Дифференциация публики по уровню ориентаций на сценическое искусство

Обложка
  • Авторы: Гребеник Е.Н.1
  • Учреждения:
    1. Луганская государственная академия культуры и искусств имени Михаила Матусовского
  • Выпуск: Том 25, № 5 (2023)
  • Страницы: 79-84
  • Раздел: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
  • URL: https://journals.eco-vector.com/2413-9645/article/view/623066
  • DOI: https://doi.org/10.37313/2413-9645-2023-25-92-79-84
  • ID: 623066
  • Дата ретрагирования: 12.02.2024
  • Причина ретрагирования:

    Статья Е.Н. Гребеник «Дифференциация публики по уровню ориентаций на сценическое искусство» («Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки», т. 25, № 5 (92), 2023, с. 79–84; https://doi.org/10.37313/2413-9645-2023-25-92-79-84) отозвана на основании поступившей в редакцию информации о рерайте и неправильной интерпретации результатов чужих исследований, что ставит под сомнение научную ценность работы. Статьи, использованные без ссылок на автора и не упоминаемые в Списке литературы: Ушкарев, А.А. Аудитория искусства в социальных измерениях. СПб.: Алетейя, 2019. 660 с., ил. ISBN 978-5-907115-14-9; Ушкарев, А.А. Типология досугового поведения // Обсерватория культуры, 2017. Т. 14, № 2. С. 148–156. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-2-148-156; Ушкарев, А.А. Театр и зритель // Сцена, 2020, №1 (123). С. 7–13. ISSN 1817 – 6542; Ушкарев, А.А. Театральная публика: разрушая стереотипы // Вопросы театра. Proscaenium. 2018. № 1–2. С. 437–451. URL: http://theatre.sias.ru/upload/voprosy_teatra/2018_1-2_437-452_ushkarev2.pdf).


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В настоящий момент важной особенностью существования театра как социокультурного института является его функционирование в рыночных условиях. Спектакли становятся предметом купли-продажи, а гедонистической функции театра противостоит большая конкуренция: кино, интернет, социальные сети, развлекательные шоу и шоу-программы. В связи с этим, чтобы остаться на рынке потребления, театр применяет инновационные технологии и экспериментальные формы, которые влекут за собой потерю уникальности театра и снижению интеллектуального уровня публики. А эффективная реализация идеологической и воспитательной функций театра непосредственно связана с уровнем подготовки театральной публики. Вопросы его типологии, классификации уровня художественного образования, являются решающими при восприятии спектакля. Жанровая направленность и предметная ориентированность театров безусловно зависят от способностей публики воспринимать произведения театрального искусства. В статье представлен анализ социологических исследований взаимодействия индивида с искусством, а также социокультурных процессов, формирующих ориентацию театральной публики на произведения театрального искусства. Особое внимание автор уделяет досуговой деятельности людей и сформировавшимся стереотипам театральной публики. Также был проведен анализ культурно-досугового поведения публики и выведена ее дифференциация по уровню предпочтений и ориентаций на сценическое искусство.

Об авторах

Екатерина Николаевна Гребеник

Луганская государственная академия культуры и искусств имени Михаила Матусовского

Автор, ответственный за переписку.
Email: deepkatya@mail.ru

старший преподаватель кафедры театрального искусства

Россия, г. Луганск

Список литературы

  1. Бурдье, П. Формы капитала / П. Бурдье. – Текст : непосредственный // Экономическая социология. – 2002. – Т. 3, № 5. – С. 60–74.
  2. Конт, О. Социальная психология: учебное пособие / О. Конт ; отв. ред. А. Л. Журавлев. – М. : ПЕР СЭ, 2002. – 351 с.
  3. Радаев, В. В. Социология потребления: основные подходы / В. В. Радаев, – Текст : непосредственный // Социологические исследования. – М., 2005. – С. 5–18.
  4. Рубинштейн, А. Я. Сегментация театрального рынка / А. Рубинштейн, Н. Скоморохова, Г. Гедовиус, – Текст : непосредственный // Художественная жизнь современного общества. В 4-х т. [Искусство в контексте социальной экономии / Отв. ред. А. Я. Рубинштейн]. –СПб., 1998. – Т. 3. – С. 226–248.
  5. Социология культуры: учеб. пособие / Е. Н. Нархова, Д. Ю. Нархов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. – Екатеринбург : Изд-во Уральского университета, 2019. – 302 с.
  6. Струмилин, С. Г. Проблемы экономики труда: монография / С. Г. Струмилин ; [отв. ред. и авт. предисл. М. Я. Сонин]; Академия Наук СССР, Институт экономики. – М. : Наука, 1982. – 470 с.
  7. Ушкарев, А. А. Аудитория художественных музеев: история и методология изучения в России / А. А. Ушкарев, – Текст : непосредственный // Культура и искусство. – 2017. – № 7. – С. 36–49.
  8. Ушкарев, А. А. Культурный капитал как драйвер потребления искусства / А. А. Ушкарев, – Текст : непосред-ственный // Обсерватория культуры. – 2018. – №15(2). – С. 178–187.
  9. Ушкарев, А. А. Статусная мотивация потребления искусства / А. А. Ушкарев, – Текст : непосредственный // Культура и искусство. – 2018. – № 6. – С. 1–12.
  10. Фохт-Бабушкин, Ю. У. О культурных потребностях москвичей / Ю. У. Фохт-Бабушкин, – Текст : непосредственный // Культура и культурные потребности москвичей. – М., 2010. – С. 11–108.
  11. Хренов, Н. А. Публика в истории культуры. Феномен публики в ракурсе психологии масс: монография / Н. А. Хренов. – М. : Аграф, 2007. – 496 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Гребеник Е.Н., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах