ANALYSIS OF INTERDISCIPLINARY HUMANITARIAN STUDIES (TO THE 30TH ANNIVERSARY OF THE YAROSLAVSK SCIENTIFIC SCHOOL OF CULTURALS, CREATED BY PROFESSOR Tatyana Zlotnikova)


如何引用文章

全文:

详细

The article is devoted to the analysis of interdisciplinary humanitarian studies and the 30th anniversary of the scientific school established by the Honored Scientist of the Russian Federation, Professor, Doctor of Art History Tatyana Semenovna Zlotnikova. Yaroslavl State Pedagogical University, where the well-known Russian scientific school of cultural studies was born, is also home to the World of the Russian Province Research Center, the Dissertation Council, and several journals reviewed by the Higher Attestation Commission. Professor T.S. Zlotnikova is the founder and scientific leader of these institutions. The success of scientific work is measured today as a global scientific demand, and practical significance for its local space. Scientists from the best research centers in Russia participate in annual "Yaroslavl conferences", grant projects and publications. Yaroslavl cultural projects involve all age and professional levels: from students, undergraduates, postgraduates to doctoral students and professors. However, even with the mass audience, Professor Zlotnikova and her students are talented at building a dialogue. This article deals primarily with the methodology and publishing genres put forward by the Yaroslavl Scientific School of Cultural Studies: an analysis of the creative personality, the concept of Russian mass culture and a fundamentally new textbook on cultural studies. The publications of Professor T. S. Zlotnikova and her colleagues on these problems have a significant heuristic potential, are of high practical significance and have been awarded numerous grants. On the one hand, the 30th anniversary of the Yaroslavl scientific school of cultural studies is a phenomenon of scientific life; on the other hand, the analysis of topical problems of cultural studies based on the material of the multi-genre editions of Professor T.S. Zlotnikova is a methodological and research work.

全文:

Введение. В 2020 году исполнилось 30 лет кафедре культурологии в Ярославском государственном педагогическом университете. Гуманитарная кафедра провинциального вуза породила мощный комплекс академических научных подразделений. Среди них - научный центр «Российская провинция»; Диссертационный совет, выпускающий ежегодно молодых кандидатов и докторов наук; несколько научных журналов, рецензируемых ВАК; ежегодные грантовые издания и конференции, поддержанные крупнейшими научными Фондами. Основная часть. В Ярославле сформировались такие лидеры современной гуманитаристики как завкафедрой культурологии в ЯГПУ, проректор Ярославского Театрального института, доктор культурологии, профессор Т.И. Ерохина; разработчик инновационных грантовых программ «Концепты культуры ХХ века», доктор культурологии Н.Н. Летина; известная исследованиями глубинных ветвей народной культуры доцент Н.А. Дидковская; доктор культурологии и автор уникальной монографии о современных репрезентациях русской оперы за рубежом Д.Ю. Густякова. И еще один показатель этой научной школы культурологов: на ежегодных конференциях в Ярославле бывает «вся Москва», «все культурологи Приволжского округа», вузовские профессора Федерального Уральского госуниверситета, а также многих других регионов. Чаще это представители университетских кафедр, изучающие региональную культуру России; руководители и члены диссертационных и экспертных советов; просветители, связанные с творческими Союзами и музеями.Чтобы не быть голословными, представим несколько эскизных портретов. Начнем не с Москвы и Петербурга, ас Урала и Мордовии, где также работают мощные научные школы культурфилософского профиля. Это не «бунт российской провинции», но ее реальный вклад в актуальный ландшафт отечественной гуманитаристики. Профессор Л.А. Закс, известный российский философ, культуролог, возглавляющий параллельно университетскую кафедру этики и эстетики в Федеральном Уральском университете (УрГУ, Екатеринбург), он же Ректор Гуманитарного университета и сопредседатель секции критики Екатеринбургского отделения Союза театральных деятелей России, признанный мэтр, создавший славу Екатеринбурга как одной из культурных столиц [1. 2014, 2015, 2019]. Профессор Н.И. Воронина, председатель диссертационного Совета в МГУ имени Н.П. Огарева, руководитель научного Центра М.М. Бахтина. Диссертанты и магистранты профессора Н.И. Ворониной обогатили свой регион «гениями места» - изучением творений скульптора Степана Эрзя, созданием международного научного центра культуролога Михаил Бахтин, а также воссоздание мкультурного ландшафта во множестве уникальных монастырей и усадеб. Все это сначала было найдено, затем досконально изучено культурологами, а впоследствии и перепрофилировано в заново созданные музеи и просветительские центры [2. 2006, 2011, 2019]. В ряду других региональных культурологических школ, работающих при непосредственной связи с Ярославлем и профессором Т.С. Злотниковой, резонно будетназвать и Самарских культурологов, с которыми связана судьба автора этих строк [3. 2017, 2014, 2020]. Молодые культурологи и философыуспешно работают в Самарских вузах, театрах и музеях. Назовем доктора культурологии О.С. Наумову - Ректора Самарского государственного института культуры; кандидата культурологии Д.С. Бокурадзе - художественного руководителя и режиссера Новокуйбышевского театра «Грани»; вузовских доцентов, кандидатов философских наук и культурологии Л.Г. Иливицкую, Н.В. Барабошину, Ю.А. Кузовенкову. Обратимся к Ярославлю, где на культурологических конференциях собираются представители известных столичных институций. Москва: профессор РАНХиГС О.Н. Астафьева, профессор РГГУ, заместитель председателя экспертного совета ВАК РФ по философии, социологии и культурологии профессор И.В. Кондаков. Известные ученые Института философии РАН, доктора философских наук Н.И. Киященко и Л.П. Киященко; руководители ведущих исследовательских секторов, доктора философских наук С.А. Никольский, М.С. Киселева и В.К. Кантор, руководитель научной ЛабораторииВШЭ. Регулярно на конференциях в Ярославле выступает, доктор искусствоведения Н.А. Хренов, Институт искусствознания РАН. Мы не дошлии до середины поистине бесценного списка научных гостей Ярославского педагогического университета. Однако ясно, что проводить ежегодные конференции в столь представительном кругу специалистов, можно только постоянно развивая тематику и гарантируя научную новизну собраний. Отметим, что ярославская научная школа культурологов отличается как научными инновациями, так и “Placemaking” - устройством своего места. В течение 30 лет под эгидой профессора Злотниковой инициировано множество городских проектов: в Ярославских музеях, на телевидении; в содружестве с местными институтами власти, в театрах, школах и вузах. Выпускники профессора Злотниковой и ее коллег прекрасно подготовлены для просветительской и проектной работы, а потому любимы и востребованы в своем городе. История вопроса. Одна из Ярославских газет откликнулась на юбилей трогательным заголовком: «Золотая наша Злотникова». Заголовок медийного издания нам очень импонирует, особенно словом «наша».В данной статье мы более развернуто обоснуем правомерность адресованных ученому слов, сделав обзор научных и методологических достижений Т.С. Злотниковой и ее школы. КУЛЬТУРОЛОГ КАК ДИАГНОСТ. В Ярославский педагогический университет Т.С. Злотникова вошла 30 лет назади ни разу не пожалела, что оказалась в педагогическом университете со 100-летней историей. Однако биография Татьяны Семеновны Злотниковой связана с разными городами. Она рассказывала, что Ташкент ее детства и юности был интеллигентным городом. Получив золотую медаль по окончанию школы, она прошла основательную театроведческую подготовку в Ташкентском Театральном институте. Потом была аспирантура в Ленинграде, в легендарном Институте театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК), который непосредственно взаимодействовал с лучшими режиссерами, музыковедами и эстетиками. Параллельно аспирантка начала публиковать театральные рецензии. Ее тексты были замечены «великими» - Г.А. Товстоноговым, Е.А. Лебедевым, С.Ю. Юрским. «Девчонку» стали приглашать на репетиции и спектакли. В 25 лет она защитила в Ленинграде кандидатскую, а в 42 - докторскую диссертацию. Добавим, что Татьяна Злотникова начала преподавать в вузе с аспирантской скамьи. Если говорить о юбилейных изданиях, связанных с 30-летием кафедры, то мы хотели бы прежде всего обратить внимание на вышедший в 2021 г. учебник по культурологии [4. М: 2021]. Поскольку автор этих строк непосредственно связан с преподаванием данного предмета в специализированном вузе и хорошо знаком с признанными учебниками культурологии, укажем на очевидные достоинства издания, скромно определенного как учебное пособие, в объеме 346 страниц, с названием: «Междисциплинарный дискурс культуры (философско-психологическая и социальная методология). Ярославский учебник охватывает весь круг необходимых студентам культурологических теорий, но также вводит студентов в актуальные художественные практики. Говоря языком современных вузовских стандартов, профессиональное преимущество учебника профессора Т.С. Злотниковой состоит в многообразии компетенций. Когда 30 лет назад Татьяна Семеновна начала создавать кафедру культурологии и журналистики в ЯГПУ, там были новостью «семиотика», по Ю.М. Лотману, эстетика, культурология и синэргетика, по М.С. Кагану; эстетика как специальность учителя, по Н.И. Киященко. Фактически она начала внедрять в Ярославском вузе новую парадигму культурологии, сопрягающую психоанализ и философию искусства, театроведение и медийность. Злотникова не делала скидок на специфику провинциального педагогического вуза и ограниченный художественный опыт студентов. Она стояла на том, что культурологию везде должно преподавать так, как в элитных столичных университетах. К тому же, молодой доктор искусствоведения открывал для самой себя мир российской провинции. Это требовало новых культуфилософских «инструментов». В поисках новых подходов к учебнику по культурологии Т.С. Злотникова изучила десятки изданий подобного жанра, выявляя актуальную матрицу учебника культурологии XXI в. Свежие методологические идеи, вошедшие в ее собственный учебник, могут отличаться от других аналогичных изданий, на которые она, однако, обязательно ссылается. Например, учебники или учебные пособия по культурологии профессора И. В. Кондакова, посвященные русской культуре [5].Опираясь на идеи В.И. Вернадского о специфическом «месторазвитии» русской культуры между Европой и Азией, автор последовательно, с четкими характеристиками той или иной эпохи, со схемами и богатейшим историко-культурным материалом, структурирует «дорогу длиной в 11 веков». В Предисловии профессор И.В. Кондаков весьма полемично пишет о распространенных сегодня подменах курса культурологии. Например, изложение социально-политической историис датами и иллюстрациями. Либо «бусы»: нанизанные друг за другом «бусинки» отдельных предметов, в том числе, истории, литературы, искусства, никак не связанные между собою методологически.Культура, как справедливо пишет ученый, в этом случае предстает «неконцептуализированной эмпирикой», осваиваемой «на ощупь». «В образовавшийся вакуум - культурный, идеологический, политический - немедленно хлынули различные мистические и эзотерические учения, политические доктрины - нередко сырые, доморощенные, подчас граничащие с национализмом и экстремизмом» [5,с. 5]. По нашему мнению, И.В. Кондаков, вводя некоторые общие, базовые категории и работая с массивами историко-философских и социальных процессов, предлагает новый и оригинальный выход из тупиковой ситуации. Его курс лекций охватывает более 11 веков- от языческой Руси X века до России глобальных связей в начале XXI века, дополнен многочисленными схемами, которые отражают новые цивилизационные повороты. Но это не единственный выход и не единственная востребованная концепция учебника. Т.С. Злотникова, опираясь на парадигмы художественной культуры и психологию выдающихся деятелей искусства, «поднимается в гору» в том же направлении, но по другой тропе. Однако общее в этих учебниках то, что в их основе лежит обобщение в единой авторской версии гигантского философского, историко-культурного, художественного материла. Разные дороги «ведут к храму», к пониманию цельности и взаимосвязи культурных наследий. Повторим, что системное освоение культуры в жанре учебника дается далеко не всем. В среде вузовских преподавателей культурологии весьма распространен тип начитанного теоретика, имеющего скудное понимание художественной культуры; либо наоборот: эмпирика, далекого от философских обобщений. Отчасти это следствие известной молодости данного гуманитарного направления. «Факультетские театроведы» или «факультетские искусствоведы», пересказывающие даты и названия художественных произведений, довольно многочисленны. Судя по учебному пособию профессора Злотниковой, ей удалось создать свои системные матрицы великих открытий и достижений художественной культуры. Продолжим эту важную тему, всплывающую далеко не только в связи с предметными «заборами» гуманитарных факультетов. Иной культуролог похож сегодня на врача эпохи Просвещения, который говорил на латыни, получил докторское звание по факту окончания университета, но никогда не дотрагивался до пациента. Этот «доктор» не овладел никакими «тактильными практиками», он не был диагностом или хирургом. Подобно этому, некоторые современные культурологи с университетским дипломом, не имеют опыта интерпретации живых объектов художественной культуры. Они никогда не «дотрагивались» до интерпретаций русской классики в музеях; до оценки медийных проектов, до понимания новых выставочных концепций и каких-либо других художественных практик. Уникальность профессиональной судьбы и личной одаренности профессора Злотниковой позволили ей в равной степени успешно «диагностировать» (диагноз здесь - «двойное знание»: знание + интерпретация). Она знает и умеет выявить/ понять суть театральных, литературных, медийных практик. С другой стороны, Злотникова - эрудит, блистательно владеющий культурфилософскими обоснованиями. Междисциплинарный фундамент лежит в основе ее театральных репрезентаций. На этом стыке родились исследовательские проекты, которые уже много лет создает профессор Злотникова и ее научная школа. Итак, наша высокая оценка учебного пособия Злотниковой базируется на том, что междисциплинарные культурфилософские подходы позволяют диагностировать огромные массивы художественной практики (спектакли, художественная литература, массовые и медийные формы, др.). Ее научный инструментарий включает в себя специальные психологические и философские теории, трактующие творческую личность. Она довольно давно вошла в пространство синергетики, в котором обнаружила очевидные преимущества. Как пишет академик Б.В. Раушенбах: «…безусловная «польза ответвлений»: они делают человека готовым к неожиданным поворотам жизни и никогда не бывают лишними» [6, с. 2002]. Как же складываются подобные междисциплинарные профессиограммы в культурфилософской сфере? Будучи еще юным театральным рецензентом, Татьяна Злотникова никогда не пересказывала фабулу пьесы и не раздавала стандартные оценки актерам: «хорошо сыграл/плохо сыграл». Профессор глубоко погружается вхудожественную формуспектакля или телевизионного шоу. Ее междисциплинарные репрезентации исключительно точно «схватывают»творческий замысел. Примеры из Злотниковой, которая, читая вместе с нами книгу С.Ю. Юрского и вспоминая его на сцене, обращает внимание на то, как трактуется время в спектаклях Юрского, почему позднее оно стало одни из главных фигурантов его прозы. Время для него - образно-философская категория: плотная и чаще всего враждебная, а в лучшем случае - равнодушная среда существования[7, Глава 4]. Разумеется, время можно рассматривать как философскую категорию, как бытовое течение минут, часов и лет. Но для Юрского - это ни то, ни другое. Мастерство Юрского - актера и режиссера, эрудита и автора книг, как показывает Т.С. Злотникова, состоит в том, что он находит для сцены и для книги философские метафоры, короткие сюжеты, пластические, интонационные, стилевые объяснения, выражающие«враждебность времени». Чуткий рецензент еще когда-то это почувствовал, а доктор наук именно на этом фиксирует аналитический анализ. Приведем пример из работ Злотниковой, комментирующей парадоксы времени и пространства, по Юрскому: Эмигрантам плохо в Париже, без языка, в плохой квартире. Однако «русский абсурд!»: киевлянка любит Париж больше, чем собственный город. Удивительно глубоко подмечено и как будто на простейшем примере. Прежде всего, формулировки Т.С. Злотниковой многомерны, требуют фундаментальных знаний, чуткой интуиции, а также профессионального сотворчества и эмпатии. Татьяна Семеновна духовно росла рядом с выдающимися творческими личностями, какими были в силу своего таланта и образованности великий режиссер Георгий Александрович Товстоногов, актеры - мыслители Евгений Александрович Лебедев и Сергей Юрьевич Юрский. Она училась у них глубинному культурфилософскому распознанию художественных произведений. В зрелые годы стала ориентироваться на парадигмы психоаналитиков, методологов, отечественных эстетиков и культурологов масштаба М.С. Кагана, а позднее - И.В. Кондакова. Свой уникальный опыт и интуитивное постижение театра Татьяна Семеновна постоянно расширяет и трансформирует, научившись переходить в разные научные, художественные и практические сферы. Среди множества наблюдений, которые остались в памяти после посещений Ярославля, был, например, и такой простодушный пример. Художественный музей Ярославля находится под эгидой ЮНЕСКО, уникальна его экспозиция и атмосфера. В нем, как и во многих других институтах города, работают бывшие ученики профессора Злотниковой. Когда она однажды привела участников научной конференции в этот музей, «к своим девочкам», то, разумеется, всю группу поразила стационарная экспозиция, редкостные и прекрасно выставленные шедевры русской живописи. Однако в глаза бросилась также суперсовременная и заново созданная музейная среда. Европейского уровня каталоги и лекции; забавная афиша театрализованных мероприятий в музее. Глаза и руки потянулись к остроумным и нестандартным сувенирам, которых нет нигде, кроме Ярославля. Это именно то, что в современной урбанистике называют «созданием места». За этим стоит новая осведомленность и творческий подход: какими выглядят сегодня в мире выставочные пространства, что мы можем к этому добавить, однако, при этом никого не копируя. Несомненно, подобная деятельность носит творческий характер [7]. Молодые сотрудницы музея формировались ею же, Татьяной Семеновной Злотниковой и ее коллективом, в вузе и на кафедре, которую она создала. Будущих музейных сотрудников здесь воспитывали как аналитиков, эрудитов, знатоков культурологических теорий, но также как современных музейных проектировщиков. Она учила их понимать театр, в котором сопрягаются удаленные образы и методы. Татьяна Семеновна Злотникова легко входит в диалог с людьми разных профессиональных взглядов, с профессорами и первокурсниками. Вот как об этом написала Л.А. Якушева, одна из ее бывших студенток: «Спектакли и репетиционный процесс режиссеров Г.А. Товстоногова, А.В. Эфроса, О.Н. Ефремова, Г.Б. Волчек, А.С. Кузина; актерские работы Е.А. Лебедева, И.М. Чуриковой и многих других, чьи работы Т.С. Злотникова наблюдала, анализировала и изучала, вошли в ее личный профессиональный опыт, став той высокой мерой ответственности, которая трансформирует интеллигентский идеализм в неизменно качественный результат каждодневной работы» [8, с. 183 - 189]. Это тонко подмечено: трансформация «интеллигентского идеализма» в ответственность и каждодневную работу. ПЕРСОНАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ. И еще раз подходим к монументальной монографии профессора Злотниковой «Философия творческой личности» [9], появившейся на свет в 2017 году. В книге 918 страниц. Объем оправдан многоаспектностью, о которой речь уже шла выше. Т.С. Злотникова посвятила много лет исследованию проблемы«творческой личности»: написала сотни научных статей, театральных рецензий и десять весомых монографий; оттачивала свою концепцию на занятиях со студентами и аспирантами. Автор последней монографии выделил три магистральных линии в рассматриваемой проблеме. Творческая личность в ее дисциплинарных аспектах: философско-психологическом, социально-психологическом, художественно-эстетическом проявлениях. Это -фундамент междисциплинарной монографии. Творческая личность в русской культуре - генеральная линия, которая прошла с исследователем через всю жизнь. В ее обосновании смыкается богатейший опыт ученого, театрального критика и фундаментальная, междисциплинарная интерпретация проблемы. Одиниз аспектов концепций профессора Злотниковой состоит в том, что в русской культуре всегда представлены два мира, - реальность и утопия. Между ними нет границы. Типичные и обыкновенные люди живут повседневностью и идеалами. Бывает, что их угнетает невозможность достижения идеала, в силу самых разных причин: от социальной несправедливости до лени. Они всегда на границе между ожиданием и разочарованием. Великая русская культура «служения и учительства» закрепила особенное представление о национальном характере. Абсурдной представляется деятельность с точно выбранной целью, а естественным - отсутствие таковой. Всегда необходимо «зазеркалье». Уникальным для современной культурологии является скрупулезная и детальная авторская разработка проблематики конкретных творческих личностей, принадлежащих разным эпохам. А.С. Пушкин и личности символистов; картина мира в сочинениях Ф.М.Достоевского, Н.В. Гоголя, А.П.Чехова и вплоть до С.Ю. Юрского. Творческая личность в перфомансе, балете, кинематографе- Ф. Феллини или Ф. Озона. Наконец, ярославские художники, в прошлом эмигранты, среди которых архитектор-«космополит» Г. Гуэврекян, органично вошедший в контекст современного русского искусства [10]. Итак, творческая личность - это пограничность, легко переходящая в Homo Extremis, страстное желание достичь «светлое будущее»и фантомы зазеркалья. Творческий человек российского типа живет на границе, между страстным желанием высказаться и страхом не успеть этого сделать (как в песне В.С. Высоцкого: «Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!..И дожить не успел, мне допеть не успеть»). КНИГА О МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ. И, наконец, еще один дискурс творческой личности - отечественная массовая культура [11]. Эта линия актуализировалась в прежних публикациях автора, обсуждениях с коллегами-учениками-единомышленниками, но в монографии, посвященной массовой культуре, выдвинута в широкое научное поле. Хотя данная проблематика до сих пор отрицается некоторыми гуманитариями, Т.С. Злотникова предлагает галерею отечественных ученых - открывателей маскульта. Она показывает, что «оборотная сторона Луны» не только замечена, но уже довольно давно выдвинула новые исследовательские парадигмы. Концепция Т.С. Злотниковой опирается на тех, кто, опережая время, обратил внимание на новые феномены, а также предложилих новые интерпретации. В контекст аналитиков, которые начали распознавать массовую культуру, во всяком случае, стояли на ее пороге, впервые попадают признанные работы Б.И. Зингермана [12], Г.А. Борисовой и Г.Ю. Стернина [13], все чаще цитируемые работы Г.Ю. Бродской [14, 15, 16]. Философски мыслившие отечественные искусствоведы, разумеется, хорошо известны. Но традиционно их воспринимали как исследователей высокого искусства рубежа XIX - XXвв. Т.С. Злотникова впервые обращает внимание на замеченные ими, параллельно и независимо друг от друга, феномены массовой культуры, существующие внутри и параллельно русской классике. Об этом писал еще Б.И. Зингерман, анализируя А.П. Чехова: в самых простых ситуациях русской культуры чувствуются «оба конца времени»: прошлое и настоящее, дотронешься до одного конца и дрогнет другой» [17]. С середины ХХ в. оформляется художественная форма как коллаж:на грани повседневности, маскульта и изысканного художественного эксперимента. Т.С. Злотникова и ее коллеги, несомненно, расширили дисциплинарный круг, применительно к потребностям изучения массовой культуры. Например, осваивали социологические навыки, нередко обращались к работам Ж.Т. Тощенко [18]. Т.С. Злотникова глубоко изучила синергетические гипотезы, том числе, И. Р. Пригожина, М.С. Кагана [19].Особое значение для ее анализа приобрели междисциплинарные концепции анализа личности, по К.-Г.Юнгу [20].В качестве генерального основания для изучения русской массовой культуры ею был репрезентирован ряд архетипов К.-Г. Юнга. На основе междисциплинарных, психолого-социальных и культурфилософских подходов, формировались свои методы интерпретации художественной культуры. В современном отечественном маскульте Т.С. Злотникова разделяет мужской и женский архетипы. По ее мнению, ретродетективы Б. Акунина, А. Чижа, представляют романтический и востребованный мужской архетип, тогда как в целой серии романов Е. Вильмонт, Д. Рубиной, Д. Донцовой сформировался женский архетип. Автор монографии, опираясь на мощный методологический фундамент, мастерски работает с художественными текстами, выявляя типовые, культурфилософские, востребованные временем и реализованные чуткими авторами маскульта. И, наконец, нельзя не остановиться на массовых зрелищных жанрах, виртуозно, проанализированных Т.С. Злотниковой. Выше мы много раз ссылались на фундаментальные теории, которые она использует: от философско-психологических до синергетических подходов. Однако, если бы на этом фундаменте ее тонкая авторская интуиция не выстаивала целые «этажи» безупречных оценок и неожиданной интерпретаций, вряд ли диагнозы тех или иных предметов массовой культуры были бы такими точными. Возьмем только один из множества примеров, представленных в ее монографии о массовой культуре. Олимпиада 2014, проходившая в России, декодирована как текст массовой культуры, с применением названных архетипов и чуткой авторской реакцией на решения сценаристов и постановщиков. Приведем один конкретный пример диагностики массового зрелища из книги профессора Т.С. Злотниковой, посвященной маскульту. Мало кто из обозревателей - авторов бесчисленных телевизионных, газетных и журнальных материалов - приблизился к кодам одного из важнейших актов современной российской культуры - церемонии открытия Олимпиады 2014 г. Т.С. Злотникова сделала это как театральный критик: не упустив ни одной художественной детали. Вместе с тем, как аналитик и ученый она показала базовые архетипы действа. Посмотрим на открытие Олимпиады ее глазами. Сценарий, основанный на «Азбуке» Александра Бенуа, вышедшей еще в 1904 г., предполагал погружение в великое, зрелое прошлое, как бы адресованное настоящему и будущему. Наивная структура детской Азбуки сплела ошеломляющую медийную зрелищность с разными, далеко не только советскими, этапами национальной культуры. Напомним, что структура зрелища базировалась на том, чтобы «привязать» каждую букву Азбуки к историческим пространствам России, ее гениям в прошлом и детям, шагающим в будущее. Например: А - аз, буки, веди (комментарий об истоках русского языка). Б - Байкал. В - вертолет Сикорского. Г - Гагарин. Д - Достоевский и т.д. Вплоть до буквы «Я»: «это дар, который наяву, а не во сне, получила девочка Люба». Повторим, что современное зрелище открытия Олимпиады описывали многие комментаторы. Во всех странах массовые действа с типовыми национальными символами, с архетипами маскулинности и патриотическими аттракционами заполняют открытие Олимпийских торжеств. Культфилософский диагноз уникальной российской трактовки был предложен Т.С. Злотниковой. Она построила его на том основании, которое является базовым: «для открытия выбран зрелищный текст, адресованный массовой аудитории»[7, с. 398]. Т.С. Злотникова чутко фиксирует внимание на самом ярком и массовом зрелище - открытии Олимпиады, которое строится на базовом архетипе: дети, ирония, наивность и вечный трансфер традиций. Эта концепция пропитывает весь текст открытия Олимпиады 2014, с его детской наивностью и иронией, с образами бескрайних пространств и эпох. Вся тысячелетняя история страны рассматривается «сквозь призму Вали и Юры». Этот потрясающий ход не мог не покорить интернациональную аудиторию. Как пишет Т.С. Злотникова, легкая волна детского обаяния стерла недоверие. Дух открытия Олимпиады в Сочи базировался на традиционных канонах маскульта, но избежал ложной патетики, растворил ее, как сформулировал исследователь. Архетипы детства, наивной Азбуки, позволили перекодировать имперские архетипы. Дети открыли, впрочем, всегда и всем, юные поколения открывают двери в будущее. Заключение. В повседневной жизни она сама выработала свой хронотоп. Вся жизнь Татьяны Семеновны протекает в титанической загрузке, вместе со студентами и аспирантами, которые ее бесконечно уважают и любят, нуждаются в ней и верят, а также в окружении многочисленных студентов и магистрантов, диссертантов и участников ежегодных конференций в Ярославле. Т.С. Злотникова строго следит за порядком и развитием молодежи. Готовым к служению науке открывает двери, с «пустыми», т.е. лишенными исследовательского потенциала, может моментально попрощаться. Профессор Злотникова умеет быть строгой. Она вкладывает в свою работу невероятную энергию знаний и эмпатию, талант ученого и щедрость просветителя. Мы интерпретируем профессора Злотникову как творческую личность русской культуры, используя ее же схему. Включим в нашу диагностику профессора, доктора культурологии Л.Б. Зубанову, директора Уральского института культурной политики и проектного менеджмента Челябинского государственного института культуры. Она пишет: «Научно-исследовательские инициативы «Центра российской провинции» Ярославля, возглавляемого профессором Т.С. Злотниковой, перевернули представление о подходах и возможностях изучения российской провинции» [21]. Надеемся, что новые научные публикации Ярославской научной школы найдут современные подходы к исследованиям«Советской Атлантиды». Не будет преувеличением сказать, что на сегодняшний день «советский век» более современно изучен не в своем отечестве, но за рубежом. Примечательно, что в самом конце 2017 г. новые аналитические исследования по советской цивилизации вышли в свет в Германии [22.2017]. Чуть раньше, хотя и почти незамеченной, оказалась публикация Ю. Слёзкина «Американская русистика», изданная в скромном научном журнале СаГА - Самарской Гуманитарной Академии [23.2001]. Некоторое время назад автор этих строк предложил свою научную статью с этой тематикой, которая моментально была напечатана в «Вестнике ЯГПУ» [24]. Подобных современных исследований, посвященных междисциплинарным проблемам «советского века», исключительно мало. Сегодня мы ориентируем молодых вузовских ученых на публикации в зарубежных научных журналах. Научно-исследовательские инициативы «Центра российской провинции» Ярославля, возглавляемого профессором, заслуженным деятелем науки Т.С. Злотниковой, перевернули представление о подходах и возможностях российской провинции, в ее элитарном и массовом дискурсах. Представляется актуальным перевести работы профессора Т.С. Злотниковой на английский и немецкий языки, чтобы ссылаться могли также и зарубежные коллеги.
×

作者简介

E. Burlina

Samara State Medical University

Email: e.ya.burlina@samsmu.ru
Samara, Russia

参考

  1. Закс, Л. А. Город как машина культуры: прошлое и современность // Современный город: социальность, культуры, жизнь людей: материалы XVII междунар. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2014 @@ Закс Л.А. Творчество Эрнста Неизвестного в контексте художественной культуры ХХ в.: // Ярославский педагогический вестник. 2015. №3 @@ Закс Л.А. К познанию специфики современного искусства: культурцентристская парадигма художественного сознания/Художественная специфика и социальный потенциал современного искусства. Сб.ст. Сост. И науч.рук. Л.А. Закс, Т.А. Круглова. Екатеринбург, 2017 @@ Закс Л.А. Современная эволюция/революция культуры и формирование культуроцентристской парадигмы сознания (на примере философии и социогуманитарных наук) // Известия Уральского федерального университета. - Екатеринбург, 2019.
  2. Воронина, Н. И. и др. М.М. Бахтин в современном гуманитарном мире. - Саранск, 2006 @@ Воронина Н. И. Теоретическая культурология (2001, 2006) @@ Этос «Мы» и проблема самоидентификации // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2011. №2 @@ Воронина Н.И. Метафизика городского пространства // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. - 2016. -№07-08. -С. 77-81.
  3. Бурлина, Е. Я. «Что ни город, то хронотоп». Пространственно-временная диагностика города // МНИЖ. 2017. №9-1 (63) @@ Время в городе: темпоральная диагностика, хронотипы, молодежь: [монография] / Е. Я. Бурлина [и др.] @@ Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2012 @@ Бурлина Е.Я. Хронотоп - семиотика и будущее города// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2020. - №74 @@ Бурлина Е.Я. Явление Шостаковича. Война и двуосмысливание//Человек и война. Отв. редактор С.А, Никольский/Институт философии РАН. 2020., изд-во «Голос». - С. 428 - 458.
  4. Злотникова, Т.С. Междисциплинарный дискурс культуры (философско-психологическая и социальная методология): учебное пособие / Т.С. Злотникова. - Москва: ИНФРА-М, 2021. - 346 с.
  5. Кондаков, И. В. Культурология: история культуры России: Курс лекций. - М.: Высш. шк., 2003. - 616 с.
  6. Раушенбах, Б. В. О пользе ответвлений// Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. - С. 469.
  7. Злотникова, Т. С., Ерохина, Т. И., Летина, Н. Н., Густякова, Д. Ю., Киященко, Л. П. Российский дискурс массовой культуры: эстетические практики и художественный образ. Учебное пособие по курсу «Эстетика и теория искусства». под науч. ред. Т. С. Злотниковой, Т. И. Ерохиной. / Глава 4, Эстетические практики личности как противостояние массовой культуре. - Ярославль: Издательство «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского (Ярославль)».2015.
  8. Злотникова, Т. С. Методологические «ответвления» в изучении актуальных проблем культуры//Культура и искусство 3(33). - М., 2016.- С. 310.
  9. Якушева, Л. А. Человек театра: культурологическая школа Т. С. Злотниковой // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 4 (115). - С. 183 - 189.
  10. Злотникова Т. С. Философия творческой личности». Монография. - М.: ООО «Издательство «Согласие», 2017. - 918 с.
  11. Злотникова, Т. С. Соблазны и отторжения массовой культуры: российский опыт. Монография/ Т. С. Злотникова. - М.: ООО «Издательство «Согласие», 2020. - 620 с. - С. 68.
  12. Зингерман, Б. И. Театр Чехова и его мировое значение / Акад. Наук СССР. ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР; Отв. ред. А. А. Аникст. - М.: Наука, 1988. - 382 c.
  13. Борисова, Г. А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. - М., 1990, 1994, 1998.
  14. Бродская, Г. Сонечка Голлидэй. Жизнь и актерская судьба: Документы. Письма. Историко-театральный контекст. - М.: Издательство ОГИ, 2003. - 464 с.
  15. Бродская, Г. Алексеев-Станиславский, Чехов и другие. Вишневосадская эпопея. Т. 1 - 2. М.: Аграф, 2000.
  16. Танин, П. Надломленный век/ Петербургский театральный журнал. - URL:http://ptj.spb.ru/archive/22/historical-novel-22-3/nadlomlennyj-vek/ (дата обращения: 01.12.2020).
  17. Зингерман, Б. Время в пьесах Чехова// Зингерман Б. И. Очерки истории драмы 20 века: Чехов, Стриндберг, Ибсен, Метерлинк, Пиранделло, Брехт, Гауптман, Лорка, Ануй / Отвеств. ред. А. А. Аникст. - М.: Наука, 1979. - 392 с. - С. 123.
  18. Каган, М. С. Эстетика и синергетика. Тезисы (Материалы научной конференции. 20-21 октября 1999); Каган М.С. Формирование личности как синергетический процесс// Журнал «Обсерватория культуры» / НИЦ Информкультура РГБ. - № 2 / 2005. - С. 4 -10) @@ Леонид Столович. Мудрость. Ценность. Память. - Tartu-Tallinn, 2009.
  19. Перспективы метафизики: Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков. Под редакцией засл. деят. науки РФ, проф. Г.Л. Тульчинского и проф. М.С. Уварова. Санкт-Петербург - 2000.
  20. Блохина, Н. Н. Карл Густав Юнг - врач и мыслитель // Сиб. мед. журн. (Иркутск). - 2007. - №8.
  21. Зубанова, Л. Б. Рецензия на статью. Е.Я. Бурлина "Атлантида советского искусства": классика и постнеклассика" // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2018. - №2. - С. 111-112.
  22. Schlögel,Karl. SowjetischeJahrhundert. Archäologie einer unter gegangenen Welt. - Verlag C. H. BeckoHG. - München 2017. - S. 912.
  23. Ю. Слезкин // Американская русистика: Вехи историографии последних лет. Советский период / сост. М. Дэвид-Фокс; пер. с англ. - Самара: Самарский университет, 2001. - 376 с.
  24. Бурлина, Е. Я. Советский век» в приватных пространствах и глобальном времени//Ярославский педагогический вестник - 2019 - № 4 (109). - C- 166 - 172.

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

版权所有 © Burlina E.Y., 2021

Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名 4.0国际许可协议的许可
##common.cookie##