытового назначения приходит четвертичный сектор с развитием производства услуг и самих технологий. Активизация потребностей населения и изменение их содержания характеризуют данный этап как рост качественных услуг в сфере производства технологий, научного знания и образования [11, с. 220-229; 8, с.25-31]. Этот фактор предопределил значительные перемены в потребительских настроениях жителей городов, в формах реализации и номенклатуре услуг, а также в функционально-планировочных принципах, положенных в основу проектирования современных объектов социокультурного и торгово-бытового обслуживания населения.

  Результаты исследования. Городская среда и характер функциональных объектов, аккумулирующих торговые, культурно-развлекательные, рекреационно-познавательные и прочие цели посещения жителями мегаполисов, становятся индикаторами степени провинциальности города, а также уровня его развития и менталитета жителей. Одними из ключевых объектов такой концентрации функций являются сегодня торгово-развлекательные центры, получившие широкое распространение в крупнейших и крупных городах. Сложившаяся на сегодняшний день практика проектирования торговых объектов различного уровня должна совершенствоваться с помощью привлечения обширного банка междисциплинарной информации, посвященной исследованию современных тенденций изменения социального и пространственного поведения горожан и структуры потребностей, потребления товаров и услуг, а также учету неизбежного перехода от статичного к динамичному пониманию городских коммуникационных связей населения и пространственной инфраструктуры города [16; 17; 15, с. 587-596; 11].

  Принимая во внимание тот факт, что услуга материализуется в объекте архитектуры и интенсифицирована в современном городе, важнейшей информацией для осуществления процесса проектирования объектов обслуживания является анализ самого понятия «услуга» и изучение особенностей построения функционально-планировочного каркаса сети, в рамках которого она осуществляется на уровне социальных, экономических, потребительских и пространственных взаимоотношений человека и пространства.

   Первые научные исследования, позволившие сформулировать концепцию услуг, появились в Европе в середине XX в. Особый интерес представляла концепция формирования «Общества потребления», в котором доминирует иррациональное удовлетворение потребностей человека с целью определения и утверждения социального положения в иерархии общества [12]. Исследование сферы услуг и потребления в России сформировалось в 90-х гг. прошлого века, послужив основанием для разработки не только новых форматов торговли, но и определения локации этих объектов в планировочной структуре города. Исследования показали, что сложившаяся классификация потребностей в сфере получения материальных благ (товаров) предопределена рядом стадий, когда происходит: а) осознание необходимости приобретения товара, или услуги; б) минимизация временных затрат на приобретение товара или услуги; в) комплексное решение возникших задач в ходе реализации потребности приобретения товара, или услуги; г) приобретение товара или услуги в объектах с высоким уровнем обслуживания, использованием современных  технологий и аутентичными эстетическими характеристиками.

  Изменения психологических установок и функционально-пространственного поведения жителей мегаполиса предопределили тот факт, что в XXI в. гигантскими темпами развиваются потребности, выходящие за рамки объективно необходимых для жизнедеятельности человека. Для описания этого явления в научный обиход было введено понятие «формирование полипотребностей», аккумулирующее осуществление материальных и нематериальных задач, решаемых посетителями торгово-развлекательных центров, предлагающих широкий спектр дополнительных к торговле функций рекреации, зрелищ, питания, выставочных мероприятий и пр. [4, с.129-142]. Данное явление охватило практически все развитые страны мира и показало высокие темпы развития в современной России. Представленные функции создают в масштабе торгово-развлекательного центра нетоварные магниты, активно привлекающие население и посетителей, проводящих в этих объектах от 6 до 8 часов в воскресные и праздничные дни вместе с семьями.

Сегодня можно наблюдать активизацию культурно-образовательных и развлекательных функций в крупных торговых центрах, предоставляющих функционально-планировочные возможности для проведения новых форм досуга населения различного социального, демографического и материального статуса, что, безусловно, ставит перед архитекторами и дизайнерами задачи совершенствования процесса проектирования объектов ритейла разного масштабного уровня (от крупнейших торгово-развлекательных центров регионального и городского уровня до центров-клубов районного масштаба) с учетом современных тенденций изменения потребительского и пространственного поведения жителей мегаполиса.

   Помимо таких центров активную роль играют сегодня транзитные пространства городов-мегаполисов, представляющие собой функционально-пространственные коридоры локализации социальной жизни горожан и торгового обслуживания. Мировая практика архитектуры и дизайна располагает массой примеров развития торгового формата "стрит-ритейла", что напрямую связано с привлечением гостей и жителей города, а также повышением потребительских качеств территории и ее инвестиционной привлекательности. В отличие от передовых крупных форматов коммерческой торговой недвижимости, таких как ритейл-парки, аутлет-центры, сток-центры и прочие, размещение которых предполагает значительные площади за пределами города, торговые улицы характеризуются более камерным масштабом и локацией в различных районах года от центра до периферии [10].

Выводы. Проведенная специалистами оценка привлекательности торговых центров ряда российских мегаполисов показала, что системный анализ территориально-планировочной зоны локации центра, его транспортной доступности, спектра предоставляемых услуг и разнообразия функций, уровня обслуживания и номенклатуры товаров предопределяют дифференциацию посетителей на следующие группы: 1) целевые посетители, ориентированные на реализацию конкретной цели посещения (30%); 2)  посетители, ориентированные на реализацию минимального пакета дополнительных функций (40%) и 3) посетители, предусматривающие в одном посещении торгово-развлекательного центра реализацию максимального пакета функций (30%) [14]. Следует отметить, что это соотношение активно меняется в сторону возрастания в процентном отношении третьей группы потребителей от общего числа посетителей торгово-развлекательного центра российского города-мегаполиса. Помимо развития таких центров формирование торговых улиц может не только создать комфортные условия для обслуживания населения, но и стать мощным инструментом в социально-функциональной и композиционно-пространственной реабилитации периферийных районов города, повышения их потребительской ценности, инвестиционной и туристической привлекательности. Решение этих задач является неотъемлемой составляющей процесса архитектурного и дизайн-проектирования, охватывающего создание комфортной среды на уровне объектной и территориально-пространственной разработки.

×

Об авторах

Татьяна Владимировна Каракова

Самарский государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: t.karakowa@mail.ru

доктор архитектуры, профессор, заведующая кафедрой «Дизайн»

Россия, Cамара

Список литературы

  1. Бурдье, П. Социальное пространство: поля и практики / Бурдье П.; пер. с франц. − М.: Институт экспериментальной социологии: СПб: Алетейя, 2005. – 576 с.
  2. Воронцова, Ю. С., Каракова, Т. В. Значение визуальных эффектов в коммуникационных пространствах крупных торговых центров / Ю.С. Воронцова, Т.В. Каракова // Приволжский научный журнал. — 2016. — №2 (38). — С.133-137.
  3. Волкова, А. В., Глушенкова, К. В., Петрова, Е. Н. Гуманизация общественных пространств как способ повышения качества городской среды/ А.В. Волкова, К.В. Глушенкова, Е.Н. Петрова [Электронный ресурс] // Успехи современного естествознания. – 2021. – № 1. – С. 45-50. — URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=37563 (дата обращения: 18.11.2022).
  4. Важенина, И. С. Возвышение потребностей: противоречивая трансформация / И.С. Важенина // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2015. — №32 (38). – С. 129-142.
  5. Князева, Е. И. Сетевая теория в современной социологии / Е. И. Князева // Социология. — 2006. — № 2. — С. 82-88.
  6. Кастельс, M. Власть коммуникации: перевод с английского / М. Кастельс [Электронный ресурс]. — М.: «Высшая школа экономики», 2016. – 564 с. — URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01009375271 (дата обращения: 19.12.2022).
  7. Каракова, Т. В, Барова, К. Д. Среда жилых районов города как реагент отношения «субъект – архитектурное пространство/ Т.В. Каракова, К.Д. Барова // Известия Самарского научного центра РАН. — 2015. – Т. 17. — № 1. — С. 259-263.
  8. Кукушкин, С. Н. Четырехсекторная модель экономики / С.Н. Кукушкин // Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова. – 2020. — Т. 17. — № 1 (109). — С. 25-31.
  9. Латур, Б. Пересборка социального / Бруно Латур. – М.: Издательский дом Высшей Школы Экономики, 2014. – 384 с. — URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006773604 (дата обращения: 10. 11.2022).
  10. Менис, С. Будущее торговых центров за интерактивными решениями [Электронный ресурс]. — URL: http://www.arendator.ru/articles/157538-sergej_menis_buducshee_torgovyh_centrov_za_interaktivnymi_resheniyami (дата обращения 20.12.2022).
  11. Насырова С. И. Модель удовлетворения потребностей в экономике, ориентированной на человека/ С.И. Насырова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2021. — Т.11. — № 5. — С. 220–229.
  12. Нотман, О. В., Багирова, А. П. Привлекательность общественных пространств мегаполиса в оценках его жителей (на примере ТРЦ и парковых зон Екатеринбурга) / О.В. Нотман, А.П. Багирова // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. — 2018. — № 6. — С. 347—364.
  13. Панкина, М. В. Дизайн городской среды как средство формирования экологической модели поведения/ М.В. Панкина // Культура и цивилизация. — 2017. — Т.24. — № 7. - С. 289-297.
  14. Соломатина, Е. Н. Теоретико-методологические аспекты изучения потребления и потребительских практик в современной социологи/ Е.Н. Соломатина [Электронный ресурс]. // ОБЩЕСТВО: СОЦИОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПЕДАГОГИКА. — 2019. — №10(66). — С. 45-49. — URL: https://teoretiko-metodologicheskie-aspekty-izucheniya-potrebleniya-i-potrebitelskih-praktik-v-sovremennoy-sotsiologii.pdf (дата обращения: 15.12.2022).
  15. Bruz, V. V. Еconomics and public administration in modern russia: problems and solutions / V. V. Bruz [Electronic resource] // International Transaction Journal of Engineering, Management, & Applied Sciences & Technologies. -2019. Vol. 10 (4). - P. 587–596. — URL: https://tuengr.com/V10/587.pdf (дата обращения: 9.12.22).
  16. Burukhina, O. S., Serbin, S. A., Vartanyan, S. V., Maltceva, I. N. Мodern tendencies in design of public spaces in term of sustainable development / O.S. Burukhina, S.A. Serbin., S.V. Vartanyan, I.N. Maltceva [Electronic resource] // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. — 2019. — Vol. 481. — Iss. 1. — 12040. — URL: http://www.scopus.com/inward/record.url?partnerID=8YFLogxK&scp=85063810166 (дата обращения: 5.12.22).
  17. Cultural and creative ecosystems/The Value of Culture and the Creative Industries in Local Development [Electronic resource]. // OECD- 2019- P. 11-15. — URL: https://www.oecd.org/cfe/leed/2018-SACCI-Handbook.pdf (дата обращения: 20.12.22).
  18. Karakova, T. V., Zaslavskaya, A. Y., Smolenskaya, E.О. Сity branding. features of urban image design / T.V. Karakova, A.Y. Zaslavskaya, E.О. Smolenskaya // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. International Conference on Civil, Architectural and Environmental Sciences and Technologies, CAEST. С. 012040 [Electronic resource]. — URL: https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1757-899X/775/1/012040/pdf (дата обращения: 5.12.2022).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Каракова Т.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах